Надситуативный способ мышления и взгляд на жизнь как один из конструктивных способов переживания утраты

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Серафимович И. В. Надситуативный способ мышления и взгляд на жизнь как один из конструктивных способов переживания утраты // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 1436–1440. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970302.htm.
Аннотация. В публикации рассматриваются особенности надситуативного мышления по отношению к ситуации переживания горя, различные способы переживания горя и их эффективность с точки зрения прогнозирования ближайших и отдаленных последствий, некоторые принципы консультирования при переживании утраты.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Серафимович Ирина Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры гуманитарных и юридических дисциплин Ярославского филиала РЭУ им. В.Г.Плеханова, заместитель директора по внеучебной работе, г. Ярославльiserafimovich@yandex.ru

Надситуативный способ мышления и взгляд на жизнь как один из конструктивных способов переживания утраты

Аннотация.В публикации рассматриваются особенности надситуативногомышления по отношению к ситуации переживания горя, различные способы переживания горя и их эффективность с точки зрения прогнозирования ближайших и отдаленных последствий, некоторые принципы консультирования при переживании утраты.Ключевые слова:надситуативное мышление, принципы консультирования при переживании утраты, типы отношения к смерти.

Проблема переживания горя (утраты близких) является всегда актуальной в силу того, что смерть как явление является конечным заключением человеческого существования. Каждому человеку, так или иначе, приходится сталкиваться спроблемой переживания утраты, смерти близких людей, родственников и это всегда стресс, при этом к такого рода стрессу практически нельзя подготовиться(Ж. Агеева, Ф.Е. Василюк, Р.Кочунас Р.,С.А. Шефов). Это стресс может полностью дезорганизовать профессиональную деятельность, поставить под угрозу карьерный рост, определить и обострить детскородительские и супружеские отношения, поскольку впроцессе переживания горяпроисходит поиск новой идентичности, самости, для чего требуются и время и силы и многие другие ресурсы. Особую актуальность и значимость наши рассуждения приобретают в связиа актуальной проблематикой подростковоюношеских суицидов, в том числе инициируемых с помощью сети Интерет.Согласимсяс точкой зрения Р. Кочунаса, что: «консультирование людей, перенесших утрату, —это нелегкое испытание духовных сил и профессиональной компетенции». В жизни утраты любого рода ощутимыкак на эмоциональном, так и регулятивном и мыслительном уровнях. Когда человек переживает собственное горе, то это, как правило, очень тяжело и мучительно, и зачастую тех, кто помог пережить утрату не так много. Когда же горе переживает ктото находящийся рядом, то многие, быть может и желали помочь, но не знают как лучше это сделать, как адекватно отреагировать на происходящее. Не с каждым проявлением жизни дело происходит именно таким образом. Так, например,если мы научились писать или читать, ездить на велосипеде или владеть иностраннымязыком, то мы может более или менее приемлемо научить этому другого, своего ближнего (конечно при наличии у него желания и соответствующих возможностей), но, не всегда пережив собственное горе, мы можем «оспособить» конструктивным переживаниями сходного события другого человека. Утраты, как и многие события нашей жизни, не только болезненны, они предоставляют и возможность личностного роста. Консультант может способствовать реализации этой возможности, если понимает природу утраты, ее связь с другими эмоциями, роль в становлении человека. Данные практические материалы проходили апробацию в рамках, как индивидуальных консультаций, так и групповых форм работы.В качестве клиентов и слушателей выступали семейные пары, которые потеряли детей (время родов, болезней, несчастных случаев, суицида, войн), дети, лишившиеся родительского попечения, пожилые слушатели бюро «Золотой возраст», переживающие утрату супруга (супруги), психологи и социальные педагогив период с 2010 по 2016 годы, всего около 100 человек.На мой взгляд, может быть рекомендована, как индивидуальная, так и групповая форма работы по переживанию горя.Всоответствии с концепцией мышления М.М.Кашапова оситуативности и надситуативности решения проблемных ситуаций можно выделить две группы приёмов работы по переживанию горя: ситуативные и надситуативные. Сталкиваясь с проблемной ситуацией, а ситуация переживания горя может относится,с полной уверенностью,к такого рода ситуациям, поскольку перед утратившим близкого стают вопросы типа: Как дальше жить? Зачем жить? Что делать?При этом под проблемной ситуацией понимается психическое состояние интеллектуального затруднения, вызванное, с одной стороны, острым желанием решить проблему, а, с другой стороны, невозможностью это сделать при помощи наличного запаса знаний или с помощью знакомых способов действия, и создающее потребность в приобретении новых знаний или поиске новых способов действий. Для создания проблемной ситуации необходимо выполнение ряда условий:наличие проблемы;оптимальная трудность проблемы;значимость для человека проблемы;наличие познавательной потребности и познавательной активности.Любой процесс мышления берёт своё начало в проблемной ситуации. Для более глубокого понимания отличий ситуативностинадситуативности мышления предлагаем следующую нижеследующую таблицу. Таблица 1Краткая характеристика

Параметры проявленийЭмоциональная сфераМотивационная сфераИнтеллектуальнаясфераЛичностные

измененияСитуативный уровень Ощущение напряженного отношения к проблемной ситуации и трудности его преодоления.Ситуационная мотивация: представляется важным устранить помехи только сейчас, а что будет потом не столь важно.Выяснение причин возникновения противоречия и способов его снятия, преодоления, что обусловлено влиянием конкретных условий объективной действительности.Нет систематического личностного роста, с большим трудом человек способен к преодолению стереотипов.Надситуативный уровень Гибкость поведения, естественность реакций, эффективность преодоления негативных эмоции, низкий уровень психологических защит.Воспринимает проблемную ситуацию как творческую задачу, стремится выявить скрытые причины, мотивы поведения окружающих.Способность «выйти за пределы» конкретной ситуации, оригинальность, гибкость мышления, видение объекта с качественно новой точки зрения; анализ собственного поведения и конкретных действий, учёт возможных последствий.Осознанием необходимости изменения, самосовершенствования себя.

В нашем конкретном случае консультирования при переживании утраты нельзя однозначно (да,как и во всех остальных ситуациях) сказать, что один вид мышления хорош, другой плох. Опыт практики показывает, что как раз использование только одного типа мышления не способствует успешному переживанию утраты, затрудняет процесс социальнопсихической адаптации. В силу этого, нами рекомендуетсянаучить клиента использовать гибко оба способа мышления в зависимости от ситуации с ориентацией на надситуативность взглядов, которая должна играть ведущую роль. Надситуативные приемы можно условно сказать направлены на помощь в ситуации «здесь и сейчас, держа в «уме» там и потом», а ситуативные приемы направлены на помощь только в ситуации «здесь и теперь».В случае индивидуального консультирования выделение возможных логических этапов помощи переживания утраты является основным моментом. Эти же этапы применимы и к групповой форме работы.Этап 1. Создание «общего понятийного поля»по проблеме переживания утраты (заключение консультационного договора, обозначение принципов работы)Перед нами встал вопрос о том, что для того, чтобы помочь горюющему человеку, необходимо найти с ним общий язык. Почему это нужно? 1.Вопервых, человек переживает горе, которого у Вас в данный момент нет (может и не было ещё), и резонным является замечание человека в горе: «Не пережив такое, тебе Вам понять». 2.Вовторых, вы можете встретиться на консультацию с человеком, находящимся на разных стадиях переживания горя и многие из них характеризуются несколько изменённым состоянием сознания и это необходимо учитывать. 3.Втретьих, у перенесшего утрату, как правило, нестабильная эмоциональная сфера и для возможности конструктивного взаимодействия необходимо сделать упор на более стабильной–рациональной сфере. Итак, с нашей точки зрения, созданию «общего языка» будет способствовать несколько факторов.Для удобства мною был разработан «Консультационный договор о ключевых моментах при переживании утраты (горя)».Для того, чтобы помочь горюющему, необходимо, как и в любой консультации получит его согласие и замотивировать на долгосрочное сотрудничество. Для этого, мы договариваемся о соблюдении некоторых правил помощи человеку и заручаемся согласия на каждый пункт правил (в случае несогласия консультируемого с какимлибо пунктом необходим согласование принципиальных позицийработа психолога сначала по этому пункту, затем переход к следующему этапу).Консультационный договор о ключевых моментах при переживании утраты(горя): 1.Жизненные трудности, которые даются человеку ему под силу –выше сил не бывает преграды.2.Большинство (все) наших мыслей, так или иначе, имеют тенденцию материализоваться.Умение поставить выделить две цели: переживать горе и его пережить его, позволяет оптимально использовать рациональноэмоциональные способы разрешения проблемной ситуации и обучает целеполаганию в отношении кризисных ситуаций.3.Любое случившееся горе –это не случайность, а закономерность (предопределённая вопервых, всей предыдущейжизнью, не только лично самого клиента, но и его ближайшего родственного окружения нескольких поколений).4.Ваше личное переживание утраты (горя)будет с Вами всю жизнь: и Вы вправе решить,какое место оно займет в Вашем сердце и какую роль (помощника или разрушителя) будет оно выполнять. Горе –это развилка и право выбора направлениясозидания или разрушения.5.Любое горе –это прекрасный шанс частично или кардинально изменить свою судьбу, жизнь, взгляды. Вы уже «психологические заплатили», к сожалению, очень большую и дорогую для себя цену, и надо найти экологичный способиспользовать возможности и шансы.Это сознательный контракт на консультационную деятельность, который не только мотивирует, но и стимулирует клиента принять на себя ответственностьза происходящее, определить сроки переживания горя, выбрать оптимальные пути и необходимые ресурсы.Мною используются следующие принципы психологической помощи по проблемам, касающимся смерти (ШефовС.А).1.Принцип готовности(консультантуважно не теряться при упоминании клиентом о смерти, не уклоняться в сторону, не преуменьшать значимость вопроса, не внушать нереалистический оптимизм).2.Принцип разделения ответственности.

3.Принцип соприсутствия(сам разговор о смерти целителен, посколькуразрушает неписаное табу на подобные беседы и смягчает тревогу).4.Принцип осмысления(важно помочь человеку исследовать и конструктивно переработать болезненный опыт, извлечь из него значимый экзистенциальный смысл).5.Принцип принятия неизбежности страдания(иклиенту, и консультанту может потребоваться смирение: первому –с невозможностью окончательно избавиться от страданий, второму –со своей неспособностью помочь «до конца»).6.Принцип естественного развития событий.7.Принцип конфронтации со смертью.

8.Принцип излечения через проживание.

9.Принцип примата жизни над смертью(помочь абоненту извлечь урок из опыта конфронтации со смертью и затем переключиться на жизнь). 10.Принцип трансценденции.Отношение к смерти приобретает проблемный характер в основном тогда, когда человек замыкается в себе или центрирован на себе, когда его контакт с миром неполноценен. Идеясмерти преодолевается посредством трансценденции, выхода за пределы себя, как миниум четырьмя способами(направлениями) самотрансценденции: общение с Богом, с людьми, с природой и занятие своимделом (творчество). Консультант призван помочь абоненту освободиться от давления смерти, побуждая его к открытости бытию и воплощению в жизнь значимых возможностей.11.Принцип опоры на религиозность.

Этап 2. Определение ведущих типов отношение к смерти.Классификацию типов отношения к смерти (ТОС) разработанная Шефовым С.А. была несколько видоизменила, в соответствии с концепцией надситуативности.Ситуативные варианты отношения к смерти фиксируют не дальновидные, учитывающие удовлетворение, в первую очередь, сиюминутных потребностей типы, характеризующиеся чрезмерно эмоциональными или глубоко рациональными взглядами:1.Отрицание –человек живет так, как будто смерти не существует, он не задумывается надней как неким фактом бытия, не придаёт ей значения. 2.Предпочтение–человек наделяет смерть большей ценностью по сравнению с жизнью или по крайней мере видит в ней возможность убежать от жизненных невзгод и проблем. Существуют разные степени предпочтения,выделенные автором, которым, с моей точки зрения,можно дать следующие названия:колеблющееся равновесие (несмотря на благоговение перед смертью и предпочтение ее жизни, последняя в то же время не теряет своей ценности) и пассивное господство смерти (бесцельное и равнодушное доживание жизни в пассивном ожидании смерти), активное потенциальное господство смерти (желание смерти, сопровождающееся как бы мысленным ускорением ее прихода), активное реальное господство смерти: совершение внешних действий (активных или пассивных, включая просьбу об эвтаназии), нацеленных на приближение смерти, –т.е. собственно суицидальное поведение.3.Протест–человек имеет желание преодолеть смерть или,по крайней мере,возыметь власть над нею. С моей точки зрения, здесь стоит сделать комментарий о том, что этот протест бывает как осознанным, так и бессознательным, и может реализоваться в двух контрастных по направленности способах построения жизни, выделенных автором.а) Попытка достичь символического бессмертия (я бы здесь добавила разъяснение продолжения в детях:«Я умру, а они будут жить, в них моя частица», достижения в искусстве, культуре, науке, технике: «Меня не будет, а мои книги, музыка и т.д. будут жить долго…»). С моей точки зрения в данном случае главное отличие

это, то, что попыткадостичь символического бессмертия выступает как отдельная самостоятельная цель, поскольку сами по себе творческие варианты оставить о себе память для последующих поколений могут быть и в других типах отношения к смерти.б) Попытка победить, подчинить себе смерть, которая может находить различные воплощения:асоциальное деструктивное поведение;суицидальные тенденции (т.н. «логические» самоубийства);постоянный и неоправданный риск (профессиональный: каскадёры, скалолазы, спортсмены иситуационный: регулярный переход дорог на красный свет, позднее возвращение домой);специальный выбор профессии, дающей чувство контроля над смертью или частичного познания её закономерностей (врача, военного и т.д.).4.Страх–удручающее ощущение обреченности и бессильности перед лицом неизбежного будущего конца. В зависимости от степени выраженности чувства страха можно выделить три уровня данного отношения к смерти, которым я дала свои названия.страхотрицание: человек старается не думать о смерти, пребывая в состоянии тревожности и пониженного настроения (вплоть до депрессии), в то время как ситуации столкновения со смертью или напоминания о ней провоцируют усиление страха.страхсопровождение: мысли о смерти (своей и/или родственников) приобретают навязчивый характер, дезорганизуя жизнь человека. страхсмерть: в некоторых случаях чувства, связанные со смертью, настолько придавливают человека, что он находит парадоксальное средство избавиться от них –суицид.Надситуативные варианты отношения к смерти:5.Оборона–стремление отодвинуть смерть как можно дальше, выиграть время для жизни. Мне хотелось в данном случае добавить следующий комментарий. Здесь человек осознаёт конечность своего бытия, но считает, что эта конечность больше зависит от внутренних физиологических факторов (старения, болезни) и объективных обстоятельств (катастрофы, бедствия и т.д.). Жизнь и события, происходящие с человеком,не рассматриваются как промысел Божий, а трактуются как явления бытия происходящие по воле случая или закономернов соответствии с некоторыми правилами. Здесь возможны различные варианты: «жизнь ради здоровья, семьи, детей»; «псевдорелигиозность»; псевдовосприятие реальности смерти (юмор), «отказ от бытия» (растворение в других; избегание принятия решений; избегание риска; сужение экзистенциального мира). Учитывается в основном ближайшая перспектива.6.Принятие–человек считает, что смерть –это нечто позитивное и необходимое. Данному типу отношения свойственны различные проявления (не обязательно присутствующие все вместе у одного и того же человека), которые составляют единую многогранную картину: стоическое признание факта конечности;благоговение перед тайной смерти, ее непостижимостью;памятование о неизбежном конце; сознавание непредсказуемости смерти; ощущение подвластности смерти воле Бога;понимание важности смерти и ее роли в жизни человека; осознание необходимости готовиться к смерти;восприятие смерти как учителя, проводника по жизни; признание необходимости правильной (подлинной) жизни перед лицом смерти.Намой взгляд, именно в принятии учитывается, как отдалённая, так и ближайшая перспектива, последствия тех или иных действий и поступков, комплексный характер Бытия.Этап 3. Приемы самопомощи (этап сознательного вхождения в проблему и поиск путей разрешения).Этот этап, в отличие от остальных имеет две функции: вопервых, он может быть предложен как практическое руководство к действию человеку, переживающему горе (можно выдать для знакомства на дом, можно рассмотреть на консультации) и, вовторых, консультанту необходимо самому попробовать вжиться в ситуацию горя и спрогнозировать какие могут быть трудности при осуществлении каждого этапа. Тогда при работе с клиентом это позволит избежать многих ошибок.Упражнение (для консультанта). Вспомните любую ситуацию из своего прошлого, когда Вам приходилось утешать коголибо в несчастье. Учитывая полученные знания, подумайте, во всём ли Вы вели себя правильно? Если Вы допустили ошибки, то какие?Проиграйте эту же ситуацию заново, с новыми вашими репликами. Лучше записать то, что получилось и использовать в дальнейшем.Что делать если горе у Вас самих?Ситуативные приемы (направлены на помощь в ситуации «здесь и теперь»):

делиться своим горем со всеми с кем только можно (не держать в себе), просить выслушать; в случае отсутствия желания рассказать о происшедшей трагедии – сознательно стимулировать себя к этому: не пережив горе, Вы не сможете вернуться к нормальной жизни;

выражать чувства: не стесняться своих слёз –было бы ненормально, если бы Вы не плакали от происшедшего;

дать себе время пережить горе –не торопите время, и если есть возможность, то оставьте на время учёбу или работу;

стимулировать себя если Вы оставили внешнюю (трудовую) деятельность, выполнять домашние дела и семейные обязательности, лучше что бы они были для когото, так как для себя делать, как правило, не хочется;

не бояться вновь и вновь горевать при этом, решить сколько времени в день (в сутки) Вам следует отвести на это: если есть фотография умершего –повесьте её на видное место и попробуйте сделать так, что бы вы могли смотреть на неё спокойно, с радостью и умиротворением, что такой человек жил на этой земле, а сейчас его душа на небесах и поэтому всегда будет и есть с Вами. Это может не сразу получиться и для этого рекомендую найти позитивныемоменты в самом горе и процессе переживания утраты (что это даёт возможность делать, не делать и т.д.);

стимулировать себя к общению по телефону, к встречам, т.к. сохраняя старые отношения и создавая новые можно справиться с одиночеством (несмотря на то, что «нет сил»)Надситуативные приемы (направлены на помощь в ситуации «здесь и сейчас, держа в «уме» там и потом»):

найти позитивные моменты в самом горе –как правило, это не всегда легко, поскольку событие отрицательного плана, но тем не менее,любое событие имеет как позитивные, так и негативные стороны и адекватное восприятие действительности достигается в случае многогранного восприятия события. Например, в смерти ребёнка некоторые родители находили следующие положительные моменты: объединение с мужем,укрепление любви и желание быть вместе (ещё много надо сделать); повышение чувствительности супругов друг к другу; переоценка ценностей: осознание ценности жизни, дружеских и семейнородственных отношений и т.д.

найти позитивные моменты в самом горе и процессе переживания утраты (встреча с родственниками, новое возможности);

соблюдать дни поминовения усопших (3й, 9й, 40й дни, годины, родительские субботы) и просто посещать кладбище, где можно «поговорить с умершим» –это позволит помнить о них, переживать утрату и самое главное возвращаться к жизни в ситуации «здесь и сейчас»;

помнить, что воспоминания и переживания будут всегда с Вами –но вы можете быть застигнуты ими врасплох, а можете большую часть их контролировать и прогнозировать, а значит быть готовым к ним и пережить их с максимальной пользой для умершего и для себя;

не винить себя и не винить других в смерти близкого.

вести дневник своих переживания для рефлексии происходящего.Этап 4. Приемы помощи другому (этап самосохранения консультанта и планирования перспективной жизни клиента)Что делать, если горе у ваших близких?Ситуативные приемы (направлены на помощь в ситуации «здесь и теперь»):

Давайте возможностьим говорить об утрате.Говорить с ними об их горе, нет ничего хуже «гробового» молчания. Не говоря с человеком о его горе, мы как бы перечёркиваем часть его жизни, где он был счастлив с умершим, игнорируем частицу его души, которая осуществила определённые достижения, претерпела трудности, преодолела преграды.Слушать об их утрате и не бояться самим о ней заговорить.

Будьтеискренним–люди переживающие горе очень чувствительны: если Вы переживали чтото подобное, по возможности, поделиться своими чувствами, если не имели ничего сходного, то лучше честно сказать об этом, а не использовать фразы типа «Я тебя понимаю»; «Ничего, ничего, всё пройдёт».Не притворяться, не делать вид, что Вы здесь оказались случайно. Не переводить разговор на посторонние темы, которые Вы считаете «менее болезненными». Отставшиеся в живых, как правило, хотят говорить о своей потере, и Вы должны в этом поддержать их.

Находитев себе силы поддерживать горюющего в позитиве «Всё будет хорошо, образуется», человек в горе часто возвращается к своим переживаниям, замыкается в них, при этом, не пытаться помочь человеку чувствовать себя лучше, чем это возможно.Хотя это, на первый взгляд, парадоксально, это так. «Не принимай это близко к сердцу», сказал один из родственников. «А как далеко от сердца я должен это принимать?» ответит горюющий. Горе не становится менее тяжелымот таких ваших «пожеланий»

Не бояться слёз.Выражение горя естественно, лучше выразить чувства, чем подавить их. Слёзы печали –это здоровые слёзы. Не пролитые сегодня, они отзовутся намного позже –тяжелее и болезненнее.

Вспоминать о хороших делах, которые были сделаны по отношению к Вам и другим людям при жизни умершим; о тех положительных изменениях, которые произошли в Вами или в вашем доме семье благодаря жизни умершего.Надситуативныеприемы (направлены на помощь в ситуации «здесь и сейчас, держа в «уме» там и потом»):Первоочередная задача –оплакивать умершего, оставаясь, в контакте с живыми.

Общаться, созваниваться, включать в повседневную действительность (по возможности, навещатьродственников и родных в особые дни памяти усопшего).Существует широко распространённое мнение, что люди,потерявшие близких нуждаются в одиночестве и покое. В поддержке нуждаются больше всего спустя месяцдва после утраты, чем непосредственно в момент случившегося.

Иметь положительную установку о том, что Вы несомненно можете помочь любому человеку, переживающему горе или перенесшему его, и лучше это сделать поздно, чем никогда.

Посоветовать вести дневник своих переживания для рефлексии происходящего.

Собрать и использоватьподборку крылатых фраз, выражений, анекдотов, притч связанных с темой смерти.

Помочь не винить себя и не винить в смерти других. Разубедите в чувстве вины.Когда ктото умирает из близких возникает естественное чувство вины: «мы не успели сказать, сделать тото и тото…». Разубедите близких покойного в том, что они виноваты. Найдите добрые слова для оставшихся в живых.

Создать банк реальных ситуаций (из газет, журналов т т.д.) или вспомнить и рассказать реальные истории, из примера знакомых Вам людей о том, как ктото пережил горе (лучше использовать позитивный исход или моральнопоучительный негативный). При этом, на мой взгляд, желательно иметь как минимум три категории сюжетов для рассказа:Приводить примеры аналогичных ситуаций, но уже закончившихся положительно: «У одной женщины умер муж военный, 40 лет, осталось двое сыновей, квартиры нет, работы нет (т.к. женщина всю жизнь при муже была обеспечена), родители у неё умерли. Податься некуда. Но выжила. Приехала к свекрови, терпела унижения, что её сына сгубила, но зато была квартира, нашла работу, подняла сыновей и считает. что её жизнь всеми научила только после смерти мужа.» Приводить примеры сходных ситуаций, но намного тяжелей, чем у горюющего, уже закончившихся положительно: «Вот, у меня знакомая, восемьвыкидышей имела, а потом через… родила живого, здорового, сильного, красивого….» или «В пожаре у мужчины вся семья сгорела: и жена и дети и мать, но он нашёл в себе силы –посвятил себя работе».Приводить примеры аналогичных ситуаций, закончившихся отрицательно и как человек с этим живёт: «Моя знакомая, так и не пережила смерть своего первого ребёнка, растит второго и всё его сравнивает с первым: вот он и вырос некудышным и она страдает и он…»«У одной моей знакомой умер сын в Чечне, и она долго не могла найти себе места. А потом случайно познакомилась с семьей, у которой сын служил в Чечне и вернулся домой живой, но психика покалечена: он пьёт, мать бьёт, не работает… После этого моя знакомая была благодарна Богу, что он так всё устроил».Таким образом, рассмотрев четыре основных этапа психологического консультирования при переживании горя, мы можем говорить о том, что использование на каждом из этапов совокупности ситуативнонадситуативных приемов мы способствуем нахождению новойидентичности.

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект №150610823а)

Ссылки на источники1.Агеева Ж. Как помочь людям пережить тяжелую утрату. //Социальная работа, 2002. –№ 1, С. 40 –41.2.Вагин И. Психология жизни и смерти. –Спб.: Питер, 2001. –160 с.3.Василюк Ф. Е. Психология горя. –Педология: новый век. 2001. –№ 8. С. 9 –10.4.Кашапов М.М. Психология творческого мышления профессионала. Монография /М.М. Кашапов. –М.: ПЕРСЭ, 2006. –688 с.5.КочунасР. Основа психологического консультирования. М.: Академия проект, 1999 . –С. 56 –62. 6.Серафимович И.В., Баранова Ю.Г. Современные тенденции и актуальные проблемы социальнопсихологической работы с семьей в образовательном учреждении //Психологическое благополучие современной семьи: материалы межрегиональной научнопрактической конференции с международным участием / Под.ред. доктора психологических наук, профессора Н.В. Нижегородцевой. –Ярославль: РИО ЯГПУ, 2016. С. 141145.7.Серафимович И.В., РуновскаяЕ.Г Некоторые аспекты консультирования женщин с нежелательной беременностью//В сборнике: Будущее клинической психологии 2014

Пермь, 2014. С. 1041098.Шефов С.А. Проблемы отношения к смерти в профессиональной деятельности консультанта Телефона доверия // Вестник РАТЭПП: Сб. Метод. Материалов –Саратов: Издво Сарат.унта, 2004, С.6274. 9.Юницкий В. А. Психология детской потери (обзор зарубежныхисследований). Вестник МГУ. 1991 г. № 2. –С. 49 –58.