Социальная ситуация развития ребёнка в контексте новых образовательных стандартов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Иохим Л. С. Социальная ситуация развития ребёнка в контексте новых образовательных стандартов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 776–780. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970170.htm.
Аннотация. В статье пойдёт речь о социальной ситуации развития детей в дошкольном возрасте. Если в раннем возрасте социальная ситуация определялась исключительно отношениями ребенка с его близкими взрослыми, то начиная с дошкольного возраста ребенок вступает в отношения с более широким социальным миром. Выделяется новая сфера социальных контактов ребенка – его отношения со сверстниками, к которым ребёнок испытывает самые разнообразные эмоции, как позитивные, так и негативные. Именно период дошкольного детства является наиболее благоприятным для того, чтобы помочь каждому ребёнку развиваться как самодостаточная и позитивно настроенная личность, учитывая требования федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Иохим Людмила Сергеевна,педагогпсихолог, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №127», г. Череповецludaiohim@mail.ru

Социальная ситуация развития ребенкав контексте новых образовательных стандартов

Аннотация. В статье пойдёт речь о социальной ситуации развития детей в дошкольном возрасте.Если в раннем возрасте социальная ситуация определялась исключительно отношениями ребенка с его близкими взрослыми, то начиная с дошкольного возраста ребенок вступает в отношения с более широким социальным миром. Выделяется новая сфера социальных контактов ребенка его отношения со сверстниками, к которым ребёнок испытывает самые разнообразные эмоции, как позитивные, так и негативные. Именно период дошкольного детства является наиболее благоприятным для того, чтобы помочь каждому ребёнку развиваться как самодостаточная и позитивнонастроенная личность, учитывая требования федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.Ключевые слова: социальная ситуация развития, ФГОС ДО, дошкольники, сверстники, сотрудничество, взаимоотношения.

Отношения детей друг с другом зарождаются и интенсивно развиваются именно в детском возрасте. Опыт первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка.В связи с внедрением федерального государственного образовательного стандарта в систему дошкольного образования нужноперестроить свою работу для того, чтобы добиться соответствия данному Стандарту.Применительно к блоку «Ребенок –Сверстник» с учетом ФГОС, педагогам и специалистам ДОУ необходимо: Помочь детям успешно выстраивать отношения сотрудничества с каждым сверстником;Создать условия развития детей, открывающих возможности для их позитивной социализации в группе сверстников;Поддержать положительные, доброжелательные отношения между детьми, в том числе принадлежащих к разным национальнокультурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные возможности здоровья, поддержать взаимодействие детей друг с другом в разных видах деятельности;Развивать коммуникативные способности детей, позволяющие разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;Развивать умения у детей работать в группе сверстников.Между дошкольниками в разных видах деятельности формируется достаточно широкий диапазон взаимоотношений. Они дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются и ревнуют. Все это происходит в процессе общения между ними. У детей при взаимодействии со сверстниками могут возникать разноплановые трудности, в большинстве связанные с особенностями поведения и чаще всего возникают на почве уже имеющегося актуального неблагополучия в развитии ребенка. Например, дошкольник –агрессивный, в таком случае последствия данного поведения могут быть следующими: плохо контролирует свое поведение, склонен к конфликтам, не умеет уступать.Или наоборот, ребенок слишком робок, тревожен, не уверен в себе.При наличии таких характеристик как следствие можно рассматривать следующие проявления: малая инициативность в играх и общении, редкое проявление интереса со стороны товарищей.Анализируя социальную ситуацию развития детей в рамках блока «РебенокСверстник», можновыделитьфакторы, которые могут повлиять на социальную ситуациюразвития:детско –родительские взаимоотношения;взаимоотношения педагогов группы и детей;своевременность включения специалистов ДОУ в проблему социальной ситуации развития;гендерное соотношение в группе детского сада.Фактор «Детскородительские взаимоотношения» включает в себя:стиль воспитания родителей (либеральный, демократический, авторитарный);характер отношений между родителями (принятие/непринятие друг друга);категорию семьи (полная/неполная, однодетная/многодетная, ситуация развода и другое).«Взаимоотношения педагогов группы и детей» подразумевают следующие характеристики:стиль воспитания педагогов (либеральный, демократический, авторитарный);характер отношений между педагогами (эффективное взаимодействие, соперничество, единство/разность позиций по разным вопросам);характер отношений в диаде «Педагог –Родитель» (сотрудничество, избегание, конфликтность, единство взглядов на развитие и воспитание ребенка);учет индивидуальных особенностей каждого ребенка (реализация личностно –ориентированного подхода к ребенку).Фактор «Включенность специалистов ДОУ в проблему социальной ситуации развития»» содержит в себе:тесное сотрудничество с педагогами групп (знание/незнание социальной ситуации в детской группе);взаимодействие с родителями по вопросу социальной ситуации развития (эффективность/неэффективность взаимодействия);характер отношений между специалистами ДОУ (сотрудничество/отсутствие сотрудничества). Фактор «Гендерное соотношение в группе» предполагает наличие таких показателей, как:наполняемость группы мальчиками и девочками (половое преобладание);учет гендерных особенностей детей (игнорирование/принятие педагогом данного момента);характер отношений между «мальчиками», между «девочками», между «мальчиками и девочками» (конструктивное/деструктивное);наличие специальной среды для мальчиков и девочек.В качестве рекомендаций по выявлению, отслеживанию, сопровождению социальной ситуации развития в группе сверстников в нашем ДОУ педагоги и специалисты действуют по определённому алгоритму при наличии проблемных полей у детей во взаимоотношениях со сверстниками.Алгоритм совместных действий педагогов и специалистов ДОУв рамках социальной ситуации развития с учетом ФГОС:1 шаг«Установление трудностей у детей со сверстниками»Цель: установление возможных трудностей у детей в рамках социальной ситуации развития: агрессивное, робкое, обидчивое, неуверенное, тревожное, застенчивое, гиперактивное поведение;2 шаг «Диагностиканаличия трудностей у детей в отношениях со сверстниками»Цель: определение диагностического инструментария и его последующая реализация;3 шаг «Нахождение средств преодоления проблемы при взаимодействии детей друг с другом»Цель: подбор эффективных средств для преодоления проблемы в социальной ситуации развития: использование программ, картотек игр, рекомендаций педагогам и родителям;4 шаг «Реализация»Цель: практическое внедрение подобранных средств: работа с детьми, педагогами, родителями;5 шаг «Оценкарезультативности проведенной работы»Цель: определение качественных и количественных изменений у детей привзаимодействии со сверстниками;6 шаг «Последующее сопровождение социальной ситуации развития в группе сверстников».Ожидаемые результаты в соответствии с ФГОС:

Способность ребенка самостоятельно выбирать себе род занятий и участников по совместной деятельности;

Сформированность у ребенка установки положительного отношения к другим детям и активного, адекватного взаимодействия с ними;

Умение ребенка договариваться, учитывать интересы и чувства сверстников, сопереживать неудачам и радоваться успехам других детей;

конструктивное разрешение ребенком конфликтных ситуаций при взаимодействии со сверстниками;

Умение ребенка подчиняться правилам исоциальным нормам во взаимоотношениях с другими дошкольниками.Таким образом, задача специалистов и педагогов группДОУв рамках блока «РебенокСверстник» помочь детям быть успешными, творческими, самостоятельными, решительными, инициативными при взаимодействии в группесверстников. Очень важно именно в период дошкольного детства дать детям первоначальные знания умения и навыки, которые помогли бы им позитивно адаптироваться и социализироваться в любом коллективе сверстников не только на базе детского сада, но и за пределами его.

Ссылки на источники1.Баринова Е.В. Учимся дружить: пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития/Е.В. Баринова. –Ростов н/Д: Феникс, 2012, с.310.2.Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. Том 4. Проблемы возраста., М.: Педагогика, 1984, с. 244268.3.Юркова Е.В. Проявление социальных представлений о дружбе в межличностных отношениях. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. психол. н. спец. –2004, с.2431.4.Детская обидчивость [Электронный ресурс].Режим доступа Воспитание: Дети: Subscribe.Ru