Условия формирования положительной мотивации у студентов неязыкового вуза при обучении иностранному языку

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Чаплыгина О. В., Апухтина Л. М. Условия формирования положительной мотивации у студентов неязыкового вуза при обучении иностранному языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 1281–1285. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970271.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросу о формировании положительной мотивации при обучении иностранному языку в неязыковых вузах. Авторами представлен анализ успеваемости студентов фармацевтического факультета по дисциплине «Иностранный язык» в динамике за период 2011–2015 годов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Чаплыгина Ольга Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет», г. Курскolya.tchapligina2015@yandex.ru

Апухтина Людмила Михайловна,преподаватель кафедры иностранных языков ФГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет», г. Курскkolulyudmila@yandex.ru

Условия формирования положительной мотивации у студентов неязыкового вуза при обучении иностранному языку

Аннотация. Статья посвящена вопросу о формировании положительной мотивации при обучениииностранному языку в неязыковых вузах. Авторамипредставленанализ успеваемости студентов фармацевтического факультета по дисциплине иностранный язык в динамике за период 20112015 годов.Ключевые слова:личная активность, мотивация, активность студента, мотивации к изучению иностранных языков, качество обучения, профессиональное обучение, дискурсивная компетентность, коммуникативная функция.

Глобализация –знаковая черта нашего времени, которая стала феноменом человеческого существованиявторой половины ХХ начала ХХIвека. Она затрагивает все без исключения стороны жизнедеятельности людей и находит свое отражение в различных формах общественного сознания. В наши дни очень остро стоит вопрос о качестве образования в целом и о знаниях выпускников высших учебных заведений в частности. Глобализация увеличивает потребность во владении культурой общения не только на родном, но и иностранном языке изза возрастания роли личных контактов людей. Расширение Евросоюза и, соответственно, европейского пространства высшего образования ставит новые сложные задачи, которые касаются эффективности международного общения, увеличения мобильности студентов, углубления взаимопонимания между разными народами. Это должно способствовать углублению международного сотрудничества и обмену студентами, стимулировать участие педагогов и студентов в международных организациях и проектах. Иностранные языки становятся одним из главных факторов как социально–экономического, так и общекультурного прогресса общества. Иностранный язык выполняет огромную роль в формировании личности и повышении образования, ведь с помощью него можно получить непосредственный доступ к духовному богатству другой страны, получить возможность непосредственной коммуникации с представителями других народов. Поэтому неудивительно, что в последнее время в нашей стране существенно вырос интерес к иностранным языкам, главным образом –к английскому. Владение одним или болееиностранным языком существенно повышает степень коммуникативной активности специалистов иих конкурентоспособности при дальнейшем трудоустройстве.Все это обусловливает новые особые требования к научнопедагогическому процессу в ВУЗах, цель которого –создавать условия для формирования и развития творческой, социально адаптированной личности, способной к продуктивной деятельности в условиях экономического сообщества. [5]

Необходимо отметить, что все действия человека регулируются определенными мотивами инаправлены на определенные цели. Без понимания мотивов, нельзя понять, почему человек ставит цель, таким образом невозможно понять истинную причину действий человека. Адольф Дистервег в положении его на учение немецких учителей отметил, что развитие и образование человека не может быть дано ему. Каждому, кто хочет обрести это, нужно добраться до него через его или ее личную активность, собственную боль, собственный упорный труд. Извне он может получить только поощрения. [1] Эта идея была поддержана К. Д. Ушинским: ‘любая деятельность должна быть моя, она должна волновать меня, выйди из моей души. [6]Для достижения поставленных целей высшей школе необходимы условия для организации активности студента, алюбая активность невозможна без мотива. Мотивация является наиболее важным аспектом функциональной системы, что определяет целенаправленное поведение. Словарь Вебстера определяет мотивацию как психологическую особенность, которая делает любое действие организма и является причиной этого действия. Исследованиязарубежных и отечественных психологов показывает, что большое количество данных было собрано для более глубокого исследования вопроса мотивации. Одна из самых ранних теорий мотивации была предложена древнегреческим философом Аристотелем, который рассматривал мотивацию в результате функции волнения, которое всегда связано с определенной целью. По мнению Аристотеля, эта цель формируется в процессе психического развития, которое сопровождается восприятием, памятью, воображением. По мнению Аристотеля, реальныеили мнимые ожидаемые результаты стимулируют живой организм, чтобы достичь того, что считается положительным. В 1943 году психолог Абрахам Маслоу высказал предположение, что поведение людей определяется широким спектром потребностей. По результатам многих исследований социальные потребности могут быть более важными, чем финансовые потребности. Людям нужно ощущение того, что принято обществом, чувство собственной важности личности в рамках какойлибо социальной группы. Кроме того, им необходимо уважение, основанное на достижениях в соревновании с другими людьми. Все эти потребности тесно связаны с понятием статуса, которое означает значимость человека и "ценности" для других. Возможность удовлетворения таких потребностей может служить мощным мотивирующим стимулом в работе и учебе. Абрахам Маслоу определяет необходимость собственного удовлетворения как желание быть больше, чем ты есть, стать всем, на что вы способны’. Это самый высокий ранг необходимости, который наиболее трудно удовлетворить. Люди, которые достигают этого уровня, работают не только ради денег, но и создают самое лучшее впечатление; они понимают важность своей работы и наслаждаются ее процессом. Мотивация изучается на уровне психофизиологической процессов, происходящих в нервной системе (Даффи, И. Павлов, Д. Хебба, Ф. Ян и др.); на уровне энергии (З. Фрейд); на уровне внутренней организации личности (Б. с. Братусь, Д. А. Леонтьев, О. Леонтьев, С. Рубинштейн и др.). Очевидно, что исследование мотивации привлекало ученых в разное время, потому что понимание это обеспечивает возможность прогнозирования и оптимизации деятельности людей в различных сферах, например в сфере образования. Как и другие виды деятельности, образовательная сфера характеризуется большим количеством факторов, характерных только для этой сферы. Вопервых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением; вовторых, организацией процесса обучения; втретьих, –субъективными особенностями человека. И еще один немаловажный фактор –субъективные характеристики учителя, его или ее систему отношений с теми, кто получает знания, а также отношение к своей работе в целом. Стоит отметить, что формирование мотивационной сферы студента высшего учебного заведения имеет такие направления, как формирование мотивов и потребностей в профессиональном развитии, формирование умений и навыков самообразования, создание способности объективной самооценки и способности планировать изменения в работе в случае необходимости. Конечно, все это тесно связано с различными социальными, экономическими, культурными и этническими проблемами жизни общества. Все факторы влияния можно разделить на две основные группы: государственные и социальнопсихологические. Непременно, эти факторы могут быть приняты во внимание учителем при работе с определенным студентом, так как невозможно повлиять на них. Но существует ряд субъективных факторов, которые могут и должны помочь учителю в создании необходимой мотивации обучения. Это личностный потенциал, стремление достичь высокого профессионального уровня, потребность в расширении кругозора, желание развивать себя, жажда знаний, стремление быть лучшими, необходимость быть конкурентоспособными на рынке труда, положительные самооценки и т. д. Нет студентов, не имеющих учебной мотивации, потому что любой процесс обучения обязательно содержит фактор мотивации (мотив, интерес, отношение). Мотивация является источником активности личности в любой сфере.Мотив—динамический процесс, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.Современные психологи и педагоги считают, что качество выполнения деятельности и её результаты зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, которая, в свою очередь, определяет выбор средств и приёмов, их упорядочение для достижения целей, т.е. мотивация обозначает систему факторов, определяющих поведение человека. И.А. Зимняя называет мотивацию "запускным механизмом" всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или познание. Питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, поэтапный и конечный результат. Если нет успеха, то мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на выполнении деятельности. Кроме потребностей, мотивов и целей, в качестве побудителей человеческого поведения рассматривают также интересы, стремления, желания и намерения.[3]

Мотивация это важнейшей компонент при обучении иностранному языку ввузе. В современной отечественной научной литературе, посвященной вопросам образования и, конкретно, методике преподавания иностранных языков, подчеркивается необходимость обеспечения высокого уровня мотивации изучения иностранного языка, что, в свою очередь, способствовало бы большей эффективности процесса обучения. Отмечается, что изучение иностранного языка обогащает практический опыт студентов, формирует их интеллектуальный потенциал, развивает весь спектр познавательных способностей и умение общаться. И что самое важное, формирует у студентов способности к самообразованию и саморазвитию. Таким образом, проблема повышения эффективности обучения и формирование мотивации изучения иностранного языка у студентов ВУЗа является чрезвычайно актуальной и благодаря Болонскому процессу приобретает особое историческое, культурологическое и социальнопедагогическое значение. Многие студенты на первое место определяют глобальные цели, связанные сдальнейшим трудоустройством иих профессиональной деятельностью. Всвязи сэтим впоследнее время мы можем наблюдать рост мотивации кизучению иностранного языка, вчастности английского, поскольку будущий выпускник уже на первых курсах обучения осознает важность иумение общения на иностранном языке для участия вразличных учебных программах международного уровня, семинарах иконференциях на иностранном языке. Однако в большинстве случаев у студентов наблюдается низкий уровень мотивации к изучению иностранного языка, они не обращают должного внимание на его изучение, не проявляют активности на практических занятиях, достаточно поверхностно относятся квыполнению домашних заданий. Одной из важнейших задач преподавателя является создание условий для успешного протекания учебнопознавательной деятельности студентов. Преподаватель осуществляет планирование учебного материала, постановку учебной задачи, регулирование и корректирование процесса обучения, проводит анализ результатов решения педагогической задачи. Особое место в деятельности педагога занимает стимулирование активности и самостоятельности студентов в процессе их учебнопознавательной деятельности. В ходе процесса обучения преподавателю следует занимать лидирующую, но не доминирующую позицию, выполнять роль не только организатора, но исоучастника такого учебного процесса, который строится как диалог студента спознаваемой им реальностью, сдругими людьми, как обогащение их личностного опыта. Создание положительной мотивации у студентов к изучению иностранного языка является одним из важнейших условий успешного протекания учебнопознавательной деятельности студентов.[10]Существует множество способов создания положительной мотивации к изучению иностранного языка у студентов, такие как:

поддержание дисциплины, которая является достаточной для создания рабочей атмосферы;

проявление преподавателем положительного отношения кстудентам, поощрение, подбадривание на занятии;

предоставление студентам значимые, интересные задания, основанные на взаимодействии друг с другом и совместных усилиях для решения учебной задачи;

проявление преподавателем собственной заинтересованности, мотивации;

организация самооценки с помощью обсуждения результатов работы и отчетов;

поощрение возможности гордиться своей работой, представляя ее результаты в виде плакатов, стендов;

использование обратной связи в письменной форме. Изучение иностранного языка в неязыковом вузе (медицинском) является частью образовательной программы. « Язык не только лучший показатель общей культуры, но и могучий воспитатель человека.» (Д.С.Лихачев) Язык выступает в речевой деятельности как универсальное средство отражения его общей культуры, неповторимости каждого человека как индивидуальности.Преподавание иностранных языков представителям неязыковых специальностей является сложным и трудоемким процессом. Студенты, специализирующиеся в разных областях знаний, должны владеть иностранным языком в той мере, чтобы понимать любой научныйтекст по своей специальности [7].Формирование умений профессионального общения на иностранном языке определяется системой языкового образования, является его приоритетной целью. Комплекс данных умений квалифицируется как иноязычная коммуникативная компетентность, в структуре которой речевой аспект является определяющим. При этом необходимо отметить, что речевая деятельность в условиях реального общения считается успешнойтолько в том случае, если студент обладает способностью понимать и достигать связности в восприятии и порождении отдельных высказываний с учетом контекста реальной ситуации, т.е. дискурсивной компетентностью. [4]

При представлении нового материала на занятиях преподавателю необходимо помнить, что каждый студент индивидуален визучении иностранного языка.Важно убедить студентов внеобходимости изучения иностранного языка, вего повсеместном практическом применении вбудущем. Системность подачи материала иего контроль, правильная организация учебного процесса, настойчивость вдостижении результатов являются хорошими стимулами, повышающим уровень положительной мотивации вобучении иностранному языку. Необходимо строить процесс обучения таким образом, чтобыобучаемые на каждом его этапе ощущали продвижение к поставленной цели. [11]

В ходе занятий мы пытались привнести новый тип организации мотивационной сферы студента, стимулирующий познание и научную деятельность. Нами предпринималась попытка развития творческой индивидуальности студента в ходе изучения иностранного языка. В зависимости от уровня владения языком (согласно общеевропейскому языковому паспорту) изменяется и объем и сложность текстовых продуктов, которые обучаемые должны уметь интерпретировать и создавать самостоятельно. Более того, сам перечень таких текстов с каждой последующей ступенью становится более обширным и разнообразным в стилистическом и жанровом отношении. [8] Принцип инновационности также являлся неотъемлемой частью учебной деятельности студента в ходе исследования, проводимого в период с 2000 по 2005 учебный год. Результат, полученный в ходе эксперимента, состоял в следующем: в начале обучения мотивация у большинства студентов была положительной, но степень значимости усвоения иностранного языка была низкой. Высоким уровнем лингвистической подготовки обладали только 2 процента студентов от общего количества, принимавших участие в эксперименте. Такой уровень владения иноязычной речью характерен для студентов, обучавшихся в гимназиях,лицеях, специальных классах с более углубленным изучением иностранного языка. Большинство студентов обнаружили низкий и средний уровень выраженности лингвистической подготовки.При опросе студенты выделили причины, по которым их уровень языковой подготовки был низким. Снижение уровня мотивации при усвоении иностранного языка происходило изза: отсутствия возможности выразить свое мнение (15%); межличностного общения студентов (21%); не интересны упражнения (по способу выполнения и содержанию) (9%); чрезмерная регламентированность занятий (25%); мал коэффициент эффективно используемого времени (12%); неблагоприятный психологический климат на занятии (17%). [7]На основе полученных данных в ходе прошлых исследований, нами была предпринята попытка определения приоритетных направлений в процессе изучения иностранного языка.Одним из главных направлений является развитие творческой индивидуальности студентов в процессе изучения иностранного языка. Перед преподавателем стоит задача –научить студентов корректно строить свое устное общение в режиме диалога и полилога.[9] При построении технологии, мы исходили из того, что процесс развития творческой индивидуальности студентов может осуществляться через трансформацию интеллектуальной проблемы в эмоциональную. Согласно этому принципу проблемой становится не выполняемое студентом задание, а его эмоциональное отношение к этому заданию. Именно такое отношение и принимается как самодостаточное проявление индивидуальности. Основными признаками построения технологии учебного процесса были следующие:

формирование у студентов восприимчивости к профессиональной активности;

развитие креативных качеств, включение студентов в ситуации с многовариантным решением;

ориентация на творческое решение профессиональных проблем;

включение студентов в поисковоисследовательскую деятельность;

формирование коммуникативных умений, гибкости и творческого стиля в диалогическом общении;

создание проблемных ситуаций, способствующих проявлению эмоционального отношения к учебнопрофессиональной деятельности через усвоение иностранного языка. По прошествии десятилетия, нами был проведен еще один анализ подготовки и успеваемости студентов фармацевтического факультета за период 20112015 учебного годов. В ходе нашего исследования практика обучения иностранным языкам показала, что чем больше развита коммуникативная функция у членов учебной группы, тем интенсивнее их совместная деятельность.

Развивающий эффект, разработанной нами технологии, обеспечивался созданием психологопедагогических условий, которые позволяли моделировать деятельность студентов в изменяющихся ситуациях и содержащих различные варианты решения сложных учебнопознавательных задач. Таким образом, результатом функционирования технологии явилось повышение уровня сформированности критериев (выделенных в ходе исследования), показателей творческой индивидуальности студентов, а также уменьшение разности между идеальным и реальным в сформированности данного феномена. Так, в период с 2011по 2015 учебные годы средний балл студентов в ходе обучения и экзаменационных испытаний был достаточно высокий: от 3.91 до 4.25. Анализ полученных результатов показывает, что у студентов становятся более выражены личностные показатели: стремление к овладению иноязычной речью, желание общаться на иностранном языке. Следует отметить и возросший интерес к иноязычной культуре. Благодаря общению на иностранном языке с представителями других стран, у русскоговорящих студентов возрастает мотивация к овладению иностранным языком, чтобы пытаться проявить самостоятельность в изложении собственных мыслей на языке, не прибегая к помощи переводчика.

Итак, профессиональное владение преподавателем методическими приемами иобучающими стратегиями, их практическим применением и осознание студентами необходимости изучения английского языка для их успешной карьеры ипрофессиональной деятельности—это залог эффективности образовательного процесса, формирования положительной мотивации к изучению иностранных языков у студентов и повышения качества обучения всистеме высшего образования. При построении нами технологии, продуктивной оказалась идея об актуализации резервных возможностей студентов в ходе изучения иностранного языка, а это дало возможность изменить акценты в процессе профессиональной подготовки студентов: переориентированность с установки на овладение иноязычными знаниями на формирование личности.

Ссылки на источники1.ДистервегА. Избранные педагогические сочинения. –М., 1936. –С 1182.Дубенкова Л.В. Язык для специальных целей глазами студентовВектор науки Тольяттинского государственного университета, 2012, № 1 (8), стр. 1451473.Зимняя И.А. Педагогическая психология. –РостовнаДону, 1997.4.Лопата К.М., Довгер О.П. Известия ЮгоЗападного государственного университета. Серия Лингвистика и педагогика. // Формирование дискурсивной компетентности в контексте субъектноориентированной организации образовательного процесса. Курск –2012г.№2, с.290294.5.Обучение иностранным языкам. Материалы для специалиста образовательного учреждения. М., 2003. 192 с. 6.Солнцева Л.С., Галкина Т.В. Метод исследования личности учащегося. М.: Прогресс,19937.Чаплыгина О.В. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук // Педагогические условия развития творческой индивидуальности студентов ( на примере изучения иностранного языка), Курск2003г., с.13.8.Шамара И.Ф. Монография.Обществои исследования гуманитарных наук: (ценности, тенденции и перспективы). Москва –Воронеж,2015г., книга 8, с.166.9.Шамара И.Ф. Сборник научных трудов//Язык и образование. Развитие общекультурных и профессиональных компетенций на занятиях по иностранному языку у студентов медицинского вуза .Курск2013г., с.6610.Ames, R., and Ames, C. Motivation and Effective Teaching. InB.F.Jones and L. Idol (eds.), Dimensions of Thinking and Cognitive Instruction. Hillsdale, N. J.: Erlbaum, 1990.11.Wright Tony. Roles of Teachers & Learners / Tony Wright. –Oxford University Press, 1991.–164р.