Необходимость и направления совершенствования механизма поддержки малого предпринимательства в Калужской области
Выпуск:
ART 970209
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Суслякова
О.
Н. Необходимость и направления совершенствования механизма поддержки малого предпринимательства в Калужской области // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 31. – С.
971–975. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970209.htm.
Аннотация. В работе дана краткая характеристика малого предпринимательства Калужской области, выявлены особенности и проблемы его развития, в т. ч. в области налогообложения и финансирования деятельности субъектов малого предпринимательства, а также предложены некоторые пути совершенствования механизма поддержки малого предпринимательства Калужской области с целью решения основных проблем и повышения роли данного сектора экономики в социально-экономическом развитии региона.
Ключевые слова:
малое предпринимательство, калужская область, государственный фонд поддержки предпринимательства калужской области
Текст статьи
Суслякова Оксана Николаевнакандидат экономических наук,доцент, доцент кафедры «Финансы и кредит» ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», Калужский филиал, г. Калугаfinans11@mail.ru
Необходимость и направления совершенствования механизма поддержки малого предпринимательства в Калужской области
Аннотация.В работе дана краткая характеристика малого предпринимательства Калужской области, выявлены особенности и проблемы его развития,в т.ч. в области налогообложения и финансирования деятельности субъектов малого предпринимательства, а также предложены некоторые пути совершенствования механизма поддержки малого предпринимательства Калужской области с целью решения основных проблем и повышения роли данного сектора экономики в социальноэкономическом развитии региона. Ключевые слова:малое предпринимательство, Калужская область, Государственный фонд поддержки предпринимательства Калужской области.
Калужская область –это современный, перспективный и комфортный регион для ведения бизнеса. На сегодняшний день малый бизнес в регионе развивается достаточно динамично и присутствует практически во всех отраслях экономики Калужской области. Сектор малого предпринимательства представлен в основном индивидуальными предпринимателями (69% от общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства) и микропредприятиями (26%). Оставшиеся 5% составляют малые и средние предприятия. Доля малого предпринимательства в валовом региональном продукте составляет 25,8%. Среднесписочная численность работающих на малых предприятиях в 2015 году составила 32% от среднесписочной численности работающих всех предприятий и организаций области.Анализ динамики количества малых предприятий (без микропредприятий) в целом и по отдельным видам экономической деятельности показывает, что в Калужской области сложилась достаточно устойчивая структура малого предпринимательства по видам экономической деятельности: наибольшее количество малых предприятий сосредоточено в оптовой и розничной торговле и ремонте автотранспортных средств (в среднем 23%), на обрабатывающие производства приходится около 22% малых предприятий, 20% малых предприятий осуществляют операции с недвижимостью, порядка 15% занимаются строительством.На долю малых и средних предприятий приходится 40% объема платных услуг, 68% оборота розничной торговли, 75% перевозок пассажиров, 95% грузоперевозок [1].Рассматривая количество субъектов малого предпринимательства в разрезе муниципальных образований, можно сделать вывод, что наибольший удельный вес занимают городские округа Калуга и Обнинск, на их долю приходится 42,2 и 11,4% соответственно [2]. В муниципальных районах наблюдается достаточно низкое количество малых предприятий, но наибольший удельный вес имеют Малоярославецкий район (5,9% от числа малых предприятий муниципальных образований Калужской области), Дзержинский район (5,3%), Людиновский район (5,3%) и Боровский район (5,2%). В остальных же районах доля субъектов малого предпринимательства едва преодолевает порог в 13%. Несомненно, данная ситуация негативно сказывается и на самих районах и на области в целом, так как малое предпринимательство является надежным источником пополнения доходной базы бюджета области.
В целом проведенный анализ развития малого предпринимательства на территории Калужской области позволяет выявить три основные группы проблем, сдерживающих рост и развитие малых предприятий.Вопервых, организационные проблемы (государственная регистрация субъектов малого предпринимательства, юридическое оформление предприятия и открытие счета в банке, лицензирование отдельных видов деятельности, налаживание связей с поставщиками сырья и проблемы со сбытом продукции, отсутствие инфраструктуры по оказанию услуг малым предприятиям в ряде муниципальных образований, и др.). Вовторых, проблемы обеспечения помещениями, оборудованием, налаживание отношений с местными органами власти. Наиболее остро стоит проблема аренды помещений при создании новых производственных предприятий и при расширении производства уже действующими предприятиями.
Втретьих, финансовые проблемы (формирование стартового капитала, отсутствие залога для получения кредитов, а также недоступность банковских кредитов)[3]. Существенное влияние на сдерживание развития малых предприятий также оказывает низкая платежеспособностьнаселения, снижение спроса на продукцию, налоговый пресс, недостаток собственных оборотныхсредств и нестабильность законодательной базы Калужской области. Происходят частые изменения и корректировки в налоговом законодательстве, в процедурах уплаты и формах отчетности, предпринимателям сложно оспаривать решения налоговых органов по наложению штрафных санкций и взысканий. Так, например, законодательство о налоге на имущество изменялось в регионе пять раз, только в течение 2013 года –трижды. Безусловно, Правительство пытается улучшить ситуацию, внося поправки, изменения, новые положения. Однако,инструкции, поясняющие законы публикуются несвоевременно, что создает сложности, как для предприятий, так и непосредственно для налоговыхслужб[4].В области неравномерно распределена инфраструктура поддержки и развития малого предпринимательства. О том,что она создана и функционирует, с уверенностью можно сказать только в отношении г. Калуги и г. Обнинска. В остальных муниципальных образованиях вопросами малого предпринимательства зачастую занимаются только органы областной и муниципальной администраций.Недостаточная государственная финансовая и правовая поддержка малого предпринимательства, в первую очередь, по установлению налоговых льгот и снижению административных барьеров, стали основными причинами. Вопросы избыточного администрирования, дублирования функций государственных структур, сложности процедур при ведении бизнеса давно стоят в центре внимания [5]. Прокуратурой Калужской области за последний год выявлены и пресечены такие факты, как дублирование контрольнонадзорных полномочий, повторное осуществление мероприятий по одному и тому же предмету проверки либо её проведение вопреки принятому решению прокуратуры о её отказе в согласовании.На сегодняшний день остается актуальным вопрос о совершенствовании специальных налоговых режимов. ВКалужской области наиболее популярна система налогообложения по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Это объясняется наиболее удобным методом исчисления и уплаты налога [6].Однако, следует отметить, что у данной системы налогообложения все же существуютопределенные недостатки, к которым можно отнести следующие:применять ее могут только ограниченные виды деятельности; при расчете налога не учитываются, например, сезонность, временная приостановка бизнеса и т.д.Упрощенная системаналогообложения также не лишена недостатков: есть запрет на филиалы и представительства; ограниченныйпереченьрасходовдля налогообложения;трудности урегулирования НДС с партнерами, работающими по общей системе налогообложения; обязанность уплаты минимального налога даже в случае получения убытков.Особое место принадлежит патентной системе налогообложения(ПСН), которая должна была способствовать выходу из тени налогоплательщикови легализовать малый бизнес. Ведь при патентной системе заплатить налоги становится дешевле и проще, чем скрываться от них. Органы государственной власти стараются развивать данный режим налогообложенияпутем введения в регионах «налоговых каникул».Так, депутаты Калужской области установили «налоговые каникулы» (налоговуюставку в размере 0 процентов) для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения, занимающихся определенным перечнем деятельности. Основные условия для получения этой льготы –регистрация индивидуального предпринимателя после 1 января 2016 года и привлечение не более пяти наёмных работников. Применение нулевой налоговой ставки будет возможно в течение двух налоговых периодов. Несмотря на это, субъекты малого предпринимательства Калужской области реже выбирают ПСН, посколькудля того,чтобы приобрести патент,нужно заплатить за него, причем «авансовой» системой. Кроме того, данная система можетприменяться только индивидуальными предпринимателями, для организаций она не предусмотрена. В соответствии с вышесказанным, можно сделать вывод, что существующие системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства в полноймерене стимулируют развитие малого бизнеса.Сфера малого предпринимательства Калужской области нуждается в более эффективной и доступной финансовой поддержке, особенно с учетом современной экономической ситуации. Например, если сравнить число субъектов, получивших государственную прямую финансовую поддержку в 2015 году, собщим числом малых предприятий, то можно отметить, что всего 1,1% организаций малого бизнеса вКалужской области имели доступ кгосударственному финансированию. Такое положение приводит ктому, что малый бизнес развивается, восновном, за счет внутренних источников финансирования (собственный капитал), так как доступ квнешним государственным инегосударственным источникам затруднён.
Сегоднядостаточнопроблематично получить кредит, поскольку кредитные организации ужесточили требования к заёмщикам, объясняя это высокими рисками. Финансовая отчетность субъектов малого бизнесане дает четкого представления об уровне егоплатежеспособности, что является объективной причиной длябанков отнесения малого предприятия к категории наиболее рискованных заемщиков [7]. В этой ситуации банкупроще отказать в кредитовании, чем брать на себя повышенные риски невозврата выданных сумм. К тому же кредиты выдаются только под залог или поручительство, что зачастую отсутствует у большинства субъектов малого предпринимательства. В результате ужесточения банками условий заимствования объем кредитования малых и средних предприятий сократился в Калужской области в 2015 году на 30%.Деятельность по кредитованию предприятий малого бизнеса вКалужской области реализуется в 13 банках (Таблица 1). Врамках программ этих банков предоставляются кредиты малому бизнесу под 10% 25% годовых. Кредит под самый низкий процент (9.6%) ина срок до 3 лет субъекты малого предпринимательства могут получить вПАО «Россельхозбанк», однако ктаким кредитам имеют доступ,в основном, предприниматели, работающие всфере сельского хозяйства. Кредит под самый высокий процент (25%) для малого бизнеса выдает АО «ОТП Банк».Таблица 1Условия предоставления кредитов субъектам малого исреднего предпринимательства вКалужской области по состоянию на 01.01.2016 г.
№Наименование банкаСроки кредитаПроцентные ставки для субъектов малого бизнеса1ПАО «Сбербанк России»до 10 летот 11.8 16.52ПАО «Россельхозбанк»до 3 летот 9.6 10.63АО «Росбанк»до 5 летот 13.93 15.784ПАО «ВТБ24»до 10 летот 11.8 165АО «МСПБанк»до 5 летот 15.3 196АО «СКББанк»до 3 летот 14.5 15.57АО «ЮниКредит Банк»до 10 летот 14.258АО «ОТП Банк»до 3 летот 259ООО «Калуга»до 2 летот 14 1610ПАО «Российский Капитал»до 10 летот 14.35 16.511АО «БинБанк»до 7 летот 13.3 15.312ОАО «АльфаБанк»до 1 годаот 2013ПАО «Межтопэнергобанк»до 5 летот 13.25 15
Анализ условий выдачи кредитов малому и среднему бизнесу вКалужской области показал, чтомалые предприятия области могут рассчитывать на кредит в среднем стоимостью 2024% годовых и то лишь при наличии приемлемых для банка залога или надежных поручителей. Практически все банки области предъявляют дополнительные требования ксроку деятельности заёмщика, качеству иразмеру обеспечения, поручительству, наличию благоприятной кредитной истории идр. Получается, что за внешне привлекательными условиями скрываются кабальные пункты договора или дополнительные проценты, позволяющие достигать высокой стоимости кредита, что крайне не выгодно для большинства предпринимателей [8].Таким образом, на территории Калужской области только 12% малых предприятий получают необходимый кредит для развития, а нехватку финансовых ресурсов испытывают около 75% малых предприятий. Дальнейшее развитие малого предпринимательства в Калужской области требует координации действий и концентрации усилий в создании благоприятного климата для развития малого предпринимательства территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, областных органов государственной власти, органов местного самоуправления, других организаций, а также общественных объединений предпринимателей.
Исходя из вышесказанного, можно выделить следующиенаправления поддержки малого и среднего предпринимательства на территории Калужской области:1.Развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
Одним из основных элементов данного направления являетсясоздание общедоступной системы информационноконсультационных услуг субъектам малого и среднего бизнеса, особенно начинающим предпринимателям,посредством Интернетпортала развития малого и среднего предпринимательства Калужской области. Предполагается, что данный портал будет оперативно информировать предпринимателей о государственном и муниципальном заказах на продукцию и услуги, а также консультировать по всем вопросам ведения бизнесачерез сайт Интернетпортала.2. Создание системы анализа уровня развития малого и среднего бизнеса и эффективности применяемых мер по его развитию. По данному направлению предполагается проведение ежегодного мониторинга развития малого и среднего бизнеса в Калужской области, который могут проводить Территориальныйорган Федеральной службы государственной статистики по Калужской области (он будет отвечать за сбор и обобщение статистических показателей деятельности субъектов малого и среднего бизнеса)иКорпорацияразвития Калужской области (непосредственное проведение опросов предпринимателей и анализ эффективности применяемых мер по развитию малого и среднего бизнеса)[9].
3. Совершенствование механизмов обеспечения малых предприятий необходимыми ресурсами.
К данному направлению относитсякакимущественная поддержка (обеспеченностьпредприятий помещениями и земельными участками для осуществления хозяйственной деятельности), так и финансовая поддержка малых предприятий. В связи с недостатком собственного капитала и снижающейся доступностью традиционных источников финансирования, возникает необходимость поиска альтернативных видов финансирования.Как показывает зарубежная практика, для малого бизнеса лизинг практически единственная возможность получить долгосрочное финансирование, вкотором банки ему зачастую отказывают.Предметом лизинга могут являться здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и т.д. Лизинговые сделки применяются практически во всех сферах бизнеса[10]. Следует отметить, что вКалужской области рынок лизинговых услуг практическине развит (7 действующих организаций). Большинство программ финансирования по лизинговым схемам для малого бизнеса в области сейчас недоступны, за исключениемлизингатранспортных средств испецтехники. Из таблицы 2видно, что условия финансирования по договорам лизинга автотранспортных средств значительно выгоднее, чем по кредитным договорам. Спецтехника также предоставляется в данных компаниях для субъектов малого предпринимательства, при этом размер требуемого аванса находится в пределах 10%25%, срок лизинга, в основном,составляет до 3 лет.Таблица 2Условия финансирования лизинга автотранспорта влизинговых компаниях города Калуги, предоставляющих услуги для малого бизнеса
НазваниеСрокРазмер аванса, %ООО «Каркаде»до 5 летот 9АО «Балтийский лизинг»до 3 летот 5АО «ВЭБлизинг»до 6 летот 10ПАО «Европлан»до 5 летот 10АО «Сбербанк Лизинг»до 3 летот 20ООО «Сибирская лизинговая компания»до 3 летот 10ООО «Элемент лизинг»до 3 летот 10
Существенным ограничением для малого бизнеса является то, что лизинговые компании Калужской области финансируют только ликвидные активы, работая преимущественно с новой техникой. Подержанный транспорт, любое оборудование, используемое ранее, приобрести влизинг проблематично, хотя именно такие активы необходимы малому бизнесу. Не секрет, что производственная база субъектов малого предпринимательства нуждается вобновлении. Ремонт изамена изношенного оборудования итехники, атакже расширение производственных мощностей вструктуре инвестиций восновной капитал российского малого бизнеса занимают более 40%[11]. Сделать лизинг доступным инструментом для субъектов малого бизнеса должна помочь государственная поддержка лизингополучателей. Помимо возмещения субъектам малого предпринимательства части лизинговых платежей по договорам лизинга оборудования, устройств, механизмов, автотранспортных средств и др., необходимо внедрение новых мер стимулирования предпринимательства направленных на поддержку малого бизнеса, а именно:развитие лизинговых услуг через Государственный фонд поддержки предпринимательства Калужской области, который будет создавать необходимые условия для приобретения средств производства по заявкам субъектов малого предпринимательства на сумму, выделенную в рамках областной программы «Развитие предпринимательства и инноваций в Калужской области», разработанной до 2020 г., что позволит предпринимателям приобретать средства производства в рассрочку и оптимально их использовать с более полной отдачей. Другими словами, предлагается внедрить через Государственный фонд поддержки предпринимательства Калужской области такой вид государственной поддержки, как предоставление субъектам малого предпринимательства основных средств производства на условиях лизинга путем создания структурного подразделения –лизингового фонда. Так как лизинговые компании Калужской области предоставляют, в основном, свои услуги в сфере лизинга спецтехники и автотранспорта, то в целях расширения доступности лизинговых услуг субъектам малого бизнеса на условиях лизинга предполагается предоставление промышленного и технологического оборудования, сельскохозяйственной техники, подержанных транспортных средств и иного оборудования, а также при необходимости зданий и сооружений, для использования данных средств в производственной, перерабатывающей, сельскохозяйственной,строительной и другой деятельности.Вышеперечисленные средства производства на условиях лизинга предлагается предоставлять субъектам малого предпринимательства во временное владение и пользование с последующей передачей в собственность. При этом основные средства будут передаваться в собственность субъектов малого предпринимательства по истечении срока действия договора лизинга и (или) при условии исполнения ими всех обязательств по договору лизинга[12].Предполагается, что средства на формирование и использование лизингового фонда будут формироваться за счет средств бюджетов всех уровней, предусмотренных на развитие малого и среднего предпринимательства в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденной Правительством Калужской области государственной программы «Развитие предпринимательства и инноваций в Калужской области», а так же осуществляться в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета Калужской области в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Уполномоченному органу на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства.Механизм предоставления субъектам малого бизнесасредств производства на условиях лизинга может быть представлен следующим образом:1. Субъекты малого предпринимательства по согласованию с Фондом осуществляют выбор поставщика и приобретаемого оборудования (средств производства).
2. Затем субъекты малого предпринимательства предоставляют заявление и необходимый пакет документов на предоставление средств производства на условиях лизинга.
3. Далее фонд проверяет субъекта малого предпринимательства на соответствие условиям Порядка предоставления средств производства, производит анализ и оценку его финансового состояния и направляетзаявление и пакет документов для рассмотрения Комиссией.
4.Комиссия рассматривает заявление с пакетом документов и принимает решение о предоставлении (либо непредоставлении) субъекту малого предпринимательства средств производства на условиях лизинга.
5. В течение установленного количества рабочих дней после принятия Комиссией решения о предоставлении средств производства на условиях лизинга между фондом и субъектом предпринимательства заключается договор лизинга.6. Наконец, фонд за счет средств лизингового фонда приобретает в собственность указанные субъектом малого предпринимательства основные средства у совместно определенного поставщика с заключением договора поставки основных средств.На основании предложенного механизма следует обозначить обязательные условия предоставления средств производства:
субъектам предпринимательства на льготных условиях будут предоставляться средства производства сроком до 5 лет, по истечении которого проводится анализ финансовой и хозяйственной деятельности предприятия,и при положительных результатах срок пользования средствами производства может продлиться на тот же срок на льготных условиях (к льготным условиям можно отнести оплату затрат на непосредственное содержание и обслуживание самих средств производства за счетлизингодателя);
стоимость средств производства может составлять до 5 млн. рублей, а в исключительных случаях при необходимости и обоснованности более крупных затрат на усмотрение фонда;
возможность разработки индивидуальных графиков лизинговых платежей, согласуясь с потребностями клиента, учитывая сезонность, стремление к минимизации первоначальных расходов или же, наоборот минимизации лизинговых платежей.
размер платы за предоставление средств производства будет определяться индивидуально относительно каждого вида предпринимательства и фактической стоимости самих средств производства, что определяется непосредственно договором о предоставлении лизинговых услуг;
вцелях обеспечения надлежащего исполнения обязательств по договорам лизинга, субъекты малого предпринимательства будут оплачивать держателю аванс в размере 10%от стоимости основных средств, причем наличие авансового платежа при заключении соответствующего договора может оговариваться в индивидуальном порядке при предоставлении основных средств.
Вслучае расширения объектов лизинга иоблегчения доступа кнему лизинг может стать одним из основных элементов финансовой составляющей инфраструктуры поддержки малого исреднего бизнеса Калужской области.Таким образом, реализация создания нового структурного подразделения Государственного фонда поддержки предпринимательства Калужской области –лизингового фонда, в первую очередь, расширит спектр предлагаемых услуг, обеспечит развитие производственной деятельности малых предприятий, позволит создать условия для увеличения выпуска пользующейся спросом конкурентоспособной продукции, повысит доходность местных бюджетов.Опираясь на вышеизложенные условия взаимодействия субъектов малого предпринимательства с фондом, цель достижения ускоренного и качественного развития предпринимательства в Калужской области станет осуществимой в кратчайшие сроки, затраты на выпускаемую продукцию и услуги станут оптимальными, качество предлагаемой на рынке продукции и услуг повысится, ввиду сложившегося на настоящих условиях взаимодействия между субъектами малого предпринимательства и фондом. Так, совершенствование механизма государственной поддержки субъектов малого предпринимательства возможно на основе эффективного взаимодействия субъектов предпринимательства и органов государственной власти.Так как одним из основных направлений содействия предпринимательству является развитие системы финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства, то в целях расширения возможности кредитования бизнеса можно предложить финансирование инвестиционных проектов через Государственный фонд поддержки предпринимательства Калужской области на конкурсной основе.Например, по итогам конкурсного отбора фонд будет оказывать финансовую поддержку предпринимателям, предоставившим наиболее приоритетные инвестиционные проекты на определенных льготных условиях. В результате выполнения основных мероприятий предполагаетсяне только увеличение количествадействующих малых предприятийи общего числа занятых на них человек,но и значительный рост объемов продукции (товаров, услуг) субъектами малого предпринимательства ежегодное увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от предпринимательской деятельностина 10%.Таким образом, реализация предлагаемых мер будет способствовать достижению целевых ориентиров, обозначенных в программе «Развитие предпринимательства и инноваций в Калужской области» на период до 2020 г., что в итоге приведет к снижению социальной напряженности, к стабилизации экономической обстановки, повышению уровня жизни и доходов населения.
Ссылкинаисточники1.Портал малого и среднего предпринимательства Калужской области (Электронный ресурс) –Режим доступа: URL:http://www.pmp.admoblkaluga.ru[дата обращения 19.03.2017]2.Суслякова О.Н.Факторы развития бизнеса в Калужской области. В сборнике: Наука сегодня: вызовы и решения материалы международной научнопрактической конференции. Научный центр «Диспут». Вологда, 2016. С. 104105.3.Сергиенко Н.С.,Суслякова О.Н.Развитие системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Калужской области//Инновационное развитие от Шумпетера до наших дней: экономика и образование. Сборник научных статей по материалам международной научнопрактической конференции. Москва. 2015. С.365369
4.Суслякова О.Н.,Сергиенко Н.С.Региональная инвестиционная политика как важнейший фактор развития Калужской области//Социальноэкономические и правовые основы развития экономики Уфа, 2016. С.6981.
5.Александров Е.Л.К вопросу о роли институциональной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Калужском регионе/Развитие управленческих иинформационных технологий, их роль в региональной экономике. I Всероссийская открытая НПК. Калуга: ИП Стрельцов И.А. (Издво «Эйдос»), 2014. с. 39.6.Мигел А.А.,Суслякова О.Н.Оценка инвестиционной привлекательности Калужской области и перспективы ее развития//Ценности и интересы современного общества. Москва: Издательство Московский государственный университет экономики,статистики и информатики. 2015. с. 152159.7.Гераскина, Е.В. Индустриальные парки как фактор развития несырьевой экономики Калужского региона/Е.В. Гераскина,А.А. Мигел//Направления социальноэкономического развития региональной экономики: материалы международного научнопрактического «круглого стола» (Калужский филиал Финуниверситета, 24 марта 2015г.)/под ред.А.А. Мигел, Е.Л. Александрова. Калуга: ИД «Эйдос», 2015. С.37.8.Балынин И.В.Комплексная оценка социальноэкономического развития Калужской области//Мировое сообщество: проблемы социальноэкономического и духовнополитического развития Сборник научных статей Всероссийской научнопрактической конференции. Финансовый университет при Правительстве РФ (Новороссийский филиал); Под редакцией Л.С. Андрияновой. Пенза. 2013. С. 289298.9.Портал малого и среднего предпринимательства Калужской области (Электронный ресурс) –Режим доступа: URL:http://www.pmp.admoblkaluga.ru[дата обращения 19.03.2017]10.Дорофеева О.Н.Совершенствование механизма финансовой поддержки малого предпринимательства (на примере Республики Коми). Диссертация на соисканиеученой степени кандидата экономических наук. Сыктывкар, 200211.Суслякова О. Н.Управление развитием малого бизнеса//Корпоративное управление и инновационное развитие Севера: Вестник Научноисследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2006. № 1. С. 89107.12.Дорофеева О.Н.Совершенствование механизма финансовой поддержки малого предпринимательства (на примере Республики Коми). Диссертация на соисканиеученой степени кандидата экономических наук. Сыктывкар, 2002
Необходимость и направления совершенствования механизма поддержки малого предпринимательства в Калужской области
Аннотация.В работе дана краткая характеристика малого предпринимательства Калужской области, выявлены особенности и проблемы его развития,в т.ч. в области налогообложения и финансирования деятельности субъектов малого предпринимательства, а также предложены некоторые пути совершенствования механизма поддержки малого предпринимательства Калужской области с целью решения основных проблем и повышения роли данного сектора экономики в социальноэкономическом развитии региона. Ключевые слова:малое предпринимательство, Калужская область, Государственный фонд поддержки предпринимательства Калужской области.
Калужская область –это современный, перспективный и комфортный регион для ведения бизнеса. На сегодняшний день малый бизнес в регионе развивается достаточно динамично и присутствует практически во всех отраслях экономики Калужской области. Сектор малого предпринимательства представлен в основном индивидуальными предпринимателями (69% от общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства) и микропредприятиями (26%). Оставшиеся 5% составляют малые и средние предприятия. Доля малого предпринимательства в валовом региональном продукте составляет 25,8%. Среднесписочная численность работающих на малых предприятиях в 2015 году составила 32% от среднесписочной численности работающих всех предприятий и организаций области.Анализ динамики количества малых предприятий (без микропредприятий) в целом и по отдельным видам экономической деятельности показывает, что в Калужской области сложилась достаточно устойчивая структура малого предпринимательства по видам экономической деятельности: наибольшее количество малых предприятий сосредоточено в оптовой и розничной торговле и ремонте автотранспортных средств (в среднем 23%), на обрабатывающие производства приходится около 22% малых предприятий, 20% малых предприятий осуществляют операции с недвижимостью, порядка 15% занимаются строительством.На долю малых и средних предприятий приходится 40% объема платных услуг, 68% оборота розничной торговли, 75% перевозок пассажиров, 95% грузоперевозок [1].Рассматривая количество субъектов малого предпринимательства в разрезе муниципальных образований, можно сделать вывод, что наибольший удельный вес занимают городские округа Калуга и Обнинск, на их долю приходится 42,2 и 11,4% соответственно [2]. В муниципальных районах наблюдается достаточно низкое количество малых предприятий, но наибольший удельный вес имеют Малоярославецкий район (5,9% от числа малых предприятий муниципальных образований Калужской области), Дзержинский район (5,3%), Людиновский район (5,3%) и Боровский район (5,2%). В остальных же районах доля субъектов малого предпринимательства едва преодолевает порог в 13%. Несомненно, данная ситуация негативно сказывается и на самих районах и на области в целом, так как малое предпринимательство является надежным источником пополнения доходной базы бюджета области.
В целом проведенный анализ развития малого предпринимательства на территории Калужской области позволяет выявить три основные группы проблем, сдерживающих рост и развитие малых предприятий.Вопервых, организационные проблемы (государственная регистрация субъектов малого предпринимательства, юридическое оформление предприятия и открытие счета в банке, лицензирование отдельных видов деятельности, налаживание связей с поставщиками сырья и проблемы со сбытом продукции, отсутствие инфраструктуры по оказанию услуг малым предприятиям в ряде муниципальных образований, и др.). Вовторых, проблемы обеспечения помещениями, оборудованием, налаживание отношений с местными органами власти. Наиболее остро стоит проблема аренды помещений при создании новых производственных предприятий и при расширении производства уже действующими предприятиями.
Втретьих, финансовые проблемы (формирование стартового капитала, отсутствие залога для получения кредитов, а также недоступность банковских кредитов)[3]. Существенное влияние на сдерживание развития малых предприятий также оказывает низкая платежеспособностьнаселения, снижение спроса на продукцию, налоговый пресс, недостаток собственных оборотныхсредств и нестабильность законодательной базы Калужской области. Происходят частые изменения и корректировки в налоговом законодательстве, в процедурах уплаты и формах отчетности, предпринимателям сложно оспаривать решения налоговых органов по наложению штрафных санкций и взысканий. Так, например, законодательство о налоге на имущество изменялось в регионе пять раз, только в течение 2013 года –трижды. Безусловно, Правительство пытается улучшить ситуацию, внося поправки, изменения, новые положения. Однако,инструкции, поясняющие законы публикуются несвоевременно, что создает сложности, как для предприятий, так и непосредственно для налоговыхслужб[4].В области неравномерно распределена инфраструктура поддержки и развития малого предпринимательства. О том,что она создана и функционирует, с уверенностью можно сказать только в отношении г. Калуги и г. Обнинска. В остальных муниципальных образованиях вопросами малого предпринимательства зачастую занимаются только органы областной и муниципальной администраций.Недостаточная государственная финансовая и правовая поддержка малого предпринимательства, в первую очередь, по установлению налоговых льгот и снижению административных барьеров, стали основными причинами. Вопросы избыточного администрирования, дублирования функций государственных структур, сложности процедур при ведении бизнеса давно стоят в центре внимания [5]. Прокуратурой Калужской области за последний год выявлены и пресечены такие факты, как дублирование контрольнонадзорных полномочий, повторное осуществление мероприятий по одному и тому же предмету проверки либо её проведение вопреки принятому решению прокуратуры о её отказе в согласовании.На сегодняшний день остается актуальным вопрос о совершенствовании специальных налоговых режимов. ВКалужской области наиболее популярна система налогообложения по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Это объясняется наиболее удобным методом исчисления и уплаты налога [6].Однако, следует отметить, что у данной системы налогообложения все же существуютопределенные недостатки, к которым можно отнести следующие:применять ее могут только ограниченные виды деятельности; при расчете налога не учитываются, например, сезонность, временная приостановка бизнеса и т.д.Упрощенная системаналогообложения также не лишена недостатков: есть запрет на филиалы и представительства; ограниченныйпереченьрасходовдля налогообложения;трудности урегулирования НДС с партнерами, работающими по общей системе налогообложения; обязанность уплаты минимального налога даже в случае получения убытков.Особое место принадлежит патентной системе налогообложения(ПСН), которая должна была способствовать выходу из тени налогоплательщикови легализовать малый бизнес. Ведь при патентной системе заплатить налоги становится дешевле и проще, чем скрываться от них. Органы государственной власти стараются развивать данный режим налогообложенияпутем введения в регионах «налоговых каникул».Так, депутаты Калужской области установили «налоговые каникулы» (налоговуюставку в размере 0 процентов) для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения, занимающихся определенным перечнем деятельности. Основные условия для получения этой льготы –регистрация индивидуального предпринимателя после 1 января 2016 года и привлечение не более пяти наёмных работников. Применение нулевой налоговой ставки будет возможно в течение двух налоговых периодов. Несмотря на это, субъекты малого предпринимательства Калужской области реже выбирают ПСН, посколькудля того,чтобы приобрести патент,нужно заплатить за него, причем «авансовой» системой. Кроме того, данная система можетприменяться только индивидуальными предпринимателями, для организаций она не предусмотрена. В соответствии с вышесказанным, можно сделать вывод, что существующие системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства в полноймерене стимулируют развитие малого бизнеса.Сфера малого предпринимательства Калужской области нуждается в более эффективной и доступной финансовой поддержке, особенно с учетом современной экономической ситуации. Например, если сравнить число субъектов, получивших государственную прямую финансовую поддержку в 2015 году, собщим числом малых предприятий, то можно отметить, что всего 1,1% организаций малого бизнеса вКалужской области имели доступ кгосударственному финансированию. Такое положение приводит ктому, что малый бизнес развивается, восновном, за счет внутренних источников финансирования (собственный капитал), так как доступ квнешним государственным инегосударственным источникам затруднён.
Сегоднядостаточнопроблематично получить кредит, поскольку кредитные организации ужесточили требования к заёмщикам, объясняя это высокими рисками. Финансовая отчетность субъектов малого бизнесане дает четкого представления об уровне егоплатежеспособности, что является объективной причиной длябанков отнесения малого предприятия к категории наиболее рискованных заемщиков [7]. В этой ситуации банкупроще отказать в кредитовании, чем брать на себя повышенные риски невозврата выданных сумм. К тому же кредиты выдаются только под залог или поручительство, что зачастую отсутствует у большинства субъектов малого предпринимательства. В результате ужесточения банками условий заимствования объем кредитования малых и средних предприятий сократился в Калужской области в 2015 году на 30%.Деятельность по кредитованию предприятий малого бизнеса вКалужской области реализуется в 13 банках (Таблица 1). Врамках программ этих банков предоставляются кредиты малому бизнесу под 10% 25% годовых. Кредит под самый низкий процент (9.6%) ина срок до 3 лет субъекты малого предпринимательства могут получить вПАО «Россельхозбанк», однако ктаким кредитам имеют доступ,в основном, предприниматели, работающие всфере сельского хозяйства. Кредит под самый высокий процент (25%) для малого бизнеса выдает АО «ОТП Банк».Таблица 1Условия предоставления кредитов субъектам малого исреднего предпринимательства вКалужской области по состоянию на 01.01.2016 г.
№Наименование банкаСроки кредитаПроцентные ставки для субъектов малого бизнеса1ПАО «Сбербанк России»до 10 летот 11.8 16.52ПАО «Россельхозбанк»до 3 летот 9.6 10.63АО «Росбанк»до 5 летот 13.93 15.784ПАО «ВТБ24»до 10 летот 11.8 165АО «МСПБанк»до 5 летот 15.3 196АО «СКББанк»до 3 летот 14.5 15.57АО «ЮниКредит Банк»до 10 летот 14.258АО «ОТП Банк»до 3 летот 259ООО «Калуга»до 2 летот 14 1610ПАО «Российский Капитал»до 10 летот 14.35 16.511АО «БинБанк»до 7 летот 13.3 15.312ОАО «АльфаБанк»до 1 годаот 2013ПАО «Межтопэнергобанк»до 5 летот 13.25 15
Анализ условий выдачи кредитов малому и среднему бизнесу вКалужской области показал, чтомалые предприятия области могут рассчитывать на кредит в среднем стоимостью 2024% годовых и то лишь при наличии приемлемых для банка залога или надежных поручителей. Практически все банки области предъявляют дополнительные требования ксроку деятельности заёмщика, качеству иразмеру обеспечения, поручительству, наличию благоприятной кредитной истории идр. Получается, что за внешне привлекательными условиями скрываются кабальные пункты договора или дополнительные проценты, позволяющие достигать высокой стоимости кредита, что крайне не выгодно для большинства предпринимателей [8].Таким образом, на территории Калужской области только 12% малых предприятий получают необходимый кредит для развития, а нехватку финансовых ресурсов испытывают около 75% малых предприятий. Дальнейшее развитие малого предпринимательства в Калужской области требует координации действий и концентрации усилий в создании благоприятного климата для развития малого предпринимательства территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, областных органов государственной власти, органов местного самоуправления, других организаций, а также общественных объединений предпринимателей.
Исходя из вышесказанного, можно выделить следующиенаправления поддержки малого и среднего предпринимательства на территории Калужской области:1.Развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
Одним из основных элементов данного направления являетсясоздание общедоступной системы информационноконсультационных услуг субъектам малого и среднего бизнеса, особенно начинающим предпринимателям,посредством Интернетпортала развития малого и среднего предпринимательства Калужской области. Предполагается, что данный портал будет оперативно информировать предпринимателей о государственном и муниципальном заказах на продукцию и услуги, а также консультировать по всем вопросам ведения бизнесачерез сайт Интернетпортала.2. Создание системы анализа уровня развития малого и среднего бизнеса и эффективности применяемых мер по его развитию. По данному направлению предполагается проведение ежегодного мониторинга развития малого и среднего бизнеса в Калужской области, который могут проводить Территориальныйорган Федеральной службы государственной статистики по Калужской области (он будет отвечать за сбор и обобщение статистических показателей деятельности субъектов малого и среднего бизнеса)иКорпорацияразвития Калужской области (непосредственное проведение опросов предпринимателей и анализ эффективности применяемых мер по развитию малого и среднего бизнеса)[9].
3. Совершенствование механизмов обеспечения малых предприятий необходимыми ресурсами.
К данному направлению относитсякакимущественная поддержка (обеспеченностьпредприятий помещениями и земельными участками для осуществления хозяйственной деятельности), так и финансовая поддержка малых предприятий. В связи с недостатком собственного капитала и снижающейся доступностью традиционных источников финансирования, возникает необходимость поиска альтернативных видов финансирования.Как показывает зарубежная практика, для малого бизнеса лизинг практически единственная возможность получить долгосрочное финансирование, вкотором банки ему зачастую отказывают.Предметом лизинга могут являться здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и т.д. Лизинговые сделки применяются практически во всех сферах бизнеса[10]. Следует отметить, что вКалужской области рынок лизинговых услуг практическине развит (7 действующих организаций). Большинство программ финансирования по лизинговым схемам для малого бизнеса в области сейчас недоступны, за исключениемлизингатранспортных средств испецтехники. Из таблицы 2видно, что условия финансирования по договорам лизинга автотранспортных средств значительно выгоднее, чем по кредитным договорам. Спецтехника также предоставляется в данных компаниях для субъектов малого предпринимательства, при этом размер требуемого аванса находится в пределах 10%25%, срок лизинга, в основном,составляет до 3 лет.Таблица 2Условия финансирования лизинга автотранспорта влизинговых компаниях города Калуги, предоставляющих услуги для малого бизнеса
НазваниеСрокРазмер аванса, %ООО «Каркаде»до 5 летот 9АО «Балтийский лизинг»до 3 летот 5АО «ВЭБлизинг»до 6 летот 10ПАО «Европлан»до 5 летот 10АО «Сбербанк Лизинг»до 3 летот 20ООО «Сибирская лизинговая компания»до 3 летот 10ООО «Элемент лизинг»до 3 летот 10
Существенным ограничением для малого бизнеса является то, что лизинговые компании Калужской области финансируют только ликвидные активы, работая преимущественно с новой техникой. Подержанный транспорт, любое оборудование, используемое ранее, приобрести влизинг проблематично, хотя именно такие активы необходимы малому бизнесу. Не секрет, что производственная база субъектов малого предпринимательства нуждается вобновлении. Ремонт изамена изношенного оборудования итехники, атакже расширение производственных мощностей вструктуре инвестиций восновной капитал российского малого бизнеса занимают более 40%[11]. Сделать лизинг доступным инструментом для субъектов малого бизнеса должна помочь государственная поддержка лизингополучателей. Помимо возмещения субъектам малого предпринимательства части лизинговых платежей по договорам лизинга оборудования, устройств, механизмов, автотранспортных средств и др., необходимо внедрение новых мер стимулирования предпринимательства направленных на поддержку малого бизнеса, а именно:развитие лизинговых услуг через Государственный фонд поддержки предпринимательства Калужской области, который будет создавать необходимые условия для приобретения средств производства по заявкам субъектов малого предпринимательства на сумму, выделенную в рамках областной программы «Развитие предпринимательства и инноваций в Калужской области», разработанной до 2020 г., что позволит предпринимателям приобретать средства производства в рассрочку и оптимально их использовать с более полной отдачей. Другими словами, предлагается внедрить через Государственный фонд поддержки предпринимательства Калужской области такой вид государственной поддержки, как предоставление субъектам малого предпринимательства основных средств производства на условиях лизинга путем создания структурного подразделения –лизингового фонда. Так как лизинговые компании Калужской области предоставляют, в основном, свои услуги в сфере лизинга спецтехники и автотранспорта, то в целях расширения доступности лизинговых услуг субъектам малого бизнеса на условиях лизинга предполагается предоставление промышленного и технологического оборудования, сельскохозяйственной техники, подержанных транспортных средств и иного оборудования, а также при необходимости зданий и сооружений, для использования данных средств в производственной, перерабатывающей, сельскохозяйственной,строительной и другой деятельности.Вышеперечисленные средства производства на условиях лизинга предлагается предоставлять субъектам малого предпринимательства во временное владение и пользование с последующей передачей в собственность. При этом основные средства будут передаваться в собственность субъектов малого предпринимательства по истечении срока действия договора лизинга и (или) при условии исполнения ими всех обязательств по договору лизинга[12].Предполагается, что средства на формирование и использование лизингового фонда будут формироваться за счет средств бюджетов всех уровней, предусмотренных на развитие малого и среднего предпринимательства в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденной Правительством Калужской области государственной программы «Развитие предпринимательства и инноваций в Калужской области», а так же осуществляться в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета Калужской области в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Уполномоченному органу на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства.Механизм предоставления субъектам малого бизнесасредств производства на условиях лизинга может быть представлен следующим образом:1. Субъекты малого предпринимательства по согласованию с Фондом осуществляют выбор поставщика и приобретаемого оборудования (средств производства).
2. Затем субъекты малого предпринимательства предоставляют заявление и необходимый пакет документов на предоставление средств производства на условиях лизинга.
3. Далее фонд проверяет субъекта малого предпринимательства на соответствие условиям Порядка предоставления средств производства, производит анализ и оценку его финансового состояния и направляетзаявление и пакет документов для рассмотрения Комиссией.
4.Комиссия рассматривает заявление с пакетом документов и принимает решение о предоставлении (либо непредоставлении) субъекту малого предпринимательства средств производства на условиях лизинга.
5. В течение установленного количества рабочих дней после принятия Комиссией решения о предоставлении средств производства на условиях лизинга между фондом и субъектом предпринимательства заключается договор лизинга.6. Наконец, фонд за счет средств лизингового фонда приобретает в собственность указанные субъектом малого предпринимательства основные средства у совместно определенного поставщика с заключением договора поставки основных средств.На основании предложенного механизма следует обозначить обязательные условия предоставления средств производства:
субъектам предпринимательства на льготных условиях будут предоставляться средства производства сроком до 5 лет, по истечении которого проводится анализ финансовой и хозяйственной деятельности предприятия,и при положительных результатах срок пользования средствами производства может продлиться на тот же срок на льготных условиях (к льготным условиям можно отнести оплату затрат на непосредственное содержание и обслуживание самих средств производства за счетлизингодателя);
стоимость средств производства может составлять до 5 млн. рублей, а в исключительных случаях при необходимости и обоснованности более крупных затрат на усмотрение фонда;
возможность разработки индивидуальных графиков лизинговых платежей, согласуясь с потребностями клиента, учитывая сезонность, стремление к минимизации первоначальных расходов или же, наоборот минимизации лизинговых платежей.
размер платы за предоставление средств производства будет определяться индивидуально относительно каждого вида предпринимательства и фактической стоимости самих средств производства, что определяется непосредственно договором о предоставлении лизинговых услуг;
вцелях обеспечения надлежащего исполнения обязательств по договорам лизинга, субъекты малого предпринимательства будут оплачивать держателю аванс в размере 10%от стоимости основных средств, причем наличие авансового платежа при заключении соответствующего договора может оговариваться в индивидуальном порядке при предоставлении основных средств.
Вслучае расширения объектов лизинга иоблегчения доступа кнему лизинг может стать одним из основных элементов финансовой составляющей инфраструктуры поддержки малого исреднего бизнеса Калужской области.Таким образом, реализация создания нового структурного подразделения Государственного фонда поддержки предпринимательства Калужской области –лизингового фонда, в первую очередь, расширит спектр предлагаемых услуг, обеспечит развитие производственной деятельности малых предприятий, позволит создать условия для увеличения выпуска пользующейся спросом конкурентоспособной продукции, повысит доходность местных бюджетов.Опираясь на вышеизложенные условия взаимодействия субъектов малого предпринимательства с фондом, цель достижения ускоренного и качественного развития предпринимательства в Калужской области станет осуществимой в кратчайшие сроки, затраты на выпускаемую продукцию и услуги станут оптимальными, качество предлагаемой на рынке продукции и услуг повысится, ввиду сложившегося на настоящих условиях взаимодействия между субъектами малого предпринимательства и фондом. Так, совершенствование механизма государственной поддержки субъектов малого предпринимательства возможно на основе эффективного взаимодействия субъектов предпринимательства и органов государственной власти.Так как одним из основных направлений содействия предпринимательству является развитие системы финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства, то в целях расширения возможности кредитования бизнеса можно предложить финансирование инвестиционных проектов через Государственный фонд поддержки предпринимательства Калужской области на конкурсной основе.Например, по итогам конкурсного отбора фонд будет оказывать финансовую поддержку предпринимателям, предоставившим наиболее приоритетные инвестиционные проекты на определенных льготных условиях. В результате выполнения основных мероприятий предполагаетсяне только увеличение количествадействующих малых предприятийи общего числа занятых на них человек,но и значительный рост объемов продукции (товаров, услуг) субъектами малого предпринимательства ежегодное увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от предпринимательской деятельностина 10%.Таким образом, реализация предлагаемых мер будет способствовать достижению целевых ориентиров, обозначенных в программе «Развитие предпринимательства и инноваций в Калужской области» на период до 2020 г., что в итоге приведет к снижению социальной напряженности, к стабилизации экономической обстановки, повышению уровня жизни и доходов населения.
Ссылкинаисточники1.Портал малого и среднего предпринимательства Калужской области (Электронный ресурс) –Режим доступа: URL:http://www.pmp.admoblkaluga.ru[дата обращения 19.03.2017]2.Суслякова О.Н.Факторы развития бизнеса в Калужской области. В сборнике: Наука сегодня: вызовы и решения материалы международной научнопрактической конференции. Научный центр «Диспут». Вологда, 2016. С. 104105.3.Сергиенко Н.С.,Суслякова О.Н.Развитие системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Калужской области//Инновационное развитие от Шумпетера до наших дней: экономика и образование. Сборник научных статей по материалам международной научнопрактической конференции. Москва. 2015. С.365369
4.Суслякова О.Н.,Сергиенко Н.С.Региональная инвестиционная политика как важнейший фактор развития Калужской области//Социальноэкономические и правовые основы развития экономики Уфа, 2016. С.6981.
5.Александров Е.Л.К вопросу о роли институциональной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Калужском регионе/Развитие управленческих иинформационных технологий, их роль в региональной экономике. I Всероссийская открытая НПК. Калуга: ИП Стрельцов И.А. (Издво «Эйдос»), 2014. с. 39.6.Мигел А.А.,Суслякова О.Н.Оценка инвестиционной привлекательности Калужской области и перспективы ее развития//Ценности и интересы современного общества. Москва: Издательство Московский государственный университет экономики,статистики и информатики. 2015. с. 152159.7.Гераскина, Е.В. Индустриальные парки как фактор развития несырьевой экономики Калужского региона/Е.В. Гераскина,А.А. Мигел//Направления социальноэкономического развития региональной экономики: материалы международного научнопрактического «круглого стола» (Калужский филиал Финуниверситета, 24 марта 2015г.)/под ред.А.А. Мигел, Е.Л. Александрова. Калуга: ИД «Эйдос», 2015. С.37.8.Балынин И.В.Комплексная оценка социальноэкономического развития Калужской области//Мировое сообщество: проблемы социальноэкономического и духовнополитического развития Сборник научных статей Всероссийской научнопрактической конференции. Финансовый университет при Правительстве РФ (Новороссийский филиал); Под редакцией Л.С. Андрияновой. Пенза. 2013. С. 289298.9.Портал малого и среднего предпринимательства Калужской области (Электронный ресурс) –Режим доступа: URL:http://www.pmp.admoblkaluga.ru[дата обращения 19.03.2017]10.Дорофеева О.Н.Совершенствование механизма финансовой поддержки малого предпринимательства (на примере Республики Коми). Диссертация на соисканиеученой степени кандидата экономических наук. Сыктывкар, 200211.Суслякова О. Н.Управление развитием малого бизнеса//Корпоративное управление и инновационное развитие Севера: Вестник Научноисследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2006. № 1. С. 89107.12.Дорофеева О.Н.Совершенствование механизма финансовой поддержки малого предпринимательства (на примере Республики Коми). Диссертация на соисканиеученой степени кандидата экономических наук. Сыктывкар, 2002