Бюджет современного российского студента
Выпуск:
ART 970976
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Фетцова
М.
В. Бюджет современного российского студента // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
3246–3250. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970976.htm.
Аннотация. В данной статье рассматривается бюджет современных российских студентов и его основные составляющие. Выделяются основные источники дохода и статьи расхода у студентов. Рассматривается ведение бюджета студентов, их тип поведения с точки зрения рациональности и эффективности. Приводятся примеры исследований на данную тему и результаты своего исследования. Даны рекомендации по эффективному управлению бюджетом.
Финансирование
оплата по договору с НГУЭУ
Похожие статьи
Текст статьи
1
Фетцова Мария Вячеславовна,
студент, Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», г. Новосибирскm.fettsova@mail.ru
Научный руководитель:Ильиных Светлана Анатольевна,
доктор социологических наук, профессор и заведующая кафедры, Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», г. Новосибирск
Бюджет современного российского студента
Аннотация.Вданной статье рассматривается бюджет современных российских студентов и его основные составляющие. Выделяются основные источники дохода и статьи расхода у студентов. Рассматривается ведение бюджета студентов, их тип поведения, с точки зрения рациональности и эффективности. Приводится примеры исследований на данную тему и результаты своего исследования. Рекомендации по эффективному управлению бюджетом.Ключевые слова:бюджет, студент, доходы, расходы, рациональное поведение, управление бюджетом.
В современном обществе деньги, денежные отношения, управление бюджетом, потребительское поведение становятся одними из главных и актуальных тем для изучения. Ведь российское общество находится в переходном периоде (трансформация экономики), поэтому происходит множество изменений, как в обществе, так и в отношении людей к деньгам. Поэтому в последнее время становятся популярным исследования отношения людей к деньгам, изучение особенностей формированиябюджета, основные стратегии потребительского поведения и многое другое. Особенно интересно отношение именно молодого поколения к деньгам, особенности управления бюджетом студентов. Ведь проблема заключается в том, что зачастую студентам не хватает денег на необходимые товары и нужды, а даже если они и есть, то тратятся нерационально. Целью данной статьи является изучить бюджет современного российского студента, его источники доходов и основные статьи расходов. Объект изучения –это студенты. Предмет –бюджет студентов, их доходы и расходы. Исследования в этойобласти начались сравнительно недавно, однако они уже дают представления о динамике основных ценностей молодежи и их отношений к деньгам.Бюджет (от французского –кошелек) –это совокупность планируемых доходов и расходов. Бюджет –это план регулирования доходов и расходов, составляемый, как правило, на один месяц [1, стр.7]. Бюджет базируется на трех элементах: учет, контроль и планирование [1, стр.7]. Учетподразумевает под собой подсчет доходов и расходов, ежедневное внесение данных о потраченных суммах в специализированную тетрадь или программу. Контрольнеобходим во избежание незапланированных трат и для понимания, в какой финансовом положении находится человек на данный момент. Планирование жепомогает правильно распределить имеющиеся средства и ожидаемые доходы по всем категориям —питание, проживание, обучение, одежда, транспорт.Что бы правильно продумать,куда и как потратить деньги, для начала нужно проанализировать свои доходы. Доходы–это денежные средства, которые человек получает от других лиц или организаций [1, стр.7].И немаловажной частью эффективного управления бюджетом является правильное распределение своих расходов. Расходы обычно подразделяются на три группы: личные расходы, налоги и обязательные платежи, накопления и сбережения.2
У каждого существуют свои критерии классификации расходов, каждый поразному понимает, что является обязательными расходами, а что нет, какие траты являются рациональными, а какие нет. Все люди являются потребителями тех или иных товаров и услуг.Потребитель —это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли. Цель потребителя –это извлечение максимальной полезности от потребления. Ограничением на пути достижения цели потребителя являются цены на товары и услуги, ассортимент и, конечно же, бюджет (баланс денежных доходов и расходов) человека. Поэтому перед потребителем стоит проблема рационального выбора. Рациональное поведение потребителя —это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действий с затратами. Но не все могут рационально использовать свой бюджет, а особенно трудно дается это студентам.Особенностью студентов, зачастую, является нерациональное экономическое поведение. Ведь рациональное экономическое поведение –это умение жить по средствам. Такое поведение начинает складываться в юности, когда мы начинаем жить отдельно от родителей, поступаем в ВУЗы, то есть в период студенчества.Культура построения бюджета формируется воспитанием в семье и особенностями личности.
Любому студенту необходимо как можно раньше создать свой студенческий бюджет. Хотя сумма денежных средств, необходимых для учёбы, может быть внушительных размеров, но хотя бы шаблон бюджета поможет определить, сколько денег нужно на текущие расходы, сколько нужносэкономить и каким образом эффективнее претворить это в жизнь.
Доход студентов в основном составляет стипендия, материальная помощь родителей и родственников и, конечно же, деньги за работу или подработку, так как зачастую, изза нехватки денег, студенты идут подрабатывать. В основном студенты ищут такую работу, которую можно совмещать с учебой. Некоторые студенты устраиваются на работу или подработку сразу по специальности, что дает им большой плюс к учебным знаниям, но устроиться на такую должность удается крайне редко. В основном доход от работы характерен для студентов старших курсов, студенты первых и вторых курсов формируют свой доход, в основном, из стипендии и материальной помощи родителей, родственников. Но немаловажно научиться студенту правильно использовать свои доходы, то есть эффективно управлять своим бюджетом. Существует два вида финансового поведения: позитивное (сберегательное, рациональное) и негативное (нерациональное). Большинству студентов характерен последний тип поведения, так как их действия совпадают с основными характеристиками нерациональногоповедения:тратитьвсезаработанныеденежныесредстванатекущеепотребление;неиметьфинансовогорезерваинакоплений;избегатьзадач,связанныхсуправлениемденьгамии/илиоткладыватьихв«долгийящик»;неиметьфинансовогопланаифинансовойстратегии;приувеличениидоходовпропорциональноувеличиватьрасходы.Поведение студентов по отношению к своим деньгам зависит от многих условий: от особенностей индивида, от дохода, от типа потребительского поведения, от экономических условий, от образа жизни и многогомногого другого. В основном студенты неправильно распределяют свой бюджет, это может происходить и изза того, что студенты только начинают сами управлять своими деньгами, решать, куда их тратить или сколько сберегать и до этого такой серьезной «практики» распределения денежных средств у них не было.3
Исследованиями поведения студентов по отношению к деньгам занимались различные ученые. Так,Д. Ходикова, К. Шаклеина, П. Южанин исследовали бюджет студентов и выяснили интересные факты. По данным результатов исследования выяснилось, что ежемесячные расходы студентов составляют от 3 до 5 тысяч рублей у 21 %; от 5 до 7 тысяч рублей у 35 % (уровень прожиточного минимума); от 7 до 15 тысяч рублей у трети опрошенных [4]. Так же, было выявлено, что расходы студентов в большинстве своем не покрывают их потребностей, при это ежемесячных доходов у студентов значительно больше, чем расходов: до 7 тысяч рублей у 30%; от 7 до 15 тысяч рублей у 17%; от 15 до 20 тысяч рублей у 27%; 20 тысяч рублей и более у 24 % опрошенных [4]! Получается, студенты просто не умеют рационально распределять свой бюджет. Так же было выявлено, что основными источниками дохода студентов является, конечно же, материальная помощь родителей (83,3%) и собственный заработок (работа и стипендия –16,7%) [4]. А основные статьи расхода это расходы на питание, на транспорт, и на интернет и сотовую связь. Так же, был выявлен интересный факт, что 50% опрошенных стараются планировать свой бюджет на месяц, 20% на неделю, а 30% не планируют еговообще. Берут в долг, но быстро возвращают 40% опрошенных. Помимо этого студентам был задан вопрос: «Умеете ли Вы жить по средствам?». На что 5 человек (16,6%) ответили да, 1 человек честно ответил нет и 24 человека (80%) ответили «в зависимости от обстоятельств» [4]. Таким образом, исследование показало, что студены в большинстве своем нерационально реализуют свой бюджет, хотя и пытаются спланировать его, но все равно их расходы зачастую превышают доходы, что ставит их критическое положение.Помимо этого в ходе различных исследований было выявлено, что основной мотив работы студентов –это материальная неудовлетворенность, то есть низкий уровень стипендий (порой не позволяющий обеспечить даже минимальные потребности), высокая стоимость учебы и многие другие материальные трудности [3, стр.52]. Одни студенты с помощью работы буквально выживают (оплачивают продукты и учебу), а другие просто желают приобрести опыт и практические навыки. В ходе исследований было выявлено, что студенты, которые относят себя и свои доходы к средним и высшим классам, работают для опыта и получения профессиональных навыков, а студенты, которые относят себя к малоимущим, работают «что бы выжить». Малоимущие неработающие студенты хотят найти работу больше, чем студенты со средними или высокими доходами. Если говорить о курсе обучения, то студенты старших курсов работают на постоянной основе, а младших лишь частично подрабатывают.В 2012 году КГУ центром было проведено исследование в ходе,которого было зафиксировано, чтоденьги и материальное положение входит в тройку ценностей у студентов: 1 место –семья, 2 –здоровье, а 3 –деньги и материальная обеспеченность [2, стр.82]. Так же было выявлено, что большинство студентов (58%) боятся остаться без материальных средств к существованию, тогда как опасаются за свою жизнь и здоровье лишь 40% [2, стр.84]. Получается, что у современного студента ценность денег подсознательно занимает очень важное и решающее место в его жизни. Ведь не зря большинство студентов соглашаются с выражением как «хочешь жить, умей вертеться».В 2016 году было проведено собственное исследование студентов НГУЭУ. Была предложена анкета, состоящая из трех блоков и 42ух вопросов. Всего в анкетировании приняло участие 70 человек. Первый блок в анкете касался вопросов, связанных с доходами студентов НГУЭУ. Основными доходами всех студентов являются три главных элемента –это стипендия, работа и материальная помощь родителей, родственников. Выяснилось, что стипендию получают лишь 52 % опрошенных, и лишь 10% ее хватает, что бы прожить на нее месяц. Так же 4
основным доходом студентов является работа или подработка. Основными целями, в результате которых студенты работают или ищут работу, являются: желание иметь материальную независимость от родителей (82%), желание получить профессиональные навыки и опыт в работе (69%), маленькая стипендия, которой не хватает (20%) и необходимость оплаты обучения в вузе(4%). Третьим составляющим доходов студентов является материальная помощь родителей или родственников. Так, большинству студентов каждый месяц материально помогают родители (72%), 16% студентам помогают от случая к случаю, 6% только по праздникам, а 6% студентов не имеют материальной помощи от родителей вообще. По данным результатам неудивительно, что многие студенты хотят пойти работать и получать заработную плату, свой личный доход, что бы иметь материальную независимость от родителей, ведь более 80% находятся на их попечительстве.Так, по результатам проведенного опроса, выяснилось, что основным источником дохода студентов является материальная помощь их родителей и родственников (60%), 2 место занимает заработная плата (20%), а последние –социальные пособия (12%) и стипендия (8%).Расходы, как и доходы, составляют значительную часть бюджета. Так, основные расходы студента включают:расходы на питание, на одежду, на проезд (до университета), на проведение досуга и на расходы по учебе. Было выявлено, что студенты тратят половину своего дохода(от 40 до 60%)на покупку продуктовпитания, при этом они несколько раз в неделю ходят в столовую и кафе, где за один обед оставляют около 100 рублей. Так же студенты покупают одежду раз в 23 месяца. Половина студентов на проезд тратят около 1000 рублей в месяц. Расходы на проживание зависят от того где и с кем живет студент. На досуг тратится всреднем 23 тысячи в месяц, а на учебные расходы приблизительно 500 рублей. Таким образом, рассматриваемый раннее основной доход студентов (в деньгах) полностью уходит на такие статьи расходов как покупка продуктов, одежды, оплаты проезда, проживания, расходы на досуг и учебные расходы. В результате чего у студентов могут возникать различные проблемы, связанные с бюджетом.Студентам, как молодым и неопытным людям в отношении с деньгами, порой бывает трудно управлять своим бюджетом, а именно доходами и расходами. Так, существует стереотип, что практически всем студентам свойственна такая проблема как нерациональное экономическое поведение. Что бы убедиться, какой тип поведения характерен для студентов, надо изучить: берут ли студенты в долг деньги, экономят ли их, а так же сберегают или копят. Если да, то такое поведение рационально, если нет –то, соответственно, нерационально.Ведение бюджета любого современного человека состоит из трех основных элементов: учет, контроль и планирование своих доходов и расходов. Так, современные студенты зачастую пренебрегают этим делом и не следят за своим бюджетом (а именно за расходами), вследствие чего возникают различные проблемы. Так, что бы избежать этих проблем, особенно молодому поколению, потому что старшее поколение более строже относится к ведению своего бюджета, нужно научиться правильно им управлять, то есть эффективно планировать, регулировать, анализировать и контролировать свои доходы и расходы. Так, существуют различные методы, с помощью которых можно этого добиться. Например, ведение своего бюджета в специальной тетради (записывать доходы и основные статьи расходов), ведение бюджета в программе Excel(она поможет автоматизировать расчет доходов и расходов), а так же можно вести бюджет в современных, специализированных программах, которые созданы именно с этой целью. Студентам, скорее всего, более подойдет именно последний вариант, так как он удобен, быстр и эффективен, что является таким необходимым для современной жизни молодому поколению.5
Главное студентам, для рационального ведению бюджета, нужно научиться правильно, управлять своими расходами. У каждого человека существуют свои, индивидуальные критерии классификации расходов. Так, для когото одна покупка является обязательными расходами, а для другого эта же покупка не является необходимой и не нужна вовсе. Поведение студентов по отношению к своим деньгам и своим расходам зависит от множества различных условий, начиная от особенностей самого индивида, заканчивая его доходами и типом потребительского поведения. Так, что бы наиболее рационально распределять свой бюджет и быть им удовлетворенным, необходимо стараться использовать правило «50, 30 и 20». То есть 50% своего дохода тратить на необходимые расходы (покупку продуктов питания, одежды, оплаты коммунальных услуг), 30% на удовлетворение своих личных потребностей и желаний, а 20% необходимо откладывать, сберегать. Конечно же, это один из идеальныхвариантов управления бюджетом. В жизни этим правилом пользоваться получается довольно редко, особенно у молодых людей, поэтому нужно хотя бы стараться это делать. Но в современной жизни существует много способов планирования своего бюджета, просто нужно найти тот, который устроит именно вас. Ведь правильное ведение и управление своим бюджетом позволяет максимально эффективно распределять свои доходы и, самое главное, расходы.
Ссылки на источники1.Зиязова Р.Н. Экономика: метод. указания по изучению дисциплины «Экономика и бух. учет» –М.: ТюмГНГУ, 2011. –108 с. 2.Ткачев Е.В. Ценностносмысловые аспекты образа жизни современной студенческой молодежи//Известия Алтайского государственного университета. 2014,№2. С. 81 –84. 3.Сафиуллина Ф.Р. Материальное положение студентов и мотивы трудовой занятости: социологический анализ//Известия Саратовского государственного университета. 2013,№4. С. 52 –54. 4.Ходикова Д., Шаклеина К., Южанин П. Бюджет студента [Электронный ресурс] URL: http://arbir.ru/articles/a_3399.htm (дата обращения 20.04.2017)
Фетцова Мария Вячеславовна,
студент, Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», г. Новосибирскm.fettsova@mail.ru
Научный руководитель:Ильиных Светлана Анатольевна,
доктор социологических наук, профессор и заведующая кафедры, Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», г. Новосибирск
Бюджет современного российского студента
Аннотация.Вданной статье рассматривается бюджет современных российских студентов и его основные составляющие. Выделяются основные источники дохода и статьи расхода у студентов. Рассматривается ведение бюджета студентов, их тип поведения, с точки зрения рациональности и эффективности. Приводится примеры исследований на данную тему и результаты своего исследования. Рекомендации по эффективному управлению бюджетом.Ключевые слова:бюджет, студент, доходы, расходы, рациональное поведение, управление бюджетом.
В современном обществе деньги, денежные отношения, управление бюджетом, потребительское поведение становятся одними из главных и актуальных тем для изучения. Ведь российское общество находится в переходном периоде (трансформация экономики), поэтому происходит множество изменений, как в обществе, так и в отношении людей к деньгам. Поэтому в последнее время становятся популярным исследования отношения людей к деньгам, изучение особенностей формированиябюджета, основные стратегии потребительского поведения и многое другое. Особенно интересно отношение именно молодого поколения к деньгам, особенности управления бюджетом студентов. Ведь проблема заключается в том, что зачастую студентам не хватает денег на необходимые товары и нужды, а даже если они и есть, то тратятся нерационально. Целью данной статьи является изучить бюджет современного российского студента, его источники доходов и основные статьи расходов. Объект изучения –это студенты. Предмет –бюджет студентов, их доходы и расходы. Исследования в этойобласти начались сравнительно недавно, однако они уже дают представления о динамике основных ценностей молодежи и их отношений к деньгам.Бюджет (от французского –кошелек) –это совокупность планируемых доходов и расходов. Бюджет –это план регулирования доходов и расходов, составляемый, как правило, на один месяц [1, стр.7]. Бюджет базируется на трех элементах: учет, контроль и планирование [1, стр.7]. Учетподразумевает под собой подсчет доходов и расходов, ежедневное внесение данных о потраченных суммах в специализированную тетрадь или программу. Контрольнеобходим во избежание незапланированных трат и для понимания, в какой финансовом положении находится человек на данный момент. Планирование жепомогает правильно распределить имеющиеся средства и ожидаемые доходы по всем категориям —питание, проживание, обучение, одежда, транспорт.Что бы правильно продумать,куда и как потратить деньги, для начала нужно проанализировать свои доходы. Доходы–это денежные средства, которые человек получает от других лиц или организаций [1, стр.7].И немаловажной частью эффективного управления бюджетом является правильное распределение своих расходов. Расходы обычно подразделяются на три группы: личные расходы, налоги и обязательные платежи, накопления и сбережения.2
У каждого существуют свои критерии классификации расходов, каждый поразному понимает, что является обязательными расходами, а что нет, какие траты являются рациональными, а какие нет. Все люди являются потребителями тех или иных товаров и услуг.Потребитель —это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли. Цель потребителя –это извлечение максимальной полезности от потребления. Ограничением на пути достижения цели потребителя являются цены на товары и услуги, ассортимент и, конечно же, бюджет (баланс денежных доходов и расходов) человека. Поэтому перед потребителем стоит проблема рационального выбора. Рациональное поведение потребителя —это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действий с затратами. Но не все могут рационально использовать свой бюджет, а особенно трудно дается это студентам.Особенностью студентов, зачастую, является нерациональное экономическое поведение. Ведь рациональное экономическое поведение –это умение жить по средствам. Такое поведение начинает складываться в юности, когда мы начинаем жить отдельно от родителей, поступаем в ВУЗы, то есть в период студенчества.Культура построения бюджета формируется воспитанием в семье и особенностями личности.
Любому студенту необходимо как можно раньше создать свой студенческий бюджет. Хотя сумма денежных средств, необходимых для учёбы, может быть внушительных размеров, но хотя бы шаблон бюджета поможет определить, сколько денег нужно на текущие расходы, сколько нужносэкономить и каким образом эффективнее претворить это в жизнь.
Доход студентов в основном составляет стипендия, материальная помощь родителей и родственников и, конечно же, деньги за работу или подработку, так как зачастую, изза нехватки денег, студенты идут подрабатывать. В основном студенты ищут такую работу, которую можно совмещать с учебой. Некоторые студенты устраиваются на работу или подработку сразу по специальности, что дает им большой плюс к учебным знаниям, но устроиться на такую должность удается крайне редко. В основном доход от работы характерен для студентов старших курсов, студенты первых и вторых курсов формируют свой доход, в основном, из стипендии и материальной помощи родителей, родственников. Но немаловажно научиться студенту правильно использовать свои доходы, то есть эффективно управлять своим бюджетом. Существует два вида финансового поведения: позитивное (сберегательное, рациональное) и негативное (нерациональное). Большинству студентов характерен последний тип поведения, так как их действия совпадают с основными характеристиками нерациональногоповедения:тратитьвсезаработанныеденежныесредстванатекущеепотребление;неиметьфинансовогорезерваинакоплений;избегатьзадач,связанныхсуправлениемденьгамии/илиоткладыватьихв«долгийящик»;неиметьфинансовогопланаифинансовойстратегии;приувеличениидоходовпропорциональноувеличиватьрасходы.Поведение студентов по отношению к своим деньгам зависит от многих условий: от особенностей индивида, от дохода, от типа потребительского поведения, от экономических условий, от образа жизни и многогомногого другого. В основном студенты неправильно распределяют свой бюджет, это может происходить и изза того, что студенты только начинают сами управлять своими деньгами, решать, куда их тратить или сколько сберегать и до этого такой серьезной «практики» распределения денежных средств у них не было.3
Исследованиями поведения студентов по отношению к деньгам занимались различные ученые. Так,Д. Ходикова, К. Шаклеина, П. Южанин исследовали бюджет студентов и выяснили интересные факты. По данным результатов исследования выяснилось, что ежемесячные расходы студентов составляют от 3 до 5 тысяч рублей у 21 %; от 5 до 7 тысяч рублей у 35 % (уровень прожиточного минимума); от 7 до 15 тысяч рублей у трети опрошенных [4]. Так же, было выявлено, что расходы студентов в большинстве своем не покрывают их потребностей, при это ежемесячных доходов у студентов значительно больше, чем расходов: до 7 тысяч рублей у 30%; от 7 до 15 тысяч рублей у 17%; от 15 до 20 тысяч рублей у 27%; 20 тысяч рублей и более у 24 % опрошенных [4]! Получается, студенты просто не умеют рационально распределять свой бюджет. Так же было выявлено, что основными источниками дохода студентов является, конечно же, материальная помощь родителей (83,3%) и собственный заработок (работа и стипендия –16,7%) [4]. А основные статьи расхода это расходы на питание, на транспорт, и на интернет и сотовую связь. Так же, был выявлен интересный факт, что 50% опрошенных стараются планировать свой бюджет на месяц, 20% на неделю, а 30% не планируют еговообще. Берут в долг, но быстро возвращают 40% опрошенных. Помимо этого студентам был задан вопрос: «Умеете ли Вы жить по средствам?». На что 5 человек (16,6%) ответили да, 1 человек честно ответил нет и 24 человека (80%) ответили «в зависимости от обстоятельств» [4]. Таким образом, исследование показало, что студены в большинстве своем нерационально реализуют свой бюджет, хотя и пытаются спланировать его, но все равно их расходы зачастую превышают доходы, что ставит их критическое положение.Помимо этого в ходе различных исследований было выявлено, что основной мотив работы студентов –это материальная неудовлетворенность, то есть низкий уровень стипендий (порой не позволяющий обеспечить даже минимальные потребности), высокая стоимость учебы и многие другие материальные трудности [3, стр.52]. Одни студенты с помощью работы буквально выживают (оплачивают продукты и учебу), а другие просто желают приобрести опыт и практические навыки. В ходе исследований было выявлено, что студенты, которые относят себя и свои доходы к средним и высшим классам, работают для опыта и получения профессиональных навыков, а студенты, которые относят себя к малоимущим, работают «что бы выжить». Малоимущие неработающие студенты хотят найти работу больше, чем студенты со средними или высокими доходами. Если говорить о курсе обучения, то студенты старших курсов работают на постоянной основе, а младших лишь частично подрабатывают.В 2012 году КГУ центром было проведено исследование в ходе,которого было зафиксировано, чтоденьги и материальное положение входит в тройку ценностей у студентов: 1 место –семья, 2 –здоровье, а 3 –деньги и материальная обеспеченность [2, стр.82]. Так же было выявлено, что большинство студентов (58%) боятся остаться без материальных средств к существованию, тогда как опасаются за свою жизнь и здоровье лишь 40% [2, стр.84]. Получается, что у современного студента ценность денег подсознательно занимает очень важное и решающее место в его жизни. Ведь не зря большинство студентов соглашаются с выражением как «хочешь жить, умей вертеться».В 2016 году было проведено собственное исследование студентов НГУЭУ. Была предложена анкета, состоящая из трех блоков и 42ух вопросов. Всего в анкетировании приняло участие 70 человек. Первый блок в анкете касался вопросов, связанных с доходами студентов НГУЭУ. Основными доходами всех студентов являются три главных элемента –это стипендия, работа и материальная помощь родителей, родственников. Выяснилось, что стипендию получают лишь 52 % опрошенных, и лишь 10% ее хватает, что бы прожить на нее месяц. Так же 4
основным доходом студентов является работа или подработка. Основными целями, в результате которых студенты работают или ищут работу, являются: желание иметь материальную независимость от родителей (82%), желание получить профессиональные навыки и опыт в работе (69%), маленькая стипендия, которой не хватает (20%) и необходимость оплаты обучения в вузе(4%). Третьим составляющим доходов студентов является материальная помощь родителей или родственников. Так, большинству студентов каждый месяц материально помогают родители (72%), 16% студентам помогают от случая к случаю, 6% только по праздникам, а 6% студентов не имеют материальной помощи от родителей вообще. По данным результатам неудивительно, что многие студенты хотят пойти работать и получать заработную плату, свой личный доход, что бы иметь материальную независимость от родителей, ведь более 80% находятся на их попечительстве.Так, по результатам проведенного опроса, выяснилось, что основным источником дохода студентов является материальная помощь их родителей и родственников (60%), 2 место занимает заработная плата (20%), а последние –социальные пособия (12%) и стипендия (8%).Расходы, как и доходы, составляют значительную часть бюджета. Так, основные расходы студента включают:расходы на питание, на одежду, на проезд (до университета), на проведение досуга и на расходы по учебе. Было выявлено, что студенты тратят половину своего дохода(от 40 до 60%)на покупку продуктовпитания, при этом они несколько раз в неделю ходят в столовую и кафе, где за один обед оставляют около 100 рублей. Так же студенты покупают одежду раз в 23 месяца. Половина студентов на проезд тратят около 1000 рублей в месяц. Расходы на проживание зависят от того где и с кем живет студент. На досуг тратится всреднем 23 тысячи в месяц, а на учебные расходы приблизительно 500 рублей. Таким образом, рассматриваемый раннее основной доход студентов (в деньгах) полностью уходит на такие статьи расходов как покупка продуктов, одежды, оплаты проезда, проживания, расходы на досуг и учебные расходы. В результате чего у студентов могут возникать различные проблемы, связанные с бюджетом.Студентам, как молодым и неопытным людям в отношении с деньгами, порой бывает трудно управлять своим бюджетом, а именно доходами и расходами. Так, существует стереотип, что практически всем студентам свойственна такая проблема как нерациональное экономическое поведение. Что бы убедиться, какой тип поведения характерен для студентов, надо изучить: берут ли студенты в долг деньги, экономят ли их, а так же сберегают или копят. Если да, то такое поведение рационально, если нет –то, соответственно, нерационально.Ведение бюджета любого современного человека состоит из трех основных элементов: учет, контроль и планирование своих доходов и расходов. Так, современные студенты зачастую пренебрегают этим делом и не следят за своим бюджетом (а именно за расходами), вследствие чего возникают различные проблемы. Так, что бы избежать этих проблем, особенно молодому поколению, потому что старшее поколение более строже относится к ведению своего бюджета, нужно научиться правильно им управлять, то есть эффективно планировать, регулировать, анализировать и контролировать свои доходы и расходы. Так, существуют различные методы, с помощью которых можно этого добиться. Например, ведение своего бюджета в специальной тетради (записывать доходы и основные статьи расходов), ведение бюджета в программе Excel(она поможет автоматизировать расчет доходов и расходов), а так же можно вести бюджет в современных, специализированных программах, которые созданы именно с этой целью. Студентам, скорее всего, более подойдет именно последний вариант, так как он удобен, быстр и эффективен, что является таким необходимым для современной жизни молодому поколению.5
Главное студентам, для рационального ведению бюджета, нужно научиться правильно, управлять своими расходами. У каждого человека существуют свои, индивидуальные критерии классификации расходов. Так, для когото одна покупка является обязательными расходами, а для другого эта же покупка не является необходимой и не нужна вовсе. Поведение студентов по отношению к своим деньгам и своим расходам зависит от множества различных условий, начиная от особенностей самого индивида, заканчивая его доходами и типом потребительского поведения. Так, что бы наиболее рационально распределять свой бюджет и быть им удовлетворенным, необходимо стараться использовать правило «50, 30 и 20». То есть 50% своего дохода тратить на необходимые расходы (покупку продуктов питания, одежды, оплаты коммунальных услуг), 30% на удовлетворение своих личных потребностей и желаний, а 20% необходимо откладывать, сберегать. Конечно же, это один из идеальныхвариантов управления бюджетом. В жизни этим правилом пользоваться получается довольно редко, особенно у молодых людей, поэтому нужно хотя бы стараться это делать. Но в современной жизни существует много способов планирования своего бюджета, просто нужно найти тот, который устроит именно вас. Ведь правильное ведение и управление своим бюджетом позволяет максимально эффективно распределять свои доходы и, самое главное, расходы.
Ссылки на источники1.Зиязова Р.Н. Экономика: метод. указания по изучению дисциплины «Экономика и бух. учет» –М.: ТюмГНГУ, 2011. –108 с. 2.Ткачев Е.В. Ценностносмысловые аспекты образа жизни современной студенческой молодежи//Известия Алтайского государственного университета. 2014,№2. С. 81 –84. 3.Сафиуллина Ф.Р. Материальное положение студентов и мотивы трудовой занятости: социологический анализ//Известия Саратовского государственного университета. 2013,№4. С. 52 –54. 4.Ходикова Д., Шаклеина К., Южанин П. Бюджет студента [Электронный ресурс] URL: http://arbir.ru/articles/a_3399.htm (дата обращения 20.04.2017)