Тестирование степени координированности движений конечностей сотрудников силовых структур в диссертационном исследовании «Подготовка водителей транспортных средств категории "В", оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов посредством использования автомобильной динамической полосы препятствий»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бакулин Н. П., Горлов О. Ю. Тестирование степени координированности движений конечностей сотрудников силовых структур в диссертационном исследовании «Подготовка водителей транспортных средств категории "В", оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов посредством использования автомобильной динамической полосы препятствий» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 551–555. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970125.htm.
Аннотация. В статье раскрываются результаты измерения уровня скоординированности движений конечностей в процессе управления оперативно-служебным транспортом программным аппаратно-диагностическим комплексом МПМ-05 у сотрудников МВД в результате реализации образовательной программы «Повышение квалификации водителей транспортных средств категории "В", оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов» в рамках применения авторской методики обучения водителей.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Горлов Олег Юрьевич,заместитель начальника кафедры огневой, тактикоспециальной подготовки и оперативного планирования, ФГКУ Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России. г. ТюменьOleg12.69@yandex.ru

Бакулин Николай Петрович,преподаватель кафедры огневой, тактикоспециальной подготовки и оперативного планирования, ФГКУ Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России. г. Тюменьbakullin@mail.ru

Тестирование степени координированности движений конечностейсотрудников силовых структур в диссертационном исследовании «Подготовка водителей транспортных средств категории «В», оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов посредством использования автомобильной динамической полосы препятствий»

Аннотация.В статье раскрываются результаты измерения уровня скоординированности движений конечностей в процессе управленияоперативнослужебным транспортом программным аппаратнодиагностическим комплексом МПМ05 у сотрудников МВД в результате реализации образовательной программы «Повышение квалификации водителей транспортных средств категории «В», оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов в рамках применения авторской методики обучения водителей. Ключевые слова:уровень скоординированности, подготовка водителей, программнодиагностический комплекс, авторская методика повышения квалификации водителей, специальные световые и звуковые сигналы.

Подготовка сотрудников органов внутренних дел, дополнительными должностными обязанностями которых является управление транспортными средствами категории «В», оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, в соответствии с правовыми с требованиями нормативных актов МВД России, а также Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2007 года № 876 должна быть организована ежегодно в форме учебных сборов и учебнометодических занятий не реже одного раза в пять лет[1, 2].

В данной связи, учитывая введение должности служащего «Полицейский», в соответствии с приказом Минобрнауки России от 27 июня 2014 года № 695, имеется необходимость и возможность в разработке и обосновании содержания образовательной программы профессионального обучения «Повышение квалификации водителей к управлению транспортными средствами категории «В», оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов», что позволит обеспечить подготовку кадров в органах внутренних дел с учетом требований законодательства Российской Федерации и ведомственных нормативных актов в области образования РФ и безопасности дорожного движения РФ[6,7]. При реализации образовательных программ подготовки водителей на базе Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России проводился педагогический эксперимент в процессе автодромной подготовки на транспорте с использованием авторской методики обучения посредством применения автомобильной динамической полосы препятствий. Таким образом, проблемой диссертационного исследования является научное обоснование содержания наиболее эффективной методики, при помощи которой возможно совершенствование в образовательных организациях системы МВД России водителей транспортных средств категории «В» оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов с соответствующим должности качественном уровне.Объектом исследования является учебный процесс повышения квалификации водителей транспортных средств категории «В», оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов.Предметом исследования является подготовка к управлению транспортными средством категории «В» сотрудников дорожнопатрульной службы с использованием автомобильной динамической полосы препятствий.Гипотеза исследования.Предполагается, что использование динамической автомобильной полосы препятствий позволит оптимизировать процесс проведения практических занятий сотрудников органов внутренних дел, дополнительными должностными обязанностями которых являются управление транспортными средствами категории «В», оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов».Цель исследования научное обоснование использования на автодроме динамической схемы ограничительных препятствий для обучения навыкам скоростного маневрирования транспортным средством сотрудников дорожнопатрульной службы –водителей транспортных средств категории «В», оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов.

Теоретикометодологическая основа исследования. На философском уровне методологической основой исследования явился диалектический метод познания как учение о всеобщей связи и развития. На общенаучном уровне в качестве методологической основы выступил комплексный метод. На конкретнонаучном уровне методологическую базу исследования составили: общей и специальной психологии водителя: Б.Г. Ананьева, Ю.М. Антоняна, П.К. Анохина, В.А. Бодрова, Н.В. Бегмы, Л.И. Божовича, В.Л. Васильева, Р.М. Грановской, К.М. Гуревича, М.И. Дьяченко, А.М. Емельянова, Н.А. Игнатова, Л.А. Кандыбовича, М.А. Котика, Н.Д. Левитова, Е.М. Лобанова, Б.Ф. Ломова, В.Д. Небылицына, А.В. Петровского, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, О.Д. Ситковской и др.; педагогике (подготовка водителей): И.А. Венгерова, В.Н. Иванова, В.А. Иларионова, Г.А. Рымашевского, В.В. Растяпина . А.Г. Силина, Э.С. Цыганкова и др. в области профессиограммы: А.Г.Караяни, Ю.Г.Сулимова, Д.В.Глущенко, В.И.Косяченко, Педагогический эксперимент.Чтобы проверить эффективность образовательной программы профессионального обучения повышения квалификации в части техники и тактики управления транспортными средствами категории«В», оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов проводился педагогический эксперимент. Эксперимент служит для проверки существующих и вновь разрабатываемых тОшибка! Источник ссылки не найден.еоретических положений, что приводит к созданию новой теории [8,9,10]. Эксперимент в области педагогики дает объективные результаты только при условии точногоучета всех основных факторов, влияющих на процесс обучения, воспитания и тренировки [9]

Педагогический эксперимент был организован на базе Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД.В исследовании участвовали 80 слушателей мужского полакатегорий: «Инспектора дорожнопатрульной службы ГИБДД», «полицейские (водители) ДЧ», «полицейские (водители) ППСП», водители ИВС в возрасте 2145 лет, имеющие водительский стаж от 1 –25 лет. Сотрудники были разделены на 4 группы: 2 –контрольных и 2 –экспериментальных по 20 сотрудников в каждой группе. Количество слушателей в каждой группе строго ограничено требованием плана наполняемости по организации учебного процесса в Тюменском институте повышения квалификации сотрудников МВД России на 2015 и 2016 гг.Авторская методика была основана на динамическом изменении следующих элементов полосы препятствий: перемещение препятствий (сигнальных конусов) гарантирующие изменение траектории транспортного средства, перемещение контрольных точек старта, стартового створа, промежуточной точки остановки, точки финиша, створа торможения, гарантирующие изменение дистанции и условий выполнения упражнений (изменение угла наклона начала движения), скоростных параметров, условий интенсивности торможенияразгона, скорость воздействия и уровень усилий на рулевое колесо транспортного средства, перемещение искусственных неровностей гарантирующие изменения интенсивности торможения, скоростных параметров, процессов загрузкиразгрузки осей транспортного средства, производилось тестирование личного состава[4]. Контрольная группа занимались по программе переподготовки водителей категории транспортных средств категории «В», оборудованных специальными устройствами для подачи световых и звуковых сигналов, предусмотренной учебным планом Тюменского института повышения квалификации МВД России. Согласно данной программе в Блоке «Теоретические основы и практические навыки безопасного управления транспортным средством категории «В» в различных условиях на автодроме отрабатывались темы «Основы движения транспортного средства категории «В». «Тактика безопасного управления транспортным средством категории «В», «Практическая подготовка», «Контраварийная подготовка», «Оценка профессионального мастерства управления транспортным средством категории «В». В практической подготовке отрабатывается скоростное руление способами: маятник, скоростное руление, маневрирование с использованием упражнения змейка, различные виды торможения, габаритная подготовка проездом габаритных коридоров и габаритных туннелей, контраварийная подготовка стабилизацией при заносах заднейпередней осей, а также стабилизацией при ритмичном заносе. Экспериментальная группа занимались по аналогичной учебной программе, с внесенными изменениями в процесс автодромной подготовки с использованием автомобильной динамической полосы препятствий. При разработке компонентов автомобильной динамической полосы препятствий в программе были выявлены критерии расположения препятствий в тематическом плане учебной программы. В соответствии с ними был сформирован тематический план Блока «Теоретические основы и практические навыки безопасного управления транспортным средством категории «В» в различных условиях» по тематике практической автодромной подготовки.Автомобильная динамическая полоса препятствий для автомобиля представляет собой комплекс 12 упражнений с вариативным изменением каждого упражнения введением динамического препятствия вынуждающее водителя оперативно изменять скорость, траекторию, дросселирование, торможение, воздействие на органы управления транспортным средством. Путем внесения изменений мы можем получать динамическую полосу препятствий состоящую из 36 вариантов. В обучении применяется принцип системности и последовательности, обучение производится от изучения владения простых приемов управлений оперативнослужебных средств до сложных. Учебный план структурирован по принципу реализации тем по очередности сложности с постоянным нарастанием факторов, осложняющих управление транспортным средством[3,5]. В подготовительном блоке изучались общеразвивающие приемы управления оперативнослужебным транспортом, гарантирующие безаварийное управление. В базовом блоке изучались основные приемы управления оперативнослужебного ТС. В блоке «Тактическая подготовка полицейского водителя к управлению оперативнослужебным автомобильным в особых условиях» разучиваются действия профессиональной направленности водителейполицейских. Преподавателем для реализации принципа системности и последовательности обучения производится выбор структуры изложения учебного материала в виде линейной структуры. Темы во время обучения прорабатываются один раз, без возврата к учебному материалу. Структура учебнотренировочного занятия состоит из трех частей: подготовительной (инструктаж, проверка автомашин), основной (отработка упражнений), заключительной (контрольное преодоления препятствия)

Для измерения характера изменений уровней подготовки личного состава до автодромнойподготовки и после использовался комплекс МПМ05. Аппаратнопрограммный комплекс психодиагностический представляет собой компьютерную станцию со стандартными элементами ввода вывода, так же присутствует специальная клавиатура. Обследование производится в форме выполнения испытуемым тестовой батареи состоящей из перечня методики в составе 7 тестов: техническое мышление, поленезависимость, пространственновременная экстраполяция, сравнение чисел, координация, распределение внимания, личностный профиль. Ответ оценивается как правильный если реакция на значимый сигнал соответствует условиям задания и никаких иных действий до начала следующего задания не производилось. Другие действия испытуемого оцениваются как ошибки. Ошибками считаются: ответыинверсии, пропускотсутствие ответного действия, ложная реакциялюбое воздействие на датчики, инверсиянажатие на несоответствующую клавишу в процессе типа выбора, преждевременное действиенажатие на клавишу, выполненное в начальный период пробы.Вероятность правильного ответа определяется как отношение суммарного числа правильных ответов к общему количеству значимых сигналов. Вероятность пропуска значимого сигнала как отношение суммарного числа пропусков к общему количеству значимых сигналов. Вероятность ложной реакции –как отношение суммарного числа ложных реакций к общему количеству значимых сигналов. Вероятность инверсии –как отношение суммарного числа инверсий к общему количеству значимых сигналов. Тест Координация. производилось два тестовых задания, предназначенных для оценки психомоторного фактора «координация» с использованием двух режимов и «прицеливание» (режим 3) по Э.Флейшману. Помимо общего представления об уровне развития координации движений конечностей, тесты этой группы могут использоваться в нейропсихологических исследованиях, в частности, для оценки билатеральной асимметрии двигательных функций. Использовался дизайн и психометрическое обеспечение К.В.Сугоняева, программная реализация С.Ф.Павлова.

Оценка координации изолированных движений конечностей.Сущностьтестовых заданий состоит в последовательном осуществлении предопределенных реакций, каждая из которых приурочена к определенному сигналу и выполняется одной из трех конечностей, при этом в качестве исполнительных устройств используются 2 клавиши специальной клавиатуры (для левой и правой рук) и педаль (для ноги). Сигналы предъявляются в автотемпе.Аппаратное обеспечение

спецклавиатура, ножная педаль.Отличия режимов:Режим 1. Сигналы представляют собой засветку одного из трех «фонарей»стилизованного изображения светофора одним из трех цветов красным, желтым или зеленым, причем каждому цвету соответствует определенная локализация в сенсорном поле и определенная двигательная реакция: на появление красного сигнала испытуемый должен нажимать правую клавишу клавиатуры, при появлении зеленого левую, а при появлении желтого ножную педаль (правой ногой). Все сигналы равновероятны, задание относится к задачам типаисчерпывающего тринарного форсированного выбора. Длина теста 72 сигнала, продолжительность задания от 1,5 до 2,6мин.Режим 2. Сигналы те же с добавлениембелых (тормозных),которые могут появляться в любой из трех позиций. Условия реагирования аналогичны 1 режиму, но при появлении белого сигнала (независимо от локализации) следует воздерживаться от ответа. Все 4 цвета равновероятны, тест относится к задачам типачастичного форсированного выбора.Длина теста —72 сигнала, продолжительность выполнения —от 1,7 до 2,8 мин.Дизайн стимульного поля представлен в форме светофора.Оценивание. Тест отнесен к категориитрехфазных,поскольку действия каждой из конечностей оцениваются раздельно; таким образом, длякаждой конечности формируетсяполный комплекс скоростных и точностных показателейКроме того, в тесте определяется три дополнительных индекса: коэффициентбилатеральной асимметрии

рассчитывается какотношение удвоенной абсолютной величины различий в эффективности действий левой и правой рук к их сумме;коэффициентправорукости

рассчитывается как отношение коэффициентов эффективности действий левой и правой рук; имеет тем большую величину, чем более эффективность действий правой рукой превосходит эффективность действий левой рукой;коэффициент«вертикальной асимметрии» (относительная эффективность ножных реакций)

рассчитывается как отношение эффективности действий ногой к эффективности действий руками.Пример визуализации результатов выполнения теста представлен также в форме светофора.Стандартизируемые показатели:Общая эффективность (усредненная для всех конечностей)Эффективность ножных реакций (по коэффициенту вертикальной асимметрии)Билатеральная асимметрияПраворукость. Тест «Координация2». Использовался для оценки степени координированности движений конечностей, способности к выполнению дифференцированных реакций на специфические сигналы. Также на доминирование правой или левой рук. Программное обеспечение учитывало следующие показатели: Средняя латентность правильного ответа, вероятность безошибочных действий. Количество пунктов теста насчитывало 70.

Таблица1Оценочные показатели теста «Координация2»

№Начальное показаниеКонечноеПоказаниеКритерий оценкиЭффективность общая34НизкийЭффективность общая45.5Ниже среднегоЭффективность общая55.5СреднийЭффективность общая5.57Выше среднегоЭффективность общая710ВысокийЭффективность ножных реакций34НизкийЭффективность ножных реакций45.5Ниже среднегоЭффективность ножных реакций55.5СреднийЭффективность ножных реакций5.57Выше среднегоЭффективность ножных реакций710ВысокийБилатеральная ассиметрия34НизкийБилатеральная ассиметрия45.5Ниже среднегоБилатеральная ассиметрия55.5СреднийБилатеральная ассиметрия5.57Выше среднегоБилатеральная ассиметрия710ВысокийПраворукость34НизкийПраворукость45.5Ниже среднегоПраворукость55.5СреднийПраворукость5.57Выше среднегоПраворукость710Высокий

Эффект праворукости учитывался в связи с большим количеством движений с рулевыми устройствами автомобиля левой рукой при управлении автомобилем с механической коробкой передач. Результаты контрольной группыТаблица2Степень координированности движений конечностей, способность к выполнению дифференцированных реакций на специфические сигналы у контрольной группы

№Варианты интерпретацииДо экспериментаПослеэксперимента1.Степень координированности движений конечностей, способность к выполнению дифференцированных реакций на специфические сигналы–низкая7,50%5,0%2.Степень координированности движений конечностей, способность к выполнению дифференцированных реакций на специфические сигналы ниже среднего17,50%17,50%3.Степень координированности движений конечностей, способность к выполнению дифференцированных реакций на специфические сигналы средняя32,50%35,0%4.Степень координированности движений конечностей, способность к выполнению дифференцированных реакций на специфические 22,50%22,50%сигналы –выше среднего5.Степень координированности движений конечностей, способность к выполнению дифференцированных реакций на специфические сигналы высокая20,0%20,0%

Таблица3Доминирование эффекта праворукости для лиц с водительским стажем до 5 лет у контрольной группы

№Варианты интерпретацииДо экспериментаПослеэксперимента1.Явное доминирование правой руки55,0%55,0%2.Умеренное доминирование правой руки45,0%45,0%3.Амбидекстр (сопоставимая эффективность действий правой и левой рукой0%0%

Таблица4Таблица доминирование праворукости для лиц с водительским стажем от 5 до 20 лет у контрольной группы

№Варианты интерпретацииДо экспериментаПослеэксперимента1.Явное доминирование правой руки20%20%2.Умеренное доминирование правой руки72,50%72,50%3.Амбидекстр (сопоставимая эффективность действий правой и левой рукой7,50%7,50%

Результаты экспериментальной группыТаблица5Степень координированности движений конечностей у экспериментальной группы

№Варианты интерпретацииДо экспериментаПослеэксперимента1.Степень координированности движений конечностей, способность к выполнению дифференцированных реакций на специфические сигналы–низкая7,50%5,0%2.Степень координированности движений конечностей, способность к выполнению дифференцированных реакций на специфические сигналы ниже среднего17,50%12,50%3.Степень координированности движений конечностей, способность к выполнению дифференцированных реакций на специфические сигналы средняя32,50%37,50%4.Степень координированности движений конечностей, способность к выполнению дифференцированных реакций на специфические сигналы –выше среднего22,50%32,50%5.Степень координированности движений конечностей, способность к выполнению дифференцированных реакций на специфические сигналы высокая20,0%22,50%

Экспериментальная группа.Таблица6Таблица доминирование праворукости для лиц с водительским стажем до 5 лет

№Варианты интерпретацииДо экспериментаПослеЭксперимента1.Явное доминирование правой руки57,50%37,50%2.Умеренное доминирование правой руки42,5%62,50%3.Амбидекстр (сопоставимая эффективность действий правой и левой рукой0%0%

Таблица 7Таблица доминирование праворукости для лиц с водительским стажем от 5 до 20 лет

№Варианты интерпретацииДо экспериментаПослеэксперимента1.Явное доминирование правой руки22,50%12,50%2.Умеренное доминирование правой руки70,0%80,0%3.Амбидекстр (сопоставимая эффективность действий правой и левой рукой5,0%5,0%4.Умеренное доминирование левой руки2,5%2,5%

Рис. 1.Результаты тестирования скоординированности движений верхних и нижних конечностей в воздействии на органы управления автомобилем до занятий на автомобильной динамической полосе препятствий



Рис. 2. Результаты тестирования скоординированности движений

верхних и нижних конечностей в воздействии на органы управления автомобилем после занятий на автомобильной динамической полосе препятствий

Выводы.

1.Сотрудники ДПС ГАИБДД МВД Россиипо Тюменской областипродемонстрировали высокие результаты скоординированности движений верхних и нижних конечностей в воздействии на органы управления автомобилем, при этом сотрудники, имеющие практический стаж управления более 5 лет имеют в 70% случаевтестирования умеренное доминирование правой руки, водители со стажем менее 5 лет имеют в 55% явное доминирование правой руки. 2.Результаты тестирования скоординированности движений верхних и нижних конечностей в воздействии на органы управления автомобилем у контрольной группы показали положительную динамику 2.50%3.

Результаты тестирования скоординированности движений верхних и нижних конечностей в воздействии на органы управления автомобилем у экспериментальной группы показали положительную динамику 5.98%, 4.В результате использования автомобильной динамической полосы препятствий эффективность координированности движений верхних конечностей повысилась на 6.67%, эффективность ножных реакций возросла на 1,06%, билатеральная ассиметрия осталась без изменений, явное доминирование правой руки снизилась на 9,89%, в связи с увеличением умеренного доминирования правой руки. Вероятность безошибочных действий вследствие улучшения координированности движений конечностей в среднем возросла на 4,39% (программная величина).

Ссылки на источники1.Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 10.09.2016) "О Правилах дорожного движения" // "Собрание актов Президента и Правительства РФ", 22.11.1993, № 47, ст. 4531.2.Постановление Правительства РФ от 15.12.2007 № 876 (ред от 25.11.2016) «О подготовке и допуске водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными для подачи специальных световых и звуковых сигналов» // Собрание законодательства Российской Федерации от 24.12.2007, № 52, ст. 6460.3.Бахаев, А.А. Подготовка, переподготовка, обучение и профессиональный отбор водителей транспортных средств./А.А. Бахаев //Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 31. с.101.4.Бакулин Н.П. Совершенствование приемов управления переднеприводным оперативнослужебным транспортным средством в условиях ограниченного пространства посредством использования динамической полосы препятствий у сотрудников дорожнопатрульной службы / Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2016. с. 6874.5.Богданов М.В. О необходимости повышения педагогических требований к подготовке водителей транспортных средств // Ученые записки университета П.Ф.Лесгафта. 2008. № 10. с. 11.6.Квитчук, А.С. Государственная политика по созданию правового комплекса обеспечения безопасности дорожного движения/ А.С.Квитчук // Вестник СанктПетербургского университета МВД России. № 2. 2005. с.99.7.Кубышко В.Л. О практикоориентированном профессиональном обучении в вузе МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 4 (51) с.7273.8.Никандров, В.В. Экспериментальная психология / В.В.Никандров. –изд. 2е, доп. –СПб.: Речь, 2007. –512 с. 9.Пискунов, А.И. Методы педагогических исследований / под редА.И. Пискунова, Г.В.Воробьева.М.: Педагогика, 1979, 256 с.10.Попков, В.Н. Научноисследовательская деятельность: учеб.пособие / В.Н. Попков. –М.: Наука, 1983.506 с.