Изменение модели потребительского поведения в России и потребительский рынок
Выпуск:
ART 970296
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кузнецова
И.
В. Изменение модели потребительского поведения в России и потребительский рынок // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 31. – С.
1406–1410. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970296.htm.
Аннотация. В статье рассматривается трансформация потребительского поведения в России за последние 30 лет. Политические, социальные и экономические изменения, происходящие в мире и в нашей стране, влияют на потребительское поведение населения. Меняются жизненные ценности, население переходит к обществу потребления. Но в последнее время отмечаются черты сберегательной модели потребления.
Ключевые слова:
потребительское поведение, общество потребления, потребительский рынок, модели потребительского поведения, сберегательная модель потребительского поведения
Текст статьи
Кузнецова Ирина Васильевна,Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, филиал ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г.Тихорецке, г.Тихорецкkuznirina@yandex.ru
Изменение модели потребительского поведения в России
и потребительский рынок
Аннотация.В статье рассматривается трансформация потребительского поведения в России за последние 30 лет. Политические, социальные и экономические изменения,происходящие в миреи в нашей стране, влияют на потребительское поведение населения. Меняются жизненные ценности, население переходит к обществу потребления. Но в последнее время отмечаются чертысберегательной модели потребления.
Ключевые слова: потребительский рынок, потребительское поведение, модели потребительского поведения, общество потребления, сберегательная модель потребительского поведения.
Потребительский рынок —этофактор политической стабильности общества и сфера экономического воздействия на человека. Любые экономические, политические проблемы сразу же отразятся на состоянии потребительского рынка.
Начиная с 90х годов ХХ века,российский народ имел привычкузакупать впрок,чтобы то ни было, считая, что деньги обесценятся,и хранить их в национальной валюте не имеет смысла. Изменилось ли такое поведение сегодня?В течение70 лет уравниловки для многих, т.е. единицы пользовались «благамикоммунистического общества», а остальные довольствовались малым, общество имело совершенно другие ценности, нежели сегодня.На первом месте была семья, на втором –человеческое общение (друзья, знакомые), затем свободное время.Политические, социальные и экономические измененияв«перестроечное время», смена административнокомандной системы на рыночную системуменяет сознание людей и, соответственно ценности.Изменилась и модель потребления граждан. Потребление стало символом жизненного успеха, что оказало влияние на социальную структуру общества.Российское общество становиться обществом потребления, т.е. ведущую роль занимает потребление материальных благ и услуг. Можно сказать, что люди живут ради того, чтобы потреблять и чембольше,тем лучше. Теперь начинают складывать мнение о других по тому,сколько те потребляют, и место в обществеболее высокоесоответственно занимает тот,кто больше потребляет. Начинается гонка. Нужно много работать, чтобы заработать, затем это очень быстро тратится. Запросы растут, значит нужно больше работатьи это быстро тратится.Маховик запущен… Семья, друзья, свободное время уходят на второй план, на первый выходит работа, деньги, материальные ценности. Ответственность перед обществом уменьшается, все процессы происходят очень быстро, в том числе разрушительные.В это время происходят качественные изменения в сфере потребительского рынка. Рынкам и ярмаркам, получившим большое развитие в 90х, на смену пришли крупные торговые сети и центры.
В марте 2016 г. оборот розничной торговли на 92,9% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка, доля розничных рынков и ярмарок составила 7,1% (в марте 2015г. –92,0% и 8,0% соответственно), и их динамика снизилась на 16,4 % (в марте 2015 г. снижение на 14,5 %).На рисунке 1 представлена динамика темпов роста оборота розничной торговли в Российской Федерации.Если с 1990г.по 2000 г. россияне «учились» жить поновому, топериод с 2000г. по 2014 г. потребительский рынок демонстрировал бурный рост. Широкий внутреннийрынок России привлекал иностранных производителей.
Рис. 1.Динамика темповроста оборота розничной торговли в Российской Федерации [1]
Кризис 20082009 годов способствовал недолгому спаду потребительской активности, который, вскоре сменился ростом. Большую роль в росте потребительского спроса сыграли указы Президентав2012 году, которые стимулировали увеличение реальных доходов работников бюджетной сферы, а, следовательно, рост потребления данной социальной группы. По мере нарастания стагнационных тенденций в экономике именно потребление (наряду с чистым экспортом) вносило положительный вклад в ВВП страны.В 2014 году –геополитическая нестабильность, санкции, контрсанкции, резкое падение цен на нефть спровоцировали сильнейшую девальвацию рубля, всплеск инфляции и падение реальных доходов[2].
За сентябрьдекабрь 2014года рубль обесценился на 81 % по отношению к доллару. Резкая девальвация и инфляционные ожидания спровоцировали панику на потребительском рынке в середине декабря 2014 года. Народ «ринулся» скупать товары длительного пользования, благодаря чемуна какоето время динамика потребительского рынка была положительной. Весь мир во время кризиса старается не тратить своифинансовые запасы, но это не про россиян, наши люди даже брали кредиты, чтобы купить «нужные» материальные ценности.Но уже в январе приходит «отрезвление», что сразу сказалось на потребительском рынке–резкое падение, которое продолжается и сегодня, в первом квартале 2016 г. оборот розничной торговли снизился на 5,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года [1].Потребительское поведение –это совокупность действий и поступков, которые объединены определенным стилем и совершаются согласно убеждениям, взглядам и знаниям относительно товаров и услуг. Потребительское поведение зависит от многих факторов, таких как:тип личности, семейное положение, ценности, образование;0,050,0100,0150,0200,0250,0300,0350,0400,02001 г.2003 г.2005 г.2007 г.2009 г.2011 г.2013 г.2015 г.В % к 2000 годуПродовольственные товарыНепродовольственные товарыуровень жизни;стиль жизни, включающий образ жизни, и как человек предпочитает тратить время и деньги;мотивированность;психологические факторы;социальные факторы;а также, как показывает практика, экономическиеи политические факторы.Динамика объемарасполагаемых ресурсов домашних хозяйствРоссии,представленнаяв таблице 1, демонстрирует увеличение.Таблица 1Объем располагаемых ресурсов домашних хозяйств различных социальноэкономических групп
(в среднем на члена домашнего хозяйства в месяц, рублей)[1]
Титы домашних хозяйств2003 г.2005 г.2010 г.2011 г.2012 г.2013 г.2014 г.2015 г.
Всех домашних хозяйств3586,65745,814633,216597,118582,321198,522890,123128,1Домашних хозяйств, имеющих детей в возрасте до 16 лет3140,25209,712051,014062,116250,919039,119844,920218,0Домашних хозяйств, проживающих в городскойместности4009,06529,516265,018291,120405,023645,025347,525525,7Домашних хозяйств, проживающих в сельской местности2423,23604,710128,711745,813320,314191,715802,316639,5
Но увеличениеобъемов располагаемых ресурсовдомашних хозяйств различных социальноэкономических групп на самом же деле только видимое. Если рассмотреть темпы роста указанных ресурсов (рисунок 2),то наблюдается ежегодное уменьшение.По Росстату, реально располагаемые доходы населения падают уже третий год подряд. За 2016 год доходы упали на 5,9% в реальном выражении по сравнению с 2015 годом, в 2015 году –на 3,2%, в 2014 году–на 0,7%. Средняя заработная плата по итогам 2016 года составила 36 703 руб. в месяц и выросла на 7,7% к 2015 году. Но в реальном выражении средняя зарплата в прошлом году увеличилась всего на 0,6%, а реальный размер пенсий упал на 3,4%[1, 2].При этом прогнозы Минэкономразвития не утешительные: в 2016 году ожидается продолжение снижения реальных доходов, в первую очередь за счет трансфертов и доходов от собственности. Падение реальных располагаемых доходов в базовом сценарии развития ожидается на уровне2,8%, реальная заработная плата снизится на 1,5% [3].Проблема бедности формирует серьезную угрозу социальноэкономической безопасности и независимости, и касается, не отдельного человека, но общества в целом. Оно охватывает все более и более широкие слои населения, и если сейчас мы не наблюдаем конфронтаций между неимущими группами и людьми, живущими в достатке, это не значит, что ситуация в ближайшем обозримом будущем не изменится [4]. Падение реальных доходов привело к изменению структуры потребления. В целом, доля доходов, направленная на приобретение товаров и оплату услуг, в I квартале 2016 года составила 78 % против 78,2 % в соответствующем периоде предыдущего года (82,2 % в I квартале 2014 года). Растет доля расходов населения на приобретение продуктов питания [2].На потребительском рынке отмечаются следующие тенденции: распространение «скептицизма» у покупателей, т.е. покупке предшествует долгий выбор, недостаток времени влияет на увеличение покупок в интернете, увеличивается внимание к здоровью, отсюда желание покупать «здоровую пищу» и т.д.
Рис. 2.Динамика темпа роста располагаемых ресурсов домашних хозяйств
в России(рассчитано и построено по данным Федеральной службы государственной статистики)
Таким образом, общество беднеет и наученное горьким опытом, начинает думать подругому.
Теперь население, понимая, что очень зависит от имеющихся средств, испытывая страх и неуверенность в завтрашнем дне, начинает сокращать потребление, старается экономить. Постепенно мы видим черты сберегательной моделипотребительского поведения.Динамика объема сбережений в структуре располагаемых ресурсов домашних хозяйств (таблица2), показывает рост сбережений.Если в 2003 г. в структуре располагаемых ресурсов домашних хозяйств сбережения составляли только 4,1 %, то в 2015 г. 12,9%, при чем по всем категориямзатрат, а в марте 2016 г. по данным Минэкономразвития достигла 15,7% –это максимальное значение за последние 10 лет.В настоящее время изменилась и оценка населения благоприятности условий для формирования сбережений (таблица 3). Если в 1998 г. 45,4 % населения оценивали условия для формирования сбережений как совсем неблагоприятные, то в 2016 г. эта оценка составила 24,6%, "плюсов" и "минусов" одинаково –считает 90,0100,0110,0120,0130,0140,0150,02004 г. 2005 г.2006 г.2007 г.2008 г.2009 г.2010 г.2011 г.2012 г.2013 г.2014 г.2015 г.Темп роста располагаемых ресурсов домашних хозяйств, %всех домашних хозяйствдомашних хозяйств, имеющих детей в возрасте до 16 летдомашних хозяйств, проживающих в городской местностидомашних хозяйств, проживающих в сельской местностисегодня 29,8% (в 1998 г. так считали 8,2%).Таблица 2 Динамика объема сбережений в структуре располагаемых ресурсов домашних хозяйств(рассчитано по данным Федеральной службы государственной статистики) [1]
Титы домашних хозяйств2003 г.2005 г.2010 г.2011 г.2012 г.2013 г.2014 г.2015 г.
всех домашних хозяйств4,16,89,79,510,311,812,212,9домашних хозяйств, имеющих детей в возрасте до 16 лет4,17,310,59,310,713,212,212,6домашних хозяйств, проживающих в городской местности4,06,89,49,110,011,612,113,0домашних хозяйств, проживающих в сельской местности4,76,911,211,411,812,412,812,7
Таблица 3 Распределение оценок благоприятности условийдля формирования сбереженийв России[1]
Благоприятными для сбережений условия в 2016 г. называют 5,3%, за последние 18 лет это значение не раз изменялось, и просматривается корреляция с кризисами 2008г. и 2014 г. В 2007 г.благоприятными условия для формирования сбережений в России считали 10,2%, а в 2008 –4,1%,опять к 2013 г. оценка поднимается 7,3% и падает в 2014 г. –5,1%.Подводя итоги,охарактеризуем общество потребления,к которому мы двигались прошедшие 30 лет:ГодыВсего 100%, в том числе по вариантам ответаочень благоприятныескорее благоприятные, чем неблагоприятные"плюсов" и "минусов" одинаковоскорее неблагоприятные, чем благоприятныесовсем неблагоприятныезатрудняюсь ответить1998 0,51,28,235,245,49,52000 0,62,212,035,339,810,12001 0,93,614,334,235,111,92002 0,53,115,334,632,813,72003 0,65,415,333,931,013,82004 0,84,716,933,231,812,62005 0,95,319,433,927,113,42006 1,06,819,531,926,314,52007 0,99,319,330,626,313,62008 0,53,613,134,834,413,620090,43,822,535,833,24,32010 0,86,827,734,624,65,62011 0,66,729,135,423,74,62012 0,77,033,133,321,94,02013 0,37,032,535,920,24,22014 0,34,827,037,926,73,32015 0,44,226,436,829,23,02016 0,35,029,836,524,63,8увеличение различных рекламных мероприятий, которые очень активно навязывают обществу «культуру потребления», влияютна формирование ценностей, вкусов, желаний, норм поведения и т.д.; увеличение потребностей людей, расходов на личные нужды;быстрое «моральное» устаревание товаров, подстегивающее покупку новых;увеличение рыночных инструментов, которые стимулируют потребление –это потребительское кредитование, кредитные карты, дисконтные карты, системы скидок и др.;активно развиваются коммерческиеуслуги в сфере образования, здоровья и красоты (от омолаживающих масок до пластических операций).В настоящее время население все больше осознает, что зависит от внешних условий, от работодателя,социальноэкономические кризисы подстегиваютнеуверенность в будущем и страх потери работы и соответственно дохода.
Таким образом, домашние хозяйства стараются снизить потребление, экономить средства, отложить на «черный день». Мы наблюдаем чертысберегательной модели потребительского поведения.
Ссылки на источники1.Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // Электронный ресурс / http://www.gks.ru (дата обращения 15.03.2017).2.Прокопенко М.В., Чмырева А.Ю. Потребительский рынок России в условиях «новой нормальности» //Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2016. № 6 (73) 3.Ежегодный доклад «Потребительский рынок России: итоги 2015 года, перспективы на 2016 год» // Комитет ТПП РФпо развитию потребительского рынка // Электронный ресурс / http://www.potrebitelrussia.ru/uploads/files/Doklad%20TPP%202015_2016.pdf 4.Кузнецова И.В. Критерии бедности и эффективность социальной политики // Научнометодический электронный журнал «Концепт». –2016. –Т. 15. –С. 1746–1750. –URL: http://ekoncept.ru/2016/96268.htm.
Изменение модели потребительского поведения в России
и потребительский рынок
Аннотация.В статье рассматривается трансформация потребительского поведения в России за последние 30 лет. Политические, социальные и экономические изменения,происходящие в миреи в нашей стране, влияют на потребительское поведение населения. Меняются жизненные ценности, население переходит к обществу потребления. Но в последнее время отмечаются чертысберегательной модели потребления.
Ключевые слова: потребительский рынок, потребительское поведение, модели потребительского поведения, общество потребления, сберегательная модель потребительского поведения.
Потребительский рынок —этофактор политической стабильности общества и сфера экономического воздействия на человека. Любые экономические, политические проблемы сразу же отразятся на состоянии потребительского рынка.
Начиная с 90х годов ХХ века,российский народ имел привычкузакупать впрок,чтобы то ни было, считая, что деньги обесценятся,и хранить их в национальной валюте не имеет смысла. Изменилось ли такое поведение сегодня?В течение70 лет уравниловки для многих, т.е. единицы пользовались «благамикоммунистического общества», а остальные довольствовались малым, общество имело совершенно другие ценности, нежели сегодня.На первом месте была семья, на втором –человеческое общение (друзья, знакомые), затем свободное время.Политические, социальные и экономические измененияв«перестроечное время», смена административнокомандной системы на рыночную системуменяет сознание людей и, соответственно ценности.Изменилась и модель потребления граждан. Потребление стало символом жизненного успеха, что оказало влияние на социальную структуру общества.Российское общество становиться обществом потребления, т.е. ведущую роль занимает потребление материальных благ и услуг. Можно сказать, что люди живут ради того, чтобы потреблять и чембольше,тем лучше. Теперь начинают складывать мнение о других по тому,сколько те потребляют, и место в обществеболее высокоесоответственно занимает тот,кто больше потребляет. Начинается гонка. Нужно много работать, чтобы заработать, затем это очень быстро тратится. Запросы растут, значит нужно больше работатьи это быстро тратится.Маховик запущен… Семья, друзья, свободное время уходят на второй план, на первый выходит работа, деньги, материальные ценности. Ответственность перед обществом уменьшается, все процессы происходят очень быстро, в том числе разрушительные.В это время происходят качественные изменения в сфере потребительского рынка. Рынкам и ярмаркам, получившим большое развитие в 90х, на смену пришли крупные торговые сети и центры.
В марте 2016 г. оборот розничной торговли на 92,9% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка, доля розничных рынков и ярмарок составила 7,1% (в марте 2015г. –92,0% и 8,0% соответственно), и их динамика снизилась на 16,4 % (в марте 2015 г. снижение на 14,5 %).На рисунке 1 представлена динамика темпов роста оборота розничной торговли в Российской Федерации.Если с 1990г.по 2000 г. россияне «учились» жить поновому, топериод с 2000г. по 2014 г. потребительский рынок демонстрировал бурный рост. Широкий внутреннийрынок России привлекал иностранных производителей.
Рис. 1.Динамика темповроста оборота розничной торговли в Российской Федерации [1]
Кризис 20082009 годов способствовал недолгому спаду потребительской активности, который, вскоре сменился ростом. Большую роль в росте потребительского спроса сыграли указы Президентав2012 году, которые стимулировали увеличение реальных доходов работников бюджетной сферы, а, следовательно, рост потребления данной социальной группы. По мере нарастания стагнационных тенденций в экономике именно потребление (наряду с чистым экспортом) вносило положительный вклад в ВВП страны.В 2014 году –геополитическая нестабильность, санкции, контрсанкции, резкое падение цен на нефть спровоцировали сильнейшую девальвацию рубля, всплеск инфляции и падение реальных доходов[2].
За сентябрьдекабрь 2014года рубль обесценился на 81 % по отношению к доллару. Резкая девальвация и инфляционные ожидания спровоцировали панику на потребительском рынке в середине декабря 2014 года. Народ «ринулся» скупать товары длительного пользования, благодаря чемуна какоето время динамика потребительского рынка была положительной. Весь мир во время кризиса старается не тратить своифинансовые запасы, но это не про россиян, наши люди даже брали кредиты, чтобы купить «нужные» материальные ценности.Но уже в январе приходит «отрезвление», что сразу сказалось на потребительском рынке–резкое падение, которое продолжается и сегодня, в первом квартале 2016 г. оборот розничной торговли снизился на 5,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года [1].Потребительское поведение –это совокупность действий и поступков, которые объединены определенным стилем и совершаются согласно убеждениям, взглядам и знаниям относительно товаров и услуг. Потребительское поведение зависит от многих факторов, таких как:тип личности, семейное положение, ценности, образование;0,050,0100,0150,0200,0250,0300,0350,0400,02001 г.2003 г.2005 г.2007 г.2009 г.2011 г.2013 г.2015 г.В % к 2000 годуПродовольственные товарыНепродовольственные товарыуровень жизни;стиль жизни, включающий образ жизни, и как человек предпочитает тратить время и деньги;мотивированность;психологические факторы;социальные факторы;а также, как показывает практика, экономическиеи политические факторы.Динамика объемарасполагаемых ресурсов домашних хозяйствРоссии,представленнаяв таблице 1, демонстрирует увеличение.Таблица 1Объем располагаемых ресурсов домашних хозяйств различных социальноэкономических групп
(в среднем на члена домашнего хозяйства в месяц, рублей)[1]
Титы домашних хозяйств2003 г.2005 г.2010 г.2011 г.2012 г.2013 г.2014 г.2015 г.
Всех домашних хозяйств3586,65745,814633,216597,118582,321198,522890,123128,1Домашних хозяйств, имеющих детей в возрасте до 16 лет3140,25209,712051,014062,116250,919039,119844,920218,0Домашних хозяйств, проживающих в городскойместности4009,06529,516265,018291,120405,023645,025347,525525,7Домашних хозяйств, проживающих в сельской местности2423,23604,710128,711745,813320,314191,715802,316639,5
Но увеличениеобъемов располагаемых ресурсовдомашних хозяйств различных социальноэкономических групп на самом же деле только видимое. Если рассмотреть темпы роста указанных ресурсов (рисунок 2),то наблюдается ежегодное уменьшение.По Росстату, реально располагаемые доходы населения падают уже третий год подряд. За 2016 год доходы упали на 5,9% в реальном выражении по сравнению с 2015 годом, в 2015 году –на 3,2%, в 2014 году–на 0,7%. Средняя заработная плата по итогам 2016 года составила 36 703 руб. в месяц и выросла на 7,7% к 2015 году. Но в реальном выражении средняя зарплата в прошлом году увеличилась всего на 0,6%, а реальный размер пенсий упал на 3,4%[1, 2].При этом прогнозы Минэкономразвития не утешительные: в 2016 году ожидается продолжение снижения реальных доходов, в первую очередь за счет трансфертов и доходов от собственности. Падение реальных располагаемых доходов в базовом сценарии развития ожидается на уровне2,8%, реальная заработная плата снизится на 1,5% [3].Проблема бедности формирует серьезную угрозу социальноэкономической безопасности и независимости, и касается, не отдельного человека, но общества в целом. Оно охватывает все более и более широкие слои населения, и если сейчас мы не наблюдаем конфронтаций между неимущими группами и людьми, живущими в достатке, это не значит, что ситуация в ближайшем обозримом будущем не изменится [4]. Падение реальных доходов привело к изменению структуры потребления. В целом, доля доходов, направленная на приобретение товаров и оплату услуг, в I квартале 2016 года составила 78 % против 78,2 % в соответствующем периоде предыдущего года (82,2 % в I квартале 2014 года). Растет доля расходов населения на приобретение продуктов питания [2].На потребительском рынке отмечаются следующие тенденции: распространение «скептицизма» у покупателей, т.е. покупке предшествует долгий выбор, недостаток времени влияет на увеличение покупок в интернете, увеличивается внимание к здоровью, отсюда желание покупать «здоровую пищу» и т.д.
Рис. 2.Динамика темпа роста располагаемых ресурсов домашних хозяйств
в России(рассчитано и построено по данным Федеральной службы государственной статистики)
Таким образом, общество беднеет и наученное горьким опытом, начинает думать подругому.
Теперь население, понимая, что очень зависит от имеющихся средств, испытывая страх и неуверенность в завтрашнем дне, начинает сокращать потребление, старается экономить. Постепенно мы видим черты сберегательной моделипотребительского поведения.Динамика объема сбережений в структуре располагаемых ресурсов домашних хозяйств (таблица2), показывает рост сбережений.Если в 2003 г. в структуре располагаемых ресурсов домашних хозяйств сбережения составляли только 4,1 %, то в 2015 г. 12,9%, при чем по всем категориямзатрат, а в марте 2016 г. по данным Минэкономразвития достигла 15,7% –это максимальное значение за последние 10 лет.В настоящее время изменилась и оценка населения благоприятности условий для формирования сбережений (таблица 3). Если в 1998 г. 45,4 % населения оценивали условия для формирования сбережений как совсем неблагоприятные, то в 2016 г. эта оценка составила 24,6%, "плюсов" и "минусов" одинаково –считает 90,0100,0110,0120,0130,0140,0150,02004 г. 2005 г.2006 г.2007 г.2008 г.2009 г.2010 г.2011 г.2012 г.2013 г.2014 г.2015 г.Темп роста располагаемых ресурсов домашних хозяйств, %всех домашних хозяйствдомашних хозяйств, имеющих детей в возрасте до 16 летдомашних хозяйств, проживающих в городской местностидомашних хозяйств, проживающих в сельской местностисегодня 29,8% (в 1998 г. так считали 8,2%).Таблица 2 Динамика объема сбережений в структуре располагаемых ресурсов домашних хозяйств(рассчитано по данным Федеральной службы государственной статистики) [1]
Титы домашних хозяйств2003 г.2005 г.2010 г.2011 г.2012 г.2013 г.2014 г.2015 г.
всех домашних хозяйств4,16,89,79,510,311,812,212,9домашних хозяйств, имеющих детей в возрасте до 16 лет4,17,310,59,310,713,212,212,6домашних хозяйств, проживающих в городской местности4,06,89,49,110,011,612,113,0домашних хозяйств, проживающих в сельской местности4,76,911,211,411,812,412,812,7
Таблица 3 Распределение оценок благоприятности условийдля формирования сбереженийв России[1]
Благоприятными для сбережений условия в 2016 г. называют 5,3%, за последние 18 лет это значение не раз изменялось, и просматривается корреляция с кризисами 2008г. и 2014 г. В 2007 г.благоприятными условия для формирования сбережений в России считали 10,2%, а в 2008 –4,1%,опять к 2013 г. оценка поднимается 7,3% и падает в 2014 г. –5,1%.Подводя итоги,охарактеризуем общество потребления,к которому мы двигались прошедшие 30 лет:ГодыВсего 100%, в том числе по вариантам ответаочень благоприятныескорее благоприятные, чем неблагоприятные"плюсов" и "минусов" одинаковоскорее неблагоприятные, чем благоприятныесовсем неблагоприятныезатрудняюсь ответить1998 0,51,28,235,245,49,52000 0,62,212,035,339,810,12001 0,93,614,334,235,111,92002 0,53,115,334,632,813,72003 0,65,415,333,931,013,82004 0,84,716,933,231,812,62005 0,95,319,433,927,113,42006 1,06,819,531,926,314,52007 0,99,319,330,626,313,62008 0,53,613,134,834,413,620090,43,822,535,833,24,32010 0,86,827,734,624,65,62011 0,66,729,135,423,74,62012 0,77,033,133,321,94,02013 0,37,032,535,920,24,22014 0,34,827,037,926,73,32015 0,44,226,436,829,23,02016 0,35,029,836,524,63,8увеличение различных рекламных мероприятий, которые очень активно навязывают обществу «культуру потребления», влияютна формирование ценностей, вкусов, желаний, норм поведения и т.д.; увеличение потребностей людей, расходов на личные нужды;быстрое «моральное» устаревание товаров, подстегивающее покупку новых;увеличение рыночных инструментов, которые стимулируют потребление –это потребительское кредитование, кредитные карты, дисконтные карты, системы скидок и др.;активно развиваются коммерческиеуслуги в сфере образования, здоровья и красоты (от омолаживающих масок до пластических операций).В настоящее время население все больше осознает, что зависит от внешних условий, от работодателя,социальноэкономические кризисы подстегиваютнеуверенность в будущем и страх потери работы и соответственно дохода.
Таким образом, домашние хозяйства стараются снизить потребление, экономить средства, отложить на «черный день». Мы наблюдаем чертысберегательной модели потребительского поведения.
Ссылки на источники1.Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // Электронный ресурс / http://www.gks.ru (дата обращения 15.03.2017).2.Прокопенко М.В., Чмырева А.Ю. Потребительский рынок России в условиях «новой нормальности» //Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2016. № 6 (73) 3.Ежегодный доклад «Потребительский рынок России: итоги 2015 года, перспективы на 2016 год» // Комитет ТПП РФпо развитию потребительского рынка // Электронный ресурс / http://www.potrebitelrussia.ru/uploads/files/Doklad%20TPP%202015_2016.pdf 4.Кузнецова И.В. Критерии бедности и эффективность социальной политики // Научнометодический электронный журнал «Концепт». –2016. –Т. 15. –С. 1746–1750. –URL: http://ekoncept.ru/2016/96268.htm.