Особенности применения компьютерных технологий при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Терехова М. В. Особенности применения компьютерных технологий при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 1411–1415. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970297.htm.
Аннотация. Статья посвящена применению информационно-коммуникационных технологий при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Также автором рассмотрены основные методики и программы для специального образования.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Терехова Марина Валерьевна,преподаватель ФГБОУ ВО Мичуринского ГАУ центраколледжа прикладных квалификаций, г. Мичуринскmozgovich88@yandex.ru

Особенности применения компьютерных технологий при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Аннотация. Статья посвящена применению информационнокоммуникационных технологий при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же автором рассмотрены основные методики и программы для специального образования.Ключевые слова: компьютерные технологии, обучение, методика, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Компьютерные средства обучения, предназначенные для специального образования, прежде всего, основаны на научнообоснованныхметодах коррекции нарушений развития, учитывают общие закономерности и специфические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. Применение специализированных компьютерных технологий при работе с ними позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций. Вданном направлении работают ряд исследователей, таких как

Е.Н. Горина [1], О.Г.Кукушкина[2], И.А. Никольская[3], Е.С. Полат[4]

идр.В таблице 1 показаны виды программного обеспечения, находящие своё применение в специальном образовании[4].Таблица 1Программное обеспечение специального образования

Системноепрограммное обеспечение

Прикладное программное обеспечениеСистемы программированияПрограммы для создания программПрограммы общего назначения –универсальные, полифункциональные программыПрограммы специального назначения –программы, предназначенные для узкоспециализированных областей примененияWindows,LinuxМас ОSСтандартные программы: Paint, Калькулятор и др.ПрограммыгруппыOffice:Word,PowerPoint,Excelи др.Программы для формирования устной речи Программы –посредники

Обучающие программыСпециальные программы

PascalBasicFox PRODelphiC++D++Тренинги и оценки навыков восприятия и воспроизведения устной речи. Речевая система

SpeechViewer «Видимая речь»Screen reader, JawsМир за твоим окном, Состав числа, Моя жизнь, В городском дворе, Решение задач на движениеБазы данных диагностического инструментария и данныхПрофессиональныепрограммыPhotoshop, Corel, Dream Weaver, Hot Dog Professional идр.

Анализ имеющихся, разрабатываемых и теоретически обоснованных программных продуктов показал, что можно обозначить основные области, где компьютерные технологии находят своё применение в специальном образовании[20,2225,30,35,35].1) Компьютер –инструмент диагностики для:комплексного обследования в целях установления вида и степени дисфункции;

экспертные системы и системы диагностики;ранней диагностики и обследования детей различными специалистами;выявления влияния обучения на развитие ребенка.

2) Компьютер –инструмент обучения детей:развивающие программы как средство познавательно –исследовательской деятельности; коррекционные технологии;освоение пользовательских азов и специальных программ;индивидуализация в рамках группового обучения3) Компьютер –инструмент социальной и трудовой адаптации:посредник или вспомогательное средство установки коммуникативного контакта;обеспечение канала связи с внешним миром;извлечение информации для своих нужд (Интернет и телекоммуникационные технологии), досуговая среда развития и обучения и достижения социальной полноценности;профессиональная реабилитация.4) Компьютер –инструмент педагога специального образования 5) Компьютер –инструмент психолога Практика показывает, что компьютерные программы имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Они обеспечивают: большую информационную ёмкость (что позволяет представить информационную модель в разных контекстах и коммуникативных ситуациях); интенсификацию самостоятельной работы каждого ученика –повышается их работоспособность, активизируется познавательная деятельность; создание коммуникативной ситуации, личностно значимой для каждого школьника –мотивирование трудных для ребенка видов деятельности;создание благоприятного психологического климата создание правильной реакции на ошибку.учет возрастных особенностей учащихся при овладении ими различными языковыми моделями и структурами. качественную индивидуализацию (в том числе и в рамках группового обучения), которая заключается в индивидуальном темпе и количестве повторений.возможность визуализации скрытых от непосредственного наблюдения явлений процессов и закономерностей; насыщение обучения продуктивными видами деятельности: сравнение, классификация, конструирование, прогнозирование.Использование компьютерных технологий вспециальном обучении связано срешением двух функциональных задач:–научить детей пользоваться новыми орудиями деятельности;–использовать новые компьютерные технологии вцелях коррекции нарушений иобщего развития аномального ребёнка.Преимущество компьютерных технологий посравнению сдругими средствами обучения состоит:–ввозможности индивидуального коррекционного обучения;–ввозможности обеспечить каждому ребёнку адекватных лично для него темпа испособа усвоения знаний;–впредставлении возможности самостоятельной продуктивной деятельности;– вобеспечении градуированной системной помощи.Благодаря компьютерным технологиям появляется возможность:–мотивировать учебную деятельность ребёнка втех случаях, когда никакими другими средствами это сделать нельзя;–создавать новые «обходные пути» обучения, возможные только набазе этих технологий;–разработки технологий выявления соотношения между развитием иобучением;–находить существенно более эффективные способы решения традиционных учебных икоррекционных задач;–разработки новых способов качественной индивидуализации обучения.Всоответствии сэтим была разработана концепция создания специализированных компьютерных программ инструментального типа, начата разработка отечественного программного обеспечения для детей сразличными нарушениями развития[20].Первая отечественная попытка внедрения компьютерных технологий вобучении разных категорий детей свыраженными отклонениями вздоровье, обучающихся вспециальных школах страны была осуществлена врамках Проекта Гособразования СССР икорпорации IBM «Нетрудоспособные дети иинвалиды» в1989–1991гг. Врамках Проекта был изучен зарубежный опыт вобласти компьютеризации специального обучения, определена возможность инеобходимость русификации западных специализированных программноаппаратных комплексов «Видимая речь–1» и«Экранный чтец», разработаны методики ихприменениявроссийской системе специального образования детей ссенсорными нарушениями[8].Был создан первый вРоссии специализированный продукт «Мир затвоим окном» для старших дошкольников имладших школьников снарушением слуха, речи, задержкой психического развития. Программа состоит изпяти разделов: «Четыре времени года», «Погода», «Одеваемся попогоде», «Рассказы овремени года», «Календарь». Она адресована тем детям, кому трудно анализировать, систематизировать, обобщать представления ивпечатления обокружающем мире, описывать ихвречи, вступать вдиалог, понимать смысл прочитанного. Использование данной программы впроцессе фронтальной ииндивидуальной работы позволяет выявлять ипреодолевать недостатки вразвитии мыслительных операций, коммуникативной, знаковой, читательской деятельности, систематизировать свой жизненный опыт всфере сезонных явлений. «Мир затвоим окном» внастоящее время используется вдесятках специальных образовательных учреждениях, ПМПК, реабилитационных центров страны. С1994г.Институтом коррекционной педагогики проводятся экспериментальные исследования, разрабатываются новые иапробируются разработанные ранее специализированные полифункциональные компьютерные программы инструментального типа. Проведена русификация второй итретьей версии программы «Видимая речь», представляющей новый обходной путь формирования звукопроизношения детей иподростков снарушением слуха, основанный наиспользовании наглядных динамических модулей[11]. Сеепомощью стало возможным объективно обследовать некоторые аспекты речи детей: определить диапазон голоса (модуль «Высота»), максимальное время фонации наопределенные звуки (модуль «Звучание»), записать впамять компьютера образцы речи. Разработаны методики применения новых версий «Видимой речи» вотечественной системе формирования икоррекции произносительной стороны устной речи снарушением слуха иречи ввозрасте от2 до20 лет. Входе проведенных экспериментальных исследований доказан высокий мотивационный эффект применения данной компьютерной технологии вобучении разных категорий детей; возможность сокращения сроков постановки иавтоматизации звуков; возможность реконструкции отношений педагога иребёнка, стимуляции ребёнка косвоению активной позиции субъекта обучения, осознанию достигнутых результатов инеобходимости освоения новых задач вобласти произносительной стороны устной речи. Убедительные данные многолетних исследований позволили создать отечественный аналог –сурдологопедический тренажер «Дельфа 130». Показан принципиально новый, значительно более эффективный посравнению спредшествующими, способ формирования навыков самоконтроля над произношением, основанный намоментальной обратной связи, представляемой ребёнку засчет компьютерной технологии. Разработан общий подход кобучению работы стекстом, предполагающий введение компьютерных технологий. Описана специальная методика использования программы «текстовый редактор» науроках языкового цикла для развития икоррекции недостатков письменной речи углухих, слабослышащих, детей сразличными речевыми нарушениями младшего школьного возраста. Доказана возможность обучения этих категорий детей компьютерной технологии создания иредактирования текста итаким образом, открыта возможность поиска новых, возможных только набазе компьютерных технологий обходных путей развития письменной речи икоррекции еёнедостатков умладших школьников[15]. Всилу своих особенностей компьютерная технология, несомненно, помогает мотивировать ребенка ктрудной для него работе над построением текста, перенести акцент вработе срутинных процессов переписывания собственных сочинений наихосмысленное редактирование, сделать речь предметом анализа, обеспечить значительно большей, нежели втрадиционном обучении, опыт экспериментирования сязыковым материалом. Втом состоит уникальность текстовых редакторов как средство развития письменной речи детей младшего школьного возраста исмысл его применения вспециальном образовании. Учитывая, что помочь детям сречевыми нарушениями овладеть правильной речью могут лишь особые подходы испециализированные педагогические технологии, учитывающие общие закономерности испецифические особенности этих детей. Институтом коррекционной педагогики разработан иреализован напрактике подход ксозданию специализированных компьютерных программ, поддерживающий процесс обучения правильной речи. Применение таких программ наэтапе обучения детей сособыми нуждами позволяет анализировать реальную ситуацию, описанную взадаче ипредставлять еевлюбых знаковых формах. Обеспечивает возможность свободного самостоятельного обращения кнаглядным опорам как средствам, помогающим осознать смысл ситуации[4]. Таким образом, можно попытаться использовать компьютерные технологии ивцелях формирования активной позиции ученика. Благодаря компьютерным технологиям можно дать детям возможность свободно исамостоятельно обращаться кмногоуровневой системе помощи, построенной попринципу «пошагового» облегчения процесса анализа условия задачи. Только спомощью компьютерных технологий ребёнок может самостоятельно экспериментировать спараметрами для установления соотношений между ними. Вкомпьютерной программе можно обеспечить ученику возможность произвольно менять величину одного параметра инаблюдать характер изменении других, что приводит кподлинному осознанию зависимостей между параметрами иоткрывает возможность для сопоставления гипотезы иреальности. Вновой области использования компьютерных технологий объектами познания стали недоступные непосредственному восприятию, скрытые исложные явления внутренней жизни человека: отношения ксобытиям жизни, изменчивость настроения, связь изменения настроения спроисходящими вжизни событиями идр. Традиционные средства иметоды специального образования, обеспечивающие познание ребенком объектов доступных непосредственному восприятию, оказываются вданной области несостоятельными. Предложенные компьютерные учебные модели изспециализированной программы «Моя жизнь» дают возможность превратить скрытые явления внутренней жизни человека ввидимые объекты познания наисходных этапах обучения, предоставив эти объекты внаиболее доступных ребенку графических изнаковых формах. Благодаря компьютерным моделям можно:

–обеспечить продуктивную деятельность экспериментирования, необходимую для формирования полноценной системы умственных действий ипонятий; –обеспечить занимательную для ребенка форму экспериментирования, прогнозирования, моделирования, классификации, сравнения;–обеспечить освоение детьми модели коммуникации свымышленными героями компьютерной программы, как основы для освоения межличностной коммуникации, основу которой составляют явления внутренней жизни человека;–задать модель групповой учебной деятельности, необходимой для освоения позиций иотносительности эмоциональных оценок событий жизни. Компьютерные модели созданной коррекционнодиагностической среды «Моя жизнь» были впервые использованы для экспериментального изучения содержания жизненного опыта, отношения ксобытиям жизни покритерию важное неважное детей разных категорий младшего возраста. Получены новые для специальной психологии данные осодержании личного опыта иотношений ксобытиям жизни удетей снарушением слуха, речи, ЗПР. Бурно развивающие компьютерные технологии оказали влияние наобновление содержания специального образования. Впоследнее время впрактике все более широко применяются технические средства, реализующие метод биологической обратной связи (БОС)[20]. Суть метода заключается впередаче пациенту поспециально организованным каналам обратной связи информации отекущем состоянии контролируемой функции. При этом пациент получает дополнительные возможности управления функцией, которые впроцесс тренировок способствуют выработке нового навыка управления. Ведущим при выработке навыка является процесс ассоциации, основанный наформатировании временной связи между изменениями регулируемой функции ипредъявляемых пациенту сенсорных сигналов БОС. Современный уровень развития вычислительной техники создает предпосылки для разработки большого количества технических средств коррекции иреабилитации, основанных наметоде БОС. Одним изних, например является компьютерный тренажёр для реабилитации детей сзаболеванием идефектами опорно–двигательного аппарата нижних конечностей, разработанныйАО «Эго» при участии специалистов Санкт–Петербургского НИИпротезирования им.Г. А. Альбрехта. Тренажёр предназначен для диагностики состояния опорнодвигательного аппарата нижних конечностей, коррекции нарушенных функций посредством зрительной обратной связи, оценки эффективности реабилитационных мероприятий. ОКБ «Ритм», используя метод БОС, создало компьютерностабилографический тренажёрный комплекс (КСТК), представляющий изсебя набор компьютерных игр, позволяющих совершенствовать функции поддержания вертикальной позы уребёнка. Поддержка вертикальной позы человека –сложный процесс, требующий согласованной работы многих систем: опорнодвигательной, зрительной, вестибулярнойи т. д.Тренировка спомощью КСТК может совершенствовать как функцию поддержания вертикальной позы вцелом, так ифункционирование каждой системы, принимающей участие вней отдельно. Метод БОС используется ивдругих специальных устройствах набазе компьютера –компьютерных игровых тренажёрах (КИТ), разработанных группой специалистов КИТ (О.А. иЕ.В. Смирновы, фирма «Сигма», Санкт—Петербург), ВНИИ технической эстетики иЦентром «Дошкольное детство» им.А. В. Запорожца. Цель компьютерных игровых тренажёров –соединение физического иинтеллектуального развития ребёнка, или шире –совершенствование умственных способностей путём физической активности. КИТ строится попринципу познавательных ицелевых заданий, требующих для своего решения физической активности мелких групп мышц, дозированных иточных движений. КИТ показан детям, страдающим детским церебральным параличом сразличными клиническими формами ДЦП. Положительным фактором всех тренажёров является опосредована тренировка глазо

двигательных мышц засчет фиксации взора ислежения задействием наэкране. Кроме того, они обеспечивают формирование удетей устойчивого положительного отношения кфизической активности как потребности, необходимой для реализации успеха вжизни, воспитывают физическую ипсихическую готовность косуществлению целенаправленной деятельности, побуждают ребёнка кактивным физическим действиям, тем самым способствуя развитию унего быстроты двигательной реакции, различных групп мышц тела, рук иног, вестибулярного аппарата, координации движения,и т. п.

При этом они обеспечивают одновременно формирование удетей решительности, умение анализировать ситуацию ипринимать логически правильное решение, производят обучение стратегиям поведения, стимулируя самоутверждение исамооценку ребёнка, что особенно важно для детей, страдающих ДЦП.

В1999 году научнопроизводственная фирма «Биосвязь» г. Санкт—Петербурга запатентовала специальную методику для коррекции серьезных дефектов речи сиспользованием технологии БОС[4]. Работа поформированию свободной плавной интонированной речи начинается собучения диафрагмальнорелаксационному типу дыхания, собретения устойчивого навыка замедленного дыхания сдлинным выдохом, затем вырабатывается навык произношения фраз ифрагментов текста навыдохе. Технология БОС постепенно входит вшкольную программу вкачестве обязательного предмета. Сотрудники Петербургского Института биологической обратной связи разработали цикл теоретических уроков для школьников различного возраста, направленных наформирование навыков сохранения иукрепления здоровья: правильного дыхания, правильной речи, правильной осанки, правильного пользования своими глазамии т. д.

Следствием введения всистему образования уроков «БОС здоровье» стало снижение заболеваемости детей в23 раза, повышение успеваемости учащихся, улучшение поведения детей. Особенность БОС–технологий заключается втом, что вприборы БОС заложено игровое обучение, так называемая игровая мотивация. Играя, ребёнок легко ибыстро овладевает правильными навыками управления теми или иными органами, одновременно корригируя нарушенную болезнью функцию организма.Программно–методический комплекс «КИД/Малыш» разработан группой программистов, психологов, педагогов Ассоциации «Компьютер идетство». ПМК «КИД/Малыш» насчитывает более 70 программ. Они условно разделены на12 серий, вкоторые включены программы для занятий поматематике икомбинаторики, конструированию иэкологии, развитию воображения, речи, пространственной ориентации. Попедагогической направленности такие компьютерные игровые программы условно можно разделить надве группы: обучающие иразвивающие. Ксерии «Живая математика» относятся программы: «Веселые фигурки», «Домашние животные», «Качели», «Войди взамок», «Архитектор», Принцессасороконожка". Программы серии «Живая математика» предназначены для развития элементарных математических представлений: обучению счёту; закреплению знаний овеличине предметов, ихформе; знакомство сгеометрическими фигурами, ориентировкой впространстве ивовремени. Благодаря программам этой серии занятия приобретают непринужденный характер, они вызывают искренний интерес ижелание добиться успеха. Помогая закрепить, уточнить конкретное математическое содержание, эти игры способствуют совершенствованию нагляднодейственного мышления. Дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать. Работа сданными программами приучает ребёнка кпошаговой оценке иконтролю своих действий, учит оценивать действия других, выяснять причину ошибок. Так формируется необходимое вжизни качество –рефлексия, осознание способов своей деятельности, принципов действий, деловое отношение кположительному иотрицательному результатам. Ребёнок ненервничает, если ошибается, апытается найти новые способы решения. Ксерии «Конструирование» относятся программа «Витраж», «Калейдоскоп», «Конструктор», «Сложи узор». Программы серии «Конструирование» предназначены для развития воображения итворчества удетей путем приобщения ихксозданию удивительно ярких, неожиданных рисунков изразных поцвету иразмеру фигур правильной геометрической формы инеправильной –ввиде пятен, клякс, узорови т. д.

Эти программы относятся кгруппе открытых развивающих игр. Особое влияние эти программы, благодаря ихкрасочности, гармоничности форм, оказывают нахудожественное воспитание детей, наразвитие уних чувства ритма иумения вписывать разные поцвету геометрические фигуры вестественную среду обитания. Удетей совершенствуется восприятие форм, цвета. Они учатся ориентироваться наплоскости экрана, быстро оперируют знакомыми фигурами, каждый раз открывая для себя новое. Учатся воссоздавать знакомое исоздавать оригинальные позамыслу картины. Опыт, приобретенный ребёнком, может вдальнейшем повлиять инаего профессиональный выбор.

Ксерии «Комбинаторика» относятся программы: «Фантастические животные», «Помоги птенчику», «Волки ипоросята», «Волшебные качели», «Дед Мазай изайцы»,«Фотоохота». Предлагаемые компьютерные программы предназначены для развития логического итворческого мышления детей. Впроцессе игры дети создают иисследуют различные комбинации тех или иных причин иусловий, строя различные сочетания элементов изображения. Спомощью этих игр формируются знания ребёнка, относящиеся ккомбинаторике, исследованию взаимосвязей причин вразличных предметных областях, совершенствуются его психические функции (мышление, память, вниманиеи т. д.)

Ксерии «Режиссерские игры» относятся компьютерноигровые программы «Море» и«Лес». Данные программы позволяют значительно расширить представление детей офауне ифлоре моря илеса, обусловиях жизни животных существ, аименно: где они живут, как устраивают свое жилище, чем питаются, как передвигаются, каким образом защищаются отврагов. Эти игры моделируют различные ситуации изжизни животных, как реальных, так инеобычных, невероятных. Они способствуют формированию удетей начал экологической культуры, воспитанию бережного отношения ковсему живому. Кроме того, управление программ спомощью мыши развивает мелкую мускулатуру рук ипальцев, координацию движения иориентировку наплоскости, что облегчит усвоение детьми письма. Программно–методический комплекс (ПМК) для начальной школы «Обучение грамоте» состоит изнескольких блоков: «Представление буквы», «Буква потерялась», «Звук ибуква», «Касса букв». Основополагающим методом обучения грамоте вданном ПМК является звуковой аналитикосинтетический метод. Спомощью этой серии программ дети знакомятся сосновной словообразующей единицей –слогом, сослоговой структурой слова. Они также овладевают звуковым анализом слов,т.е.последовательным вычленением всех звуков вслове, что вдальнейшем предупреждает пропуск букв при письме. Особое место впроцессе обучения звуковому анализу занимает задача определения словесного ударения. Дети учатся проводить звуковой анализ слов. Это вдальнейшем способствует более быстрому переходу отслогового чтения кслитому. Умение работать смоделями звукового состава слов развивает уребёнка умение нетолько устанавливать последовательность звуков вслове, ноиопределять ихкачественную характеристику: различать звуки гласные (ударные ибезударные) исогласные (твердые имягкие). Программно

методический комплекс «Буква потерялась» предназначен для использования вначальной школе для упражнений ввыработке навыков грамотного письма при работе над словами, словосочетаниями или связным текстом. Онориентирован наразличный контингент учащихся (хорошо успевающих, отстающих учащихся, учащихся общего уровня). Вего состав вошли учебные задания потемам:гласные исогласные; безударные гласные вкорне, проверяемые ударением; гласные вприставках;гласные всуффиксах глаголов;* гласные вокончании имен существительных, имен прилагательных иглаголов, парные звонкие иглухие согласные; непроизносимые согласные.Учитель может воспользоваться прилагаемым комплектом готовых заданий, атакже подготовить новые задания, выбрав теправила, которые нуждаются вотработке. Следующий ПМК «Система подготовки ипроведения диктантов СВАН» также служит для выработки навыков грамотного письма ипозволяет сделать изучение русского языка более интересным ипривлекательным делом, избавляет учеников отслучайных ошибок вправописании, даетимвозможность индивидуально тренироваться, используя такой традиционный вид самостоятельной работы как диктант. Подбирая заранее учебный материал поразным темам ввиде словарей, современем учитель формирует собственный курс компьютерных диктантов. Появление IBM PC—совместимые компьютеры дало возможность использовать науроках русского языка серию обучающих программно методических комплексов «Семейный наставник». Программный модуль «Наставник» предназначен для организации диагностического икоррекционного тестирования, визуального контроля заусвоением учебного материала, выдачу ребёнку индивидуальных рекомендации поустранению пробелов взнаниях. Систематическое использование программно—методических комплексов «Семейный наставник» позволяет интенсифицировать, индивидуализировать, дифференцировать процесс обучения орфографии, реализуя при этом идеи развивающего обучения, принципы системности, активности, поэтапного преодоления трудностей, связи теории спрактикой, эффективности инаглядности. В 2001 году поПрезидентской программе «Дети России» школа получила компьютер IBMPC Pentium слогопедическим тренажёром «Дельфа—142». Новый компьютерный тренажёр вобрал всебя все лучшее отсвоих предшественников. Кроме того, онвключает всебя принципиально новые упражнения, направленные накоррекцию исовершенствование всех сторон речи школьника, втом числе тренажер может быть успешно использован всистеме упражнений покоррекции письменной формы речи. Логопедический тренажёр «Дэльфа142» используется внескольких направлениях коррекционной работы:–коррекция звукопроизношения, речевого дыхания иголоса,–формирование фонематического восприятия,–обучение грамоте, * формирование икоррекция навыка чтения,–формирование лексикограмматической стороны речи.Тренажёр позволяет:–внести игровые моменты впроцесс коррекции речевых нарушений;–многократно дублировать необходимый тип упражнений иречевой материал;–использовать различный стимульный материал—картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь;–работать наразных уровнях сложности взависимости отвозможностей ученика;–одновременно слогопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти ученика.Компьютерная программа «Игры для Тигры», являющаяся частью компьютерной технологии, предусматривает возможность объективного определения зон актуального иближайшего развития ребенка ииндивидуальной настройки параметров программы. Упражнения программы содержат задания возрастающей сложности, что позволяет учитывать при проведении коррекционной работы сееиспользованием индивидуальные возможности икоррекционнообразовательные потребности ребенка. Практический опыт работы сдетьми дошкольною возраста показал, что применение игрового принципа обучения, учитывающего основной вид деятельности ребенка, исоздание проблемной ситуации сопорой нажизненный опыт дошкольника позволяет наиболее эффективно учитывать возрастные особенности детей. Поэтому при разработке специализированной компьютерной технологии «Игры для Тигры» нами был применен игровой принцип моделирования деятельностной среды, активное участие вкоторой принимает исам ребенок, используя понятные идоступные для него средства управления. Игровой принцип обучения спредъявлением пользователю конкретного задания, варьируемого взависимости отиндивидуальных возможностей икоррекционнообразовательных потребностей, позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачииреализует напрактике дидактические требования доступности компьютерного средства обучения. Использование вкоррекционнообразовательном процессе специализированной компьютерной технологии «Игры для Тигры» способствует коррекции, формированию иразвитию:—длительности исилы речевого выдоха,—громкости (интенсивности) июмора голоса,—темпоритмической организации,—интонационной выразительности,—четкости иразборчивости речи,—эфферентного иафферентного звеньев речевой системы,—неречевого слухового гнозиса,—речевого слухового гнозиса,—звукового анализа исинтеза,—структуры значения слова,—лексических связей слов (синтагматических ипарадигматических),—грамматического значения слова,—коммуникативных навыков детей.Компьютерные технологии обучения нашли свое применение и при коррекции произносительной стороны речи у детей с заиканием.С этой целью была создана специализированная компьютерная программа развития речи при заикании «Демосфен». Работа с системой «Демосфен» направлена на выработку визуальнокинестетических и визуальноаудиальных условнорефлекторных связей в центральной нервной системе, позволяющих сознательно контролировать темп, ритм и эмоциональноинтонационную окраску речи в ситуациях общения. Визуализация речевых компонентов в данной программе производится в виде открывающихся в процессе речи картинок, анимационного движения автомобиля, аудиограммы. Целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное накоррекцию нарушений языкового иречевого развития удетей, сиспользованием компьютерной технологии позволяет значительно повысить эффективность коррекционнообразовательного процесса. Оно достигается врезультате системного и деятельностного подходов ккоррекции нарушений развития, полисенсорного воздействия, интерактивной формы обучения, атакже создания психологопедагогических условий развития положительной мотивации. Информационная новинка, программатренажер «Dizartria. NET» [4]. разработана Центром Биокибернетики совместно сИнститутом информационныхтехнологий вобразовании «ЮНЕСКО». Эта программа создана только для компенсации дизартрии, нонедля заикания. Данная программа устраняет спастичность инедостаточность речедвигательных центров. Лечение включает всебя: постановку антиспастической высоты голоса, постановку тембра голоса ичастоты голоса. Данная программа протезирует речевой круг между центром Брока ицентром Вернике. Используется только модифицированная речь, канал непосредственного восприятия речи полностью блокируется при помощи методических приемов. Полное протезирование речевого круга вызывает: стабилизацию работы речедвигательных центров, увеличение продолжительности выдоха в2−3 раза, устранение разрывов речи, подавление «быстрого» костного канала восприятия собственной речи, постановку антиспастической высоты голоса. Данная методика вынужденной модификации речи была реализована иапробирована влогопедической практике напротяжении длительного времени.Иззарубежных программ себя зарекомендовала программа Fast For Word [10]. Это развивающая программа, направленная натренировку группы образований нервной системы, отвечающих заречь, внимание иповедение. Она включает всебя более 10 уровней иразнообразные компьютерные подпрограммы иупражнения. Наданный момент программы прошли болеемиллиона детей вамериканских школах иповсему миру. Воснове всех речевых программ лежат труды Паулы Таллал онарушении восприятия скоростных компонентов речи. Основные продукты, которые входят: «Через слово кязыку:основы» начальный уровень, далее основной уровень, развивающий отдел мозга, отвечающий заречь. Третий уровень «Через язык кчтению» направлен наусовершенствование первичных навыков чтения, помогающих связать устную речь списьменной. Далее идет «Грамотность и«Грамотность: продвинутый уровень» –упражнения, основанные натехже принципах, ноимеющий интерфейс интересный для старших детей. Уровень «Через слово кчтению 15» направлен навыработку автоматизированных навыков чтения, включая декорирования фонем, чтение послогам ипонимание. Эта часть состоит из5 независимых этапов иприменима для людей, изучающих английский язык. «Контроль успехов» позволяет проводить анализ статистических данных покаждому занятию; эта программа полезна для учителей, врачей, психологов иродителей. Данная программа выделяется фундаментальностью иобоснованностью всех решений сточки зрения доказательной нейрофизиологии.Одним изпреимуществ специализированных компьютерных средств обучения является то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей кпроведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционноразвивающей компьютерной среды. Веерамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело доконца. Общение скомпьютером вызывает удетей живой интерес, сначала как игровая, азатем икак учебная деятельность. Этот интерес илежит воснове формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память ивнимание, аименно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка кобучению вшколе. Впроцессе занятий сприменением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Благодаря этому, становится эффективным обучение целеполаганию, планированию иконтролю через сочетание различных приемов. Решая, заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремиться кдостижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели.Такимобразом, анализ специальной литературы и достижений по

использованию компьютерных технологий вобразовательном процессе позволил выявить: привнедрении ИКТ при обучении детей с ОВЗ большая роль отводится учителю, и появляются особые требования к квалификации педагога. Учитель должен знать психологопедагогические особенности работы с детьми с ОВЗ и методику работы с данной категорией детей и учитывать их в своей работе; иметь навыки продвинутого пользователя информационными и коммуникационными технологиями; обладать ключевыми профессиональными компетентностями, такими, как информационная компетентность; использовать специальное программное обеспечение, электронные учебники, тренажеры, практикумы, ЦОР, энциклопедии, Интернет; знать состав и особенности учебнометодических комплексов и дидактических материалов, в том числе на электронных носителях; должен уметь создавать свои электронные образовательные ресурсы; постоянно обучаться новым информационным технологиям.Учителю необходимо учитывать общие закономерности и особенности развития детей с различныминарушениями. При этом он может руководствоваться одним из преимуществ компьютерных средств обучения, а именно тем, что компьютер может комплектоваться с учетом нужд и потребностей людей с ограниченными возможностями здоровья. Повышение роли информационных технологий вобразовательном процессе; наличие разработок специализированных компьютерных программ для коррекционного обучения; необходимость интенсивного внедрения вкоррекционнопедагогический процесс новых компьютерных технологий.

Ссылки на источники1.

Горина Е.Н. Применение компьютерных технологий при обучении учащихся различных категорий // Коррекционная педагогика. 2013 №2 –С.58612.Кукушкина О. И. Компьютерная программа для детей с отклонениями в развитии // Педагогика. 2009.№ 6. С.3339. 3.Никольская И. А. Информационные технологии в специальном образовании : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Никольская И. А. М. : Академия, 2011. –137с.4.Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2008. 364 с.