Тестирование уровня внимания и когнитивных ресурсов сотрудников силовых структур в диссертационном исследовании «Подготовка водителей транспортных средств категории "В", оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов посредством использования автомобильной динамической полосы препятствий»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бакулин Н. П., Николаев Н. О. Тестирование уровня внимания и когнитивных ресурсов сотрудников силовых структур в диссертационном исследовании «Подготовка водителей транспортных средств категории "В", оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов посредством использования автомобильной динамической полосы препятствий» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 396–400. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970094.htm.
Аннотация. В статье раскрываются результаты измерения уровня внимания и когнитивных ресурсов программным аппаратно-диагностическим комплексом МПМ-05 у сотрудников МВД в результате реализации образовательной программы «Повышение квалификации водителей транспортных средств категории "В", оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов» в рамках применения авторской методики обучения водителей.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бакулин Николай Петрович,преподаватель кафедры огневой, тактикоспециальной подготовки и оперативного планирования, ФГКУ Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России,г. Тюменьbakullin@mail.ru

Николаев Николай Олегович, доцент кафедры огневой, тактикоспециальной подготовки и оперативного планирования Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России, мастер спорта СССР международного класса, г.Тюменьnn.snaiper86@mail.ru

Тестирование уровня внимания и когнитивных ресурсов сотрудников силовых структур в диссертационном исследовании «Подготовка водителей транспортных средств категории «В», оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов посредством использования автомобильной динамической полосы препятствий»

Аннотация.В статье раскрываются результаты измерения уровня внимания и когнитивных ресурсов программным аппаратнодиагностическим комплексом МПМ05 у сотрудников МВД в результате реализации образовательной программы «Повышение квалификации водителей транспортных средств категории «В»,оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов в рамках применения авторской методики обучения водителей. Ключевые слова:внимание, подготовка водителей, программнодиагностический комплекс, авторская методика повышения квалификации водителей, специальные световые и звуковые сигналы.

Подготовкасотрудников органов внутренних дел, дополнительными должностными обязанностями которых является управление транспортными средствами категории «В», оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, в соответствии с правовыми с требованиями нормативных актов МВД России, а также Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2007 года № 876 должна быть организована ежегодно в форме учебных сборов и учебнометодических занятий не реже одного раза в пять лет [1,2]. В настоящее время требуются высококачественные практикориентированные технологии для подготовки квалифицированных сотрудников и водителей [3,5,6]. Существенно возросли требования к педагогическим кадрам и методическому обеспечению при реализации образовательных программ повышения квалификации [4,7]. В данной связи, учитывая введение должности служащего «Полицейский», в соответствии с приказом Минобрнауки России от 27 июня 2014 года № 695, имеется необходимость и возможность в разработке и обосновании содержания образовательной программы профессионального обучения «Повышение квалификации водителей к управлению транспортными средствами категории «В», оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов», что позволит обеспечить подготовку кадров в органах внутренних дел с учетом требований законодательства Российской Федерации и ведомственных нормативных актов в области образования РФ и безопасности дорожного движения РФ[1]. При реализации образовательных программ подготовки водителей на базе Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России проводился педагогический эксперимент в процессе автодромной подготовки на транспорте с использованием авторской методики обучения посредством применения автомобильной динамической полосы препятствий. Таким образом, проблемой диссертационного исследования является научное обоснование содержания наиболее эффективной методики, при помощи которой возможно совершенствование в образовательных организациях системы МВД России водителей транспортных средств категории «В» оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов с соответствующим должности качественном уровне.Объектом исследования является учебный процесс повышения квалификации водителей транспортных средств категории «В», оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов.Предметом исследования является подготовка к управлению транспортными средством категории «В» сотрудников дорожнопатрульной службы с использованием автомобильной динамической полосы препятствий.Гипотеза исследования. Предполагается, что использование динамической автомобильной полосы препятствий позволит оптимизировать процесс проведения практических занятий сотрудников органов внутренних дел, дополнительными должностными обязанностями которых являются управление транспортными средствами категории «В», оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов».Цель исследования. Научное обоснование использования на автодроме автомобильной динамической полосы препятствий для подготовки безопасному управлению сотрудников дорожнопатрульной службы–водителей транспортных средств категории «В», оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов.

Теоретикометодологическая основа исследования. На философском уровне методологической основой исследования явился диалектический метод познания как учение о всеобщей связи и развития. На общенаучном уровне в качестве методологической основы выступилкомплексный метод. На конкретнонаучном уровне методологическую базу исследования составили: общей и специальной психологии водителя: Б.Г. Ананьева, Ю.М. Антоняна, П.К. Анохина, В.А. Бодрова, Н.В. Бегмы, Л.И. Божовича, В.Л. Васильева, Р.М. Грановской, К.М. Гуревича, М.И. Дьяченко, А.М. Емельянова, Н.А. Игнатова, Л.А. Кандыбовича, М.А. Котика, Н.Д. Левитова, Е.М. Лобанова, Б.Ф. Ломова, В.Д. Небылицына, А.В. Петровского, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, О.Д. Ситковской.; педагогике (подготовкаводителей): И.А. Венгерова, В.Н. Иванова, В.А. Иларионова, Г.А. Рымашевского, В.В. Растяпина . А.Г. Силина, Э.С. Цыганкова; в области профессиограммы: А.Г.Караяни, Ю.Г.Сулимова, Д.В.Глущенко, В.И.Косяченко. Педагогический эксперимент.Чтобы проверитьэффективность образовательной программы профессионального обучения повышения квалификации в части техники и тактики управления транспортными средствами категории «В», оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов проводился педагогический эксперимент. Эксперимент служит для проверки существующих и вновь разрабатываемых тОшибка! Источник ссылки не найден.еоретических положений, что приводит к созданию новой теории [9]. Эксперимент в области педагогики дает объективные результаты только при условии точного учета всех основных факторов, влияющих на процесс обучения, воспитания и тренировки [10, 10]

Педагогический эксперимент был организован на базе Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД. В исследовании участвовали 80 слушателей мужского пола категорий: «Инспектора дорожнопатрульной службы ГИБДД», «полицейские (водители) ДЧ (дежурных частей)», «полицейские (водители) ППСП», водители ИВС в возрасте 2145 лет, имеющие водительский стаж от 1 –25 лет. Сотрудники были разделены на 4 группы: 2 –контрольных и 2 –экспериментальных по 20 сотрудников в каждой группе. Количество слушателей в каждой группе строго ограничено требованием плана наполняемости по организации учебного процесса в Тюменском институте повышения квалификации сотрудников МВД России на 2015 и 2016 гг.Авторская методика была основана на динамическом изменении следующих элементов полосы препятствий: перемещение препятствий (сигнальных конусов) гарантирующие изменение траектории транспортного средства, перемещение контрольных точек старта, стартового створа, промежуточной точки остановки, точки финиша, створа торможения, гарантирующие изменение дистанции и условий выполнения упражнений (изменение угла наклона начала движения), скоростных параметров, условий интенсивности торможенияразгона, скорость воздействия и уровень усилий на рулевое колесо транспортного средства, перемещение искусственных неровностей гарантирующие изменения интенсивности торможения, скоростных параметров, процессов загрузкиразгрузки осей транспортного средства, производилось тестирование личного состава. Контрольная группа занимались по программе переподготовки водителей категории транспортных средств категории «В», оборудованных специальными устройствами для подачи световых и звуковых сигналов, предусмотренной учебным планом Тюменского института повышения квалификации МВД России. Согласно данной программе в Блоке «Теоретические основы и практические навыки безопасного управления транспортным средствомкатегории «В» в различных условиях на автодроме отрабатывались темы «Основы движения транспортного средства категории «В». «Тактика безопасного управления транспортным средством категории «В», «Практическая подготовка», «Контраварийная подготовка», «Оценка профессионального мастерства управления транспортным средством категории «В». В практической подготовке отрабатывается скоростное руление способами: маятник, скоростное руление, маневрирование с использованием упражнения змейка, различные виды торможения, габаритная подготовка проездом габаритных коридоров и габаритных туннелей, контраварийная подготовка стабилизацией при заносах заднейпередней осей, а также стабилизацией при ритмичном заносе. Экспериментальная группа занимались по аналогичной учебной программе, с внесенными изменениями в процесс автодромной подготовки с использованием автомобильной динамической полосы препятствий. При разработке компонентов автомобильной динамической полосы препятствий в программе были выявлены критерии расположения препятствий в тематическом плане учебной программы. В соответствии с ними был сформирован тематический план Блока «Теоретические основы и практические навыки безопасного управления транспортным средством категории «В» в различных условиях» по тематике практической автодромной подготовки.Автомобильная динамическая полоса препятствий для автомобиля представляет собой комплекс 12 упражнений с вариативным изменением каждого упражнения введением динамического препятствия вынуждающее водителя оперативно изменять скорость, траекторию, дросселирование, торможение, воздействие на органы управления транспортным средством. Путем внесения изменений мы можем получать динамическую полосу препятствий состоящую из 36 вариантов. В обучении применяется принцип системности и последовательности, обучение производится от изучения владения простых приемов управлений оперативнослужебных средств до сложных. Учебный план структурирован по принципу реализации тем по очередности сложности с постоянным нарастанием факторов, осложняющих управление транспортным средством. В подготовительном блоке изучались общеразвивающие приемы управления оперативнослужебным транспортом, гарантирующие безаварийное управление. В базовом блоке изучались основные приемы управления оперативнослужебного ТС. В блоке «Тактическая подготовка полицейского водителя к управлению оперативнослужебным автомобильным в особых условиях» разучиваются действия профессиональной направленности водителейполицейских. Преподавателем для реализации принципа системности и последовательности обучения производится выбор структуры изложения учебного материала в виде линейной структуры. Темы во время обучения прорабатываются один раз, без возврата к учебному материалу. Структура учебнотренировочного занятия состоит из трех частей: подготовительной (инструктаж,проверка автомашин), основной (отработка упражнений), заключительной (контрольное преодоления препятствия)Для измерения характера изменений уровней подготовки личного состава до автодромной подготовки и после использовался комплекс МПМ05. Аппаратнопрограммный комплекс психодиагностический представляет собой компьютерную станцию со стандартными элементами ввода вывода, так же присутствует: специальная клавиатура, аналоговоцифровые устройства вводавывода (перо, джойстик и т.д). Обследование производитсяв форме выполнения испытуемым тестовой батареи состоящей из перечня методики в составе 7 тестов: техническое мышление, поленезависимость, пространственновременная экстраполяция, сравнение чисел, координация, распределение внимания, личностный профиль. Ответ оценивается как правильный, если реакция на значимый сигнал соответствует условиям задания и никаких иных действий до начала следующего задания не производилось. Другие действия испытуемого оцениваются как ошибки. Ошибками считаются: ответыинверсии,пропускотсутствие ответного действия, ложная реакциялюбое воздействие на датчики, инверсиянажатие на несоответствующую клавишу в процессе типа выбора, преждевременное действиенажатие на клавишу, выполненное в начальный период пробы.Вероятность правильного ответа определяется как отношение суммарного числа правильных ответов к общему количеству значимых сигналов. Вероятность пропуска значимого сигнала как отношение суммарного числа пропусков к общему количеству значимых сигналов. Вероятность ложной реакции –как отношение суммарного числа ложных реакций к общему количеству значимых сигналов. Вероятность инверсии –как отношение суммарного числа инверсий к общему количеству значимых сигналов.

Тест распределения когнитивных ресурсоввнимания1у водителя оперативнослужебного транспортного средстваМетодика предназначена для моделирования одного из важнейших элементов деятельности водителей, управляющих подвижными объектами.Эффективность слежения обеспечивается интеграцией механизмов различения, антиципации и зрительномоторной координации. Методика также позволяет оценивать амплитудную и частотную передаточные характеристики контура управления «глаз рука». Таким образом, хотя функция слежения традиционно рассматривается как одно из свойств факторов психомоторики, она является одной из наиболее универсальных и синтетических по психофизиологической сущности характеристик оператора. 1Далее «Тест распределения внимания»В данной версии МПМ05 методика использовалась третьим режимом, Аппаратное обеспечениевсех режимов джойстик. При проведении исследования джойстик устанавливался перед экраном монитора вблизи его оси симметрии.Каждому «зачетному» заданию предшествует короткая (16секундная) тренировка для ознакомления испытуемого с технологией управления маркером. Продолжительность задания (во всех режимах) —2,1 мин.

Преследующее слежениеСущностьэтого варианта аналогового слежения состоит в непрерывном поддержании минимального рассогласования между двумя отображаемыми на экране сигналами целью и маркером (меткой), причем перемещения цели (включающие изменения скорости и направления движения), заданы автоматически, а перемещения маркера определяются отклонением рукоятки джойстика.В ходе обследования цель (красный сигнал) с плавно изменяющейся скоростью перемещается в пределах горизонтального «коридора» в центре экрана. Маркер имеет синий цвет, а при слиянии маркера и цели (в случае успешных действий испытуемого) зона их пересечения принимает желтый цвет Данный вариант слежения представлен первыми двумя режимами.режимпервый преследующее слежение спозиционнымуправлением маркером (иначе управлениемпо смещению).При этом режиме отклонения маркера пропорциональны отклонению рукоятки джойстика в соответствующую отклонению цели сторону.Режим второй преследующее слежение с управлениемпо скорости,т.е. скорость перемещения маркера пропорциональна отклонению рукоятки джойстика от вертикального положения, а направление его перемещения соответствует направлению отклонения рукоятки. Оценивание. Основных оценок выполнения теста две: 0 средняя ошибка слежения; 0 частотная передаточная характеристика контура управления. Также определяются вариативность действий и тренд (по ошибке слежения).

Мы предпринимаем попытку предложить такие инструменты пользователям МПМ05. В состав реализуемых комплексом методик включены тестовые задания большинство в оригинальных версиях для оценки некоторых из стилей познавательной и исполнительской деятельности, связь которых с различными аспектами профессиональной деятельности и обучения отмечается наиболее часто.Дизайн, процедура и психометрическое обеспечение всех методик К.В.Сугоняев, программная реализация С.Ф.Павлов.

Тест распределение внимания.Использовался для оценки распределения внимания водителя и его когнитивных ресурсов между двумя задачами, выполняемыми одновременно. Водителю предлагалось выполнение дискретной задачи, то есть выполнить действия через определенные промежутки времени (воздействие оператора на изменение работы механизма) на фоне выполнения постоянной аналоговой задачей (выполнение слежения за траекторией движения с его коррекцией). Частотная характеристика дискретной задачи не менялось во время теста. Средний модуль отклонения также не изменялся. Несмотря на это вариативность действий испытуемых изменялась от 21,3% до 47,37%. Временной фактор дискретной и аналоговой задачи составлял 250 секунд и применялся ко всем слушателям. Показатели распределяемости, эффективности, точности реагирования, частотной характеристики, точности слежения, рассчитывались по следующей шкале:

Таблица1Оценочные показатели теста «Распределение внимания»

№Начальное показаниеКонечноеПоказаниеКритерий оценкиРаспределяемость34НизкийРаспределяемость45.5Ниже среднегоРаспределяемость55.5СреднийРаспределяемость5.57Выше среднегоРаспределяемость710ВысокийЭффективность ВДЗ34НизкийЭффективность ВДЗ45.5Ниже среднегоЭффективность ВДЗ55.5СреднийЭффективность ВДЗ5.57Выше среднегоЭффективность ВДЗ710ВысокийТочность реагирования34НизкийТочность реагирования45.5Ниже среднегоТочность реагирования55.5СреднийТочность реагирования5.57Выше среднегоТочность реагирования710ВысокийЧастотная характеристика34НизкийЧастотная характеристика45.5Ниже среднегоЧастотная характеристика55.5СреднийЧастотная характеристика5.57Выше среднегоЧастотная характеристика710ВысокийТочность слежения34НизкийТочность слежения45.5Ниже среднегоТочность слежения55.5СреднийТочность слежения5.57Выше среднегоТочность слежения710Высокий

Результаты контрольной группыТаблица2Распределение внимания и когнитивных ресурсов между двумя задачами

№Варианты интерпретацииДо экспериментаПослеЭксперимента1.Способность к распределению внимания и когнитивных ресурсов между двумя задачами, выполняемыми одновременно –низкая00

2.Способность к распределению внимания и когнитивных ресурсов между двумя задачами, выполняемыми одновременно ниже среднего30,0%27,5%3.Способность к распределению внимания и когнитивных ресурсов между двумя задачами, выполняемыми одновременно средняя25,0%

27,5%4.Способность к распределению внимания и когнитивных ресурсов между двумя задачами, выполняемыми одновременно –выше среднего7,5%

7,5%

5.Способность к распределению внимания и когнитивных ресурсов между двумя задачами, выполняемыми одновременно высокая37,5%37,5%

Результаты контрольной группыТаблица3Уровень выполнения дискретной задачи

№Варианты интерпретацииДо экспериментаПослеЭксперимента1.Уровень выполнения дискретной задачи, функциональная подвижность нервных процессов –низкий00

2.Уровень выполнения дискретной задачи, функциональная подвижность нервных процессов ниже среднего27,5%27,5%3.Уровень выполнения дискретной задачи, функциональная подвижность нервных процессов –средний25,0%

25,0%4.Уровень выполнения дискретной задачи, функциональная подвижность нервных процессов –выше среднего7,5%

10%

5.Уровень выполнения дискретной задачи, функциональная подвижность нервных процессов высокий37,5%37,5%

Результаты контрольной группыТаблица4Уровень выполнения аналоговой задачи

№Варианты интерпретацииДо экспериментаПослеЭксперимента1.Низкий уровень выполнения аналоговой задачи (низкая точность слежения за траекторией движения ТС)00

2.Ниже среднего уровень выполнения аналоговой задачи (ниже среднего точность слежения за траекторией движения ТС)40,0%27,5%3.Средний уровень выполнения аналоговой задачи (средняя точность слежения за траекторией движения ТС)25,0%

22,5%4.Выше среднего уровень выполнения аналоговой задачи (выше среднего точность слежения за траекторией движения ТС)25,0%

35%

5.Высокий уровень выполнения аналоговой задачи (высокая точность слежения затраекторией движения ТС)10,0%15,0%

Результаты экспериментальной группыТаблица5

Распределение внимания и когнитивных ресурсов между двумя задачами

№Варианты интерпретацииДо экспериментаПослеЭксперимента1.Способность к распределению внимания и когнитивных ресурсов между двумя задачами, выполняемыми одновременно –низкая00

2.Способность к распределению внимания и когнитивных ресурсов между двумя задачами, выполняемыми одновременно ниже среднего30,0%27,5%3.Способность к распределению внимания и когнитивных ресурсов между двумя задачами, выполняемыми одновременно средняя25,0%

22,5%4.Способность к распределению внимания и когнитивных ресурсов между двумя задачами, выполняемыми одновременно –выше среднего7,5%

12,5%

5.Способность к распределению внимания и когнитивных ресурсов между двумя задачами, выполняемыми одновременно высокая37,5%37,5%

Результаты экспериментальной группыТаблица6Уровень выполнения дискретной задачи

№Варианты интерпретацииДо экспериментаПослеЭксперимента1.Уровень выполнения дискретной задачи, функциональная подвижность нервных процессов –низкий00

2.Уровень выполнения дискретной задачи, функциональная подвижность нервных процессов ниже среднего25,0%22,5%3.Уровень выполнения дискретной задачи, функциональная подвижность нервных процессов –средний27,5%

20,0%4.Уровень выполнения дискретной задачи, функциональная подвижность нервных процессов –выше среднего10,0%

17,5%

5.Уровень выполнения дискретной задачи, функциональная подвижность нервных процессов высокий37,5%40,0%

Результаты экспериментальной группыТаблица7Уровень выполнения аналоговой задачи

№Варианты интерпретацииДо экспериментаПослеЭксперимента1.Низкий уровень выполнения аналоговой задачи (низкая точность слежения за траекторией движения ТС)00

2.Ниже среднего уровень выполнения аналоговой задачи (ниже среднего точность слежения за траекторией движения ТС)40,0%25,0%3.Средний уровень выполнения аналоговой задачи (средняя точность слежения за траекторией движения ТС)27,5%

25,0%4.Выше среднего уровень выполнения аналоговой задачи (выше среднего точность слежения за траекторией движения ТС)22,5%

35,0%

5.Высокий уровень выполнения аналоговой задачи (высокая точность слежения за траекторией движения ТС)10,0%15,0%

Схема 1. Показатели распределения когнитивных ресурсов водителя до занятий по схеме динамической полосы препятствий

Схема 2. Показатели распределения когнитивных ресурсов водителя после реализации программы повышения квалификации

посредством автомобильной динамической полосы препятствий

Общие выводы.

1.Сотрудники ДПС ГАИБДД МВД России продемонстрировали довольно хорошие способности к распределению внимания и когнитивных ресурсов между двумя задачами, выполняемыми одновременно. 37,5% продемонстрировали высокую способность 27,5% продемонстрировали средний уровень.2.Согласно результатам тестирования 27,5% сотрудников ДПС, чей водительский стаж составляет менее 3х лет продемонстрировали Способность к распределению внимания и когнитивных ресурсов между двумя задачами, выполняемыми одновременно ниже среднего.3.Несомненно качество выполнения дискретных задач (действий, выполняемых в течении непродолжительного времени по требованию) оказалось выше результатов тестирования выполнения аналогой задачи, что подтверждает необходимость проведения курсов повышения квалификации водителей к управлению транспортными средствами категории «В» 4.Представители контрольной группы, занимающиеся по стандартной программе переподготовки водителей показали динамику развития когнитивных ресурсов положительную 2.50%. Представители экспериментальной группы, занимающиеся по программе повышения квалификации водителейпосредством динамической полосы препятствийпоказали динамику развития когнитивных ресурсов положительную 7.50%.

Ссылки на источники1.Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 10.09.2016) "О Правилах дорожного движения" // "Собрание актов Президента и Правительства РФ", 22.11.1993, № 47, ст. 4531.2.Постановление Правительства РФ от 15.12.2007 № 876 (ред от 25.11.2016) «О подготовке и допуске водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными для подачи специальных световых и звуковых сигналов» // Собрание законодательства Российской Федерации от 24.12.2007, № 52, ст. 6460.3.Бахаев, А.А. Подготовка, переподготовка, обучение и профессиональный отбор водителей транспортных средств./А.А. Бахаев //Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 31. с.101.4.Бакулин Н.П. Совершенствование приемов управления переднеприводным оперативнослужебным транспортным средством в условиях ограниченного пространства посредством использования динамической полосы препятствий у сотрудников дорожнопатрульной службы / Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2016. с. 6874.5.Богданов М.В. О необходимости повышения педагогических требований к подготовке водителей транспортных средств // Ученые записки университета П.Ф.Лесгафта. 2008. № 10. с. 11.6.Квитчук, А.С. Государственная политика по созданию правового комплекса обеспечения безопасности дорожного движения/ А.С.Квитчук // Вестник СанктПетербургского университета МВД России. № 2. 2005. с.99.7.Кубышко В.Л. О практикоориентированном профессиональномобучении в вузе МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 4 (51) с.7273.8.Никандров, В.В. Экспериментальная психология / В.В.Никандров. –изд. 2е, доп. –СПб.: Речь, 2007. –512 с. 9.Пискунов, А.И. Методы педагогических исследований / под ред А.И. Пискунова, Г.В.Воробьева.М.: Педагогика, 1979, 256 с.10.Попков, В.Н. Научноисследовательская деятельность: учеб.пособие / В.Н. Попков. –М.: Наука, 1983.506 с.