Управление качеством на промышленных предприятиях на основе процессного подхода

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Григорян Е. С. Управление качеством на промышленных предприятиях на основе процессного подхода // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 481–485. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970111.htm.
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению управления качеством промышленных предприятий на основе применения процессного подхода. В статье представлены теоретические и методологические аспекты применения процессного подхода к управлению качеством. Обоснована важность процессного подхода к управлению качеством. Выявлены и обоснованы уровни управления и процессы. Представлена модель управления качеством на основе процессного подхода.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Григорян Екатерина Сейрановна,кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и управление», ФГБОУ ВО «Пензенский государственный технологический университет», г.Пензаek_grigoryan@mail.ru

Управление качеством на промышленных предприятиях на основе процессного подхода

Аннотация.Статья посвящена рассмотрению управления качеством промышленных предприятий на основе применения процессного подхода. В статье представлены теоретические и методологические аспекты применения процессного подхода к управлению качеством. Обоснована важность процессного подхода к управлению качеством. Выявлены и обоснованы уровни управления и процессы. Представлена модель управлениякачествомна основе процессного подхода. Ключевые слова:качество, управление качеством, бизнеспроцессы, процессный подход к управлению

В условиях инновационной экономики, успешностьразвития промышленныхпредприятийзависит от успешности управленияразличными взаимосвязанными видами деятельности. В этом случае, любая деятельность, связанная с преобразованием ресурсов в готовую продукцию, а также деятельность по обеспечению качества произведенной продукции рассматривается как процесс. Следовательно, наличие на предприятии системы взаимосвязанных процессов,а также системы управления ими рассматривается как процессный подход.Преимуществапроцессного подхода состоятв непрерывности управления, которые он обеспечивает в ходе осуществленияотдельных процессов, а также приих комбинации и взаимодействии [2].В научной литературе вопросы, связанные с применением процессного подхода к управлениюна промышленных предприятиях, нашли свое отражение в работах зарубежных авторов: К. Гейна, Ф. Гуияра, Т. Девенпорта, Дж. Келли, М. Робсона, Т. Сарсона, Ф. Уллаха, Х. Ван Хамвегена, Р. Хаммера, Д. Харрингтона, Дж, Чампи, А. Шеера, Дж. Шелдрейка, К. Эсселинга, и российских ученых и практиков: Н.М. Абдикеева, А.М. Гаджинского, Т.П. Данько, В.А. Ивлева, С.В. Ильдменова, Г.Н. Калянова, Д.А. Киселева, В.Г. Медынского, Е.Г. Ойхмана, Э.В. Попова, Т.В. Поповой, Ю.Ф. Тельнова, А.В. Тютюнника. Труды как мировых классиков менеджмента качества, таких как: Э. Деминг, Дж. Джуран, К. Исикава, Ф. Кросби, Г. Тагути, А. Фейгенбаум, У. Шухарт, так и российских ученых: В.Н. Азарова, Б.В. Бойцова, В.А. Васильева, С.Д. Ильенковой, А.В. Квитко, В.А. Лапидуса, В.М. Мишина, А.Н. Рекшинского, В.А. Швандара, Ю.В. Шленова и др., посвященные различным аспектам управления качеством [8].Отмеченные ученые и специалисты внесли значительный вклад в разработку различных теоретических и прикладных аспектов поддержки принятия решений по управлению предприятием на основе процессного подхода [9].В основепроцессного подхода лежитпонятие процесса. Одним из идеологовориентации предприятия на процессный подходбыл Ф.Нордсик, в понимании которогобизнеспроцесс представляет собой «особый процесс, который служит осуществлению основных целей предприятия(бизнесцелей) и описывает центральную сферу ее деятельности»[11].А.Г.Край рассматривает процесс как«любуюоперационнуюили административнуюсистема, котораяпреобразует ресурсы в желаемые результаты»[6]. При этом выход одного процесса часто образует вход следующего, а сами процессы многочисленны и взаимосвязаны. Международные стандарты качества серии ISO 9001:2008 дают определение процесса как деятельности, использующей ресурсы и управляемой с целью преобразования входов в выходы [4]. Не вступая в дискуссию, под процессами понимаются логически упорядоченные этапы (шаги, операции), преобразующие входы в выходы. В некотором смысле такое понимание процессов близко к представлению об алгоритмах. Процессный подход удобен, прежде всего, потому, что открывает широкие возможности для визуализации, а значит и для вовлечения сотрудников [1].Любое предприятие имеет организационную структуру, и в зависимости от того, какие проблемы решаются на том или ином ее уровне, можно выделить соответствующие уровни управления: стратегический, тактический и оперативный. На каждом из этих уровней протекают свои внутренние процессы, управление которыми осуществляется по вертикали (рисунок 1) [3].

Рис.1.Уровни управления и процессы

Процессная модель предприятия состоит из множества бизнеспроцессов, участниками которых являются структурные подразделения и должностные лица организационной структуры предприятия[5]. Так, с позиции А.В. Фейгенбаума, «деятельностьпо повышению качества должна быть реализована на всех этапах жизненного цикла продукта». Основойего утверждения является необходимость отслеживания уровня качества продукции на начальных этапах производственного процесса, а не итогового и единственного контроля качества уже готового продукта на выходе. Автор полагает, что необходимо отслеживать уровень не только готового продукта, но и контролировать качество сырья, производственного процесса, применяемыми технологиями[10]. На основе процессного подхода промышленные предприятия определяютпроцессы проектирования, производства и поставки продукции или услуги. С помощью управления процессами достигается удовлетворение потребностей заказчиков. Система управления качества, построенная на основе процессного подхода, может быть представлена взаимосвязанными блоками (рисунок 2).

Рис. 2. Управление качествомна основе процессного подхода

И.И.Мазур и В.Д.Шапиро отмечают, что «примерами процессов выпуска продукции являются планирование, процессы, связанные с потребителем, процесс проектирования и разработки, процесс закупки, предоставление продукции либо услуги. Примерами процессов блока измерения, анализов и улучшения являются процессы демонстрации соответствия продукции, соответствия системы и постоянного улучшения. Поскольку процессы, особенно в крупных организациях, включают множество составляющих, то взаимодействие между процессами, как правило, имеет сложный характер, вследствие чего образуется сеть взаимосвязанных процессов. Входные и выходные параметры этих процессов могут быть связаны как с внешними, так и с внутренними потребителями» [7]. Таким образом, эффективное функционирование системы управлениякачествомна промышленных предприятиях основано на процессном подходе, позволяющийоперативно управлять, как основными, так и вспомогательными процессами на предприятии.

Ссылки на источники1.Адлер Ю.П., Щепетова С.Е. Процесс под микроскопом // Методы менеджмента качества. –2002. –№ 7.2.Аскаров Е. Процессный подход в системе менеджмента качества.//Корпоративный менеджмент [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cfin.ru/management/iso9000/sertify/iso9001.shtml3.Ващенко Н.В. Методология оценки совместимости нормативных требований отечественной и зарубежной практики при построении систем менеджмента качества. / Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. –Москва, 2014г.4.ГОСТ Р ИСО 90012008 «Системы менеджмента качества. Требования» [Электронный ресурс]. —Режим доступа: http://smk.nspu.ru/file.php/1/GOST_R_ISO/_90012008.pdf5.Григорян Е.С. Системный подход к управлению качеством.// Успехи современной науки. №10, том 4,2016 г., с.121 –123.6.Край А.Г. Формирование механизма управления экономической безопасностью российских инжиниринговых компаний // Управление экономическими системами. 2014. №12.7.Мазур И.И. Управление качеством: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Упр. качеством» / Мазур И.И., Шапиро В.Д.; Под общ. ред. Мазура И.И. − 2е изд. − М.: ОмегаЛ, 2005. − 400 с.8.Мельников К.С. Совершенствование механизма управления бизнеспроцессами на предприятии. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. –Москва, 2009г.9.Пирожков В.А. Система поддержки принятия решений в сфере управления деятельностью организации на основе процессного подхода (на примере территориальных учреждений Банка России). / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. –Пермь, 2009г.10.Фейгенбаум А.Контроль качества продукции. –М.: Экономика, 1986. –471 с.11.Nordsieck Fritz. Betriebsorganisation Lehre und Technik. Stuttgart: Poeschel. 1961.