Художественный потенциал звука в контексте документального кинематографа
Выпуск:
ART 970206
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Конева
М.
Н. Художественный потенциал звука в контексте документального кинематографа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 31. – С.
956–960. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970206.htm.
Аннотация. Статья посвящена художественному потенциалу звука в документальном кино, поскольку именно в этом виде кинематографа значимость звуковой выразительности еще более важна: если игровой и мультипликационный фильмы представляют собой воссоздание действительности в художественной форме как таковой, то документальное кино нуждается в осознанном поиске художественных образов. Актуальность темы исследования особенно отчетливо прослеживается в низком качестве реализации художественного образа в звуковом решении в современном документальном фильме. Автор исследует, как восприятие звука в окружающем нас мире работает на звуковую выразительность в неигровом виде кинематографа.
Ключевые слова:
художественный образ, документальное кино, звуковая выразительность, звуковое решение, полифоничность
Текст статьи
Конева Мария Николаевна,преподаватель кафедры звукорежиссуры СанктПетербургского института кино и телевидения, г. СанктПетербург79213341988@yandex.ru
Художественный потенциал звука в контексте документального кинематографа
Аннотация.Статья посвящена художественному потенциалу звука в документальном кино, поскольку именно в этом виде кинематографа, значимость звуковой выразительностиеще более важна: еслиигровойи мультипликационный фильмыпредставляет собой воссоздание действительности в художественной форме как таковой, тодокументальное кино нуждается в осознанном поиске художественных образов. Актуальность темы исследования особенно отчетливо прослеживается в низком качестве реализации художественного образа в звуковом решении в современном документальном фильме. Автор исследует, как восприятие звука в окружающем нас мире работает на звуковую выразительность в неигровом виде кинематографа.Ключевые слова: документальное кино, художественный образ, звуковая выразительность, звуковое решение, полифоничность.
Зачастую, позиция современных режиссеровдокументалистов относительно реализации звукового решения в документальном фильме проявляется в упразднении звуковой выразительности. На фестивалях неигрового кино, как правило, не присуждается номинация по лучшему звукового решению, а призерами таких фестивалей зачастую становятся картины, в которых звуку отдана сопроводительная роль. Связано это с тем, что само понятие документальное кино претерпевает существенные изменения. В эпоху массмедиа, документальное кино все больше находит свою нишу на телевидении, где форма его существования сильно отличается от художественной документалистики, которуювсе чаще называют «фестивальной». Это, так или иначе, отражается в работе режиссеров, в активной «погоне» за сухими фактами, максимальной достоверностью,и чрезмерной информативностью. Кинематографическая передача реальности превращается в хроникальнуюсъемку, где в свою очередь звук лишь иллюстративно передает запечатленную действительность, что в корне противоречит Эйзенштейновской теории контрапунктического использования звука.Говоря овозможностях звука в неигровом виде кинематографа, для начала стоит сделать подробный экскурс в художественный мир восприятия звуковой атмосферы в окружающем нас мире, поскольку документальный материалнапрямую опирается на реально происходящие события с нами и вокруг нас, и лишь благодаря инструментам киноискусства обретает художественный смысл в запечатленной действительности.Для всех очевидно, что звук это своеобразная атмосфера окружающего нас мира. По интонации речи мы выявляем искренность и душевное состояние собеседника, по определенным звуковым фактурам, мы чувствуем приятные эмоции или приближающуюся опасность. Благодаря звуку человек научился быть впереди не всегда очевидного, визуального носителя смысла. Однако не стоит пренебрегать звуковым пространством в пользу зрительного, поскольку взаимодействие обоихоткрывает для нас бесконечный горизонт познания нашего мира. В своей известной статье «Философская антропология» П.Флоренский приходит к следующему выводу о том, что зримое, воспринимаемое внешне, нуждается «в переработке во внутреннее: этою переработкоюоно и превращается, переплавляется в звук, в наш на зримое отголосок»[1, c.34]. Таким образом, становится, очевидно, что слуховой и звуковой мир в равной степени важен для человека, поскольку их взаимодействие, взаимодополнение и порождение одного другимсоответственно приводит к функционированию их художественных и смысловых возможностей. Потенциал этих возможностей кроется, прежде всего, в полифоничности звучащего мира. Композитор Авет Тертерян писал: «...Звук <...> очень многогранен. В нем одном я вижу целые миры, движения. Он очень полифоничен для меня, насыщен внутренним развитием составных элементов, живущих своей жизнью»[2, c.198]. Именно этот звуковой полифонизм и открывает колоссальные творческие возможно использования звука в кинематографе, к которым мы вернемся чуть позже.Окружающая нас симфония звуков настолько наделяется трансцендентной силой, что становится мало поддающейся толкованию. Однако все мы можем характеризовать тот или иной звук, как волнующий, пугающий, подавляющий или вдохновляющий, а возможно радующий или успокаивающий. Мы как бы субъективно, в зависимости от его физического проявления присуждаем ему те или иные смысловые, внутренние функции. С физической точки зрения мозг человека порождает наше чувственное восприятие в зависимости от присутствия определенных частот, обертонов, динамики того или иного звучания. Таким образом, физическое проявление звука, с учетом тех или иных факторов, трактуется и воспринимается нашим сознанием с тем или иным смыслом.
Но в отличие от музыкальной симфонии, симфония звуков для слышащего человека не заканчивает звучать никогда, даже когда мы спим. Справедливо поговорить о таком понятии, как тишина, которая связывает бесконечно звучащее пространство нашего мира, создавая иллюзорность дискретности мира звуков.Понятие тишины в окружающем нас мире относительно. Если воспринимать тишину как отсутствие звуковых колебаний, то чтобы «услышать» тишину, она должна стать абсолютной. Однако в природе нет, и не может существовать абсолютной тишины. Даже если перестают летать самолеты, гудеть автомобили, шелестят листья, поют птицы и стучит собственное сердце. Известен факт, как исполнитель альтернативной музыки Джон Кейдж был настолько одержим идеей тишины, что согласился на эксперимент с собственным участием. В специальной акустической лаборатории ему предложили послушать "абсолютную тишину". К своему же удивлению, он был разочарован, поскольку все время слышал стук собственного сердца. Поэтому, говоря о восприятии тишины, можно сделать вывод, что это восприятие сугубо индивидуально. Зачастую под тишиной люди понимают отсутствие тех или иных раздражающих шумов. Для музыканта или композитора, например, тишиной может стать отсутствие урбанистических шумов, мешающих сосредоточению над творчеством, а для врача с фонендоскопом любой звук, превышающий звук биение сердца покажется отвлекающим. Таким образом, можно сделать вывод о том, что потоки звуковых колебаний в нашем мире не прекращаются никогда, и мы лишь воспринимаем некоторые звуки более или менее значимо.Именно динамический диапазон звучания различных звуков, отвечает за их эмоциональное восприятие. Стоит отметить, что воздействие громких и тихих звуков изучено достаточно подробно. Например, даже кратковременный звук диапазоном в 6090 дБ вызывает выброс некоторых гормонов, например, адреналина, что в свою очередь повышает артериальное давление, вызывает чувство паники, беспокойства и возбуждения. И наоборот, слабые по величине звуки в диапазоне до 20 децибелов и средние от 40 до 60 дБ не только не мешают людям слышать, но в некоторых случаях даже помогают лучше концентрироваться и расслабляться.На основе воздействия тех или иных звуков на людей, в мире капитализма научились манипулировать человеческим поведением. Подсознательное внушение посредством определенных звучаний является одним из лучших методов контроля человеческого сознания. Очевидны факты, как в огромных гипермаркетах звучащаярелаксирующая музыка, создает спокойную, уютную атмосферу, располагает неторопливо совершать покупки, присматриваться к товарам, за которыми зачастую покупатель не приходил и вовсе. И наоборот: динамичная звучащая музыка в час пик в различных заведениях быстрого питания способствует увеличению количества посетителей, а вместе с тем и продаж заведения. Более того, в ресторанах за нами то и дело следят менеджеры, которые в зависимости от количества гостей ставят или активную музыку, чтобы увеличить посещаемость или спокойную, чтобы удержать подольше небольшое количество посетителей. В медицинском институте им. И.М.Сеченова г. Москва, в 1993 году глава лаборатории психокоррекции Игорь Смирнов выступил на семинаре в США с демонстрацией продукта, который якобыспособен внедрять в мозг чужие мысли. Смирнов утверждал, что базисной основой его метода выступает психомузыка, а именно классическая музыка, в которой содержится специальный неосознаваемый человеческим ухом звуковой сигнал. После восприятия подобного сигнала, в человеческом теле происходит стабилизация всех вегетативных функций, что ведет к значительному улучшению сна. Методику взяли на вооружение и преобразовали криминальные структуры, наложив на ритмичную мелодию скрытые команды, воспринимаемые подсознание как призыв к действию. Услышав такую музыку, большинство людей теряют контроль и способны выполнять любые команды. На этом принципе держится большинство бизнесклубов, различных сект и других заведений, нацеленных на узкий круг интересов.Еще одной интересной особенностью человека, является способность слухового восприятия усиливаться за счет снижения зрительного восприятия. Иначе говоря, наши органы чувств способны компенсировать друг друга. Всем знакомо, когда в условиях пониженной освещенности, мы лучше, ярче и отчетливее улавливаем различные звучания. Связано это с процессами, проходящими в головном мозге. Исследователи изУниверситета Мэрилэнда (University ofMaryland) иУниверситета Джона Хопкинса (Mind/Brain Institute atthe Johns Hopkins University) пришли даже к выводу о том, что если неделю человек проведет в темноте, то засчет изменений вработе мозговых цепей слух, участвующего в эксперименте, обострится. Это открытие, по мнению специалистов, может даже помочь людям снарушениями слуха. Более того, нахождение в темноте, позволяет человеку лучше определить тональность тех или иных звуков. Ценители музыки подтверждают, что во время прослушивания концертов, восприятие с закрытыми глазами позволяет улавливать мелодию ярче среди множества других музыкальных нот, а также ведет к появлению различных звукозрительных образов. Именно способность человека формировать такие образы, открывает в киноискусстве широкие возможности в художественной палитре звуковых средств.Мэтры кинематографа, за более чем вековую историю этого искусства, научились успешно применять и проецировать на экране способности человеческого восприятия. Хотя и неоднозначно воспринятое появление звука в кино, вывело это искусство на новый уровень. Не много спустя после появления первых сопровождающих изображение звуков, не заставили себя ждать принципы построения звукового решения. Полифоничность звучащего мира наделила главный инструмент тогдашнего звукооператора, нынешнего звукорежиссера, сложной структурой и многослойностью. Звуковая партитура стала неотъемлемой частью современного кино. Благодаря возможностям монтажа, создатели картин освоили широкие возможности применения различных звуков. Большинство жанровых фильмов реализуют свой жанр именно благодаря звуковому решению. Вспомним как работают различные звуки в фильмах ужасов, как нагнетают обстановку шумы в триллерах, как вызывают сопереживания в мелодрамах и заставляют смеяться над нелепым изображением в комедиях. В документальном кино звук работает по схожим принципам, однако привязанность изображения к реальному миру требует соблюдения рамок данного вида кинематографа. Говоря о художественном потенциале звука в этом сложном виде кинематографа, справедливо искать его именно в звукозрительном образе и полифоничности звукового решения. Сложный звуковой ландшафт фильма сродни звуковой атмосфере в реальной жизни, лишь с той поправкой, что в кино не бывает случайных звуков. Если в жизни, человек вычленяет из множества звучащих фактур важные, то в кинематографе, зритель вычленяет из множества важных фактур еще более важные. «Архитекторами» важных звуковых фактур является автор картины совместно с соавторами звукорежиссером и композитором. Перенося психоакустические свойства звука из реального мира на звуковую дорожку документального фильма, создатели научились не просто оперировать звуком в своих целях, но при этом эмоционально усиливаться документальные события. Упомянем фильм С.Лозницы «Блокада» (2006), который буквально из кадров кинохроники превратился в звучащую трагедию благодарязвуковому решению. Звук не просто дополнил плоское чернобелое изображение, а наделил его дополнительным смысловым измерением. Несмотря на то, что воссоздание звука в документальных картинах явление не принятое, поскольку в корне противоречащее природе документального факта, в данной картине явилось абсолютно оправданным и более того, взяло на себя основную драматургическую нагрузку. Именно в звуке сосредоточена психологическая достоверность действительности, глубокий реализм происходящих событий прошлого века. Автор картины не просто показывает нам хроникальные воспоминания тех лет, а погружает нас в то время, благодаря насыщенному звуковому ландшафту, который строится на различных шумах.
Шумы, как один из компонентов звукового решенияимеют колоссальный художественный потенциалдля кинематографа, особенно если мы говорим о документальном кино. Стоит хотя бы вспомнить себя на улице современного мегаполиса, на которой то и дело раздаются гудения иностранных автомобилей, множество строительных шумов перекрывают собой людские голоса, не переставая, раздаются звонки мобильных телефонов, различная музыка доносится буквально из каждой щели. Этот шумовой фон привычен для современного человека, но в будущем станет уже документальнозвуковым событием, характеризующим определенную эпоху. Однако, историческая достоверность не главное, что может передать сложный звуковой ландшафт. В шумовой симфонии звуков, как и в музыкальной симфонии, каждый элемент звука имеет свою партию или художественную нагрузку, если речь идет о киноискусстве. Это отчетливо проявляется, когда звук используется коррелятивно изображению. Иными словами, звучания дополняют то, что не показано в изображении или предвещают то, что скоро произойдет на киноэкране. И неважно, о каких звуковых элементах мы ведем речь.
Интересен также художественный потенциал музыки в документальном фильме. Не смотря на то, что музыка уже сама по себе самодостаточный вид искусства с ярчайшими слухозрительными образами, оказываясь на звуковой партитуре документального фильма онаприумножает свои возможности иоткрывает новые драматургические подтексты изобразительному ряду.Уместно вспомнить работу В.Косаковского «Беловы» (1992), в звуковом решении которой образное наполнение изобразительного ряда представлено в виде музыки. Зажигательная кубинская музыка звучит в кадре лихой езды пьяного Михаила на тракторе. Драматизм, происходящий, в семейных взаимоотношениях брата и сестры реализован в звуке как классический образ «смех сквозь слезы». С одной стороны, нелепо смотрится эпизод, с разлетающийся пылью изпод колес трактора, собакой, пытающийся угнаться за обезумевшим от опьянения Михаилом, с другой стороны, все происходящее, благодаря музыкальному решению, навевает бесцельность, и как следствие —сожаление об обреченности. Откровенно зло автор насмехается над братьями в сцене, в которой герои парятся в бане. Ярким образом здесьзвучит музыка «The moon was yellow». Причем композиция не просто перекрывает фоновые фактуры, являясь своеобразным музыкальным проведением в данной сцене, а она вовсе замещает все синхронные звуки, в т.ч. речь. Автора не интересуют бытовые и так понятные звучания, он буквально потешается над братьями, олицетворяя их с английскими джентльменами. Зарубежная ретро музыка на кадрах убогого деревенского существования язвительно обнажает мужское начало, которое способно нести разрушительную силу. Стоит лишь мысленно убрать музыкальное решение фильма, как саркастическая правда обретет форму документальной, всего лишь подсмотренной реальности. Невооруженным глазом видно, как звук в документальном кино способен преобразить экранный документ: иногда наделить его тойсамой жизненной правдой, иногда эту самую жизненную правду наделить эмоциями, переживаниями, подчеркнуть важное и отсечь лишнее. И не важно, какую задачу ставят перед собой авторы, важно то, чтобы звуку в этой задаче была отдана драматургическая роль, и тогда документальный фильм становится не просто предметом документальных съемок, а раскрывает себя как художественное произведение кинематографа.
Ссылки на источники1.ФлоренскийП.А. Собрание сочинений в 2х томах [Текст]. Т. 2. У водоразделов мысли / П.А.Флоренский; [Вст. ст. С.С.Хоружего; историограф. ст. игумена Андроника (А.С.Трубачева); сост. игумена Андроника, М.С.Трубачевой, П.В.Флоренского; прим. С.С.Аверинцева, игумена Андроника, В.В.Бибихина, Н.К.Бонецкой, А.Г.Дунаева, С.М.Половинкина, С.З.Трубачева] –М.: Правда, 1990. 2.ТертерянР. АветТертерян [Текст]: Беседы, исследования, высказывания. / РубенТертерян Ереван, 1989.
Художественный потенциал звука в контексте документального кинематографа
Аннотация.Статья посвящена художественному потенциалу звука в документальном кино, поскольку именно в этом виде кинематографа, значимость звуковой выразительностиеще более важна: еслиигровойи мультипликационный фильмыпредставляет собой воссоздание действительности в художественной форме как таковой, тодокументальное кино нуждается в осознанном поиске художественных образов. Актуальность темы исследования особенно отчетливо прослеживается в низком качестве реализации художественного образа в звуковом решении в современном документальном фильме. Автор исследует, как восприятие звука в окружающем нас мире работает на звуковую выразительность в неигровом виде кинематографа.Ключевые слова: документальное кино, художественный образ, звуковая выразительность, звуковое решение, полифоничность.
Зачастую, позиция современных режиссеровдокументалистов относительно реализации звукового решения в документальном фильме проявляется в упразднении звуковой выразительности. На фестивалях неигрового кино, как правило, не присуждается номинация по лучшему звукового решению, а призерами таких фестивалей зачастую становятся картины, в которых звуку отдана сопроводительная роль. Связано это с тем, что само понятие документальное кино претерпевает существенные изменения. В эпоху массмедиа, документальное кино все больше находит свою нишу на телевидении, где форма его существования сильно отличается от художественной документалистики, которуювсе чаще называют «фестивальной». Это, так или иначе, отражается в работе режиссеров, в активной «погоне» за сухими фактами, максимальной достоверностью,и чрезмерной информативностью. Кинематографическая передача реальности превращается в хроникальнуюсъемку, где в свою очередь звук лишь иллюстративно передает запечатленную действительность, что в корне противоречит Эйзенштейновской теории контрапунктического использования звука.Говоря овозможностях звука в неигровом виде кинематографа, для начала стоит сделать подробный экскурс в художественный мир восприятия звуковой атмосферы в окружающем нас мире, поскольку документальный материалнапрямую опирается на реально происходящие события с нами и вокруг нас, и лишь благодаря инструментам киноискусства обретает художественный смысл в запечатленной действительности.Для всех очевидно, что звук это своеобразная атмосфера окружающего нас мира. По интонации речи мы выявляем искренность и душевное состояние собеседника, по определенным звуковым фактурам, мы чувствуем приятные эмоции или приближающуюся опасность. Благодаря звуку человек научился быть впереди не всегда очевидного, визуального носителя смысла. Однако не стоит пренебрегать звуковым пространством в пользу зрительного, поскольку взаимодействие обоихоткрывает для нас бесконечный горизонт познания нашего мира. В своей известной статье «Философская антропология» П.Флоренский приходит к следующему выводу о том, что зримое, воспринимаемое внешне, нуждается «в переработке во внутреннее: этою переработкоюоно и превращается, переплавляется в звук, в наш на зримое отголосок»[1, c.34]. Таким образом, становится, очевидно, что слуховой и звуковой мир в равной степени важен для человека, поскольку их взаимодействие, взаимодополнение и порождение одного другимсоответственно приводит к функционированию их художественных и смысловых возможностей. Потенциал этих возможностей кроется, прежде всего, в полифоничности звучащего мира. Композитор Авет Тертерян писал: «...Звук <...> очень многогранен. В нем одном я вижу целые миры, движения. Он очень полифоничен для меня, насыщен внутренним развитием составных элементов, живущих своей жизнью»[2, c.198]. Именно этот звуковой полифонизм и открывает колоссальные творческие возможно использования звука в кинематографе, к которым мы вернемся чуть позже.Окружающая нас симфония звуков настолько наделяется трансцендентной силой, что становится мало поддающейся толкованию. Однако все мы можем характеризовать тот или иной звук, как волнующий, пугающий, подавляющий или вдохновляющий, а возможно радующий или успокаивающий. Мы как бы субъективно, в зависимости от его физического проявления присуждаем ему те или иные смысловые, внутренние функции. С физической точки зрения мозг человека порождает наше чувственное восприятие в зависимости от присутствия определенных частот, обертонов, динамики того или иного звучания. Таким образом, физическое проявление звука, с учетом тех или иных факторов, трактуется и воспринимается нашим сознанием с тем или иным смыслом.
Но в отличие от музыкальной симфонии, симфония звуков для слышащего человека не заканчивает звучать никогда, даже когда мы спим. Справедливо поговорить о таком понятии, как тишина, которая связывает бесконечно звучащее пространство нашего мира, создавая иллюзорность дискретности мира звуков.Понятие тишины в окружающем нас мире относительно. Если воспринимать тишину как отсутствие звуковых колебаний, то чтобы «услышать» тишину, она должна стать абсолютной. Однако в природе нет, и не может существовать абсолютной тишины. Даже если перестают летать самолеты, гудеть автомобили, шелестят листья, поют птицы и стучит собственное сердце. Известен факт, как исполнитель альтернативной музыки Джон Кейдж был настолько одержим идеей тишины, что согласился на эксперимент с собственным участием. В специальной акустической лаборатории ему предложили послушать "абсолютную тишину". К своему же удивлению, он был разочарован, поскольку все время слышал стук собственного сердца. Поэтому, говоря о восприятии тишины, можно сделать вывод, что это восприятие сугубо индивидуально. Зачастую под тишиной люди понимают отсутствие тех или иных раздражающих шумов. Для музыканта или композитора, например, тишиной может стать отсутствие урбанистических шумов, мешающих сосредоточению над творчеством, а для врача с фонендоскопом любой звук, превышающий звук биение сердца покажется отвлекающим. Таким образом, можно сделать вывод о том, что потоки звуковых колебаний в нашем мире не прекращаются никогда, и мы лишь воспринимаем некоторые звуки более или менее значимо.Именно динамический диапазон звучания различных звуков, отвечает за их эмоциональное восприятие. Стоит отметить, что воздействие громких и тихих звуков изучено достаточно подробно. Например, даже кратковременный звук диапазоном в 6090 дБ вызывает выброс некоторых гормонов, например, адреналина, что в свою очередь повышает артериальное давление, вызывает чувство паники, беспокойства и возбуждения. И наоборот, слабые по величине звуки в диапазоне до 20 децибелов и средние от 40 до 60 дБ не только не мешают людям слышать, но в некоторых случаях даже помогают лучше концентрироваться и расслабляться.На основе воздействия тех или иных звуков на людей, в мире капитализма научились манипулировать человеческим поведением. Подсознательное внушение посредством определенных звучаний является одним из лучших методов контроля человеческого сознания. Очевидны факты, как в огромных гипермаркетах звучащаярелаксирующая музыка, создает спокойную, уютную атмосферу, располагает неторопливо совершать покупки, присматриваться к товарам, за которыми зачастую покупатель не приходил и вовсе. И наоборот: динамичная звучащая музыка в час пик в различных заведениях быстрого питания способствует увеличению количества посетителей, а вместе с тем и продаж заведения. Более того, в ресторанах за нами то и дело следят менеджеры, которые в зависимости от количества гостей ставят или активную музыку, чтобы увеличить посещаемость или спокойную, чтобы удержать подольше небольшое количество посетителей. В медицинском институте им. И.М.Сеченова г. Москва, в 1993 году глава лаборатории психокоррекции Игорь Смирнов выступил на семинаре в США с демонстрацией продукта, который якобыспособен внедрять в мозг чужие мысли. Смирнов утверждал, что базисной основой его метода выступает психомузыка, а именно классическая музыка, в которой содержится специальный неосознаваемый человеческим ухом звуковой сигнал. После восприятия подобного сигнала, в человеческом теле происходит стабилизация всех вегетативных функций, что ведет к значительному улучшению сна. Методику взяли на вооружение и преобразовали криминальные структуры, наложив на ритмичную мелодию скрытые команды, воспринимаемые подсознание как призыв к действию. Услышав такую музыку, большинство людей теряют контроль и способны выполнять любые команды. На этом принципе держится большинство бизнесклубов, различных сект и других заведений, нацеленных на узкий круг интересов.Еще одной интересной особенностью человека, является способность слухового восприятия усиливаться за счет снижения зрительного восприятия. Иначе говоря, наши органы чувств способны компенсировать друг друга. Всем знакомо, когда в условиях пониженной освещенности, мы лучше, ярче и отчетливее улавливаем различные звучания. Связано это с процессами, проходящими в головном мозге. Исследователи изУниверситета Мэрилэнда (University ofMaryland) иУниверситета Джона Хопкинса (Mind/Brain Institute atthe Johns Hopkins University) пришли даже к выводу о том, что если неделю человек проведет в темноте, то засчет изменений вработе мозговых цепей слух, участвующего в эксперименте, обострится. Это открытие, по мнению специалистов, может даже помочь людям снарушениями слуха. Более того, нахождение в темноте, позволяет человеку лучше определить тональность тех или иных звуков. Ценители музыки подтверждают, что во время прослушивания концертов, восприятие с закрытыми глазами позволяет улавливать мелодию ярче среди множества других музыкальных нот, а также ведет к появлению различных звукозрительных образов. Именно способность человека формировать такие образы, открывает в киноискусстве широкие возможности в художественной палитре звуковых средств.Мэтры кинематографа, за более чем вековую историю этого искусства, научились успешно применять и проецировать на экране способности человеческого восприятия. Хотя и неоднозначно воспринятое появление звука в кино, вывело это искусство на новый уровень. Не много спустя после появления первых сопровождающих изображение звуков, не заставили себя ждать принципы построения звукового решения. Полифоничность звучащего мира наделила главный инструмент тогдашнего звукооператора, нынешнего звукорежиссера, сложной структурой и многослойностью. Звуковая партитура стала неотъемлемой частью современного кино. Благодаря возможностям монтажа, создатели картин освоили широкие возможности применения различных звуков. Большинство жанровых фильмов реализуют свой жанр именно благодаря звуковому решению. Вспомним как работают различные звуки в фильмах ужасов, как нагнетают обстановку шумы в триллерах, как вызывают сопереживания в мелодрамах и заставляют смеяться над нелепым изображением в комедиях. В документальном кино звук работает по схожим принципам, однако привязанность изображения к реальному миру требует соблюдения рамок данного вида кинематографа. Говоря о художественном потенциале звука в этом сложном виде кинематографа, справедливо искать его именно в звукозрительном образе и полифоничности звукового решения. Сложный звуковой ландшафт фильма сродни звуковой атмосфере в реальной жизни, лишь с той поправкой, что в кино не бывает случайных звуков. Если в жизни, человек вычленяет из множества звучащих фактур важные, то в кинематографе, зритель вычленяет из множества важных фактур еще более важные. «Архитекторами» важных звуковых фактур является автор картины совместно с соавторами звукорежиссером и композитором. Перенося психоакустические свойства звука из реального мира на звуковую дорожку документального фильма, создатели научились не просто оперировать звуком в своих целях, но при этом эмоционально усиливаться документальные события. Упомянем фильм С.Лозницы «Блокада» (2006), который буквально из кадров кинохроники превратился в звучащую трагедию благодарязвуковому решению. Звук не просто дополнил плоское чернобелое изображение, а наделил его дополнительным смысловым измерением. Несмотря на то, что воссоздание звука в документальных картинах явление не принятое, поскольку в корне противоречащее природе документального факта, в данной картине явилось абсолютно оправданным и более того, взяло на себя основную драматургическую нагрузку. Именно в звуке сосредоточена психологическая достоверность действительности, глубокий реализм происходящих событий прошлого века. Автор картины не просто показывает нам хроникальные воспоминания тех лет, а погружает нас в то время, благодаря насыщенному звуковому ландшафту, который строится на различных шумах.
Шумы, как один из компонентов звукового решенияимеют колоссальный художественный потенциалдля кинематографа, особенно если мы говорим о документальном кино. Стоит хотя бы вспомнить себя на улице современного мегаполиса, на которой то и дело раздаются гудения иностранных автомобилей, множество строительных шумов перекрывают собой людские голоса, не переставая, раздаются звонки мобильных телефонов, различная музыка доносится буквально из каждой щели. Этот шумовой фон привычен для современного человека, но в будущем станет уже документальнозвуковым событием, характеризующим определенную эпоху. Однако, историческая достоверность не главное, что может передать сложный звуковой ландшафт. В шумовой симфонии звуков, как и в музыкальной симфонии, каждый элемент звука имеет свою партию или художественную нагрузку, если речь идет о киноискусстве. Это отчетливо проявляется, когда звук используется коррелятивно изображению. Иными словами, звучания дополняют то, что не показано в изображении или предвещают то, что скоро произойдет на киноэкране. И неважно, о каких звуковых элементах мы ведем речь.
Интересен также художественный потенциал музыки в документальном фильме. Не смотря на то, что музыка уже сама по себе самодостаточный вид искусства с ярчайшими слухозрительными образами, оказываясь на звуковой партитуре документального фильма онаприумножает свои возможности иоткрывает новые драматургические подтексты изобразительному ряду.Уместно вспомнить работу В.Косаковского «Беловы» (1992), в звуковом решении которой образное наполнение изобразительного ряда представлено в виде музыки. Зажигательная кубинская музыка звучит в кадре лихой езды пьяного Михаила на тракторе. Драматизм, происходящий, в семейных взаимоотношениях брата и сестры реализован в звуке как классический образ «смех сквозь слезы». С одной стороны, нелепо смотрится эпизод, с разлетающийся пылью изпод колес трактора, собакой, пытающийся угнаться за обезумевшим от опьянения Михаилом, с другой стороны, все происходящее, благодаря музыкальному решению, навевает бесцельность, и как следствие —сожаление об обреченности. Откровенно зло автор насмехается над братьями в сцене, в которой герои парятся в бане. Ярким образом здесьзвучит музыка «The moon was yellow». Причем композиция не просто перекрывает фоновые фактуры, являясь своеобразным музыкальным проведением в данной сцене, а она вовсе замещает все синхронные звуки, в т.ч. речь. Автора не интересуют бытовые и так понятные звучания, он буквально потешается над братьями, олицетворяя их с английскими джентльменами. Зарубежная ретро музыка на кадрах убогого деревенского существования язвительно обнажает мужское начало, которое способно нести разрушительную силу. Стоит лишь мысленно убрать музыкальное решение фильма, как саркастическая правда обретет форму документальной, всего лишь подсмотренной реальности. Невооруженным глазом видно, как звук в документальном кино способен преобразить экранный документ: иногда наделить его тойсамой жизненной правдой, иногда эту самую жизненную правду наделить эмоциями, переживаниями, подчеркнуть важное и отсечь лишнее. И не важно, какую задачу ставят перед собой авторы, важно то, чтобы звуку в этой задаче была отдана драматургическая роль, и тогда документальный фильм становится не просто предметом документальных съемок, а раскрывает себя как художественное произведение кинематографа.
Ссылки на источники1.ФлоренскийП.А. Собрание сочинений в 2х томах [Текст]. Т. 2. У водоразделов мысли / П.А.Флоренский; [Вст. ст. С.С.Хоружего; историограф. ст. игумена Андроника (А.С.Трубачева); сост. игумена Андроника, М.С.Трубачевой, П.В.Флоренского; прим. С.С.Аверинцева, игумена Андроника, В.В.Бибихина, Н.К.Бонецкой, А.Г.Дунаева, С.М.Половинкина, С.З.Трубачева] –М.: Правда, 1990. 2.ТертерянР. АветТертерян [Текст]: Беседы, исследования, высказывания. / РубенТертерян Ереван, 1989.