Ретроспективный анализ становления законодательства, регулирующего врачебную деятельность, в России

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сучкова Т. Е., Сучков А. В. Ретроспективный анализ становления законодательства, регулирующего врачебную деятельность, в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 1001–1005. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970215.htm.
Аннотация. В работе авторы рассматривают отдельные аспекты становления и развития российского законодательства в сфере осуществления врачебной деятельности по оказанию медицинской помощи гражданам. Раскрывая тему, авторы анализируют нормы, отражающие правовой статус врачей, содержащиеся в советском и действующем российском законодательстве, с целью определения места и роли врача в системе правоотношений по оказанию медицинской помощи гражданам в нашей стране.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Сучкова Татьяна Евгеньевна,кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры трудового и социального права юридического института, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Кировtatyanaes@rambler.ru

Сучков Андрей Викторович,старший следователь, СО Кировского ЛО МВД России на транспорте, г. Кировtatyanaes@rambler.ru

Ретроспективный анализ становления законодательства, регулирующего врачебную деятельность, в России

Аннотация.Вработе авторы рассматривают отдельные аспектыстановления и развития российскогозаконодательствав сфере осуществления врачебной деятельности по оказанию медицинской помощи гражданам. Раскрывая тему, авторы анализируют нормы, отражающие правовой статус врачей, содержащиеся в советском и действующем российском законодательстве, с целью определения места и роли врача в системе правоотношений по оказанию медицинской помощи гражданам в нашей стране.Ключевые слова:врачебная деятельность, правовое регулирование, советское и законодательство, законодательство Российской Федерации.

В настоящее время в нашей стране идет интенсивная работа по усовершенствованию прежнего и принятию нового законодательства в сфере оказания врачебнойпомощи гражданам.В целях осмысления потребностейправоприменительной практикии формулирования необходимыхизмененийсуществующих законодательных положений необходимо проследить историю возникновения и преобразования норм советского, а позднее ‬российского законодательства, регулирующих особенности осуществления врачебной деятельности в нашей стране.В числе первых законодательных опытов Советской России в сфере уяснения правового положения медицинских работников следует назвать Постановление Совета Рабочей и Крестьянской Обороны «Об улучшении положения работников лечебносанитарного дела» от 20 января 1920 г.[1]и Декрет Совета Народных Комиссаров «О мерах улучшения положения лечебносанитарного дела» от 13 декабря 1923 г.[2].Несмотря на активное законотворчество в сфере здравоохранения в это время, когда за подписью В. И. Ленина было опубликовано более 200 декретов и постановлений, регулирующих деятельность в данной сфере[3, с.303], только указанные выше правовые акты были направлены на изменение правового положения медицинских работников. Однако, ставя задачу по улучшению положения медицинских работников, данные нормативные акты не содержали в себе какихлибо прав или обязанностей для них. Первая попытка законодательно закрепить четкий перечень прав и обязанностей для врачей в нашей стране нашла свое выражение в Декрете ВЦИК и СНК РСФСР от 1 декабря 1924 года «О профессиональной работе и правах медицинских работников»[4]. В данном нормативном акте, прежде всего, впервые были перечислены звания, которые давали право на ведение медицинской деятельности: врач, зубной врач, фельдшер (фельдшерица), акушерка, фармацевт и медицинская сестра. Кроме того, было закреплено право на осуществление медицинскими работниками профессиональной деятельности: в частности, установлен перечень документов, удостоверяющих право на медицинское звание, определена процедура прохождения проверочного испытания для лиц, не работающих по профессии, пять лет, либо обнаруживших в своей практической работе явно недостаточные знания. Перечень обязанностей, предусмотренных для медицинского работника в указанном Декрете, также невелик: вопервых, это обязанность извещать ближайший отдел здравоохранения о каждом случае острозаразного заболевания, отравления, убийства, нанесения тяжких телесных повреждений или самоубийства в течение двадцати четырех часов, и, вовторых, обязательность при выписывании рецепта указывать медицинское звание лица, дающего рецепт. Помимо вышеперечисленных общеобязательных требований, для частнопрактикующего медицинского работника предусматривались дополнительные обязанности: зарегистрироваться в соответствующем отделе здравоохранения и обязанность по ведению записи больных в особых книгах с обозначением в них имени, адреса больного, а также диагноза и назначенного лечения.При этом в данном нормативном акте не были установлены какиелибо ограничения или запреты, налагаемые на медицинского работника в связи с его профессиональной деятельностью. Более того, Декрет «О профессиональной работе и правах медицинских работников» не содержал в себе каких бы то ни было правовых положений, предусматривающих возможность привлечения медицинских работников к юридической ответственности, в случае неисполнения ими своих обязанностей при осуществлении профессиональной деятельности. Тем не менее, с учетом вносимых впоследствии изменений и дополнений, декрет СНК «О профессиональной работе и правах медицинских работников» долгое время являлся, по сути, единственным нормативноправовым актом, содержащим законодательно установленные права и обязанности медицинских работников при осуществлении ими профессиональной деятельности.Следующим шагом в сфере легального определения профессиональных прав и обязанностей медицинских работников следует назвать вступившие в силу с 1 июля 1970 года Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении[5](далее ‬Основы законодательства Союза ССР) и Закон РСФСР от 29 июля 1971 года «О здравоохранении»[6], в которых права и обязанности медицинских работников были более конкретизированы по сравнению с предыдущими нормативными актами. Прежде всего, в Законе 1969г. впервые произошло разграничение терминов «медицинский работник» и «врач». Именно в отношении врача, в отличие от иных медицинских работников, в ст.12 указанного Закона было установлено требование обязательной стажировки в случае отсутствия у него врачебной практики более трех лет. Данное положение будет впоследствии продублировано в ст.13 Закона «Оздравоохранении» РСФСР 1971г. Также, на законодательное отделение понятия «врач» от понятия «медицинский работник» указывали соответственно ст.16 Основ законодательства Союза ССР и ст.19 Закона РСФСР, которые предусматривали обязанность сохранять врачебную тайну как для врачей, так и для других медицинских работников. Тем не менее, профессиональные права и обязанности врачей, как особой категории медицинских работников, в Основах законодательства Союза ССР не были четко указаны, что ни в коей мере не способствовалоопределению правового статуса врача при осуществлении профессиональной деятельности. Все же, как Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении, так и Закон РСФСР «О здравоохранении»были существенным этапом в формировании правового статуса медицинского работника, поскольку в эти нормативные акты вошли также отдельные весьма конкретные профессиональные права и обязанности врача.С этих позиций весьма примечательным выглядело законодательно закрепленное право врача применять в интересах больного не только новые, научно обоснованные, но еще недопущенные к всеобщему применению методы диагностики, профилактики, лечения, но и лекарственные средства[5, ст.34; 6, ст.52], поскольку по смыслу указанного положения данному праву корреспондировала обязанность врача получать на это согласие самого больного либо, в отдельных случаях, его законных представителей. Не менее важным, на наш взгляд, было законодательное закрепление обязанности медицинских работников по совершенствованию профессиональных знаний путем периодического прохождения подготовки в институтах усовершенствования и других соответствующих учреждениях здравоохранения[5, ст.15; 6, ст.18]. Кроме того, ст.33 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении и ст.49 Закона РСФСР «О здравоохранении» предусматривали обязанность медицинских работников оказывать первую неотложную медицинскую помощь гражданам в дороге, на улице, в общественных местах и на дому. Данное положение, безусловно, имело большое значение в процессе формирования правового статуса врача, однако, также, как и иные нормы, содержащие обязанности медицинского работника, не было конкретизировано. Более того, в Законах 1969г. и 1971г. ничего не говорилось о том, какие виды медицинской помощи следует относить к неотложной, в связи с чем указанная обязанность медицинских работников во многих случаях могла толковаться излишне расширительно. К тому же не было предусмотрено корреспондирующее этой обязанности право медицинского работника отказаться от оказания неотложной медицинской помощи, например, в случае травмы или болезни самого врача.Наряду с обозначением прав и обязанностей медицинских работников в профессиональной сфере данные Законы предусматривали возможность привлечения к ответственности медицинских работников, нарушивших профессиональные обязанности [5, ст.17; 6, ст.21]. Данное положение, являясь на тот момент законодательной новеллой, несомненно, призвано было содействовать установлению правового положения медицинских работников. Вместе с тем, привлечь к ответственности врача, как и иного медицинского работника, на практике было довольно сложно, поскольку обязанности медицинских работников в качестве оснований привлечения к юридической ответственности, как уже было сказано выше, формулировались на тот момент весьма расплывчато, что делало данную норму малоэффективной в практической деятельности.В общем и целом, вступившие в силу в 1970 году Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении, равно как и принятый всоответствии с ними в 1971 году Закон РСФСР «О здравоохранении», были «несомненно, прогрессивным шагом в деле кодификации законодательства о здравоохранении»[7, с.1921]. Однако, в силу неопределенности и размытости сформулированных в этих нормативных актах прав и обязанностей, отсутствия четко определенных оснований привлечения к юридической ответственности медицинских работников при осуществлении медицинской деятельности вопрос определения административноправового статуса врача при осуществлении профессиональной деятельности попрежнему оставался неурегулированным.В этой ситуации отсутствия ясно выраженных законодательных норм по данным на 1988 год количество ведомственных нормативных актов, регулирующих сферу здравоохранения, возросло до пяти тысяч[8, с.2429], то есть регламентация медицинской деятельности стала прерогативой ведомственного нормотворчества. При этом в таком огромном массиве приказов и инструкций, утвержденных Министерством здравоохранения СССР, не было ни одного, направленного на установление элементов правового статуса врача, иного медицинского работника. В сформировавшихся обстоятельствахв правовой науке вполне обоснованно поднимался вопрос оразработке правового акта, определяющего правовое положение медицинского работника.В соответствии с п.10 ст.2 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» основополагающим признаком медицинской (в том числе врачебной) деятельности является профессионализм лица, ее осуществляющего. Несмотря на то, что легальное закрепление критерия профессионализма в медицинской деятельности является новеллой действующего законодательства, профессионализму, то есть установлению высоких профессиональных требований к деятельности врача, как основополагающему критерию, характеризующему врача, уделялось самое пристальное внимание на протяжении всей истории развития человеческого общества.Так, соответствующие своему времени стандарты поведения врачапрофессионала были сформулированы в древнеиндийских источниках («Аюрведа» и «РигВеда»), древнеиранской «ЗендАвесте» [9, с.4243]. Позднее прославлению искусности врачевания, то есть профессионализму врача, уделяется внимание Гомером в «Иллиаде», о глубоком уважении к врачебной профессии свидетельствует в своих трудах Геродот [9, с.43]. Об «исключительности в своем профессионализме врача» в более поздние времена писали Ф Ницше и Т. Парсонс [10, с.6668]. В настоящее время в условиях активного научно технического развития во всех сферах жизнедеятельности общества от профессионализма врачей во многом зависит не только минимизация негативных последствий врачебного вмешательства, но и общее состояние здоровья человека, а значит благополучие и развитие общества в целом. Вот почему в условиях, когда в качестве одной из наиболее существенных причин дефектов в работе врачей называется «недостаточная квалификация медицинских работников» [11, с.711], врач при принятии решения о совершении какойлибо врачебной манипуляции всегда должен осознавать ее последствия. Однако, вопрос определения правового характера отношений, возникающих при осуществлении врачебной деятельности, в силу особой социальной значимости данного правоотношения и его многоаспектности, не имеет однозначного решения.В советский период правовое регулирование оказания медицинской (в том числе врачебной) помощи носило исключительно административный характер, взаимоотношения между участниками данных отношений регулировались в большей степени не законодательными предписаниями, а ведомственными инструкциями и правилами, которые обеспечивали единые критерии к процессу оказания медицинской помощи, оказываемой специально уполномоченными учреждениями от имени государства без учета волеизъявления пациента [12, с.9396]. Плановый характер оказания государственной медицинской помощи подразумевал, соответственно, исключительно административноправовой характер норм, регулирующих данные общественные отношения, что не допускало частноправовых способов защиты нарушенных прав пациентами.В настоящее время правовое положение пациента существенно изменилось. После признания Гражданским кодексом РФ [13] жизни и здоровья человека объектом гражданских прав (ст.150 ГК РФ) врачебные правоотношения в значительной степени переместились в плоскость гражданскоправового регулирования. Сейчас пациент признается полноправным субъектом врачебных правоотношений, которые в соответствии со ст.779 ГК РФ функционируют на основе договора возмездного оказания услуг. Между тем, будучи сторонами лечебнодиагностического правоотношения, врач и пациент изначально неравноправны. Уравнять врача, обладающего специальными познаниями, и непрофессионалапациента весьма проблематично, что позволяет ученым рассматривать «взаимодействие врача и пациента, как отношения между экспертом и пассивным и незнающим пациентом»[14, с.9799]. В силу указанных причин, а также с позиции решения государственной задачи по поддержанию на должном уровне здоровья общества и эффективной реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, врачебная деятельность регулируется не только гражданскоправовыми нормами. Подчеркнутый Постановлением Конституционного Суда РФ [15] факт особой значимости, ценности лечебной деятельности для государства и общества обуславливает наличие в механизме правового регулирования врачебного правоотношения административноправовых элементов, которые, в свою очередь, нуждаются в самом тщательном научном исследовании.

Ссылки на источники1.Постановление Совета Рабочей и Крестьянской Обороны об улучшении положения работников лечебносанитарного дела от 20 января 1920 г. // Известия ВЦИК. 1920. 22 января.2.Декрет СНК РСФСР о мерах к улучшению положения лечебносанитарного дела от 13 декабря1923 г. // Собр. узаконений и распоряжений. 1924. № 1. Ст. 8.3.Большая медицинская энциклопедия. Главн. ред. Б. В. Петровский. Изд. 3е. [В 30и т.]. М., «Сов. энциклопедия», 1978. Т.8.4.Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 01.12.1924 «О профессиональной работе и правах медицинских работников» // Собрание узаконений и распоряжений РСФСР.

1924.

№8. Ст.892.5.Закон СССР от 19.12.1969 №4589VII (ред. от 22.05.1990) «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении» (вместе с Основами законодательства) // Ведомости Верховного Совета СССР.

1969. № 52. Ст.466.6.Закон РСФСР от 29.07.1971 «О здравоохранении» // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1971. № 31. Ст. 656.7.Рифель А.В.Административноправовой статус врача в РФ // Административное и муниципальное право. 2008. №8.8.Караваева Е.И.Законодательство Российской Федерации о здравоохранении: История, современное состояние, тенденции развития // Сибирский Юридический Вестник.

2004. № 2. 9.Сучкова Т.Е.К вопросу об истоках формирования института юридической ответственности медицинских работников // Медицинское право.

2012. №4(44).10.Ковелина Т.А.Образ врача в культуре: Дис. … дра филос. наук. РостовнаДону. 2006. 11.Стеценко С.Г.Дефекты оказаниямедицинской помощи: проблемы юридической квалификации и экспертизы // Российский следователь. 2002. № 5.12.Васильев И.В., Калиниченко А.В., Бурдейн А.В.Проблемы правового регулирования отношений при оказании медицинской помощи // Сибирское медицинское обозрение. 2010. № 1.13.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51ФЗ (ред. от 28.12.2016) // СЗ РФ. 05.12.1994. № 32.

Ст. 3301.14.Нарская Н.В.Здоровье и социальное неравенство в РФ // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Социальногуманитарные науки. 2014. Т. 14.

№ 1.15.Постановление Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 № 11П «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами Государственной Думы Астраханской области, Верховного Суда УдмуртскойРеспублики, Биробиджанского городского суда Еврейской автономной области, Елецкого городского суда Липецкой области, Левобережного, Октябрьского и Советского районных судов города Липецка, а также жалобами ряда граждан» // СЗ РФ. 14.06.2004. № 24. Ст. 2476.