Маркетинговая компетентность руководителя образовательной организации в современных социально-экономических условиях
Выпуск:
ART 970231
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Рахметов
Р.
Р. Маркетинговая компетентность руководителя образовательной организации в современных социально-экономических условиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 31. – С.
1081–1085. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970231.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются основные подходы к сущности и структуре нового профессионального качества – маркетинговой компетентности руководителей образовательных организаций. Определены основные составляющие компетентности руководителей образовательных организаций. В статье изучены различные подходы к определению термина «маркетинговая компетентность». Актуализируется роль руководителя в разработке стратегии развития образовательной организации в современных социально-экономических условиях.
Ключевые слова:
компетенция, компетентность, маркетинговая компетентность, квалификационные характеристики
Текст статьи
Рахметов Рустам Рафалович,старший преподаватель кафедры управления, экономики и права ГБУ ДПО«Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» г.ЧелябинскNSOH2@yandex.ru
Маркетинговаякомпетентностьруководителяобразовательнойорганизации
всовременныхсоциальноэкономическихусловиях
Аннотация.В статье рассматривается основные подходы ксущности иструктуренового профессионального качества –маркетинговой компетентности руководителей образовательных организаций. Определены основные составляющие компетентности руководителей образовательных организаций.В статье изученыразличные подходы к определению термина«маркетинговая компетентность».Актуализируется рольруководителя в разработкестратегии развития образовательной организациив современных социальноэкономических условиях.Ключевые слова:компетентность;компетенция; маркетинговая компетентность;квалификационныехарактеристики.
На сегодняшний день деятельность руководителей образовательныхорганизацийосуществляетсявособыхполитических,экономическихисоциальныхусловиях.Мировыетенденцииразвитияэкономикизатронулиисистемуобразования.Среформированием системы образования начинает формироватьсярынок образовательных услуг, меняется статуси экономическая самостоятельность образовательных организаций, что влечёт за собой усиление ответственности руководителей и необходимость повышения уровня их профессиональной компетентности.Деятельности руководителей российской школы существенно отличается от того, каким оно было еще 10–20 лет назад. Кроме достижения учащимися образовательных результатовна школы возлагается ответственность за создание благоприятных условий образовательной деятельности, состояние здоровья учащихся, их внеурочную занятость и т.д.Современная государственная образовательная политика ставит перед руководителемсерьезные задачи, связанные с управлением финансовохозяйственной деятельностью учреждения. Социальные ожидания предполагают появление руководителя нового типа, обладающего потребностью и готовностью обеспечивать конкурентоспособность образовательной организации на рынке образовательных услуг. Таким образом,профессиональная деятельность руководителя образовательной организациинеотделима от экономического контекста.Экономическийаспектуправленияобразовательнойорганизациейстановитсярешающимвпрофессиональнойдеятельностируководителя.Такжененадозабывать,чтобольшинствообразовательныхорганизацийРоссии
этомуниципальныеучреждения,аразличиявуровнеэкономическогоразвитиярегионоввРФ(естьрегионыдоноры,большинстворегионовдотационные)создаютразличныеусловиядляфункционированияиразвитияобразовательныхорганизаций,иногда,противоположные.Поэтомуруководителямнеобходимовноситькоррективывуправлениеучреждением.Также необходимо отметить еще одну специфику деятельности школы на современном этапе. Она заключается в изменении системы оплаты труда учителей и системы финансирования школ. При переводе всех учреждений общего образования на нормативное «подушевое» финансирование, новая система устанавливает прямую зависимость между количеством учащихся в организации и объемом ее финансирования государством. Учитывая резкий спад рождаемости в России в 90х годах XX века, многие школы оказываются в сложнейшей ситуации нехватки финансовых средств и вынуждены сами искать источники финансирования.Чтобыбытьконкурентоспособнымвсовременныхусловияхобразовательныеорганизациипереходятотрежимафункционированиякфункцииразвития.Вэтихусловияхможетвозникнутьнеобходимостьврасширениипредоставляемыхобразовательныхуслугах,формированиеимиджаорганизации,построенияпартнёрскихотношенийспотребителямиуслугиобщественностью.Длядостиженияэффективныхрезультатовнеобходимо,чтобыуправлениеобразовательнойорганизациейосуществлялосьс позиций маркетингового подхода. Естественно для реализации современных подходов к управлению руководитель образовательной организацией должен обладать соответствующими профессионально личностными характеристиками. Такой характеристикой может стать его маркетинговая компетентность.Переосмыслениетребованийкдолжностируководителяобразовательнойорганизации,наборакомпетенций,составляющихегокомпетентностьнасущнаяпотребностькакнауки,такипрактикиуправленияобразованием.
ОфициальныйподходкпрофессиональнымкачествамруководителяобразовательногоучреждениязакрепленвЕдиномквалификационномсправочникедолжностейруководителей,специалистовислужащих(Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерацииот 26 августа 2010 г. N 761н).Руководитель современной образовательной организациидолжен знать основы экономики, способы организации финансовохозяйственной деятельности образовательного учреждения,гражданское, административное, трудовое, бюджетное, налоговое законодательство в части, касающейся регулирования деятельности образовательных организаций, основы менеджмента и управления проектами. Кроме этого должен уметь определять стратегию,цели и задачи развитияорганизации, принимать решения о программном планировании его работы, участии организациив различных программах и проектах, обеспечивать соблюдение требований, предъявляемых к условиям образовательного процесса. В пределах своих полномочий может распоряжаться финансовыми средствами, а так же обеспечивать результативность и эффективность их использования.Эффективнорешатькадровые, административные, финансовые, хозяйственные и иные вопросы в соответствии с уставом образовательного учреждения.Должен обеспечивать учет, сохранность и пополнение учебноматериальной базы и привлекать дополнительные источники финансовых и материальных средств[1].
Так же, справочник предъявляет требования к образованияи стажу работы руководителя образовательной организации.Руководителивсех типов образовательных организаций должны иметь высшее образование. Определены требования к профильности образования: необходимо либо основное, либо дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, управления персоналом, управления проектами, менеджмента и экономики. Для занятия должностей руководителейнеобходимо иметь стаж работы не менее 5 лет (соответственно на педагогических, научных или научнопедагогических должностях). В единый квалификационный справочник должностей руководителей постоянно вносятся изменения и дополнения, разрабатываются типовые должностные обязанности, но они являются малоэффективными, т.к. их положения неизбежно отстают от динамичной жизнедеятельности современной образовательной организации. Все это обусловливает необходимость создания более эффективных управленческих инструментов на основе нового отношения к процессу и содержанию управления образовательной организацией в форме профессиональных стандартов.Насегодняшнийденьразработанпроектстандартаруководителяобразовательнойорганизации,котораятакжеоперируеттермином«компетентность».Профессиональные стандарты в отличие от квалификационных характеристик описывают деятельность, а не должности и, соответственно, устанавливают требования к образованию и опыту работы, необходимые для выполнения обобщенных трудовых функций и трудовых функцийв них входящих, а не для занятия той или иной должности. При определении требований к квалификации в профессиональном стандарте соответствующая информация единого квалификационного справочникабыла проанализирована и актуализирована с учетом мнения экспертов и обсуждения их предложений на заседаниях рабочей группы с участием представителей Минобрнауки России,нот.к.стандартруководителяещёневступилвсилурассматриватьеговконтекстенашейтемыбудетпреждевременно.
Единогоподходакопределению«компетенция» и «компетентность» на сегодняшний день отсутствует. Существуют различные мнения: от полного отождествления до принципиально разных подходов и точек зрения. Наиболее широкую известность имеет подход А.В. Хуторского, который понимал под первымсовокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов. Компетентность он определяет как владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Другими словами, компетенция это наперед заданное требование к образовательной подготовке обучаемого, а компетентность уже состоявшиеся качества личности обучаемого и минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере[2].Так же свои варианты определения понятия дали всвоих работах исследователиВ. Г. Горб, И.А.Зимняя, И. А. Колесникова и другие.В данной статьемаркетинговая компетентность руководителярассматривается как составляющаяего профессиональной компетентности, поэтому необходимо рассмотретьсущность иструктуру данного понятия. Если проанализировать исследования посвящённые определению «маркетинговой компетентности», то можно прийти к следующему выводу: данное понятие рассматривается или в структуре более широкой профессиональной характеристики, или как самостоятельное профессиональное качество.Теоретическийанализ экономического аспекта профессиональной деятельности руководителя образовательной организации послужил для Варакиной Е.А.основаниемдля выделения нового профессионального качества, которое определенокак экономическая компетентность[3].АвторыС.А.Ларюшкин, Р.Р.Рахметов в статьепосвященнойформированиюэкономической компетентности руководителей образовательных организаций, так же рассматриваютэкономическуюкомпетентность руководителякак структурный компонент его профессиональной компетентности,которая позволяетруководителю ориентироваться в современных, непростыхэкономических условиях,ответственно принимать экономические решения, а в результате обеспечиватьспособность к оперативному эффективному управлению, что позволитоставаться образовательной организации конкурентоспособным[4].
В своейработепосвящённый формированиюэкономической компетентности руководителя организациивсистеме повышения квалификацииВаракина Е.А.определяет маркетинговый компонент экономической компетентности как способность руководителя, направленную на обеспечение социального образовательного заказа и удовлетворение образовательных потребностей заказчика, включающая знания маркетинговых моделей и экономических закономерностей, умения применять их на практике,переносить известные способы деятельности в новые экономические условия, анализировать рынки, сегментировать потребителя» [3]. В данном определении автор рассматривает маркетинговую компетентность как характеристику образовательной организации, которая находится в режиме функционирования, а не развития.Ганаева Е. А. говорит оготовности руководителя образовательной организациик маркетинговой деятельности в контексте ее гуманизации. Автор рассматривает маркетинговую готовность как интегративную характеристику, которая заключается в знании теории маркетинга. Менеджер образования должен уметь формировать и реализовывать маркетинговую стратегию, осуществлять эффективные коммуникативные акты, которые будут содействовать возможности организации формировать у воспитанников познавательные и социальные потребности, не забывая при этом об интересах личности, общества и государства[5].Особенностью данного подходаявляется то, что авторвыделяетодинаковые маркетинговые функциикак для руководителя, так и для педагога образовательной организации. Многие авторы считают, чтореализуя маркетинговую стратегию образовательной организации, функции и задачи руководства и педагогического коллектива должны быть сопряжены, но не одинаковы. Стратегические аспекты развития можно отнести к деятельности руководителя образовательной организации, а тактические к деятельности педагогического коллектива[6].
Принципиально другой подход к понятию «маркетинговая компетентность» высказывает Ю. Н. Соловьева, она рассматривает маркетинговую компетентность как один из важнейших ресурсов организации, который обеспечивает ее долгосрочную конкурентоспособность за счет поиска соответствия между ее возможностями создания предложения и потребительским спросом [7]. Рассмотрев различные подходы к термину«Маркетинговая компетентность» учитываясовременные тенденции развития маркетинга, а так же специфику деятельностируководителя врыночных условиях можно прийти к выводу, что маркетинговая компетентность руководителя образовательной организации может быть определена как инновационная составляющая его профессиональной компетентности, как способность и готовность к определению и формированию конкурентных преимуществ образовательной организации, проектированию стратегии развития образовательных услуг генерированию инновационных идей и комплексированию ресурсов[8].
Данное определение совпадает с мнением ДонинойИ.А., котораярассматривает вопрос маркетинговой компетентности всвоей статье «Маркетинговая компетентность руководителя общеобразовательной организации как его профессиональноличностная характеристика».Многие исследователи обращаются к проблеме становления различных аспектов профессиональной компетентности руководителей и эффективной организации маркетинговой деятельности общеобразовательных организаций. Маркетинговый подход к управлению общеобразовательной организацией предполагает перестройку в мировоззрении управления школой на всех его уровнях по принципу «от нужд организации —к нуждам рынка». Данный подход к управлению развитием общеобразовательной организации предполагает управление организацией в соответствии с принципами маркетинга и построение системы деятельности всех субъектов образовательного процесса с учетом задач успешного развития общеобразовательной организации в условиях рыночной экономики: комплексности, оптимального сочетания централизованных и децентрализованных методов управления; ситуационного управления процессами, ориентации на потребителя. Переход на управление школой с точки зрения маркетингового подхода представляет собой качественно новое состояние, когда в своей деятельности оно не только опирается на свои внутренние возможности, но и учитывает внешние условия. Реализуется концепция управления школой как «открытой системы». Это приводит к существенным изменениям в принятии практически всех управленческих решений.По мнению Дониной И.А. маркетинговая компетентность руководителя образовательной организации структурно может состоять из организационноуправленческой, предпринимательской, коммуникативной, информационноаналитической компетенций, каждый из которыхбудет включать совокупность соответствующих знаний, умений, опыта и рефлексии деятельности, и в целом –характеризироваться степенью развитости личных и профессионально значимых качеств, совокупности личных и профессиональных ценностей и мотивов, которые необходимы для оптимальной реализации целевых установок. Критериями маркетинговой компетентности руководителя образовательной организации могут быть: мотивационный критерий(наличие потребностей и мотивов для реализации маркетинговой компетентности), когнитивнооперациональный критерий(знания профессиональной направленности в области управления развитием общеобразовательной организации в условиях рынка и умения применять их для исследования и решения проблем); рефлексивнорегулятивный критерий(способность адекватно оценивать уровень своей компетентности и прогнозировать условия еёповышения); личностный критерий(совокупность качеств, позволяющих выстраивать устойчивое развитие организации в условиях рынка, обеспечивать себе и членам педагогического коллектива постоянное саморазвитие в вопросах маркетинговой деятельности)[9].
Обладая маркетинговой компетентностьюруководитель образовательной организации сможет принимать эффективные управленческие решения в условиях рыночных отношений. Так же руководитель должен обладать системой ценностей, которая позволит ему выстраивать стратегии развития с учётом мнения общественности и потребителей услуг, а так же предусмотреть риски связанные с внешними угрозами. Такой руководитель обладает определенными знаниями, умениями и мотивацией выстроить эффективное взаимодействие не только внутри педагогического коллектива, но и вне его с социальными партнерами, бизнес партнерами и органами государственной и муниципальной власти[10].Руководитель, который обладает маркетинговой компетентностью сможет эффективно осуществлять деятельность по разработке и реализации стратегии развитияорганизации, решать маркетинговые задачи и создавать условия для эффективной маркетинговой деятельности педагогического коллектива.
Ссылки на источники1.Приказ МинздравсоцразвитияРФ от 26.08.2010 N 761н"Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.10.2010 N 18638)2.Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированного образования // Народное образование. –2003. –№ 2. 3.Варакина Е. А. Формирование экономической компетентности руководителя образовательного учреждения в системе повышения квалификации: дис. ... канд. пед. наук. –Оренбург, 2009. –226 с. 4.Ларюшкин, С.А. Формирование экономической компетентности руководителей образовательных организаций в условиях дополнительного образования / С.А.Ларюшкин, Р.Р.Рахметов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научнотеоретический журнал.–2015.–№ 4(25). –С.35425.Ганаева Е. А. Гуманитаризация маркетинговой деятельности образовательного учреждения: дис… дра пед. наук. –Оренбург, 2007. –302 с.6.Ларюшкин, С.А. Когнитивный аспект правовой компетентности педагогов дошкольного образования, формируемый в системе дополнительного профессионального образования / С.А.Ларюшкин, Т.А.Сваталова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научнотеоретический журнал.–2016.–№ 1(26). –С.4046.7.Соловьева Ю. Н. Теория и методология обеспечения маркетинговой компетентности в системе управления стратегического альянса: автореф. дис. ... дра экон. наук. –СанктПетербург, 2006. –43 с. 8.Абрамовских Т.А. Развитие профессиональных компетенций руководителя образовательной организации в условиях модернизации системы образования//Теоретические и методологические проблемы современного образования:Материалы XXVII Международной научнопрактической конференции 2829 июня 2016г. / Научноинформационный издательский центр "Институт стратегических исследований".–Москва: Издво «Институт стратегических исследований»: Издво «Перо», 2016. С. 510.9.Донина И.А.Маркетинговая компетентность руководителя общеобразовательной организации как его профессиональноличностная характеристика /И.А.Донина // Современные проблемы науки и образования. –2013.–№5.10.Ларюшкин, С.А. Формирование правовой компетентности руководителей образовательных организаций в условиях дополнительного образования / С.А.Ларюшкин, Р.Р.Рахметов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научнотеоретический журнал.–2015.–№ 3(24). –С.3440.
Маркетинговаякомпетентностьруководителяобразовательнойорганизации
всовременныхсоциальноэкономическихусловиях
Аннотация.В статье рассматривается основные подходы ксущности иструктуренового профессионального качества –маркетинговой компетентности руководителей образовательных организаций. Определены основные составляющие компетентности руководителей образовательных организаций.В статье изученыразличные подходы к определению термина«маркетинговая компетентность».Актуализируется рольруководителя в разработкестратегии развития образовательной организациив современных социальноэкономических условиях.Ключевые слова:компетентность;компетенция; маркетинговая компетентность;квалификационныехарактеристики.
На сегодняшний день деятельность руководителей образовательныхорганизацийосуществляетсявособыхполитических,экономическихисоциальныхусловиях.Мировыетенденцииразвитияэкономикизатронулиисистемуобразования.Среформированием системы образования начинает формироватьсярынок образовательных услуг, меняется статуси экономическая самостоятельность образовательных организаций, что влечёт за собой усиление ответственности руководителей и необходимость повышения уровня их профессиональной компетентности.Деятельности руководителей российской школы существенно отличается от того, каким оно было еще 10–20 лет назад. Кроме достижения учащимися образовательных результатовна школы возлагается ответственность за создание благоприятных условий образовательной деятельности, состояние здоровья учащихся, их внеурочную занятость и т.д.Современная государственная образовательная политика ставит перед руководителемсерьезные задачи, связанные с управлением финансовохозяйственной деятельностью учреждения. Социальные ожидания предполагают появление руководителя нового типа, обладающего потребностью и готовностью обеспечивать конкурентоспособность образовательной организации на рынке образовательных услуг. Таким образом,профессиональная деятельность руководителя образовательной организациинеотделима от экономического контекста.Экономическийаспектуправленияобразовательнойорганизациейстановитсярешающимвпрофессиональнойдеятельностируководителя.Такжененадозабывать,чтобольшинствообразовательныхорганизацийРоссии
этомуниципальныеучреждения,аразличиявуровнеэкономическогоразвитиярегионоввРФ(естьрегионыдоноры,большинстворегионовдотационные)создаютразличныеусловиядляфункционированияиразвитияобразовательныхорганизаций,иногда,противоположные.Поэтомуруководителямнеобходимовноситькоррективывуправлениеучреждением.Также необходимо отметить еще одну специфику деятельности школы на современном этапе. Она заключается в изменении системы оплаты труда учителей и системы финансирования школ. При переводе всех учреждений общего образования на нормативное «подушевое» финансирование, новая система устанавливает прямую зависимость между количеством учащихся в организации и объемом ее финансирования государством. Учитывая резкий спад рождаемости в России в 90х годах XX века, многие школы оказываются в сложнейшей ситуации нехватки финансовых средств и вынуждены сами искать источники финансирования.Чтобыбытьконкурентоспособнымвсовременныхусловияхобразовательныеорганизациипереходятотрежимафункционированиякфункцииразвития.Вэтихусловияхможетвозникнутьнеобходимостьврасширениипредоставляемыхобразовательныхуслугах,формированиеимиджаорганизации,построенияпартнёрскихотношенийспотребителямиуслугиобщественностью.Длядостиженияэффективныхрезультатовнеобходимо,чтобыуправлениеобразовательнойорганизациейосуществлялосьс позиций маркетингового подхода. Естественно для реализации современных подходов к управлению руководитель образовательной организацией должен обладать соответствующими профессионально личностными характеристиками. Такой характеристикой может стать его маркетинговая компетентность.Переосмыслениетребованийкдолжностируководителяобразовательнойорганизации,наборакомпетенций,составляющихегокомпетентностьнасущнаяпотребностькакнауки,такипрактикиуправленияобразованием.
ОфициальныйподходкпрофессиональнымкачествамруководителяобразовательногоучреждениязакрепленвЕдиномквалификационномсправочникедолжностейруководителей,специалистовислужащих(Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерацииот 26 августа 2010 г. N 761н).Руководитель современной образовательной организациидолжен знать основы экономики, способы организации финансовохозяйственной деятельности образовательного учреждения,гражданское, административное, трудовое, бюджетное, налоговое законодательство в части, касающейся регулирования деятельности образовательных организаций, основы менеджмента и управления проектами. Кроме этого должен уметь определять стратегию,цели и задачи развитияорганизации, принимать решения о программном планировании его работы, участии организациив различных программах и проектах, обеспечивать соблюдение требований, предъявляемых к условиям образовательного процесса. В пределах своих полномочий может распоряжаться финансовыми средствами, а так же обеспечивать результативность и эффективность их использования.Эффективнорешатькадровые, административные, финансовые, хозяйственные и иные вопросы в соответствии с уставом образовательного учреждения.Должен обеспечивать учет, сохранность и пополнение учебноматериальной базы и привлекать дополнительные источники финансовых и материальных средств[1].
Так же, справочник предъявляет требования к образованияи стажу работы руководителя образовательной организации.Руководителивсех типов образовательных организаций должны иметь высшее образование. Определены требования к профильности образования: необходимо либо основное, либо дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, управления персоналом, управления проектами, менеджмента и экономики. Для занятия должностей руководителейнеобходимо иметь стаж работы не менее 5 лет (соответственно на педагогических, научных или научнопедагогических должностях). В единый квалификационный справочник должностей руководителей постоянно вносятся изменения и дополнения, разрабатываются типовые должностные обязанности, но они являются малоэффективными, т.к. их положения неизбежно отстают от динамичной жизнедеятельности современной образовательной организации. Все это обусловливает необходимость создания более эффективных управленческих инструментов на основе нового отношения к процессу и содержанию управления образовательной организацией в форме профессиональных стандартов.Насегодняшнийденьразработанпроектстандартаруководителяобразовательнойорганизации,котораятакжеоперируеттермином«компетентность».Профессиональные стандарты в отличие от квалификационных характеристик описывают деятельность, а не должности и, соответственно, устанавливают требования к образованию и опыту работы, необходимые для выполнения обобщенных трудовых функций и трудовых функцийв них входящих, а не для занятия той или иной должности. При определении требований к квалификации в профессиональном стандарте соответствующая информация единого квалификационного справочникабыла проанализирована и актуализирована с учетом мнения экспертов и обсуждения их предложений на заседаниях рабочей группы с участием представителей Минобрнауки России,нот.к.стандартруководителяещёневступилвсилурассматриватьеговконтекстенашейтемыбудетпреждевременно.
Единогоподходакопределению«компетенция» и «компетентность» на сегодняшний день отсутствует. Существуют различные мнения: от полного отождествления до принципиально разных подходов и точек зрения. Наиболее широкую известность имеет подход А.В. Хуторского, который понимал под первымсовокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов. Компетентность он определяет как владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Другими словами, компетенция это наперед заданное требование к образовательной подготовке обучаемого, а компетентность уже состоявшиеся качества личности обучаемого и минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере[2].Так же свои варианты определения понятия дали всвоих работах исследователиВ. Г. Горб, И.А.Зимняя, И. А. Колесникова и другие.В данной статьемаркетинговая компетентность руководителярассматривается как составляющаяего профессиональной компетентности, поэтому необходимо рассмотретьсущность иструктуру данного понятия. Если проанализировать исследования посвящённые определению «маркетинговой компетентности», то можно прийти к следующему выводу: данное понятие рассматривается или в структуре более широкой профессиональной характеристики, или как самостоятельное профессиональное качество.Теоретическийанализ экономического аспекта профессиональной деятельности руководителя образовательной организации послужил для Варакиной Е.А.основаниемдля выделения нового профессионального качества, которое определенокак экономическая компетентность[3].АвторыС.А.Ларюшкин, Р.Р.Рахметов в статьепосвященнойформированиюэкономической компетентности руководителей образовательных организаций, так же рассматриваютэкономическуюкомпетентность руководителякак структурный компонент его профессиональной компетентности,которая позволяетруководителю ориентироваться в современных, непростыхэкономических условиях,ответственно принимать экономические решения, а в результате обеспечиватьспособность к оперативному эффективному управлению, что позволитоставаться образовательной организации конкурентоспособным[4].
В своейработепосвящённый формированиюэкономической компетентности руководителя организациивсистеме повышения квалификацииВаракина Е.А.определяет маркетинговый компонент экономической компетентности как способность руководителя, направленную на обеспечение социального образовательного заказа и удовлетворение образовательных потребностей заказчика, включающая знания маркетинговых моделей и экономических закономерностей, умения применять их на практике,переносить известные способы деятельности в новые экономические условия, анализировать рынки, сегментировать потребителя» [3]. В данном определении автор рассматривает маркетинговую компетентность как характеристику образовательной организации, которая находится в режиме функционирования, а не развития.Ганаева Е. А. говорит оготовности руководителя образовательной организациик маркетинговой деятельности в контексте ее гуманизации. Автор рассматривает маркетинговую готовность как интегративную характеристику, которая заключается в знании теории маркетинга. Менеджер образования должен уметь формировать и реализовывать маркетинговую стратегию, осуществлять эффективные коммуникативные акты, которые будут содействовать возможности организации формировать у воспитанников познавательные и социальные потребности, не забывая при этом об интересах личности, общества и государства[5].Особенностью данного подходаявляется то, что авторвыделяетодинаковые маркетинговые функциикак для руководителя, так и для педагога образовательной организации. Многие авторы считают, чтореализуя маркетинговую стратегию образовательной организации, функции и задачи руководства и педагогического коллектива должны быть сопряжены, но не одинаковы. Стратегические аспекты развития можно отнести к деятельности руководителя образовательной организации, а тактические к деятельности педагогического коллектива[6].
Принципиально другой подход к понятию «маркетинговая компетентность» высказывает Ю. Н. Соловьева, она рассматривает маркетинговую компетентность как один из важнейших ресурсов организации, который обеспечивает ее долгосрочную конкурентоспособность за счет поиска соответствия между ее возможностями создания предложения и потребительским спросом [7]. Рассмотрев различные подходы к термину«Маркетинговая компетентность» учитываясовременные тенденции развития маркетинга, а так же специфику деятельностируководителя врыночных условиях можно прийти к выводу, что маркетинговая компетентность руководителя образовательной организации может быть определена как инновационная составляющая его профессиональной компетентности, как способность и готовность к определению и формированию конкурентных преимуществ образовательной организации, проектированию стратегии развития образовательных услуг генерированию инновационных идей и комплексированию ресурсов[8].
Данное определение совпадает с мнением ДонинойИ.А., котораярассматривает вопрос маркетинговой компетентности всвоей статье «Маркетинговая компетентность руководителя общеобразовательной организации как его профессиональноличностная характеристика».Многие исследователи обращаются к проблеме становления различных аспектов профессиональной компетентности руководителей и эффективной организации маркетинговой деятельности общеобразовательных организаций. Маркетинговый подход к управлению общеобразовательной организацией предполагает перестройку в мировоззрении управления школой на всех его уровнях по принципу «от нужд организации —к нуждам рынка». Данный подход к управлению развитием общеобразовательной организации предполагает управление организацией в соответствии с принципами маркетинга и построение системы деятельности всех субъектов образовательного процесса с учетом задач успешного развития общеобразовательной организации в условиях рыночной экономики: комплексности, оптимального сочетания централизованных и децентрализованных методов управления; ситуационного управления процессами, ориентации на потребителя. Переход на управление школой с точки зрения маркетингового подхода представляет собой качественно новое состояние, когда в своей деятельности оно не только опирается на свои внутренние возможности, но и учитывает внешние условия. Реализуется концепция управления школой как «открытой системы». Это приводит к существенным изменениям в принятии практически всех управленческих решений.По мнению Дониной И.А. маркетинговая компетентность руководителя образовательной организации структурно может состоять из организационноуправленческой, предпринимательской, коммуникативной, информационноаналитической компетенций, каждый из которыхбудет включать совокупность соответствующих знаний, умений, опыта и рефлексии деятельности, и в целом –характеризироваться степенью развитости личных и профессионально значимых качеств, совокупности личных и профессиональных ценностей и мотивов, которые необходимы для оптимальной реализации целевых установок. Критериями маркетинговой компетентности руководителя образовательной организации могут быть: мотивационный критерий(наличие потребностей и мотивов для реализации маркетинговой компетентности), когнитивнооперациональный критерий(знания профессиональной направленности в области управления развитием общеобразовательной организации в условиях рынка и умения применять их для исследования и решения проблем); рефлексивнорегулятивный критерий(способность адекватно оценивать уровень своей компетентности и прогнозировать условия еёповышения); личностный критерий(совокупность качеств, позволяющих выстраивать устойчивое развитие организации в условиях рынка, обеспечивать себе и членам педагогического коллектива постоянное саморазвитие в вопросах маркетинговой деятельности)[9].
Обладая маркетинговой компетентностьюруководитель образовательной организации сможет принимать эффективные управленческие решения в условиях рыночных отношений. Так же руководитель должен обладать системой ценностей, которая позволит ему выстраивать стратегии развития с учётом мнения общественности и потребителей услуг, а так же предусмотреть риски связанные с внешними угрозами. Такой руководитель обладает определенными знаниями, умениями и мотивацией выстроить эффективное взаимодействие не только внутри педагогического коллектива, но и вне его с социальными партнерами, бизнес партнерами и органами государственной и муниципальной власти[10].Руководитель, который обладает маркетинговой компетентностью сможет эффективно осуществлять деятельность по разработке и реализации стратегии развитияорганизации, решать маркетинговые задачи и создавать условия для эффективной маркетинговой деятельности педагогического коллектива.
Ссылки на источники1.Приказ МинздравсоцразвитияРФ от 26.08.2010 N 761н"Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.10.2010 N 18638)2.Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированного образования // Народное образование. –2003. –№ 2. 3.Варакина Е. А. Формирование экономической компетентности руководителя образовательного учреждения в системе повышения квалификации: дис. ... канд. пед. наук. –Оренбург, 2009. –226 с. 4.Ларюшкин, С.А. Формирование экономической компетентности руководителей образовательных организаций в условиях дополнительного образования / С.А.Ларюшкин, Р.Р.Рахметов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научнотеоретический журнал.–2015.–№ 4(25). –С.35425.Ганаева Е. А. Гуманитаризация маркетинговой деятельности образовательного учреждения: дис… дра пед. наук. –Оренбург, 2007. –302 с.6.Ларюшкин, С.А. Когнитивный аспект правовой компетентности педагогов дошкольного образования, формируемый в системе дополнительного профессионального образования / С.А.Ларюшкин, Т.А.Сваталова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научнотеоретический журнал.–2016.–№ 1(26). –С.4046.7.Соловьева Ю. Н. Теория и методология обеспечения маркетинговой компетентности в системе управления стратегического альянса: автореф. дис. ... дра экон. наук. –СанктПетербург, 2006. –43 с. 8.Абрамовских Т.А. Развитие профессиональных компетенций руководителя образовательной организации в условиях модернизации системы образования//Теоретические и методологические проблемы современного образования:Материалы XXVII Международной научнопрактической конференции 2829 июня 2016г. / Научноинформационный издательский центр "Институт стратегических исследований".–Москва: Издво «Институт стратегических исследований»: Издво «Перо», 2016. С. 510.9.Донина И.А.Маркетинговая компетентность руководителя общеобразовательной организации как его профессиональноличностная характеристика /И.А.Донина // Современные проблемы науки и образования. –2013.–№5.10.Ларюшкин, С.А. Формирование правовой компетентности руководителей образовательных организаций в условиях дополнительного образования / С.А.Ларюшкин, Р.Р.Рахметов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научнотеоретический журнал.–2015.–№ 3(24). –С.3440.