Субъектность школьника как условие развития самообразовательных компетенций
Выпуск:
ART 970223
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Куликова
Т.
И. Субъектность школьника как условие развития самообразовательных компетенций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 31. – С.
1041–1045. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970223.htm.
Аннотация. В статье поднимается актуальная проблема развития самообразовательных компетенций современного школьника. Автор рассматривает в качестве условия развития самообразовательных компетенций субъектность школьника. В статье приводятся экспериментальные данные по изучению сформированности компонентов субъектности.
Текст статьи
Куликова Татьяна Ивановна,кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», г. Тулаtativkul@gmail.com
Субъектность школьника как условие развития самообразовательныхкомпетенций
Аннотация.В статье поднимается актуальная проблема развития самообразовательных компетенций современного школьника. Автор рассматривает в качестве условия развития самообразовательных компетенций субъектность школьника.В статье приводятся экспериментальные данные по изучению сформированности компонентов субъектности.Ключевые слова:компетентностный подход, самообразовательные компетенции, субъектность, школьник.
На современном этапеобразовательный процесс рассматривается как системно организованная, развивающаясясреда, которая стимулирует саморазвитиеи самовоспитаниесубъектов образованиячерез осознание личностных детерминант приобретаемогознанияи индивидуального опыта отношений. Особенности развития современного общества и образования требуют новых подходов к организации образовательного процесса, новых качестввыпускника, который должен прийтив мир взрослых подготовленным и способным самостоятельно решать многие вопросы.Общеобразовательнаяшколадолжнаформироватьушкольниковнавыкииспособностиксамообразованию,готовностьксамообразовательнойдеятельностиипсихологическуюпотребностьвсамообразовании.Успешноеосвоениеучебныхпредметоввозможнотолькоприактивнойсамостоятельнойпознавательнойдеятельностиучащихся.Всвязисэтимвпоследнеевремястановитсявсеболееважнойнеобходимостьформированияушкольников«самообразовательнойкомпетенции»[3].«Компетенция»и«компетентность»
понятия,актуальныеичастообсуждаемыевпедагогике.Согласнопониманиюкомпетенции,человекдолжензнатьопределенныйпереченьвопросов,вкоторыхондемонстрируетбольшезнаний,навыковиопыта,чемдругие.Понятие«компетентность»являетсяболеешироким,чем«знания,уменияинавыки»,ивключаетихвсебя.Компетенцииотносятсякдеятельности,компетентностьхарактеризуетсубъектадеятельности.Компетенцияикомпетентностьотражаютцелостностьисущностьрезультатаобразованияналюбомуровнеивлюбомаспекте.Такимобразом,компетентностьявляетсянеотъемлемойхарактеристикойличности,котораяопределяетеёспособностьрешатьпроблемыитипичныезадачи,возникающиевреальныхжизненныхситуациях,вразличныхобластяхдеятельностинаосновеиспользованиязнаний,образованияижизненногоопытаивсоответствиисусвоеннойпрограммойценностей[4].Актуальностьисследований,посвященныхформированиюсамообразовательнойкомпетенции,наданныймоментдостаточновысока.Самообразовательнаякомпетенцияпонимаетсякакнеобходимаяосновадляуспешногоразвитияипрофессиональнойдеятельностичеловека.Самообразовательнаякомпетентностьпонимаетсякакспособностьчеловекаксамообразованию,поискуииспользованиюсобственныхприемовсамообучения;
способностьксамоанализуиконтролюсвоейдеятельностии,конечно,личнаяответственностьзауровеньсамообразовательнойдеятельности[3].
Современная психология и педагогика в развитии личности школьника в первую очередь рассматривают способностьксамосовершенствованиюи самореализации. Выпускник школы должен быть самостоятельным, предприимчивым, социально защищенным, физически и психически здоровым. В то же время особую значимость приобретает собственная активностьребенка, а также психологическиемеханизмы саморазвития личности, которые являются основой для формирования и реализации самообразовательной компетенции. Такие школьники отличаются особым отношением к окружающей действительности, выражающимсяв позитивном отношениик себе и к миру, наличиеминтереса к миру, активностью, высокойстепенью субъектности.В.Э. Чудновский обратил внимание на тот факт, что источник активности субъекта коренится в нем самом. Он считал, что «внешнеезависит от внутреннегоне только в том смысле, что любое внешнее влияние реализуется только через внутреннее, но и более непосредственно внутреннееимеет свой собственный источник активности и развития» [8, с.8].Л.И.Aнцыферова также отмечала, что личность является субъектом своего развития. Способность личностирегулировать и организовывать свою жизнь и деятельность, способность подчинять еёцелям,ценностями смыслу является высшим и подлиннымкачествомсубъекта. Личность как субъект деятельности обеспечивает контроль заее процессом, принимая во внимание какцели, таки внешниетребования. Кроме того личностьобеспечивает все условия, необходимые для достижения результата, который установлен по ее же ценностным критериям. Изучаяличностькак субъекта деятельности, мы исследуем то, как личностьпреобразует исоздает объективную деятельность, включая себя, вступаяв активное отношение к своемуопыту, к своим потенциальныммотивам, к своемухарактеру, способностями продуктам деятельности [1, с.86].В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев, продолжая этумысль, говорят, что человек по своей сути действует как субъект психической активности. Будучи субъектомвнутрисебя, человек развивается в этом качестве до«сознательного деятеляи в этом смысле максимально свободного существа,способного целенаправленно преобразовыватьвнутренний и внешниймир,согласно его собственнымзаконам» [6, с.142].А.В. Брушлинский называет человека«творцом своей истории и вершителем своего жизненного пути».Это означает способность «инициировать и осуществлять изначальнопрактическуюдеятельность, общение, поведение, познание, созерцаниеи другие виды специфическойактивности, творческойи нравственной, добиваться необходимых результатов» [2, с.3]. Человек, по словам Брушлинского, является высшейсистемной целостностьювсех его сложных и противоречивых качеств, «это означает, что на качественно новомэтапесвоего развития, вся система его психических процессов и свойств видоизменяется»[Там же, с.10].Таким образом,мы видим, что человеческой спецификойсубъекта является тот факт, что он постоянно решает проблему самосовершенствования, как бы разрешаяпротиворечия между тем, что он сам есть (его цели, мотивы, притязанияи т.д.) и объективными(социальными) факторами. В процессе разрешения этого противоречия, субъектвырабатываетопределенный способ организациисвоей жизни и деятельности. Другими словами,субъект, способный к деятельности в предметнойсреде, преобразуетсебя в ней, вводя в содержание деятельности свое субъектное преобразование как целеполагающего, проектирующего идействующегосубъекта.Субъектностькак характеристика личностинепосредственно выражает отношение человека к себе как к деятелю, преобразователю, создателю своей истории. В субъектности акцентделается на активнопреобразующей функции личности. Вопервых,это связано спризнаниемсвоей активности, сознательности, способности к целеполаганию, свободывыбора и ответственностиза него.Поскольку большинство людей основной сферой самовыражения считаютдеятельность, труд, то нужно рассматриватькатегориюсубъектности в контексте проблемы субъекта деятельности. Успешное творческое выполнение деятельности происходит поразному на основе внутреннихсвойств, отличающиходного человека от другого. Деятельность всегда осуществляется личностью, цели и мотивы которой влияют на уровень ее выполнения. Если цели личности лежат за пределами самой деятельности,т.е. учащийся готовит урокитолько потому, чтобы его не ругализа плохие оценки или чтобы не потерять престиж хорошего ученика, то деятельность осуществляется в лучшем случае добросовестнои еерезультат, даже приблестящем исполнении, не превышает нормативно требуемый продукт.В рамках нашего исследования развития субъектности подростка как активной стороны психической организации человека, мы провели психодиагностическое обследование учащихся 7х и 8х классов не только в различных типах учебных заведений, но также проживающих на разных территориях, различающихся типом поселения, развитием промышленного производства и состоянием науки и культуры. Таким образом, мы определили групп испытуемых, которые изначально отличались объективными и субъективными условиями. К объективным условиям мы отнесли социальные и педагогические условия: тип учебного заведения и социум, а к субъективным индивидуальнопсихологические особенности подростков[5].В ходе констатирующего экспериментарешались задачи поопределению уровня сформированностисубъектности подростков. По результатам обследования мы получили средниегрупповые показателикомпонентов субъектности, определенные нами как качества субъекта самосознания, учебнойдеятельности и общения.Полученные результаты свидетельствуют о сложности и противоречивостипроцесса формирования и развития личности подросткане только при переходе на новую возрастную ступень, но также и внутри самого подростковогопериода. При анализе групповыхпоказателей выборки7хклассоввнимание на себя обращает тот факт, что среднеарифметические данные по качествам, характеризующимподростка как субъектасамосознания,отличаются вовсех подвыборках.Эти же учащиеся отличаются качествами, необходимыми для успешной учебной деятельности: организованность (58,6%), интернальность в учебной деятельности (67,5%), любознательность (53,6%) и потребность в достижении (55,3%). «Так как учебная деятельность, как и любая реальная человеческая деятельность, является очень сложной и многогранной, то большинство исследователей в качестве факторов её успешности закономерно выделяют уровень развития познавательных процессов и личностные мотивационнопотребностные предпосылки успеваемости, такие как ответственное отношение к учебе, наличие положительной мотивации» (Конопкин, 1984, с.42).Сравнительный анализ развития учебной мотивации, сформированность учебной деятельности и адекватность самооценки в двух возрастных выборках показывает разную степень проявления изучаемых качеств. Так установлено, что среди учеников 8х классов наблюдается увеличение числа школьников, у которых учебнопознавательный (49.3%) и узкий социальный мотивы (36,4%) выходят на первое место. В группе учащихся 7х классов эти мотивы характерны только для 39,5% и 32,9% выборки соответственно. «Учебная мотивация определяется целым рядом специфических факторов. Вопервых, она определяется самой системой образования, учебным заведением; вовторых, организацией образовательного процесса; втретьих, субъектными особенностями обучающихся (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка и его взаимодействие с другими учениками и т.д.) «(Зима, 1997, с.295).При сравнении данных о сформированности учебной деятельности, различия между группами учащихся в седьмых и восьмых классах не являются значимыми. Таким образом, с высоким и средним уровнем сформированности учебной деятельностив группе испытуемых 8х классов были определены75,4% выборки, ав группе учащихся 7х классов 72,4% респондентов.Качественный анализ самооценки показалразличия в уровнях еёсформированности в исследуемых группах. Так, высокий уровень самооценки показали 15,8% выборки учащихся7хклассовпротив 9,2% в выборке учащихся8хклассов, сосредним уровнем выявлено 67,1% (семиклассники) против 66,2% (восьмиклассники) и с низкимуровнем17,1% (семиклассники) против 24,6% (восьмиклассники).Эти показатели отображают то, что потребность подростка в самонаблюдении, самооценке, самоутверждении и самосовершенствовании не является бесцельным «самокопанием», а вытекает из моральной потребности анализировать свои достоинства и недостатки, из желания понять, что в их действиях и целях правильно и что неправильно, что должно быть сделано и от чего следуетвоздержаться [5].Мотивация достижения является индикатором сознательного преодоления человеком трудностей и относится к явлениям движения деятельности, самым важнымпобуждениемк активности. Состояние разочарования, подавленности, возникающеев случаях столкновения с препятствиями на пути к достижению цели, может привести к различным изменениям в поведении и самосознании человека. Уверенность в своих силах, настойчивость, инициативность и самостоятельность являются, в свою очередь, проявлениемсубъектности школьника. Волевые проявления человека в основном определены тем, кому человек склонен приписывать ответственность за результаты собственных действий. Из повседневной жизни известно, что люди могут воспринимать одни ите же события и себя в отношении к ним поразному. Так, один человек может только воспринимать самого себя хозяиномсобственной судьбы, адругой воспринимаетсвоюсобственную судьбу как результатразличных внешних факторов, обстоятельств, абсолютно независящихот него самого.Изучение уровня субъективного контроля может дать ценную информацию о том, в какой степени ученик является субъектом формирования своейличности. С помощью опросника Е.Ф. Бажина (и др.) можно определить, в какой степени и в каких сферах жизни и деятельностиучащийсяберет на себя ответственность за исход событий, понимает, что они являются результатом его собственных действий, насколько он управляет своим поведением в значимых ситуациях (в случае болезни, неудачах в учении, в общении со сверстниками и другимилюдьми и т.д.).При анализе результатов исследования уровня субъективного контроля, оказалось, что обобщенный показатель индивидуального УСК (общая интернальность) существенно не отличается между подвыборками, тогда как в выделенных нами показателях (интернальность в учебной деятельности и интернальность в дружеских отношениях) выявлены существенные различия. По мнению Е.Т. Соколовой, важным субъективным конструктом личности является воспринимаемая (ожидаемая) самоэффективность, которая понимается как тенденция воспринимать результат выполнения задачи как следствиесобственной способности [7, с.131]. Среди существующих источников подтверждениясамоэффективности, в первую очередь, выделяется активность субъектапо овладениюситуацией, решениюопределенногорядапроблем. Человек является субъектомдеятельности, включая и учебную. Быть самостоятельным субъектомдеятельности, прежде всего, означает способностьактивно и независимо управлять процессом своей деятельности. Толькокогда школьниксможет ставить цели и определять задачив своейучебнойработе, планировать и организовывать свою деятельность, контролировать и оценить ее эффективность, только тогда он станетсамостоятельным субъектомобразовательной деятельности.В процессе обучения необходимо развивать учебную мотивацию школьников через укрепление самооценки, обучать преодолению трудностей, развивать потребность в достижении; создавать условия для открытого доверительного общения, восприятия информации, творческой рабочей атмосферы. Основнойакцент в работе со школьникаминеобходимо сделатьна осознаниии развитии личностных качеств, которые способствуют формированию субъектности, а именно:
на самопринятии, положительномотношениик себе, критической самооценке и положительном отношениик возможностям своего развития, способности делать ошибки и исправлятьих;
на способности адекватнооценивать проблемные ситуации и решать жизненные проблемы, управлять собой и изменятьсебя;
на способностиставить краткосрочные и долгосрочные цели и достигать их.Процесс обучения, где ученик действует как субъект образовательной деятельности, обладает большим потенциалом развития. Современный школьник не просто требует социального признания нового уровня его "Я", своего социального развития, входя в жизнь общества. У него уже есть внутренние возможности для такого вхождения. Эти потребности и возможности школьника не могут реализоваться только в предметнопознавательной деятельности. Необходимо овладеть определенной системой отношений, которая позволяет ему входить в "мир людей". Это и позволяет действительно проявить себя в обществе как активного субъекта, способного ксамообразованию,поискуииспользованиюсобственныхприемовсамообучения; ксамоанализуиконтролюсвоейдеятельностии,конечно,личнойответственностизауровеньсобственнойучебнойдеятельности.
Ссылки на источники1.Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1982.2.Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психол. журн. 1991. №6.3.Воробьева А.В. Исследовательские компетенции современного школьника //Политематич. журн. Науч. публикаций "Дискуссия". Выпуск: №3 (33) март 2013. URL: http://www.journaldiscussion.ru/publication.php?id=1574.Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативноцелевая основа компетентностного подхода в образовании / Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. С.7.5.Куликова Т.И. Психологопедагогические стратегии развития субъектностисовременного подростка: Диссертация … канд. психол. наук. М., 2004.6.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М., 2000. 7.Соколова Е.Т. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия по психологии личности. / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: Изд. Дом «Бахрах», 1999. С. 131.8.Чудновский В.Э. К проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего» в психологии // Психол. журн., 1993. №5.
Субъектность школьника как условие развития самообразовательныхкомпетенций
Аннотация.В статье поднимается актуальная проблема развития самообразовательных компетенций современного школьника. Автор рассматривает в качестве условия развития самообразовательных компетенций субъектность школьника.В статье приводятся экспериментальные данные по изучению сформированности компонентов субъектности.Ключевые слова:компетентностный подход, самообразовательные компетенции, субъектность, школьник.
На современном этапеобразовательный процесс рассматривается как системно организованная, развивающаясясреда, которая стимулирует саморазвитиеи самовоспитаниесубъектов образованиячерез осознание личностных детерминант приобретаемогознанияи индивидуального опыта отношений. Особенности развития современного общества и образования требуют новых подходов к организации образовательного процесса, новых качестввыпускника, который должен прийтив мир взрослых подготовленным и способным самостоятельно решать многие вопросы.Общеобразовательнаяшколадолжнаформироватьушкольниковнавыкииспособностиксамообразованию,готовностьксамообразовательнойдеятельностиипсихологическуюпотребностьвсамообразовании.Успешноеосвоениеучебныхпредметоввозможнотолькоприактивнойсамостоятельнойпознавательнойдеятельностиучащихся.Всвязисэтимвпоследнеевремястановитсявсеболееважнойнеобходимостьформированияушкольников«самообразовательнойкомпетенции»[3].«Компетенция»и«компетентность»
понятия,актуальныеичастообсуждаемыевпедагогике.Согласнопониманиюкомпетенции,человекдолжензнатьопределенныйпереченьвопросов,вкоторыхондемонстрируетбольшезнаний,навыковиопыта,чемдругие.Понятие«компетентность»являетсяболеешироким,чем«знания,уменияинавыки»,ивключаетихвсебя.Компетенцииотносятсякдеятельности,компетентностьхарактеризуетсубъектадеятельности.Компетенцияикомпетентностьотражаютцелостностьисущностьрезультатаобразованияналюбомуровнеивлюбомаспекте.Такимобразом,компетентностьявляетсянеотъемлемойхарактеристикойличности,котораяопределяетеёспособностьрешатьпроблемыитипичныезадачи,возникающиевреальныхжизненныхситуациях,вразличныхобластяхдеятельностинаосновеиспользованиязнаний,образованияижизненногоопытаивсоответствиисусвоеннойпрограммойценностей[4].Актуальностьисследований,посвященныхформированиюсамообразовательнойкомпетенции,наданныймоментдостаточновысока.Самообразовательнаякомпетенцияпонимаетсякакнеобходимаяосновадляуспешногоразвитияипрофессиональнойдеятельностичеловека.Самообразовательнаякомпетентностьпонимаетсякакспособностьчеловекаксамообразованию,поискуииспользованиюсобственныхприемовсамообучения;
способностьксамоанализуиконтролюсвоейдеятельностии,конечно,личнаяответственностьзауровеньсамообразовательнойдеятельности[3].
Современная психология и педагогика в развитии личности школьника в первую очередь рассматривают способностьксамосовершенствованиюи самореализации. Выпускник школы должен быть самостоятельным, предприимчивым, социально защищенным, физически и психически здоровым. В то же время особую значимость приобретает собственная активностьребенка, а также психологическиемеханизмы саморазвития личности, которые являются основой для формирования и реализации самообразовательной компетенции. Такие школьники отличаются особым отношением к окружающей действительности, выражающимсяв позитивном отношениик себе и к миру, наличиеминтереса к миру, активностью, высокойстепенью субъектности.В.Э. Чудновский обратил внимание на тот факт, что источник активности субъекта коренится в нем самом. Он считал, что «внешнеезависит от внутреннегоне только в том смысле, что любое внешнее влияние реализуется только через внутреннее, но и более непосредственно внутреннееимеет свой собственный источник активности и развития» [8, с.8].Л.И.Aнцыферова также отмечала, что личность является субъектом своего развития. Способность личностирегулировать и организовывать свою жизнь и деятельность, способность подчинять еёцелям,ценностями смыслу является высшим и подлиннымкачествомсубъекта. Личность как субъект деятельности обеспечивает контроль заее процессом, принимая во внимание какцели, таки внешниетребования. Кроме того личностьобеспечивает все условия, необходимые для достижения результата, который установлен по ее же ценностным критериям. Изучаяличностькак субъекта деятельности, мы исследуем то, как личностьпреобразует исоздает объективную деятельность, включая себя, вступаяв активное отношение к своемуопыту, к своим потенциальныммотивам, к своемухарактеру, способностями продуктам деятельности [1, с.86].В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев, продолжая этумысль, говорят, что человек по своей сути действует как субъект психической активности. Будучи субъектомвнутрисебя, человек развивается в этом качестве до«сознательного деятеляи в этом смысле максимально свободного существа,способного целенаправленно преобразовыватьвнутренний и внешниймир,согласно его собственнымзаконам» [6, с.142].А.В. Брушлинский называет человека«творцом своей истории и вершителем своего жизненного пути».Это означает способность «инициировать и осуществлять изначальнопрактическуюдеятельность, общение, поведение, познание, созерцаниеи другие виды специфическойактивности, творческойи нравственной, добиваться необходимых результатов» [2, с.3]. Человек, по словам Брушлинского, является высшейсистемной целостностьювсех его сложных и противоречивых качеств, «это означает, что на качественно новомэтапесвоего развития, вся система его психических процессов и свойств видоизменяется»[Там же, с.10].Таким образом,мы видим, что человеческой спецификойсубъекта является тот факт, что он постоянно решает проблему самосовершенствования, как бы разрешаяпротиворечия между тем, что он сам есть (его цели, мотивы, притязанияи т.д.) и объективными(социальными) факторами. В процессе разрешения этого противоречия, субъектвырабатываетопределенный способ организациисвоей жизни и деятельности. Другими словами,субъект, способный к деятельности в предметнойсреде, преобразуетсебя в ней, вводя в содержание деятельности свое субъектное преобразование как целеполагающего, проектирующего идействующегосубъекта.Субъектностькак характеристика личностинепосредственно выражает отношение человека к себе как к деятелю, преобразователю, создателю своей истории. В субъектности акцентделается на активнопреобразующей функции личности. Вопервых,это связано спризнаниемсвоей активности, сознательности, способности к целеполаганию, свободывыбора и ответственностиза него.Поскольку большинство людей основной сферой самовыражения считаютдеятельность, труд, то нужно рассматриватькатегориюсубъектности в контексте проблемы субъекта деятельности. Успешное творческое выполнение деятельности происходит поразному на основе внутреннихсвойств, отличающиходного человека от другого. Деятельность всегда осуществляется личностью, цели и мотивы которой влияют на уровень ее выполнения. Если цели личности лежат за пределами самой деятельности,т.е. учащийся готовит урокитолько потому, чтобы его не ругализа плохие оценки или чтобы не потерять престиж хорошего ученика, то деятельность осуществляется в лучшем случае добросовестнои еерезультат, даже приблестящем исполнении, не превышает нормативно требуемый продукт.В рамках нашего исследования развития субъектности подростка как активной стороны психической организации человека, мы провели психодиагностическое обследование учащихся 7х и 8х классов не только в различных типах учебных заведений, но также проживающих на разных территориях, различающихся типом поселения, развитием промышленного производства и состоянием науки и культуры. Таким образом, мы определили групп испытуемых, которые изначально отличались объективными и субъективными условиями. К объективным условиям мы отнесли социальные и педагогические условия: тип учебного заведения и социум, а к субъективным индивидуальнопсихологические особенности подростков[5].В ходе констатирующего экспериментарешались задачи поопределению уровня сформированностисубъектности подростков. По результатам обследования мы получили средниегрупповые показателикомпонентов субъектности, определенные нами как качества субъекта самосознания, учебнойдеятельности и общения.Полученные результаты свидетельствуют о сложности и противоречивостипроцесса формирования и развития личности подросткане только при переходе на новую возрастную ступень, но также и внутри самого подростковогопериода. При анализе групповыхпоказателей выборки7хклассоввнимание на себя обращает тот факт, что среднеарифметические данные по качествам, характеризующимподростка как субъектасамосознания,отличаются вовсех подвыборках.Эти же учащиеся отличаются качествами, необходимыми для успешной учебной деятельности: организованность (58,6%), интернальность в учебной деятельности (67,5%), любознательность (53,6%) и потребность в достижении (55,3%). «Так как учебная деятельность, как и любая реальная человеческая деятельность, является очень сложной и многогранной, то большинство исследователей в качестве факторов её успешности закономерно выделяют уровень развития познавательных процессов и личностные мотивационнопотребностные предпосылки успеваемости, такие как ответственное отношение к учебе, наличие положительной мотивации» (Конопкин, 1984, с.42).Сравнительный анализ развития учебной мотивации, сформированность учебной деятельности и адекватность самооценки в двух возрастных выборках показывает разную степень проявления изучаемых качеств. Так установлено, что среди учеников 8х классов наблюдается увеличение числа школьников, у которых учебнопознавательный (49.3%) и узкий социальный мотивы (36,4%) выходят на первое место. В группе учащихся 7х классов эти мотивы характерны только для 39,5% и 32,9% выборки соответственно. «Учебная мотивация определяется целым рядом специфических факторов. Вопервых, она определяется самой системой образования, учебным заведением; вовторых, организацией образовательного процесса; втретьих, субъектными особенностями обучающихся (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка и его взаимодействие с другими учениками и т.д.) «(Зима, 1997, с.295).При сравнении данных о сформированности учебной деятельности, различия между группами учащихся в седьмых и восьмых классах не являются значимыми. Таким образом, с высоким и средним уровнем сформированности учебной деятельностив группе испытуемых 8х классов были определены75,4% выборки, ав группе учащихся 7х классов 72,4% респондентов.Качественный анализ самооценки показалразличия в уровнях еёсформированности в исследуемых группах. Так, высокий уровень самооценки показали 15,8% выборки учащихся7хклассовпротив 9,2% в выборке учащихся8хклассов, сосредним уровнем выявлено 67,1% (семиклассники) против 66,2% (восьмиклассники) и с низкимуровнем17,1% (семиклассники) против 24,6% (восьмиклассники).Эти показатели отображают то, что потребность подростка в самонаблюдении, самооценке, самоутверждении и самосовершенствовании не является бесцельным «самокопанием», а вытекает из моральной потребности анализировать свои достоинства и недостатки, из желания понять, что в их действиях и целях правильно и что неправильно, что должно быть сделано и от чего следуетвоздержаться [5].Мотивация достижения является индикатором сознательного преодоления человеком трудностей и относится к явлениям движения деятельности, самым важнымпобуждениемк активности. Состояние разочарования, подавленности, возникающеев случаях столкновения с препятствиями на пути к достижению цели, может привести к различным изменениям в поведении и самосознании человека. Уверенность в своих силах, настойчивость, инициативность и самостоятельность являются, в свою очередь, проявлениемсубъектности школьника. Волевые проявления человека в основном определены тем, кому человек склонен приписывать ответственность за результаты собственных действий. Из повседневной жизни известно, что люди могут воспринимать одни ите же события и себя в отношении к ним поразному. Так, один человек может только воспринимать самого себя хозяиномсобственной судьбы, адругой воспринимаетсвоюсобственную судьбу как результатразличных внешних факторов, обстоятельств, абсолютно независящихот него самого.Изучение уровня субъективного контроля может дать ценную информацию о том, в какой степени ученик является субъектом формирования своейличности. С помощью опросника Е.Ф. Бажина (и др.) можно определить, в какой степени и в каких сферах жизни и деятельностиучащийсяберет на себя ответственность за исход событий, понимает, что они являются результатом его собственных действий, насколько он управляет своим поведением в значимых ситуациях (в случае болезни, неудачах в учении, в общении со сверстниками и другимилюдьми и т.д.).При анализе результатов исследования уровня субъективного контроля, оказалось, что обобщенный показатель индивидуального УСК (общая интернальность) существенно не отличается между подвыборками, тогда как в выделенных нами показателях (интернальность в учебной деятельности и интернальность в дружеских отношениях) выявлены существенные различия. По мнению Е.Т. Соколовой, важным субъективным конструктом личности является воспринимаемая (ожидаемая) самоэффективность, которая понимается как тенденция воспринимать результат выполнения задачи как следствиесобственной способности [7, с.131]. Среди существующих источников подтверждениясамоэффективности, в первую очередь, выделяется активность субъектапо овладениюситуацией, решениюопределенногорядапроблем. Человек является субъектомдеятельности, включая и учебную. Быть самостоятельным субъектомдеятельности, прежде всего, означает способностьактивно и независимо управлять процессом своей деятельности. Толькокогда школьниксможет ставить цели и определять задачив своейучебнойработе, планировать и организовывать свою деятельность, контролировать и оценить ее эффективность, только тогда он станетсамостоятельным субъектомобразовательной деятельности.В процессе обучения необходимо развивать учебную мотивацию школьников через укрепление самооценки, обучать преодолению трудностей, развивать потребность в достижении; создавать условия для открытого доверительного общения, восприятия информации, творческой рабочей атмосферы. Основнойакцент в работе со школьникаминеобходимо сделатьна осознаниии развитии личностных качеств, которые способствуют формированию субъектности, а именно:
на самопринятии, положительномотношениик себе, критической самооценке и положительном отношениик возможностям своего развития, способности делать ошибки и исправлятьих;
на способности адекватнооценивать проблемные ситуации и решать жизненные проблемы, управлять собой и изменятьсебя;
на способностиставить краткосрочные и долгосрочные цели и достигать их.Процесс обучения, где ученик действует как субъект образовательной деятельности, обладает большим потенциалом развития. Современный школьник не просто требует социального признания нового уровня его "Я", своего социального развития, входя в жизнь общества. У него уже есть внутренние возможности для такого вхождения. Эти потребности и возможности школьника не могут реализоваться только в предметнопознавательной деятельности. Необходимо овладеть определенной системой отношений, которая позволяет ему входить в "мир людей". Это и позволяет действительно проявить себя в обществе как активного субъекта, способного ксамообразованию,поискуииспользованиюсобственныхприемовсамообучения; ксамоанализуиконтролюсвоейдеятельностии,конечно,личнойответственностизауровеньсобственнойучебнойдеятельности.
Ссылки на источники1.Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1982.2.Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психол. журн. 1991. №6.3.Воробьева А.В. Исследовательские компетенции современного школьника //Политематич. журн. Науч. публикаций "Дискуссия". Выпуск: №3 (33) март 2013. URL: http://www.journaldiscussion.ru/publication.php?id=1574.Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативноцелевая основа компетентностного подхода в образовании / Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. С.7.5.Куликова Т.И. Психологопедагогические стратегии развития субъектностисовременного подростка: Диссертация … канд. психол. наук. М., 2004.6.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М., 2000. 7.Соколова Е.Т. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия по психологии личности. / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: Изд. Дом «Бахрах», 1999. С. 131.8.Чудновский В.Э. К проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего» в психологии // Психол. журн., 1993. №5.