Роль музыки в патриотическом воспитании современной российской молодежи

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Саратовцева Н. В. Роль музыки в патриотическом воспитании современной российской молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 711–715. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970157.htm.
Аннотация. В современных условиях патриотическое воспитание молодежи остается одной из приоритетных задач воспитательной работы образовательных организаций. Автор статьи утверждает, что большие потенциальные возможности воспитания чувства любви к родному краю и народу, приобщению к великим ценностям заключаются в музыке, музыкальных произведениях.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Саратовцева Надежда Валентиновна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Пензенский государственный технологический университет, г. ПензаSaratovtseva.NV@mail.ru

Роль музыки в патриотическом воспитании современной российской молодежи

Аннотация.В современных условиях патриотическое воспитание молодежи остается одной из приоритетных задач воспитательной работы образовательных организаций. Автор статьи утверждает, что большие потенциальные возможности воспитания чувства любви к Родному краю и народу,приобщению к великим ценностям заключаются в музыке, музыкальных произведениях. Ключевые слова: музыка, музыкальные произведения, патриотическое воспитание, современная российская молодежь.

В современных условиях патриотическое воспитание попрежнему остается одним из самых важных направлений воспитательной работы образовательных организаций.Оно представляет собой процесс развития у молодежилюбви к Родине, желания трудиться на благо своего Отечества. Традиционно патриотическое воспитание осуществляется в единстве с другими направлениями воспитательной деятельности. Неразрывно оно связано с формированием музыкальной культуры. При этомэффективность патриотического воспитания значительно возрастает, поскольку музыка способна воздействовать на чувства человека и преобразовывать его духовнонравственный мир. Значимуюроль музыки, ее важностьв умственном, физическоми духовномразвитиимолодежи признавали многие философы, педагоги, музыканты. Еще древнегреческий философ Аристотель указывал на способность музыки ©оказывать известное воздействие на этическую сторону душиª [1]. Великий философ считал, что ©музыка облагораживает нравыª;©музыка ‬необходимый душевный атрибут человеческого существованияª[2]. Он приходил к выводу о том, что ©раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежиª

[3].Известный педагог В.А. Сухомлинский, занимающийся,в том числе,и проблемой ©рожденияªгражданина, говорил:©Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. Музыка‬это язык чувствª[1].По мнениювидного композитора и педагогаД. Д.Шостаковича ©настоящая музыка способна выражать только гуманные чувства, только передовые гуманные идеиª [1].Выдающийся русский писатель и общественный деятель В.Г. Распутинвидел предназначение искусства в сохранении души человека (©Дело искусства ‬сохранять душуª)[4].Как объяснить удивительную способность музыки глубоко воздействовать на духовный мир человека?Любое подлинноепроизведение искусства высоко духовно, поэтому оно не может оставить безучастными ни сердце, ни душу человека. Музыка, приобщающая к высокому, безусловно, является духовной.Важно вспомнить само происхождение музыки, музыкальных знаков ‬нот. Дело в том, что всем известныесемь нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си получилисьот слов молитвы, обращенной к святому Иоанну Крестителю.Названиянот ввел итальянский теоретик музыки, бенедектинский монах Гвидо д‱Ареццо (ок. 990‬1050 гг.) [5].Этим, скорее всего и объясняется колоссальное влияниемузыки на душу человека.Общеизвестно, что человек мыслит образами. Любовь к Родине становится сильным чувством тогда, когда у человека в сознании сформированы образы, связанные его Родиной, народом. Музыка является в этом смысле наиболее эффективным средством воспитания. Более того, русские люди достаточно эмоциональны. Это эмоциональноевосприятие мира может стать основой формирования патриотических чувств у подрастающего поколения.

Музыка имеет неразрывную связь с ратным (военным) делом. Военные подразделения всегда имели свои военные оркестры. Под живой звук оркестра проходят военные парады. Музыка‬камертон души русского военного.Следует отметить, что в России военная музыка издавна способствовала формированию высоких духовнонравственныхи боевых качеств русского солдата. Начиная с IXв.военные походы на Руси сопровождались музыкой с применением труб, бубнов, а позднее ‬накр, набатов, литавр.В1547 г. в годы царствованияИванаIVбыл создан Приказ Большого Дворца для управления военной музыкой России. Император Петр I уделялбольшое значение военной музыке,как средству для установления воинской дисциплины и подъема боевого духа войск. Выдающийся российский полководец,©знаменитый генерал Впередª, А.В.Суворов так оценивал роль музыки в военном искусстве: ©Музыка удваивает, утраивает армию. С распущенными знаменами и громогласной музыкой взял я Измаилª [6].Во второй четверти XIX в. в России создаются первые оригинальные произведения для духовых оркестров. Сохранилось крылатое выражение того периода: ©Военный оркестр ‬это визитная карточка полкаª [6].Как свидетельствует история, не молчали патриотические музыи в годы войны.Вместе с рабочимииколхозникамив тылу, бойцами на фронте вели борьбу во имя Победылюдиискусства, в том числе композиторы,

артисты. Стихамии музыкой они поддерживали улюдей духпатриотизма.Музыкальные произведения выражали народную ненависть к фашизму, уверенность в их разгроме. В дни Великой Отечественной войны была написанаодна из лучших песен того времени ‬©Священная войнаª А.Александрова. Она объединялалюдейв борьбе с немецкими захватчиками. Символомстойкости русского народаявиласьзнаменитая 7я симфонияД.Шостаковича, созданная композитором восажденномЛенинграде[7]. В ней осуждается великоезло, которое несет фашизм. ©В горе и в радости, в труде и на отдыхе, ‬музыка всегда с человеком. Она так полно и органично вошла в жизнь, что ее принимают как должное, как воздух, которым дышат, на задумываясь, не замечая… Насколько беднее стал бы мир, лишившись прекрасного, своеобразного языка, помогающего людям лучше понимать друг другаª, ‬считает композитор [8].В предвоенные и военные годы Советское правительство поддерживалополитику прославления России в музыке. В1936 г. в Большом театре решили возобновить оперу Глинки ©Иван Сусанинª. Весной 1942 г. Сталин принялрешение создать новый государственный Гимн Советского Союза. Лучшими стихами для гимна были признаны стихи Александра и Бориса Александровых. Окончательно Сталин выбирает музыку А.Александрова. Гимн получился достойным великой страны, что убедительно показало, насколько прав был Сталин, считая музыку не частным делом музыкантов, в которое не следует вмешиваться государству. Советское правительство понимало значение музыкальных произведений в решении главных государственных задач[9].Приобщая современную российскую молодежь к музыкальному наследию русского народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма.Музыка обладает поразительнойвозможностью отражатьпереживания и волнения людей в разныхжизненных ситуациях. Радуетсянарод ‬это передают звуки торжественной музыки; поет солдат в походе ‬песня бодрит и вдохновляет; мать оплакивает погибшегосына‬музыка плачетискорбит. Особенностью музыки является ее способность объединять людей в едином переживании, стать средством общения между ними. Удивительно, что музыкальное произведение, созданное одним человеком, вызывает определенный отклик в душе другого. Великий русский композитор П.И.Чайковский говорил: ©Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпоруª [9].Яркие музыкальныепроизведения, выражающие мир глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания.Втораяособенность музыки, по выражению Д.Шостаковича, ‬©прекрасный своеобразный языкª. Сочетая выразительную, яркую мелодию, композитор показываетсвое переживание, свое отношение к окружающему. Такими музыкальными произведениями и обогащаются те, кто знакомится с ними.Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственности и эстетического отношения к жизни и искусству ‬важные условия формирования личности. Достижению этой цели во многом способствует и правильная организация музыкального воспитания подрастающего поколения.Музыка, воздействуя на чувства, формирует духовнонравственный облик человека. Важно помнить, что ее воздействие бывает подчас более сильным, чем беседы, рассуждения и даже уговоры.В обучающих программах важен правильный подбор музыкальных произведений, ценных в воспитательном отношении. Подбор соответствующих музыкальных произведений воспитывает в человеке любовь к родным местам, к людям, к стране и своему народу. Поэтическое и одухотворенное чувство Родины и родной природы присуще творчеству многих великих русских композиторов (С. Прокофьев, П. Чайковский, М. Глинка, Г. Свиридов, М. Мусоргский и др.).Особое значение в рамках патриотического воспитания имеют темы Родины, Великой Победы, защитников Отечестваи т.д. Чувство гордости, патриотизм и любовь к Родине воспитывается у молодых людейна примере таких произведений, как ©Гимн Россииª А.Александрова и С.Михалкова; ©Наш крайª ‬Д.Кабалевского, ©Вставайте, люди русскиеª ‬С.Прокофьева, кантата ©А.Невскийª, ©Патриотическая песняª ‬М.Глинки, ©День Победыª ‬Д.Тухманова, ©Моя Россияª ‬Г. Струвеи др.Молодые людис волнением слушают и исполняют такие песни как ©Священная войнаª А. Александрова, ©Офицерыª, О. Газманова, ©День Победыª Д. Тухманова.Эти произведения никого не оставляют равнодушными.Патриотические чувства развиваютсяв процессе жизни и деятельностичеловека, находящегося в рамках конкретной социальнокультурной среды. Поэтому большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в народныхмузыкальныхпроизведениях, знакомящихмолодежьсобычаями и бытом русского народа.Музыкальныйфольклорможно использоватьв образовательном процессе в ходе проведения интегрированных учебных занятий, а также во внеучебной работе при проведении воспитательных мероприятий, концертов и т.д. Все народные песни обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Народное музыкальное творчество Н.В.Гоголь образно назвал ©звучащей историйª, ©звонкими живыми летописямиª [8].Сила воздействия музыки на молодежь многократно возрастет, если ознакомление с ней будет осуществляться на основе деятельностного подхода. Необходимо добиваться, чтобы молодые людибыли не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен и т.п., активно включались в работу по подготовке к праздникамимероприятиям (например, Конкурс патриотической песни, посвященный ДнюПобеды в Великой Отечественной войнеи др.).

Концертная деятельность может являться важнейшим элементом патриотического воспитания. Молодые люди,участвуяв различных концертах, конкурсах и фестивалях,обогащают своемировосприятие, воспитывают в себе уважение друг к другу, чувство достоинства и гордости за свою страну. Более того, к примеру, праздничный концерт для ветеранов воиныимеет уникальную возможность общения молодежи с представителями того поколения. Такие встречи являются важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания.Решению воспитательных задач способствует и коллективное пение. Законопроект Президента России В.В. Путина о более широком использовании символов РФ ‬флага и гимна (ноябрь 2013 г.) [10] нашел практическое воплощение в нашем университете (ПензГТУ) с 2013 г. Профессорскопреподавательский состав и студенты университета коллективно исполнялигосударственный гимн РФ на праздничном подведении итогов учебного года ©Олимпе годаª (текст гимна РФ был размещен на пригласительных билетах и каждый при необходимости мог обратиться к нему).

Таким образом, музыка ‬это наиболее близкий и понятный для современной молодежи вид искусства.Поэтому большие потенциальные возможности патриотического воспитания и развития молодежизаключаются именно в ней. Изо дня в день, из года в год, музыка звучит и объединяет разные эпохи и поколения, связывает прошлое, настоящее и будущее. Встреча с музыкой помогает воспитать чувства любви к Родному краю, народу, традициям,приобщает к великим ценностям. Именно музыка воспитывает активную жизненную позицию современного молодого поколения, дает ему высокие ориентиры в жизни.

Ссылки на источники1.Высказывания великих людей о музыке [Электронный ресурс]. ‬URL:https://titarenkomuz.jimdo.com/(дата обращения: 05.03.2017).2.Цитаты Аристотеля про музыку [Электронный ресурс]. ‬URL: http://millionstatusov.ru/aut/aristotel/t/muzyka.html(дата обращения: 02.03.2017).3.Афоризмы о музыке [Электронный ресурс]. ‬URL: http://пишем.рф/tema/muzyka/Aristotel.html(дата обращения: 02.03.2017).4.Связала музыка сердце [Электронный ресурс]. ‬URL: http://bergal.kz/novosti/kultura/Cvjazalamuzykaserdca.html(дата обращения: 28.02.2017).5.Одигитрия [Электронный ресурс]. ‬URL: http://odigitriya.com.ua/node/359(дата обращения: 02.03.2017).6.История военной музыки в России [Электронный ресурс]. ‬URL: http://mirznanii.com/a/287819/poistoriivoennyeorkestry(дата обращения: 05.03.2017).7.Новый министр образования России Ольга Васильева [Электронный ресурс]. ‬URL: https://meduza.io/feature/2016/08/19/novyyministrobrazovaniyarossiiolgavasilievaktoona(дата обращения: 28.02.2017).8.Роль музыки в патриотическом воспитании детей[Электронный ресурс]. ‬URL: http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2015/01/26/rolmuzykivpatrioticheskomvospitaniidetey(дата обращения: 02.03.2017).9.Сталин и музыка[Электронный ресурс]. ‬URL: http://tr.rkrprpk.ru/get.php?1199(дата обращения: 02.03.2017).10.Путин В. предложил чаще слушать гимн и поднимать флаг [Электронный ресурс]. ‬URL: http://top.rbc.ru/politics /07/11/2013/887275.shtml(дата обращения: 05.05.2014).