Лингвокогнитивная категория феминизма в русских научной и наивной языковых картинах мира
Выпуск:
ART 970224
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ткаченко
Ю.
Г. Лингвокогнитивная категория феминизма в русских научной и наивной языковых картинах мира // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 31. – С.
1046–1050. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970224.htm.
Аннотация. В настоящей статье рассматриваются русские научная и наивная языковые картины мира, выделяемые благодаря когнитивному сознанию, а именно лингвокогнитивной категоризации. Задачами данной работы являются демонстрация концептуального наполнения категории феминизма в обеих языковых картинах и определение их ключевых смыслов, проявление которых обусловлено национально-культурным контекстом, а также ассоциативной связью рассматриваемого понятия с социальным опытом человека. При этом подчеркивается влияние властного государственного дискурса на формирование и устойчивость лингвокогнитивной категории феминизма. Выводы сформулированы на основе научных словарных статей и результатах анкетирования респондентов. В заключительной части статьи отмечается, что, несмотря на наличие схожих смысловых компонентов, русские наивная и научная языковые картины в отношении феминизма являются различными.
Ключевые слова:
концепт, феминизм, когнитивная лингвистика, научная и наивная языковые картины мира, лингвокогнитивная категоризация
Текст статьи
Ткаченко Юлия Геннадьевна,старший преподаватель кафедры Делового иностранного языка Уральского государственного экономического университета, г. Екатеринбургtka55@yandex.ru
Лингвокогнитивная категория феминизма
врусских научной и наивной языковых картинах мира
Аннотация. В настоящей статье рассматриваются русские научная и наивнаяязыковые картины мира, выделяемые благодаря когнитивному сознанию, а именно лингвокогнитивной категоризации. Задачами данной работы являются демонстрация концептуального наполнения категории Феминизма в обеих языковых картинах и определениеих ключевых смыслов, проявление которых обусловлено национальнокультурным контекстом, а также ассоциативной связьюрассматриваемого понятияс социальным опытом человека. При этом подчеркивается влияние властногогосударственного дискурсана формирование и устойчивость лингвокогнитивной категории Феминизма. Выводы сформулированына основе научных словарных статей и результатах анкетирования респондентов. В заключительной части статьи отмечается, что, несмотря на наличие схожих смысловых компонентов, русскиенаивнаяи научнаяязыковые картины в отношении Феминизма являются различными. Ключевые слова:когнитивная лингвистика, научная и наивная языковые картины мира, лингвокогнитивная категоризация, концепт, феминизм.
Человеческий языкзаключает в себеисториюмира, выступая«как инструментегопознания и репрезентации»[1: 187], формируяязыковуюкартинуокружающейдействительности.Языковаякартинаимеет свои варианты,запечатленныев текстах и отличающиеся процессами упорядочения знаний определенной специфики, испытывающих на себе влияние общественныхинтересов.Именно анализ текстов определеннойлингвокультурыпозволяет говоритьо еенаучной,профессиональнойинаивнойязыковыхкартинах,«дифференциациякоторыхоснованана разных типахлингвокогнитивнойкатегоризации»[2: 6].
Отечественные и зарубежныелингвокогнитологипризнают тесную связь языка и мышления, языка и культуры.Культуранародапроявляет себя в языке, воплощаясь в языковыхспособах концептуализации мира, при которых концепт определяется как «семантическое образование, отмеченноелингвоэтническойспецификой»[3:36]. Концепты формируются в сознании человека в течение всей его жизни, будучи обусловленными процессамисоциализации, являясь «результатом соединения словарного значения слова с личным опытом человека»[3:37]. Они также выступаютсоставнымиэлементамилингвокогнитивныхкатегорий,формирующихсяврезультате«процессовразделенияобъектоввсегоонтологическогопространства на классы,группыпосредствомупорядоченияполученныхзнаний,распределенияновогознания по тем или иным рубрикам, существующим в сознании человека ичасто задаваемых категориями языка, носителем которого этот человек является»[2:40]и рассматриваемых как«любая группа языковых элементов, выделяемая на основании какоголибо общего свойства» [4:215].Совокупность знаний, закрепленных в языке, тяготеет к статичности инеизменчивости, превращаясь со временемв культурные стереотипы, которые можно определить какустановки, сформировавшиеся в процессе «наивного», ненаучного познания мира, передаваемые посредством языка от поколения к поколению.По словам Ю.Д. Апресяна наивная языковая картинавыступаеткак«коллективноесознание,философия,знание»[3:54],предшествующиенаучной картине мира. Концептуальное
наполнениекатегорииобусловленоспецификойсоциума,в которомонаформируетсяприкоммуникации,а в настоящее время–воздействиемеговластногоидеологическогодискурса,проявляющегосебя через язык СМИ и политики. При
этом идеология определяется как«любой языковой, семиотический факт, который интерпретируется в свете социальных интересов и в котором узакониваются социальные значимости в их исторической обусловленности»[5: 20].ПомнениюфранцузскогофилософаМишеляПешёговорящий заблуждается,представляясебясубъектомречи и ее новых смыслов, поскольку конструирует,преждевсего,то, что уже существует. Цельюданнойработы являетсяанализнаучногоинаивногоязыковогознаниялингвокогнитивнойкатегории Феминизма, а именно составление ряда ее ключевыхконцептуальных смыслов,существующихвсознании русских людей.
«Языковое знание –всегда разделенноезнание,знаниеколлективное»[6:22], а также стереотипизированное, основанноенапредставленияхокультурнойнормативностииненормативности. ВРоссии«женский вопрос» определяется
какпроблема
с середины 19 века, особенно в период борьбы за отмену крепостного права, когда женщины проявляли свою активность в анархистских организациях, требуя
избирательного права, возможности работать и иметь доступ к образованию с целью «расширения областей применения женского труда, как залога женскойэкономическойсамостоятельности» [7:78].Не будучи представленным какфилософскаятеорияилиорганизованноеженскоедвижениефеминизм не проявилсебя в качествесерьезнойполитическойсилы,ав20векеосновнаяработав
этомнаправлениизаключаласьвсоздании«обществвзаимнойпомощи,осуществленииблаготворительностииобразовательнойдеятельности»[8: 46].В Советском государстве в условиях идеологического давления и подавления инакомыслия было сформировано отрицательное общественное мнение в отношении феминизма, который не сопоставимсисконнорусскимиидеаламиматеринства,семейственности,женственности,жертвенности,патриархатнымиустоями,обосновывающимиполовыеигендерныеролиженщиныврусскойкультуре.В
современнойРоссииотношениеобщества кявлениюФеминизмаирезультатыдеятельностифеминистическихорганизацийнаходятся в прямой зависимости от проводимой государственной политики по проблемам женщин.
Феминистскоенаучноеязыковоезнаниепредставленоврусскихнаучныхсловарныхтекстах,ссылающихся наматериалыиностранныхсловарей,посколькувРоссиив силу культурноисторических условийнебылиобозначенырусскоефилософское, социологическое,историческое,психологическое,политологическое,лингвистическоеит.д.феминистическоеучения.Феминистскоерусскоенаучноеязыковое знание,выступаетскореекак преломленное через русское сознание западноеязыковое знание. Дляпроведенияанализа лингвокогнитивнойкатегорииФеминизмабылиизученыматериалы2социологических,5философских,3политологических,2обществоведческих,1психологического,1культурологическогои1историческогословарейсцельюиспользованияметодалексикографическогоанализадлядефиниционногоописанияпонятияфеминизм.Целью исследования являетсяустановлениеосновныхконцептуальныхсмысловкогнитивнойкатегориифеминизма,представленныхврусскойнаучнойязыковойкартине. Социологическиесловари1999,2003гг.:Феминизмкак:теория(2упоминания),борьбазаи против(2), признание, общее название движения женщин.
Концептуальныесмыслы:глобальноеугнетениеженщинмужчинами(2),освобождениевсехженщинотмужского превосходства и гендерноклассовой системы, неравноправные социальные роли, женоненавистнические действия, дискриминация по признаку пола(2),сексизм(2),зависимое положение женщины в экономической и политической сферах,эксплуатация обществом репродуктивной функции женщин(2),двойные моральные стандарты в зависимости от пола, равные права, патриархат как основа угнетения [9:386],[10: 1155].
Психологическийсловарь2003г.:Феминизм как:политическая идея о, требование,борьбаза и против.
Концептуальныесмыслы:женщиныкакугнетаемаягруппа, устранениеэкономическихиюридическихпрепятствий на пути кравноправиюженщин, сексизмкакпричина социальногонеравенства, патриархальностьинуклеарнаясемья,сексуальнаяклассоваясистема–главныефакторыугнетения[11: 953].
Политологические словари1999, 2000, 2007гг.:Феминизм как:система взглядов, теория(2),философия, идеология(2),идея о, женское движение,социальноедвижениеза,воззренияидеятельность,общееназваниедвижений,борьбаза и против(2). Концептуальныесмыслы:гражданскоеравноправие женщин и мужчин, гендерноенеравенство,патриархаткакосноваугнетенияженщин[12: 708709].
женскоеравноправие,достижениеравенствамеждуполамипосредствомрасширенияправженщин,доступженщинкобразованию ипрофессиональнойдеятельности,проявления сексизма во всех сферах общества и воспитанииипсихологическихустановкахсамихженщин[13: 553].
дискриминацияиподавлениеженщин,равныеправаженщин,дискриминацияиунижения
толькоиззаполовойпринадлежности[14: 916].Философские словари2001,2004(2),2010(2)гг.:Феминизмкак:идеологическиполитическое,правовое,философскоетечение,теория,движениеженщин(2),понятие,широкоеобщественноедвижение,комплекссоциальнофилософских,политических,социологических,психологических,культурологических теорий,борьбаза и против(3). Концептуальныесмыслы:женскаяпроблематика, гендерноенеравенство,дискриминация
женщин
попризнаку
пола,сексизм,семейнаясубординация, социальнаяиерархия,демистификацияпредставленийоролиженщины[15: 171, 172].
равенство
полов,освобождение, выведение женской духовности изсферы молчания, неприятие
патриархальности[16: 597].
праваженщин, положениеженщинвобществе,противостояниепатриархальномуобществу
какобществунасильственныхкультурныхнормииерархий,сексизм,уничтожениебинарностейчерез"десексуализацию"общества[17: 503, 18: 755757, ].
предоставлениеженщинамизбирательныхправнаравнес мужчинами,традицияэксплуатацииженщинсосторонымужчин, навязываниеженщинам
определенныхстереотиповповедения, половых ролей[19: 614].
Обществоведческие словари1999, 2007г.:Феминизм как:совокупность социальнофилософских,психологических,социологических икультурологическихтеорий(2),движение,женскоедвижение(2),общ.политическое движение(2),понятие,борьбаза и против(3). Концептуальныесмыслы: равноправие(2),положениеженщинвобществе(2),уравнениеженщинывправахсмужчинами в экономической, политической и социальной сферах,своииобщечеловеческиецели независимо от возраста, национальности и мировоззрения[20:451452].
расширениеправ женщин,повышение их роли вгосударстве иполитике[21: 454]. Культурологические словари2000, 2007гг.:Феминизм как:женское движение,направление в гуманитарных науках.
Концептуальныесмыслы:равноправиеженщин
мужчинами во всех сферахобщества, дискриминацияженщин,параллельные явления в современномизоискусствеиискусствознании,учетженскогомировосприятиявнаучныхдисциплинах, литературе, политике, религии[22: 593], [23: 998]. Историческийсловарь
1973:женское движение за уравнение женщин вправах с мужчинами в рамках буржуазного строя[24: 1416]. В результате анализа полученных дефиниций выявлено,что самыми частотными,первоочереднымиконцептамииконцептуальными смысламивсехизученныхнаучныхстатей
являются: Феминизмкак:борьбазаипротив(11упоминаний),теория(8),движениеженщин(8),движение
общественноедвижение(4),понятие(2); сексизм–дискриминацияпопризнакупола(12),права(11),патриархат(8),гендерноенеравенство(5),угнетениеженщин мужчинами, неравноправные социальные роли(5). Обобщенное,сводноенаучноезнаниекатегорииФеминизмаявляется следующим:Феминизм–этотеория,
женское движение, имеющее своей цельюборьбусдискриминациейпопризнакупола, гендернымнеравенством,неравноправнымисоциальнымиролями,выступающеезапризнаниеправженщин,угнетаемыхмужчинамивпатриархатномобществе.Даннаяязыковая категория имеет большое количество членов, меняющих свой состав и границы категории, в зависимости отисторическихизменений в самом феноменеФеминизма. Сцелью анализа концептуальныхсмысловкатегории Феминизма, представленных в наивном русском
языковом сознании,в городе ЕкатеринбургеиСтаромОсколе Белгородской областис 01 июня 2016 годапроводится свободныйассоциативныйэксперимент. Не являясь широкомасштабнымисследованиемобыденногоязыковогосознаниябольшинствароссиян,оно,однако,позволяетсделатьвыводыоключевыхсмыслах,ассоциируемыхсявлением Феминизма вроссийскойдействительности,определитьсемантическийсоставегообраза,[25: 47]которыйпонимаетсякак«знание»,стоящее засловом,котороевключаетвсебякультурныйичувственныйопытчеловека[26]. Ассоциативный эксперимент показывает, как в речи
реализуются компоненты языкового сознания носителей данного языка, [27: 301]аассоциативноеполе
выступаеткак«культурно заданные границы понятия, внутри которых оперирует индивидуальное сознание говорящего»[28: 262].
ЭкспериментпредлагаетреспондентамсловостимулФеминизм,которыеотвечают на заданный стимул первыми 35словами,
приходящимиим на ум.В данной статье приводятся результаты анализа только первых слов реакций женщин в количестве92человек от 16до 66 лет и мужчин вколичестве41от 15 до 67 лет, всех имеющих высшее или среднепрофессиональноеобразование. Частотные реакции женщин:женщина(28реакций),равныеправа, равенство(11),борьба(7),независимость(6).Женщинахарактеризуетсякакнезависимая(5),сильная(2),самостоятельная(2), смелая(2),несчастная(1),дура (1).Почти все92женщины, за исключениемчетырех, приводят словареакции, имеющие
положительную коннотативную окраску при сопоставлении со словом стимулом. Частотные реакции мужчин: женщины(9),равенство(4).Все остальныереакцииявляютсяединичнымиупоминаниямииимеютвосновномотрицательнуюконнотативнуюокраскуприсопоставлениисословом
стимулом:эгоизм,бабаяга,новыеамазонки,стерва,воинственность бабство,шалавы,взбалмошность,женскаяглупость,чушь,борьба за первенство.
Общность полученныхотженщин и мужчинреакцийсостоит в отождествлении Феминизма сженщинами и борьбой за
равенство, равные права.Приэтомсформированныйколлективныйстереотипо
«ненормальных»женщинахфеминисткахприсутствуетвосновномумужчин.
Семантическоезначениепонятия,представленное внаучных словарях,отличается отполученногоассоциативного, наивногозначения, представленногореспондентами,большимколичествомконцептуальныхсмыслов,тогдакакпоследнеесводитсявосновномкопределениюФеминизмакакявления,связанного с женщинами, выступающими за равные права. При этом как в научной, так и в наивной картинах обнаруживается общее «понятийное поле», [2: 26]включающее в себяженщин, активноборющихся заравенство,являющихся дляреспондентов–женщинсмелыми,независимыми, самостоятельными,а для респондентовмужчин –стервозными, глупыми,взбалмошными.Следуеттакже отметить, что слова ассоциации оказываются связанными со словомстимулом не только семантическими, но и эмоциональными,аффективнымиотношениями,мотивированнымиопределенными
имеющимисяу человекаментальными образами.
В российскихИнтернетсообществахмужчины при ответереакциина Феминизм чувствуют себя более свободно в выборе ответа, массово демонстрируя укрепившиеся культурные стереотипы. Первый опроспроводился25, 26,
27, 28, 29, 30декабря 2016 годана портале Е1, в котором участвовало 18 мужчин и 13 женщин. Все реакции мужчин были крайнеотрицательными,отождествляяФеминизмтолькос«неполноценными»женщинами:лесбиянки(4), клоунессы,страшноватость(2),грубоватость,небритость(2),глуповатость,суфражистки,дамочкивикторианскойэпохис зонтиками,несчастнаяитупая,дуры,половаяневостребованность,эмансипе,отвратительноеявление,обиженканамужчин, голаяиразмалеванная,истеричныебабы,убогие,эгоистичные,злыесущества,врагимужчин,адекватных женщин, семей.Второй интернетопрос проводился 8 марта 2017 года, в котором участвовали 6 мужчин, представивших толькоотрицательные реакции на словостимул: идиотизм, перекос, глупость, блондинка, цирк, проституция, митинг, шляпка, агрессия, крик, гонор, грубость, неряшливость, женский нацизм по отношению к мужчинам и ненависть.
Являетсяочевидным, что вышеприведенные наивные представления как первые реакции на словостимул, отмечающие нетрадиционную сексуальную ориентацию,неприятную внешность,женскую глупостьне соотносятся с научной семантикой,представленнойвсловарныхтекстах, и демонстрируют противоположные имеющимся стереотипам характеристики о женщинах. В данном исследованиинаивная языковая картина выступает как ложная,посколькуее
концептуальныесмыслы,внейисторическизакрепившиеся,неизменные,неявляютсянаучноиопытноподтвержденнымифактами, а опосредованными культурой и государством.
Людвиг Витгенштейнв Коричневой книге Логикофилософского трактатаговорит о постоянном стремлении человека к формированию обобщений, выражающихся в языке через «идею общего понятия, которая была общим свойством частных случаев» [29: 358]. Исходя из научной языковой картины понятие Феминизма включено в концептуальные смыслы движение женщин, дискриминация по признаку пола, равныеправа, патриархат,гендерноенеравенство,угнетение женщин
мужчинами, неравноправные социальные роли какидея борьбы, противостояния, несогласия. В обыденной языковой картине когнитивная категория Феминизмаявляется частью концепта женщинаи равенствакак идея несоответствия общественной нормебытия, одобряемой или неодобряемой членами данного общества.Ментальный образ Феминизма является эмоционально окрашенным, метафоричным, оформившимсяв сознании русских людей как негативная установка, образец, на который ссылается человек при характеристике Феминизма.
Появление в русском народном сознании западноевропейской «реалии» Феминизма не привело к ее проникновению в систему культурных концептов наивного сознания, а только к «закреплению на уровне словаря новых слов» [30: 54]. Процесс ментализациикогнитивной категории Феминизма не завершен, не сформировано полное содержание понятия, поскольку его этимологическая основа не соответствует той, которая представлена в русском наивном языковом сознании. Также, в силу специфики индивидуальной языковойкартины, Феминизм для разных языковых личностей заключает в себе различные понятия, лексемы с разными значениями.Феминизм проявляет себя в многозначности и противоречивости, отражаясь в сознании мужчин и женщин поразному, что обусловлено ихразличнымсоциальным опытом икультурностереотипнымотношением к женщине и еероли вжизни.Когнитивная категория Феминизма является идеологически связанной, ав государственном дискурсе становитсяиндикатором социального, экономического, морального положенияженской половины
населенияивозможности
выражать
оппозиционное
мнение.
Изменив риторику и сделав разговор о полах «политическикорректным»,феминизмповлиялнаментальностьипрактикузападногообщества.Ксожалению, вфилософских,политологических,историческихисоциологическихсловарныхстатьяхнетинформацииодостиженияхиразвитиироссийскогофеминизма. ПроведенноеисследованиепозволяетувидетьнеготовностьипротиводействиемужскойполовинынаселенияРоссии тому,чтобы рассматриватьженскую проблематику и производить изменения в общественном
сознании.
Ссылки на источники1.Дзюба Е.В.,ЧжаоЛ. ЭТНОСПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИНГВОКОГНИТИВНОЙ КАТЕГОРИЗАЦИИ В РУССКОМ И КИТАЙСКОМ ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ // Педагогическое образование вРоссии. 2015. № 11. С. 185195.
2.Дзюба Е.В. Лингвокогнитивная категоризация в русском языковом сознании: монография / Е. В. Дзюба; Урал. гос.пед. унт. –Екатеринбург, 2015. –286 с. 3.Маслова В.А. Когнитивная лингвистика: учеб.пособие / В.А. Маслова. –2е изд. –Мн.:Тетра Системс, 2005. –256 с.
4.Большой энциклопедический
словарь. Языкознание. Главный редактор В. Н. Ярцева, научное издательство «Большая Российская
энциклопедия» Москва 1998, c. 215
5.СериоП. Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса:Пер. сфр. и порт. / Общ. ред. и вступ. ст. П.Серио; предисл. Ю.С. Степанова. –М.: ОАО ИГ «Прогресс», 1999. –416 с.6.Болдырев Н. Н. Репрезентация знаний в системе языка // Вопросыкогнитивнойлингвистики. –2007. –№ 4. –С. 17 –27 (2007в).
7.МицюкН.А. Отказ от материнства как жизненная программа. Об умонастроениях женщин в России на рубеже 1920 веков // Журнал Человек, 2/2015. С. 7795.8.Королева Т.А. Вестник Томского государственного университета. 2013. № 368. С. 4450.
ЖЕНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ: ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ.9.Социология: Энциклопедия / Сост. А.А.Грицанов, Г. Н. Соколова, О.В. Терещенко. –Мн.: Книжный Дом, 2003. –с. 11541156. –1312 с. (Мир энциклопедии)
10.Большой толковый социологический словарь (Collins). Том 2 (ПЯ):Пер. сангл. – М.: Вече, АСТ, 1999, – с. 386389. – 528 с.
11.Психологическая энциклопедия. 2е изд./под ред. Р.Корсини, А. Ауэрбаха. СПб.: Питер, 2003. –с. 953955. –1096 с.: ил. 12.Политология: Лексикон / Под редакцией А.И. Соловьева. М.: Российская политическаяэнциклопедия , 2007. 800 с.13.Политическаяэнциклопедия. В 2 т. Т. 2 / Нац. общест.науч.фонд;Рук.ПроектаГ.Ю.Семигин. –М.:Мысль, 1999. –701, (2) С.
14.Современныйполитологическийсловарь. –М.: NOTABENE, 2000 –1024 с.
15.Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Инт философии РАН, Нац. общ.науч. фонд; Научноред. совет:предс. В.С. Степин, заместителипредс.: А.А. Гусейнов, Г.Ю.Семигин,уч. секр. А.П. Огурцов. –М.: Мысль, 2010 –. Т.4. –2010 –с. 171173. –736 с.
16.Философскийсловарь. М.:Республика, 2001. –
719 с.
17.Философия: Энциклопедическийсловарь/Подред. А.А.Ивина. –М.:Гардарики, 2004. – 1072 с. 18.Современный философский словарь / Подобщейредакциейд.ф.н. профессора В.Е. Кемерова. –3еизд.,испр. и доп. –М.:,Академический Проект, 2004. –
864 с.
19.Словарь философских терминов /Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. –
М.: ИНФРАМ, 2010. –16, 731 с. 20.Толковый словарь обществоведческих терминов. Н.Е. Яценко. Серия"УчебникидляВУЗов.Специальнаялитература". СПб.: Издательство "Лань", 1999. –528 с.
21.Современныйсловарьпообщественнымнаукам / Подобщейред. О.Г. Данильяна,Н.И. Панова. –М.:ИздвоЭксмо, 2007. –528 с.
22.Культурология:словарь. А.И.Кравченко. –М.:Академическийпроект, 2000. –671 с.
23.Культурология. Энциклопедия. В 2хтомах. Том 2 /Главныйредактор и автор проекта С.Я. Левит. –М.: "Российскаяполитическаяэнциклопедия", 2007. –1184 с.
24.Советская историческая энциклопедия.Гл. ред.Е.М. Жуков. М., "Сов. Энциклопедия". 1973
25.Славянский ассоциативный словарь: русский, белорусский, болгарский, украинский /Н.В.Уфимцева, Г.А. Черкасова, Ю.Н. Караулов, Е.Ф. Тарасов.
–М., 2004. –792 с.
26.ТаныгинаЕ.А.Образ цвета в сознании носителя русской культуры (на примерецветообозначениярозовый) // Вестник ИГЛУ. 2011. №4 (16).URL: http://cyberleninka.ru/article/n/obraztsvetavsoznaniinositelyarusskoykulturynaprimeretsvetooboznacheniyarozovyy (дата обращения: 05.07.2016).]
27.ГлуховВ.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. –М.: ACT:Астрель, 2005. –351,[1] с, –(Высшая школа,
с. 301].
28.Дубов И.Г. Ментальность россиян(Специфика сознания больших групп населения России). Под редакцией Дубова И.Г. Москва, 1997, 477с. 29.ВитгенштейнЛ. Избранные работы. «ЛОГИКОФИЛОСОФСКИЙ ТРАКТАТ» / Пер. с нем. и англ. В. Руднева. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005. —с. 440.30.Колесов В.В. О логике логоса в сфере ментальности / Мир русского слова, № 2, 2000, С. 5259.
Лингвокогнитивная категория феминизма
врусских научной и наивной языковых картинах мира
Аннотация. В настоящей статье рассматриваются русские научная и наивнаяязыковые картины мира, выделяемые благодаря когнитивному сознанию, а именно лингвокогнитивной категоризации. Задачами данной работы являются демонстрация концептуального наполнения категории Феминизма в обеих языковых картинах и определениеих ключевых смыслов, проявление которых обусловлено национальнокультурным контекстом, а также ассоциативной связьюрассматриваемого понятияс социальным опытом человека. При этом подчеркивается влияние властногогосударственного дискурсана формирование и устойчивость лингвокогнитивной категории Феминизма. Выводы сформулированына основе научных словарных статей и результатах анкетирования респондентов. В заключительной части статьи отмечается, что, несмотря на наличие схожих смысловых компонентов, русскиенаивнаяи научнаяязыковые картины в отношении Феминизма являются различными. Ключевые слова:когнитивная лингвистика, научная и наивная языковые картины мира, лингвокогнитивная категоризация, концепт, феминизм.
Человеческий языкзаключает в себеисториюмира, выступая«как инструментегопознания и репрезентации»[1: 187], формируяязыковуюкартинуокружающейдействительности.Языковаякартинаимеет свои варианты,запечатленныев текстах и отличающиеся процессами упорядочения знаний определенной специфики, испытывающих на себе влияние общественныхинтересов.Именно анализ текстов определеннойлингвокультурыпозволяет говоритьо еенаучной,профессиональнойинаивнойязыковыхкартинах,«дифференциациякоторыхоснованана разных типахлингвокогнитивнойкатегоризации»[2: 6].
Отечественные и зарубежныелингвокогнитологипризнают тесную связь языка и мышления, языка и культуры.Культуранародапроявляет себя в языке, воплощаясь в языковыхспособах концептуализации мира, при которых концепт определяется как «семантическое образование, отмеченноелингвоэтническойспецификой»[3:36]. Концепты формируются в сознании человека в течение всей его жизни, будучи обусловленными процессамисоциализации, являясь «результатом соединения словарного значения слова с личным опытом человека»[3:37]. Они также выступаютсоставнымиэлементамилингвокогнитивныхкатегорий,формирующихсяврезультате«процессовразделенияобъектоввсегоонтологическогопространства на классы,группыпосредствомупорядоченияполученныхзнаний,распределенияновогознания по тем или иным рубрикам, существующим в сознании человека ичасто задаваемых категориями языка, носителем которого этот человек является»[2:40]и рассматриваемых как«любая группа языковых элементов, выделяемая на основании какоголибо общего свойства» [4:215].Совокупность знаний, закрепленных в языке, тяготеет к статичности инеизменчивости, превращаясь со временемв культурные стереотипы, которые можно определить какустановки, сформировавшиеся в процессе «наивного», ненаучного познания мира, передаваемые посредством языка от поколения к поколению.По словам Ю.Д. Апресяна наивная языковая картинавыступаеткак«коллективноесознание,философия,знание»[3:54],предшествующиенаучной картине мира. Концептуальное
наполнениекатегорииобусловленоспецификойсоциума,в которомонаформируетсяприкоммуникации,а в настоящее время–воздействиемеговластногоидеологическогодискурса,проявляющегосебя через язык СМИ и политики. При
этом идеология определяется как«любой языковой, семиотический факт, который интерпретируется в свете социальных интересов и в котором узакониваются социальные значимости в их исторической обусловленности»[5: 20].ПомнениюфранцузскогофилософаМишеляПешёговорящий заблуждается,представляясебясубъектомречи и ее новых смыслов, поскольку конструирует,преждевсего,то, что уже существует. Цельюданнойработы являетсяанализнаучногоинаивногоязыковогознаниялингвокогнитивнойкатегории Феминизма, а именно составление ряда ее ключевыхконцептуальных смыслов,существующихвсознании русских людей.
«Языковое знание –всегда разделенноезнание,знаниеколлективное»[6:22], а также стереотипизированное, основанноенапредставленияхокультурнойнормативностииненормативности. ВРоссии«женский вопрос» определяется
какпроблема
с середины 19 века, особенно в период борьбы за отмену крепостного права, когда женщины проявляли свою активность в анархистских организациях, требуя
избирательного права, возможности работать и иметь доступ к образованию с целью «расширения областей применения женского труда, как залога женскойэкономическойсамостоятельности» [7:78].Не будучи представленным какфилософскаятеорияилиорганизованноеженскоедвижениефеминизм не проявилсебя в качествесерьезнойполитическойсилы,ав20векеосновнаяработав
этомнаправлениизаключаласьвсоздании«обществвзаимнойпомощи,осуществленииблаготворительностииобразовательнойдеятельности»[8: 46].В Советском государстве в условиях идеологического давления и подавления инакомыслия было сформировано отрицательное общественное мнение в отношении феминизма, который не сопоставимсисконнорусскимиидеаламиматеринства,семейственности,женственности,жертвенности,патриархатнымиустоями,обосновывающимиполовыеигендерныеролиженщиныврусскойкультуре.В
современнойРоссииотношениеобщества кявлениюФеминизмаирезультатыдеятельностифеминистическихорганизацийнаходятся в прямой зависимости от проводимой государственной политики по проблемам женщин.
Феминистскоенаучноеязыковоезнаниепредставленоврусскихнаучныхсловарныхтекстах,ссылающихся наматериалыиностранныхсловарей,посколькувРоссиив силу культурноисторических условийнебылиобозначенырусскоефилософское, социологическое,историческое,психологическое,политологическое,лингвистическоеит.д.феминистическоеучения.Феминистскоерусскоенаучноеязыковое знание,выступаетскореекак преломленное через русское сознание западноеязыковое знание. Дляпроведенияанализа лингвокогнитивнойкатегорииФеминизмабылиизученыматериалы2социологических,5философских,3политологических,2обществоведческих,1психологического,1культурологическогои1историческогословарейсцельюиспользованияметодалексикографическогоанализадлядефиниционногоописанияпонятияфеминизм.Целью исследования являетсяустановлениеосновныхконцептуальныхсмысловкогнитивнойкатегориифеминизма,представленныхврусскойнаучнойязыковойкартине. Социологическиесловари1999,2003гг.:Феминизмкак:теория(2упоминания),борьбазаи против(2), признание, общее название движения женщин.
Концептуальныесмыслы:глобальноеугнетениеженщинмужчинами(2),освобождениевсехженщинотмужского превосходства и гендерноклассовой системы, неравноправные социальные роли, женоненавистнические действия, дискриминация по признаку пола(2),сексизм(2),зависимое положение женщины в экономической и политической сферах,эксплуатация обществом репродуктивной функции женщин(2),двойные моральные стандарты в зависимости от пола, равные права, патриархат как основа угнетения [9:386],[10: 1155].
Психологическийсловарь2003г.:Феминизм как:политическая идея о, требование,борьбаза и против.
Концептуальныесмыслы:женщиныкакугнетаемаягруппа, устранениеэкономическихиюридическихпрепятствий на пути кравноправиюженщин, сексизмкакпричина социальногонеравенства, патриархальностьинуклеарнаясемья,сексуальнаяклассоваясистема–главныефакторыугнетения[11: 953].
Политологические словари1999, 2000, 2007гг.:Феминизм как:система взглядов, теория(2),философия, идеология(2),идея о, женское движение,социальноедвижениеза,воззренияидеятельность,общееназваниедвижений,борьбаза и против(2). Концептуальныесмыслы:гражданскоеравноправие женщин и мужчин, гендерноенеравенство,патриархаткакосноваугнетенияженщин[12: 708709].
женскоеравноправие,достижениеравенствамеждуполамипосредствомрасширенияправженщин,доступженщинкобразованию ипрофессиональнойдеятельности,проявления сексизма во всех сферах общества и воспитанииипсихологическихустановкахсамихженщин[13: 553].
дискриминацияиподавлениеженщин,равныеправаженщин,дискриминацияиунижения
толькоиззаполовойпринадлежности[14: 916].Философские словари2001,2004(2),2010(2)гг.:Феминизмкак:идеологическиполитическое,правовое,философскоетечение,теория,движениеженщин(2),понятие,широкоеобщественноедвижение,комплекссоциальнофилософских,политических,социологических,психологических,культурологических теорий,борьбаза и против(3). Концептуальныесмыслы:женскаяпроблематика, гендерноенеравенство,дискриминация
женщин
попризнаку
пола,сексизм,семейнаясубординация, социальнаяиерархия,демистификацияпредставленийоролиженщины[15: 171, 172].
равенство
полов,освобождение, выведение женской духовности изсферы молчания, неприятие
патриархальности[16: 597].
праваженщин, положениеженщинвобществе,противостояниепатриархальномуобществу
какобществунасильственныхкультурныхнормииерархий,сексизм,уничтожениебинарностейчерез"десексуализацию"общества[17: 503, 18: 755757, ].
предоставлениеженщинамизбирательныхправнаравнес мужчинами,традицияэксплуатацииженщинсосторонымужчин, навязываниеженщинам
определенныхстереотиповповедения, половых ролей[19: 614].
Обществоведческие словари1999, 2007г.:Феминизм как:совокупность социальнофилософских,психологических,социологических икультурологическихтеорий(2),движение,женскоедвижение(2),общ.политическое движение(2),понятие,борьбаза и против(3). Концептуальныесмыслы: равноправие(2),положениеженщинвобществе(2),уравнениеженщинывправахсмужчинами в экономической, политической и социальной сферах,своииобщечеловеческиецели независимо от возраста, национальности и мировоззрения[20:451452].
расширениеправ женщин,повышение их роли вгосударстве иполитике[21: 454]. Культурологические словари2000, 2007гг.:Феминизм как:женское движение,направление в гуманитарных науках.
Концептуальныесмыслы:равноправиеженщин
мужчинами во всех сферахобщества, дискриминацияженщин,параллельные явления в современномизоискусствеиискусствознании,учетженскогомировосприятиявнаучныхдисциплинах, литературе, политике, религии[22: 593], [23: 998]. Историческийсловарь
1973:женское движение за уравнение женщин вправах с мужчинами в рамках буржуазного строя[24: 1416]. В результате анализа полученных дефиниций выявлено,что самыми частотными,первоочереднымиконцептамииконцептуальными смысламивсехизученныхнаучныхстатей
являются: Феминизмкак:борьбазаипротив(11упоминаний),теория(8),движениеженщин(8),движение
общественноедвижение(4),понятие(2); сексизм–дискриминацияпопризнакупола(12),права(11),патриархат(8),гендерноенеравенство(5),угнетениеженщин мужчинами, неравноправные социальные роли(5). Обобщенное,сводноенаучноезнаниекатегорииФеминизмаявляется следующим:Феминизм–этотеория,
женское движение, имеющее своей цельюборьбусдискриминациейпопризнакупола, гендернымнеравенством,неравноправнымисоциальнымиролями,выступающеезапризнаниеправженщин,угнетаемыхмужчинамивпатриархатномобществе.Даннаяязыковая категория имеет большое количество членов, меняющих свой состав и границы категории, в зависимости отисторическихизменений в самом феноменеФеминизма. Сцелью анализа концептуальныхсмысловкатегории Феминизма, представленных в наивном русском
языковом сознании,в городе ЕкатеринбургеиСтаромОсколе Белгородской областис 01 июня 2016 годапроводится свободныйассоциативныйэксперимент. Не являясь широкомасштабнымисследованиемобыденногоязыковогосознаниябольшинствароссиян,оно,однако,позволяетсделатьвыводыоключевыхсмыслах,ассоциируемыхсявлением Феминизма вроссийскойдействительности,определитьсемантическийсоставегообраза,[25: 47]которыйпонимаетсякак«знание»,стоящее засловом,котороевключаетвсебякультурныйичувственныйопытчеловека[26]. Ассоциативный эксперимент показывает, как в речи
реализуются компоненты языкового сознания носителей данного языка, [27: 301]аассоциативноеполе
выступаеткак«культурно заданные границы понятия, внутри которых оперирует индивидуальное сознание говорящего»[28: 262].
ЭкспериментпредлагаетреспондентамсловостимулФеминизм,которыеотвечают на заданный стимул первыми 35словами,
приходящимиим на ум.В данной статье приводятся результаты анализа только первых слов реакций женщин в количестве92человек от 16до 66 лет и мужчин вколичестве41от 15 до 67 лет, всех имеющих высшее или среднепрофессиональноеобразование. Частотные реакции женщин:женщина(28реакций),равныеправа, равенство(11),борьба(7),независимость(6).Женщинахарактеризуетсякакнезависимая(5),сильная(2),самостоятельная(2), смелая(2),несчастная(1),дура (1).Почти все92женщины, за исключениемчетырех, приводят словареакции, имеющие
положительную коннотативную окраску при сопоставлении со словом стимулом. Частотные реакции мужчин: женщины(9),равенство(4).Все остальныереакцииявляютсяединичнымиупоминаниямииимеютвосновномотрицательнуюконнотативнуюокраскуприсопоставлениисословом
стимулом:эгоизм,бабаяга,новыеамазонки,стерва,воинственность бабство,шалавы,взбалмошность,женскаяглупость,чушь,борьба за первенство.
Общность полученныхотженщин и мужчинреакцийсостоит в отождествлении Феминизма сженщинами и борьбой за
равенство, равные права.Приэтомсформированныйколлективныйстереотипо
«ненормальных»женщинахфеминисткахприсутствуетвосновномумужчин.
Семантическоезначениепонятия,представленное внаучных словарях,отличается отполученногоассоциативного, наивногозначения, представленногореспондентами,большимколичествомконцептуальныхсмыслов,тогдакакпоследнеесводитсявосновномкопределениюФеминизмакакявления,связанного с женщинами, выступающими за равные права. При этом как в научной, так и в наивной картинах обнаруживается общее «понятийное поле», [2: 26]включающее в себяженщин, активноборющихся заравенство,являющихся дляреспондентов–женщинсмелыми,независимыми, самостоятельными,а для респондентовмужчин –стервозными, глупыми,взбалмошными.Следуеттакже отметить, что слова ассоциации оказываются связанными со словомстимулом не только семантическими, но и эмоциональными,аффективнымиотношениями,мотивированнымиопределенными
имеющимисяу человекаментальными образами.
В российскихИнтернетсообществахмужчины при ответереакциина Феминизм чувствуют себя более свободно в выборе ответа, массово демонстрируя укрепившиеся культурные стереотипы. Первый опроспроводился25, 26,
27, 28, 29, 30декабря 2016 годана портале Е1, в котором участвовало 18 мужчин и 13 женщин. Все реакции мужчин были крайнеотрицательными,отождествляяФеминизмтолькос«неполноценными»женщинами:лесбиянки(4), клоунессы,страшноватость(2),грубоватость,небритость(2),глуповатость,суфражистки,дамочкивикторианскойэпохис зонтиками,несчастнаяитупая,дуры,половаяневостребованность,эмансипе,отвратительноеявление,обиженканамужчин, голаяиразмалеванная,истеричныебабы,убогие,эгоистичные,злыесущества,врагимужчин,адекватных женщин, семей.Второй интернетопрос проводился 8 марта 2017 года, в котором участвовали 6 мужчин, представивших толькоотрицательные реакции на словостимул: идиотизм, перекос, глупость, блондинка, цирк, проституция, митинг, шляпка, агрессия, крик, гонор, грубость, неряшливость, женский нацизм по отношению к мужчинам и ненависть.
Являетсяочевидным, что вышеприведенные наивные представления как первые реакции на словостимул, отмечающие нетрадиционную сексуальную ориентацию,неприятную внешность,женскую глупостьне соотносятся с научной семантикой,представленнойвсловарныхтекстах, и демонстрируют противоположные имеющимся стереотипам характеристики о женщинах. В данном исследованиинаивная языковая картина выступает как ложная,посколькуее
концептуальныесмыслы,внейисторическизакрепившиеся,неизменные,неявляютсянаучноиопытноподтвержденнымифактами, а опосредованными культурой и государством.
Людвиг Витгенштейнв Коричневой книге Логикофилософского трактатаговорит о постоянном стремлении человека к формированию обобщений, выражающихся в языке через «идею общего понятия, которая была общим свойством частных случаев» [29: 358]. Исходя из научной языковой картины понятие Феминизма включено в концептуальные смыслы движение женщин, дискриминация по признаку пола, равныеправа, патриархат,гендерноенеравенство,угнетение женщин
мужчинами, неравноправные социальные роли какидея борьбы, противостояния, несогласия. В обыденной языковой картине когнитивная категория Феминизмаявляется частью концепта женщинаи равенствакак идея несоответствия общественной нормебытия, одобряемой или неодобряемой членами данного общества.Ментальный образ Феминизма является эмоционально окрашенным, метафоричным, оформившимсяв сознании русских людей как негативная установка, образец, на который ссылается человек при характеристике Феминизма.
Появление в русском народном сознании западноевропейской «реалии» Феминизма не привело к ее проникновению в систему культурных концептов наивного сознания, а только к «закреплению на уровне словаря новых слов» [30: 54]. Процесс ментализациикогнитивной категории Феминизма не завершен, не сформировано полное содержание понятия, поскольку его этимологическая основа не соответствует той, которая представлена в русском наивном языковом сознании. Также, в силу специфики индивидуальной языковойкартины, Феминизм для разных языковых личностей заключает в себе различные понятия, лексемы с разными значениями.Феминизм проявляет себя в многозначности и противоречивости, отражаясь в сознании мужчин и женщин поразному, что обусловлено ихразличнымсоциальным опытом икультурностереотипнымотношением к женщине и еероли вжизни.Когнитивная категория Феминизма является идеологически связанной, ав государственном дискурсе становитсяиндикатором социального, экономического, морального положенияженской половины
населенияивозможности
выражать
оппозиционное
мнение.
Изменив риторику и сделав разговор о полах «политическикорректным»,феминизмповлиялнаментальностьипрактикузападногообщества.Ксожалению, вфилософских,политологических,историческихисоциологическихсловарныхстатьяхнетинформацииодостиженияхиразвитиироссийскогофеминизма. ПроведенноеисследованиепозволяетувидетьнеготовностьипротиводействиемужскойполовинынаселенияРоссии тому,чтобы рассматриватьженскую проблематику и производить изменения в общественном
сознании.
Ссылки на источники1.Дзюба Е.В.,ЧжаоЛ. ЭТНОСПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИНГВОКОГНИТИВНОЙ КАТЕГОРИЗАЦИИ В РУССКОМ И КИТАЙСКОМ ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ // Педагогическое образование вРоссии. 2015. № 11. С. 185195.
2.Дзюба Е.В. Лингвокогнитивная категоризация в русском языковом сознании: монография / Е. В. Дзюба; Урал. гос.пед. унт. –Екатеринбург, 2015. –286 с. 3.Маслова В.А. Когнитивная лингвистика: учеб.пособие / В.А. Маслова. –2е изд. –Мн.:Тетра Системс, 2005. –256 с.
4.Большой энциклопедический
словарь. Языкознание. Главный редактор В. Н. Ярцева, научное издательство «Большая Российская
энциклопедия» Москва 1998, c. 215
5.СериоП. Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса:Пер. сфр. и порт. / Общ. ред. и вступ. ст. П.Серио; предисл. Ю.С. Степанова. –М.: ОАО ИГ «Прогресс», 1999. –416 с.6.Болдырев Н. Н. Репрезентация знаний в системе языка // Вопросыкогнитивнойлингвистики. –2007. –№ 4. –С. 17 –27 (2007в).
7.МицюкН.А. Отказ от материнства как жизненная программа. Об умонастроениях женщин в России на рубеже 1920 веков // Журнал Человек, 2/2015. С. 7795.8.Королева Т.А. Вестник Томского государственного университета. 2013. № 368. С. 4450.
ЖЕНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ: ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ.9.Социология: Энциклопедия / Сост. А.А.Грицанов, Г. Н. Соколова, О.В. Терещенко. –Мн.: Книжный Дом, 2003. –с. 11541156. –1312 с. (Мир энциклопедии)
10.Большой толковый социологический словарь (Collins). Том 2 (ПЯ):Пер. сангл. – М.: Вече, АСТ, 1999, – с. 386389. – 528 с.
11.Психологическая энциклопедия. 2е изд./под ред. Р.Корсини, А. Ауэрбаха. СПб.: Питер, 2003. –с. 953955. –1096 с.: ил. 12.Политология: Лексикон / Под редакцией А.И. Соловьева. М.: Российская политическаяэнциклопедия , 2007. 800 с.13.Политическаяэнциклопедия. В 2 т. Т. 2 / Нац. общест.науч.фонд;Рук.ПроектаГ.Ю.Семигин. –М.:Мысль, 1999. –701, (2) С.
14.Современныйполитологическийсловарь. –М.: NOTABENE, 2000 –1024 с.
15.Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Инт философии РАН, Нац. общ.науч. фонд; Научноред. совет:предс. В.С. Степин, заместителипредс.: А.А. Гусейнов, Г.Ю.Семигин,уч. секр. А.П. Огурцов. –М.: Мысль, 2010 –. Т.4. –2010 –с. 171173. –736 с.
16.Философскийсловарь. М.:Республика, 2001. –
719 с.
17.Философия: Энциклопедическийсловарь/Подред. А.А.Ивина. –М.:Гардарики, 2004. – 1072 с. 18.Современный философский словарь / Подобщейредакциейд.ф.н. профессора В.Е. Кемерова. –3еизд.,испр. и доп. –М.:,Академический Проект, 2004. –
864 с.
19.Словарь философских терминов /Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. –
М.: ИНФРАМ, 2010. –16, 731 с. 20.Толковый словарь обществоведческих терминов. Н.Е. Яценко. Серия"УчебникидляВУЗов.Специальнаялитература". СПб.: Издательство "Лань", 1999. –528 с.
21.Современныйсловарьпообщественнымнаукам / Подобщейред. О.Г. Данильяна,Н.И. Панова. –М.:ИздвоЭксмо, 2007. –528 с.
22.Культурология:словарь. А.И.Кравченко. –М.:Академическийпроект, 2000. –671 с.
23.Культурология. Энциклопедия. В 2хтомах. Том 2 /Главныйредактор и автор проекта С.Я. Левит. –М.: "Российскаяполитическаяэнциклопедия", 2007. –1184 с.
24.Советская историческая энциклопедия.Гл. ред.Е.М. Жуков. М., "Сов. Энциклопедия". 1973
25.Славянский ассоциативный словарь: русский, белорусский, болгарский, украинский /Н.В.Уфимцева, Г.А. Черкасова, Ю.Н. Караулов, Е.Ф. Тарасов.
–М., 2004. –792 с.
26.ТаныгинаЕ.А.Образ цвета в сознании носителя русской культуры (на примерецветообозначениярозовый) // Вестник ИГЛУ. 2011. №4 (16).URL: http://cyberleninka.ru/article/n/obraztsvetavsoznaniinositelyarusskoykulturynaprimeretsvetooboznacheniyarozovyy (дата обращения: 05.07.2016).]
27.ГлуховВ.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. –М.: ACT:Астрель, 2005. –351,[1] с, –(Высшая школа,
с. 301].
28.Дубов И.Г. Ментальность россиян(Специфика сознания больших групп населения России). Под редакцией Дубова И.Г. Москва, 1997, 477с. 29.ВитгенштейнЛ. Избранные работы. «ЛОГИКОФИЛОСОФСКИЙ ТРАКТАТ» / Пер. с нем. и англ. В. Руднева. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005. —с. 440.30.Колесов В.В. О логике логоса в сфере ментальности / Мир русского слова, № 2, 2000, С. 5259.