Краудсорсинг как один из элементов инновационной среды малого предпринимательства в процессе формирования транспортного кластера

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кошелева Т. Н. Краудсорсинг как один из элементов инновационной среды малого предпринимательства в процессе формирования транспортного кластера // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 536–540. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970122.htm.
Аннотация. В статье приводятся понятия инновационной среды и краудсорсинга малого предпринимательства, дается классификация видов краудсорсинга. Приведена характеристика элементов инновационной среды. Обосновываются проблемы и предпосылки формирования и функционирования транспортного кластера в рамках использования краудсорсинга.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кошелева Татьяна Николаевна,доктор экономических наук,доцент, СанктПетербургский государственный университет гражданской авиации, СанктПетербургский университет технологий управления и экономики, г. СанктПетербург

Краудсорсинг как один из элементов инновационной среды малого предпринимательства в процессе формирования транспортного кластера

Аннотация.В статье приводятся понятия инновационной среды и краудсорсинга малого предпринимательства, приводится классификация видов краудсорсинга. Приведена характеристика элементов инновационной среды. Обосновываются проблемы и предпосылки формирования и функционирования транспортного кластера в рамках использования краудсорсинга.Ключевые слова: малое предпринимательство, инновационная среда, краудсорсинг, транспортный кластер, транспортная система.

Инновационная среда организационно состоит из небольших временных целевых структур (проектных групп, малых предприятий, «внутренних венчуров») с четко поставленными задачами, сформированными, в первую очередь, системой стратегического планирования предприятия (создание новых продуктов или услуг, обоснование ввода в действие новых производственных мощностей и новых технологий, подготовка комплексной реорганизации и (или) автоматизации управления, внедрение принципиально новых финансовых схем и т.д.)[1]. В условиях товарного инновационного процесса действует, как правило, минимум два хозяйственных субъекта: производитель (малые инновационные предприятия) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технологическим процессом, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте. Инновационная среда малого предпринимательства определенная социально экономическая, организационно –правовая, политическая, образовательная и научнотехническая среда, обеспечивающая активизацию, раскрытие и реализацию инновационного предпринимательского потенциала (интеллектуального, научного и материальнотехнического и т. д. потенциала) [2]. Одним из элементов инновационной среды выступает и механизм краудсорсинга.Краудсорсинг (от английского crowdsourcing, crowd —«толпа» и sourcing —«использование ресурсов») —представляет собой делегирование некоторых производственных и организационных функций неопределённому кругу физических и юридических лиц, решение общественно значимых проблеминициативными предпринимательски активными лицами или небольшими группами специалистов, координирующих при этом свою деятельность с помощью современных информационных технологий.С помощью применения механизма краудсорсинга субъекты малого предпринимательства, в том числе и в транспортной сфере, могут реализовать свой инновационный потенциал.В целях определения социальной эффективности развития городской транспортной системы целесообразно использование механизма краудсорсинга для адекватного измерения социальной эффективности и управления эффективностью работы городским транспортом, функции которого могут передаваться субъектам малого предпринимательства. В рамках оценки социальной эффективности городской транспортной системы краудсорсинг может применяться по следующим направлениям: производственный краудсорсинг; краудсорсингоптимального распределения ресурсов; краудсорсинг выбора оптимального решения; временной краудсорсинг; узко специализированный кадровыйкраудсорсинг[3, 4, 5].Определение реального состояния каждого из элементов городской (региональной) транспортной системымогут взять на себя субъекты малого предпринимательства. Этап сбора исходной информации является самым продолжительным и трудоемким по всей структурной цепочке диагностических процедур, в силу чего возможно краудсорсинговое привлечение многих предпринимательских структургорода (региона) к данному процессу в рамках выстраивания транспортного кластера. Возможно создание онлайн площадки, на которой субъекты малого предпринимательства города (региона) могли бы обмениваться полученной информациейс партнёрами по транспортному кластеру в процессе выстраивания стратегического взаимодействия с крупными и средними предпринимательскими структурами, участвующими в работе транспортного кластера. В процессе проведения диагностики каждого элемента городской(региональной) транспортной системы, необходимо периодически отслеживатьсостав анализируемых характеристик по всей протяжённости логистической цепочки городской (региональной) транспортной системы и главное, удовлетворённость населения протяжённостью, масштабом охвата и качеством удовлетворения их транспортных потребностей в рамках выстраиваемого транспортного кластера.Особенно важным является применение краудсорсинга при разработке мероприятий, направленных на повышение социальной эффективности городской транспортной системы. Проведенная системная диагностика позволит определить проблемы функционирования транспортного комплекса, но,при их решении, как показывает практика, нередко возникают конфликты интересов как между различными органами власти и местного самоуправления, так и между населением города и лицами, принимающими решения. Привлечение широкой общественности к разработке и обсуждению вариантов совершенствования деятельности данного комплекса позволяет не только интенсифицировать данные работы, но и легитимизировать их в глазах населения.Применение краудсорсинга, как одного из элементовинновационной среды малого предпринимательства в процессеуправления развитием транспортным кластеромв формате выстраивания стратегических направлений формирования логистического комплекса города (региона) позволит[3, 5]:ранжировать проблемы по степени их значимости для населения, как в рамках всего города, так и в его отдельных частях;обеспечить большую популяризацию проблематики транспортного обслуживания;привлечь силы волонтеров к решению научных и практических задач;повысить социальную активность населения;обеспечить вовлеченность населения в решение вопросов местного значения.

Именно малый и средний бизнес может справиться сегодня с задачей стратегического развития транспортного кластера как на уровне города так и на уровне региона.Малыми средним предпринимательским структурамнеобходимо активнее взаимодействовать с крупными компаниями, поскольку последние готовы делиться взаимодействовать, в том числе и в процессе выстраивания транспортного кластера в рамках краудсорсинга.

Ссылки на источники1.Бургонов, О. В. Подходы к формированию стратегии инновационного развития малого предпринимательства/Т. Н. Кошелева, О. В. Бургонов// материалы научнопрактической конференции с международным участием. Министерство образования и науки Российской Федерации; Псковский государственный университет. 2016. С. 153160.2.Кошелева, Т. Н. Инновационная среда малого предпринимательства: монография /Т. Н. Кошелева, К. А. Кожухина –СПб.: Изд. НОУ ВПО Институт бизнеса и права. 2013. –179 с. 3.Кошелева, Т. Н. Управление формированием инновационной среды малого предпринимательства –как основа инновационного развития экономики: / Кошелева Т. Н. –СПб: СПбУУЭ, 2016. –318 с.4.Ксенофонтова, Т. Ю. Подходы к формированию механизма инновационного развития малого предпринимательства на воздушном транспорте/Т. Н. Кошелева, Т. Ю. Ксенофонтова//Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2016.№92(24). С. 9498.5.Смагин,И. С. Значение инновационной активности в сфере транспортной логистики в России/ И. С. Смагин, Т. Н. Кошелева// Актуальные вопросы внедрения молодежных инициатив и их реализация в инновационной сфереСборник научных трудов II Международной научнопрактической студенческой конференции. СанктПетербургском академическом университет. 2016. С. 147149.