Некоторые драматургические и структурно-тематические особенности фортепианных сочинений В. А. Моцарта: Сонаты До мажор № 1 и Фантазии до минор № 4

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Тивина Е. Г. Некоторые драматургические и структурно-тематические особенности фортепианных сочинений В. А. Моцарта: Сонаты До мажор № 1 и Фантазии до минор № 4 // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 796–800. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970174.htm.
Аннотация. Статья посвящена двум разноплановым фортепианным произведениям В. А. Моцарта: сонате До мажор № 1, К. 279, относящейся к раннему периоду творчества композитора, и Фантазии до минор № 4, KV-475, одному из самых выдающихся творений клавирной музыки XVIII в. В работе дается анализ драматургической концепции сочинений, а также структурно-тематических связей и средств музыкальной выразительности для ее воплощения в контексте со стилистическими особенностями творчества самого композитора и его эпохи.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Тивина Елена Георгиевна,преподаватель истории и теории музыки высшей категории Муниципального бюджетного образовательного учреждениядополнительного образования«Рыльская детская школа искусств» Курской области, г. Рыльск elena.novoselova.20@mail.ru

Некоторыедраматургические иструктурнотематические особенностифортепианных сочиненийВ.А. Моцарта

‬сонатыДо мажор №1 и фантазии До минор№4

Аннотация.Статья посвященадвум разноплановымфортепианнымпроизведениямВ. А. Моцарта:сонатеДо мажор №1,К. 279относящейся к раннему периоду творчества композитора и Фантазии до минор№4,KV475‬одному из самых выдающихся творений клавирной музыки XVIIIвека. В работедаетсяанализ драматургическойконцепциисочинений, а такжеструктурнотематических связейисредств музыкальной выразительности для ее воплощения, в контексте со стилистическими особенностями творчества самого композитора и его эпохи.

Ключевые слова:фантазия, драматургия, структура,тематическое

развитие

Как он гордо выступает! В немуже заметен гений,

Все прекрасное вместивший, и мелодий вечных прелесть

По его струится телу. Но услышите его вы

И увидите ‬и, верно, удивитесь вы ему.

Гете «Фауст»

27 января 2016 года исполнилось 260 лет со Дня рождения великого Моцарта ‬одного из самых гениальных и вместе с тем загадочных композиторов, рождавшихся на Земле за всю историю человечества. Моцарту принадлежит огромное число произведений, написанных в различных жанрах: от крупномасштабных ‬опер, симфоний, месс до небольшихинструментальных и вокальных миниатюр. И каждое из них является подлинным шедевром непревзойденного мастера.Важное место в творчестве Моцарта занимаетмузыка для клавира, в которой отражены черты нового исполнительского стиля, связанного с переходом от клавесина к фортепиано. В.А.Моцарт автор 27 фортепианных концертов,19 сонат, создававшихся мастером в разные периоды творчества. Эти произведения дают представление об исполнительском искусстве самого композитора, которого современники называли первым виртуозом своего времени.

По мнению Альберта Эйнштейна, считавшего, что «клавир обладает мощью, не уступающей мощи оркестра»[3],именно фортепиано помогло Моцарту «высказать самое мрачное и самое ликующее, самое веселое, самое глубокое, прорваться из сферы галантного в сферу симфонического и поднять своих слушателей на более высокий уровень»[4].

Лучшими произведениямиМоцарта дляфортепиано являются: концерт №23Лямажор(1786),концерт № 27 Си бемоль мажор (1791),соната ля минор № 8(1778), соната Ля мажор № 11 (1778), фантазия и сонатадо минор №4,14(1785). Они относятся к числу самых выдающихся творений клавирной музыки XVIIIвека.

Соната В.А. Моцарта До мажор№1, К.279 Соната В.А. Моцарта До мажор№1‬пример блестящей сонаты.

Все такты этого великолепного моцартовского шедевра проникнуты ярким солнечным светом.Произведениеотносится к раннему периоду творчества композитора изнаменуетсобой переход от клавесина к фортепиано. Простота средств музыкальной выразительности, свойственная сочинению, говорит о том, что композиторработал с ещё сравнительно несовершенным инструментом, не вполне одержавшим верх в соперничестве со старыми‬клавесином и клавикордом. Вместе с тем,Моцартмаксимально использовал еготехническиевозможности. Не случайно многиеразделы сонаты насыщенывиртуозным движением,требующимот исполнителя серьезнойподготовки.

Красота музыки сонаты в огромной степени связана с фактурой. Ееотличает безупречность и чистота голосоведения, совершенство формы, ясность и прозрачность всей ткани, сквозь которую буквально «просвечивает» каждый голос.

Певучая гармония, неразрывно связанная с мелодикой, придаёт ей особую выразительность и кантилену.Она основана на взаимосвязи с главными функциями лада ‬тоникой, субдоминантой, доминантой. Но эти гармонические функциииспользованы в произведенииразнообразно ‬с употреблением побочных ступеней,внутритональных отклонений.

Соната не содержит в себеярких контрастов ни между темами, ни между частями. Грациозные, изящные мелодии сменяются более энергичными, четкими, будтовытекающими друг из друга. Нет контраста и в тональном плане:Iчасть ‬Gdur; IIчасть ‬Fdur(т.е. тональность S); IIIчасть ‬снова Cdur.Модуляции происходят только в первую степень родства(например, в разработке финала ‬amoll‬emoll‬Cdur), или в одноименные тональности ‬экспозиция первой частизаканчивается в Gdur(е), а в разработкемодулируетв gmoll. Iчасть Cdur‬классический тип сонатного allegro. Первый разделэкспозиция (138 тт.) ‬монолитный период с расширением (к.1216тт.) Тему Г.П. (116 тт.) можно отнести к типу синтетической. Ее составляют три дополняющихдруг друганеконтрастныхэлемента.

Первому элементу темы, повторенному дважды, характерно энергичное звучание Т35 на f, затем восходящее движение ко II6 и возвращение к тонике (14 тт.)

Второй элемент ‬грациозного характера. Особое изящество придают ему хроматические задержания ‬легкие «интонации вздохов» к терцовым звукам Т35 (5 т.), D6(6 т.) иS64 (7т.)

Третий ‬вытекает непосредственно из первого элемента Г.П. ‬движение шестнадцатыми,построенноена разложенных трезвучияхIVи Vступеней (911тт.)

Св.П.,небольшая по размерам(17н.20тт.),продолжает тематическое развитие Г.П., повторяя интонацииее третьего элемента.Вначале модулирует в amoll, а затемGdur‬Dосновной тональности.

П.П. (20н.31тт.) ‬период развертывания, не вносит контраст предыдущему тематическому материалу. Очаровательная, грациозная темамелодия относится к синтетическому типу. Варьируясь, она повторяется дважды, а затем переходит в З.П.(3138тт.), основу которой вновь составляеттретий элемент Г.П.З. П.выполняет роль каданса, закрепляющего тональность D‬Gdur.

Разработка (3957тт.) ‬период неповторного строения (9+10),несимметричный. Начинается в тональности gmoll(3947тт.), вносящей элемент взволнованности и напряжения.Несколько видоизмененная тема Г.П., развиваясь секвенционно, модулирует в различные тональности: dmoll‬Cdur‬Bdur‬Fdur. Неожиданно в 48 такте звучит новаятема,родственная грациозной П.П. Повторяясь дважды(4851тт.) в тональности Fdurи Сdur,она снова уступает местопервому элементу Г.П. Характерно, что в басу звучит фигурационный органный пункт ‬Dпредъиктк репризе.

Реприза (5895тт.) ‬подобно первому разделу представляет собой монолитный период с расширением. В ней происходит своеобразный интонационный синтез основных тем экспозиции:Г.П. (5869тт.), начинаясь в тональности Cdur, затем модулирует в Fdur‬dmoll‬Cdur‬cmollи, наконец, в Gdur.

Св.П. (7074тт.) ‬идет без интонационного изменения, меняется тональный план: начинаясь вdmoll(е), в конце своего проведения она приходит вGdur(D).

П.П. (7086 тт.), ранее исполнявшаясяв тональности Gdur, теперь звучитвCdur(е). А далее слышны интонации других тем экспозиции: 3го элемента Г.П. (77т.), интонации расширения Г.П. (80т.) и, наконец, З.П. (8795т.), утверждающейосновную тональность Сdur.

Такимобразом, в разработке тематического материала Iчасти Моцарт пользуется принципом сквозного развития. Основываясь на классическом образце сонатного allegro, он синтезирует основные интонации Iчасти сонаты. С одной стороны ‬это способствует интенсивному динамическому развитию, а с другой, позволяет создать структурно завершенную, логическую форму.

IIчасть Fdur‬чудесная картинка природы. В музыке слышатсямягкие, пасторальные краскив духе «галантного стиля»эпохи Возрождения.

Не случаен в связи с этим выбор формы ‬IIчасть представляет собой старинную сонатную форму без разработки (разработка заменена эпизодом).

Экспозиция(128тт.) Г.П. (16тт.) ‬монолитный период.

Темамелодия Г.П. состоит из аккордовых звуковосновных функций, очень напевна и выразительна. Особое изящество придает ей триольное сопровождение.

Св.П. (710тт) ‬темазерно самостоятельна по своему тематизму. Она построенана многократном повторении квинтового звука тоники.Однако триольное движениеиз Г.П. остается, к нему добавляется элемент опевания звуков t35.Развиваясь, темамодулирует в тональность Сdur(D), в которой звучитП.П.

Мелодия П.П. (1125тт) не менее тонкая и изящнаяпо своему характеру, изобилует украшениями, задержаниями, она охватывает широкий диапазон ‬от субконтроктавы до третьей октавы.

З.П. небольшая по протяженности является продолжениемП.П., закрепляятональность Cdurв конце экспозиции.

Эпизод имеет форму монолитного периода.Тема (2941тт.) берет свое начало из Г.П. ‬мягкий грациозный характер, четвертные ноты в трехдольном размере,движение триолями.

В репризе интонационно все основные партии экспозиции звучатбез изменения, меняется только тональность (вместо Cdur(а) ‬Fdur). Кроме того, темы чередуютсяв другом порядке: Г.П. ‬П.П. ‬Св.П. ‬З.П.

IIIчасть финал ‬снова Cdur. Сонатная форма.

Экспозиция (156тт.) ‬период повторного строения несимметричный (4+6).

Г.П. (110тт.) ‬искрометная тема, относится к типу синтетических. Отличается блеском и изяществом, как это характерно для всей сонаты. Построена на двух коротких элементах ‬квартовомвосходящем ходе по главным ступеням лада(12тт.) и движении шестнадцатыми,завершающимися задержанием (34тт.) Надо отметить, что именноэти элементы становятсяосновополагающими для всего тематического развития финала. Квартовый возглас и мотив задержания звучат либо самостоятельно, чередуясь в разных тональностях, либо в качестве одного из элементов аккордов и пассажей(1,5тт.;2324тт.;16,18тт.,20тт. и т. д.) Движение шестнадцатыми«пронизывает» всю мелодическую ткань IIIчасти, насыщая ее динамизмом и энергией. Короткие переклички в разных голосах и регистрах, будто в красочном калейдоскопе, сменяют друг друга, создавая безудержное движение ‬истинно моцартовский принцип сквозного тематического развития достигает своей кульминации.

Св.П.(1122тт.) берет свое мелодическое начало из Г.П. ‬фигураций шестнадцатыми, заканчивается Dпредъиктом к тональности Gdur, в которойначинается П.П.

П.П. (2354тт.) написана в простой двухчастной безрепризнойформе AB.

1ый раздел (2338тт.) ‬монолитный период, не вносит существенного контраста, однако мелодия более лирическая, мягкая, даже с оттенком легкой грусти.

2ой раздел (3954тт.) ‬период повторного строения, квадратной структуры (8+8). Энергичная тема с большим количеством контрастов динамики от Fдо р.З.П.представляет собой трехтактовый каданс: I‬V‬I‬V7 ‬I(5456тт.), закрепляющий тональность D‬Gdur.

Для финалабольшое значение имеетП.П. (6776тт.) Она появляется 5 раз на протяжении части, поэтому можно сказать, что сонатная форма сочетается с элементами рондо, где роль рефрена выполняет именно П.П.

СП.П.начинается разработка Gdur(5786тт.)‬сложный период, состоящий из трех предложений (8+12+10). Она невелика по своим масштабам ‬всего 30 тактов, однако смена тональности П.П. (amoll), неустойчивость тонального плана Г.П. (5786тт.): emoll‬dmoll‬Cdur, придают темединамизм в развитии.

Реприза (87158тт.) Cdur‬сложный период, в структуру которого входят 5 предложений.

В первом предложении звучат Г.П. и Св.П. в тональности Cdur(87108тт.) Во втором ‬П.П. (120135тт.) Как уже было сказано выше, она имеет большую роль в тематическом развитиифинала. В репризе П.П.появляется трижды. Второе и третье проведение темы приходится на четвертое предложение (152158тт.)З.П. ‬пятое предложение (152158тт.), котороекак и в экспозиции выполняет роль каданса (V‬I‬V7‬I‬V7 ‬I), закрепляющегоосновную тональность иIIIчасти, и сонаты в целом ‬Cdur.

Таким образом,сонатаДо мажор, являющаясяодним из ранних сочиненийМоцарта,уже имеет свой собственный индивидуальный облик, поскольку для нее характернымногие черты, свойственные произведениям позднего периода ‬глубокое содержание, необыкновенная задушевность и певучесть, яркие динамические контрасты,применение различныхприемовформообразования и тематического развития‬от простых до сложных и универсальных.Однакобольшоеразнообразие средств музыкальной выразительности находятся в тесном единстве с драматургией произведения и направлено на раскрытие его образного содержания.Это ставит сонату в один ряд с лучшими образцами творчества композитора.

Фантазия В.А. Моцарта до минор№4, KV475

Фантазия до минор №4 создана Вольфгангом Амадеем Моцартом в Вене20 мая 1785 года. Впервые она была опубликована в том же году вместе с сонатой до минор №14, являющейся ее логическим продолжением. Оба произведения воспринимаются как единый универсальный организм, объединенный тончайшими тематическими связями, общей драматургической концепцией и выразительными средствами для ее воплощения.

Драматургия Фантазииоснована на раскрытии многоплановости контрастных музыкальных образов в процессе их взаимодействия, что характерно для всего творчества композитора и само по себе является одним из проявлений моцартовского универсального мышления.

«Удивительно умение Моцарта приходить после взволнованных, тревожных состояний… к такому настроению, как будто ничего не случилось: глубокое умиротворение, искрящееся веселье… Быстрота переходов от одного состояния к другому ‬это признак юности, пылкости, постоянного оживления. Но ограничители эмоций ‬сдержанность. Мудрая стойкость ‬удел зрелого человека. Моцарт и то, и другое»[1].

Благодаря чередованию контрастных эпизодов ‬трагических и светлых,мятежныхимечтательно

созерцательных,образуетсясвоеобразнаяслитно

сюитная (свободная)композиция, но без перерывов между отдельными ее частями.

Фантазию можно разделить на 6 разделов:ABCDEA1Первый раздел А(125 тт.) имеет форму свободно развивающегося периода развертывания.

Уже в начальной трагической темемелодии (12 тт.) заложен конфликт. Сурово и напряженно звучит неустойчивый тритоновый ход по звукам «c» «fis» ‬восходящий через терцовый звук t35 cпоследующим нисходящим движением на ум.7 снова с опорой на тонику. Это первый элемент темы, являющийся основополагающим интонационномелодическим зерном для всего последующего тематического развития Фантазии. Примеры мелодических образований подобного рода мы встречаем в полифонических произведениях И.С. Баха (темефуги gmollиз Iтома «ХТК») и в ряде сочинений самого Моцарта, например, в его бессмертном Реквиеме ‬теме двойной фуги («Kyrieeleison»). Во всех случаях эта своеобразная интонация связана с драматическим характером.

Второй элемент темы (2т.) ‬жалобный, «стонущий»,строится на нисходящих, уменьшённых созвучиях с последующим движениемтеперь уже квинтовому звуку t35. Тема повторяется дважды ‬второй раз на тон ниже, не теряя при этом остроты звучания.

Для всего первого раздела характерна тональная неустойчивость, которая образуется за счет разнообразия и свободы модуляций, резкой смены гармонии, длительного секвенционного развития. После резкого сдвига на б.2 вниз (второе проведение ‬3т.) тема переходит в тональность Desdur, затем в esmollи Hdur, далее к тональности hmoll, на Dкоторого заканчивается первый раздел. Напряженное тематическое развитие еще больше усугубляют состояние тревоги и смятения.

Второй раздел Фантазии B‬Ddur(2638тт.) написан в двойной трехчастной форме (с повторенной серединой и репризой).

Своим мягким, лирическим характером он резко контрастирует предыдущему. Ровное, монотонное движение в сопровождении придает теме спокойствие и умиротворенность. Тональный план устойчив, лишь только к концу происходит модуляция в тональность emoll.

С нее и начинается третий раздел C(3988 тт.) Форма ‬простая двухчастная ab.

Первая часть a‬период повторного строения неквадратной структуры(9+11). Расширение второго предложения происходит за счет секвенции в тональностьcmoll‬DFdur(а), в которой звучит вторая часть. В музыке слышны хроматические ходы, неустойчивые уменьшенные созвучия, напряженные tremolo. Непрерывно меняющаяся фактура, резкие тональные сдвиги (emoll‬dmoll‬gmoll‬Fdurи т. д.), сопровождающиеся продолжительным секвенционным развитием, подчеркиваютеестрастный и порывистый характер части. Бурное, стремительное движение внезапно обрываетсявыразительным звучанием песенной мелодиивторой части.

Вторая часть b‬монолитный период. Простая и вместе с тем грациозная, изысканная тема мелодия, «раскрашенная» мелизмами, вначале звучит спокойно, но очень скоро снова драматизируется. На смену ей приходят страстные нисходящие возгласы в одноименном fismoll(е), а затем октавные хроматические ходы в нижней партии, сопровождаемые триолями по уменьшенным созвучиям. Напряженное драматическое развитие заканчивается кульминационным ходом по звукам ум.VII7.

И снова лирический IVраздел Фантазии D‬Bdur(89127тт.) Форма‬простая двухчастная ab. Обе частиявляютсяпериодами повторного строения (8+8).

Четвертый раздел построен на удивительной по красоте, настоящей«моцартовской» темемелодии, создающей душевный покой и умиротворение(8996тт.) На эту тему спустя столетие написал свой вокальный квартет «Ночь»П.И. Чайковский (1893) ‬ноктюрн для сопрано, меццосопрано, тенора и баритона. Она составляет основу тематического развития, поскольку звучит и в первой части (a), и во второй (b), чередуясь с другими интонационными элементами, например, движением параллельными терциями и секстами на фоне Dорганного пункта(105108тт.;113116тт.)

Таким образом, этот раздел можно сравнить с формой миниатюрного рондо, где основная мелодия,будто«просачиваясь» сквозь тематическое развитие, варьируется, оплетается новыми подголосками иинтонациями, тем самым создает логически завершенное построение. Пятый раздел Egmoll(128163 тт.), написанный в форме свободногопериода развертывания, звучит как драматическая кульминация. Снова тональная неустойчивость, напряженное движение по разложенным уменьшенным септаккордам, бурные, насыщенныепассажи.

Особое внимание обращают на себя 156163 такты ‬стремительное движение шестнадцатых останавливает взволнованная речитативная фраза ‬интонация «вопроса». Быть может, это вопрос о смысле жизни, о предназначении художника в этом мире? И по ритму, а самое главное, по заложенномудраматизму она предвосхищает знаменитую «тему судьбы» из Пятой симфонии Л.В. Бетховена. В репризе cmollА1 (164180 тт.)возвращается суровоскорбная тема из начала произведения (A). Не смотря на общую с первым разделомформу ‬свободно развивающегося периода развертывания, последний шестой раздел не является его буквальным повторением. Это своего рода итог всех основных интонационных элементов, встречающихся в нем. Совершенно иной и тональный план ‬в первом разделе происходила модуляция в hmoll, на Dкоторой он заканчивался. В репризе же все направлено на закрепление тоникиосновной тональности cmoll.

Таким образом, благодаря проведению основной трагической темы в начале и конце произведения, Моцарт, при отсутствии традиционной формальной структуры, создает в Фантазиикомпозиционную завершенность.

Не смотря на различие оттенков характера и особенность формы каждого раздела, они имеют много общего: драматические разделы тонально неустойчивы, отмеченыразнообразиеми сложностьюмодуляционных отклонений, быстрой сменой фактуры, интонационной напряженностью. Смелые модуляции и далёкие тональные сопоставления в музыке Моцартаприводили в смущение его современников и казались им слишком дерзкими. Однакомузыкальное новаторство композитора, свойственное и драматургии Фантазии, не разрушает ладовыхоснов, а, напротив,обогащает и расширяет выразительные возможности этого произведения.

Лирическиеэпизоды‬тонально устойчивы, в них отсутствуют резкие модуляционные ходы, темы отличают спокойствие и умиротворенность.

Контраст и единство всех разделов Фантазии говорит еще об одной особенностипроизведений Моцарта ‬тяготению к сонатности, проявившемуся во многих его сочинениях, даже в медленных частях его фортепианных сонат, например, сонате Esdur№4 К.282 часть 2 ‬Менуэт; сонате №14К.331 Аdurчасть 2 ‬Менуэт; Сонате №9 DdurК.311 часть 2‬Andante и ряде других.

В Фантазии cmollэта тенденция проявляется очень ярко: чередование разделов с контрастной сменой тематического материала‬ни что иное какглавная, связующая, побочная и заключительная партии сонатного allegro; тональная неустойчивость, модуляции, интенсивное секвенционное движение ‬элементы разработки; повторение тем предыдущих разделов ‬реприза.В Фантазии можнонайти структурныеособенности других форм, например, двухчастной (CD);двойной трехчастной (B);рондо (D) и т. д. Это говорит о том, что Моцарт находился в постоянном творческом поиске, ведь каждое его гениальное произведение неповторимо и по своему характеру, и по форме, и по воплощению самых смелых композиторских замыслов.

Тяготение Моцарта к стройности и завершенности формы, характерной для всего его творчества, является своеобразной данью эпохе Просвещения, с ее стремлением к совершенству и гармонии во всех проявлениях, в которой В.А.Моцарт являетсяярчайшим представителем.Вместе с тем, он шёл впереди своего времени,как с точки зрения музыки, так и с точки зрения идей.По мнению одного из самых видных исследователей творчества композитора Георгия Васильевича Чичерина:«Моцарт взорвал XVIIIвек и вышел в будущее. Элементы будущего в творчестве Моцарта вытекают из самой сущности этого творчества…»[2, с.133].

Ссылки на источники1.Рахимова Г. Об интерпретации фортепианных сонат В. А. Моцарта.URL: http://collegy.ucoz.ru/load/32102263 (датаобращения 04.03.2017).

2.Чичерин Г. Моцарт. //Исследовательский этюд. Изд.«Музыка». Л.,1973.С.133.

3.Воскресенский М. В.А.Моцарт ‬3 фортепианных концерта«После И.С.Баха»URL:http://www.liveinternet.ru/community/4989775/post396975739(датаобращения 10.03.2017).

4.Там же.