Оценка развития бюджетной системы Ставропольского края

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Глотова И. И., Томилина Е. П. Оценка развития бюджетной системы Ставропольского края // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 1231–1235. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970261.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам оценки состояния бюджетной системы Ставропольского края, развитию долговой политики региона. Авторами проведен анализ исполнения консолидированного бюджета Ставропольского края и оценка показателей долговой устойчивости субъекта Российской Федерации. Определены основные мероприятия, направленные на сохранение объема государственного долга на безопасном уровне.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Глотова Ирина Ивановна,кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и страхового дела ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный аграрный университет», г. Ставропольiringlotova@yandex.ru

Томилина Елена Петровна,кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и страхового дела ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный аграрный университет», г. Ставропольe.tomilina@mail.ru

Оценка развития бюджетной системы Ставропольского края

Аннотация.Статья посвящена вопросам оценкисостояния бюджетной системы Ставропольского края, развитию долговой политики региона. Авторами проведен анализ исполнения консолидированного бюджета Ставропольского краяиоценка показателейдолговой устойчивости субъекта Российской Федерации. Определены основные мероприятия, направленные на сохранение объема государственного долга на безопасном уровне.Ключевые слова:бюджет,доходы, расходы, консолидированный бюджет, сбалансированность бюджета, долговая устойчивость.

Снижение темпов экономического роста напрямую сказывается на состоянии региональных бюджетов, которые лишаются ряда существенных доходов. Региональные органы власти вынуждены снова и снова осуществлять заимствования, увеличивая тем самым долговую нагрузку на соответствующие бюджеты.В связи с этим актуальным для субъектов РФ является решение задач по сокращению стоимости обслуживания государственного долга ипо сохранению объема государственного долга на экономически безопасном уровне, что становится возможным при реализации системы управления государственным долгом.Основой ежегодной положительной динамики поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Ставропольского края является рост валового регионального продукта Ставропольского края. Втрехлетнем периоде валовой региональный продукт увеличилсяна 25,6 %, достигнув по итогам 2015 года 604,3 млрд руб. За аналогичный период прирост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Ставропольского края составил 14,7 %. При этом если в 2013 году темп прироста указанных доходов (8,8 %) был выше среднего значения этого показателя по субъектам Российской Федерации (3,2 %), то по итогам 2014 и 2015 годов темпы существенно ниже среднероссийских: в 2014 году 3,9 % против 8,9 % по субъектам Российской Федерации; в 2015 году 1,1 % против 6,2 %. Более низкий темп прироста налоговых и неналоговых доходов края по сравнению с темпами прироста валового регионального продукта обусловлен, прежде всего, отраслевой структурой экономики края. В общей структуре налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Ставропольского края значительный удельный вес (более 50 %) занимают налог на прибыль организацийи налог на доходы физических лиц. В течение последних трех лет объем поступлений налога на прибыль организаций имеет четкую тенденцию к снижению: по итогам 2015 года поступления составили 10114 млн руб., что ниже по сравнению с 2013 годом на 2116 млн руб. или на 17,1 %. Основной причиной снижения поступлений налога на прибыль организаций является ухудшение финансового результата деятельности организаций, являющихся участниками консолидированных групп налогоплательщиков или филиалами иногородних компаний,осуществляющих свою деятельность на территории края. Если в 2013 году поступления налога на прибыль от указанных хозяйствующих субъектов составляли 7827 млн руб., то по итогам 2015 года –3130 млн руб. В 2013 2015 годах расходы консолидированного бюджета Ставропольского края были направлены, прежде всего, на реализацию приоритетных направлений государственной политики в социальной сфере, сформулированных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, и безусловное финансовое обеспечение законодательно установленных обязательств по социальным выплатам отдельным категориям населения Ставропольского края, что привело к значительному изменению структуры расходов консолидированного бюджета Ставропольского края. Доля расходов консолидированногобюджета Ставропольского края на финансирование отраслей социальной сферы (без учета инвестиций) в анализируемом периоде колеблется от 65,7 до 70,8 %. По доле расходов на социальную сферу Ставропольский край расположен на 13 месте среди субъектов Российской Федерации по итогам 2015 года. При этом расходы на содержание бюджетной сети не являются избыточными. Так, расходы на 1 обучающегося в год составили 49 тыс. руб., что ниже значения этого показателя как по субъектам Российской Федерации (75 тыс. руб.), так и среди субъектов СевероКавказского федерального округа (51 тыс. руб.). Количество обучающихся на 1 учителя составило 31 человек при среднероссийском значении показателя 22 человека, по субъектам СевероКавказского федерального округа –

32 человека. В области здравоохранения обеспеченность больничными койками на 10 тыс. населения составляет 72,1, что также ниже: по Российской Федерации этот показатель составляет 81,5, а по субъектам СевероКавказского федерального округа –72,6. Более 22,0 % расходов консолидированного бюджета Ставропольского края приходится на оплату труда, 15,9% –на социальное обеспечение, с 7,3 % до 11,1 % за 3 года выросли расходы консолидированного бюджета Ставропольского края на обязательное медицинское страхование неработающегонаселения, 7,4 % составляют ежегодные расходы на дорожную деятельность.Приведенные данные позволяют сделать вывод о достаточно высокой жесткости структуры расходов консолидированного бюджета Ставропольского края, так как основная часть расходов является условнопостоянной и не имеет объективных предпосылок к сокращению.Основные параметры консолидированного бюджета Ставропольского края и краевого бюджета за период 20132015 годов представлены в таблице 1.Таблица 1Основные параметры консолидированного бюджета Ставропольского края и краевого бюджета, млрд руб.

Наименование показателя2013 2014 2015 Консолидированный бюджет краяКраевой бюджетКонсолидированный бюджет краяКраевой бюджетКонсолидированный бюджет краяКраевой бюджетДоходы91,9575,2893,9677,41103,5175,47Расходы99,6083,2898,9481,6193,1384,97Дефицит7,658,004,984,2010,399,50Государственный долг

20,93

27,95

34,63

Анализ исполнения краевого бюджета за 20132015 годы показывает, что более высокие темпы роста объема расходов краевого бюджета(2013год –109,0 %, 2014год –98,0 %, 2015год –104,0 %) по сравнению с темпами роста доходов краевого бюджета (2013 год –107,1 %, 2014 год –102,8 %, 2015 год –97,4 %) обусловили утверждение и исполнение дефицита краевого бюджета в объеме, близком к его предельному значению, а также неуклонный рост объема государственного долга Ставропольского края (2013год –138,4 %, 2014год –133,5 %, 2015 год –123,9 %).По итогам исполнения краевого бюджета за2015 год государственный долг Ставропольского края составил 34,63млрдруб., что в 1,7 раза выше, чем в 2013 году. Бюджетным кодексом Российской Федерации установлены два базовых показателя долговой устойчивости субъекта Российской Федерации:

отношениеобъема государственного долга субъекта Российской Федерации к общему объему доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений, которое не может превысить 100,0 %;

доля объема расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации к общему объему расходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета объема расходов, осуществляемых за счет субвенций из бюджетов других уровней, которая не может превысить 15,0 %. В соответствии с рекомендациями Министерства финансов Российской Федерации по долговой политике данные показатели не являются достаточными для адекватной оценки долговой устойчивости субъекта Российской Федерации, и при ее оценке дополнительно следует учитывать следующие показатели долговой устойчивости субъекта Российской Федерации:

отношение годового объема платежей по погашению и обслуживанию государственного долга субъекта Российской Федерации к общему объему налоговых, неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации и дотаций из бюджетов других уровней, которое не может превысить 10,013,0 %;

доля краткосрочных обязательств в общем объеме государственного долга субъекта Российской Федерации, которая не может превысить 15,0 %.Показатели долговой устойчивости Ставропольского края по итогам 20132015 годов представлены в таблице 2.Таблица 2 Показатели долговой устойчивости Ставропольского края, %

Наименование показателей

Исполнение краевогобюджета2013 2014 2015 Отношение объема государственного долга к общему объему доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений47,259,774,3Доля объема расходов на обслуживание государственного долга к общему объему расходов краевого бюджета без учета объема расходов, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета1,21,71,9Доля краткосрочных обязательств в общем объеме государственного долга27,214,314,4Отношение годового объема платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к общему объему налоговых, неналоговых доходов краевого бюджета и дотаций из федерального бюджета15,715,916,7

Несмотря на сложную экономическую ситуацию, объемы государственного долга и расходов на его обслуживание в настоящее время не достигли критического уровня, доля краткосрочных обязательств в структуре заимствований также находится в пределах рекомендуемых значений, что обусловлено проведением Правительством Ставропольского края взвешенной долговой политики в период 20132015 годов.Вместе с тем динамика объема государственного долга и объема платежей по его погашению и обслуживанию свидетельствует о необходимости принятия мер, обеспечивающих прекращение роста объема государственного долга в среднесрочной перспективе и его снижение в долгосрочной перспективе.Поддержание долговой устойчивости является необходимым условием реализации долговой политики субъекта РФ.

Следует отметить, что по итогам 2015 года из 85 субъектов Российской Федерации 14 субъектов имеют государственный долг, превышающий общий объем собственных доходов (практически банкроты), 24 субъекта имеют государственный долг от 75 до 100 %, 19 субъектов –от 50 до 75 % и 28 субъектов –менее 50 %. Ставропольский край входит в состав 19 субъектов с размером государственного долга от 50 до 75 % и занимает 37 место по уровню долговой нагрузки среди 85 субъектов Российской Федерации, 3 место –среди 7 субъектов СевероКавказского федерального округа. Если сравнение произвести с субъектами Южного федерального округа, то уровень долговой нагрузки Ставропольского края (74 %) ниже уровня долговой нагрузки Волгоградской области (83 %) и Краснодарского края (99 %). В ноябре 2015 года международное рейтинговое агентство Fitch Ratings подтвердило:

долгосрочные рейтинги дефолта эмитента Ставропольского края Российской Федерации в иностранной и национальной валюте на уровне «BB» и национальный долгосрочный рейтинг «AA(rus)» со «Стабильным» прогнозом. Краткосрочный рейтинг дефолта эмитента в иностранной валюте подтвержден на уровне «B»;

рейтинги приоритетных необеспеченных облигаций региона, находящихся в обращении на внутреннем рынке, на уровнях «BB» и»AA(rus)».Подтверждение рейтингов отражает неизменившийся базовый сценарий Fitch Ratings в отношении приемлемых показателей исполнения бюджета края и умеренного прямого риска в среднесрочной перспективе.Наличие международного кредитного рейтинга позволяет Ставропольскому краю успешно размешать облигационные займы по более низким процентным ставкам. Это подтверждает надежность и инвестиционную привлекательность ценных бумаг, выпущенных Ставропольским краем.Основными мероприятиями в целях сохранения объема государственного долга на безопасном уровне в настоящее время являются: принятие краевого бюджета с минимальным размером дефицита (бездефицитный);выполнение условий Соглашений 2015 года, заключенных между Правительством Ставропольского края и Министерством финансов Российской Федерации;своевременное исполнение долговых обязательств;проведение мероприятий по сокращению расходов по обслуживанию государственного долга.При проведении этих мероприятий будут учтены следующие риски:невозможность прогнозирования и контролирования процентных ставок на рынке заимствований;невозможность рефинансирования имеющихся долговых обязательствпри наступлении сроков погашения;снижение ликвидности рынка заимствований;потеря заинтересованности инвесторов и кредитных организаций к заемщику в связи с наличием высокого объема государственного долга.

Ссылки на источники1.Российская Федерация. Законы. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 31.07.1998 №145ФЗ (ред. от 23.05.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2016) –Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/2.Ставропольский край. Законы. О бюджете Ставропольского края на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов [Электронный ресурс]: от 07.12.2014 № 109кз (ред. от 25.12.2015) –Доступ из справ.правовойсистемы «Консультант Плюс» (дата обращения: 01.02.2017).3.Долговая проблема как феномен XXI века: Монография / под ред. А.А. Пороховского; Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. М.: МАКС Пресс, 2014. 288 с.

4.Селезнев, А.З. Проблемы развития бюджетной системы России / А.З. Селезнев // Вестник РЭУ. –2012. –№ 6. –С. 1628 5.Стрем, С. Бюджетный процесс как инструмент эффективного управления / С. Стрем, Е. Леонтьева. –М. : ЛЕНАНД, 2013. –336с. 6.Управление государственными и муниципальными финансами: Учебник / Н.Д. Шимширт, Н.В. Крашенникова. М.: АльфаМ: НИЦ ИНФРАМ, 2014. 352 с.7.Чувахина, Л. Г. Долговая политика в условиях глобального кризиса / Л.Г. Чувахина // Международная экономика. –2014. –№ 3. –С. 410. 8.Рейтинг субъектов РФ по изменению долговой нагрузки [Электронный ресурс]. URL : http://www.vid1.rian.ru/ig/ratings/gosdolg_07_2015.pdf (дата обращения: 01.02.2017).