Формирование стрессоустойчивости у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Коновалова О. В. Формирование стрессоустойчивости у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 701–705. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970155.htm.
Аннотация. В статье рассматривается вопрос формирования стрессоустойчивости у студентов, обучающихся по психолого-педагогическому направлению подготовки. Раскрывается понятие «стрессоустойчивость». Описана программа формирования стрессоустойчивости у студентов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
КоноваловаОльга Вячеславовна,кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринскolgak1997@mail.ru

Формирование стрессоустойчивостиу студентов, обучающихся по направлению подготовки психологопедагогическое образование

Аннотация.Встатье рассматривается вопрос формирования стрессоустойчивости у студентов, обучающихся по психологопедагогическому направлению подготовки. Раскрывается понятие «стрессоустойчивость». Описана программа формирования стрессоустойчивости у студентов.

Ключевые слова:стрессоустойчивость, студенты –психологи, уровень сформированности стрессоустойчивости, коррекционная программа, тренинг.

В настоящеевремя наблюдается возрастаниеинтенсивности и напряженности жизни и деятельности людей, что приводит к увеличению частоты возникновения негативных эмоциональных переживаний, которые, накапливаясь, вызывают формирование выраженных и длительных стрессовых состояний. Эти состояния оказывают влияние науспешность и качество выполнения своих профессиональных обязанностей. Профессиональная деятельность человека, осуществляемая в системе «человек –человек», является одной из самых стрессогенных. Профессии психологопедагогической направленности в классификации профессий, подверженных стрессу обошли такие профессии как полицейский, военнослужащий и пожарный. Поэтому важным моментом в профессиональной подготовке педагоговпсихологов является формирование стрессоустойчивости. В современной науке проблемой стрессоустойчивости занимались Л.М. Аболин, А.Ю. Маленова, А.А. Баранов.Б.Х. Варданян, В.А. Бодров, М.Ю. Денисов, Л.В. Куликов, А.В. Либина, А.В. Либин, Л.А. КитаевСмык, А.А. Реан, С.В. Субботин и другие.Специфика развития стрессоустойчивости студентов раскрывается в работах Б.Г. Ананьева, Б.А. Вяткина, А.Н. Глушко, О.В. Лозгачёвой, А.О. Прохорова, А.А. Реана, Ю.Е. Сосновикова, Т.В. Середы, М.Л. Тыщковой.Стрессоустойчивость в психологической литературе понимается как комплексная индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в специфической взаимосвязи разноуровневых свойств индивидуальности, что обеспечивает биологический, физиологический и психологический гомеостаз системы и ведет к оптимальному взаимодействию субъекта с окружающей средой в различных условиях жизнедеятельности[4, с. 54].О.В. Лозгачева в своей работе по формированию стрессоустойчивости на этапе профессионализации под стрессоустойчивостью понимает «комплексное свойство человека, которое характеризуется необходимой степенью адаптации индивида к воздействию экстремальных и кумулятивных внешних и внутренних факторов в процессе жизнедеятельности, обусловленное уровнем активации ресурсов организма и психики индивида, проявляющееся в показателях его функционального состояния и работоспособности» [2, с. 158].В своем исследовании мы будем опираться на понимание стрессоустойчивости, приведенное в работах В. А. Бодрова. Под стрессоустойчивостью он понимает интегративное свойство человека,которое, характеризует степень его адаптации к воздействию экстремальных факторов внешней и внутренней среды и деятельности. К внешним факторам относят природные, гигиенические условия, социальное окружение и тому подобное, а к внутренним –индивидуальныеособенности субъекта. Автор отмечает, что стрессоустойчивость определяется уровнем функциональной надежности субъекта деятельности и развития психических, физиологических и социальных механизмов регуляции текущего функционального состояния и поведения в этих условиях.

Данноесвойство проявляется в активации функциональных ресурсови оперативных резервов организма и психики, а также в изменении работоспособности и поведения человека, направленных на предупреждение функциональных расстройств, негативных эмоциональных переживаний и нарушений эффективности и надежности деятельности [1].

Все вышесказанное определило цель нашего экспериментального исследования

выявить исходный уровень сформированности стрессоустойчивости у студентов, обучающихся на психологопедагогическом направлении подготовки, и разработка коррекционно развивающей программы.

Исследование проводилось на базе факультета коррекционной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Шадринскийгосударственный педагогический университет». Общий объем выборки составил 52 студента, обучающихся по направлению подготовки 44.03.02 Психологопедагогическое образование, в возрасте от 18 до 23 лет (девушек –41, юношей –11). На этапе констатирующего эксперимента нами была проведена диагностика стрессоустойчивости студентов. Для решения эмпирических задач использовали методику«Определения доминирующего состояния: краткий вариант (Л.В. Куликов)и«Тест на определение стрессоустойчивости личности» (Н.В. Киршева).Анализданных по методике«Определения доминирующего состояния»позволил распределить испытуемых по группам, в зависимости от степени выраженности доминирующего состояния. По шкале «Активное –пассивное отношение к жизни» у 8 %студентов выражено активное, оптимистическое отношение к жизненной ситуации, есть готовность к преодолению трудностей, вера в свои возможности. Ощущение сил для преодоления препятствий и достижения поставленныхцелей.23 %испытуемых отличаютсяпассивнымотношениемк жизни. У них преобладает пессимистическая позиция, неверие в возможность успешного преодоления препятствий, недооценка своих возможностей. Большую группу (69 % от общей выборки) составили студенты, чья степень активности зависит отразличных вариантов жизненных ситуаций.

По шкале «Тонус» для 12 % обследуемых свойственна усталость, несобранность, вялость, инертность, низкая работоспособность. Снижена возможность проявлять активность, расходовать энергию, уменьшен ресурс сил. 19 % опрошенных имеют повышенную возможность проявлять активность и расходовать энергию, активнореагировать на возникающие трудности. Их ответы указывают на субъективные ощущения внутренней собранности, запасы сил, энергии, у них повышена готовность к работе, в том числе длительной. Средние показатели по данной шкале выявлены у 69 % респондентов. Таким студентам свойственна смена активностиипассивности, работоспособности и усталости. По шкале «Спокойствие тревога» 4 % студентов психологовиспытывают беспокойство в различных жизненных ситуациях, они постоянно видеть угрозу престижу, благополучию, не зависимо от того, насколько реальны причины. Для них характерно ожиданиесобытий с неблагоприятным исходом, предчувствиембудущей угрозы (наказание, потери уважения или самоуважения) без ясного осознания её источников. У 40 % исследуемых имеется значительнаяуверенность в своих силах и возможностях. Уних переживание тревоги имеет определяющее значение для ряда других психических явлений. Именно тревога усиливает звучание эмоциогенных раздражителей различной силы, в том числе и незначительных, увеличивая интенсивность отрицательных эмоций, усугубляя их негативное влияние на сознание, поведение и деятельность. Они отличаются характерны длительными, долго не затухающимиэмоциональнымипереживаниями. 56 % опрошенных адекватно относятся к возникающим жизненным ситуациям. Они испытывают чувство тревоги при реально существующих причинах.По шкале «Устойчивость –неустойчивость эмоционального тона» 29 % студентовпродемонстрировалировный положительный эмоциональный тон, спокойное протекание эмоциональных процессов, высокуюэмоциональнуюустойчивость. В состоянии эмоционального возбуждения у них сохраняется адекватность и эффективность психической саморегуляции поведения и деятельности. Сниженной эмоциональной устойчивостью, легким возникновением эмоционального возбужденияхарактеризуются15 % студентов. У них преобладает изменчивое настроение, повышена раздражительностьи негативный эмоциональный тон. 56 % респондентов имеют не стабильный эмоциональный тон. Студенты, отнесенные к данной группе,отличаются резким изменением эмоционального тона, с положительного на негативный, раздражительностью. В состоянии эмоционального возбуждения они не всегда сохраняют адекватность и эффективность психической саморегуляции.По шкале «Удовлетворенность –неудовлетворенность жизнью в целом» 40 % опрошенных проявляют удовлетворённость жизнью, её ходом, самореализацией. Они ощущают способность брать на себя ответственность иделать свой выбор –выбор, в котором слышен голос собственного «Я». Они чувствуют готовность преодолеть трудности в реализации своих способностей, при этом дают достаточно высокуюоценкусобственнойуспешности.Незначительную группу (6 %от общей выборки)составили студенты, которые испытывают неудовлетворённость жизнью в целом, её ходом, процессом самореализации и тем, как в настоящее время разворачиваются основные жизненные события. Низкая оценка личностной успешности проявляется в том, что в настоящеевремя испытуемый не нашёл себя полностью, не раскрыл, не ощутил в себе надёжной, внутренней опоры, не чувствует способности требовать от самого себя правдивых ответов. Часто характерен уход в сомнения, который позволяет уклониться от необходимости делать жизненный выбор, прислушиваясь, прежде всего, к самому себе, принимая на себя ответственность за то, что с тобой происходит. 54 %будущих психологовудовлетворены жизнью в целом, но имеют неудовлетворенность в своей самореализации. Результаты, полученные по контрольной шкале «Положительный –отрицательный образ самого себя», позволяют сделать вывод о том, что 21 % студентов имеют сниженную критичность в самооценивании, недостаточную адекватность самооценки. Для 65 % характерно принятие самого себя. Студенты, отнесенные в данную группу, четко знают и принимают свои достоинства и недостатки.13 % опрошенных имеют не только высокую критичность в оценке себя и большом стремлении быть искренним, но и негативное отношение к себе. Таким образом, мы выяснили, что в группе преобладает малоактивное отношение к жизненной ситуации, средний тонус, тревога при реально существующих причинах, нестабильный эмоциональный тон, удовлетворенность жизнью в целом, но не удовлетворенность самореализацией. Большинство студентов принимают себя такими, какие они есть.С целью выявления уровня стрессоустойчивости личности нами была использована методика «Тест на определение стрессоустойчивости личности» , разработанныйН.В. Киршевой.Анализ данных позволил распределить испытуемых по группам, в зависимости от уровня стрессоустойчивости личности. Первую группу составили 55 % опрошенных студентов. Они показали высокий уровень стрессоустойчивости личности, что означает низкий уровень раздражения, дискомфорта при появлении преграды, блокировании того, что хочется сделать или получить. Снимают напряжение и эмоциональное возбуждение физическими нагрузками. Умеют отвлекаться от проблем и имеют хорошо развитые навыки самоконтроля и рефлексии.Вторую группу составили 43 %испытуемых, они продемонстрировали средний уровень стрессоустойчивости личности. Студенты, отнесенные к данной группе, имеют средний уровень раздражения, дискомфорта припоявлении преграды. Умеют снимать напряжение физическиминагрузками и переоценкой ценностей. Имеют средние навыки самоконтроля и рефлексии.Третью группу составили 2 % опрошенных, их характеризует высокий уровень раздражения и дискомфорта при появлении преграды, могут проявлять агрессию. Не умеют самостоятельноснимать напряжение и эмоциональное возбуждение. Часто имеют низкий уровень самоконтроля и рефлексии. Таким образом, нами была выявлена группа студентов, отличающихся низким и средним уровнем поведенческой регуляции, нервно –психической устойчивости,низкими удовлетворительнымуровнемадаптации, неуверенностью в себе, т.е. отличающихся сниженнойстрессоустойчивостью. Полученные данные показали необходимости разработки и апробации программы формирования стрессоустойчивости у студентов психологов.Целью программы было повышение уровня стрессоустойчивости у студентов, будущих педагогов психологов. Задачами программы являлось развитие самоконтроля, повышение нервнопсихической устойчивости, овладение способами саморегуляции, развитие навыков, необходимых для уверенного поведения.В качестве основных принципов построения коррекционно развивающей программы выступили:

Принцип единства диагностики и коррекциипредполагает, что разработка и апробация коррекционноразвивающейпрограммыосуществлялась на основе проведенной диагностики стрессоустойчивости у студентов психологов.

Деятельностный принципкоррекциипозволил определить тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности каждого студента, в ходе которой создаваласьнеобходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности студентов.

Принцип комплексности методовпсихологического воздействия отражается в интегрированных приемах, способствующих повышению уровня стрессоустойчивости, в качестве которых в коррекционноразвивающей программе выступили: игротерапия, артерапия, релаксационные этюды и упражнения.

Принцип постепенностиреализовывался через поэтапное погружение студентов в психокоррекционный процесс и постепенный выход из этого процесса, а также увеличение глубины и силы воздействий на студентов от этапа к этапу коррекционной работы.

Принцип учета эмоциональной сложности материала. С учетом данного принципа проводился подбор игр, заданий, упражнений, предъявляемогоматериала, позволяющихсоздтьблагоприятный эмоциональный фон, стимулироватьположительные эмоции.

Принцип систематичности работы со студентамипрослеживался в графике реализации программы.Весь цикл рассчитан на два месяца (по два занятия в неделю), при средней продолжительности каждого занятия 3 часа. Программа рассчитана на группу из 1015 студентов в возрасте 18 –23 года.Разработанная программа включала 4 блока (диагностический, установочный, коррекционноразвивающий, юлок оценки эффективности занятий). Первый блок –диагностический. Цель:диагностика и изучение особенностей и уровней стрессоустойчивости у студентов.Данный этап соответствует этапу констатирующего эксперимента.Установочный блокнаправлен назнакомство участников программы, установление доверительного контакта и сплочение группы.Третий блок (коррекционно –развивающий)предполагал реализацию коррекционной программы направленной на повышение уровня сформированности компонентов стрессоустойчивости(личностного адаптивного потенциала, поведенческой регуляции,саморегуляции,нервно –психической устойчивости,неуверенностью в себе и другие).Четвертый блок –блок оценки эффективности занятийпредполагает оценку произошедших измененийпутем повторной диагностики.Коррекционная работа строилась с опорой на механизмы, описанные И. Яломоми С. Кратохвилом [3]: Сообщениеинформации. В ходе групповой работыстуденты получали разнообразныесведенияо стрессе и стрессоустойчивости, ее структуре(мини лекции «Что такое стресс?»,«Ресурсы преодоления стресса» и др.).Альтруизмкак механизм коррекционной работы предполагал созданиевозможностив процессе групповой работыпомогать друг другу, делать чтото для другого. Помогая другим, человек становится более уверенным в себе. Он ощущает себя способным быть полезным и нужным, начинает больше уважать себя и верить в собственные возможности (упражнение «Лотос» и др.).Групповая сплоченность–желание оставаться в группе, чувство принадлежности группе, доверие, принятие группой, взаимное принятие друг друга, чувство «Мы» группыподдерживалось и проявлялась в играх и упражнениях таких как «Застольная беседа»,«Телеграмма» и другие.Развитие техники межличностного общения. В ходе реализации программы студенты имеливозможность за счет обратной связи и анализа собственных переживаний увидеть свое неадекватное межличностное взаимодействие и в ситуации взаимного принятия изменить его, выработать и закрепить более конструктивные способы поведения и общения (упражнение «Знакомство в ситуациях», упражнение «Циферблат» и др.).Интерперсональное влияние. Получение новой информации о себе,возникновениев группе эмоциональных ситуаций, с которыми человек ранее не мог справиться, их вычленение, обсуждение, анализи проработкаприводит к изменениюи расширениюобраза «Я»(например, упражнение «Я и стресс»).Учет механизма имитационногоповедения позволил включить в программу игры и упражнения, направленные на обучение студентовболее конструктивным способам поведения за счет подражания психологу и другим успешным членам тренинговой группы (игра «Разорви цепь», упражнение «Два на два, или новый Юлий Цезарь» и т.д.).В качестве основныхусловий и факторовповышения уровня стрессоустойчивости у студентов выступили:групповая форма работы;проведение коррекционно –развивающей работы в эмоционально насыщенной обстановке;систематичность работы состудентами;активная работа студентов на коррекционно –развивающем занятии;проведение занятий в специально организованном пространстве, в благоприятное время.При создании программы мы опирались на разработки А.А. Баранова,Э. Гозилек,Т Гремлинга,И. Кочубей, А.А. Реана, Е.А. Соколова,М.Л. Хуторной и других.В ходе разработки занятий нами были использованы различные техники и методики, такие как ролевые методы (ролевая игра «Весенняя распродажа», упражнение «Новый начальник»), дыхательныетехники (упражнение «Нижнее дыхание», «Полное дыхание»), арттерапевтические техники (упражнение «Я и стресс»и другие).Каждое занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Вводная часть(5 15 минут) направлена на знакомство, приветствие, поднятие эмоционального фона, на создание комфортных условий для раскрытия участников, настроя их на эффективную работу в течение всего занятия.Основная часть (до 2 часов) включает в себя выполнение заданий предусмотренных психологом, проведение игр и упражнений сучастниками, получение обратной связи между участниками, формирование и развитие навыков направленных на достижение конечной цели программы.Заключительная часть (15 20 минут) в качестве основного элемента заключительной части выступает рефлексия, получение обратной связи от участников к психологу, проведение релаксационных упражнений направленных на расслабление мышц, установления позитивного эмоционального состояния. Таким образом, формирование стрессоустойчивости у студентов, является важной составляющей процесса подготовки будущих педагоговпсихологов, а разработанная нами программа позволит сделать данный процесс более эффективным.

Ссылки на источники1.Бодров, В.А. Проблема преодоления стресса. Ч.2: Процессы и ресурсы преодоления стресса [Текст] / В.А. Бодров. // Психологический журнал, 2006. Т. 27.№2.С. 113123.2.Лозгачева, О.В. Формирование стрессоустойчивости на этапе профессионализации [Текст] / О.В. Лозгачева. Екатеринбург, 2004. С 158.3.Осипова, А.А.Общая психокоррекция. [Текст]: Учебное пособие / А.А. Осипова. –М.: Сфера, 2002. –510 с.4.Субботин, С.В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристики метаиндивидуальности учителя. Дис. . канд. психол. наук. 19.00.07 [Текст] / С.В. Субботин.Пермь, 1992. –С. 152.