Проблемы реализации прав и свобод человека и гражданина в условиях современного терроризма

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шахмаев М. М., Шахмаева С. В. Проблемы реализации прав и свобод человека и гражданина в условиях современного терроризма // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 781–785. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970171.htm.
Аннотация. Органам внутренних дел принадлежит особая роль в обеспечении порядка и безопасности во время террористических актов. В таких условиях права человека на жизнь, здоровье, свободу, неприкосновенность, жилище, собственность, честь, достоинство подвергаются прямой угрозе и нуждаются в принятии органами внутренних дел мер соответствующей охраны и защиты. Деятельность органов внутренних дел в условиях правового режима контртеррористической операции весьма широка и многообразна. В связи с этим особый интерес представляет выработка новых концептуальных подходов к решению проблемы обеспечения органами внутренних дел прав и свобод человека и гражданина в условиях проведения контртеррористической операции.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шахмаев Марат Мухтарович,кандидат юридических наук, доцент,доценткафедрыогневой, тактикоспециальнойподготовкииоперативногопланирования ФГКУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России»,г. Тюменьshah72@mail.ru

Шахмаева Светлана Владимировна,главный специалист ученого совета ФГКУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России», г. Тюменьsvetlana_8383@mail.ru

Проблемы реализации прав и свобод человека и гражданина в условияхсовременного терроризма

Аннотация.Органам внутренних дел принадлежит особая роль в обеспечении порядка и безопасности во время террористических актов. В таких условиях права человека на жизнь,здоровье, свободу, неприкосновенность, жилище, собственность, честь, достоинство подвергаются прямой угрозе и нуждаются в принятии органами внутренних дел мер соответствующей охраны и защиты. Деятельность органов внутренних делвусловиях правового режимаконтртеррористической операции весьма широка и многообразна. В этой связи особый интерес представляет выработка новых концептуальных подходов к решению проблемы обеспечения органами внутренних дел прав и свобод человека и гражданина в условиях проведения контртеррористической операции.Ключевые слова: права и свобода человека и гражданина, терроризм, контртеррористическая операция, органы внутренних дел, национальная безопасность.

Термин «терроризм» происходит от латинского слова terror

страх, ужас. Терроризм представляет собой повышенную опасность.Международный терроризм, как самостоятельный вид терроризма, распространился после Второй мировой войны между идеологически противоборствующими странами (социалистическими и капиталистическими), а затем слаборазвитыми странами против богатых государств, а также развитыми странами против развивающихся и других государств в целях военнополитической экспансии и расширения зоны влияния.Одна из отличительных черт современного терроризма динамика его проявлений и методов, к которым прибегают террористы для достижения своих целей.Формами международногосударственного терроризма являются поддержка, финансирование, предоставление оружия, баз для обучения террористов, укрытие их от возможного наказания и т.д.Важным фактором становления в России правового государства стало конституционное закрепление прав и свобод человека и гражданина в качестве высшей ценности. Несмотря на это жизнь человека на протяжении тысячелетий подвергалась опасности, достоинство унижалось.Спустя несколько тысяч лет ситуация коренным образом не поменялась. И вновь необходимо говорить о появлении различных угроз, на права и свободы человека и гражданина, одной из которых является угроза терроризма.Современный терроризм представляет собой одно из самых опасных и сложных явлений современности, обретающее все более угрожающие масштабы. Его проявления влекут массовые человеческие жертвы, в том числе разрушенияматериальных и духовных ценностей, не поддающихся воссозданию; он рождает недоверие и ненависть между социальными, национальными и религиозными (конфессиональными) группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения.Число террористических акций, растущее в современном мире сделало необходимость создания международной системы борьбы с ними, скоординировало усилия не только различных органов государственной власти, но и самих государств на самом высшем государственном уровне.Современный терроризм, давно выйдя за определенные национальные рамки, приобрел международный характер. Для многих людей, групп и организаций современный терроризм стал способом решения проблем политических, национальных, экономических, религиозных, субъективноличностных и т.д. Современный терроризм встроен в преступность. Преступная среда продолжает объединять ресурсный и функциональный потенциал, усиливается ее организованность. В последнее время резче проявляется ориентация преступных кланов на реализацию широкомасштабных замыслов. Для демонстрации силы и устрашения используются чрезвычайно опасные агрессивные методы и средства.[1]Можно констатировать, что сейчас террористы ориентированы на устрашение общества и удовлетворение собственных деструктивных влечений, чем на устрашение конкретных неугодных людей. Современным этапом развития современного терроризма является провоцирование войн, масштабные посягательства на людей, жизненно важные объекты и природную среду, а также так называемые «оранжевые революции». Следовательно, данное явление приобретает характер международного зла, небывалый прежде размах и глобальность террористических акций содержит в себе реальную угрозу современной цивилизации.Проблематика современного терроризма заключается, прежде всего, в том, что терроризм, в том числе в его трансграничных формах, одна из наиболее опасных форм преступности. На современном этапе это явление превратилось в фактор, серьезно дестабилизирующий нормальное развитие международных отношений. Особую опасность могут представлять террористические посягательства с использованием ядерных и иных средств массового поражения.Террористические акты чаще всего приносят массовые человеческие жертвы, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения.В этой связи по действиям территориальных органов внутренних дел при возникновении угрозы террористической опасности необходимо постоянно совершенствовать систему организации и управления подразделениями органов внутренних дел при возникновении угрозы террористических актов. Реализация такого современного алгоритма действий должна привести к оперативному реагированию на возникновение такой угрозы, что в свою очередь скажется на минимизации потерь, как среди личного состава ОВД, так и среди мирных граждан.Правовой основой деятельности органов внутренних дел в сфере противодействия терроризму является Конституция Российской Федерации, которая «имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации».В свою очередь международноправовые нормы являются одними из основных составных частей правовых основ деятельности органов внутренних дел по обеспечению правового режима контртеррористической операции. В ст. 4 Федерального закона «О противодействии терроризму»[2] предусмотреномеждународноесотрудничество Российской Федерации в области борьбы с терроризмом с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а такжес международными организациями. И именно поэтому органы внутренних дел, осуществляющиеборьбу с терроризмом, руководствуются в своей деятельности нетолько российским законодательством, но и общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами.Как показывает практика, наиболееэффективным правовым средством противодействия современному терроризму является введениеправового режима контртеррористической операции, предусмотренного статьей 11 Федерального закона от 6марта 2006 года № 35ФЗ «О противодействии терроризму»[2].Законодатель подчеркивает, что в федеральном законе«О противодействии терроризму» установлены основныепринципы противодействия терроризму, выделены правовыеи организационныеосновы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а такжеправовыеи организационныеосновы применения Вооруженных сил Российской Федерации в борьбес терроризмом.Общееколичество снижения террористических актов это заслуга всех правоохранительных органов Российской Федерации. Исходя из анализа ст. 15 ФЗ «О противодействии терроризму» [2], в число правоохранительных органов, непосредственно осуществляющих борьбу с современным терроризмом, входят: Федеральная служба безопасности Российской Федерации; Министерство обороны Российской Федерации; Министерство внутренних дел Российской Федерации; Министерство по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации и др. Имея общую задачу борьбу с современным терроризмом, каждый из этих субъектов выполняет свои специфическиефункции, которыенаправленны в первую очередь на недопущения возникновения данной угрозы.Особая роль органам внутренних дел принадлежит в обеспечении порядка и безопасности во время террористических актов. В таких условиях права человека на жизнь, здоровье, свободу, неприкосновенность, жилище, собственность, честь, достоинство подвергаются самой прямой угрозеи нуждаются в принятии органами внутренних дел мер соответствующей охраны и защиты их имущества и жизни.Профессиональноевыполнениесвоих функциональных обязанностей подразделениями органов внутренних дел по обеспечению порядка и безопасности в рассматриваемых современных условиях позволяет предотвратить панику, спасти людей, недопустить совершения тяжких преступлений, своевременно оказать помощь пострадавшим и, в конечном счете, гарантировать защиту прав и свобод граждан, их законных интересов. Возложениена подразделения органов внутренних дел функций, непосредственно неотносящихся к борьбес современным терроризмом, обосновывается лишь тем, что они чашелюбых других правоохранительных органов оказываются в ситуациях, когда комулибо требуется помощь, а такжепостоянно контактируют с гражданами как вследствиекруглосуточного режима работы и поэтомумогут быть быстро мобилизованы.Проведению контртеррористической операции предшествует введениеправового режима контртеррористической операции. Под правовым режимом контртеррористической операции понимается особый правовой режим, вводимый в пределах территории проведения конкретной контртеррористической операции и в целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства, предполагающий расширениеполномочий органов государственной власти и допускающий в качествевременной меры ограничения прав физических и юридических лиц.Необходимо отметить, что возможноеограничениеправ и свобод граждан выступает основным характеризующим признаком правового режима контртеррористической операции, как вынужденное, но объективно обусловленноесредство обеспечения безопасности личности, общества и государства. Следует отметить, что проведенный сравнительный анализ мер и временных ограничений по законодательству и введения особых правовых режимов позволяет прийти к выводу, что меры и временныеограничения, применяемыепри введении правового режима контртеррористической операции весьма существенны.Ведь очевидно, что в реальных условиях режима контртеррористической операции ограничения прав немогут быть чрезмерными. Они должны быть разумными и сводиться к необходимому минимуму, позволяющему ограничить теили иныеправа и свободы в конституционно определенных, общественно значимых целях и задачах.Однако до настоящего времени вопрос о ясных и понятных критериях, которыепозволяли бы определить конкретныепределы ограничения прав и свобод граждан, продолжает оставаться дискуссионным. Представляется, что в качествекритериев ограничения прав и свобод граждан в условиях правового режима контртеррористической операции, возможно, применять критерии правомерности причинения вреда при крайней необходимости.Ограничивая некоторыеправа и свободы человека посредством введения правового режима контртеррористической операции, государство обеспечивает сохранениедругих, болеезначимых для человека прав и свобод. При этом ограничениеправ и свобод носит неиндивидуальный характер, а распространяется на населениевсей территории, на которой введен указанный режим. Как и при крайней необходимости, в условиях режима контртеррористической операции происходит причинениевреда третьим лицам, которыевообщенеимеют никакого отношения к возникшей опасности.Определениекритериев и пределов возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина приобретает особую актуальность именно в условиях правового режима контртеррористической операции. Это происходит изза того, что государство одинаково успешно может принимать меры по использованию рассматриваемого режима, с одной стороны, в качествеэффективного средства защиты прав и свобод граждан, а с другой, неменееэффективного инструмента чрезмерных ограничений в отношении граждан.По этой причинесерьезноезначениеприобретает созданиесистемы правовых гарантий обеспечения прав и свобод человека и гражданина в условиях, введения режима контртеррористической операции. Однако наличиеправовых норм, закрепляющих возможность беспрепятственно пользоваться правами и свободами в условиях правового режима контртеррористической операции, совсем неозначает, что каждому гражданину автоматически гарантируется их реализация. Именно поэтому в процессеобеспечения прав и свобод человека и гражданина требуется нетолько закреплениегарантий в законодательстве, но и их непосредственная реализация.Поэтому, органам внутренних дел наряду с ФСБ России отводится едва ли несамая важная роль по обеспечению прав и свобод человека и гражданина при введении режима контртеррористической операции. Это объясняется спецификой тех служебных задач, которыеставятся перед ними. Анализ полномочий органов внутренних дел по обеспечению правового режима контртеррористической операции показывает, что подразделения полиции участвуют практически при реализации всех мери временных ограничений правового режима.Следует отметить, что особоеместо в механизмеобеспечения прав и свобод человека и гражданина при введении правового режима контртеррористическойоперации занимают органы внутренних дел. Это, преждевсего, обусловлено широтой их полномочий, позволяющей им активно, посредством самых разнообразных средств и методов, а такжев различных формах участвовать в обеспечении прав и свобод граждан. Но, к сожалению, на практикеиспользованиеорганами внутренних дел своих полномочий невсегда сочетается с такими принципами их деятельности как законность, обоснованность и соразмерность, что нередко приводит к нарушению прав граждан именно органами внутренних дел.[3]Органы внутренних дел в системеорганов государства в условиях правовогорежимаконтртеррористическойоперациинаделеныособымигосударственновластными полномочиями по обеспечению прав и свобод граждан. А значит, их деятельность должна быть четкоурегулирована в правовом отношении. Именно поэтому для организации борьбы с терроризмом государство в лицеуполномоченных органов обеспечивает правовую основу осуществления всех необходимых мер.Особый интерес представляет выработка современных концептуальных подходов к решению проблемы обеспечения органами внутренних дел прав и свобод человека и гражданина в условиях проведения контртеррористической операции. Следует отметить, что правовой режим контртеррористической операции, особенно в рамках обеспечения прав и свобод человека и гражданина, недостаточно изучен в научной среде.Деятельность органов внутренних дел в условиях правового режима контртеррористической операции весьма широка и многообразна. Органы внутренних дел реализуют свою компетенцию в указанной сферев следующих основных видах деятельности: административной, оперативноразыскной и уголовнопроцессуальной.Роль органов внутренних дел в обеспечении правового режима контртеррористической операции велика. Отдельными назначением полиции законодатель в ст. 1 ФЗ «О полиции» [4] называет такжеохрану общественного порядка, собственности и обеспечениеобщественной безопасности. Это одни из важнейших функций полиции. Для того чтобы сотрудники полиции могли правильно уяснить содержаниетаковых, следует определиться с понятием «общественный порядок».Исходя из наименования данной разновидности назначения полиции и из содержания приведенного определения функцией полиции является разработка и осуществлениепредусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами мер, направленных на приведениесистемы существующих общественных отношений в безопасноесостояние.Необходимо учитывать, что назначениеполиции по обеспечению общественной безопасности должно реализовываться сотрудниками полиции с учетом компетенции полиции и с учетом наличия других правоохранительных органов, перед которыми законодателем такжепоставлена задача обеспечения определенного рода общественной безопасности. Взаимодействиемежду полицией и другими ведомствами в рамках охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности возможно. А вот дублированиеранееужеосуществленной деятельности представляется нецелесообразным.С целью исполнения возложенных на них обязанностей сотрудникам полиции предоставляются права требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административноезадержание, применять другиемеры, предусмотренныеадминистративным кодексом Российской Федерации.Современная проблема обеспечения органами внутренних дел прав и свободчеловека и гражданина в условиях проведения контртеррористической операции является сложной и многогранной. Это обусловлено рядом складывающихся обстоятельств. Вопервых, согласно ст. 2 Конституции РФ [5], которая провозглашает высшей ценностью человека, его права и свободы. Она жевозлагает на государство в лицеуполномоченных органов обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Вовторых, современный терроризм стал серьезной угрозой для безопасности большинства стран мира, в том числедля Российской Федерации. А в связи с этим существенно возрастает значениезащиты от действий террористов нетолько самого государства, а в первую очередь, человека с его правами и свободами. При этом обеспечениезащиты личности, общества и государства от современной террористической угрозы является непрерывным процессом. С течением времени меняются лишь формы террористической деятельности, еемасштабы, а терроризм, как таковой, остается. Это требует постоянного анализа складывающейся обстановки и выработки предложений и рекомендаций для эффективного противодействия терроризмупри минимальном ограничении прав и свобод человека и гражданина.Таким образом, в целях повышения эффективности борьбы с современным терроризмом необходимо созданиесовременной концепции противодействия терроризму, содержащей предложения по развитию антитеррористической политики, основанныена практическом опытеи обусловленныепотребностями личности, общества и государства по обеспечению их безопасности. Разумеется, эта концепция должна согласовываться с международнымиподходами к борьбес современным терроризмом.Следует отметить, что проблема современного терроризма в Российской Федерации с каждым годом обостряется, превращается в международную проблему, связанную с обеспечением национальной безопасности страны в целом. Российскоеобщество переживает переходный этап своего развития. Эти обстоятельства, говорят нам, о непрофессиональности демократических институтов, низком уровнеправовой культуры, как большинства населения, так и должностных лиц всеэто обусловливает необходимость строгого соблюдения законодательства со стороны органов внутренних дел, наделенныефункциональными обязанностями, такими как, обеспечениеправ и свобод человека и гражданина в условияхпроведения контртеррористической операции, с учетом международных правовых норм.

Ссылки на источники1.Назаров А.Ю. Организационноправовыеи тактическиеосновы деятельности органов внутренних дел по борьбес терроризмом: учеб. Пособие. М., 2002. С.4.2.О противодействии терроризму: ФЗ от 6 марта 2006 г. №35Ф3 // Собр. Законодательства Рос. Федерации. 2006. № 11. Ст.4.Конституция РФ. Ст.2; 11; 15.3.Рудман Д.С. Конституционноправовыеосновы обеспечения органами внутренних дел прави свобод человека и гражданина в условиях проведения контртеррористической операции: дис....кан.юрид. наук. Москва. 2009. С.72.4.Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. №3Ф3 «О полиции» в ред. Федерального закона от 3 февраля 2014 г. №3Ф3: с изм., внесенными Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. №8ФЗ // Российская газета. 2011. 8 февраля; 2014. 5 февраля. Ст.1.5.Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля 2014 г.) // СПС «КонсультантПлюс. Ст.2.