О бюджетных рисках федеральной бюджетной системы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шемет Е. С. О бюджетных рисках федеральной бюджетной системы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 966–970. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970208.htm.
Аннотация. в статье рассматриваются вопросы, относящиеся к бюджетным рискам, возникающим на федеральном уровне. Автор указывает на понятийные сложности изучения бюджетных рисков, приводит основные классификации бюджетных рисков и использует данные сведения для анализа рисков федеральной бюджетной системы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шемет Екатерина Сергеевна,кандидат экономических наук, доцент кафедры «Страхование и финансовоэкономический анализ», ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный аграрный университет», г. ВолгоградShemete@mail.ru

О бюджетных рисках федеральной бюджетной системы

Аннотация.Встатье рассматриваются вопросы, относящиеся к бюджетным рискам, возникающим на федеральном уровне. Автор указывает на понятийные сложности изучения бюджетных рисков, приводит основные классификации бюджетных рисков, и использует данные сведения для анализа рисков федеральной бюджетной системы.Ключевые слова:бюджетные риски, федеральная бюджетная система, управление бюджетными рисками, социальные обязательства государства, финансовобюджетная политика государства.

Осуществление финансовой деятельности всегда сопряжено с определенными рисками, и бюджетная деятельность, являющаяся разновидность финансовой, исключением не является. В связи с тем, что такие понятия, как рискменеджмент, финансовый менеджмент, управление рисками зародились и развивались в коммерческой, а не в бюджетной сфере, имеются определенные сложности при изучении такого явления как финансовые риски, возникающие в бюджетной системе. Необходимость рассмотрения финансовобюджетных отношений под таким углом зрения вытекает из практических сложностей, возникающих при разработке и проведении бюджетной политики государства и муниципальных образований. Единого понятия бюджетного риска нет, однако многие исследователи сходятся на том, что бюджетный риск есть частное проявление финансового риска и характеризуется вероятностным и неопределенным характером [1, с. 91]. Сложности не ограничиваются понятийными затруднениями –при анализе бюджетных риском негативным образом сказывается тот факт, что не имеется устоявшихся методик анализа, а также полноценных статистических материалов по данной тематике [7, с. 2]. Ситуация еще более усугубляется, когда речь заходит о федеральной бюджетной системе, поскольку по причине ее большого масштаба и высокой социальной значимости все понятийные и аналитические проблемы многократно обостряются. Вместе с этим в последние годы актуальность изучения темы бюджетных рисков федеральной бюджетной системы все более возрастает ввиду тяжелой социальноэкономической ситуации. На федеральном уровне имеется ряд прямых и косвенных факторов, которые обусловливают повышение бюджетных рисков. К прямым факторам следует отнести:1)Высокий курс доллара;2)Снижение цены на нефть;3)Режим санкций [5, с. 4849].Данные факторы оказывают прямоевоздействие на рост бюджетных рисков, потому как, вопервых, это существенным образом влияет на пополняемость бюджета, и вовторых, перечисленные факторы представляют большую значимость как для национальной, так и для мировой экономики. Бюджет, формируемый из налоговых отчислений, находится в зависимости от уровня развития товарного оборота (чем выше товарооборот, тем больше товаров продано, и, соответственно, больше налогов поступает в бюджет). К косвенным факторам можно отнести высокий уровень бедности, неразвитость политических институтов и др. Все бюджетные риски можно сгруппировать по двум категориям, которые связаны с:1)Формированием доходной части бюджета;2)Исполнением расходной части бюджета.Возросшие бюджетные риски привели к существенному увеличению дефицита федерального бюджета (в 2017 году он составляет чуть менее 3 трлн. рублей). Нарастающая инфляция требует увеличения расходной части, однако доходная часть имеет проблемы с формированием, поскольку снизились нефтегазовые доходы, также наметиласьтенденция к снижению товарооборота обусловленная падением покупательной способности населения. Для разрешения данной ситуации необходимо, в частности, оптимизировать бюджетные риски. Вопрос о возможности полноценного управления бюджетными рисками, результатом которого должна быть их оптимизация, является дискуссионным. В общем и целом исследователи полагают, что управлять бюджетными рисками все же можно, хотя и с определенными оговорками. Для выявления рисков нужно принять ряд мер, в частности: определениепроцента исполнения бюджета с поправкой на риск; выявление факторов риска; вынесение решения о пересмотре бюджета; оперативный мониторинг качества финансового менеджмента [2, с. 140]. Из сказанного следует, что процесс оптимизации бюджетных рисков складывается из следующих стадий: 1) постановка цели и задач; 2) определение методов и методик исследования; 3) выявление имеющихся рисков; 4) анализ рисков; 5) выработка рекомендаций. При этом следует обращать внимание на тот факт, что группы бюджетных рисков могут быть дифференцированы применительно к конкретному уровню бюджета, что повышает эффективность исследования. Так, А. А. Левдонский выделил следующие категории рисков федерального бюджета:1)Риски экономического развития:

риски, возникающие в экономической среде;

риски, возникающие в экономической структуре;2) Социальные обязательства:

число получателей;

эффективность управления [6, с. 178].Несмотря на понятийную неточность данная классификация содержит в себе определенную логику, которая имеет практическую значимость. Краеугольным камнем любого бюджета являются социальные расходы, поскольку одна из основных функций государства –именно социальная. На федеральном уровне имеется тесная связь между федеральным бюджетом, внебюджетными страховыми фондами (данные фонды являются государственными, в литературе встречается мнение о том, что бюджет и внебюджетные фонды и имеют единую экономикоправовую сущность и разделены искусственно для более эффективного управления), Резервным фондом и фондом Национального благосостояния. Ситуация складывается таким образом, что баланс между данными компонентами финансовой федеральной структуры нарушен –в целях покрытия дефицита федерального бюджета используются средства Резервного фонда и фонда Национального благосостояния, тогда как основное предназначение фонда Национального благосостояния заключается в покрытии дефицита Пенсионного фонда РФ. В связи с этим возникает риск нарушения исполнения ряда социальных обязательств. Как следствие, индексирование страховых пенсий в 2017 году заменено единовременной денежной выплатой. В дальнейшем ситуация будет лишь усугубляться. Данные риски необходимо подвергнуть тщательному анализу с целью корректировки текущего бюджетнофинансового курса государства. К исследованию вопроса о бюджетных рисках федеральной бюджетной системы можно подойти с другой стороны. Так, исследователь В. В. Гамукин выделяет следующие группы рисков: 1) риски, которые бюджетная система генерирует сама по себе (ритмичность поступлений и платежей; риски структуры расходов и доходов; риск зависимости от внешних источников); 2) риски, возникающие вне сферы бюджета (риск инфляции; снижения платежеспособности; риски, сопутствующие нормальной деятельности хозяйствующих субъектов); 3) риски, возникновение которых носит вероятностный характер (риск ошибки, экономического кризиса, коррупции, объективной непредсказуемости, риск развития бюджета) [3, с. 16]. Если с положениями о том, что лишь отдельные группы рисков носят вероятностный характер нельзя согласиться поскольку категория риска является вероятностной по своей природе, то ошибки и коррупцию следует принять во внимание и выделить в отдельную группу бюджетных рисков (удалив из этой группы все те риски, которые связаны с объективными закономерностями, а не сошибками и противоправным поведением). Данные риски чаще всего возникают на стадии исполнения бюджета. Общеизвестной является проблема темпов освоения бюджетных средств, когда основное расходование учреждениямиполучателями средств осуществляется в последнем квартале финансового года, что в значительной степени снижает эффективность бюджетной политики. Исследователями разработаны различные методы анализа и оценки бюджетных рисков, которые могут с успехом быть применены при изучении рисков, возникающих на федеральном уровне. Среди таких методов можно выделить: структурированный анализ сценариев развития; матрица последствий и вероятностей; анализ эффективности затрат; индексы риска [4, с. 40].Таким образом, несмотря на наличие ряда методологических затруднений, бюджетные риски могут быть выявлены, исследованы и оптимизированы даже на уровне федеральной бюджетной системы. В связи с ухудшающимся экономическим положением представляется необходимым уделять большое внимание развитию теории и практики исследования и управления бюджетными рисками.

Ссылки на источники1.Баетова Д. Р. Теоретические аспекты бюджетного риска // Вестник Омского государственного аграрного университета. 2012. № 1 (5). С. 8891.2.Батюкина Ю. А., Зарипова И. Р. Особенности управления бюджетными рисками // Наука и современность. 2015. № 50. С. 137147.3.Гамукин В. В. Бюджетные риски и бюджетные ошибки // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. № 12. С. 1524.4.Гамукин В. В. Методы анализа бюджетных рисков // Экономический анализ: теория ипрактика. 2015. № 24. С. 3342.5.Комарова И. П. Парадоксы бюджетной политики РФ в условиях макроэкономической неопределенности // Экономика образования. 2015. № 1. С. 4350.6.Левдонский А. А. Бюджетные риски и устойчивость федерального бюджета // Экономика,предпринимательство и право. 2016. № 2 (6). С. 175184.7.Мельник Е. Д. Управление бюджетными рисками // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 5 (53). С. 19