Мир русского крестьянства в цикле рисунков А. М. Васнецова «Двенадцать месяцев года»
Выпуск:
ART 970283
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ходырева
О.
В. Мир русского крестьянства в цикле рисунков А. М. Васнецова «Двенадцать месяцев года» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 31. – С.
1341–1345. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970283.htm.
Аннотация. В статье анализируются рисунки Аполлинария Михайловича Васнецова из цикла «Двенадцать месяцев года», опубликованные в журнале «Всемирная иллюстрация» за 1884 год. Делается вывод о том, что в иллюстрациях представлен образ глубинной России, который у самого художника сложился на основе детских и юношеских впечатлений, полученных в вятской деревне. Образ пространства передан через представление о цикличности времени в стилистике эпохи модерна.
Ключевые слова:
модерн, рисунок, дореволюционные иллюстративные журналы, русская традиционная культура, а. м. васнецов
Текст статьи
Ходырева Ольга Владимировна,кандидат культурологии, доцент ФГБОУ ВО «ВятГУ», г. Кировolgadesatkova@yandex.ru
Мир русского крестьянства
в цикле рисунков А.М. Васнецова «Двенадцать месяцев года»
Аннотация.В статье анализируются рисунки Аполлинария Михайловича Васнецова из цикла «Двенадцать месяцев года», опубликованные в журнале «Всемирная иллюстрация» за 1884 год. Делается вывод о том, что в иллюстрациях представлен образ глубинной России, который у самого художника сложился на основе детских июношеских впечатлений, полученных в вятской деревне. Образ пространства передан через представление о цикличности времени в стилистике эпохи модерна.Ключевые слова:А.М. Васнецов, рисунок, дореволюционные иллюстративные журналы, модерн, русская традиционнаякультура.
Воздействиесредств массовой информации насоциальноэкономические процессы стало определяющим споявлением электронных средств передачиинформации. Однако ряд механизмовформирования представлений о мире использовалсяещё во второй половине XIXвека. Среди них сочетаниевизуальных ивербальных средстввоздействия на сознание массового читателя.Изучение иллюстрированных журналов второй половины XIXвека актуальнос точки зрения эстетических исодержательных аспектов публикуемых материалов, ведь, как отмечают исследователи, иллюстрированные журналы моделировали картину мира и систему ценностей своих читателей.Они задавали символическую систему координат восприятия реальности[1]. Исследование журнальной иллюстрации значимо такжес точки зрения воплощения в них художественных тенденций эпохи,как одного изаспектовтворчества русских художников.Журнал «Всемирная иллюстрация» стал одним из первых в ряду иллюстрированныхизданий. Он былоснованГерманом Гоппе в 1869и выходилеженедельно в Петербургедо 1885 года.
В журнале публиковалась актуальная политическая информация, беллетристические произведения, биографии замечательных людей, этнографические, географические, исторические сведения. Несмотря на то, чтоиздание было сравнительно дорогим, оно формировало представления и отвечало запросам весьма значительнойчасти российского общества чиновничества, богатого купечества, провинциальной интеллигенции.Отличительными чертами иллюстрированных журналов стали оперативность, традиционность, направленная на сохранение семейных, исторических, нравственных ценностей русской культуры в условиях модернизации ивозникающих социальных противоречий.Журнал служил «иллюстрированной хроникой современной жизни»[2]. Впервые годы его существования визуальная сторона доминировала, текст лишь разъяснял содержание иллюстраций, авторами которых нередко становилисьвыдающиесярусскиехудожники, такиекак Аполлинарий Михайлович Васнецов.Иллюстрационная деятельность художника началась в 1876 году[3]. Поутверждению сына, Всеволода Васнецова, в детские и юношеские годы Аполлинарий Михайлович много рисовал с натуры в окрестностях родного села Рябова. Самый ранний альбом сделан в возрасте двенадцатитринадцати лет [4;115]. Известно, что в1879 годухудожникпредпринял путешествие по Вятской губернии, в ходе которого делал путевые зарисовки, которые впоследствии питали рисунки художника, публикуемые в периодических изданиях. Их темой стал быт народа: «Шерстобиты», «Медведчики», «Народный театр», «Ледоход и старинные иконы», «Освящение жита перед посевом», «Обряды и поверья». Рисунки сопровождались текстом художника. В журнале «Всемирная иллюстрация» А.Васнецов работал с 1880 г., когда переехалв Петербург.Цикл иллюстраций «Двенадцать месяцев года» вышелвномерах1884 года.Его образысоответствуют тому месяцу,в котором выходилномер журнала. Вербальная составляющая каждой иллюстрациивключает подпись самого художникаи стихотворение гна В.Ракитина на одной из последующих или предшествующих страниц. На титульной странице первого номера 1884 г. помещен рисунок К.Брожа «С новым годом», в котором,по сути,задаётся эстетическая программа цикла. Русская красавица в нарядномнациональном костюме, отсылающем нас кдопетровской эпохе и образамрусской сказки,указывает левой рукой на стол, покрытый скатертью свышитым на ней текстомновогоднего поздравления:
«Пусть минует вас несчастье
Грубых жизненных невзгодИ полнее входит счастье
В наступивший новый год»[5;1].
Образ птицы как традиционный славянорусский символ счастья, любви соответствует смыслу поздравления. Стол накрыт, также согласно русской традиции,караваем. Приверженность художественной интеллигенции конца XIXвекарусскому стилю общеизвестна. Наиболее полно эта тенденция выразилась в творчестве мастеров Абрамцево, к которым принадлежал и А. Васнецов. Двесценыпервого рисунка
(«Январь»[5;4]) из цикла Аполлинария Михайловича основаны на противоположныхпо настроению образах. Художникпоказывает борющегося с метелью путника и повозку, которым угрожают выходящие из заснеженного ельника волки. Ели как бы объединяют первую и вторую линиикомпозиции с картиной деревенской улицы, освещеннойлуной, селяне неспешно идутк возвышающемуся в центре храму.Поэтические строки В.Ракитина соответствует визуальному содержанию:«…Без удержу вихрь налетает, свистит.Взрывая постель снеговую;Воронкою по полю снег он вертит,В сугробы сметает и дальше летит,Игру продолжая шальную!..
Село на дороге проезжей и храм,Где теплятся ярко лампады…»
Над избами вьётся отрадный дымок;Натоплено в них, словно в бане;Из окон блестит золотой огонёк;Укрывшися в тесный родной уголок,Ведут разговоры сельчане»[5;7].
В авторской подписи художник перечислил народные приметы января: «На Крещенье метель на святой метель. Коли на Омельяна подует от Киева лето грозное (вьюга). Афанасия Ломоноса береги нос (морозы). Тимофеевские морозы ползимы[5;4].
Первый рисунок цикла даёт представление о структуреи образном содержании каждой иллюстрации. Как правило, это образы, характеризующие состоянияприродысредней полосыРоссии и сцены, отражающие традиционный образ жизниповседневные заботы и нехитрые развлечения селян. В двух рисунках, к примеру, художник изображает зимние забавы: это катание на коньках в рисунке «Ноябрь»[6;436]и катание с горы в «Феврале». В. Ракитин, как бы наблюдая за сценой «Февраля» из окна деревенского дома, пишет:«И вот на лёгкие салазкиОни садятсячередой
Сияют радостью их глазкиЧистосердечной и живой
С гористой улицы несутсяСтрелой по снегу шалуны:Их крики громко раздаютсяСреди окрестной тишины»[7;134].
Зима попрежнему морозна, но уже сменяется оттепелями, А.Васнецов назвал свой рисунок «Февральбокогрей» и вновь обратил внимание читателя на народные приметы: «св. Василия сшиби рог с зимы. Василия капельника»[7;132]. Обычаи селян определяются народным календарём, рождающим поэтичные сцены, запечатлённые А. Васнецовым в иллюстрациях. Купальская ночь в июне время собирать лекарственные травы, верили, что именно в это время зацветает папоротник, именно это растение художник изобразил на переднем плане рисунка«Июнь»[8;504]. Вполуденный зной приятно выйти в поле, собрать цветы и сплести венок:«Посмотрика, друг за другом,Собираючи цветки,Три красотки идут лугомИ плетут себе венки»[8;503].
«Мирный праздник деревенский»показан и на рисунке «Декабрь». Вотличие от большинства иллюстраций, эта сцена располагается в верхней части композиции:«Палатки площадь всю пестрят,И пьяных спор, и говор женский,И крик назойливых ребят»[9;507].
Закономерно, что в несколькихрисунках, посвящённых весенним, летним месяцам и началу осенихудожник изобразил сцены крестьянского труда. Так, вапреле начинаются заботы бортника:«Выносит улей он из клети, // Хорошим пользуясь деньком»
поясняет В. Ракитинв стихотворении к иллюстрации «Апрель»[10;298].Средиприметэтого месяца А. Васнецов вподписи отметил: «Насвятого Пуда доставай пчёл изпод спуда». Небольшая сюжетная зарисовка «Июля» посвящена главным земледельческим работам этого месяца: покос, зажин ржи. По народным приметам, «Илья жниво заживает лето кончает»[11;80].Всюжете «Августа» «…пашет селянин для озимей поля…»[12;178]В сентябре «осенины», сочетающие радость и хлопотыпо сборуи заготовке урожая. Всё это А.Васнецов показалв двух отделённых друг от друга сюжетах иллюстрации[13;272]. Последнее четверостишие В. Ракитина так описывает один из них: «Хозяин и весел, и пьян:Сегодня здесь вечер капустный
И рубится свежий кочанПод каждой рукою искусной»[13;275].
Этнографические картины, показанные А. Васнецовым, идиллически интерпретированы, художник поэтизируетжизнь русской деревни, а это, наряду синтересом к национальным основам русской культуры, являетсятенденциейэпохи модерна.В рисунках «Двенадцатимесяцев года»отчётливо проявились и другие черты этого стиля. А. Васнецов отказывается от изображения единственного сюжета: как правило, в одном рисунке предстают две или более сцены, которые наслаиваются и отделяются друг от друга рамками.Так, рисунок «Март» представляет собой реалистический пейзаж, показывающий крестьянина в повозке, направляющегося кодиноко стоящей наопушке леса усадьбе.На этом фоне справа в рамке мы видим ещё один,меньший пейзаж в рамке: потоки воды, стекающие с высокого, ещё заснеженного лесного холма. С этой точки зрения интересна и композиция рисунка«Апрель». На более крупную окружность звёздного, ночного неба наслаивается рамка прямоугольника. Внём показан типичный пейзаж русского города, напоминающего, в том числе иг.Вятку: крепость с башнями на высоком холме, многочисленные купола городских церквей; у подножия холма пристань, а на уже вскрывшейся реке судно борется следоходом:«Врага сломив, свирепой силы полны,Как бы смеясь над посиневшим льдом,Шумя, текут бушующие волныИ на хребте несут его своём»[14;298].
Примерно тот же композиционный принцип лежит в основе иллюстраций «Июнь»,«Сентябрь», «Октябрь», где сочетаются городской и сельский пейзажи. Две картины и на рисунке «Июль». Меньшая по размеру сцена сенокоса в верхней части композиции отделена обильно декорированной растительными мотивами рамкой: крупные цветы подсолнуха, листья, густая трава наделяют сцену сенокоса долей условности. Сама программа цикла показ изменяющихся в течение года состояний природы наталкивала на использование растительныхмотивов, одновременно включённых в реалистически интерпретируемую жанровую сцену и как бы орнаментирующихкомпозицию как целое, нередко состоящее из нескольких частей. Так, ели, изображенныена рисунках«Январь», «Ноябрь», «Декабрь» объединяют разнородные частикомпозиций. В иллюстрациях весны и лета дерево, объединяющее разные сцены,дополняется изображением птиц и птичьих гнёзд («Март», «Апрель»,«Июнь», «Июль», «Октябрь»). Изображение, будь то верба сграчами, или только что появившиеся листочки,или обильная зелень сласточками, или отсутствие листвы характеризуют состояния природы того или иного месяца. Особняком стоят мотивы с цветами и плодамижанровые сцены здесь выступают фоном, на котором выделяются подсолнухи («Июль»), яблоки («Август) или репа («Сентябрь).Всё это в духе модерна вносило декоративность вискусство иллюстрации А. Васнецова, символизировало изобилие природы. Помимо растительных мотивов, А. Васнецов использовал зодиакальные образыисимволы. Уже в рисунке К.Брожа, предшествующем циклу Аполлинария Михайловича, мы видим сияющий, как солнце, выходящий изза туч зодиакальный круг. Вбольшинстве рисунков Васнецова реалистический образ, символизирующий тот или иной знак зодиака, вписан в изображение звёздного неба. В композициях «Январь», Февраль», «Март», «Апрель», Июнь», «Сентябрь» оно отделено от других образов рисунка округлой вставкой. Если фигуры Весов, Тельца, Рыбы, Рака традиционны, то образы Водолея («Январь») и Девы («Август») интерпретированы в контексте общего сюжета рисунка: изображение Водолея вобледеневшем обрамлении ассоциируется с фольклорным образом Мороза, аДева, согласно сюжету рисунка, показана в образе жницы. И наконец, в верхнем углу каждой иллюстрации изображён традиционныйзодиакальный символ.Изображение звёздного неба нетолько требование издателя или дань моде. Восхищение им было привито художнику отцом, Михаилом Васильевичем, который рассказывал своим сыновьям о строении вселенной и показывал различные созвездия. Повечерам он ходил с детьми в поле любоваться мерцающим звездным небом [4;27].Таким образом, единство цикла рисунков А.М. Васнецова «Двенадцать месяцев года»обеспечивается единством тематического содержания сюжетных зарисовок. Рисунки формировали образ глубинной России, который у самого художника сложился на основе детских и юношеских впечатлений, полученныхв вятской деревне. Образ пространства передан через образ циклического временирусского крестьянского мира. Именно таким художник увидел годовой цикл на своеймалой родине.Художнику удалось передать стихию народной жизниизнутри, в отличие от этого Ракитин в поэтических строках занимает позицию внешнего наблюдателя интеллигента, выступающего в качестве лирического героя. Образ пространства русской деревни передан через стилистику модерна, которой соответствует сочетание орнаментальных и жанровых мотивов. В сценах из жизни народа отсутствуют социальнокритические мотивы, свойственные эпохе передвижничества. Рисунки, как и иллюстрирующие их стихи, выполняют лишь эстетическуюфункцию, формируяобраз русского крестьянского мира.Как идиллический образ прошлогоон транслировался городскому населению конца XIXвека и представляет огромный интересдля наших современников.
Ссылки на источники1.Н.А. Старухин. Журнал «Всемирная иллюстрация». Репрезентации Сибири на его страницах // Гуманитарные науки в Сибири. Г Вестник (№1 2013). URL: http://knigilib.net.[Дата обращения: 21.10.2016]2.Журналы XIXвека. «Всемирная иллюстрация»; содержание, авторы, картины. URL: http://magazines.orthodoxy.su/sections/show/html/3. [Дата обращения: 21.10.2016] 3.Хронологическая канва жизни А.М. Васнецова из отдела рукописей РГБ. Опись. Московское областное бюро краеведения. Архив. Ф №177 К40 №68. Опись.4.Васнецов В.А. Воспоминания о художниках братьях Васнецовых. Л.: Художник РСФСР, 1976. 196с.5.Всемирная иллюстрация. 1884. № 7816.Всемирнаяиллюстрация. 1884. №8297.Всемирная иллюстрация. 1884. № 7878.Всемирная иллюстрация. 1884. №8069.Всемирная иллюстрация. 1884. №83210.Всемирная иллюстрация. 1884. №79511.Всемирная иллюстрация. 1884. №81112.Всемирная иллюстрация. 1884. №81613.Всемирная иллюстрация. 1884. №82114.Всемирнаяиллюстрация. 1884. №795
Мир русского крестьянства
в цикле рисунков А.М. Васнецова «Двенадцать месяцев года»
Аннотация.В статье анализируются рисунки Аполлинария Михайловича Васнецова из цикла «Двенадцать месяцев года», опубликованные в журнале «Всемирная иллюстрация» за 1884 год. Делается вывод о том, что в иллюстрациях представлен образ глубинной России, который у самого художника сложился на основе детских июношеских впечатлений, полученных в вятской деревне. Образ пространства передан через представление о цикличности времени в стилистике эпохи модерна.Ключевые слова:А.М. Васнецов, рисунок, дореволюционные иллюстративные журналы, модерн, русская традиционнаякультура.
Воздействиесредств массовой информации насоциальноэкономические процессы стало определяющим споявлением электронных средств передачиинформации. Однако ряд механизмовформирования представлений о мире использовалсяещё во второй половине XIXвека. Среди них сочетаниевизуальных ивербальных средстввоздействия на сознание массового читателя.Изучение иллюстрированных журналов второй половины XIXвека актуальнос точки зрения эстетических исодержательных аспектов публикуемых материалов, ведь, как отмечают исследователи, иллюстрированные журналы моделировали картину мира и систему ценностей своих читателей.Они задавали символическую систему координат восприятия реальности[1]. Исследование журнальной иллюстрации значимо такжес точки зрения воплощения в них художественных тенденций эпохи,как одного изаспектовтворчества русских художников.Журнал «Всемирная иллюстрация» стал одним из первых в ряду иллюстрированныхизданий. Он былоснованГерманом Гоппе в 1869и выходилеженедельно в Петербургедо 1885 года.
В журнале публиковалась актуальная политическая информация, беллетристические произведения, биографии замечательных людей, этнографические, географические, исторические сведения. Несмотря на то, чтоиздание было сравнительно дорогим, оно формировало представления и отвечало запросам весьма значительнойчасти российского общества чиновничества, богатого купечества, провинциальной интеллигенции.Отличительными чертами иллюстрированных журналов стали оперативность, традиционность, направленная на сохранение семейных, исторических, нравственных ценностей русской культуры в условиях модернизации ивозникающих социальных противоречий.Журнал служил «иллюстрированной хроникой современной жизни»[2]. Впервые годы его существования визуальная сторона доминировала, текст лишь разъяснял содержание иллюстраций, авторами которых нередко становилисьвыдающиесярусскиехудожники, такиекак Аполлинарий Михайлович Васнецов.Иллюстрационная деятельность художника началась в 1876 году[3]. Поутверждению сына, Всеволода Васнецова, в детские и юношеские годы Аполлинарий Михайлович много рисовал с натуры в окрестностях родного села Рябова. Самый ранний альбом сделан в возрасте двенадцатитринадцати лет [4;115]. Известно, что в1879 годухудожникпредпринял путешествие по Вятской губернии, в ходе которого делал путевые зарисовки, которые впоследствии питали рисунки художника, публикуемые в периодических изданиях. Их темой стал быт народа: «Шерстобиты», «Медведчики», «Народный театр», «Ледоход и старинные иконы», «Освящение жита перед посевом», «Обряды и поверья». Рисунки сопровождались текстом художника. В журнале «Всемирная иллюстрация» А.Васнецов работал с 1880 г., когда переехалв Петербург.Цикл иллюстраций «Двенадцать месяцев года» вышелвномерах1884 года.Его образысоответствуют тому месяцу,в котором выходилномер журнала. Вербальная составляющая каждой иллюстрациивключает подпись самого художникаи стихотворение гна В.Ракитина на одной из последующих или предшествующих страниц. На титульной странице первого номера 1884 г. помещен рисунок К.Брожа «С новым годом», в котором,по сути,задаётся эстетическая программа цикла. Русская красавица в нарядномнациональном костюме, отсылающем нас кдопетровской эпохе и образамрусской сказки,указывает левой рукой на стол, покрытый скатертью свышитым на ней текстомновогоднего поздравления:
«Пусть минует вас несчастье
Грубых жизненных невзгодИ полнее входит счастье
В наступивший новый год»[5;1].
Образ птицы как традиционный славянорусский символ счастья, любви соответствует смыслу поздравления. Стол накрыт, также согласно русской традиции,караваем. Приверженность художественной интеллигенции конца XIXвекарусскому стилю общеизвестна. Наиболее полно эта тенденция выразилась в творчестве мастеров Абрамцево, к которым принадлежал и А. Васнецов. Двесценыпервого рисунка
(«Январь»[5;4]) из цикла Аполлинария Михайловича основаны на противоположныхпо настроению образах. Художникпоказывает борющегося с метелью путника и повозку, которым угрожают выходящие из заснеженного ельника волки. Ели как бы объединяют первую и вторую линиикомпозиции с картиной деревенской улицы, освещеннойлуной, селяне неспешно идутк возвышающемуся в центре храму.Поэтические строки В.Ракитина соответствует визуальному содержанию:«…Без удержу вихрь налетает, свистит.Взрывая постель снеговую;Воронкою по полю снег он вертит,В сугробы сметает и дальше летит,Игру продолжая шальную!..
Село на дороге проезжей и храм,Где теплятся ярко лампады…»
Над избами вьётся отрадный дымок;Натоплено в них, словно в бане;Из окон блестит золотой огонёк;Укрывшися в тесный родной уголок,Ведут разговоры сельчане»[5;7].
В авторской подписи художник перечислил народные приметы января: «На Крещенье метель на святой метель. Коли на Омельяна подует от Киева лето грозное (вьюга). Афанасия Ломоноса береги нос (морозы). Тимофеевские морозы ползимы[5;4].
Первый рисунок цикла даёт представление о структуреи образном содержании каждой иллюстрации. Как правило, это образы, характеризующие состоянияприродысредней полосыРоссии и сцены, отражающие традиционный образ жизниповседневные заботы и нехитрые развлечения селян. В двух рисунках, к примеру, художник изображает зимние забавы: это катание на коньках в рисунке «Ноябрь»[6;436]и катание с горы в «Феврале». В. Ракитин, как бы наблюдая за сценой «Февраля» из окна деревенского дома, пишет:«И вот на лёгкие салазкиОни садятсячередой
Сияют радостью их глазкиЧистосердечной и живой
С гористой улицы несутсяСтрелой по снегу шалуны:Их крики громко раздаютсяСреди окрестной тишины»[7;134].
Зима попрежнему морозна, но уже сменяется оттепелями, А.Васнецов назвал свой рисунок «Февральбокогрей» и вновь обратил внимание читателя на народные приметы: «св. Василия сшиби рог с зимы. Василия капельника»[7;132]. Обычаи селян определяются народным календарём, рождающим поэтичные сцены, запечатлённые А. Васнецовым в иллюстрациях. Купальская ночь в июне время собирать лекарственные травы, верили, что именно в это время зацветает папоротник, именно это растение художник изобразил на переднем плане рисунка«Июнь»[8;504]. Вполуденный зной приятно выйти в поле, собрать цветы и сплести венок:«Посмотрика, друг за другом,Собираючи цветки,Три красотки идут лугомИ плетут себе венки»[8;503].
«Мирный праздник деревенский»показан и на рисунке «Декабрь». Вотличие от большинства иллюстраций, эта сцена располагается в верхней части композиции:«Палатки площадь всю пестрят,И пьяных спор, и говор женский,И крик назойливых ребят»[9;507].
Закономерно, что в несколькихрисунках, посвящённых весенним, летним месяцам и началу осенихудожник изобразил сцены крестьянского труда. Так, вапреле начинаются заботы бортника:«Выносит улей он из клети, // Хорошим пользуясь деньком»
поясняет В. Ракитинв стихотворении к иллюстрации «Апрель»[10;298].Средиприметэтого месяца А. Васнецов вподписи отметил: «Насвятого Пуда доставай пчёл изпод спуда». Небольшая сюжетная зарисовка «Июля» посвящена главным земледельческим работам этого месяца: покос, зажин ржи. По народным приметам, «Илья жниво заживает лето кончает»[11;80].Всюжете «Августа» «…пашет селянин для озимей поля…»[12;178]В сентябре «осенины», сочетающие радость и хлопотыпо сборуи заготовке урожая. Всё это А.Васнецов показалв двух отделённых друг от друга сюжетах иллюстрации[13;272]. Последнее четверостишие В. Ракитина так описывает один из них: «Хозяин и весел, и пьян:Сегодня здесь вечер капустный
И рубится свежий кочанПод каждой рукою искусной»[13;275].
Этнографические картины, показанные А. Васнецовым, идиллически интерпретированы, художник поэтизируетжизнь русской деревни, а это, наряду синтересом к национальным основам русской культуры, являетсятенденциейэпохи модерна.В рисунках «Двенадцатимесяцев года»отчётливо проявились и другие черты этого стиля. А. Васнецов отказывается от изображения единственного сюжета: как правило, в одном рисунке предстают две или более сцены, которые наслаиваются и отделяются друг от друга рамками.Так, рисунок «Март» представляет собой реалистический пейзаж, показывающий крестьянина в повозке, направляющегося кодиноко стоящей наопушке леса усадьбе.На этом фоне справа в рамке мы видим ещё один,меньший пейзаж в рамке: потоки воды, стекающие с высокого, ещё заснеженного лесного холма. С этой точки зрения интересна и композиция рисунка«Апрель». На более крупную окружность звёздного, ночного неба наслаивается рамка прямоугольника. Внём показан типичный пейзаж русского города, напоминающего, в том числе иг.Вятку: крепость с башнями на высоком холме, многочисленные купола городских церквей; у подножия холма пристань, а на уже вскрывшейся реке судно борется следоходом:«Врага сломив, свирепой силы полны,Как бы смеясь над посиневшим льдом,Шумя, текут бушующие волныИ на хребте несут его своём»[14;298].
Примерно тот же композиционный принцип лежит в основе иллюстраций «Июнь»,«Сентябрь», «Октябрь», где сочетаются городской и сельский пейзажи. Две картины и на рисунке «Июль». Меньшая по размеру сцена сенокоса в верхней части композиции отделена обильно декорированной растительными мотивами рамкой: крупные цветы подсолнуха, листья, густая трава наделяют сцену сенокоса долей условности. Сама программа цикла показ изменяющихся в течение года состояний природы наталкивала на использование растительныхмотивов, одновременно включённых в реалистически интерпретируемую жанровую сцену и как бы орнаментирующихкомпозицию как целое, нередко состоящее из нескольких частей. Так, ели, изображенныена рисунках«Январь», «Ноябрь», «Декабрь» объединяют разнородные частикомпозиций. В иллюстрациях весны и лета дерево, объединяющее разные сцены,дополняется изображением птиц и птичьих гнёзд («Март», «Апрель»,«Июнь», «Июль», «Октябрь»). Изображение, будь то верба сграчами, или только что появившиеся листочки,или обильная зелень сласточками, или отсутствие листвы характеризуют состояния природы того или иного месяца. Особняком стоят мотивы с цветами и плодамижанровые сцены здесь выступают фоном, на котором выделяются подсолнухи («Июль»), яблоки («Август) или репа («Сентябрь).Всё это в духе модерна вносило декоративность вискусство иллюстрации А. Васнецова, символизировало изобилие природы. Помимо растительных мотивов, А. Васнецов использовал зодиакальные образыисимволы. Уже в рисунке К.Брожа, предшествующем циклу Аполлинария Михайловича, мы видим сияющий, как солнце, выходящий изза туч зодиакальный круг. Вбольшинстве рисунков Васнецова реалистический образ, символизирующий тот или иной знак зодиака, вписан в изображение звёздного неба. В композициях «Январь», Февраль», «Март», «Апрель», Июнь», «Сентябрь» оно отделено от других образов рисунка округлой вставкой. Если фигуры Весов, Тельца, Рыбы, Рака традиционны, то образы Водолея («Январь») и Девы («Август») интерпретированы в контексте общего сюжета рисунка: изображение Водолея вобледеневшем обрамлении ассоциируется с фольклорным образом Мороза, аДева, согласно сюжету рисунка, показана в образе жницы. И наконец, в верхнем углу каждой иллюстрации изображён традиционныйзодиакальный символ.Изображение звёздного неба нетолько требование издателя или дань моде. Восхищение им было привито художнику отцом, Михаилом Васильевичем, который рассказывал своим сыновьям о строении вселенной и показывал различные созвездия. Повечерам он ходил с детьми в поле любоваться мерцающим звездным небом [4;27].Таким образом, единство цикла рисунков А.М. Васнецова «Двенадцать месяцев года»обеспечивается единством тематического содержания сюжетных зарисовок. Рисунки формировали образ глубинной России, который у самого художника сложился на основе детских и юношеских впечатлений, полученныхв вятской деревне. Образ пространства передан через образ циклического временирусского крестьянского мира. Именно таким художник увидел годовой цикл на своеймалой родине.Художнику удалось передать стихию народной жизниизнутри, в отличие от этого Ракитин в поэтических строках занимает позицию внешнего наблюдателя интеллигента, выступающего в качестве лирического героя. Образ пространства русской деревни передан через стилистику модерна, которой соответствует сочетание орнаментальных и жанровых мотивов. В сценах из жизни народа отсутствуют социальнокритические мотивы, свойственные эпохе передвижничества. Рисунки, как и иллюстрирующие их стихи, выполняют лишь эстетическуюфункцию, формируяобраз русского крестьянского мира.Как идиллический образ прошлогоон транслировался городскому населению конца XIXвека и представляет огромный интересдля наших современников.
Ссылки на источники1.Н.А. Старухин. Журнал «Всемирная иллюстрация». Репрезентации Сибири на его страницах // Гуманитарные науки в Сибири. Г Вестник (№1 2013). URL: http://knigilib.net.[Дата обращения: 21.10.2016]2.Журналы XIXвека. «Всемирная иллюстрация»; содержание, авторы, картины. URL: http://magazines.orthodoxy.su/sections/show/html/3. [Дата обращения: 21.10.2016] 3.Хронологическая канва жизни А.М. Васнецова из отдела рукописей РГБ. Опись. Московское областное бюро краеведения. Архив. Ф №177 К40 №68. Опись.4.Васнецов В.А. Воспоминания о художниках братьях Васнецовых. Л.: Художник РСФСР, 1976. 196с.5.Всемирная иллюстрация. 1884. № 7816.Всемирнаяиллюстрация. 1884. №8297.Всемирная иллюстрация. 1884. № 7878.Всемирная иллюстрация. 1884. №8069.Всемирная иллюстрация. 1884. №83210.Всемирная иллюстрация. 1884. №79511.Всемирная иллюстрация. 1884. №81112.Всемирная иллюстрация. 1884. №81613.Всемирная иллюстрация. 1884. №82114.Всемирнаяиллюстрация. 1884. №795