Анализ реологических моделей автомобильных эксплуатационных материалов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Коновалов Д. Н., Коновалова М. В., Доровских Д. В. Анализ реологических моделей автомобильных эксплуатационных материалов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 901–905. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970195.htm.
Аннотация. В статье приведен анализ реологических моделей автомобильных эксплуатационных материалов. Рассматриваются вопросы совершенствования процесса центробежной очистки топлива и масел.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
1

Доровских⁡Дмитрий⁡Владимирович,кандидат⁡технических⁡наук,⁡доцент⁡кафедры⁡"Эксплуатация⁡автомобильного⁡транспорта⁡и⁡автосервис"⁡ФГБОУ⁡ВПО⁡"Тамбовский⁡государственный⁡технический⁡университет",⁡г.⁡Тамбовdima.dorovskikh@yandex.ru

Коновалов⁡Дмитрий⁡Николаевич,старший⁡преподавателькафедры⁡"Эксплуатация⁡автомобильного⁡транспорта⁡и⁡автосервис"⁡ФГБОУ⁡ВО⁡"Тамбовский⁡государственный⁡технический⁡университет",⁡г.⁡Тамбовkdn1979dom@mail.ru

Коновалова⁡Маргарита⁡Валерьевна,магистранткафедры⁡"Эксплуатация⁡автомобильного⁡транспорта⁡и⁡автосервис"⁡ФГБОУ⁡ВО⁡"Тамбовский⁡государственный⁡технический⁡университет",⁡г.⁡Тамбовkmv16041979dom@yandex.ru

Анализ⁡реологических⁡моделей⁡автомобильных⁡эксплуатационных⁡материалов

Аннотация.В⁡статье⁡приведен⁡анализ⁡реологических⁡моделейавтомобильных⁡эксплуатационных⁡материалов.⁡Рассматриваются⁡вопросы⁡совершенствования⁡процесса⁡центробежной⁡очисткитоплива⁡и⁡масел.Ключевые⁡слова:автомобильные⁡эксплуатационные⁡материалы,реология,центробежная⁡очистка,⁡центрифуга.

Теоретическая⁡реология⁡устанавливает⁡зависимости⁡между⁡действующими⁡на⁡жидкие⁡материалы⁡механическими⁡напряжениями,⁡деформациями⁡и⁡их⁡изменениями⁡во⁡времени⁡[1].⁡В⁡основу⁡реологии⁡легли⁡законы⁡Ньютона⁡о⁡сопротивлении⁡движению⁡вязкой⁡жидкости.⁡Ньютон⁡установил,⁡что⁡сила⁡сопротивления⁡сдвигу⁡у⁡жидких⁡тел⁡зависит⁡от⁡площади,⁡по⁡которой⁡происходит⁡сдвиг,⁡а⁡также⁡от⁡скорости⁡сдвига.В⁡математической⁡записи⁡ньютоновская⁡модель⁡вязкой⁡жидкости⁡выражается⁡формулой:�=ி�=ߤ·�, (1)где⁡ܨ

сдвигающее⁡усилие,⁡Н;�

площадь⁡сдвига,⁡м2;�

напряжение⁡сдвига,⁡Па;ߤ

динамическая⁡вязкость⁡жидкости,⁡Па·с;�

градиент⁡скорости⁡сдвига,⁡с1.Вязкость⁡ньютоновской⁡жидкости⁡зависит⁡только⁡от⁡температуры⁡и⁡давления.⁡Ньютоновское⁡поведение⁡присуще⁡жидкостям,⁡в⁡которых⁡вязкая⁡диссипация⁡энергии⁡обусловлена⁡столкновением⁡небольших⁡молекул.⁡Реальные⁡жидкости⁡с⁡нелинейной⁡кривой⁡течения⁡(неньютоновские⁡жидкости)⁡можно⁡разбить⁡натриобширные⁡группы⁡(таблица⁡1) [2].1.Системы,⁡для⁡которых⁡скорость⁡сдвига⁡в⁡каждой⁡точке⁡представляет⁡некоторую⁡функцию⁡только⁡напряжений⁡сдвига⁡в⁡той⁡же⁡точке.2.Более⁡сложные⁡системы,⁡в⁡которых⁡связь⁡между⁡напряжением⁡и⁡скоростью⁡сдвига⁡зависитот⁡времени⁡действия⁡напряжения⁡или⁡истории⁡нагружения⁡жидкости.3.Системы,⁡обладающие⁡свойствами⁡как⁡твердого⁡тела,⁡так⁡и⁡жидкости,⁡и⁡частично⁡проявляющие⁡упругое⁡восстановление⁡формы⁡после⁡снятия⁡напряжения⁡(вязкоупругие⁡жидкости).2

Известно,⁡что⁡практически⁡все⁡чистые⁡автомобильные⁡эксплуатационные⁡материалы⁡представляют⁡собой⁡ньютоновские⁡жидкости⁡[3].⁡Исключение⁡составляют⁡пластичные⁡смазки,⁡которые⁡относят⁡к⁡вязкопластичным⁡системам.⁡Их⁡объемномеханические⁡свойства⁡определяются⁡суммой⁡реологических⁡показателей,⁡характеризующих⁡упругие,⁡прочностные⁡и⁡вязкостные⁡свойства⁡[4].Таблица⁡1Неньютоновские⁡жидкости

Вид⁡реологического⁡уравненияНазвание⁡жидкостиРеологическое⁡уравнение�=�(�)бингамовская⁡пластичнаяуравнение⁡Шведова⁡–Бингама�=�0+ߤр∙�,

(2)�>�0псевдопластичнаяуравнение⁡Оствальда⁡де⁡Виля�=�∙��, (3)�<1дилатантная�=�∙��, (4)�>1�=�(�,�)тиксотропная

реопектическая

�=�(�,ܩ,�)вязкоупругаяуравнение⁡Максвелла�+ఓீ∙�,=ߤ∙� (5)

Реологические⁡модели⁡загрязненных⁡масел⁡и⁡топлив⁡в⁡литературе⁡не⁡приводятся.⁡С⁡практической⁡точки⁡зрения⁡знание⁡реологической⁡модели⁡перерабатываемого⁡материалапозволяет⁡сделать⁡вывод⁡о⁡возможности⁡механического⁡(сдвигового)⁡воздействия⁡на⁡материал⁡с⁡целью⁡придания⁡ему⁡заданных⁡физических⁡свойств,⁡в⁡частности⁡вязкости.⁡В⁡связи⁡с⁡этим,⁡необходимо⁡определить⁡реологические⁡уравнения⁡загрязненных⁡топлив⁡и⁡масел.Некоторые⁡исследователи⁡считают,⁡что⁡теория⁡дает⁡лишь⁡качественную⁡связь⁡между⁡загрязненностью⁡масла⁡и⁡его⁡вязкостью,⁡количественных⁡зависимостей⁡пока⁡не⁡найдено.⁡Связано⁡это⁡с⁡тем,⁡что⁡увеличение⁡содержания⁡в⁡маслезагрязняющих⁡примесей⁡происходит⁡постепенно⁡и⁡со⁡временем⁡может⁡приостановиться,⁡а⁡в⁡случае⁡снижения⁡диспергирующих⁡свойств⁡масла⁡вследствие⁡срабатывания⁡присадки⁡или⁡при⁡попадании⁡воды⁡их⁡количество⁡может⁡сокращаться.⁡И.М.Головых⁡и⁡Е.В.Носова⁡считают⁡вязкость⁡масла⁡случайной⁡величиной⁡[5].⁡В⁡связи⁡с⁡этим⁡для⁡определения⁡вязкости⁡автомобильных⁡эксплуатационных⁡материаловнеобходимо⁡использовать⁡методы⁡непосредственного⁡экспериментального⁡определения.Современные⁡методы⁡и⁡способы⁡проектирования⁡и⁡эксплуатации⁡центрифуг⁡опираются⁡на⁡предположение,что⁡вязкость⁡является⁡основной⁡характеристикой⁡очищаемого⁡продукта.⁡Центрифуга⁡рассчитывается⁡на⁡переработку⁡материалов⁡определенной⁡вязкости.⁡Полагают,⁡что⁡от⁡вязкости⁡зависит⁡характер⁡течения⁡материала⁡в⁡роторе⁡центрифуги⁡и⁡эффективность⁡очистки⁡и,⁡что⁡перенастройка⁡центрифуги⁡на⁡очистку⁡материалов⁡другой⁡вязкости⁡невозможна⁡без⁡проведения⁡глубоких⁡теоретических⁡исследований⁡и⁡серьезной⁡переделки⁡конструкции.⁡Решением⁡данной⁡проблемы⁡в⁡идеале⁡является⁡создание⁡универсальных⁡центрифуг,⁡позволяющих⁡очищатьлюбые⁡продукты.С⁡повышением⁡температуры⁡вязкость⁡эксплуатационных⁡материалов⁡уменьшается,⁡что⁡благоприятно⁡сказывается⁡на⁡результатах⁡центрифугирования.⁡Поэтому⁡масла⁡перед⁡подачей⁡в⁡центрифугу⁡нагревают⁡до⁡температуры⁡60⁡80,⁡топлива⁡до⁡температуры⁡20

60°С.⁡Тем⁡не⁡менее,⁡в⁡процессе⁡центрифугирования⁡часть⁡тепла⁡очищаемого⁡материала,⁡полученного⁡от⁡нагревательного⁡устройства,⁡передается⁡устройству,⁡подающему⁡материал⁡в⁡центрифугу,⁡и⁡корпусу⁡центрифуги,⁡в⁡результате⁡3

чего⁡увеличиваются⁡вязкость⁡и⁡плотность⁡материала,⁡снижается⁡производительность⁡и⁡качество⁡центрифугирования.В⁡центрифугах⁡протекают⁡процесс⁡теплоотдачи⁡(тепло⁡от⁡очищаемого⁡материала⁡передается⁡внутренним⁡поверхностям⁡центрифуги)⁡и⁡процесс⁡теплопередачи⁡(тепло⁡от⁡материала⁡передаетсячерез⁡внешние⁡поверхности⁡центрифуги⁡в⁡окружающую⁡воздушную⁡среду).⁡Процессы⁡теплоотдачи⁡и⁡теплопередачи⁡происходят⁡в⁡результате⁡конвекции,⁡теплопроводности⁡и⁡теплового⁡излучения.Температуры⁡в⁡различных⁡точках⁡очищаемого⁡материала⁡и⁡центрифуги⁡меняются⁡с⁡течением⁡времени,⁡процессы⁡теплопередачи⁡и⁡теплоотдачи⁡будут⁡неустановившимися.⁡Механизм⁡теплообмена⁡является⁡очень⁡сложным⁡даже⁡для⁡установившихся⁡процессов.⁡Расчет⁡потерь⁡тепла⁡продуктами⁡центрифугирования⁡в⁡литературе⁡не⁡приводится,⁡так⁡как⁡требует⁡установления⁡очень⁡большого⁡количества⁡параметров,⁡некоторые⁡из⁡которых⁡определяются⁡только⁡в⁡результате⁡эксперимента⁡для⁡конкретных⁡температур.⁡Вязкость⁡очищаемых⁡материалов⁡считается⁡постоянной.⁡Отсутствие⁡термостатирования⁡один⁡из⁡недостатков⁡существующих⁡конструкций⁡центрифуг.Нагрев⁡нефтепродуктов⁡при⁡центробежной⁡очистке⁡свыше⁡80°С⁡не⁡желателен.⁡Это⁡связано⁡с⁡возникновением⁡дополнительных⁡окислительных⁡процессов,⁡которые⁡обусловлены⁡интенсивным⁡смешиванием⁡нефтепродуктов⁡с⁡воздухом⁡в⁡центрифугах⁡[6].⁡Поэтому⁡снижение⁡вязкости⁡загрязненных⁡топлива⁡и⁡маселметодами,⁡не⁡связанными⁡с⁡повышением⁡температуры⁡нагрева,⁡является⁡актуальным⁡направлением⁡работы⁡исследователей⁡и⁡конструкторов.С⁡повышением⁡давления⁡вязкость⁡масел⁡возрастает.⁡Вопрос⁡о⁡характере⁡изменения⁡вязкости⁡масел⁡в⁡зависимости⁡от⁡давления⁡не⁡однозначен.⁡Разные⁡исследователи⁡рекомендуют⁡различные⁡зависимости:⁡степенную⁡[7],⁡линейнуюи⁡экспоненциальную⁡[8].⁡Существует⁡также⁡формула,⁡учитывающая⁡некоторое⁡снижение⁡вязкости⁡за⁡счет⁡повышения⁡температуры⁡изза⁡возрастания⁡давления⁡[7].Таким⁡образом,⁡принимаемая⁡в⁡расчетах⁡параметров⁡центрифугирования⁡вязкость⁡очищаемого⁡материала⁡будет⁡отличаться⁡от⁡вязкости⁡этого⁡же⁡материала⁡непосредственно⁡в⁡процессе⁡центрифугирования⁡изза⁡температурных⁡изменений⁡и⁡давления.Кинематическая⁡вязкость⁡очищаемого⁡материала⁡может⁡быть⁡измерена⁡автоматическим⁡капиллярным⁡вискозиметром⁡АПВ62⁡или⁡ультразвуковым⁡вискозиметром⁡с⁡температурной⁡компенсацией⁡ВТК65,⁡которые⁡предназначены⁡для⁡измерения⁡вязкости⁡в⁡технологических⁡нетермостатированных⁡потоках⁡нефтепродуктов. Однако, этиприборы⁡не⁡позволяют⁡измерятьдинамическую⁡вязкость⁡в⁡зоне⁡разделения,⁡определить⁡реологические⁡характеристики⁡материалов.⁡Поэтому⁡возникает⁡необходимость⁡определения⁡вязкости⁡очищаемых⁡материалов⁡непосредственно⁡в⁡зоне⁡разделения⁡центрифуги.⁡Этазадача⁡еще⁡не⁡решена⁡и⁡требует⁡создания⁡нового⁡класса⁡центрифуг⁡реоцентрифуг,⁡позволяющих⁡определять⁡вязкостные⁡характеристики⁡очищаемого⁡продукта⁡в⁡процессе⁡центрифугирования.Наиболее⁡полно⁡разработанными⁡и⁡теоретически⁡обоснованными⁡из⁡существующих⁡методов⁡измерения⁡вязкости⁡являются:

капиллярный⁡(течение⁡жидкости⁡в⁡круглой⁡трубе);

ротационный⁡(течение⁡жидкости⁡между⁡соосными⁡коническими,⁡цилиндрическими,⁡сферическими,⁡плоскими⁡поверхностями⁡иих⁡различными⁡сочетаниями);

метод⁡падающего⁡шарика⁡(движение⁡тела⁡в⁡жидкости);

вибрационный⁡(колебания⁡твердого⁡тела⁡в⁡жидкости).Существует⁡большое⁡количество⁡разнотипных⁡приборов⁡для⁡определения⁡вязкости⁡различных⁡продуктов⁡и⁡жидкостей.⁡Это⁡объясняетсябольшим⁡разнообразием⁡свойств⁡жидкостей⁡и⁡физических⁡условий⁡проведения⁡испытаний,⁡к⁡которым⁡относят:

изменяемость⁡вязкости⁡с⁡течением⁡времени;4

давление⁡(от⁡вакуума⁡до⁡1,5109Па);

температуру⁡(от⁡90⁡до⁡+1500⁡С°);

вязкость⁡(от⁡410'4до⁡106Па·с);

химические⁡свойства;

количество⁡исследуемой⁡жидкости;

автоматизацию⁡процесса⁡измерения.Такое⁡множество⁡различных⁡вариаций⁡свойств⁡исследуемых⁡веществ⁡и⁡условий⁡испытаний⁡привело⁡к⁡тому,⁡что⁡большинство⁡вискозиметров⁡изготовляется⁡в⁡единичных⁡экземплярах,а⁡число⁡стандартных⁡серийных⁡приборов⁡мало.Одним⁡из⁡самых⁡совершенных⁡методов⁡определения⁡вязкости⁡различных⁡веществ⁡является⁡ротационный⁡метод,⁡позволяющий⁡определять⁡релаксационные⁡и⁡упругие⁡характеристики⁡материалов,⁡имеющих⁡неньютоновские⁡свойства,⁡снимать⁡полную⁡реологическую⁡кривую⁡течения⁡и⁡исследовать⁡кинетику⁡поведения⁡жидкости⁡в⁡процессе⁡измерения⁡вязкости.Здесь⁡необходимо⁡рассмотреть⁡гидродинамические⁡процессы⁡течения⁡жидкости⁡в⁡центрифугах,⁡которые⁡оказываютрешающее⁡влияние⁡на⁡время⁡пребывания⁡частицы⁡в⁡поле⁡центробежных⁡сил,⁡производительность⁡центрифуги⁡и⁡эффективность⁡разделения⁡суспензии.⁡В⁡центрифугах⁡наблюдаются⁡гидродинамические⁡явления,⁡обуславливающие⁡опережение⁡или⁡отставание⁡жидкости⁡от⁡ротора,⁡турбулентную⁡пульсацию⁡жидкости⁡и⁡т.⁡д.⁡Все⁡это⁡приводитк⁡снижению⁡фактора⁡разделения.Теоретические⁡и⁡экспериментальные⁡исследования⁡потоков⁡жидкости⁡в⁡роторах⁡центрифуг⁡базируются⁡на⁡фундаментальных⁡основах⁡гидродинамики,⁡механики⁡сплошных⁡сред,⁡теории⁡пограничного⁡слоя⁡и⁡прикладной⁡математики.⁡Режим⁡течения⁡суспензии⁡в⁡роторе⁡центрифуги⁡является⁡весьма⁡сложным⁡и⁡недостаточно⁡изучен⁡даже⁡для⁡однородной⁡жидкости⁡[1].На⁡современном⁡этапе⁡исследования⁡гидродинамики⁡течения⁡жидкости⁡в⁡роторах⁡центрифуг⁡существуют⁡три⁡основные⁡теории⁡[1]:

слойного⁡течения;

поверхностного⁡течения;

теория⁡линий⁡тока.В⁡теории⁡слойного⁡течения⁡основным⁡предположением⁡является⁡существование⁡ламинарного⁡режима⁡потока⁡в⁡роторе⁡центрифуги.⁡Однако,⁡экспериментальными⁡данными⁡было⁡доказано,⁡что⁡данное⁡предположение⁡справедливо⁡лишь⁡при⁡малых⁡числах⁡Рейнольдса⁡для⁡потока⁡[2].Согласно⁡теории⁡поверхностного⁡течения⁡поступившая⁡в⁡ротор⁡суспензия⁡не⁡вытесняет⁡весь⁡объем⁡жидкости,⁡ранее⁡заполнявший⁡ротор,⁡а⁡растекается⁡по⁡поверхности⁡ротора,⁡образуя⁡тонкий⁡сливной⁡слой⁡[2].⁡Основная⁡масса⁡жидкости,⁡находящаяся⁡в⁡роторе,⁡образует⁡как⁡бы⁡гидравлическую⁡подушку,⁡по⁡которой⁡скользит⁡сливной⁡слой.⁡Тем⁡не⁡менее,⁡такая⁡трактовка⁡характера⁡теченияповерхностного⁡слоя⁡является⁡неприемлемой⁡для⁡реальных⁡жидкостей,⁡обладающих⁡вязкостью⁡[1].Теория⁡линий⁡тока⁡применительно⁡к⁡осадительным⁡центрифугам⁡разработана⁡Е.М.⁡Гольдиным⁡[9].⁡Используя⁡классические⁡методы⁡гидродинамики⁡идеальной⁡жидкости,⁡он⁡установил,⁡что⁡расположение⁡линийтока⁡существенно⁡зависит⁡от⁡конфигурации⁡ротора.При⁡гидродинамическом⁡анализе⁡внутрироторных⁡потоков⁡жидкости⁡центрифуг⁡с⁡пакетом⁡конических⁡тарелок⁡в⁡качестве⁡модели⁡принимается⁡установившийся⁡ламинарный⁡поток⁡вязкой⁡несжимаемой⁡ньютоновской⁡жидкости⁡между⁡двумя⁡жестко⁡связанными⁡с⁡вращающимися⁡с⁡большой⁡угловой⁡скоростью⁡эквидистантными⁡соосными⁡конусами.⁡Основной⁡поток⁡жидкости⁡рассматривается⁡как⁡однородный,⁡и⁡его⁡движение⁡описывается⁡уравнениями⁡Навье⁡Стокса⁡[10].Сейчасдостаточно⁡полно⁡разработаны⁡две⁡гидродинамические⁡теории⁡межтарелочных⁡потоков⁡жидкости⁡в⁡центрифугах:⁡линейная⁡и⁡нелинейная.5

Линейная⁡теория⁡пренебрегает⁡силами⁡инерции⁡относительного⁡движения⁡жидкости⁡в⁡полной⁡системе⁡уравнений⁡Навье⁡Стокса.⁡Такое⁡упрощение⁡допустимо⁡для⁡случая⁡малого⁡расхода⁡жидкости,⁡что⁡доказывается⁡совпадением⁡теоретических⁡выводов⁡с⁡фактическими⁡данными,⁡накопленными⁡в⁡практике⁡и⁡полученными⁡в⁡результате⁡экспериментов⁡[2].⁡В⁡случае⁡повышенных⁡расходов⁡необходимо⁡применять⁡нелинейную⁡теорию.Тонкослойные⁡потоки⁡между⁡коническими⁡поверхностями⁡в⁡роторах⁡центрифуг⁡могут⁡быть⁡однофазными⁡и⁡двух(трех)⁡фазными,⁡сходящимися⁡(периферийное⁡питание)⁡и⁡расходящимися⁡(осевое⁡питание),⁡осесимметричными⁡и⁡неосесимметричными.Модель⁡осесимметричного⁡течения⁡однородной⁡вязкой⁡жидкости⁡приближенно⁡описывает⁡поведение⁡жидкости⁡в⁡том⁡случае,⁡когда⁡межтарелочное⁡пространство⁡слабо⁡искажено⁡направляющими⁡или⁡дистанционными⁡упорами,⁡а⁡условия⁡подачи⁡жидкости⁡в⁡канал⁡слабо⁡зависят⁡от⁡окружной⁡координаты.⁡Кмодели⁡неосесимметричного⁡потока⁡прибегаютв⁡тех⁡случаях,⁡когда⁡внутрироторный⁡поток⁡сильно⁡искажается⁡препятствиями,⁡например⁡радиальными⁡ребрами,⁡иликогда⁡подача⁡жидкости⁡неравномерна⁡по⁡окружности.⁡Модель⁡многофазных⁡сред⁡используется⁡в⁡случае,⁡когда⁡концентрация⁡дисперсной⁡фазы⁡в⁡суспензии⁡не⁡мала.Линейная⁡теория⁡межтарелочных⁡потоков⁡наиболее⁡полно⁡разработана⁡Е.М.⁡Гольдиным⁡[11].⁡В⁡этих⁡работах⁡рассмотрена⁡упрощенная⁡линеаризованная⁡система⁡уравнений⁡Навье⁡Стокса,⁡в⁡которой⁡пренебрегают⁡малыми⁡параметрами.⁡Введенная⁡при⁡этом⁡биконическая⁡система⁡координат,⁡наиболее⁡полно⁡отражает⁡геометрию⁡межтарелочного⁡пространства.Е.М.⁡Гольдиным⁡были⁡введены⁡безразмерные⁡критериальные⁡параметры⁡ߣи⁡. Числовые⁡значения⁡этих⁡параметров⁡характеризуют⁡эффективность⁡работы⁡центрифуги⁡в⁡целом,⁡позволяют⁡выбирать⁡центрифуги,⁡обеспечивающие⁡наиболее⁡рациональный⁡режим⁡работы.⁡Коэффициент⁡ߣпредставляет⁡собой⁡отношение⁡сил⁡Кориолиса⁡к⁡силам⁡вязкости,⁡а⁡

отношение⁡средней⁡меридиональной⁡скорости⁡движения⁡потока⁡к⁡окружной⁡скорости⁡тарелок.ߣ=ℎ·√�·sin⁡(�)ఔ, (6)где⁡�

угловая⁡скорость⁡вращения⁡жидкости,⁡рад/с;ߥ

кинематическая⁡вязкость⁡жидкости,⁡м2/с;h

величина⁡межтарелочного⁡зазора,⁡м;�

угол⁡наклона⁡образующей⁡конуса⁡к⁡оси⁡вращения.Результаты⁡линейной⁡теориимежтарелочных⁡потоков⁡могут⁡быть⁡использованы⁡в⁡качестве⁡первого⁡приближения⁡при⁡решении⁡нелинейной⁡системы⁡уравнений⁡Навье⁡Стокса⁡различными⁡приближенными⁡методами.

Ссылки⁡на⁡источники1.Виноградов,⁡Г.В.⁡Реология⁡полимеров⁡/⁡Г.В.⁡Виноградов,⁡А.Я.⁡Малкин⁡М.:⁡Химия,⁡1997.

438⁡с.2.Уилкинсон,⁡У.Л.⁡Неньютоновские⁡жидкости.⁡Гидромеханика,⁡перемешивание⁡и⁡теплообмен⁡/⁡У.Л.⁡Уилкинсон;⁡перевод⁡с⁡англ.⁡З.П.⁡Шульман;⁡под⁡ред.⁡акад.⁡проф.⁡А.В.⁡Лыкова.⁡М.:⁡Мир,⁡1964.⁡216 с.3.Павлов,⁡В.П.⁡Автомобильные⁡эксплуатационные⁡материалы⁡/⁡В.П.⁡Павлов.⁡М.:⁡Транспорт,⁡1982.⁡208⁡с.4.Ваванов,⁡В.В.⁡Автомобильные⁡пластичные⁡смазки⁡/⁡В.В.⁡Ваванов,⁡В.В.⁡Вайншток,⁡А.А.⁡Гуреев⁡М.:⁡Транспорт,⁡1986.⁡144⁡с.5.Головых,⁡И.М.⁡Замена⁡моторного⁡масла⁡по⁡фактическому⁡состоянию⁡/⁡И.М.⁡Головых,⁡Е.В.⁡Носова⁡//⁡Автомобильная⁡промышленность.⁡1998. —№⁡1⁡—С.23246.Шашкин,⁡П.И.⁡Регенерация⁡отработанных⁡нефтяных⁡масел⁡/⁡П.И.⁡Шашкин,⁡И.В.⁡Брай.⁡М.:⁡Химия,⁡1970.304⁡с.6

7.Итинская,⁡Н.И.⁡Справочник⁡по⁡топливу,⁡маслам⁡и⁡техническим⁡жидкостям⁡/⁡Н.И.⁡Итинская,⁡Н.А.⁡Кузнецов.⁡М.:⁡Колос,⁡1982.⁡208⁡с.8.Васильева,⁡Л.С.Краткий⁡справочник⁡по⁡автомобильным⁡эксплуатационным⁡материалам⁡/⁡Л.С.Васильева,⁡—М,:⁡Транспорт,⁡1992,⁡—120⁡с.9.Борц,⁡М.А.⁡Принципы⁡расчета⁡осадительных⁡центрифуг⁡для⁡угольной⁡промышленности⁡/⁡М.А.⁡Борц,⁡Е.М.⁡Гольдин,⁡B.C.⁡Каминский.⁡М.:⁡Недра,⁡1966.103⁡с.10.Соколов,⁡В.И.⁡Современные⁡промышленные⁡центрифуги⁡/⁡В.И.⁡Соколов.⁡М.:⁡Машиностроение,⁡1967. 523⁡с.11.Гольдин,⁡Е.М.⁡Линейная⁡теория⁡межтарелочных⁡потоков⁡/⁡Е.М.⁡Гольдин//Труды⁡ВНИЭКИпродмаш.⁡1976.№46.С.824.