Правовое положение условно осужденных (освобожденных) с обязательным привлечением к труду: ретровзгляд

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кашуба Ю. А. Правовое положение условно осужденных (освобожденных) с обязательным привлечением к труду: ретровзгляд // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 786–790. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970172.htm.
Аннотация. В статье приводится определение правового положения условно осужденных (освобожденных) с обязательным привлечением к труду: рассматриваются их обязанности права, а также правоограничения этих лиц. Раскрывается содержание данного вида наказания, а также порядок и условия его отбывания (режим). На смену рассмотренным институтам законодатель ввел в перечень наказаний новый вид – «ограничение свободы», а еще позднее – «принудительные работы», заимствовавшие немало элементов из условного осуждения (освобождения) с обязательным привлечением к труду.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кашуба Юрий Анатольевич, доктор юридических наук,профессор,профессор кафедры уголовно исполнительного праваАкадемии ФСИН России,Рязаньkoshianatol@yandex.ru

Правовое положение условно осужденных (освобожденных)

собязательным привлечением к труду: ретровзгляд

Аннотация.В статьеприводится определение правового положения условно осужденных(освобожденных) с обязательным привлечением к труду: рассматриваются их обязанности права, а также правоограничения этих лиц. Раскрывается содержание данного вида наказания, а также порядок и условия его отбывания (режим).На смену рассмотренным институтам законодатель ввел в перечень наказаний новый вид –«ограничение свободы», а еще позднее –«принудительные работы», заимствовавшие немало элементов из условного осуждения (освобождения) с обязательным привлечением к труду.Ключевые слова:Правовое положение, условно осужденные и условно освобожденные, обязательное привлечение к труду, ограничение прав лиц, проживание в специальных комендатурах.

В литературе по исправительнотрудовому праву периода 70х годов прошлого столетия дается следующее определение «правовое положение осужденного характеризуется совокупностью субъективных обязанностей, возложенных на него, и прав, которыми он обладает во время отбывания наказания»[1]. Это общее научное определение в равной мере относилось и клицам, условно осужденным иусловно освобожденным с обязательным привлечением к труду. Данная проблема, рассматриваемая в широком социальнополитическом и правовом аспектах, особенно в связи с принятием Конституции СССР (1977 г.), являлась и остается до сих пор одной из сложных. В настоящей статье, с учетом ее ретронаправленности, правовое положение условно осужденных и условно освобожденных ограничивается анализом ст. 392Основ исправительнотрудового законодательства Союза ССР и союзных республик, а также отдельных положений других статей разделаIIIА Основ и соответствующих статей ИТК РСФСР. Мы не критикуем конкретное содержание приведенного определения с позиций современной науки уголовноисполнительного права.Нормативное определение обязанностей и прав осужденных явилось результатом правового регулирования наказания, порядка его исполнения (отбывания) и применения к осужденным мер исправительнотрудового воздействия. В соответствии с этим в законе раскрывались правоограничения осужденных, составляющие в своей совокупности содержание наказания, в данном случае условного осуждения и условного освобождения с обязательным привлечением к труду, а также порядок и условия его исполнения и отбывания.Неуклонное выполнение условно осужденными и условно освобожденными возложенных на них законом обязанностей и обеспечение реализации их прав, прежде всего органами внутренних дел, образовали правовой режим, составлявший основу дляуспешной организации работы по исправлению и перевоспитанию осужденных.Согласно ст. 392Основ исправительнотрудового законодательства: «Лица, условно осужденные к лишению свободы с обязательным привлечением к труду и условно освобожденные из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду, несут обязанности и пользуются правами, установленными законодательством для граждан СССР, со следующими ограничениями:…» (далее дается перечень конкретных ограничений, к анализу которых еще вернемся). В приведенном положении отметим два обстоятельства, исходных для дальнейшего рассмотрения проблемы. Вопервых, основой для определения правового положения условно осужденных и условно освобожденных являлся правовой статус гражданина СССР, установленный законодательством Союза ССР, и прежде всего Конституцией СССР. В соответствии с этим все последующие ограничения прав названных категорий осужденных как граждан СССР могли иметь место на основании общесоюзного закона.Вовторых, определение правового положения условно осужденных и условно освобожденных основывалось на принципе «дозволено все, что не запрещено». Иначе говоря, осужденные имелиобязанности и обладали всеми правами граждан СССР, за исключением тех, которые ограничены законом. За рамками установленных ограничений никакие другие их права как граждан СССР не ограничивались.Обратимся к рассмотрению ограничений прав лиц, условно осужденных и условно освобожденных, установленных ст. 392Основ исправительнотрудового законодательства (ст.782ИТК РСФСР). Согласно закону эти лица:«обязаны работать там, куда будут направлены органами, ведающими исполнением приговора(в норме закона здесь допущена неточность. Лица, условно освобожденные из мест лишения свободы, привлекались к обязательному трудуна основании определения, а не приговора суда

Ю.К.), а в случае производственной необходимости могут переводиться без их согласия на другуюработу, в том числе на работу в другую местность. Эти лица обязаны проживать, как правило, в специально предназначенных для них общежитиях; при хорошем поведении, добросовестном отношении к труду и наличии семьи им по постановлению начальника органа внутренних дел может быть разрешено проживание со своими семьями на арендуемой ими жилой площади;—им запрещается в период обязательного срока работы покидать пределы административного района по месту их работы без специального разрешения осуществляющего надзор органа внутренних дел. При этом они обязаны являться в орган внутренних дел от одного до четырех раз в месяц длярегистрации. Периодичность регистрации осужденного устанавливается постановлением начальника органа внутренних дел, осуществляющего надзор за осужденными.В исключительных случаях при примерном поведении и честном отношении к труду по совместному решению администрации предприятия и органа внутренних дел допускается выезд лиц, условно осужденных к лишению свободы с обязательным привлечением к труду и условно освобожденных из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду по другим уважительным причинам».В соответствии с позицией законодателя в цитируемых частях ст. 392Основ раскрывается правовое положение условно освобожденных. В исправительнотрудовых кодексах союзных республик (в редакции 1977 г.) именно этими приведенными положениями закона исчерпывалось содержание статьи, названной «Обязанности и права лиц, условно осужденных и условно освобожденных» (ст. 782ИТК РСФСР). В последующих частях ст. 392Основ речь идет об ответственности осужденных за нарушение трудовой дисциплины, общественного порядка и правил регистрации.Содержащиеся здесь правовые нормы в исправительнотрудовых кодексах союзных республик выделены в самостоятельную статью, чтовполне оправданно как с точки зрения законодательной техники, так и по существу. Регламентация обязанностей и прав осужденных, с одной стороны, и установление ответственности за неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей с другой, хотя и связаны между собой в ряде отношений, но это самостоятельные правовые явления. Анализ норм закона, определяющих обязанности и права условно осужденных и условно освобожденных, позволяет сделать вывод: в них в соответствии с уголовным законодательством прежде всего раскрывалось содержание данного вида наказания, а также порядок и условия его отбывания (режим). Именно в результате этого обстоятельства здесь оказались нормы, выходящие за рамки определения правового положения осужденных. Так, нормы, предусматривающие возможность проживания осужденных вне специальных общежитий, выезда в исключительных случаях за пределы административного района, являлись исключениями из установленных правил отбывания наказания (правоограничений). Никакого отношения к обязанностям и правам осужденных не имело и указание закона на то, что периодичность регистрации устанавливается постановлением начальника органа внутренних дел. Данная норма имела сугубо процессуальный, организационный характер.Важнейшей нормой, определявшей правовое положение условно осужденных и условно освобожденных, установленной в ст. 392Основ исправительнотрудового законодательства, являлось возложение на осужденного обязанности трудиться в течение срока обязательной работы там, куда он будет направлен соответствующим органом внутренних дел.Обязанность условно осужденного и условно освобожденного трудиться в течение срока обязательной работы в местах, определенныхорганами внутренних дел, представлялаограничение их права на труд (ст. 40 Конституции СССР, ст. 2 Основ законодательства о труде Союза ССР и союзных республик) и права на выбор места жительства (ст. 9 Основ гражданского Законодательства Союза ССР и союзных республик).В отличие от обязанности трудиться, предусмотренной Конституцией СССР (ст. 60) в качестве принципа социализма, в статьях 232, 442Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик,ст. 392Основ исправительнотрудового законодательства обязанность условно осужденных и условно освобожденных трудиться выступала для них как непосредственно юридическая.За ее неисполнениепредусматривалось применение специальных мер государственного принуждения вплоть до водворения в места лишения свободы. Соответственно, органы внутренних дел имели право по отношению к осужденным и обязанность перед государством привлекать их к труду.Ограничение права условно осужденных и условно освобожденных на труд применительно к ст. 40 Конституции СССР являлось неполным. Оно касалось прежде всего такого его компонента, как право на выбор профессии, рода занятий и работы. Осужденный в соответствии с законом и приговором (определением) суда был обязан трудиться там, куда он будет направлен, и выполнять работу, на которую назначен, вне зависимости от его желания. Из содержащегося в ст. 393Основ исправительнотрудового законодательства (ст. 785ИТК РСФСР) указания о привлечении осужденных к труду «по возможности с учетом имеющейся у них специальности» не следовало право на труд по специальности, поскольку это указание обращено к администрации предприятий, а его реализация связывалась с наличием фактических возможностей трудоустройства по специальности. В настоящее время эта возможность относится к категории законных интересов осужденного. Что касается права условно осужденных и условно освобожденных на труд в части оплаты труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимума, то оно сохранялось.Ограничение права на выбор места жительства заключалось в том, что условно осужденные и условно освобожденные лишались свободы передвижения по стране, избрания места жительства, поскольку на определенный срок были обязаны проживать по месту привлечения к труду.Последней обязанностью уголовноправового характера лиц, условно осужденных и условно освобожденных, являлась обязанность соблюдать трудовую дисциплину, общественный порядок и установленные для них правила проживания (ст.ст. 232(ч. 4) и 442(ч. 5) Основ уголовного законодательства).Поскольку это требование уголовного закона выражало одну из важнейших юридических обязанностей осужденных, тооно должно было, наряду с названными, найти отражение в ст. 392Основ исправительнотрудового законодательства. Эта норма необходимый элемент правового положения лиц, условно осужденных и условно освобожденных.

Систематическое или злостное невыполнение осужденными этой обязанности, равно как и уклонение от работы, влекло за собой направление (возвращение) их в места лишения свободы.Наконец, в отношении лиц, условно осужденных с обязательным привлечением к труду, к моменту вступления приговора суда в законную силу находившимся на свободе, ст. 391Основ исправительнотрудового законодательства) устанавливала обязанность не позднее трех суток со дня получения предписания о выезде прибыть к месту обязательной работы в течение необходимого для проезда срока. Если такой осужденный выполнял работу по трудовому договору, тодействие этого договора прекращалось (п. 7 ст. 15 Основ законодательства о труде). Уклонение осужденного от обязанности своевременно прибыть к месту обязательного привлечения к труду (при наличии данных) могло повлечь за собой принудительное направление кместу работы или в места лишения свободы.Следующая группа обязанностей, ограничений прав лиц, условно осужденных и условно освобожденных, устанавливалась нормами, определяющими порядок и условия (режим) отбывания наказания данного вида, т. е. нормами исправительнотрудового права. Отсутствие в разделе IIIAОснов исправительнотрудового законодательства (разделе IIAИТК РСФСР) указания на режим отбывания условного осуждения и условного освобождения как первое из основных средств исправления и перевоспитания не меняло сути, поскольку режим существовал реально, не зависимо от его официального признания. Совокупность составляющих его правовых норм имела существенное значение для определения правового положения условно осужденных(освобожденных).В соответствии с общими положениями исправительнотрудового законодательства режим отбывания наказания являлся необходимым элементом правового положения осужденных(ст.8 Основ),и только за нарушение требований режима к осужденным могли применяться меры взыскания, предусмотренные исправительнотрудовым законодательством(ст.ст.53,86,97 ИТК РСФСР).Исправительнотрудовое законодательство призвано обеспечить исполнение уголовного наказания, т. е. реализацию правоограничений, установленных уголовным законом. Достижению именно этой цели и служили нормы, в своей совокупности,составлявшие режим отбывания условного осуждения(освобождения). Эти нормы возлагали на осужденных обязанности:в течение всего срока наказания, как правило, находиться в пределах административного районапо месту обязательной работы, что однозначно вытекало из запрета осужденным покидать пределы административного района без специального разрешения органа внутренних дел;проживать, как правило, в специально предназначенных общежитиях;периодически являтьсяв орган внутренних дел, исполняющий наказание, на регистрацию.Названные обязанности не входили в содержание наказания данного вида и могли быть изменены в сторону смягчения или усиления правоограничений. Пределом изменений являлось само содержание наказания. Так, можно было представить себе значительное расширение оснований для выезда осужденных за пределы административного района, сокращение периодичности явки осужденных на регистрацию или даже ее полную отмену. Содержание наказания при этом оставалось бы неизменным, но возникли бы дополнительные трудности в его реализации. С другой стороны, достаточно, например, ввести ограждение территории специальных общежитий с оборудованием контрольнопропускного пункта, с запретом покидать эту территорию без разрешения администрации (органа внутренних дел) или предусмотреть содержание осужденных в запираемых общежитиях и комнатах и т. п., и мы получили бы не модификацию условного осуждения и условного освобождения, а разновидность лишения свободы.Таковы обязанности условно осужденных и условно освобожденных, установленные уголовным и исправительнотрудовым законодательством. В соответствии с принципами правового регулирования исполнения наказания и прямыми указаниями закона (в рассматриваемый период) к отдельным видам наказания на осужденных могли возлагаться дополнительные обязанности (и правоограничения) подзаконными, в том числе ведомственными нормативными актами. Что касалось прав лиц, условно осужденных (освобожденных), в соответствии со ст. 392Основ исправительнотрудового законодательства, за исключением предусмотренных законом ограничений, данные лица пользовались всеми правами граждан СССР.Анализ правоограничений, выраженных в обязанностях осужденных, свидетельствовал о том, что в большинстве случаев речь шла об ограничениях отдельных прав, а не о лишении того или иного права в полном объеме.Как уже отмечалось, условно осужденные (освобожденные), будучи обязанными трудиться по назначению органов, исполняющих наказание, сохраняли право на получение работы с ее оплатой в соответствии с количеством и качеством и не ниже установленного государством минимума. Они также имели право на нормальные условия работы, обеспечение правил охраны труда и техники безопасности в соответствии с законодательством о труде. Установленная законом обязанность администрации предприятий по месту работы условно осужденных (освобожденных) организовывать их профессиональное обучение (ст. 393Основ исправительнотрудового законодательства) являлась дополнительной гарантией права этих лиц на бесплатное приобретение специальности в соответствии с законодательством о труде.Условно осужденные (освобожденные) были вправе свободно передвигаться в пределах административного района по месту работы, однако осуществление этого права должно было всегда соотноситься с требованиями режима, в том числе режимом рабочего времени и распорядком дня. Выезды за пределы района, допускаемые лишь с совместного разрешения администрации и органа, исполняющего наказание, не являлись правом осужденного. Следует отметить, что в отличие от других оснований для выезда осужденного за пределы района,выезд в командировку был обязанностью осужденногокак субъекта трудовых правоотношений.Условно осужденные (освобожденные) имели право на необходимые жилищнобытовые условия (ст. 392Основ исправительнотрудового законодательства), в частности, на место в общежитии с необходимым комплексом коммунальнобытовых удобств по типовым нормам, утвержденным Госпланом СССР, Госстроем СССР и Минфином СССР[2].Обязанность создавать осужденным необходимые жилищнобытовые условия возлагалась в соответствии с законом на администрацию предприятии по месту работы. Правом и обязанностью соответствующих органов внутренних дел были требование от администрации предприятий(строек) неукоснительного выполнения этого положения, поскольку именно они в итоге несли ответственность за обеспечение прав осужденных и исполнение условного осуждения (освобождения).Рассмотренные и широко применявшиеся на практике институты в 1993 году были отменены. На смену имзаконодатель ввел в перечень наказаний новый вид –«ограничение свободы», а еще позднее –«принудительные работы», заимствовавшие немало элементов из условного осуждения с обязательным привлечением к труду(ст.242 УК РСФСР) и условного освобождения из мест лишении свободы с обязательным привлечением осужденного к труду(532 УК РСФСР).Таким образом, в сфере уголовноправового регулирования появились и на протяжении многих лет действовали институты, ставшие важным средством в исправлении осужденных. Они позволяли не разрывать их социальные связи, являясь по своему содержанию гуманными мерами уголовноправового воздействия, фактически присущих правовому государству.

Ссылки на источники1.Советское исправительнотрудовое право. М.: Академия МВД СССР, 1977.С.218. 2.Постановление Совета МинистровСССР от 8 февраля 1977, №131.