Сопровождение дошкольника с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении
Выпуск:
ART 970235
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Назаревич
О.
С. Сопровождение дошкольника с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 31. – С.
1101–1105. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970235.htm.
Аннотация. Современная система дошкольного образования предусматривает организацию процесса сопровождения не только детей с условно нормативным развитием, но и детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящей статье рассматриваются основные виды деятельности специалистов системы сопровождения по включению ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду общеразвивающего учреждения.
Ключевые слова:
коррекционно-развивающая работа, процесс сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, диагностическая, консультативная, профилактическая и просветительская деятельность специалиста системы сопровождения
Текст статьи
Назаревич Оксана Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологииФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринскosn24@mail.ru
Сопровождение дошкольника с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении
Аннотация.Современная система дошкольного образования предусматривает организацию процесса сопровождения не только детей с условно нормативным развитием, нои детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящей статье рассматриваются основные виды деятельности специалистов системы сопровождения по включению ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду общеразвивающего учреждения.Ключевые слова:процесс сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья,диагностическая, коррекционноразвивающая работа, консультативная, профилактическая и просветительская деятельность специалиста системы сопровождения.
В настоящее время специалисты разных педагогических специальностей проявляют постоянный интерес к проблеме обучения, воспитания и сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ. Можно констатировать тот факт, что в условиях дошкольного образования данная проблема связана с трудностями материальнотехнического, информационного, психологического порядка.Это определяет необходимость дальнейшей разработки вопросов включения ребенка дошкольного возраста с ОВЗ в среду условно нормативно развивающихся сверстников, вопросов сопровождения ребенка с ОВЗ в общеразвивающем учреждении (ОУ).
По официальной статистике правительства Курганской области, в настоящее время в Зауралье проживают около 81 тысячи людей с ограниченными возможностями здоровья, более трех тысяч из них дети.В системе дошкольного образования области функционируют 116 групп для детей с тяжелыми нарушениями речи, 7 —для детей с задержкой психического развития, 6 —для детей с нарушением опорнодвигательного аппарата, 3 —для детей с нарушениями зрения; неслышащие детидошкольники в возрасте от 4х лет имеют возможность получить специальные образовательные услуги в дошкольном отделении Шадринской специальной (коррекционной) школыинтерната № 11. В Курганской области функционирует 15 специальных (коррекционных) школ для детей с ОВЗ. Актуальным остается проблема включения ребенка с дошкольного возраста с ОВЗ в среду условно нормативно развивающихся сверстников. Эффективность данного процесса зависит, в определенной степени, от организации процесса медикопсихологопедагогического сопровождения дошкольников с ОВЗ в ОУ.Процесс медикопсихологопедагогическогосопровожденияпозволяет специалистам ДОУ обеспечить: 1) сопровождение развития ребенка и сопровождение процесса его обучения, воспитания, коррекции имеющихся отклонений (включает коррекционную работу, направленную на исправление или ослабление имеющихся нарушений, и развивающую работу, направленную на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития), 2) комплексную технологию, особый путь поддержки ребенка, помощи ему в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.В данной работе мы будем опираться на определение сопровождения, предложенное в работе О.В. Ефимой, которая рассматривает сопровождение ребенка с ОВЗ как комплексную технологию психологопедагогической поддержки и помощи ребёнку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано[1].Ведущей идеей сопровождения, по мнению Ю.М. Беляковой, З.Г. Кожановой, Г.Н. Кулаковой, А.К. Кушева, Е.В. Лебедевой и Н.А. Томилиной, является положение о необходимости самостоятельности ребенка в решении актуальных для его развития проблем. Следствиями сопровождения могут быть:
систематическое сопровождение психологопедагогического статуса ребенка и динамики его психического развития;
создание условий для личностного развития детей и их успешного обучения;
создание условий помощи детям с проблемами в психологическом развитиии обучении [2].В отношении ребенка с ОВЗ конечной целью медикопсихологопедагогического сопровождения является формирование конкурентноспособной личности, которая может успешно адаптироваться в образовательной и общекультурной среде. Специалисты системысопровождения детей с ОВЗ уточняют цель процесса сопровождения и определяют ее как достижение ребенком максимального для него уровня потенциальных возможностей с учетом специфики дефекта.На этапе сопровождения ребенка дошкольного возраста основными задачами являются ранняя дифференцированная диагностика с целью уточнения специфических особенностей ребенка с ОВЗ, коррекция отклоняющегося развития на основе результатов проведенного группой специалистов обследования, в старшем дошкольном возрасте подготовка ребенка с ОВЗ к школьному обучению[2]. Основное содержание деятельности специалистов системы сопровождения детей с отклонениями в развитии в рамках ДОУ предполагает работу по следующим направлениям:
адаптация ребенка дошкольного возраста к условиям ДОУ;
развитие познавательного интереса и активности детей,
развитие творческих способностей и задатков воспитанников,
профилактика дезадаптивного поведения,
формирование всех компонентов готовности к школьному обучению.Деятельность специалистов системы сопровождения дошкольников с ОВЗ определяетсяспецификойорганизации и содержания отдельных видов работс разными категориями клиентов.Диагностическое обследование детей позволяет:
выявить индивидуальнотипологические особенности развития детей;
определить на основе полученных данных оптимальный педагогический маршрут;
обеспечить индивидуальное сопровождение каждого ребенка с ОВЗ;
разработать и осуществить коррекционную программу;
оценить эффективность ее внедрения [3].
Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется в зависимости от круга решаемых задач. Наиболее эффективными, на наш взгляд, являются экспрессметодики, позволяющие за короткий период времени получить достаточное для дальнейшей интерпретации количество данных.В своей практической деятельности мы использовали некоторые авторские диагностические методики, например, методикуВ. В. Ткачевой «Оценка эмоциональной и коммуникативноповеденческой сферы детей с тяжелыми нарушениями развития» или методику психологического изучения детей с нарушениями в развитии, предложенную И.Ю. Левченко и Н.А. Кисилевой. Данная дифференциальная диагностика позволяет определить особенности развития ребенка по следующим параметрам:
общие показатели (эмоции и поведение; общение; саморегуляция и контроль; интерес к заданию; особенности деятельности; организация помощи; работоспособность; внимание; мелкая моторика;
частные показатели (зрительное восприятие; пространственное восприятие; память; речь; мышление; воображение.Полученные результаты оцениваются на основе таблицы качественноколичественной оценки результатов психологического исследования (ключа). В протоколе определяются численные показатели каждого исследуемого параметра, рассчитывается среднее арифметическое значение выделенных и описанных выше общих и частных показателей, а затем рассчитывается коэффициент успешности выполнения задания, который является интегративным показателем, свидетельствующим об уровне психического развития ребенка [4].Для диагностики особенностей детскородительских отношений и семьи в целом можно использовать методики, исследующие: стиль взаимоотношений в семье; воспитательную стратегию родителей или лиц, их заменяющих; сформированность и активизацию родительской позиции (негативной, позитивной); психологическую (личностноэмоциональную) стабильность родителей [5].Диагностическая работа с членами педагогического коллектива предполагает выявление таких показателей, как: стиль взаимоотношений в диаде взрослый –ребенок; воспитательная стратегия (ее соответствие концепции дошкольного воспитания); образовательная стратегия (ее соответствие образовательной программе детского сада);психологическая личностноэмоциональная стабильность педагогических кадров.Коррекционная и развивающая работа преследует цель создания условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекции отклонений развития. При осуществлении коррекционных воздействий специалисты ориентируются на определенный эталон психического развития, к которому стремятся приблизить ребенка. Развивающая работа предполагает учет средневозрастных норм развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития.
Коррекционную и развивающую работу рекомендуется планировать и вести с учетом приоритетных направлений и особенностей конкретного ДОУ, специфики детского коллектива, отдельного ребенкас ОВЗ.
Содержание коррекционноразвивающей работы с детьми включает в себя работу по исправлению, устранению или ослаблению отклонений в различных сферах развития ребенка в зависимости от его проблематики [5]. Команда специалистов разрабатывает коррекционные программы индивидуальной, подгрупповой или групповой коррекции, направленные на решение основных задач дошкольного возраста и специфических проблем ребенка с отклонениями в развитии. Основой программы коррекционноразвивающей работы являются рекомендации, данные специалистами психологомедикопедагогической комиссии или бюро медикосоциальной экспертизы (для ребенкаинвалида). Опираясь на данные рекомендации специалисты системы сопровождения составляют индивидуальную коррекционноразвивающую программу. В качестве методов коррекционного воздействия активно используется методы и приемы поведенческой коррекции, игротерапия, арттерапия (сказкотерапия, куклотерапия, проективное рисование), психогимнастика [6]. Выбор конкретных методов и приемов работы зависит от специфики варианта нарушенного развития ребенка, степени тяжестидефекта, проблемы, которая должна быть скорректированна, а также возможностей и резервов ОУ, профессиональных знаний, умений и навыков специалистов, работающих с детьми.Консультативная работа по проблемам детей дошкольного возраста с особыми потребностями имеет специфические особенности, определенные тем, что оно проводится с педагогами и родителями по проблеме ребенка дошкольного возраста. Консультирования детей не проводится в силу возрастных особенностей детей. Психологическое консультированиепедагогов и родителей в условиях детского сада носит профилактический и образовательный характер. Предметом информирования являются причины и признаки отклонений, их возможные последствия для развития детей, оптимизация воспитательнообразовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. С целью создания условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей специалисты системы сопровождения занимаются просветительской деятельностью, а именно:
актуализацией и систематизацией имеющихся знаний;
повышением уровня психологических знаний;
включение имеющихся знаний в структуру деятельности родителей и педагогов.
Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, специфическое своеобразие детей и родителей [3]. Основными формами просвещения родителей являются: родительские собрания, круглый стол, создание информационных уголков по типу «Советы психолога», клубная работа («Мамина школа»), открытые занятия, оформление наглядности. В работе с педагогами можно использовать семинарыпрактикумы, круглые столы, анализ конкретных ситуаций, обучающие игры, тренгии другое. В нашей практической деятельности хорошо зарекомендовали себя практические занятия по обучению педагогов и родителей созданию ситуаций успехачерез организацию условий, при которых создается возможность достижения более значительных результатов в деятельности отдельной личности. Переживания радости, удовлетворения отполученного результата, возникающих при внедрении ситуаций успеха в педагогическую деятельность, позволяют формировать у детей устойчивое чувство самоудовлетворения, новые мотивы деятельности. Наиболее эффективными, на наш взгляд, являются такие специализированные приемы, как: эмоциональные поглаживания, неожиданная радость, «даю шанс», анонсирование, умышленная ошибка, «следуй за нами», общая радость, обмен ролями и др. [7].Специалисты системы сопровождения содействуют первичной профилактике и интеграциидошкольников с ОВЗ в социум. Содержанием работы по данному направлению может стать:1. работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:
анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;
групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательнообразовательного процесса; 2. выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации;3. отслеживание динамики социальноэмоционального развития детей;4. содействие благоприятному социальнопсихологическому климату в ДОУ;5. профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива [8]. Эффективность процесса сопровождения дошкольника с ОВЗ в условиях общеразвивающего учреждения зависит от следующих факторов:1.сформированностьу родителей ребенка с ОВЗ адекватного отношения к его дефекту;2.уровень сформированностиадекватных представлений педагогов общеразвивающего учреждения о возможностях обучения и воспитания детей с ОВЗ, методах и приемах коррекционноразвивающей работы, потенциальных возможностях детей с ОВЗ;3.соблюдение и исполнение всех положений нормативноправовых актов по включению дошкольников с ОВЗ в условия ОУ, реализация всех прав ребенка с ОВЗ;4.адекватное и толерантное отношение всех участников образовательного процесса и социума в целом к детям с ОВЗ.Все это требует дальнейшей разработки и углублениявопросов организации и содержания сопровождения дошкольников с ОВЗ в условиях современного общеразвивающего дошкольного образовательного учреждения.
Ссылки на источники1.Психолого–педагогическое сопровождение детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья / Методические рекомендации. Сыктывкар, 2013, 98 с. 2.Организация службы психологопедагогического и медикосоциальногосопровождения на муниципальном уровне / Ю.М. Белякова, З.Г. Кожанова, Г.Н. Кулакова, А.К. Кушев, Е.В. Лебедева, Н.А. Томилова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2005. N5. С. 3303.Семаго М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования / М.М. Семаго, Н.Я Семаго. –М.: АРКТИ, 2005. –330 с.4.Левченко И.Ю. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / И.Ю. Левченко, Н.А. Кисилева. –М.: Книголюб, 2007. –153 с.5.Осипова А.А. Общая психокоррекция / А.А. Осипова. М.: ТЦ Сфера, 2012. –512 с. 6.Добровольская, Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комисарова, Т. А. Добровольская. М. :2001.248 с.7.Белкин А.С. Ситуация успеха. Книга для учителей. –Екатеринбург, 1997. –185 с.8.Жигорева, М. В. Опыт реализации интегрированного подхода к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями развития / М.В. Жигорева, Н.Д. Ситдикова, Л.Ю. Дроздова // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2007. № 6. С. 614.
Сопровождение дошкольника с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении
Аннотация.Современная система дошкольного образования предусматривает организацию процесса сопровождения не только детей с условно нормативным развитием, нои детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящей статье рассматриваются основные виды деятельности специалистов системы сопровождения по включению ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду общеразвивающего учреждения.Ключевые слова:процесс сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья,диагностическая, коррекционноразвивающая работа, консультативная, профилактическая и просветительская деятельность специалиста системы сопровождения.
В настоящее время специалисты разных педагогических специальностей проявляют постоянный интерес к проблеме обучения, воспитания и сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ. Можно констатировать тот факт, что в условиях дошкольного образования данная проблема связана с трудностями материальнотехнического, информационного, психологического порядка.Это определяет необходимость дальнейшей разработки вопросов включения ребенка дошкольного возраста с ОВЗ в среду условно нормативно развивающихся сверстников, вопросов сопровождения ребенка с ОВЗ в общеразвивающем учреждении (ОУ).
По официальной статистике правительства Курганской области, в настоящее время в Зауралье проживают около 81 тысячи людей с ограниченными возможностями здоровья, более трех тысяч из них дети.В системе дошкольного образования области функционируют 116 групп для детей с тяжелыми нарушениями речи, 7 —для детей с задержкой психического развития, 6 —для детей с нарушением опорнодвигательного аппарата, 3 —для детей с нарушениями зрения; неслышащие детидошкольники в возрасте от 4х лет имеют возможность получить специальные образовательные услуги в дошкольном отделении Шадринской специальной (коррекционной) школыинтерната № 11. В Курганской области функционирует 15 специальных (коррекционных) школ для детей с ОВЗ. Актуальным остается проблема включения ребенка с дошкольного возраста с ОВЗ в среду условно нормативно развивающихся сверстников. Эффективность данного процесса зависит, в определенной степени, от организации процесса медикопсихологопедагогического сопровождения дошкольников с ОВЗ в ОУ.Процесс медикопсихологопедагогическогосопровожденияпозволяет специалистам ДОУ обеспечить: 1) сопровождение развития ребенка и сопровождение процесса его обучения, воспитания, коррекции имеющихся отклонений (включает коррекционную работу, направленную на исправление или ослабление имеющихся нарушений, и развивающую работу, направленную на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития), 2) комплексную технологию, особый путь поддержки ребенка, помощи ему в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.В данной работе мы будем опираться на определение сопровождения, предложенное в работе О.В. Ефимой, которая рассматривает сопровождение ребенка с ОВЗ как комплексную технологию психологопедагогической поддержки и помощи ребёнку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано[1].Ведущей идеей сопровождения, по мнению Ю.М. Беляковой, З.Г. Кожановой, Г.Н. Кулаковой, А.К. Кушева, Е.В. Лебедевой и Н.А. Томилиной, является положение о необходимости самостоятельности ребенка в решении актуальных для его развития проблем. Следствиями сопровождения могут быть:
систематическое сопровождение психологопедагогического статуса ребенка и динамики его психического развития;
создание условий для личностного развития детей и их успешного обучения;
создание условий помощи детям с проблемами в психологическом развитиии обучении [2].В отношении ребенка с ОВЗ конечной целью медикопсихологопедагогического сопровождения является формирование конкурентноспособной личности, которая может успешно адаптироваться в образовательной и общекультурной среде. Специалисты системысопровождения детей с ОВЗ уточняют цель процесса сопровождения и определяют ее как достижение ребенком максимального для него уровня потенциальных возможностей с учетом специфики дефекта.На этапе сопровождения ребенка дошкольного возраста основными задачами являются ранняя дифференцированная диагностика с целью уточнения специфических особенностей ребенка с ОВЗ, коррекция отклоняющегося развития на основе результатов проведенного группой специалистов обследования, в старшем дошкольном возрасте подготовка ребенка с ОВЗ к школьному обучению[2]. Основное содержание деятельности специалистов системы сопровождения детей с отклонениями в развитии в рамках ДОУ предполагает работу по следующим направлениям:
адаптация ребенка дошкольного возраста к условиям ДОУ;
развитие познавательного интереса и активности детей,
развитие творческих способностей и задатков воспитанников,
профилактика дезадаптивного поведения,
формирование всех компонентов готовности к школьному обучению.Деятельность специалистов системы сопровождения дошкольников с ОВЗ определяетсяспецификойорганизации и содержания отдельных видов работс разными категориями клиентов.Диагностическое обследование детей позволяет:
выявить индивидуальнотипологические особенности развития детей;
определить на основе полученных данных оптимальный педагогический маршрут;
обеспечить индивидуальное сопровождение каждого ребенка с ОВЗ;
разработать и осуществить коррекционную программу;
оценить эффективность ее внедрения [3].
Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется в зависимости от круга решаемых задач. Наиболее эффективными, на наш взгляд, являются экспрессметодики, позволяющие за короткий период времени получить достаточное для дальнейшей интерпретации количество данных.В своей практической деятельности мы использовали некоторые авторские диагностические методики, например, методикуВ. В. Ткачевой «Оценка эмоциональной и коммуникативноповеденческой сферы детей с тяжелыми нарушениями развития» или методику психологического изучения детей с нарушениями в развитии, предложенную И.Ю. Левченко и Н.А. Кисилевой. Данная дифференциальная диагностика позволяет определить особенности развития ребенка по следующим параметрам:
общие показатели (эмоции и поведение; общение; саморегуляция и контроль; интерес к заданию; особенности деятельности; организация помощи; работоспособность; внимание; мелкая моторика;
частные показатели (зрительное восприятие; пространственное восприятие; память; речь; мышление; воображение.Полученные результаты оцениваются на основе таблицы качественноколичественной оценки результатов психологического исследования (ключа). В протоколе определяются численные показатели каждого исследуемого параметра, рассчитывается среднее арифметическое значение выделенных и описанных выше общих и частных показателей, а затем рассчитывается коэффициент успешности выполнения задания, который является интегративным показателем, свидетельствующим об уровне психического развития ребенка [4].Для диагностики особенностей детскородительских отношений и семьи в целом можно использовать методики, исследующие: стиль взаимоотношений в семье; воспитательную стратегию родителей или лиц, их заменяющих; сформированность и активизацию родительской позиции (негативной, позитивной); психологическую (личностноэмоциональную) стабильность родителей [5].Диагностическая работа с членами педагогического коллектива предполагает выявление таких показателей, как: стиль взаимоотношений в диаде взрослый –ребенок; воспитательная стратегия (ее соответствие концепции дошкольного воспитания); образовательная стратегия (ее соответствие образовательной программе детского сада);психологическая личностноэмоциональная стабильность педагогических кадров.Коррекционная и развивающая работа преследует цель создания условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекции отклонений развития. При осуществлении коррекционных воздействий специалисты ориентируются на определенный эталон психического развития, к которому стремятся приблизить ребенка. Развивающая работа предполагает учет средневозрастных норм развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития.
Коррекционную и развивающую работу рекомендуется планировать и вести с учетом приоритетных направлений и особенностей конкретного ДОУ, специфики детского коллектива, отдельного ребенкас ОВЗ.
Содержание коррекционноразвивающей работы с детьми включает в себя работу по исправлению, устранению или ослаблению отклонений в различных сферах развития ребенка в зависимости от его проблематики [5]. Команда специалистов разрабатывает коррекционные программы индивидуальной, подгрупповой или групповой коррекции, направленные на решение основных задач дошкольного возраста и специфических проблем ребенка с отклонениями в развитии. Основой программы коррекционноразвивающей работы являются рекомендации, данные специалистами психологомедикопедагогической комиссии или бюро медикосоциальной экспертизы (для ребенкаинвалида). Опираясь на данные рекомендации специалисты системы сопровождения составляют индивидуальную коррекционноразвивающую программу. В качестве методов коррекционного воздействия активно используется методы и приемы поведенческой коррекции, игротерапия, арттерапия (сказкотерапия, куклотерапия, проективное рисование), психогимнастика [6]. Выбор конкретных методов и приемов работы зависит от специфики варианта нарушенного развития ребенка, степени тяжестидефекта, проблемы, которая должна быть скорректированна, а также возможностей и резервов ОУ, профессиональных знаний, умений и навыков специалистов, работающих с детьми.Консультативная работа по проблемам детей дошкольного возраста с особыми потребностями имеет специфические особенности, определенные тем, что оно проводится с педагогами и родителями по проблеме ребенка дошкольного возраста. Консультирования детей не проводится в силу возрастных особенностей детей. Психологическое консультированиепедагогов и родителей в условиях детского сада носит профилактический и образовательный характер. Предметом информирования являются причины и признаки отклонений, их возможные последствия для развития детей, оптимизация воспитательнообразовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. С целью создания условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей специалисты системы сопровождения занимаются просветительской деятельностью, а именно:
актуализацией и систематизацией имеющихся знаний;
повышением уровня психологических знаний;
включение имеющихся знаний в структуру деятельности родителей и педагогов.
Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, специфическое своеобразие детей и родителей [3]. Основными формами просвещения родителей являются: родительские собрания, круглый стол, создание информационных уголков по типу «Советы психолога», клубная работа («Мамина школа»), открытые занятия, оформление наглядности. В работе с педагогами можно использовать семинарыпрактикумы, круглые столы, анализ конкретных ситуаций, обучающие игры, тренгии другое. В нашей практической деятельности хорошо зарекомендовали себя практические занятия по обучению педагогов и родителей созданию ситуаций успехачерез организацию условий, при которых создается возможность достижения более значительных результатов в деятельности отдельной личности. Переживания радости, удовлетворения отполученного результата, возникающих при внедрении ситуаций успеха в педагогическую деятельность, позволяют формировать у детей устойчивое чувство самоудовлетворения, новые мотивы деятельности. Наиболее эффективными, на наш взгляд, являются такие специализированные приемы, как: эмоциональные поглаживания, неожиданная радость, «даю шанс», анонсирование, умышленная ошибка, «следуй за нами», общая радость, обмен ролями и др. [7].Специалисты системы сопровождения содействуют первичной профилактике и интеграциидошкольников с ОВЗ в социум. Содержанием работы по данному направлению может стать:1. работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:
анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;
групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательнообразовательного процесса; 2. выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации;3. отслеживание динамики социальноэмоционального развития детей;4. содействие благоприятному социальнопсихологическому климату в ДОУ;5. профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива [8]. Эффективность процесса сопровождения дошкольника с ОВЗ в условиях общеразвивающего учреждения зависит от следующих факторов:1.сформированностьу родителей ребенка с ОВЗ адекватного отношения к его дефекту;2.уровень сформированностиадекватных представлений педагогов общеразвивающего учреждения о возможностях обучения и воспитания детей с ОВЗ, методах и приемах коррекционноразвивающей работы, потенциальных возможностях детей с ОВЗ;3.соблюдение и исполнение всех положений нормативноправовых актов по включению дошкольников с ОВЗ в условия ОУ, реализация всех прав ребенка с ОВЗ;4.адекватное и толерантное отношение всех участников образовательного процесса и социума в целом к детям с ОВЗ.Все это требует дальнейшей разработки и углублениявопросов организации и содержания сопровождения дошкольников с ОВЗ в условиях современного общеразвивающего дошкольного образовательного учреждения.
Ссылки на источники1.Психолого–педагогическое сопровождение детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья / Методические рекомендации. Сыктывкар, 2013, 98 с. 2.Организация службы психологопедагогического и медикосоциальногосопровождения на муниципальном уровне / Ю.М. Белякова, З.Г. Кожанова, Г.Н. Кулакова, А.К. Кушев, Е.В. Лебедева, Н.А. Томилова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2005. N5. С. 3303.Семаго М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования / М.М. Семаго, Н.Я Семаго. –М.: АРКТИ, 2005. –330 с.4.Левченко И.Ю. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / И.Ю. Левченко, Н.А. Кисилева. –М.: Книголюб, 2007. –153 с.5.Осипова А.А. Общая психокоррекция / А.А. Осипова. М.: ТЦ Сфера, 2012. –512 с. 6.Добровольская, Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комисарова, Т. А. Добровольская. М. :2001.248 с.7.Белкин А.С. Ситуация успеха. Книга для учителей. –Екатеринбург, 1997. –185 с.8.Жигорева, М. В. Опыт реализации интегрированного подхода к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями развития / М.В. Жигорева, Н.Д. Ситдикова, Л.Ю. Дроздова // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2007. № 6. С. 614.