Проектирование коллективной работы для студентов первого курса
Выпуск:
ART 970290
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Саяпина
Л.
Ю. Проектирование коллективной работы для студентов первого курса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 31. – С.
1376–1380. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970290.htm.
Аннотация. В статье описаны формы работы преподавателя, направленные на стимулирование познавательной и творческой активности студентов-первокурсников. Освещена работа по презентации материалов из истории вузов как часть коллективной деятельности обучающихся. Статья будет полезна преподавателям высших учебных заведений и другим специалистам, работающим в области педагогики.
Ключевые слова:
общекультурная компетенция, учебно-образовательный проект, малые творческие группы, работа куратора
Текст статьи
Саяпина Лариса Юрьевна,старший преподаватель кафедры «Дизайн»ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», г. РостовнаДонуlaras12@rambler.ru
Проектирование коллективной работы для студентовпервого курса
Аннотация.В статье описаныформы работыпреподавателя, направленные на стимулирование познавательнойи творческой активности студентовпервокурсников. Освещенаработа попрезентации материалов из истории вузов,какчасть коллективнойдеятельности обучающихся.Статья будет полезнапреподавателям высшихучебных заведенийидругим специалистам, работающим в области педагогики.
Ключевые слова: учебнообразовательный проект, малые творческие группы,работа куратора, общекультурная компетенция.
В начале учебного года образовательный процесс в группах студентов первого курса сопряжён с некоторыми трудностями адаптации в вузе. Новая образовательная среда; иная система образования, отличающаяся от школьной;незнакомое окружение и частичное отсутствие родительского надзора затрудняют или замедляют приспособляемость студентовпервокурсников к новым условиям получения знаний. Одни обучающиеся быстрее адаптируются к изменившимся условиям обучения; для других процесс адаптации является более длительным.
Определённый процент студентов поступает на выбранные направления и специальности по решению своей семьи, в которой учитывается конъюнктура рынка, и лишь частично учтены интересы и склонности первокурсника. Наработанное шаблонное мышление, узкий культурный кругозор, индивидуализм –с этими качествамичасто сталкиваютсяпреподаватели учебных дисциплиникураторы учебных групп первого курса.
В вуз приходят первокурсники, которых необходимо: 1.организовать, как коллектив единомышленников; 2.научить учиться; 3.научить планировать своё учебное время; 4.привить им положительную учебную мотивацию; 5.развивать учебные и творческие способности; 6.привлечь к изучению и сохранению культуры.Эти виды деятельности очень важны для воспитательной и кураторской работы преподавателей любой кафедры в вузе.В сентябре 2015 года абитуриентыпоступили на первый курс обучения по направлению54.03.01 «Дизайн» в Ростовский государственный строительный университет (РГСУ; сегодня–это Академия строительства и архитектуры Донского государственного технического университета). Для того, чтобы объединить студентовпервокурсников, привить им культуру обучения в вузе, познакомить с историей, традициями, направлениями работы высших учебных заведений,куратором группы был разработан проект «Люди и вузы».«Проект –комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения в течение заданного периода времени и при установленном бюджете поставленных задач с чётко определёнными целями» [1 c.8].Разработанный нами проект объединил разные виды деятельности обучающихся: образовательную, воспитательную, развивающую. В процессе работ студентыдолжны были выполнятьмногочисленные взаимозависимые и взаимосвязанные действия. Этот проект был ограничен повремени и направлен на достижение конкретных результатов.По бюджету времени проект являлся краткосрочным; он был рассчитан на срок выполнения в четыре месяца –на осенний учебный семестр,с начала сентября до конца декабря. По целевому назначению проект«Люди и вузы» являлся учебнообразовательным; по видам деятельности –практикоориентированным. По формам работы проект сталкомплексным –он соединилэлементы исследовательской, образовательной, творческой и презентационной деятельности.По форме финансирования разработанный проект являлсянекоммерческим.Коллектив проекта составил одиннадцатьчеловек: преподавателькуратор группы и студентыбакалавры первогокурса направления 54.03.01 «Дизайн».Цели проекта: 1. познакомить студентовпервокурсников с историей, традициями, направлениями работы высших учебных заведений; 2. организовать адаптацию первокурсников к форме организации учёбы в вузе;3. научить первокурсников работать в малых творческих группах и в коллективных проектах.Задачи проекта: 1. изучить историю учебных заведений высшего образования в России в 1920 веках;2. изучить историю учебных заведений высшего образованияв Ростовской области в 2021 веках.;3. узнать интересные особенности и отличия каждого вуза;4. изучить историю своей семьи;расспросить родных, получивших высшее образование (которые обучалисьв вузах г. РостованаДонуи Ростовской области);найти фотодокументы;5. представить наглядные результаты своих исследовательских и творческих работ. Возможные формы представления результатов: выполнить работы в материале (коллаж, панно, текстильная кукла); создать фотогазету с текстовыми и фотографическими материалами из семейных архивов; организовать образовательные путешествия (экскурсии) вмузеи вузов города или области; подготовить докладысообщения и прочитать их на кураторском часе; пригласить родственников студентов или известных людей вуза и прослушать рассказы и воспоминания о студенческой жизни; разработать компьютерные презентации.Первоначально мы предполагали, что основные организационные работы по проекту будут выполнять преподавателькуратори дватри наиболее активных студентагруппы, которые найдут интересные материалы по истории вузов и расскажут о них на кураторских часах. Остальные, менее активныестуденты будут слушать и запоминать интересную информацию; так же студенты группы под руководством куратора сходят на экскурсии в музеи двухтрёх вузовгорода. Проведение кураторских часов руководством института было запланировано один раз в две недели. У активистов проекта быловполне достаточно времени, чтобы найти информационные материалы и подготовить мероприятия.Но уже после первогособрания с рассказами куратора и обсуждения идеи проекта «Люди и вузы» первокурсники заинтересовались двумя направлениями деятельности и разделились на две малые творческие группы. Одни студенты выбрали поисковоисследовательскую работу и решили создать презентацииоб истории вузов. Другихобучающихсяпривлекла идея выполнить творческую работу по созданию образов студенток разных эпох, которых можно было выполнить в виде текстильных кукол. Интерес студентов был поддержан возможностью участия их работ в творческой выставке «Кукла Дона», которая ежегоднопроводится в ноябре месяце в Донской государственной публичной библиотеке г. РостованаДону.Нами был составлен план проекта, рассчитанный на первый семестр обучения студентов в вузе –с начала сентября по конец декабря. Бюджет времени проекта и матрица ответственности участников представлены в таблице1. Таблица 1Бюджет времени проекта и матрица ответственности
№ этапаНаимен. этапаСрок этапаВиды работОтветственные1Ознакомительный12недели сентябряЗнакомство с группой, вручение студенческих билетов и зачётных книжек; ознакомление с основными корпусами университета, изучение расписания. Изучение устава вуза.Куратор группы2Информационномотивационный34 недели сентябряИзучение исторических традиций обучения и высшего образования в России в конце девятнадцатого века. Рассказы об организации Бестужевских курсов, об обучении в Смольном институте Куратор группыСамораспределениестудентов группы по интересам и желаниям на «исследователей» и «практиков». Организация малых творческих группСтуденты всей группы3Исследовательский12 недели октябряЧтение литературных источников, воспоминаний студентов, обучавшихся в 2030е годы20го века.Куратор группыПоиск информации об истории Варшавского университета, об истории Ростовского государственного университета.
Часть группы (студентыисследователи)Поиски в семейных фотоархивах. Просмотр фотоматериала из сети Интернет.Студенты всей группыВыбор образов студентов разных периодов. Зарисовка или выбор фото. Подбор текстильных материалов. Раскрой деталей текстильной куклыЧасть группы (студентыпрактики)Помощь в выборе тканей и материалов, в организации раскройных работКуратор группы4Исследовательский 34 недели октябряПоиск информации об истории создания Ростовского государственного медицинского института, Ростовского государственного строительного университета
Часть группы (студентыисследователи)Практические работы соединение (стачивание) деталей текстильной куклы. Набивка деталей. Изготовление причёски кукле. Раскрой деталей одежды в соответствии с фотографиями эпохиЧасть группы (студентыпрактики)Помощь в нахождении шаблонов конструкции,в раскрое деталей одежды, в выполнении швейных работКуратор группы5Исследовательский этап + этап реализации12 недели ноябряПоиск информации об истории создания ЮжноРоссийского государственного политехнического университета (г. Новочеркасск), Таганрогского педагогического институтаЧасть группы (студентыисследователи)Изготовление аксессуаров для куколстудентов (головные уборы, обувь, книги, тетради, сумки с чертежами). Подготовка работ к экспонированию, закрепление экспонатовЧасть группы (студентыпрактики), кураторОформление заявки на участие в выставкеКуратор группы6Этап реализа34 недели Поиск информации об истории создания Донского государственного технического Часть группы (студентыцииноябряуниверситета, Ростовского государственного университета путей сообщения, Донского государственного аграрного университетаисследователи)Сдача студенческих работ на выставку. Оформление заявокпропусков; передача экспонатов заведующее отдела искусств Донской государственной публичной библиотеки
Часть группы (студентыпрактики), кураторПосещение открытия тематической выставки. Беседы с другими авторами выставочных работ, интервью с посетителями выставкистуденты всей группы7Презентационный12 недели декабря Доклады и презентации студентов об истории и традициях высшего образования в вузах г. РостованаДону Часть группы (студентыисследователи)8Презентационный34 недели декабряДоклады и презентации об истории и традициях высшего образования в вузах Ростовской областиЧасть группы (студентыисследователи)Участие в церемонии закрытия выставки. Получение сертификатов и дипломов.Часть группы (студентыпрактики)Устные благодарности родителям за активное участие студентов в мероприятиях Куратор группы
Первоначально, изучая историю высшего образования, студенты слушали рассказы куратора о создания Бестужевскихкурсов, Смольного института, Варшавского университета, читали воспоминания преподавателей, которые были студентами в 2030е годы 20го века. (Рис. 1).
Рис. 1 Поиск информационных материалов по истории высшего образования
Изучая на сайтах материалы по истории вузов, листая семейные фотоальбомы, первокурсники рассматривали фотографии студентов конца 19го и 20го века, обращали внимание на их образы и костюмы (Рис. 2).
Рис. 2 Фотографиииз семейных архивов: студенты30х годов 20го века;
студентки 60х годов 20го века
Объединившись в малые творческих группы, первокурсники легче общались друг с другом, делились найденными материалами и фотографиями. В процессе коллективнойработыобучающиесяразвивали свои исследовательские, учебные и творческие способности; постепенно узнавали специфику обучения в вузе. Студенты«исследователи», объединившись в группы по два и три человека, совместно подготовили презентационные материалы о вузах города и области. Первокурсники показывали презентации на кураторских часах,рассказывали, отвечалина вопросы куратора и товарищей по группе. Студенты«практики»,изучив фотоматериалы, создали пять текстильных кукол, каждая из которых отразила «собирательный» образ студента определённой эпохи, начиная от конца 19го века и заканчивая 21м веком.
Рис. 3Презентация по истории вузов г. РостованаДону.
Текстильная кукластудентка 80х годов 19го века; текстильная кукластудентка 90х годов 20го века; сертификат коллектива первокурсниковучастников выставки
Итоги реализации проекта «Люди и вузы» порадовали всех участников проекта, а также родителей обучающихся. В результате практической деятельности первокурсники выполнили коллективные исследования, изучили историю создания и организацию работы в разных вузах, узнали отличительные особенности каждого вуза. Девушки и юноши научились объединяться в малые творческие группы для выполнения совместных работ; научились договариваться и распределять обязанности внутри этих групп.Выполненные творческие работыспособствовали повышению положительной учебной мотивации студентов, стали этапом формированиясоциальных и культурных компетенций.В процессе коллективной работы в малых творческих группах уобучающихся начала формироваться необходимая бакалаврам общекультурная компетенция: «Способность работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия» [2 с.6].Мы считаем, что разработанный нами проектявляется универсальным и в рамках кураторской и воспитательной работы может быть внедрён в разных вузах. Вариативность форм представления результатов студенческой деятельности позволяетлегко заменять недоступные или неосуществимыена данный момент работы. При невозможности организовать экскурсии в музеи вузов можно совместно с обучающимися прочитать материалы на сайтах. Если первокурсники не умеют создаватьпрезентации –они могутподготовить докладысообщения; если нет необходимости делать текстильные работы в материале можно напечатать фотографии и создать фотогазету.Реализованный нами проект воспитательной и кураторской работы получил одобрение у преподавателей кафедры «Дизайн», у руководства факультета «Школаархитектуры, дизайна и искусств»ДГТУ. Материалы проекта были также использованы для студентов групп первого курса нового набора.
Ссылки на источники1.Романова М. В. Управление проектами: учеб. Пособие. –М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРАМ, 2007. –256 с. 2.ПРИКАЗ Минобрнауки РФ от 11.08.2016 N 1004"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 54.03.01 дизайн (уровень бакалавриата)"(Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.08.2016 N 43405), с.120.URL:http://minjust.consultant.ru/documents/20521[Дата доступа: 25.03.2017].
Проектирование коллективной работы для студентовпервого курса
Аннотация.В статье описаныформы работыпреподавателя, направленные на стимулирование познавательнойи творческой активности студентовпервокурсников. Освещенаработа попрезентации материалов из истории вузов,какчасть коллективнойдеятельности обучающихся.Статья будет полезнапреподавателям высшихучебных заведенийидругим специалистам, работающим в области педагогики.
Ключевые слова: учебнообразовательный проект, малые творческие группы,работа куратора, общекультурная компетенция.
В начале учебного года образовательный процесс в группах студентов первого курса сопряжён с некоторыми трудностями адаптации в вузе. Новая образовательная среда; иная система образования, отличающаяся от школьной;незнакомое окружение и частичное отсутствие родительского надзора затрудняют или замедляют приспособляемость студентовпервокурсников к новым условиям получения знаний. Одни обучающиеся быстрее адаптируются к изменившимся условиям обучения; для других процесс адаптации является более длительным.
Определённый процент студентов поступает на выбранные направления и специальности по решению своей семьи, в которой учитывается конъюнктура рынка, и лишь частично учтены интересы и склонности первокурсника. Наработанное шаблонное мышление, узкий культурный кругозор, индивидуализм –с этими качествамичасто сталкиваютсяпреподаватели учебных дисциплиникураторы учебных групп первого курса.
В вуз приходят первокурсники, которых необходимо: 1.организовать, как коллектив единомышленников; 2.научить учиться; 3.научить планировать своё учебное время; 4.привить им положительную учебную мотивацию; 5.развивать учебные и творческие способности; 6.привлечь к изучению и сохранению культуры.Эти виды деятельности очень важны для воспитательной и кураторской работы преподавателей любой кафедры в вузе.В сентябре 2015 года абитуриентыпоступили на первый курс обучения по направлению54.03.01 «Дизайн» в Ростовский государственный строительный университет (РГСУ; сегодня–это Академия строительства и архитектуры Донского государственного технического университета). Для того, чтобы объединить студентовпервокурсников, привить им культуру обучения в вузе, познакомить с историей, традициями, направлениями работы высших учебных заведений,куратором группы был разработан проект «Люди и вузы».«Проект –комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения в течение заданного периода времени и при установленном бюджете поставленных задач с чётко определёнными целями» [1 c.8].Разработанный нами проект объединил разные виды деятельности обучающихся: образовательную, воспитательную, развивающую. В процессе работ студентыдолжны были выполнятьмногочисленные взаимозависимые и взаимосвязанные действия. Этот проект был ограничен повремени и направлен на достижение конкретных результатов.По бюджету времени проект являлся краткосрочным; он был рассчитан на срок выполнения в четыре месяца –на осенний учебный семестр,с начала сентября до конца декабря. По целевому назначению проект«Люди и вузы» являлся учебнообразовательным; по видам деятельности –практикоориентированным. По формам работы проект сталкомплексным –он соединилэлементы исследовательской, образовательной, творческой и презентационной деятельности.По форме финансирования разработанный проект являлсянекоммерческим.Коллектив проекта составил одиннадцатьчеловек: преподавателькуратор группы и студентыбакалавры первогокурса направления 54.03.01 «Дизайн».Цели проекта: 1. познакомить студентовпервокурсников с историей, традициями, направлениями работы высших учебных заведений; 2. организовать адаптацию первокурсников к форме организации учёбы в вузе;3. научить первокурсников работать в малых творческих группах и в коллективных проектах.Задачи проекта: 1. изучить историю учебных заведений высшего образования в России в 1920 веках;2. изучить историю учебных заведений высшего образованияв Ростовской области в 2021 веках.;3. узнать интересные особенности и отличия каждого вуза;4. изучить историю своей семьи;расспросить родных, получивших высшее образование (которые обучалисьв вузах г. РостованаДонуи Ростовской области);найти фотодокументы;5. представить наглядные результаты своих исследовательских и творческих работ. Возможные формы представления результатов: выполнить работы в материале (коллаж, панно, текстильная кукла); создать фотогазету с текстовыми и фотографическими материалами из семейных архивов; организовать образовательные путешествия (экскурсии) вмузеи вузов города или области; подготовить докладысообщения и прочитать их на кураторском часе; пригласить родственников студентов или известных людей вуза и прослушать рассказы и воспоминания о студенческой жизни; разработать компьютерные презентации.Первоначально мы предполагали, что основные организационные работы по проекту будут выполнять преподавателькуратори дватри наиболее активных студентагруппы, которые найдут интересные материалы по истории вузов и расскажут о них на кураторских часах. Остальные, менее активныестуденты будут слушать и запоминать интересную информацию; так же студенты группы под руководством куратора сходят на экскурсии в музеи двухтрёх вузовгорода. Проведение кураторских часов руководством института было запланировано один раз в две недели. У активистов проекта быловполне достаточно времени, чтобы найти информационные материалы и подготовить мероприятия.Но уже после первогособрания с рассказами куратора и обсуждения идеи проекта «Люди и вузы» первокурсники заинтересовались двумя направлениями деятельности и разделились на две малые творческие группы. Одни студенты выбрали поисковоисследовательскую работу и решили создать презентацииоб истории вузов. Другихобучающихсяпривлекла идея выполнить творческую работу по созданию образов студенток разных эпох, которых можно было выполнить в виде текстильных кукол. Интерес студентов был поддержан возможностью участия их работ в творческой выставке «Кукла Дона», которая ежегоднопроводится в ноябре месяце в Донской государственной публичной библиотеке г. РостованаДону.Нами был составлен план проекта, рассчитанный на первый семестр обучения студентов в вузе –с начала сентября по конец декабря. Бюджет времени проекта и матрица ответственности участников представлены в таблице1. Таблица 1Бюджет времени проекта и матрица ответственности
№ этапаНаимен. этапаСрок этапаВиды работОтветственные1Ознакомительный12недели сентябряЗнакомство с группой, вручение студенческих билетов и зачётных книжек; ознакомление с основными корпусами университета, изучение расписания. Изучение устава вуза.Куратор группы2Информационномотивационный34 недели сентябряИзучение исторических традиций обучения и высшего образования в России в конце девятнадцатого века. Рассказы об организации Бестужевских курсов, об обучении в Смольном институте Куратор группыСамораспределениестудентов группы по интересам и желаниям на «исследователей» и «практиков». Организация малых творческих группСтуденты всей группы3Исследовательский12 недели октябряЧтение литературных источников, воспоминаний студентов, обучавшихся в 2030е годы20го века.Куратор группыПоиск информации об истории Варшавского университета, об истории Ростовского государственного университета.
Часть группы (студентыисследователи)Поиски в семейных фотоархивах. Просмотр фотоматериала из сети Интернет.Студенты всей группыВыбор образов студентов разных периодов. Зарисовка или выбор фото. Подбор текстильных материалов. Раскрой деталей текстильной куклыЧасть группы (студентыпрактики)Помощь в выборе тканей и материалов, в организации раскройных работКуратор группы4Исследовательский 34 недели октябряПоиск информации об истории создания Ростовского государственного медицинского института, Ростовского государственного строительного университета
Часть группы (студентыисследователи)Практические работы соединение (стачивание) деталей текстильной куклы. Набивка деталей. Изготовление причёски кукле. Раскрой деталей одежды в соответствии с фотографиями эпохиЧасть группы (студентыпрактики)Помощь в нахождении шаблонов конструкции,в раскрое деталей одежды, в выполнении швейных работКуратор группы5Исследовательский этап + этап реализации12 недели ноябряПоиск информации об истории создания ЮжноРоссийского государственного политехнического университета (г. Новочеркасск), Таганрогского педагогического институтаЧасть группы (студентыисследователи)Изготовление аксессуаров для куколстудентов (головные уборы, обувь, книги, тетради, сумки с чертежами). Подготовка работ к экспонированию, закрепление экспонатовЧасть группы (студентыпрактики), кураторОформление заявки на участие в выставкеКуратор группы6Этап реализа34 недели Поиск информации об истории создания Донского государственного технического Часть группы (студентыцииноябряуниверситета, Ростовского государственного университета путей сообщения, Донского государственного аграрного университетаисследователи)Сдача студенческих работ на выставку. Оформление заявокпропусков; передача экспонатов заведующее отдела искусств Донской государственной публичной библиотеки
Часть группы (студентыпрактики), кураторПосещение открытия тематической выставки. Беседы с другими авторами выставочных работ, интервью с посетителями выставкистуденты всей группы7Презентационный12 недели декабря Доклады и презентации студентов об истории и традициях высшего образования в вузах г. РостованаДону Часть группы (студентыисследователи)8Презентационный34 недели декабряДоклады и презентации об истории и традициях высшего образования в вузах Ростовской областиЧасть группы (студентыисследователи)Участие в церемонии закрытия выставки. Получение сертификатов и дипломов.Часть группы (студентыпрактики)Устные благодарности родителям за активное участие студентов в мероприятиях Куратор группы
Первоначально, изучая историю высшего образования, студенты слушали рассказы куратора о создания Бестужевскихкурсов, Смольного института, Варшавского университета, читали воспоминания преподавателей, которые были студентами в 2030е годы 20го века. (Рис. 1).
Рис. 1 Поиск информационных материалов по истории высшего образования
Изучая на сайтах материалы по истории вузов, листая семейные фотоальбомы, первокурсники рассматривали фотографии студентов конца 19го и 20го века, обращали внимание на их образы и костюмы (Рис. 2).
Рис. 2 Фотографиииз семейных архивов: студенты30х годов 20го века;
студентки 60х годов 20го века
Объединившись в малые творческих группы, первокурсники легче общались друг с другом, делились найденными материалами и фотографиями. В процессе коллективнойработыобучающиесяразвивали свои исследовательские, учебные и творческие способности; постепенно узнавали специфику обучения в вузе. Студенты«исследователи», объединившись в группы по два и три человека, совместно подготовили презентационные материалы о вузах города и области. Первокурсники показывали презентации на кураторских часах,рассказывали, отвечалина вопросы куратора и товарищей по группе. Студенты«практики»,изучив фотоматериалы, создали пять текстильных кукол, каждая из которых отразила «собирательный» образ студента определённой эпохи, начиная от конца 19го века и заканчивая 21м веком.
Рис. 3Презентация по истории вузов г. РостованаДону.
Текстильная кукластудентка 80х годов 19го века; текстильная кукластудентка 90х годов 20го века; сертификат коллектива первокурсниковучастников выставки
Итоги реализации проекта «Люди и вузы» порадовали всех участников проекта, а также родителей обучающихся. В результате практической деятельности первокурсники выполнили коллективные исследования, изучили историю создания и организацию работы в разных вузах, узнали отличительные особенности каждого вуза. Девушки и юноши научились объединяться в малые творческие группы для выполнения совместных работ; научились договариваться и распределять обязанности внутри этих групп.Выполненные творческие работыспособствовали повышению положительной учебной мотивации студентов, стали этапом формированиясоциальных и культурных компетенций.В процессе коллективной работы в малых творческих группах уобучающихся начала формироваться необходимая бакалаврам общекультурная компетенция: «Способность работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия» [2 с.6].Мы считаем, что разработанный нами проектявляется универсальным и в рамках кураторской и воспитательной работы может быть внедрён в разных вузах. Вариативность форм представления результатов студенческой деятельности позволяетлегко заменять недоступные или неосуществимыена данный момент работы. При невозможности организовать экскурсии в музеи вузов можно совместно с обучающимися прочитать материалы на сайтах. Если первокурсники не умеют создаватьпрезентации –они могутподготовить докладысообщения; если нет необходимости делать текстильные работы в материале можно напечатать фотографии и создать фотогазету.Реализованный нами проект воспитательной и кураторской работы получил одобрение у преподавателей кафедры «Дизайн», у руководства факультета «Школаархитектуры, дизайна и искусств»ДГТУ. Материалы проекта были также использованы для студентов групп первого курса нового набора.
Ссылки на источники1.Романова М. В. Управление проектами: учеб. Пособие. –М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРАМ, 2007. –256 с. 2.ПРИКАЗ Минобрнауки РФ от 11.08.2016 N 1004"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 54.03.01 дизайн (уровень бакалавриата)"(Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.08.2016 N 43405), с.120.URL:http://minjust.consultant.ru/documents/20521[Дата доступа: 25.03.2017].