Социальная ситуация развития ребёнка в контексте новых образовательных стандартов
Выпуск:
ART 970170
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Иохим
Л.
С. Социальная ситуация развития ребёнка в контексте новых образовательных стандартов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 31. – С.
776–780. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970170.htm.
Аннотация. В статье пойдёт речь о социальной ситуации развития детей в дошкольном возрасте. Если в раннем возрасте социальная ситуация определялась исключительно отношениями ребенка с его близкими взрослыми, то начиная с дошкольного возраста ребенок вступает в отношения с более широким социальным миром. Выделяется новая сфера социальных контактов ребенка – его отношения со сверстниками, к которым ребёнок испытывает самые разнообразные эмоции, как позитивные, так и негативные. Именно период дошкольного детства является наиболее благоприятным для того, чтобы помочь каждому ребёнку развиваться как самодостаточная и позитивно настроенная личность, учитывая требования федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Ключевые слова:
социальная ситуация развития, взаимоотношения, сотрудничество, дошкольники, сверстники, фгос до
Текст статьи
Иохим Людмила Сергеевна,педагогпсихолог, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №127», г. Череповецludaiohim@mail.ru
Социальная ситуация развития ребенкав контексте новых образовательных стандартов
Аннотация. В статье пойдёт речь о социальной ситуации развития детей в дошкольном возрасте.Если в раннем возрасте социальная ситуация определялась исключительно отношениями ребенка с его близкими взрослыми, то начиная с дошкольного возраста ребенок вступает в отношения с более широким социальным миром. Выделяется новая сфера социальных контактов ребенка его отношения со сверстниками, к которым ребёнок испытывает самые разнообразные эмоции, как позитивные, так и негативные. Именно период дошкольного детства является наиболее благоприятным для того, чтобы помочь каждому ребёнку развиваться как самодостаточная и позитивнонастроенная личность, учитывая требования федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.Ключевые слова: социальная ситуация развития, ФГОС ДО, дошкольники, сверстники, сотрудничество, взаимоотношения.
Отношения детей друг с другом зарождаются и интенсивно развиваются именно в детском возрасте. Опыт первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка.В связи с внедрением федерального государственного образовательного стандарта в систему дошкольного образования нужноперестроить свою работу для того, чтобы добиться соответствия данному Стандарту.Применительно к блоку «Ребенок –Сверстник» с учетом ФГОС, педагогам и специалистам ДОУ необходимо: Помочь детям успешно выстраивать отношения сотрудничества с каждым сверстником;Создать условия развития детей, открывающих возможности для их позитивной социализации в группе сверстников;Поддержать положительные, доброжелательные отношения между детьми, в том числе принадлежащих к разным национальнокультурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные возможности здоровья, поддержать взаимодействие детей друг с другом в разных видах деятельности;Развивать коммуникативные способности детей, позволяющие разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;Развивать умения у детей работать в группе сверстников.Между дошкольниками в разных видах деятельности формируется достаточно широкий диапазон взаимоотношений. Они дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются и ревнуют. Все это происходит в процессе общения между ними. У детей при взаимодействии со сверстниками могут возникать разноплановые трудности, в большинстве связанные с особенностями поведения и чаще всего возникают на почве уже имеющегося актуального неблагополучия в развитии ребенка. Например, дошкольник –агрессивный, в таком случае последствия данного поведения могут быть следующими: плохо контролирует свое поведение, склонен к конфликтам, не умеет уступать.Или наоборот, ребенок слишком робок, тревожен, не уверен в себе.При наличии таких характеристик как следствие можно рассматривать следующие проявления: малая инициативность в играх и общении, редкое проявление интереса со стороны товарищей.Анализируя социальную ситуацию развития детей в рамках блока «РебенокСверстник», можновыделитьфакторы, которые могут повлиять на социальную ситуациюразвития:детско –родительские взаимоотношения;взаимоотношения педагогов группы и детей;своевременность включения специалистов ДОУ в проблему социальной ситуации развития;гендерное соотношение в группе детского сада.Фактор «Детскородительские взаимоотношения» включает в себя:стиль воспитания родителей (либеральный, демократический, авторитарный);характер отношений между родителями (принятие/непринятие друг друга);категорию семьи (полная/неполная, однодетная/многодетная, ситуация развода и другое).«Взаимоотношения педагогов группы и детей» подразумевают следующие характеристики:стиль воспитания педагогов (либеральный, демократический, авторитарный);характер отношений между педагогами (эффективное взаимодействие, соперничество, единство/разность позиций по разным вопросам);характер отношений в диаде «Педагог –Родитель» (сотрудничество, избегание, конфликтность, единство взглядов на развитие и воспитание ребенка);учет индивидуальных особенностей каждого ребенка (реализация личностно –ориентированного подхода к ребенку).Фактор «Включенность специалистов ДОУ в проблему социальной ситуации развития»» содержит в себе:тесное сотрудничество с педагогами групп (знание/незнание социальной ситуации в детской группе);взаимодействие с родителями по вопросу социальной ситуации развития (эффективность/неэффективность взаимодействия);характер отношений между специалистами ДОУ (сотрудничество/отсутствие сотрудничества). Фактор «Гендерное соотношение в группе» предполагает наличие таких показателей, как:наполняемость группы мальчиками и девочками (половое преобладание);учет гендерных особенностей детей (игнорирование/принятие педагогом данного момента);характер отношений между «мальчиками», между «девочками», между «мальчиками и девочками» (конструктивное/деструктивное);наличие специальной среды для мальчиков и девочек.В качестве рекомендаций по выявлению, отслеживанию, сопровождению социальной ситуации развития в группе сверстников в нашем ДОУ педагоги и специалисты действуют по определённому алгоритму при наличии проблемных полей у детей во взаимоотношениях со сверстниками.Алгоритм совместных действий педагогов и специалистов ДОУв рамках социальной ситуации развития с учетом ФГОС:1 шаг«Установление трудностей у детей со сверстниками»Цель: установление возможных трудностей у детей в рамках социальной ситуации развития: агрессивное, робкое, обидчивое, неуверенное, тревожное, застенчивое, гиперактивное поведение;2 шаг «Диагностиканаличия трудностей у детей в отношениях со сверстниками»Цель: определение диагностического инструментария и его последующая реализация;3 шаг «Нахождение средств преодоления проблемы при взаимодействии детей друг с другом»Цель: подбор эффективных средств для преодоления проблемы в социальной ситуации развития: использование программ, картотек игр, рекомендаций педагогам и родителям;4 шаг «Реализация»Цель: практическое внедрение подобранных средств: работа с детьми, педагогами, родителями;5 шаг «Оценкарезультативности проведенной работы»Цель: определение качественных и количественных изменений у детей привзаимодействии со сверстниками;6 шаг «Последующее сопровождение социальной ситуации развития в группе сверстников».Ожидаемые результаты в соответствии с ФГОС:
Способность ребенка самостоятельно выбирать себе род занятий и участников по совместной деятельности;
Сформированность у ребенка установки положительного отношения к другим детям и активного, адекватного взаимодействия с ними;
Умение ребенка договариваться, учитывать интересы и чувства сверстников, сопереживать неудачам и радоваться успехам других детей;
конструктивное разрешение ребенком конфликтных ситуаций при взаимодействии со сверстниками;
Умение ребенка подчиняться правилам исоциальным нормам во взаимоотношениях с другими дошкольниками.Таким образом, задача специалистов и педагогов группДОУв рамках блока «РебенокСверстник» помочь детям быть успешными, творческими, самостоятельными, решительными, инициативными при взаимодействии в группесверстников. Очень важно именно в период дошкольного детства дать детям первоначальные знания умения и навыки, которые помогли бы им позитивно адаптироваться и социализироваться в любом коллективе сверстников не только на базе детского сада, но и за пределами его.
Ссылки на источники1.Баринова Е.В. Учимся дружить: пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития/Е.В. Баринова. –Ростов н/Д: Феникс, 2012, с.310.2.Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. Том 4. Проблемы возраста., М.: Педагогика, 1984, с. 244268.3.Юркова Е.В. Проявление социальных представлений о дружбе в межличностных отношениях. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. психол. н. спец. –2004, с.2431.4.Детская обидчивость [Электронный ресурс].Режим доступа Воспитание: Дети: Subscribe.Ru
Социальная ситуация развития ребенкав контексте новых образовательных стандартов
Аннотация. В статье пойдёт речь о социальной ситуации развития детей в дошкольном возрасте.Если в раннем возрасте социальная ситуация определялась исключительно отношениями ребенка с его близкими взрослыми, то начиная с дошкольного возраста ребенок вступает в отношения с более широким социальным миром. Выделяется новая сфера социальных контактов ребенка его отношения со сверстниками, к которым ребёнок испытывает самые разнообразные эмоции, как позитивные, так и негативные. Именно период дошкольного детства является наиболее благоприятным для того, чтобы помочь каждому ребёнку развиваться как самодостаточная и позитивнонастроенная личность, учитывая требования федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.Ключевые слова: социальная ситуация развития, ФГОС ДО, дошкольники, сверстники, сотрудничество, взаимоотношения.
Отношения детей друг с другом зарождаются и интенсивно развиваются именно в детском возрасте. Опыт первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка.В связи с внедрением федерального государственного образовательного стандарта в систему дошкольного образования нужноперестроить свою работу для того, чтобы добиться соответствия данному Стандарту.Применительно к блоку «Ребенок –Сверстник» с учетом ФГОС, педагогам и специалистам ДОУ необходимо: Помочь детям успешно выстраивать отношения сотрудничества с каждым сверстником;Создать условия развития детей, открывающих возможности для их позитивной социализации в группе сверстников;Поддержать положительные, доброжелательные отношения между детьми, в том числе принадлежащих к разным национальнокультурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные возможности здоровья, поддержать взаимодействие детей друг с другом в разных видах деятельности;Развивать коммуникативные способности детей, позволяющие разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;Развивать умения у детей работать в группе сверстников.Между дошкольниками в разных видах деятельности формируется достаточно широкий диапазон взаимоотношений. Они дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются и ревнуют. Все это происходит в процессе общения между ними. У детей при взаимодействии со сверстниками могут возникать разноплановые трудности, в большинстве связанные с особенностями поведения и чаще всего возникают на почве уже имеющегося актуального неблагополучия в развитии ребенка. Например, дошкольник –агрессивный, в таком случае последствия данного поведения могут быть следующими: плохо контролирует свое поведение, склонен к конфликтам, не умеет уступать.Или наоборот, ребенок слишком робок, тревожен, не уверен в себе.При наличии таких характеристик как следствие можно рассматривать следующие проявления: малая инициативность в играх и общении, редкое проявление интереса со стороны товарищей.Анализируя социальную ситуацию развития детей в рамках блока «РебенокСверстник», можновыделитьфакторы, которые могут повлиять на социальную ситуациюразвития:детско –родительские взаимоотношения;взаимоотношения педагогов группы и детей;своевременность включения специалистов ДОУ в проблему социальной ситуации развития;гендерное соотношение в группе детского сада.Фактор «Детскородительские взаимоотношения» включает в себя:стиль воспитания родителей (либеральный, демократический, авторитарный);характер отношений между родителями (принятие/непринятие друг друга);категорию семьи (полная/неполная, однодетная/многодетная, ситуация развода и другое).«Взаимоотношения педагогов группы и детей» подразумевают следующие характеристики:стиль воспитания педагогов (либеральный, демократический, авторитарный);характер отношений между педагогами (эффективное взаимодействие, соперничество, единство/разность позиций по разным вопросам);характер отношений в диаде «Педагог –Родитель» (сотрудничество, избегание, конфликтность, единство взглядов на развитие и воспитание ребенка);учет индивидуальных особенностей каждого ребенка (реализация личностно –ориентированного подхода к ребенку).Фактор «Включенность специалистов ДОУ в проблему социальной ситуации развития»» содержит в себе:тесное сотрудничество с педагогами групп (знание/незнание социальной ситуации в детской группе);взаимодействие с родителями по вопросу социальной ситуации развития (эффективность/неэффективность взаимодействия);характер отношений между специалистами ДОУ (сотрудничество/отсутствие сотрудничества). Фактор «Гендерное соотношение в группе» предполагает наличие таких показателей, как:наполняемость группы мальчиками и девочками (половое преобладание);учет гендерных особенностей детей (игнорирование/принятие педагогом данного момента);характер отношений между «мальчиками», между «девочками», между «мальчиками и девочками» (конструктивное/деструктивное);наличие специальной среды для мальчиков и девочек.В качестве рекомендаций по выявлению, отслеживанию, сопровождению социальной ситуации развития в группе сверстников в нашем ДОУ педагоги и специалисты действуют по определённому алгоритму при наличии проблемных полей у детей во взаимоотношениях со сверстниками.Алгоритм совместных действий педагогов и специалистов ДОУв рамках социальной ситуации развития с учетом ФГОС:1 шаг«Установление трудностей у детей со сверстниками»Цель: установление возможных трудностей у детей в рамках социальной ситуации развития: агрессивное, робкое, обидчивое, неуверенное, тревожное, застенчивое, гиперактивное поведение;2 шаг «Диагностиканаличия трудностей у детей в отношениях со сверстниками»Цель: определение диагностического инструментария и его последующая реализация;3 шаг «Нахождение средств преодоления проблемы при взаимодействии детей друг с другом»Цель: подбор эффективных средств для преодоления проблемы в социальной ситуации развития: использование программ, картотек игр, рекомендаций педагогам и родителям;4 шаг «Реализация»Цель: практическое внедрение подобранных средств: работа с детьми, педагогами, родителями;5 шаг «Оценкарезультативности проведенной работы»Цель: определение качественных и количественных изменений у детей привзаимодействии со сверстниками;6 шаг «Последующее сопровождение социальной ситуации развития в группе сверстников».Ожидаемые результаты в соответствии с ФГОС:
Способность ребенка самостоятельно выбирать себе род занятий и участников по совместной деятельности;
Сформированность у ребенка установки положительного отношения к другим детям и активного, адекватного взаимодействия с ними;
Умение ребенка договариваться, учитывать интересы и чувства сверстников, сопереживать неудачам и радоваться успехам других детей;
конструктивное разрешение ребенком конфликтных ситуаций при взаимодействии со сверстниками;
Умение ребенка подчиняться правилам исоциальным нормам во взаимоотношениях с другими дошкольниками.Таким образом, задача специалистов и педагогов группДОУв рамках блока «РебенокСверстник» помочь детям быть успешными, творческими, самостоятельными, решительными, инициативными при взаимодействии в группесверстников. Очень важно именно в период дошкольного детства дать детям первоначальные знания умения и навыки, которые помогли бы им позитивно адаптироваться и социализироваться в любом коллективе сверстников не только на базе детского сада, но и за пределами его.
Ссылки на источники1.Баринова Е.В. Учимся дружить: пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития/Е.В. Баринова. –Ростов н/Д: Феникс, 2012, с.310.2.Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. Том 4. Проблемы возраста., М.: Педагогика, 1984, с. 244268.3.Юркова Е.В. Проявление социальных представлений о дружбе в межличностных отношениях. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. психол. н. спец. –2004, с.2431.4.Детская обидчивость [Электронный ресурс].Режим доступа Воспитание: Дети: Subscribe.Ru