К вопросу развития рынка консультационных услуг

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Базаров Р. Т., Тишкина Т. В., Синетова Р. Г., Басырова Э. И. К вопросу развития рынка консультационных услуг // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 1416–1420. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970298.htm.
Аннотация. Консультирование по вопросам управления, или управленческого консультирования, давно признано важной профессиональной службой, которая помогает руководителям анализировать и решать стоящие перед их организациями практическими задачами, а также усваивать чужой опыт. Сотни тысяч частных компаний и общественных организаций как в промышленно развитых странах, так и в менее развитых странах пользовались такими услугами, отдельно или в сочетании с повышением квалификации, изучением рынка и степени осуществимости предложений, разработкой систем, исследованиями с целью выработки мер, консультированием по профессиональным услугам.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Базаров Рустам Торекульевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Зеленодольского института машиностроения и информационных технологий КНИТУКАИ им. А.Н. Туполева

Басырова Эльмира Илдаровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Зеленодольского института машиностроения и информационных технологий КНИТУКАИ им. А.Н. Туполева

Синетова Рузиля Ганиевнакандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Зеленодольского института машиностроения и информационных технологий КНИТУКАИ им. А.Н. Туполева

Тишкина Татьяна Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Зеленодольского института машиностроения и информационных технологий КНИТУКАИ им. А.Н.Туполева

К вопросу развития рынка консультационных услуг

Аннотация.Консультирование по вопросам управления, или управленческогоконсультирования, давно признано важной профессиональной службой,которая помогает руководителям анализировать и решать стоящие перед ихорганизациями практическими задачами, а также усваивать чужой опыт. Сотни тысяч частных компаний и общественных организаций как в промышленно развитых странах, так и в менее развитых странах пользовались такими услугами, отдельно или в сочетании с повышением квалификации, изучением рынка и степени осуществимости предложений, разработкой систем, исследованиями с целью выработки мер, консультированием по профессиональным услугам.Ключевыеслова:консультационные услуги, концентрация, централизация, структурные сдвиги на рынке консультационных услуг, виды консультационных услуг.

В настоящее время сфера услуг является значимым фактором развития страны. Она характеризуется как одна из главных составляющих постиндустриальной экономики и выступает в качестве преобладающего способа удовлетворения потребностей человека. Для России, как и для многих стран мира, характерна ярко выраженная тенденция увеличения доли сферы услуг в ВВП. Однако долгое время отечественная сфера услуг сильно отставала от соответствующего сектора экономик большинства наиболее развитых государств.Переход России к формированию рыночного хозяйства породил много сложностей, в результате которых протекающие в России процессы, способствующие развитию сферы услуг невозможно оценить однозначно. К формированию положительных тенденций в данной сфере привело:1. Реальное осознание значения сферы услуг, её важности как для жизнедеятельности людей, так и для всего общества; 2. бурное развитие отношений частной собственности путем создания новых предприятий, а также проведение так называемой малой приватизации. К настоящему времени в России сформировалась структура собственности, свойственная странам с развитой рыночной экономикой. В услуговых видах деятельности ведущую роль стали играть мелкие и средние предприятия, которые по своей природе более гибкие, приближенные к потребителям; 3. появление современного спектра услуг –юридические, информационные, инновационные, консультационные, рекламные, страховые, и др.; 4. формирование по многимвидам платных услуг конкурентной среды –у потребителей появился реальный выбор услуг, в том числе платных[3, с. 92].В условиях постиндустриальной экономики в России, развития предпринимательства и модернизации государственного сектора коренным образом меняется система сферы услуг, а точнее, происходит её активное становление. На сегодняшний день, по мнению специалистов, рынок услуг в России имеет следующие особенности[2, с. 52]:а) Динамика изменения рынка медленно растущий рынок, приближающийся к насыщению. Спрос на услуги увеличивается, но в основном за счёт средних и высокообеспеченных слоёв населения. Проявляется спрос на услуги, ранее не существовавшие, или существовавшие вином качестве; б) Постепенно снижаются потоки первичных потребителей и увеличиваются объёмы потребления; в) Масштаб конкуренции преимущественно местный, локальный. Лидерами рынка услуг являются крупные индустриальные и финансовые монокомпании и сети, состоящие из большого количества мелких и средних филиалов; г) Преимущественно высокие цены, избыток предложений, повышение требований к ассортименту и качеству услуг; д) Расширение ассортимента, направленное на комплексное решение проблемы потребителя; е) Умеренные по высоте барьеры входа для большинства отраслей.Если в сфере услуг страны создаётся меньше 65% ВНП, её невозможно на данный момент отнести к достаточно развитым. Например, в США на сферу услуг приходится сейчас около 80% рабочих мест, в том числе в этой сфере занято более 85% всех кадров высшей квалификации, и 78% ВВП. В ней сосредоточено 40% основных производственных фондов. По данным бюро статистики занятости США, в ближайшее время увеличение числа рабочих мест будет происходить главным образом, за счет сферы услуг. Аналогичную тенденцию мы можем наблюдать в странах Западной Европы, где в сфере услуг занято более 66% общего числа занятых. В странах ЕС на долю услуг приходится около 75% ВВП и 65% занятых[4, с. 102].В России же состояние сферыуслуг можно охарактеризовать как весьма противоречивое. Так, доля услуг в ВВП за 19902015гг. увеличилась с 32,6 % до 69%. Но, тем не менее, по уровню развития рассматриваемой сферы Россия еще значительно отстает от США и стран Западной Европы. Если рассматривать динамику объема платных услуг на душунаселения в России за 20012015гг., то можно увидеть их стремительное увеличение в ценовом выражении на 88,4% за данный период. Анализ динамики отдельных видов платных услуг показывает, что первое место по увеличению объема занимают услуги физической культуры и спорта, их величина возросла на 93,7%. Второе место занимают жилищные услуги, их рост составил 92,6%. На третьем услуги связи, увеличение которых составило 92,1%.Однако отраслевая классификация сферыуслуг показывает, что торговля и прочиевиды услуг на 2015г. занимают самые высокие позиции как в отраслевой структуре (40 и25% соответственно), так и в структуре занятости населения в сфере услуг (28,5 и 27,8%).Это свидетельствует о слабом развитии инновационных отраслей экономики. Такимобразом, для того чтобы продолжить модернизационное развитие России, необходиморазвивать различные формы государственной поддержки сферы услуг в отрасляхздравоохранения, строительства, образования, транспорта и связи.Инновационные услуги в настоящее время приобретают все большую значимость, ихглавной задачей является достижение предприятиями конкурентных преимуществ и болееполное удовлетворение спроса потребителей в высококачественных товарах и услугах.Именно поэтому для экономики России инновационные услуги при сегодняшнихэкономических условиях играют важнейшую роль в удовлетворении потребностей обществаи развитии экономики в целоми [5, с. 64].По мере формирования в нашей стране постиндустриальногоинформационного общества, роль инновационных услуг будет неуклонно возрастать. Всвязи с этим правительству необходимо уделять особое внимание развитию услуг пятого ишестого экономических укладов. Данному процессу может способствовать: 1.Государственно частное партнёрство. Важнейшей составляющей частью современнойсферы услуг является малое предпринимательство. Его быстрая и адекватная реакция наизменение коньюнктуры рынка, малая капиталоёмкость, восприимчивость научно технического прогресса, способность к обновлению обеспечивает весомый вклад в ВВП изанятость населения. 2. Улучшение финансирования инновационной базы. Согласноаналитическим материалам, на протяжении 20052015гг. разница между средствамиорганизаций и бюджетными средствами, выделяемыми на технологические инновации вобласти добычи полезных ископаемых, обрабатывающего производства и распределенияэлектроэнергии, газаи воды очень высока. Так в 2016году федеральным бюджетом быловыделено лишь 10%, от затрат самих организаций. Несомненно, по сравнению с 2005 годомэтот показатель увеличился на 88,4%, что показывает положительную динамику, но дажеэтот рост незначителен в условиях увеличения затрат организаций на технологическиеинновации. 3. Для развития сферы услуг необходимы качественные трудовые ресурсы,поскольку именно персонал является важнейшим ресурсом, находящимся в распоряжениирассматриваемой сферы. Именно качественное образование граждан в экономическойобласти позволит обеспечить достойное качество не только создания, но и предоставленияуслуг.

Ссылки на источники1.Аппалонова Н.А., Содержание и оценка экономического потенциала регионального образования Сегодня и завтра российской экономики, №51, с. 2225, 2012 год.2.Базаров Р.Т., Тишкина Т.В.К вопросу регулирования инвестиционных процессов деятельности НКО// Горизонты экономики.2015.№2 (21), С.5054

3.Базаров Р.Т., «К вопросу инвестиционной политики некоммерческого сектора Республики Татарстан», Сегодня и завтра российской экономики, г. Москва, С. 9093, 2014 год.4.Базаров Р.Т., «Современное состояние и перспективы совершенствования методов инвестирования и финансирования в некоммерческие организации», Горизонты экономики, № 6, г. Москва, стр. 104109, 2014 год.5.Базаров Р.Т., «Некоторые аспекты реализации принципов менеджмента качества в некоммерческих организациях»», Сегодня и завтра российской экономики, г. Москва, №49, С. 6365, 2011 год.6.Сюркова С.М., Дашина Е.И., «Современные проблемы высшего экономического профессионального образования и опыт их решения», Инновационные подходы в системе высшего профессионального образования: Материалы итоговой научнопрактической конференции преподавателей и аспирантов (Казань, 1 декабря 2015 г.); под ред. Ф.Г. Мухаметзяновой –Казань: НОУ ВПО «Университет управления ТИСБИ», 2015. –436 с. С. 386392.