Социальная ответственность бизнеса как основание инновационной культуры

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Цветкова И. В. Социальная ответственность бизнеса как основание инновационной культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 706–710. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970156.htm.
Аннотация. В статье раскрываются теоретические аспекты понятия «социальная ответственность» в контексте инновационного развития общества. Внедрение инноваций сопровождается не только позитивными последствиями. Инновации повышают нестабильность, непредсказуемость влияния социальных, экономических, технических факторов. Подобная ситуация создает необходимость формирования инновационной культуры как на уровне отдельных индивидов, так и на уровне коллективных субъектов. Автор рассматривает социальную ответственность в качестве базиса инновационной культуры общества.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Цветкова Ирина Викторовна,доктор философских наук, профессор кафедры «История и философия» Тольяттинского государственного университета, г. Тольятти aleksandr.kozlov@mail.ru

Социальная ответственностьбизнесакак основаниеинновационной культуры

Аннотация. В статье раскрываются теоретические аспекты понятия «социальная ответственность» в контексте инновационного развития общества. Внедрение инноваций сопровождается не только позитивными последствиями. Инновации повышают нестабильность, непредсказуемость влияния социальных, экономических, технических факторов. Подобная ситуация создает необходимость формирования инновационной культуры как на уровне отдельных индивидов, так и на уровне коллективных субъектов. Автор рассматривает социальную ответственность в качестве базиса инновационной культуры общества. Ключевые слова: инновации, инновационная культура, функции инновационной культуры, социальная ответственность, коллективная социальная ответственность.

В документах международного уровня устойчивое развитие рассматривается с позиций будущих поколений. Удовлетворяя свои базовые потребности, современные поколения должны проявлять заботу о сохранении ресурсов и возможности удовлетворения потребностей будущих поколений[1]. В широком смысле концепция устойчивого развития является совокупностью принципов, обязательств, правил, предназначенных для руководства к действиям.

Понятие «устойчивое развитие организации» на теоретическом уровне может совпадать с положениями устойчивого развития общества. Однако на практике существует множество противоречий с провозглашаемыми принципами. Это связано с тем, что долгосрочные императивы выживания человечества могут не совпадать с экономическими интересами компании. Данные интересы, в первую очередь состоят, в достижении экономической эффективности работы предприятия, в получении прибыли. При оценке устойчивости развития организации на первый план выходят финансовые показатели.Социальная ответственность является связующим звеном между устойчивым развитием общества иустойчивым развитием организации. По нашему мнению механизмы социальной ответственности выступают базисом инновационной культуры. Социальная ответственность организации предполагает контроль последствий и возмещение вреда за воздействие на окружающую среду, а также добровольные обязательства по обеспечению благосостояния и развития общества. Руководители компании, в первую очередь, несут ответственность перед заинтересованными лицами за эффективное управление ресурсами компании. Ответственность, в этом случае, предполагает получение прибыли и развитие организации. При этом бизнес несет ответственность перед обществом. Она включает содействие устойчивому развитию, оздоровлению окружающей среды и повышениюблагосостояния общества[2]. По мере эволюции социальной ответственности прослеживается развитие ее форм: от разовых акций благотворительности до постоянного внедрения социальных инноваций.На начальном этапе проявлениями социальной ответственности бизнеса являлась благотворительность. В ΧIΧ веке в связис развитием индустриального общества сфера социальной ответственности расширяется. Активная деятельность профсоюзов является стимулом для появления новых форм социальной ответственности[3].В период Великой депрессии в США в 30х годах ΧΧ века были реализованы правительственные меры, направленные на защиту общественных интересов в сфере труда. В прошлом веке трудовое законодательство западных стран совершенствовалось в интересах работников под давлением профсоюзов. Бизнес под влияниемгосударства и общества вынужден был принять ряд обязательств по обеспечению социальных гарантий трудящихся. В концепции социальной ответственности бизнеса стала доминировать идея компенсации. Согласно этой концепции, любой материальный и нематериальный ущерб можно перевестив денежный эквивалент. Компании должны платить за любые действия, приносящие вред обществу, населению, трудящимся, окружающей среде[4]. Первые работы по проблемам социальной ответственности были опубликованы в середине XX века. Автор книги «Социальная ответственность бизнесмена» Х. Боуэн анализировал возможности распространения концепции социальной на бизнес. По мнению ученого, осознание более широких социальных целей при принятии деловых решений может приносить социальные и экономические выгоды обществу [5]. Предпосылки для концепций социальной ответственности появились значительнораньше. Вклад в разработку данной проблемы внесли крупнейшие предприниматели XX века: Э. Карнеги, Д. Рокфеллер, Д. Морган, Г. Форд. Стимулом для разработки концепцииответственного бизнесапослужила сменавзглядов на роль крупного бизнеса в обществе. Распространенной является трактовка социальной ответственности как добровольной помощи бизнеса в решении социальных проблем. Компонентами социально ответственного поведения является участие бизнеса в реализации социальных программ. В сферу ответственности бизнеса, в первую очередь, входит выполнение обязательств перед работниками, партнерами и потребителями по производству качественной продукции.Ответственность бизнеса проявляется в соблюдении требований законодательства, а также в проведении политики открытости для общества за исключением аспектов, составляющих коммерческую тайну.

Признание приоритетности решения социальных задач, как на уровне фирмы, так и на уровне общества в целом, характеризует социально ответственную позицию бизнеса.

Ответственность бизнеса также включает активное использование всех инициатив, направленных на развитие бизнеса и улучшение социального климата.

Развитие корпоративной социальной ответственности создает предпосылки для реализации креативной функции инновационной культуры. Она предполагает создание новых знаний, технологий, способов управления, трансляции знаний, передачи опыта. Современные ученыерассматриваютинновационную культуру какцеленаправленное внедрение новшеств с учетом баланса общественных интересов и целей устойчивого развития[6]. Исследователи уделяют особое внимание социальной задаче формирования инновационной культуры общества и личности, приравнивая её к культуре творческой деятельности. Развитая инновационная культураявляется основой современной экономики.Распространение идейкорпоративной социальной ответственности преобразует традиционную систему ценностей, которой руководствуется бизнес. Аксиологическая функция инновационной культуры выводит на первый план ценности устойчивого развития общества, в качестве альтернативы безграничному экономическому росту. Инновационная культура представляет собой совокупность ценностей, созданных в инновационном процессе и представленных инновационной продукцией, технологиями и организационно хозяйственными решениями, которые имеют правовую, хозяйственную или общественную ценность[7]. Эволюция концепции корпоративной социальной ответственности наглядно демонстрирует изменение интерпретации данного понятия в контексте аксиологического базиса инновационной культуры. Классический поход к ответственности бизнеса включает выполнение экономических обязательств по увеличению

прибыли перед акционерами. Концепция экономической ответственности бизнеса развивалась в рамках теории корпоративного эгоизма М. Фридмана и Д. Хендерсона. Основные положения теории сводятся к тому, что главная задача бизнеса –достижение коммерческого успеха. Забота о социальных нуждах –следствие установки на получение устойчивых финансовых результатов в долгосрочной перспективе. Недостатком данной теории является временная ограниченность обязательств. Дополнительные расходы вкраткосрочном периоде, приносят эффектв будущем, так как компания на основе этого улучшает корпоративный имидж, развивает отношения сместным сообществом. В качестве альтернативы теории корпоративного эгоизма была концепция корпоративного альтруизма. Создателем этой теории является Комитет по экономическому развитию. Основные положения концепции корпоративного альтруизма состоят в том, что бизнес должен делать вклад врешение социальных проблем, в повышение качества жизни населения, атакже всохранение окружающей среды. С позиций теории разумного эгоизма социальная ответственность бизнеса –это вклад в будущее компании, которыйпомогает сократить потери. Участие в социальных иблаготворительных программах сокращает прибыль. Однако эти расходы окупаются в дальнейшем, так как формируют более благоприятную социальную среду для ведения бизнеса. Затраты на филантропические испонсорские программы в соответствии с законодательством позволяют снижать налоги испособствуют формированию положительного имиджа компании[8]. Аксиологический базис инновационной культуры включает следующие виды социальной ответственности бизнеса. При описании этой структуры применяютмодель многоуровневой пирамиды. Восновании пирамиды находится экономическая ответственность. Она определяется базовой функцией компании на рынке как производителя товаров иуслуг. Экономическая ответственность заключается в предоставлении потребителям качественных товаров и услуг по приемлемым ценам. Этот вид ответственности также включает стремление к максимизации доходов, чтобы реализовывать интересы собственников. Правовая ответственность бизнеса реализуется через осуществление деятельности в соответствии с законами. Данный вид ответственности регламентируется санкциями, предусмотренными законодательством. Для практической реализации правовой ответственности на многих предприятиях созданы структуры для рассмотрения претензий и рекламаций со стороны клиентов. Этическая ответственность бизнеса состоит втом, чтобы принимать обязательства по соблюдению норм этики. Рамки этических норм организаций шире правовой ответственности. Этическая ответственность, в отличие от правовой, не опирается на систему строго определенных санкций, поэтому не рассматривается как обязательная.Дискреционная (филантропическая) ответственность предполагает добровольное участие бизнеса в реализации социальных программ различного уровня. Этот вид ответственности распространяется как на сотрудников организации, так и некоторые группы населения, нуждающихся в социальной поддержке. Современное понимание

корпоративной социальной ответственности позволяет рассматривать ее как механизм, который дает возможность согласовать интересы бизнеса с интересами устойчивого развития общества. Этот механизм способствует эффективному разрешению социальных, экономических иэкологических проблем. Корпоративная социальная ответственность ориентирует деятельность компании на соответствие законодательству исогласованию смеждународными стандартами. Таким образом, корпоративная социальная ответственность способствует реализацию интегративной функции инновационной культуры. Она проявляется в формировании социальных связей между индивидами, социальными институтами, социальной системой. Двойственность инновационной культуры проявляется в том, что она может рассматриваться как особый вид культуры, но при этом проявляться в различных видах деятельности [9]. Инновационная культура представляет область пересечения различных видов культур: организационной, правовой, политической, профессиональной, личностной. Эта сфера культуры отражает поступательное развитие, прогрессивные тенденции, инновационный характер. Инновационная культура определяет всю жизнедеятельность общества и человека, опираясь и развивая существующие традиции.Одним из факторов, способствующих социальной интеграции, выступает корпоративная социальная ответственность. Внедрение концепции социальной ответственности включает следующие стадии[10].

Оборонительная стадия характеризует позицию компаний, которые стремятся избежать социальной ответственности. Это выражается в том, что компанияотрицает вину за негативные воздействия своей деятельности на состояние окружающей среды иобщество. Фундаментальным принципом корпоративной социальной ответственности является соблюдение законодательства. Базовый уровеньсоциальной ответственности реализуется на основе приведения деятельности компании вполное соответствие сзаконодательными нормами. На следующих этапах происходит постепенное расширение социальнойответственности за счет реализация добровольных инициатив. Они направлены на решение социальноэкономических проблем, улучшение экологической обстановки, повышение качества продукции, продвижения инноваций. Подобные инициативы приносят позитивный эффект вкраткосрочной исреднесрочной перспективе. На начальных этапах формирования системы корпоративной социальной ответственности такие инициативы, как правило, носят единичный характер. Это характерно для функциональной стадии развития. Корпоративная социальная ответственность пронизывает всю деятельность компании, становится ее философией и,в конечном счете, интегрируется в систему корпоративного управления. На стратегической стадии компания интегрирует корпоративную социальную ответственность вдолгосрочныепланы развития. Гражданская стадия внедрения проявляется в том, что компания прилагает усилия для продвижения принципов корпоративной социальной ответственности вделовом сообществе. Данные идеи компания распространяет среди коллег по бизнесу, деловых партнеров, поставщиков, профессиональных сообществ. Становясь провайдером идей социальной ответственности, компания формирует благоприятную среду для коллективных действий по реализации принципов устойчивого развития. Это позволяет вносить позитивный вкладврешение социальных проблем, а также в достижение экологической стабильности. Продуманная иэффективно работающая система корпоративной социальной ответственностиспособствует повышению результативности иустойчивости бизнеса. Как отмечает А.Р. Гареева,корпоративная социальная ответственность предполагает добровольные обязательства бизнеса по внесению вклада вразвитие общества, включая экономическую, социальную, экологическую сферы. Обязательства, включенные в сферу социальной ответственности, принимаются бизнесом сверх того, что от него требует государство изаконодательство[11].

Структура базиса инновационной культуры дает возможность формирования множества моделей в зависимости от устоявшихся форм взаимодействия бизнеса с обществом и государством.Инновационная культура реализует адаптационную функцию. Она способствует эффективному разрешению противоречий между наукой, технологиями, управлением и образованием, что обеспечивает высокую эффективность создания и внедрения инноваций. Развивая анализ понятий в данной области, профессор Ю.А. Карпова высказывается за разделение понятий «инновационная культура общества» и «инновационная культура отдельного человека». Исследователь определяет инновационную культуру общества как результат создания некой инновационной инфраструктуры, института инновационной деятельности[12]. Анализируя блоки инновационной культуры, исследовательвысказывает предложение о необходимости разработки соответствующего понятийного аппарата и расширения международного сотрудничества всфере инновационных процессов и программ обучения инновационной деятельности. Сложившиеся практики базируются на объективных экономических условиях функционирования бизнеса, а также учитывают социокультурную специфику государств.

Адаптационная функция инновационной культуры находит проявление в различных подходах к реализации концепции социальной ответственности. Сформировалось две модели корпоративной социальной ответственности: американская и континентальноевропейская. Регулирование отношений в американской модели корпоративной социальной ответственности предполагает минимальную роль государства. Бизнес несет экономическую ответственность, прежде всего, перед акционерами, которая состоит в рациональном руководстве финансовыми и производственными процессами. При этом бизнес США участвует в финансировании целенаправленных плановых социальных программ, что характеризует активную позицию по реализации дискреционной ответственности. Начиная с середины XX века, американские компании формируют традиции добровольного участия в финансировании социальных проектов. Американские корпорации участвуют в образовательных программах профессионального образования. Они способствуют развитию пенсионных и страховых систем. Таким образом, финансирование социальных программ основывается на частной инициативе. Правовая ответственность американского бизнеса состоит в неукоснительном соблюдении законов. Государственное вмешательство состоит в экономическом стимулировании социальной ответственности корпораций. Государство при помощи налоговых льгот, которые закреплены на законодательном уровне, поддерживает социально ответственное поведение бизнеса. Этическая ответственность американского бизнеса имеет прочный экономический базис в системе льгот и санкций за нарушение обязательств перед сотрудниками, партнерами, клиентами, а также обществом в целом. Таким образом, отличительной характеристикой американской модели является то, что корпоративная социальная ответственность инициируется самим бизнессообществом, выходя за рамки требований законодательства.

В европейской модели социальной ответственности ключевую роль играет государство. Государство является институтом, формирующим и регулирующим правила и нормы поведения в обществе. Это в первую очередь, относится к сфере правовой ответственности. Экономическая ответственность рассматривается не только как выполнение обязательств перед акционерами, также как ответственность перед работниками и местным сообществом.

Этическая ответственность бизнеса находится в центре внимания организаций гражданского общества. В особенности это проявляется в инновационных проектах по разработке биомедицинских технологий. Программы добровольного страхования и охраны здоровья работников, пенсионного страхования реализуются под влиянием необходимости соблюдения законодательства. Механизмы государственной социальной политики применяются для регулирования острых социальных проблем. Это в первую очередь, относится к сфере труда и трудовых отношений. Таким образом, дискреционная ответственность европейскогобизнеса реализуется через механизмы, закрепленные на законодательном уровне.

Внедрение принципов КСО вдеятельность компаний должнобыть интегрированным во все бизнеспроцессы и реализовываться системно. При принятии решений компаниям необходимо учитывать не только экономические, но также социальные иэкологические факторы. Это позволит контролировать процессы воздействия на общество и окружающую среду. Российская модель корпоративной социальной ответственности включает обязательства эффективного ведения бизнеса, ориентированного на создание добавленной экономической стоимости ироста благосостояния акционеров.Она также предполагает следование нормам производства качественной продукции иуслуг для потребителей. Корпоративная социальная ответственность также включает инвестиции вразвитие человеческого потенциала посредством создания привлекательных рабочих мест, выплаты легальных зарплат. Ответственная позиция базируется на соблюдении требований законодательства в практике ведения бизнеса.Учет общественных ожиданий иобщепринятых этических норм впрактике ведения дел также является одним из направлений концепции корпоративной социальной ответственности. Вклад бизнеса вформирование гражданского общества реализуется через партнерские программы ипроекты развития местного сообщества. Реализация концепции корпоративной социальной ответственности способствует формированию мотивационной функции инновационной культуры. Данная функция создает систему стимулов для создания и внедрения нового в условиях конкуренции. Эффективная политика корпоративной социальной ответственности учитывает интересы различных социальных субъектов: сотрудников, акционеров, инвесторов, органов государственной власти, клиентов, деловых партнеров, профессиональных сообществ,общества вцелом. Корпоративная социальная ответственность должнаспособствовать повышению качества жизни всех заинтересованных сторон. Для этого необходимо развивать постоянное взаимодействие сзаинтересованными сторонами сцелью учета их мнений иожиданий впроцессе принятия иреализации решений. Внутренний эффект внедрения корпоративной социальной ответственности состоит в укреплении лояльности персонала на основе создания благоприятных условий труда, возможностей для профессионального икарьерного роста иформирования корпоративной культуры.Знание потребностей заинтересованных сторон позволяет бизнесу предлагать востребованные обществом товары иуслуги. Внедрение корпоративной социальной ответственности создает благоприятные условия для инновационногоразвития. Основная цель корпоративной социальной ответственности—достижение целей устойчивого развития общества. Это предполагает удовлетворение потребностей современного общества, без создания угроз для удовлетворения потребностей будущих поколений. Стратифицирующая функция инновационной культуры формирует новые способы дифференциации социальных субъектов (индивидов, организаций, регионов), например, по уровню разработки и основания новых технологий. Современные авторы рассматривают инновационную культуру общества как исторически сложившуюся систему представлений, стереотипов, ценностей, норм поведения и знаний, направленных на совершенствование всех сфер жизнедеятельности[13]. К положительным аспектам внедрения корпоративной социальной ответственности следует отнести репутационный эффект. Это связано с повышением имиджа ибренда компании, возрастания доверия к ее деятельности. Формирование вокруг компании позитивной среды также следует отнести к позитивным факторам проведения политики социальной ответственности. Подобные мероприятияобеспечивают бизнес поддержкой широкого круга заинтересованных сторон, в том числе способствуют его инвестиционной привлекательности. Это повышает шансы выхода компании на мировой рынок.

Реализации принципов социальной ответственности бизнеса становится для компаний важным конкурентным преимуществом в условиях обострения конкуренции. Это проявляется в следующих аспектах.Имидж компании и доверие потребителей оказывают положительное влияние на рост продаж. Деловая репутация компании выступает существенным фактором конкурентоспособности.Участие бизнеса в решении социальных проблем рассматривается как вложение в формирование человеческого капитала. Модель социальной ответственности бизнеса распространяется не только на сотрудников организации, но и на другие слои населения. Это связано с поддержкой, в частности, молодежи, пенсионеров, инвалидов и т.д.Подобные программы связаны с осознанием возможности бизнеса активно участвовать в построении стабильной, развивающейся, предсказуемой благоприятной среды для бизнеса[14]. Таким образом, бизнес не только выполняет определенные обязательства перед государством, но также создают условия для обеспечения устойчивого развития компаний.Несмотря на преимущества проведения политики, построенной на принципах социальной ответственности, не все компании положительно относятся к ней, поскольку реализация социальных программ предполагает дополнительные издержки.Большинство определений корпоративной социальной ответственности включают обязательства бизнеса в решении социальных и экологических проблем. Данные обязательства могут быть взяты добровольно или возложены по принуждению государства.Согласно концепции GreenPaperPromotingaEuropeanframeworkforCorporateSocialResponsibility, представленной в 2001 году Европейским союзом, социальная ответственность включает достижение определенных целей по гарантиям устойчивого развития будущего[15]. Это связано не только с соблюдением обязательных требований со стороны права, но также добровольных обязательств по инвестированию в человеческий капитал. Существует ряд проблем, с которыми сталкиваются компании на пути к социально ответственному бизнесу. Участие в социальных программах требует финансовых затрат, поэтому не все компании могу позволить себе осуществлять социальную политику. Со стороны государства бизнес не рассматривается как активный участник социальной политики, а только как источник материальных средств.Реализация концепции социальной ответственности бизнеса предполагает не только разработку определенной социальной стратегии, но также создание системы контроля, обратной связи, инфраструктуры.

Таким образом, концепция социальной ответственности это не только декларативное желание или обязательство помочь обществу, разработка и реализация рационально обоснованных мероприятий. Все это включает в систему реализации социальной политики постановку целей, показателей, систему учета и мониторинга, аудит, корректировку и улучшение.На пути реализации принципов социальной ответственности бизнес сталкивается с противоречием между бескорыстным служением социальным идеалам и стремлением к прибыли. Логика рационального поведения компании ориентирована, в первую очередь, на обеспечение интересов бизнеса. Участие в социальных программах длябизнеса является одним из способов достижения основных целей. Это также может быть обязательством, возложенным государством. Эффективность концепции социальной ответственности бизнеса зависит от создания со стороны государства стимулов, способствующих выгодному сотрудничеству в сферах повышения имиджа компании, устойчивости развития и т.д.Подводя итог анализу социальной ответственности в структуре инновационной культуры, отметим, что она выступает важным механизмом, способствующим ориентации на устойчивое, сбалансированное развитие общества. Инновационная культура, по нашему мнению, это система знаний, ценностей, способов деятельности, стимулов, способствующая разработке и внедрению инноваций с учетом баланса интересов различных слоев общества, как современных, так и будущих поколений. Базисом инновационной культуры общества выступают регуляторы социальной ответственности. Они способствуют выполнению креативной, аксиологической, адаптационной, стратифицирующей и интегративной функций инновационной культуры.

Ссылки на источники1.Нашеобщеебудущее.ДокладМеждународнойкомиссиипоокружающейсредеиразвитию(МКОСР). Автор: ред. Евтеев, С.А.; Перелет Р.А. 1989.–М.: Прогресс.–376 с.2.Василенко Е. Социальная ответственность бизнеса: мировой опыт и российскиереалии // Власть.–2006. –№ 1.–С.54603.Аксенов В. А., Богатищева Ю. Н., Любимова М. В. Региональный аспект корпоративной социальной ответственности // Управленческие науки. –2013.–

№2(7). –С.4656 4.Бордяшов Е.С.Перспективы реализации новой стратегии развития Европейского союза «Европа2020» // Вестник МГИМО.–

2012.–

№3.–

С.108112.

5.Bowen H.R. Social Responsibilities of the Businessman / H.R. Bowen. New York: Harper&Row, 1953. 346 p.

6.Голденова В.С., Слободчикова И.В., Боджаева В.В. Социальная ответственность бизнеса как неотъемлемый элемент инновационного развития России// Экономика и менеджмент инновационных технологий.–2012.–№ 10.[Электронный ресурс]: http://ekonomika.snauka.ru( Дата обращения 28.02.2017)7.Благов Ю.Е. Эволюция концепции КСО и теория стратегического управления // Вестник С.Петерб. унта. –Сер. Менеджмент.–2011. –Вып.1. –С.3 27.

8.БеляеваИ.Ю.,ЭскиндаровМ.А.Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект // монография–М.: КНОРУС, 2008.–503с.9.Долгова В. И. Акмеологическая сущность инновационной культуры кадров государственной службы // Вестник Челябинского университета. –Сер. 5 : Педагогика. Психология.–1999.–№ 1.–С. 6571.10.REPORT on the Communication from the Commission concerning Corporate Social Responsibility: A business contribution to Sustainable Development (COM(2002) 347 2002/2261(INI)) Committee on Employment and Social Affairs Rapporteur: Philip BushillMatthews 23 April 2003 / [Electronic resource] 11.Гареева А. Р. Корпоративная социальная ответственность как фактор устойчивого развития компании // Инновационная экономика: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). –Казань: Бук, 2014. –С. 147150.12.Карпова Юлия Алексеевна Инновационная среда как объект социологии инноватики: проблема управления // Инновации. –2008. –№10. –С.4548.13.Иванов В.В. Инновационная парадигма XXI. –2е изд., доп.–М.: Наука, 2015. –383 с.14.Ильина Г.Н. Социальная ответственность российского бизнеса: стратегии и инновации // Вестник МГИМО.–2014.–№1 (34).–С.216224.15.Феоктистова Е.Н. Корпоративная социальная ответственность в стратегии российских компаний //Международный круглый стол «Устойчивое развитие и инвестиции в конкурентные нематериальные активы: как это работает на бизнес преимущества»[Электронный ресурс]: http://рспп.рф/cc/news/41/1755(Дата обращения 28.02.2017)