«Готический стиль» в архитектуре Санкт-Петербурга рубежа XIX–XX веков
Выпуск:
ART 970243
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Дмитриева
М.
Г. «Готический стиль» в архитектуре Санкт-Петербурга рубежа XIX–XX веков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 31. – С.
1141–1145. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970243.htm.
Аннотация. Готический стиль – стиль эпохи Средневековья, стиль наивысшего расцвета культуры этого исторического периода в Европе. Он никогда не был характерен для русской культуры, хотя его отдельные элементы можно увидеть на фасадах русских средневековых построек. Такие «новые» исторические стили, как псевдоготика, неоготика, «готический модерн», возникли в России в качестве противостояния классицизму лишь в XVIII веке, а расцвета «новый стиль готики» достиг лишь к концу XIX столетия. Именно в эпоху модерна в архитектуре Санкт-Петербурга появилась возможность воссоздать конструктивные и эстетические особенности истинного готического стиля.
Ключевые слова:
архитектура, санкт-петербург, готический стиль, псевдоготика, неоготика, «готический модерн»
Текст статьи
Дмитриева Мария Геннадьевна,кандидат искусствоведения, учитель изобразительного искусства и мировой художественной культуры ГБОУ школа№ 174 Центрального района СанктПетербурга, г. СанктПетербургmaria_gen@inbox.ru
«Готический стиль»в архитектуре СанктПетербурга рубежаXIX
XX веков
Аннотация.Готический стиль стиль эпохи Средневековья, стиль наивысшего расцвета культуры этогоисторического периода в Европе. Он никогда не был характерен для русской культуры, хотя его отдельные элементы можно увидеть на фасадах русских средневековых построек. Такие «новые»исторические стили как псевдоготика, неоготика, «готический модерн»возникли в России в качествепротивостоянияклассицизму лишь в XVIII веке, арасцвета «новый стильготики» достиг лишь к концу XIX столетия. Именно в эпоху модерна в архитектуре СанктПетербурга появилась возможность воссоздать конструктивные и эстетические особенностиистинного готического стиля.
Ключевые слова:СанктПетербург, архитектура, готический стиль, псевдоготика, неоготика, «готический модерн».Где римский судия судил чужой народ
Стоит базилика и, радостный и первый,Как некогда Адам, распластывая нервы,Играет мышцами крестовый легкий свод.Но выдает тебя снаружи тайный план!Здесь позаботилась подпружных арок сила,Чтоб масса грузная стены не сокрушила,И свода дерзкого бездействует таран.Стихийный лабиринт, непостижимый лес,Души готической рассудочная пропасть,Египетская мощь и христианства робость,С тростинкой рядом дуб и всюду царь отвес…О.Мандельштам “Notre Dame”[1]Готический стиль стиль эпохи Средневековья, стиль наивысшего расцвета этого исторического периода в европейской культуре. Он никогда не был характерен для русской культуры, хотя егоотдельные элементымы можемувидеть на фасадах русских средневековых построек. «Готический стиль»илипсевдоготика возник в России как противостояние классицизму лишь в XVIIIвеке, арасцвета этот «новый стиль» достиг к концу XIXвека.Поскольку «готический стиль» в настоящем понимании этого слова не свойственен русской культуре и искусству, поэтому в настоящей статье мы берем это понятие в кавычки.Культурный процесс в России на рубеже XIXXXвв.
в эпоху«Серебряного века» представляет сложнейшее переплетение политических и социальных проблем, отмечен резкими изменениями в русской архитектуре и связан со стремительным развитием искусства, литературы, философии, появлением множества художественных ассоциаций, кружков, организаций. “Готические” здания рубежа вековв СанктПетербурге иллюстрируют новую тенденцию русской архитектуры, выраженную в стилистическом и эстетическом своеобразии выработанного “нового стиля” модерна, когда пространство начинает доминировать над формой, главным становится создание новойпространственнопластической системы. Необходимо отметить, что памятники “готического модерна” распространены в Северной столице шире, чем «готические» строения эпох сентиментализма, романтизма и историзма. Возможно потому, что в конце XIXв. начинается период модерна “новой” архитектуры, во многом близкой по конструкции и образному строю готическому стилю европейского Средневековья.
Типология архитектурных памятников “готического модерна” в СанктПетербурге связанас общим потоком строительства, направленным преимущественно,в сторонууплотнения городской застройки и развитием промышленности. В эпоху «Серебряного века»с применением форм готики строили особняки, доходные домаи общественные здания, промышленные сооружения, иноверческие храмы, оформляли интерьеры. Новая волна неоромантизма этого времени вызывает и новое понимание архитектуры позднего Средневековья, ее главного формообразующего качества пространственности, которое теперь способно выражаться новейшими достижениями науки и техники. В период модерна готика “внедряется” в современный мир столицы. Главным принципом ее, часто использующимся в строительстве, теперь считается не декор прерогатива псевдоготики и неоготики конца ХVIIIпервой половины ХIХ вв., а конструктивная каркасная система.Именно каркасная конструкция, родственная пространственнопластической системе модерна, заставляет зодчих вспомнить при проектировании строений западноевропейскую средневековую готику[2].“Система раннего романтического модерна в архитектуре Петербурга, подобная текучему неконстатируемому слогу поэзии символизма с глагольными и прилагательными конструкциями, проявляется в ее способности попеременно выставлять в себе то архитектоническую, то пластическую, то декоративную природу формообразования. В ней нет ничего ставшего, а есть все становящееся” [3]. Эти качества архитектуры напоминают конструктивнопластическую систему готического храма, в которойорганически переплелись конструкция и пластические формы, гдеконструктивные элементы подвержены строгому рационализму, а образный строй иррационален и поэтичен. В связи с этим и новая волна распространения “готических” форм в северной столице приходится на становление раннего модерна.Для раннего модерна, как и для средневековой готики характерен эффект “взаимопроникновения” пространств. Если в эпоху Средних веков в храме он осуществлялся посредством больших окон, связывающих два мира земной и небесный, то в новом стиле это переход уровней, неустойчивое, развивающееся внутри пространство и, конечно, огромные, иногда даже во всю стену окна, имеющие витражи. Да и расположение комнат небольшой высоты в два яруса по краям от высокого холла в постройках того времени напоминает расположение нефов в готическом храме, где боковые гораздо ниже центрального главного, а холл считался одним из главных помещений в здании.По своему характеру система раннего модерна, в период которого появляются первые сооружения петербургского “готического модерна”, была ориентирована “в себя”, а не “вовне”. Данное обстоятельство также сближает ее с образной и конструктивной системой готики, где внутреннее пространство “дом Бога” на земле, а снаружи грешная действительность, и они никогда не пересекаются. Вместе с тем строения и модерна, и готики, были тесно связаны с окружающим миром, что выразилось в использовании нового орнамента (нового и для одной, и для другой эпох) органического, в мотивах флоры и фауны, иллюстрирующих саму жизнь, реальность. Самыми распространенными типами архитектурных построек “готики” третьего периода в Северной столице являются особнякии доходные дома. К примеру, особняк В.В.Тиса, построенный в 1897 г. по проекту К.К.Шмидта,напоминает формы средневековых готических жилых домов, отличающихся использованием элементов, заимствованныхсо стен символа города того времени готического собора. Остроконечная угловая башенка, трехлепестковое завершение окон, высокая крыша, стрельчатый аркатурный пояс, венчающий здание, и применение “кирпичного стиля” говорят о принадлежности данного сооружения к произведениям “русской готики”.Дом ювелирной фирмы К.Фаберже, находящийся на Большой Морской ул., 24,и особняк Е.Безобразовойна Моховой ул., 34 характерные образцы петербургского “готического модерна”. На фасадах этих зданий присутствуют “готические” завершения: небольшие башенки, стрельчатые формы окон и проемов, изощренные скульптурные детали. “Готические” здания на Васильевском острове заслуживают особого внимания, поскольку этот один из старейших районов города, является “концентрацией”жилых сооружений этого стиля в Петербурге. Например, дом купца Е.И.Костицына(№ 53 (ранее 49) на 8й линии), возведенный Н.И.Алексеевым в 1912 г.(Проект дома купца Костицына был создан в декабре 1911 г., а утвержден, согласно архивным документам, находящимся в ЦГИА СПб, 14 июля 1913 г.) [4], дом купца А.Л.Франка(№ 8а на 21й линии), сооруженный в 1900 г. В.В.Шаубом,и др. Эти постройки отличает присутствие на фасадах резных “готических” декоративных украшений в виде трилистников, четырехлистников или подобия крестоцветов, стрельчатых завершений оконных и дверных проемов, высоких кровель крыш, полихромии фасадов. Дом Франка имеет также традиционный для эпохи Средневековья фахверк. Шестиэтажный доходный дом А.А. и М.Ф. Еремеевых на 5й линии Васильевского острова, 46 (1903 1905; Ил. 1), разрешение на постройку которогобыло выдано 6 июня 1903 года Техническим Отделением:“Техническое Отделение постановило: постройку каменного шестиэтажного лицевого дома на месте и, согласно детальным чертежам, позволить, с соблюдением общих правил, приложенных к плану…” [5], а такжедоходный дом А.А.Еремееевойна Большом пр. Васильевского острова,82 (1902; Ил. 2) являются истинными образцами романтического модерна. Их конструкция органично слита с внешними декоративными формами, а образ напоминает, с одной стороны, мощь западноевропейских средневековых, прежде всего, романских замков, предназначенных для защиты, с другой значительная высота и устремленность декоративных деталей вверх говорят о приближении к образному строю готики.
1.Шестиэтажный жилой дом А.А. и М.Ф. Еремеевых. 5ая линия, 46. Васильевский остров.19031905. М.Ф.Еремеев. Фрагмент фасада (фото автора).2.Доходный дом А.А.Еремеевой. Большой пр., 82.Васильевский остров. 1902. М.Ф.Еремеев (?) Вид на угловой эркер(фото автора).
Принципы пространственнопластической системы западноевропейской средневековой готики в начале XXв. приобрели рационалистические тенденции, но по образному строю чаще оставались еще романтическими: доходный “Дом с башнями”на пл. Льва Толстого (1913 1915; Ил. 3) К.И.Розенштейна и А.Е.Белогруда, дом товарищества “Помещик”на углу Измайловского пр. и17й Красноармейской ул. (1911 1912; Ил. 4) Я.З.Блувштейна; дом меблированных комнат А.И.Андреевойна Лиговском пр., 53 (1911 1912) М.Л.Крицкого. “Дом с башнями” привлекает внимание обликом, синтезирующем элементы “средневекового готического замка и собора”, выделяющегося из окружения двумя высокими шестигранными башнями, желтым цветом с коричневым орнаментом, стрельчатыми, полуциркульными и прямоугольными окнами, расположенными несимметрично и огромными аркамиокнами, сделанными наподобие перспективных порталов.
3.Доходный«Дом с башнями». Пл. Льва Толстого.19131955. К.И.Розенштейн, А.Е.Белогруд. Общий вид(фото автора).4.Дом товарищества «Помещик». Измайловский пр., 16. 19111912. Я.З.Блувштейн. Общий вид (фото автора).Доходный дом товарищества “Помещик” иное восприятие архитектором стиля эпохи позднего Средневековья. Угловое здание с одной большой шестигранной башней и двумя высокими щипцами по уличным фасадам немного мрачен,напоминая древний, потемневший от времени замок, очень близкий своим архитектурным выражением к хору собора в Магдебурге, а балюстрады с пинаклями, завершающие башню, как будто скопированы с вероятного прототипа. Стрельчатая форма окон, часто применяемая в возведении зданий “готического модерна”, на фасаде данного сооружения приобретает различные конфигурации: от почти плоского с маленьким острым выступом до “высоко взлетающей стрелы” попытка автора передать многообразие средневековых готических форм и их трансформацию в Новое время. Эти постройки являются одними из последних доходных домов, построенных в стиле “готического модерна”, позднее его вытесняет неоклассицизм.Кроме частных особняков и доходных домов “готические” элементы применялись и в строительстве общественных зданий. Одним из характерных примеров петербургского “готического модерна” является дом городских учрежденийна Садовой улице, 55 57, возведенный в 1903 1906 гг. А.Л.Лишневским (Ил.56) и являющийся истинным воплощением связи современной технической и научной мысли, новых материалов и конструкций с образом средневековой постройки, где архитекторы часто создавали мистическую скульптуру для украшения фасадов. Данное сооружение появилось лишь в начале XXстолетия. Первоначально, на рубеже XVIIIXIXвв. здесь находился Дом СанктПетербургской Управы Благочиния для помещения арестантов [6], который, согласно архивным документам, был перестроен в 1820 1821 гг.[7].
5.Дом городских учреждений. Садовая ул., 55.19041906. А.Л.Лишневский. Общий вид(фото автора).6.Дом городских учреждений. Садовая ул., 55.19041906. А.Л.Лишневский. Фасад(фото автора).
Для создания на месте СанктПетербургской управы Благочиния Дома городских учреждений в начале XXв. был объявлен конкурс, условия которого были опубликованы в № 24 журнала “Зодчий” за 1903 г.Условия конкурса были следующими: “На городском участке земли, по Садовой улице и Вознесенскому проспекту, под № 55 57, величиной в 864, 64 кв. саж. (план участка прилагается) предполагается возвести каменный лицевой дом в 5 этажей на нежилом подвале высотой по ширине Садовой улицы в 11 саженей и такой же высоты по Вознесенскому проспекту на всем протяжении участка, и каменные надворные постройки, с мансардами из несгораемых материалов. В лицевом доме и надворных постройках надо разместить следующее: 1. Магазины, 2. Управление комиссии по водоснабжению, 3. Центральное отделение городского ломбарда, 4. Аукционную камеру, 5. Городскую посредническую контору, 6. Городскую типографию с общей столовой и интернатом для учеников, 7. Городскую жестяную мастерскую, 8. Камеры мировых судей, 9. 12 классов городских школ, 10. Общие службы. В мансардных помещениях могут быть расположены казармы для нескольких служителей, учеников типографии и некоторые службы. Каждое учреждение в отдельность должно быть размещено в двух или трех, непосредственно сообщающихся этажах. Все балки должны быть металлическими. На лестницах должны быть подъемные машины. <…> В лицевом доме городские учреждения должны быть размещены в четырех верхних этажах, а первый этаж должен быть отведен для магазинов, перекрытых сводами.” [8]. Сроки конкурса были ограничены 20 октября 1903 г., а 30 декабря 1903 г. на десятом очередном общем собрании Общества архитекторов И.С.Китнер прочитал отзыв жюри по конкурсу проектов Дома для городских учреждений, который гласил, что первую премию из 18 представленных получил проектпод девизом “Deuxvariations” гражданского инженера и архитекторахудожника А.И.Дмитриева, вторую проект под девизом “В тесноте, да не в обиде” архитектора А.Л.Лишневского и третью “Треугольник с дельфином” архитекторов Б.И.Гиршовича и И.А.Претро [9]. Тем не менее, Городская Дума на заседании 31 мая 1904 г. постановила утвердить проект А.Л.Лишневского, “более подходящий с точки зрения финансирования”[10], и предложила этот вариант на рассмотрение в Министерство Внутренних Дел. Дом городских учреждений, сооруженныйпо последнему слову науки и техники с металлическими балками и подъемными машинами (лифтами), привлекает образом (если не считать количество этажей) древней средневековой постройки, созданной из темносерого камня с “неправильным” общимпланом, украшенной богатым скульптурным орнаментом, башней с часами и башенками с острым завершением, а также мордами “химер”, напоминающих знаменитых химер французских готических соборов. Кроме того, стрельчатое окончание окон и треугольных щипцов на крыше дают нам возможность утверждать, что это строение представляет собой одно из совершенных образцов петербургской“готики”.Еще один пример постройки городского значения этого времени здание Императорского Вольного экономического общества, проект которого, созданный архитектором В.Пясецким, был утвержден Обществом архитекторов в феврале 1904 г. Согласно заданию, полученному зодчим, “внешний вид здания должен соответствовать достоинству Общества… хотя стиль фасадов предоставляется автору проекта, но стили общеевропейские Ренессанс, русский, чистокирпичный и “moderne” признаются не подходящими в данной задаче” [11]. Выбор “готического стиля”, как приоритетного, автор объясняет его великолепием, а также тем, что готическая архитектура наиболее соответствует понятию о свободной деятельности и напоминает о дворцах экономически сильной Венеции. Формы здания символизируют принадлежность Экономического Общества к старейшим в Европе, и подчеркивают его значимость в российском культурноисторическом процессе[12]. Это сооружение имеет ярковыраженные формы “готики”: стрельчатое завершение оконных и дверных проемов, арок и аркатурных поясов, богатство декоративного оформления с растительным орнаментом в виде трилистников и четырехлистников, и напоминает непосредственные прототипы итальянские палаццо, например, палаццо Дожей. Внутри здания потолки были оформлены “нервюрами” со стрельчатым завершением. Данный факт также позволяет рассматривать это сооружение, как имеющее важнейшее значение в эволюции “готического стиля” в петербургской архитектуре, поскольку здесь прослеживается линия поиска зодчими пространственной организации европейского средневекового готического стиля, начатая Н.Л.Бенуа в петергофских постройках, продолженная И.С.Китнером в училищном корпусе для мальчиков при лютеранской церкви св. Екатерины на Васильевском острове.Богат общественными зданиями Васильевский остров. Здесь находится Александровский приют, построенный, по мнению многих ученых, в 1897 г. К.К.Шмидтом. Однако, согласно заметке, изданного в 1899 г. выпуска № 3 журнала “Архитектурные мотивы”, следует сделать вывод об окончании строительства в 1899. Так автор пишет: “7 марта состоялось в СанктПетербурге освящение вновь выстроенного, по проекту архитектора К.К.Шмидта трехэтажного здания Александровского приюта для женщин” [13]. Постройка представляет собой некий “синтез” черт различных стилей, соединенных с современной конструкцией: здесь можно рассмотреть стрельчатые и трехлепестковые завершения дверных проемов и окон, высокие “фахверковые” крыши, характерные для стиля позднего Средневековья, декоративную кирпичную кладку, напоминающую немецкую средневековую готику, или “подобную” разноцветной мозаике, говорящей о какихто “восточных” тенденциях в архитектуре. Тем не менее, несмотря на многообразие элементов различных стилей, данное сооружение относится к “готическому модерну”, поскольку конструктивное решение и образный строй несет в себе его традиции. На рубеже XIXXXвв. архитекторы использовали формы строенийпрототипов дляновых сооружений, элементы которых не просто имели внешнее сходство, но и были связаны функционально. Например, удивительно напоминают друг друга госпиталь в аббатстве Урскан во Франции и Александровский приют в Петербурге.Для рубежа веков характерно иоформление интерьеровв “готическом стиле”. Здесь “вещь”, в отличие от эклектического периода, теряет свою обособленность и мыслится как компонент единой системы. Меблировка становится неотторжимой частью этой среды, подчинившись ее закономерностям. Например, мотивы английской готики были использованы в отделке библиотеки Зимнего дворцав 1894 1896 гг. А.Ф.Красовским, но принцип оформления был уже другим, связанным с органическим слиянием конструкции и декора, пространственным архитектурным мышлением.“Готические” формы библиотеки, созданные в дереве и окружающие со всех сторон зрителя, производят сильное впечатление и предлагают “окунуться” в мир “готической” древности. В формах “готики” оформлены некоторые интерьеры в особняке Кельхана ул. Чайковского, 28, созданные архитекторами В.И.Шене и В.И.Чагиным. Павильон и столовая украшены различными “готическими” элементами декора и предметами в “готическом стиле”. Попадая в эти помещения, можно “очутиться” в мире “средневековых” образов, ощутить дух той эпохи. Зодчие учли и пространственный аспект готического стиля Средневековья, поскольку декор не лишен конструктивной основы и органически вписывается в интерьер, наряду с “готическими” вещами.На рубеже XIXXXстолетий продолжают применять формы “готики”при постройке хозяйственныхи промышленныхсооружений, часто несущих признаки уже рационалистического модерна. Пример тому здание молочного склада М.А.Краузев Саперном пер., 22 (1908; Ил. 7) архитектора Г.О.Гиргенсона, которое можно соотнести с некоторыми постройками Средних веков, хотя его формы строго лаконичны и мало что имеют от характерной декоративности традиционного готического стиля. Оно напоминает средневековый готический дворец в Авиньоне, имеющий такие же плоские арки, выделенные на фоне стены, строгость и простоту форм. Устремленность конструктивных элементов вверх и стрельчатые окончания оконных и дверных проемов говорят о принадлежности сооружения к “готическому модерну” в его крайне рационалистическом выражении.
7.Здание молочного склада М.А.Краузе. Саперный пер., 22.1908. Г.О.Гиргенсон. Общий вид(фото автора).
Кроме строительства особняков, доходных домов и промышленных сооружений в “готических” формах продолжается развитие культовой архитектуры, преимущественно иноверческого вероисповедания в непосредственной близи от столицы. Только в данный период истории “готического стиля” России можно говорить о максимальном приближении конструктивного решения и образного строя к соборампрототипам. В 1900 1910е гг. в окрестностях СанктПетербурга возводится немалое количество евангелическолютеранских и римскокатолических церквей, каплиц и молитвенных домов.Одним из примеров является костел за Невской заставой на земле Императорского Фарфоровогозаводаили церковь святого Сердца Иисусова(Ил. 8), проект которого был обнаружен в ЦГИА СПб. Авторские чертежи датированы 1909 г., но В.В.Антонов и А.В.Кобак считают, что храм был заложен еще в 1907 г. [14], хотя, согласно документам, разрешение на постройку римскокатолическогокостела в “готических” формах гражданским инженером, архитекторомхудожником С.П.Галензовским[15]было получено у Строительного Отделения Петроградского Губернского правления 14 февраля 1909 г. Освящена церковь, предположительно, в 1917 1918 гг. К сожалению, костел не был достроен, поэтому грандиозный замысел автора сейчас можно увидеть только на чертежах. Согласно им, по своим формам храм являет стилизацию “под готический собор” со всеми присущими ему элементами: трехнефная базилика с двумя башнями надзападным входом и большим количеством скульптурных декоративных деталей, используемых для украшения средневекового собора (фиалы, пинакли, “краббы”, растительные мотивы и т.д.)[16].Небольшим отступлением от форм католического собора является наличие в центральном нефе двух рядом находящихся входов, расположенных в импровизированном треугольном тамбуре (Ил. 9).
8.Римскокатолический костел за Невской заставой.1909. С.П.Галензовский. Проект главного фасада(фото автора).9.Римскокатолический костел за Невской заставой.Ул. Бабушкина, 57. 19071918. С.П.Галензовский. Главный фасад(фото автора)
Автор сооружения близко подходит к прототипу не только во внешнем оформлении, но и в соблюдении пропорций и конструкции, ориентируясь на образ средневекового готического собора, а не на образец какихто отдельных конструктивных особенностей и декоративных форм. Если бы костел был достроен, впервые за всю историю “готического стиля” в Петербурге вознесся бы в небо островерхими башнями “настоящий готический храм” символ западноевропейского средневекового города. Несколько иным каменным “готическим” храмом рубежа XIXXXвв. является лютеранская церковь в поселке Колпино(1902 1904), созданная взамен сгоревшей П.Андреевым. 22 мая 1902 г. ходатайство Евангелическолютеранской консистории о постройке при лютеранском приходе в НовоСаратовке на средства верующих “новогокаменногомолитвенного дома,взамен уничтоженного пожаром старого” было удовлетворено, а планы окончательно утверждены на заседании Строительного отделения СанктПетербургского губернского правления 10 июня 1903 г.[17]. Тем не менее, в декабре 1902 г. Царскосельский Исправник уже докладывал, что “каменный молитвенный дом Евангелическолютеранского прихода постройкою почти окончен”[18], но, видимо, без “высочайшего дозволения” и не согласно “Строительному Уставу”, поэтому он достраивался еще два года. Храм является попыткой воссоздать в своих формах однобашенную готическую церковь средневековой Германии, имеющую достаточно простое композиционное решение и скромное декоративное оформление. Здание представляет собой зальный молитвенный дом сполукруглой апсидой и двухъярусным членением на фасадах, завершающийся высокой шатровой башней со стрельчатыми арками и щипцами на южном и северном. Большое количество оконроз, украшающих три фасада, и стрельчатых окон с затейливыми узорами в переплетах в виде трилистников и четырехлистников, перспективный портал на главном входе, а также подобие контрфорсов у стен с треугольными башенками у их окончаний и пропорциональность,близкая средневековым церквям, дают нам основание отнести данное сооружение к важнейшим образцам “петербургской готики” и говорить об эволюции данного стиля.Культовым сооружением эпохи “готического модерна”, относящимся к иному типу строений этого времени деревянным “готическим” храмам, была воздвигнутая в деревнеЮкки Осинорощинской волостиПетербургского уездав 1908 1911 гг. Финская лютеранская церковь. Предположительно проект церкви был разработан в 1908 г. архитектором Брандтом, а 9 июля 1909 г. было подано прошение Церковного комитета в СанктПетербургское Губернское правление об утверждении представленных чертежей и разрешении на постройку здания. В Губернское правление был представлен проект деревянного храма, являющего собой зальную базилику, оформленную согласно принципам “готического собора”: высокие щипцы крыш, украшенные стрельчатыми проемами, башня со стрельчатыми окнами и башенкипинакли. Рядом с церковью были созданы ворота, также имеющие в своем облике черты готики: стрельчатое завершение проема, резной орнамент. 16 сентября 1909 г. на заседании Строительного Отделения СанктПетербургского Губернского правления в протоколе было отмечено: “план на постройку лютеранской церкви в д. Юкках СанктПетербургского уезда утвердить под условием: 1) сделания запасных двух боковых выходов; 2) сделания коренных дымовых труб и 3) чтобы по возведении церкви было заявлено Губернскому Начальству для осмотра и выдачи разрешения на ее открытие для допущения публики”[19]. Деревянные “готические” храмы периода “нового стиля” были нововведением и в истории “готики” русской архитектуры, ив ретроспекции всего готического стиля в Европе. Самым характерным материалом для культовых сооружений готики были либо камень, либо, что наиболее характерно и для средневековой Германии, и для России, кирпич. Дерево, как недолговечный и менее прочный материал, практически не использовалось. В эпоху модерна его частое применение при создании молитвенных домов говорит, вероятно, о финансовых возможностях заказчиков и необходимости построить сооружение в короткие сроки. Примером данной тенденции служит и деревянная финская евангелическолютеранская церковь св. Марии в Лахте, возведенная предположительно архитектором Э.Ф.Шитте в 1903 1904 гг.[20]. Этот зальный храм со стрельчатыми завершениями окон и дверей, башней колокольней и окнамирозой, возведенный на каменном фундаменте стоит несколько особняком от иных деревянных “готических” церквей этого периода, поскольку его формы развиваются скорее по горизонтали, чем по вертикали, а башня не доминирует над остальным объемом, а в ее деталях видны элементы и древнерусского зодчества. Таким образом, этот молитвенный дом можно назвать одним из переходных памятников от эпохи эклектики к “готическому модерну”, но уже имеющих некоторые признаки модерна: пространственное решение и лаконизм в наборе “готических” черт.Мотив деревянной церкви иноверческого исповедания стал необыкновенно популярен в начале XXв. В это время был воздвигнут и молитвенный домпо Матвеевской ул., 47 в селеЛигово(1908), в плане представляющий собой базилику с трансептом и помещениями для священников[21]. Общее композиционное решение подобно остальным однобашенным церквям: на западном фасаде башня, а южный и северный, вытянутые в длину, имеют в своем облике характерные и для традиционной готики, и для “новой готики” стрельчатые окна со сложными переплетами, включающими в себя орнамент. Близок по образу храму в Лигово молитвенный дом в Лугепо Успенской ул., 67, построенный в 1910 г. предположительно Кистером[22]. В марте 1910 г. был произведен осмотр церкви, указывающий на “несоответствие чертежей натуре” и с просьбой предоставить планы, похожие на созданные формы, а в 1911 г. к нему возможно инженером А.Атаревым была пристроена колокольня. Как и все деревянные культовые “готические” постройки этого времени, молитвенный дом имеет высокую башню у главного фасада со стрельчатыми окнами.Данные деревянные “готические” постройки стоят особняком в общем направлении “петербургской готики”, архитекторы которой выбирали в основномдля воплощения своих замыслов камень или кирпич, материалы, свойственные готике западноевропейского Средневековья и неоготике Нового времени. Дерево применялось крайне редко. Внешне церкви мало отличаются от однобашенных храмов, тип которых был выработан в зодчестве Германии в Средние века, а затем часто использовался в строительстве церквей в стиле “русской готики”.“Готические” постройки эпохи модерна, в принципе, не характерны для среды пригородов СанктПетербурга, они типичны для крупных городов, имеющих возможность возводить многоэтажные здания и органично включать их в свое архитектурное пространство, таковы, например, грандиозные соборы Римскокатолический костел за Невской заставой в Петербурге и Кафедральный собор Пресвятой Девы Марии в Москве.В итоге, отметим, что “готический модерн” рубежа ХIХ ХХ столетий преподнес свою вариацию готического стиля, непосредственно связанную с новымпониманием архитектуры Средневековья, ее главного формообразующего качества пространственности, которое теперь способно воплощаться с помощью новейшихдостижений науки и техники. В это время “готический модерн” как бы “входит” в современность. Теперь одним из важных принципов готического стиля Средневековья считается не декор, использовавшийся в конце ХVIIIпервой половине ХIХ вв., а конструктивная система, родственная пространственнопластической системе модерна. Взаимопроникновение и, одновременно, противопоставление двух пространств: внешнего и внутреннего характерно и для раннего модерна, и для средневековой готики. По своему характеру система “готического модерна” была замкнутой, имея ограниченный контакт с окружающей средой, что подчеркивает ее связь с образной и конструктивной системой подлинной готики, тем не менее, и сооружения готики, и постройки “готического модерна” имели немалое количество декора, в основе которого лежал растительный орнамент. Также, как и для некультовых построек эпохи позднего западноевропейского Средневековья, для строений “готики” рубежа XIXXXвеков характерно проектирование пространства “изнутринаружу”, когда внешний облик подразумевал внутреннее строение. Отличительным признаком «готического модерна»СанктПетербурга является то, что декоративные формы или элементы средневекового стиля используются преимущественно лишь для оформления завершения фронтонов зданий: высокие треугольные окончания, небольшие башенки, напоминающие пинакли, одна или две большие башни, иногда имеющие часы. Особенно необычно появление на фасадах начала XXвека “страшных” химер или других необыкновенных животных (как, например, на фасаде дома на Садовой ул., 5557). Такие, казалось бы, частные детали, как часы или маленькие скульптурные изображения, а также пинакли или “краббы”, едва заметные в общем декоративном иконструктивном строе, тем не менее, создают образ, напоминающий о готической архитектуре, когда появились первые башенные часы или разные чудовища охраняли здание от злых сил, а постройки имели ажурные каменные украшения. Все эти элементы, а также закономерность оформления стрельчатыми окончаниями крыш домов эпохи модерна говорят о стремлении передать значительные элементы образа, заимствуемого из определенной культуры: вытянутость, преобладание вертикали над горизонталью. Ведь острые завершения крыш зрительно увеличивают высоту здания, тем самым еще больше приближаясь к конструктивному и декоративному строю прообраза. Ни один европейский стиль, начиная с эпохи Античности и до XXв., не имел в своих конструктивных и декоративных особенностях преобладаниявертикального движения конструктивных и декоративных форм над горизонтальным, кроме готики и модерна. Именно поэтому и стало возможным столь органичное “слияние” “готических” элементов с традиционными формами модерна, поэтому и стал “готический модерн” наивысшей точкой в развитии “готического стиля” императорской России.Признаком петербургского “готического модерна” стало также определенное внимание к символичности готики, что было связано, в основном, с явлением символизма в культуре и попыткой создать такие произведения архитектуры, которые наиболее полно и определенно смогли бы передать образ средневековой готической постройки. Поскольку символом эпохи средневековой готики в целом являлся собор и важным на рубеже XIXXXвв. стало применение его “символичных” элементов и форм, постольку актуальным в это время было возведение “готических” церквей и соборов, представляющих собой непосредственное обращение к характерным чертам подлинного исторического стиля. Цветовая или пластическая символика средневековой готики могла проявляться и постройках светского предназначения, когда разноцветной кладкой, витражами, масками фантастических чудовищ или растительным орнаментом украшались фасады доходных домов и особняков, административных и общественных зданий (особняк Кокарева на ул. Московской, 55 в Царском селе, дом городских учреждений на Садовой ул., 5557 в СанктПетербурге и др.).“Готический модерн” в Петербурге был “кульминацией” “готического стиля” в русской архитектуре. Вобрав в себя и интерпретировав посвоему пришедшие из Европы готические средневековые и неоготические тенденции, он воссоединил их с современными тому времени достижениями науки и техники. “Игра” в новые формы, “игра” в Средневековье, “игра со сверхъестественным миром” все это стало символом “готического модерна”[23].Завершающий этап “русской готики” представляет собой итог двухвековой традиции существования стилистического направления в императорской России, являющего собой восхождение стиля от простого подражания декоративным формам к обобщенному образу, выраженному в слиянии конструкции и декора, с попыткой воссоздания и конструктивных, и декоративных особенностей стиляпрототипа.Можно с уверенностью утверждать, что архитектурные памятники СанктПетербурга и его пригородов (особенно эпохи модерна) явились апофеозом всего “готического стиля” в русской архитектуре, которые в слиянии с неповторимой “русской нотой”, воплотили в своих образах этические и стилистические признаки западноевропейской средневековой готики и неоготики Нового времени, став поистине национальным достоянием России.“Готический стиль” характерен не только для искусства и архитектуры императорской России. Он продолжил свое развитие и в советском градостроительстве, а также современности. В творчестве зодчих СанктПетербурга “готические” формы присутствуют и в сооружениях, построенных на протяжении XXстолетия и на рубеже XXXXIвв., например, памятник первым строителям СанктПетербурга (М.Ф.Шемякин, В.Бухаев; 1990е гг.)илижилой дом на Новочеркасском пр. в СанктПетербурге (нач. XXв.)и др. Советская эпоха, эпоха постмодернизма характеризуются в истории русской культуры новыми тенденциями, поэтому история“готического стиля” в России еще не окончена.
Ссылки на источники1.Поэзия серебряного века. В 2 т.: Т. 2. М.: Дрофа: Вече, 2002. с.78.2.Баранова М.Г. «Готический стиль» в русской архитектуре второй половины XVIII начала XX вв. (На примере памятников СанктПетербурга и его пригородов). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. СПб, 2005. с. 19.3.Кириллов В.В. Архитектура русского модерна: опыт формологического анализа. М.: Издво Московского университета, 1979.
с. 61.4.ЦГИА СПб: Ф. 513, Оп. 102, Д. 1682. Дом под № 49 на 8й линии В.О. Яценко, Костицына. Л. 86.5.ЦГИА СПб.: Ф. 513, Оп. 102, Д. 1585. Л. 15.6.История памятников архитектуры и градостроительства Москвы, Ленинграда и их пригородов. Вып. 2. Ленинград, Ч. 1. М., 1988. с. 254.7.РГИА: Ф. 1285, Оп. 8, Д. 1850. Дело о произведении перестроек и починок в доме СанктПетербургской Управы Благочиния для помещения арестантов.8.Императорское СанктПетербургское Общество архитекторов по поручению СанктПетербургской Городской Думы объявляет конкурс // Зодчий, № 10, 9 марта, 1903. с. 307.9.ИмператорскоеСанктПетербургское Общество архитекторов по поручению СанктПетербургской Городской Думы объявляет конкурс // Зодчий, № 10, 9 марта, 1903. с. 310.РГИА: Ф. 1293, Оп. 137, Д. 31. Дело об одобрении проекта фасада дома для городских учреждений под № 55 и 57 на углу Большой Садовой ул. и Вознесенского пр. 1905.Л. 1.11.Предполагаемая постройка нового здания Императорского Вольного Экономического Общества // Зодчий, №№ 6, 7, 8, 9; 8, 15, 22, 27 февраля, 1904. № 8. с. 81.12.Предполагаемая постройка нового здания Императорского Вольного Экономического Общества // Зодчий, №№ 6, 7, 8, 9; 8, 15, 22, 27 февраля, 1904.№ 9
с. 98 99.13.Вести о постройках (опыт архитектурной хроники) // Архитектурные мотивы. Новый журнал архитектуры и художественной промышленности. М.: Издво В.С.Бернер, 1899. с. 13.14.Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни СанктПетербурга: Историкоцерковная энциклопедия. В 3 т. СПб.: Чернышев, 1994 1996. Т. 3. с. 22815.ЦГИА СПб: Ф. 256, Оп. 29, Д. 6. О рассмотрении проекта костела за Невской заставой на земле Императорского фарфорового завода.16.ЦГИА СПб: Ф. 256, Оп. 29, Д. 6. О рассмотрении проекта костела за Невской заставой на земле Императорского фарфорового завода. Чертежи 2,3.17.ЦГИА СПб: Ф. 256, Оп. 26, Д. 646. О рассмотрении проектов лютеранских церквей в г. Ораниенбауме, в пос. Колпино Царскосельского у. и имении Лахта Петербургского у.; чертежи. Л. 1, 2818.ЦГИА СПб: Ф. 256, Оп. 26, Д. 646. О рассмотрении проектов лютеранских церквей в г. Ораниенбауме, в пос. Колпино Царскосельского у. и имении Лахта Петербургского у.; чертежи. Л. 3.19.ЦГИА СПб: Ф. 256, Оп. 29, Д. 87. О рассмотрении проекта Финской лютеранской церкви в деревне Юкки Осинорощинской волости Петербургского уезда; чертежи. Л. 1, 1220.ЦГИА СПб: Ф. 256, Оп. 26, Д. 646. О рассмотрении проектов лютеранских церквей в г. Ораниенбауме, в пос. Колпино Царскосельского у. и имении Лахта Петербургского у.; чертежи. Л. 33, 4148, 55.21.ЦГИА СПб: Ф. 256, Оп. 33, Д. 408. Об освидетельствовании католического молитвенного дома по Матвеевской ул., 47 в с. Лигово Петроградского у. Л. 1617.22.ЦГИА СПб: Ф. 256, Оп. 29, Д. 272. Дело по прошению уполномоченного СанктПетербургского общества евангелических христиан Долгополова об осмотре молитвенного дома в г. Луге.23.Баранова М.Г. «Готический стиль» в русской архитектуре второй половины XVIII начала XX вв. (На примере памятников СанктПетербурга и его пригородов). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. СПб, 2005. с. 22.
«Готический стиль»в архитектуре СанктПетербурга рубежаXIX
XX веков
Аннотация.Готический стиль стиль эпохи Средневековья, стиль наивысшего расцвета культуры этогоисторического периода в Европе. Он никогда не был характерен для русской культуры, хотя его отдельные элементы можно увидеть на фасадах русских средневековых построек. Такие «новые»исторические стили как псевдоготика, неоготика, «готический модерн»возникли в России в качествепротивостоянияклассицизму лишь в XVIII веке, арасцвета «новый стильготики» достиг лишь к концу XIX столетия. Именно в эпоху модерна в архитектуре СанктПетербурга появилась возможность воссоздать конструктивные и эстетические особенностиистинного готического стиля.
Ключевые слова:СанктПетербург, архитектура, готический стиль, псевдоготика, неоготика, «готический модерн».Где римский судия судил чужой народ
Стоит базилика и, радостный и первый,Как некогда Адам, распластывая нервы,Играет мышцами крестовый легкий свод.Но выдает тебя снаружи тайный план!Здесь позаботилась подпружных арок сила,Чтоб масса грузная стены не сокрушила,И свода дерзкого бездействует таран.Стихийный лабиринт, непостижимый лес,Души готической рассудочная пропасть,Египетская мощь и христианства робость,С тростинкой рядом дуб и всюду царь отвес…О.Мандельштам “Notre Dame”[1]Готический стиль стиль эпохи Средневековья, стиль наивысшего расцвета этого исторического периода в европейской культуре. Он никогда не был характерен для русской культуры, хотя егоотдельные элементымы можемувидеть на фасадах русских средневековых построек. «Готический стиль»илипсевдоготика возник в России как противостояние классицизму лишь в XVIIIвеке, арасцвета этот «новый стиль» достиг к концу XIXвека.Поскольку «готический стиль» в настоящем понимании этого слова не свойственен русской культуре и искусству, поэтому в настоящей статье мы берем это понятие в кавычки.Культурный процесс в России на рубеже XIXXXвв.
в эпоху«Серебряного века» представляет сложнейшее переплетение политических и социальных проблем, отмечен резкими изменениями в русской архитектуре и связан со стремительным развитием искусства, литературы, философии, появлением множества художественных ассоциаций, кружков, организаций. “Готические” здания рубежа вековв СанктПетербурге иллюстрируют новую тенденцию русской архитектуры, выраженную в стилистическом и эстетическом своеобразии выработанного “нового стиля” модерна, когда пространство начинает доминировать над формой, главным становится создание новойпространственнопластической системы. Необходимо отметить, что памятники “готического модерна” распространены в Северной столице шире, чем «готические» строения эпох сентиментализма, романтизма и историзма. Возможно потому, что в конце XIXв. начинается период модерна “новой” архитектуры, во многом близкой по конструкции и образному строю готическому стилю европейского Средневековья.
Типология архитектурных памятников “готического модерна” в СанктПетербурге связанас общим потоком строительства, направленным преимущественно,в сторонууплотнения городской застройки и развитием промышленности. В эпоху «Серебряного века»с применением форм готики строили особняки, доходные домаи общественные здания, промышленные сооружения, иноверческие храмы, оформляли интерьеры. Новая волна неоромантизма этого времени вызывает и новое понимание архитектуры позднего Средневековья, ее главного формообразующего качества пространственности, которое теперь способно выражаться новейшими достижениями науки и техники. В период модерна готика “внедряется” в современный мир столицы. Главным принципом ее, часто использующимся в строительстве, теперь считается не декор прерогатива псевдоготики и неоготики конца ХVIIIпервой половины ХIХ вв., а конструктивная каркасная система.Именно каркасная конструкция, родственная пространственнопластической системе модерна, заставляет зодчих вспомнить при проектировании строений западноевропейскую средневековую готику[2].“Система раннего романтического модерна в архитектуре Петербурга, подобная текучему неконстатируемому слогу поэзии символизма с глагольными и прилагательными конструкциями, проявляется в ее способности попеременно выставлять в себе то архитектоническую, то пластическую, то декоративную природу формообразования. В ней нет ничего ставшего, а есть все становящееся” [3]. Эти качества архитектуры напоминают конструктивнопластическую систему готического храма, в которойорганически переплелись конструкция и пластические формы, гдеконструктивные элементы подвержены строгому рационализму, а образный строй иррационален и поэтичен. В связи с этим и новая волна распространения “готических” форм в северной столице приходится на становление раннего модерна.Для раннего модерна, как и для средневековой готики характерен эффект “взаимопроникновения” пространств. Если в эпоху Средних веков в храме он осуществлялся посредством больших окон, связывающих два мира земной и небесный, то в новом стиле это переход уровней, неустойчивое, развивающееся внутри пространство и, конечно, огромные, иногда даже во всю стену окна, имеющие витражи. Да и расположение комнат небольшой высоты в два яруса по краям от высокого холла в постройках того времени напоминает расположение нефов в готическом храме, где боковые гораздо ниже центрального главного, а холл считался одним из главных помещений в здании.По своему характеру система раннего модерна, в период которого появляются первые сооружения петербургского “готического модерна”, была ориентирована “в себя”, а не “вовне”. Данное обстоятельство также сближает ее с образной и конструктивной системой готики, где внутреннее пространство “дом Бога” на земле, а снаружи грешная действительность, и они никогда не пересекаются. Вместе с тем строения и модерна, и готики, были тесно связаны с окружающим миром, что выразилось в использовании нового орнамента (нового и для одной, и для другой эпох) органического, в мотивах флоры и фауны, иллюстрирующих саму жизнь, реальность. Самыми распространенными типами архитектурных построек “готики” третьего периода в Северной столице являются особнякии доходные дома. К примеру, особняк В.В.Тиса, построенный в 1897 г. по проекту К.К.Шмидта,напоминает формы средневековых готических жилых домов, отличающихся использованием элементов, заимствованныхсо стен символа города того времени готического собора. Остроконечная угловая башенка, трехлепестковое завершение окон, высокая крыша, стрельчатый аркатурный пояс, венчающий здание, и применение “кирпичного стиля” говорят о принадлежности данного сооружения к произведениям “русской готики”.Дом ювелирной фирмы К.Фаберже, находящийся на Большой Морской ул., 24,и особняк Е.Безобразовойна Моховой ул., 34 характерные образцы петербургского “готического модерна”. На фасадах этих зданий присутствуют “готические” завершения: небольшие башенки, стрельчатые формы окон и проемов, изощренные скульптурные детали. “Готические” здания на Васильевском острове заслуживают особого внимания, поскольку этот один из старейших районов города, является “концентрацией”жилых сооружений этого стиля в Петербурге. Например, дом купца Е.И.Костицына(№ 53 (ранее 49) на 8й линии), возведенный Н.И.Алексеевым в 1912 г.(Проект дома купца Костицына был создан в декабре 1911 г., а утвержден, согласно архивным документам, находящимся в ЦГИА СПб, 14 июля 1913 г.) [4], дом купца А.Л.Франка(№ 8а на 21й линии), сооруженный в 1900 г. В.В.Шаубом,и др. Эти постройки отличает присутствие на фасадах резных “готических” декоративных украшений в виде трилистников, четырехлистников или подобия крестоцветов, стрельчатых завершений оконных и дверных проемов, высоких кровель крыш, полихромии фасадов. Дом Франка имеет также традиционный для эпохи Средневековья фахверк. Шестиэтажный доходный дом А.А. и М.Ф. Еремеевых на 5й линии Васильевского острова, 46 (1903 1905; Ил. 1), разрешение на постройку которогобыло выдано 6 июня 1903 года Техническим Отделением:“Техническое Отделение постановило: постройку каменного шестиэтажного лицевого дома на месте и, согласно детальным чертежам, позволить, с соблюдением общих правил, приложенных к плану…” [5], а такжедоходный дом А.А.Еремееевойна Большом пр. Васильевского острова,82 (1902; Ил. 2) являются истинными образцами романтического модерна. Их конструкция органично слита с внешними декоративными формами, а образ напоминает, с одной стороны, мощь западноевропейских средневековых, прежде всего, романских замков, предназначенных для защиты, с другой значительная высота и устремленность декоративных деталей вверх говорят о приближении к образному строю готики.
1.Шестиэтажный жилой дом А.А. и М.Ф. Еремеевых. 5ая линия, 46. Васильевский остров.19031905. М.Ф.Еремеев. Фрагмент фасада (фото автора).2.Доходный дом А.А.Еремеевой. Большой пр., 82.Васильевский остров. 1902. М.Ф.Еремеев (?) Вид на угловой эркер(фото автора).
Принципы пространственнопластической системы западноевропейской средневековой готики в начале XXв. приобрели рационалистические тенденции, но по образному строю чаще оставались еще романтическими: доходный “Дом с башнями”на пл. Льва Толстого (1913 1915; Ил. 3) К.И.Розенштейна и А.Е.Белогруда, дом товарищества “Помещик”на углу Измайловского пр. и17й Красноармейской ул. (1911 1912; Ил. 4) Я.З.Блувштейна; дом меблированных комнат А.И.Андреевойна Лиговском пр., 53 (1911 1912) М.Л.Крицкого. “Дом с башнями” привлекает внимание обликом, синтезирующем элементы “средневекового готического замка и собора”, выделяющегося из окружения двумя высокими шестигранными башнями, желтым цветом с коричневым орнаментом, стрельчатыми, полуциркульными и прямоугольными окнами, расположенными несимметрично и огромными аркамиокнами, сделанными наподобие перспективных порталов.
3.Доходный«Дом с башнями». Пл. Льва Толстого.19131955. К.И.Розенштейн, А.Е.Белогруд. Общий вид(фото автора).4.Дом товарищества «Помещик». Измайловский пр., 16. 19111912. Я.З.Блувштейн. Общий вид (фото автора).Доходный дом товарищества “Помещик” иное восприятие архитектором стиля эпохи позднего Средневековья. Угловое здание с одной большой шестигранной башней и двумя высокими щипцами по уличным фасадам немного мрачен,напоминая древний, потемневший от времени замок, очень близкий своим архитектурным выражением к хору собора в Магдебурге, а балюстрады с пинаклями, завершающие башню, как будто скопированы с вероятного прототипа. Стрельчатая форма окон, часто применяемая в возведении зданий “готического модерна”, на фасаде данного сооружения приобретает различные конфигурации: от почти плоского с маленьким острым выступом до “высоко взлетающей стрелы” попытка автора передать многообразие средневековых готических форм и их трансформацию в Новое время. Эти постройки являются одними из последних доходных домов, построенных в стиле “готического модерна”, позднее его вытесняет неоклассицизм.Кроме частных особняков и доходных домов “готические” элементы применялись и в строительстве общественных зданий. Одним из характерных примеров петербургского “готического модерна” является дом городских учрежденийна Садовой улице, 55 57, возведенный в 1903 1906 гг. А.Л.Лишневским (Ил.56) и являющийся истинным воплощением связи современной технической и научной мысли, новых материалов и конструкций с образом средневековой постройки, где архитекторы часто создавали мистическую скульптуру для украшения фасадов. Данное сооружение появилось лишь в начале XXстолетия. Первоначально, на рубеже XVIIIXIXвв. здесь находился Дом СанктПетербургской Управы Благочиния для помещения арестантов [6], который, согласно архивным документам, был перестроен в 1820 1821 гг.[7].
5.Дом городских учреждений. Садовая ул., 55.19041906. А.Л.Лишневский. Общий вид(фото автора).6.Дом городских учреждений. Садовая ул., 55.19041906. А.Л.Лишневский. Фасад(фото автора).
Для создания на месте СанктПетербургской управы Благочиния Дома городских учреждений в начале XXв. был объявлен конкурс, условия которого были опубликованы в № 24 журнала “Зодчий” за 1903 г.Условия конкурса были следующими: “На городском участке земли, по Садовой улице и Вознесенскому проспекту, под № 55 57, величиной в 864, 64 кв. саж. (план участка прилагается) предполагается возвести каменный лицевой дом в 5 этажей на нежилом подвале высотой по ширине Садовой улицы в 11 саженей и такой же высоты по Вознесенскому проспекту на всем протяжении участка, и каменные надворные постройки, с мансардами из несгораемых материалов. В лицевом доме и надворных постройках надо разместить следующее: 1. Магазины, 2. Управление комиссии по водоснабжению, 3. Центральное отделение городского ломбарда, 4. Аукционную камеру, 5. Городскую посредническую контору, 6. Городскую типографию с общей столовой и интернатом для учеников, 7. Городскую жестяную мастерскую, 8. Камеры мировых судей, 9. 12 классов городских школ, 10. Общие службы. В мансардных помещениях могут быть расположены казармы для нескольких служителей, учеников типографии и некоторые службы. Каждое учреждение в отдельность должно быть размещено в двух или трех, непосредственно сообщающихся этажах. Все балки должны быть металлическими. На лестницах должны быть подъемные машины. <…> В лицевом доме городские учреждения должны быть размещены в четырех верхних этажах, а первый этаж должен быть отведен для магазинов, перекрытых сводами.” [8]. Сроки конкурса были ограничены 20 октября 1903 г., а 30 декабря 1903 г. на десятом очередном общем собрании Общества архитекторов И.С.Китнер прочитал отзыв жюри по конкурсу проектов Дома для городских учреждений, который гласил, что первую премию из 18 представленных получил проектпод девизом “Deuxvariations” гражданского инженера и архитекторахудожника А.И.Дмитриева, вторую проект под девизом “В тесноте, да не в обиде” архитектора А.Л.Лишневского и третью “Треугольник с дельфином” архитекторов Б.И.Гиршовича и И.А.Претро [9]. Тем не менее, Городская Дума на заседании 31 мая 1904 г. постановила утвердить проект А.Л.Лишневского, “более подходящий с точки зрения финансирования”[10], и предложила этот вариант на рассмотрение в Министерство Внутренних Дел. Дом городских учреждений, сооруженныйпо последнему слову науки и техники с металлическими балками и подъемными машинами (лифтами), привлекает образом (если не считать количество этажей) древней средневековой постройки, созданной из темносерого камня с “неправильным” общимпланом, украшенной богатым скульптурным орнаментом, башней с часами и башенками с острым завершением, а также мордами “химер”, напоминающих знаменитых химер французских готических соборов. Кроме того, стрельчатое окончание окон и треугольных щипцов на крыше дают нам возможность утверждать, что это строение представляет собой одно из совершенных образцов петербургской“готики”.Еще один пример постройки городского значения этого времени здание Императорского Вольного экономического общества, проект которого, созданный архитектором В.Пясецким, был утвержден Обществом архитекторов в феврале 1904 г. Согласно заданию, полученному зодчим, “внешний вид здания должен соответствовать достоинству Общества… хотя стиль фасадов предоставляется автору проекта, но стили общеевропейские Ренессанс, русский, чистокирпичный и “moderne” признаются не подходящими в данной задаче” [11]. Выбор “готического стиля”, как приоритетного, автор объясняет его великолепием, а также тем, что готическая архитектура наиболее соответствует понятию о свободной деятельности и напоминает о дворцах экономически сильной Венеции. Формы здания символизируют принадлежность Экономического Общества к старейшим в Европе, и подчеркивают его значимость в российском культурноисторическом процессе[12]. Это сооружение имеет ярковыраженные формы “готики”: стрельчатое завершение оконных и дверных проемов, арок и аркатурных поясов, богатство декоративного оформления с растительным орнаментом в виде трилистников и четырехлистников, и напоминает непосредственные прототипы итальянские палаццо, например, палаццо Дожей. Внутри здания потолки были оформлены “нервюрами” со стрельчатым завершением. Данный факт также позволяет рассматривать это сооружение, как имеющее важнейшее значение в эволюции “готического стиля” в петербургской архитектуре, поскольку здесь прослеживается линия поиска зодчими пространственной организации европейского средневекового готического стиля, начатая Н.Л.Бенуа в петергофских постройках, продолженная И.С.Китнером в училищном корпусе для мальчиков при лютеранской церкви св. Екатерины на Васильевском острове.Богат общественными зданиями Васильевский остров. Здесь находится Александровский приют, построенный, по мнению многих ученых, в 1897 г. К.К.Шмидтом. Однако, согласно заметке, изданного в 1899 г. выпуска № 3 журнала “Архитектурные мотивы”, следует сделать вывод об окончании строительства в 1899. Так автор пишет: “7 марта состоялось в СанктПетербурге освящение вновь выстроенного, по проекту архитектора К.К.Шмидта трехэтажного здания Александровского приюта для женщин” [13]. Постройка представляет собой некий “синтез” черт различных стилей, соединенных с современной конструкцией: здесь можно рассмотреть стрельчатые и трехлепестковые завершения дверных проемов и окон, высокие “фахверковые” крыши, характерные для стиля позднего Средневековья, декоративную кирпичную кладку, напоминающую немецкую средневековую готику, или “подобную” разноцветной мозаике, говорящей о какихто “восточных” тенденциях в архитектуре. Тем не менее, несмотря на многообразие элементов различных стилей, данное сооружение относится к “готическому модерну”, поскольку конструктивное решение и образный строй несет в себе его традиции. На рубеже XIXXXвв. архитекторы использовали формы строенийпрототипов дляновых сооружений, элементы которых не просто имели внешнее сходство, но и были связаны функционально. Например, удивительно напоминают друг друга госпиталь в аббатстве Урскан во Франции и Александровский приют в Петербурге.Для рубежа веков характерно иоформление интерьеровв “готическом стиле”. Здесь “вещь”, в отличие от эклектического периода, теряет свою обособленность и мыслится как компонент единой системы. Меблировка становится неотторжимой частью этой среды, подчинившись ее закономерностям. Например, мотивы английской готики были использованы в отделке библиотеки Зимнего дворцав 1894 1896 гг. А.Ф.Красовским, но принцип оформления был уже другим, связанным с органическим слиянием конструкции и декора, пространственным архитектурным мышлением.“Готические” формы библиотеки, созданные в дереве и окружающие со всех сторон зрителя, производят сильное впечатление и предлагают “окунуться” в мир “готической” древности. В формах “готики” оформлены некоторые интерьеры в особняке Кельхана ул. Чайковского, 28, созданные архитекторами В.И.Шене и В.И.Чагиным. Павильон и столовая украшены различными “готическими” элементами декора и предметами в “готическом стиле”. Попадая в эти помещения, можно “очутиться” в мире “средневековых” образов, ощутить дух той эпохи. Зодчие учли и пространственный аспект готического стиля Средневековья, поскольку декор не лишен конструктивной основы и органически вписывается в интерьер, наряду с “готическими” вещами.На рубеже XIXXXстолетий продолжают применять формы “готики”при постройке хозяйственныхи промышленныхсооружений, часто несущих признаки уже рационалистического модерна. Пример тому здание молочного склада М.А.Краузев Саперном пер., 22 (1908; Ил. 7) архитектора Г.О.Гиргенсона, которое можно соотнести с некоторыми постройками Средних веков, хотя его формы строго лаконичны и мало что имеют от характерной декоративности традиционного готического стиля. Оно напоминает средневековый готический дворец в Авиньоне, имеющий такие же плоские арки, выделенные на фоне стены, строгость и простоту форм. Устремленность конструктивных элементов вверх и стрельчатые окончания оконных и дверных проемов говорят о принадлежности сооружения к “готическому модерну” в его крайне рационалистическом выражении.
7.Здание молочного склада М.А.Краузе. Саперный пер., 22.1908. Г.О.Гиргенсон. Общий вид(фото автора).
Кроме строительства особняков, доходных домов и промышленных сооружений в “готических” формах продолжается развитие культовой архитектуры, преимущественно иноверческого вероисповедания в непосредственной близи от столицы. Только в данный период истории “готического стиля” России можно говорить о максимальном приближении конструктивного решения и образного строя к соборампрототипам. В 1900 1910е гг. в окрестностях СанктПетербурга возводится немалое количество евангелическолютеранских и римскокатолических церквей, каплиц и молитвенных домов.Одним из примеров является костел за Невской заставой на земле Императорского Фарфоровогозаводаили церковь святого Сердца Иисусова(Ил. 8), проект которого был обнаружен в ЦГИА СПб. Авторские чертежи датированы 1909 г., но В.В.Антонов и А.В.Кобак считают, что храм был заложен еще в 1907 г. [14], хотя, согласно документам, разрешение на постройку римскокатолическогокостела в “готических” формах гражданским инженером, архитекторомхудожником С.П.Галензовским[15]было получено у Строительного Отделения Петроградского Губернского правления 14 февраля 1909 г. Освящена церковь, предположительно, в 1917 1918 гг. К сожалению, костел не был достроен, поэтому грандиозный замысел автора сейчас можно увидеть только на чертежах. Согласно им, по своим формам храм являет стилизацию “под готический собор” со всеми присущими ему элементами: трехнефная базилика с двумя башнями надзападным входом и большим количеством скульптурных декоративных деталей, используемых для украшения средневекового собора (фиалы, пинакли, “краббы”, растительные мотивы и т.д.)[16].Небольшим отступлением от форм католического собора является наличие в центральном нефе двух рядом находящихся входов, расположенных в импровизированном треугольном тамбуре (Ил. 9).
8.Римскокатолический костел за Невской заставой.1909. С.П.Галензовский. Проект главного фасада(фото автора).9.Римскокатолический костел за Невской заставой.Ул. Бабушкина, 57. 19071918. С.П.Галензовский. Главный фасад(фото автора)
Автор сооружения близко подходит к прототипу не только во внешнем оформлении, но и в соблюдении пропорций и конструкции, ориентируясь на образ средневекового готического собора, а не на образец какихто отдельных конструктивных особенностей и декоративных форм. Если бы костел был достроен, впервые за всю историю “готического стиля” в Петербурге вознесся бы в небо островерхими башнями “настоящий готический храм” символ западноевропейского средневекового города. Несколько иным каменным “готическим” храмом рубежа XIXXXвв. является лютеранская церковь в поселке Колпино(1902 1904), созданная взамен сгоревшей П.Андреевым. 22 мая 1902 г. ходатайство Евангелическолютеранской консистории о постройке при лютеранском приходе в НовоСаратовке на средства верующих “новогокаменногомолитвенного дома,взамен уничтоженного пожаром старого” было удовлетворено, а планы окончательно утверждены на заседании Строительного отделения СанктПетербургского губернского правления 10 июня 1903 г.[17]. Тем не менее, в декабре 1902 г. Царскосельский Исправник уже докладывал, что “каменный молитвенный дом Евангелическолютеранского прихода постройкою почти окончен”[18], но, видимо, без “высочайшего дозволения” и не согласно “Строительному Уставу”, поэтому он достраивался еще два года. Храм является попыткой воссоздать в своих формах однобашенную готическую церковь средневековой Германии, имеющую достаточно простое композиционное решение и скромное декоративное оформление. Здание представляет собой зальный молитвенный дом сполукруглой апсидой и двухъярусным членением на фасадах, завершающийся высокой шатровой башней со стрельчатыми арками и щипцами на южном и северном. Большое количество оконроз, украшающих три фасада, и стрельчатых окон с затейливыми узорами в переплетах в виде трилистников и четырехлистников, перспективный портал на главном входе, а также подобие контрфорсов у стен с треугольными башенками у их окончаний и пропорциональность,близкая средневековым церквям, дают нам основание отнести данное сооружение к важнейшим образцам “петербургской готики” и говорить об эволюции данного стиля.Культовым сооружением эпохи “готического модерна”, относящимся к иному типу строений этого времени деревянным “готическим” храмам, была воздвигнутая в деревнеЮкки Осинорощинской волостиПетербургского уездав 1908 1911 гг. Финская лютеранская церковь. Предположительно проект церкви был разработан в 1908 г. архитектором Брандтом, а 9 июля 1909 г. было подано прошение Церковного комитета в СанктПетербургское Губернское правление об утверждении представленных чертежей и разрешении на постройку здания. В Губернское правление был представлен проект деревянного храма, являющего собой зальную базилику, оформленную согласно принципам “готического собора”: высокие щипцы крыш, украшенные стрельчатыми проемами, башня со стрельчатыми окнами и башенкипинакли. Рядом с церковью были созданы ворота, также имеющие в своем облике черты готики: стрельчатое завершение проема, резной орнамент. 16 сентября 1909 г. на заседании Строительного Отделения СанктПетербургского Губернского правления в протоколе было отмечено: “план на постройку лютеранской церкви в д. Юкках СанктПетербургского уезда утвердить под условием: 1) сделания запасных двух боковых выходов; 2) сделания коренных дымовых труб и 3) чтобы по возведении церкви было заявлено Губернскому Начальству для осмотра и выдачи разрешения на ее открытие для допущения публики”[19]. Деревянные “готические” храмы периода “нового стиля” были нововведением и в истории “готики” русской архитектуры, ив ретроспекции всего готического стиля в Европе. Самым характерным материалом для культовых сооружений готики были либо камень, либо, что наиболее характерно и для средневековой Германии, и для России, кирпич. Дерево, как недолговечный и менее прочный материал, практически не использовалось. В эпоху модерна его частое применение при создании молитвенных домов говорит, вероятно, о финансовых возможностях заказчиков и необходимости построить сооружение в короткие сроки. Примером данной тенденции служит и деревянная финская евангелическолютеранская церковь св. Марии в Лахте, возведенная предположительно архитектором Э.Ф.Шитте в 1903 1904 гг.[20]. Этот зальный храм со стрельчатыми завершениями окон и дверей, башней колокольней и окнамирозой, возведенный на каменном фундаменте стоит несколько особняком от иных деревянных “готических” церквей этого периода, поскольку его формы развиваются скорее по горизонтали, чем по вертикали, а башня не доминирует над остальным объемом, а в ее деталях видны элементы и древнерусского зодчества. Таким образом, этот молитвенный дом можно назвать одним из переходных памятников от эпохи эклектики к “готическому модерну”, но уже имеющих некоторые признаки модерна: пространственное решение и лаконизм в наборе “готических” черт.Мотив деревянной церкви иноверческого исповедания стал необыкновенно популярен в начале XXв. В это время был воздвигнут и молитвенный домпо Матвеевской ул., 47 в селеЛигово(1908), в плане представляющий собой базилику с трансептом и помещениями для священников[21]. Общее композиционное решение подобно остальным однобашенным церквям: на западном фасаде башня, а южный и северный, вытянутые в длину, имеют в своем облике характерные и для традиционной готики, и для “новой готики” стрельчатые окна со сложными переплетами, включающими в себя орнамент. Близок по образу храму в Лигово молитвенный дом в Лугепо Успенской ул., 67, построенный в 1910 г. предположительно Кистером[22]. В марте 1910 г. был произведен осмотр церкви, указывающий на “несоответствие чертежей натуре” и с просьбой предоставить планы, похожие на созданные формы, а в 1911 г. к нему возможно инженером А.Атаревым была пристроена колокольня. Как и все деревянные культовые “готические” постройки этого времени, молитвенный дом имеет высокую башню у главного фасада со стрельчатыми окнами.Данные деревянные “готические” постройки стоят особняком в общем направлении “петербургской готики”, архитекторы которой выбирали в основномдля воплощения своих замыслов камень или кирпич, материалы, свойственные готике западноевропейского Средневековья и неоготике Нового времени. Дерево применялось крайне редко. Внешне церкви мало отличаются от однобашенных храмов, тип которых был выработан в зодчестве Германии в Средние века, а затем часто использовался в строительстве церквей в стиле “русской готики”.“Готические” постройки эпохи модерна, в принципе, не характерны для среды пригородов СанктПетербурга, они типичны для крупных городов, имеющих возможность возводить многоэтажные здания и органично включать их в свое архитектурное пространство, таковы, например, грандиозные соборы Римскокатолический костел за Невской заставой в Петербурге и Кафедральный собор Пресвятой Девы Марии в Москве.В итоге, отметим, что “готический модерн” рубежа ХIХ ХХ столетий преподнес свою вариацию готического стиля, непосредственно связанную с новымпониманием архитектуры Средневековья, ее главного формообразующего качества пространственности, которое теперь способно воплощаться с помощью новейшихдостижений науки и техники. В это время “готический модерн” как бы “входит” в современность. Теперь одним из важных принципов готического стиля Средневековья считается не декор, использовавшийся в конце ХVIIIпервой половине ХIХ вв., а конструктивная система, родственная пространственнопластической системе модерна. Взаимопроникновение и, одновременно, противопоставление двух пространств: внешнего и внутреннего характерно и для раннего модерна, и для средневековой готики. По своему характеру система “готического модерна” была замкнутой, имея ограниченный контакт с окружающей средой, что подчеркивает ее связь с образной и конструктивной системой подлинной готики, тем не менее, и сооружения готики, и постройки “готического модерна” имели немалое количество декора, в основе которого лежал растительный орнамент. Также, как и для некультовых построек эпохи позднего западноевропейского Средневековья, для строений “готики” рубежа XIXXXвеков характерно проектирование пространства “изнутринаружу”, когда внешний облик подразумевал внутреннее строение. Отличительным признаком «готического модерна»СанктПетербурга является то, что декоративные формы или элементы средневекового стиля используются преимущественно лишь для оформления завершения фронтонов зданий: высокие треугольные окончания, небольшие башенки, напоминающие пинакли, одна или две большие башни, иногда имеющие часы. Особенно необычно появление на фасадах начала XXвека “страшных” химер или других необыкновенных животных (как, например, на фасаде дома на Садовой ул., 5557). Такие, казалось бы, частные детали, как часы или маленькие скульптурные изображения, а также пинакли или “краббы”, едва заметные в общем декоративном иконструктивном строе, тем не менее, создают образ, напоминающий о готической архитектуре, когда появились первые башенные часы или разные чудовища охраняли здание от злых сил, а постройки имели ажурные каменные украшения. Все эти элементы, а также закономерность оформления стрельчатыми окончаниями крыш домов эпохи модерна говорят о стремлении передать значительные элементы образа, заимствуемого из определенной культуры: вытянутость, преобладание вертикали над горизонталью. Ведь острые завершения крыш зрительно увеличивают высоту здания, тем самым еще больше приближаясь к конструктивному и декоративному строю прообраза. Ни один европейский стиль, начиная с эпохи Античности и до XXв., не имел в своих конструктивных и декоративных особенностях преобладаниявертикального движения конструктивных и декоративных форм над горизонтальным, кроме готики и модерна. Именно поэтому и стало возможным столь органичное “слияние” “готических” элементов с традиционными формами модерна, поэтому и стал “готический модерн” наивысшей точкой в развитии “готического стиля” императорской России.Признаком петербургского “готического модерна” стало также определенное внимание к символичности готики, что было связано, в основном, с явлением символизма в культуре и попыткой создать такие произведения архитектуры, которые наиболее полно и определенно смогли бы передать образ средневековой готической постройки. Поскольку символом эпохи средневековой готики в целом являлся собор и важным на рубеже XIXXXвв. стало применение его “символичных” элементов и форм, постольку актуальным в это время было возведение “готических” церквей и соборов, представляющих собой непосредственное обращение к характерным чертам подлинного исторического стиля. Цветовая или пластическая символика средневековой готики могла проявляться и постройках светского предназначения, когда разноцветной кладкой, витражами, масками фантастических чудовищ или растительным орнаментом украшались фасады доходных домов и особняков, административных и общественных зданий (особняк Кокарева на ул. Московской, 55 в Царском селе, дом городских учреждений на Садовой ул., 5557 в СанктПетербурге и др.).“Готический модерн” в Петербурге был “кульминацией” “готического стиля” в русской архитектуре. Вобрав в себя и интерпретировав посвоему пришедшие из Европы готические средневековые и неоготические тенденции, он воссоединил их с современными тому времени достижениями науки и техники. “Игра” в новые формы, “игра” в Средневековье, “игра со сверхъестественным миром” все это стало символом “готического модерна”[23].Завершающий этап “русской готики” представляет собой итог двухвековой традиции существования стилистического направления в императорской России, являющего собой восхождение стиля от простого подражания декоративным формам к обобщенному образу, выраженному в слиянии конструкции и декора, с попыткой воссоздания и конструктивных, и декоративных особенностей стиляпрототипа.Можно с уверенностью утверждать, что архитектурные памятники СанктПетербурга и его пригородов (особенно эпохи модерна) явились апофеозом всего “готического стиля” в русской архитектуре, которые в слиянии с неповторимой “русской нотой”, воплотили в своих образах этические и стилистические признаки западноевропейской средневековой готики и неоготики Нового времени, став поистине национальным достоянием России.“Готический стиль” характерен не только для искусства и архитектуры императорской России. Он продолжил свое развитие и в советском градостроительстве, а также современности. В творчестве зодчих СанктПетербурга “готические” формы присутствуют и в сооружениях, построенных на протяжении XXстолетия и на рубеже XXXXIвв., например, памятник первым строителям СанктПетербурга (М.Ф.Шемякин, В.Бухаев; 1990е гг.)илижилой дом на Новочеркасском пр. в СанктПетербурге (нач. XXв.)и др. Советская эпоха, эпоха постмодернизма характеризуются в истории русской культуры новыми тенденциями, поэтому история“готического стиля” в России еще не окончена.
Ссылки на источники1.Поэзия серебряного века. В 2 т.: Т. 2. М.: Дрофа: Вече, 2002. с.78.2.Баранова М.Г. «Готический стиль» в русской архитектуре второй половины XVIII начала XX вв. (На примере памятников СанктПетербурга и его пригородов). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. СПб, 2005. с. 19.3.Кириллов В.В. Архитектура русского модерна: опыт формологического анализа. М.: Издво Московского университета, 1979.
с. 61.4.ЦГИА СПб: Ф. 513, Оп. 102, Д. 1682. Дом под № 49 на 8й линии В.О. Яценко, Костицына. Л. 86.5.ЦГИА СПб.: Ф. 513, Оп. 102, Д. 1585. Л. 15.6.История памятников архитектуры и градостроительства Москвы, Ленинграда и их пригородов. Вып. 2. Ленинград, Ч. 1. М., 1988. с. 254.7.РГИА: Ф. 1285, Оп. 8, Д. 1850. Дело о произведении перестроек и починок в доме СанктПетербургской Управы Благочиния для помещения арестантов.8.Императорское СанктПетербургское Общество архитекторов по поручению СанктПетербургской Городской Думы объявляет конкурс // Зодчий, № 10, 9 марта, 1903. с. 307.9.ИмператорскоеСанктПетербургское Общество архитекторов по поручению СанктПетербургской Городской Думы объявляет конкурс // Зодчий, № 10, 9 марта, 1903. с. 310.РГИА: Ф. 1293, Оп. 137, Д. 31. Дело об одобрении проекта фасада дома для городских учреждений под № 55 и 57 на углу Большой Садовой ул. и Вознесенского пр. 1905.Л. 1.11.Предполагаемая постройка нового здания Императорского Вольного Экономического Общества // Зодчий, №№ 6, 7, 8, 9; 8, 15, 22, 27 февраля, 1904. № 8. с. 81.12.Предполагаемая постройка нового здания Императорского Вольного Экономического Общества // Зодчий, №№ 6, 7, 8, 9; 8, 15, 22, 27 февраля, 1904.№ 9
с. 98 99.13.Вести о постройках (опыт архитектурной хроники) // Архитектурные мотивы. Новый журнал архитектуры и художественной промышленности. М.: Издво В.С.Бернер, 1899. с. 13.14.Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни СанктПетербурга: Историкоцерковная энциклопедия. В 3 т. СПб.: Чернышев, 1994 1996. Т. 3. с. 22815.ЦГИА СПб: Ф. 256, Оп. 29, Д. 6. О рассмотрении проекта костела за Невской заставой на земле Императорского фарфорового завода.16.ЦГИА СПб: Ф. 256, Оп. 29, Д. 6. О рассмотрении проекта костела за Невской заставой на земле Императорского фарфорового завода. Чертежи 2,3.17.ЦГИА СПб: Ф. 256, Оп. 26, Д. 646. О рассмотрении проектов лютеранских церквей в г. Ораниенбауме, в пос. Колпино Царскосельского у. и имении Лахта Петербургского у.; чертежи. Л. 1, 2818.ЦГИА СПб: Ф. 256, Оп. 26, Д. 646. О рассмотрении проектов лютеранских церквей в г. Ораниенбауме, в пос. Колпино Царскосельского у. и имении Лахта Петербургского у.; чертежи. Л. 3.19.ЦГИА СПб: Ф. 256, Оп. 29, Д. 87. О рассмотрении проекта Финской лютеранской церкви в деревне Юкки Осинорощинской волости Петербургского уезда; чертежи. Л. 1, 1220.ЦГИА СПб: Ф. 256, Оп. 26, Д. 646. О рассмотрении проектов лютеранских церквей в г. Ораниенбауме, в пос. Колпино Царскосельского у. и имении Лахта Петербургского у.; чертежи. Л. 33, 4148, 55.21.ЦГИА СПб: Ф. 256, Оп. 33, Д. 408. Об освидетельствовании католического молитвенного дома по Матвеевской ул., 47 в с. Лигово Петроградского у. Л. 1617.22.ЦГИА СПб: Ф. 256, Оп. 29, Д. 272. Дело по прошению уполномоченного СанктПетербургского общества евангелических христиан Долгополова об осмотре молитвенного дома в г. Луге.23.Баранова М.Г. «Готический стиль» в русской архитектуре второй половины XVIII начала XX вв. (На примере памятников СанктПетербурга и его пригородов). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. СПб, 2005. с. 22.