Конкурентоспособность туристских услуг Алтайского края
Выпуск:
ART 970307
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бавыкина
Е.
Н.,
Корецкая
Т.
В.,
Гущина
С.
С.,
Миляева
Л.
Г. Конкурентоспособность туристских услуг Алтайского края // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 31. – С.
1461–1465. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970307.htm.
Аннотация. В статье представлены данные, характеризующие туристскую отрасль Алтайского края, а также дана оценка конкурентоспособности туристских услуг и определены стратегические направления, способствующие повышению конкурентоспособности. Целью исследования является оценка конкурентоспособности туристических услуг в Алтайском крае. Своевременная оценка качества конкурентоспособности туристских услуг позволит определить проблемы отрасли и наметить стратегические решения этих проблем.
Ключевые слова:
качество, конкурентоспособность, туризм, конкурентные преимущества, туристская услуга
Текст статьи
Миляева Лариса Григорьевна, доктор экономических наук, профессорБийского технологического института (филиала) ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова», г. Бийскlgm17@mail.ru
Бавыкина Елена Николаевна, кандидатэкономических наук,старший преподавателькафедры экономикипредпринимательстваБийскоготехнологическогоинститута(филиала) ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова», г.Бийскbawikina.82@mail.ru
Корецкая Татьяна Владимировна,научный сотрудниккафедры экономики предпринимательства Бийского технологического института Бийский технологический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им. И.И.Ползунова», г Бийск koreckaya77@mail.ru
Гущина Светлана Сергеевна, аспирант кафедры экономики предпринимательства Бийского технологического института Бийский технологический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова», Бийск svetikru@list.ru
Конкурентоспособность туристских услуг Алтайского края
Аннотация.В статье представлены данные, характеризующие туристскую отрасль Алтайского края, а также дана оценка конкурентоспособности туристских услуг и определены стратегические направления, способствующие повышению конкурентоспособности.Целью исследования является оценка конкурентоспособности туристических услуг в Алтайском крае.Своевременная оценка качества конкурентоспособности туристских услуг позволит определить проблемыотрасли и наметить стратегические решения этих проблем.Ключевые слова:конкурентоспособность, конкурентные преимущества, качество, туристкая услуга,туризм.
В настоящее время туристская отрасль является одной из перспективных отраслей экономики, способствующихэкономическому благосостоянию страны.Оценка данных, предоставленных Всемирной туристской организацией, свидетельствует о том, что доля туристскойотрасли вмировом валовом национальном продукте составляет6%, обеспечивая при этомкаждое 10е рабочее место и5% налоговых поступлений. Туристская отрасли тесно взаимосвязана и оказывает существенное влияние на ряд отраслей народного хозяйства: строительство, транспорт, связь, торговля, производство товаров народного потребления, сельское хозяйствои др.Поэтому неслучайно, что интерес к туристическойдеятельности возрастает с каждым годом, вовлекая в нее практически все страны мира, в том числе и Россию.
Стоит отметить незначительную долю туристического потенциала России в сравнении с другими странами.Социальноэкономические проблемы,происходящие в обществе,существенно отражаютсяна развитии отечественной индустрии туризма. Риски в туристической отрасли связывают с рядом аспектов:
неопределенностьрыночной среды;
сезонность данной отрасли;
высокий уровень конкуренции;
недостаток финансовых ресурсов;
отсутствие клиентоориентированного подхода в работе турфирм;
слабо развитая инфраструктура отрасли и т.д. Анализ данных за летний сезон 2016 года, представленныхСлужбой «БАНКО», стоит отметить, что Россия занимает пятое место в рейтинге популярности направлений туризма, после таких стран, как Греция, Кипр, Тунис, Испания.Оценка туристских направлений по территории России, представленная Министерством культуры РФ, свидетельствует о том, что лидерами российского туризма являются Москва, СанктПетербург, Татарстан, Краснодарский край. В десятку с высокими показателями развития туристской отрасли вошли такие субъектов РФ, как Калужская область, Алтайский край, Тульская область, Вологодская область, Свердловская область, Московская область.Привлекательность Алтайского края как объекта туристической отраслиопределяется следующими факторами: историческими, археологическими,природными, экологическими, экономическими, научными и т.п. В Алтайском краенаходятся археологические и исторические памятники: «Денисова пещера» (Солонешенскийрайон), «Царский курган» (Чарышскийрайон) и т.п.На Алтае имеется значительный природноресурсный потенциал: живописная природа, уникальныеприродныепамятники, разнообразнаяфлораи фауна,а также большое количестворазнообразных лечебных факторов, позволяющих проводить водолечение (серебро –и радоносодержащая вода), грязелечение (Завьяловскиеозера, озеро Яровое и др.), альтернативные методы лечения (панто, медо, траволечение).В Алтайском крае есть рядусловийдля развития практическивсех видов туризма(экологического, семейного, спортивного, историкокультурного, этнографического, приключенческого, научного и т.д.):
гостиничнотуристский комплекс (более10 страховых компаний, 70 турфирм, автотранспортные предприятия, более 80 гостиниц);
транспортная инфраструктура(Алтайский край соседствует сРеспубликой Алтай, Кемеровской областью, Монголией, Казахстаном).Оценка уровня развития туристской отрасли в Алтайском крае свидетельствует о постоянном росте числа туристов, посещающих его. Такеслив 2000 г. туристические объекты Алтайского края посетили около 40000 человек, то в 2015 уже 140000 человек.В связи с этим в два раза увеличились налоговые отчисления в местный бюджет.В последнее времяотмеченростколичестватуристских фирм в Алтайском крае. Объем туристскоэкскурсионных услуг в 2015 г. составилпочти27млн. руб., что на 200% больше, чем в 2014 г. Такой положительной тенденции развития не имеет ни одна из отраслей в Алтайском крае. При этом, по экспертным оценкам представителей туриндустрииАлтайского края, реальный объем услуг в крае в 45 раз превышает официальный [3]. Это объясняется несовершенной системой предоставления статистической отчетности, а так же неполным объемом информации, предоставляемой туристскими фирмами края в органы статистической отчетности.По данным 2016 года, представленным журналом«National Geographic», Алтайский край занял первое место среди регионовв номинации «Приключенческие туры», на втором месте Камчатка, на третьем месте Республика Карелия.
Стабильный рост туристского потока в Алтайский край возможен только при постоянном повышении конкурентоспособности туристских услуг.
Вопросам конкурентоспособности посвящены работы М.Портера,Ф.Котлера, Р.А.Фатхутдинова, T.И.Гончарук, Г.М.Скударя, и многих других зарубежных и отечественных ученых. На сегодняшний день известны сотни методик и методических инструментов нацеленных на оценку конкурентных преимуществ разного рода объектов исследования (предприятия, продукта и т.д.). При этом стоит отметить, что с учетом специфики туриндустриине все из известных оценочных инструментов могутбыть примененыдля оценки конкурентоспособности туристических услуг.В сложившихся условиях,жесткойконкуренции на рынке, туристические предприятия нуждаются в адекватных инструментах оценки конкурентоспособности.С этой целью было проведено исследование конкурентоспособности туристских услуг Алтайского края.Оценка профильных источников позволилаопределить ряд конкурентов Алтайского края, которыми являются: Республика Татарстан, Краснодарский край, Калужская область, Тульская область. При этом целенаправленно были исключеныгорода федерального значения, лидеры туристской отрасли Москва и СанкПетербург.Напервом этапеисследованиябыл проведён отбор конкурентныхпреимуществ туристской отрасли. Основными конкурентными преимуществами, по мнению экспертной комиссии, куда вошли руководители туристических фирм, баз отдыха, а также простые граждане, предпочитающие активный отдых вне дома, являются:
инфраструктура;
цена;
качествоуслуг;
ассортимент услуг;
качество обслуживания (профессионализм работников).Проведём их оценку по пятибальной шкале от 1 до 5, где 1 –плохо выражено данное качество или вообще отсутствует; 2 –качество выражено незначительно;3 –качество выражено относительно на среднем уровне; 4–качество выражено хорошо; 5 –качество выражено ярко. Таблица 1
Оценка параметров конкурентоспособности
Показатели конкурентоспособностиАлтайский крайРеспублика ТатарстанКраснодарский крайКалужская областьТульская областьинфраструктура35432цена44243качество услуги44543качество обслуживания35433ассортимент услуг45433Итого:1823191714
Общая оценка конкурентоспособности: 2025 баллов –отлично; 1519 баллов –хорошо; 1014 баллов –удовлетворительно; менее 10 –неудовлетворительно.Таким образом, следует констатировать тот факт, чтовсе заявленные туристские объекты попадают в зону удовлетворительную и выше.В рамках дальнейшего исследования был проведён опрос потребителей. В качестве респондентов выступили жители и гости Алтайского края. Выборка случайна, бесповторная. Общее количество респондентов 260 человек.Опрос показал, что большая часть респондентов предпочитают отдых внутри страны –73%, 27% опрошенных выбрали отдых за пределами Российской Федерации. Основными странами туристского интереса потребителей туруслугявляются: Турция –30%, Тайланд –25%,Египет –15%,Европейские страны –25%, другие страны –5%. При этом 90% респондентов предпочитают отдых продолжительностью 714 дней, а 10% –15 –21 дня.Респондентам, был задан вопрос о выборе местаотдыха внутри страны. Большая часть опрошенных выбрали Краснодарский край 30%, Крым 25% , Алтайский край 18%, оз. Байкал 12%, Золотое кольцо России 10%, Дальний Восток 5%.52% опрошенных считают главным фактором при выборе туристической услуги низкую цену, 38% опрошенных отметили широкий ассортимент предлагаемых услуг, 20% опрошенных выбрали качество оказываемых туристических услуг.Основныепричины, препятствующие развитию туристской отрасли в Алтайском крае:
высокие цены –40%;
низкий уровень обслуживания –30%;
отсутствие дополнительных услуг –16%;
плохие условия проживания –14%.Таким образом, на основе анализа теоретического и практическогоматериала развития Алтайского края, по нашему мнению, можно спрогнозировать развитие регионального рынка туристских услуг:–в перспективе будет отмечаться рост спроса на санаторнокурортное лечение на территории Алтайского края;–сохранится низкий спрос на услуги туристической отрасли со стороны иностранных туристов, так как экономическая нестабильность являетсяосновным сдерживающим факторомразвития этого направления;–сохранятся общероссийские тенденции в структуреи динамике выездных потоков с учетом региональных особенностей. Ситуация на данном рынке полностью будет зависеть от политики, проводимой крупнейшими туроператорами и авиакомпаниями Новосибирска, Москвы и СанктПетербурга.Признавая туризм одной из перспективных отраслейэкономики, необходимо пересмотретьэкономические ориентиры края в целом, и в туристской инфраструктуре в частности.Инфраструктура туристической отрасли включает в себя транспортное обеспечение, торговлю, питание, гостиницы, места размещения, связь и т.д. Дорожная сеть Алтайского края развита очень слабо. Основу составляют автодороги, общееколичество которых составляет 3277 км. Большая часть дорожной сети Алтайского края это грунтовые дороги. Таким образом, в крае есть проблема транспортного обеспечения, а именно расширения и усовершенствования дорог.Перспективы строительства «Бирюзовой Катуни» связаны с привлечением российских и зарубежных инвестиций. Этот проект, в числе приоритетных, потому как призван не только обеспечить прирост валовых показателей в экономике края, но и значительно повышать его привлекательность для внешних капиталовложений и, что самое главное, для жизни на его территории. Проект комплекса «Бирюзовая Катунь» предусматривает отдых для людей с разным достатком, но в то же время призван обеспечить комфортное проживание и полноценный отдых в естественных природных условиях. Реализация инвестиционного проекта «Туристскорекреационный комплекс «Бирюзовая Катунь», обеспечит более 1,5 тыс. новых рабочих мест, с учетом занятости в обслуживающих секторах (строительство, инфраструктура) эта цифра может быть оценена в 55,5 тысяч.Развитая туристическая инфраструктура является залогом вовлечения местного населения в турбизнес и обеспечение рабочими местамибольшого количества местного населения. Доля населения, занятого в экономике края, в общей численности трудовых ресурсов увеличится на 2 %. Более ощутимый социальный эффект от действия ОЭЗ произойдёт в Алтайском районе, где безработица снизится в 7 раз [1].Развитие туризма в регионе должно сопровождаться подготовкой туристических кадров,а также постоянным повышением их квалификации. Подготовка к выходу на туристский рынок должна сопровождаться широкой рекламной кампанией. Главнаяцель рекламной кампании –этосоздание имиджакрая, как региона с благоприятным инвестиционным климатом в сфере туризма. Одним из направлений при разработке рекламной кампании должно стать продвижение туристических услуг посредством Интернетресурсов, при этом необходимо разработать единый сайт с описанием разного рода туристических услуг и мест их оказания.Система программных мероприятий предусматривает координацию туристской деятельности в районах, страхование жизни, здоровья и имущества туристов, имущественное страхование туристских объектов, а также всех рисков, связанных с развитием туристской инфраструктуры и строительства объектов туризма, перевозкой грузов для этих целей.Развитие материальной базы туризма предполагает совершенствование механизма финансирования строительства и реконструкции объектов туристского комплекса за счет внебюджетных источников. Этому могут способствовать:подписание соглашений о сотрудничестве с разными регионами России, Монголии, Китая;участие в туристских выставках;конкурс проектов по микрокредитованию.Реализация этих мероприятий позволит создать систему государственного регулирования и стимулирования развития туризма с учетом мировых стандартов.
Ссылки на источники1Алтай. Республика Алтай. Природноресурсный потенциал / под ред. А. М. Маринин, Г. Я. Барышников, Б. Н. Лузгин, [и др.] –ГорноАлтайск, 2012. –336 с.
2Афонасова, (Литвак) А.И. Методические подходы к экономической оценке туристскихресурсов. / А.И. Афонасова //Сервисныетехнологии: теория и практика: сборник науч. тр. Новосибирск, 2010. –Вып. 2. –С.1422.3Жолдасбеков, А.А. Туристскорекреационные ресурсы как основа туристскорекреационного потенциала / А.А. Жолдасбеков // Международный журнал экспериментального образования. –2013. –№ 11 –С. 213214.
Бавыкина Елена Николаевна, кандидатэкономических наук,старший преподавателькафедры экономикипредпринимательстваБийскоготехнологическогоинститута(филиала) ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова», г.Бийскbawikina.82@mail.ru
Корецкая Татьяна Владимировна,научный сотрудниккафедры экономики предпринимательства Бийского технологического института Бийский технологический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им. И.И.Ползунова», г Бийск koreckaya77@mail.ru
Гущина Светлана Сергеевна, аспирант кафедры экономики предпринимательства Бийского технологического института Бийский технологический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова», Бийск svetikru@list.ru
Конкурентоспособность туристских услуг Алтайского края
Аннотация.В статье представлены данные, характеризующие туристскую отрасль Алтайского края, а также дана оценка конкурентоспособности туристских услуг и определены стратегические направления, способствующие повышению конкурентоспособности.Целью исследования является оценка конкурентоспособности туристических услуг в Алтайском крае.Своевременная оценка качества конкурентоспособности туристских услуг позволит определить проблемыотрасли и наметить стратегические решения этих проблем.Ключевые слова:конкурентоспособность, конкурентные преимущества, качество, туристкая услуга,туризм.
В настоящее время туристская отрасль является одной из перспективных отраслей экономики, способствующихэкономическому благосостоянию страны.Оценка данных, предоставленных Всемирной туристской организацией, свидетельствует о том, что доля туристскойотрасли вмировом валовом национальном продукте составляет6%, обеспечивая при этомкаждое 10е рабочее место и5% налоговых поступлений. Туристская отрасли тесно взаимосвязана и оказывает существенное влияние на ряд отраслей народного хозяйства: строительство, транспорт, связь, торговля, производство товаров народного потребления, сельское хозяйствои др.Поэтому неслучайно, что интерес к туристическойдеятельности возрастает с каждым годом, вовлекая в нее практически все страны мира, в том числе и Россию.
Стоит отметить незначительную долю туристического потенциала России в сравнении с другими странами.Социальноэкономические проблемы,происходящие в обществе,существенно отражаютсяна развитии отечественной индустрии туризма. Риски в туристической отрасли связывают с рядом аспектов:
неопределенностьрыночной среды;
сезонность данной отрасли;
высокий уровень конкуренции;
недостаток финансовых ресурсов;
отсутствие клиентоориентированного подхода в работе турфирм;
слабо развитая инфраструктура отрасли и т.д. Анализ данных за летний сезон 2016 года, представленныхСлужбой «БАНКО», стоит отметить, что Россия занимает пятое место в рейтинге популярности направлений туризма, после таких стран, как Греция, Кипр, Тунис, Испания.Оценка туристских направлений по территории России, представленная Министерством культуры РФ, свидетельствует о том, что лидерами российского туризма являются Москва, СанктПетербург, Татарстан, Краснодарский край. В десятку с высокими показателями развития туристской отрасли вошли такие субъектов РФ, как Калужская область, Алтайский край, Тульская область, Вологодская область, Свердловская область, Московская область.Привлекательность Алтайского края как объекта туристической отраслиопределяется следующими факторами: историческими, археологическими,природными, экологическими, экономическими, научными и т.п. В Алтайском краенаходятся археологические и исторические памятники: «Денисова пещера» (Солонешенскийрайон), «Царский курган» (Чарышскийрайон) и т.п.На Алтае имеется значительный природноресурсный потенциал: живописная природа, уникальныеприродныепамятники, разнообразнаяфлораи фауна,а также большое количестворазнообразных лечебных факторов, позволяющих проводить водолечение (серебро –и радоносодержащая вода), грязелечение (Завьяловскиеозера, озеро Яровое и др.), альтернативные методы лечения (панто, медо, траволечение).В Алтайском крае есть рядусловийдля развития практическивсех видов туризма(экологического, семейного, спортивного, историкокультурного, этнографического, приключенческого, научного и т.д.):
гостиничнотуристский комплекс (более10 страховых компаний, 70 турфирм, автотранспортные предприятия, более 80 гостиниц);
транспортная инфраструктура(Алтайский край соседствует сРеспубликой Алтай, Кемеровской областью, Монголией, Казахстаном).Оценка уровня развития туристской отрасли в Алтайском крае свидетельствует о постоянном росте числа туристов, посещающих его. Такеслив 2000 г. туристические объекты Алтайского края посетили около 40000 человек, то в 2015 уже 140000 человек.В связи с этим в два раза увеличились налоговые отчисления в местный бюджет.В последнее времяотмеченростколичестватуристских фирм в Алтайском крае. Объем туристскоэкскурсионных услуг в 2015 г. составилпочти27млн. руб., что на 200% больше, чем в 2014 г. Такой положительной тенденции развития не имеет ни одна из отраслей в Алтайском крае. При этом, по экспертным оценкам представителей туриндустрииАлтайского края, реальный объем услуг в крае в 45 раз превышает официальный [3]. Это объясняется несовершенной системой предоставления статистической отчетности, а так же неполным объемом информации, предоставляемой туристскими фирмами края в органы статистической отчетности.По данным 2016 года, представленным журналом«National Geographic», Алтайский край занял первое место среди регионовв номинации «Приключенческие туры», на втором месте Камчатка, на третьем месте Республика Карелия.
Стабильный рост туристского потока в Алтайский край возможен только при постоянном повышении конкурентоспособности туристских услуг.
Вопросам конкурентоспособности посвящены работы М.Портера,Ф.Котлера, Р.А.Фатхутдинова, T.И.Гончарук, Г.М.Скударя, и многих других зарубежных и отечественных ученых. На сегодняшний день известны сотни методик и методических инструментов нацеленных на оценку конкурентных преимуществ разного рода объектов исследования (предприятия, продукта и т.д.). При этом стоит отметить, что с учетом специфики туриндустриине все из известных оценочных инструментов могутбыть примененыдля оценки конкурентоспособности туристических услуг.В сложившихся условиях,жесткойконкуренции на рынке, туристические предприятия нуждаются в адекватных инструментах оценки конкурентоспособности.С этой целью было проведено исследование конкурентоспособности туристских услуг Алтайского края.Оценка профильных источников позволилаопределить ряд конкурентов Алтайского края, которыми являются: Республика Татарстан, Краснодарский край, Калужская область, Тульская область. При этом целенаправленно были исключеныгорода федерального значения, лидеры туристской отрасли Москва и СанкПетербург.Напервом этапеисследованиябыл проведён отбор конкурентныхпреимуществ туристской отрасли. Основными конкурентными преимуществами, по мнению экспертной комиссии, куда вошли руководители туристических фирм, баз отдыха, а также простые граждане, предпочитающие активный отдых вне дома, являются:
инфраструктура;
цена;
качествоуслуг;
ассортимент услуг;
качество обслуживания (профессионализм работников).Проведём их оценку по пятибальной шкале от 1 до 5, где 1 –плохо выражено данное качество или вообще отсутствует; 2 –качество выражено незначительно;3 –качество выражено относительно на среднем уровне; 4–качество выражено хорошо; 5 –качество выражено ярко. Таблица 1
Оценка параметров конкурентоспособности
Показатели конкурентоспособностиАлтайский крайРеспублика ТатарстанКраснодарский крайКалужская областьТульская областьинфраструктура35432цена44243качество услуги44543качество обслуживания35433ассортимент услуг45433Итого:1823191714
Общая оценка конкурентоспособности: 2025 баллов –отлично; 1519 баллов –хорошо; 1014 баллов –удовлетворительно; менее 10 –неудовлетворительно.Таким образом, следует констатировать тот факт, чтовсе заявленные туристские объекты попадают в зону удовлетворительную и выше.В рамках дальнейшего исследования был проведён опрос потребителей. В качестве респондентов выступили жители и гости Алтайского края. Выборка случайна, бесповторная. Общее количество респондентов 260 человек.Опрос показал, что большая часть респондентов предпочитают отдых внутри страны –73%, 27% опрошенных выбрали отдых за пределами Российской Федерации. Основными странами туристского интереса потребителей туруслугявляются: Турция –30%, Тайланд –25%,Египет –15%,Европейские страны –25%, другие страны –5%. При этом 90% респондентов предпочитают отдых продолжительностью 714 дней, а 10% –15 –21 дня.Респондентам, был задан вопрос о выборе местаотдыха внутри страны. Большая часть опрошенных выбрали Краснодарский край 30%, Крым 25% , Алтайский край 18%, оз. Байкал 12%, Золотое кольцо России 10%, Дальний Восток 5%.52% опрошенных считают главным фактором при выборе туристической услуги низкую цену, 38% опрошенных отметили широкий ассортимент предлагаемых услуг, 20% опрошенных выбрали качество оказываемых туристических услуг.Основныепричины, препятствующие развитию туристской отрасли в Алтайском крае:
высокие цены –40%;
низкий уровень обслуживания –30%;
отсутствие дополнительных услуг –16%;
плохие условия проживания –14%.Таким образом, на основе анализа теоретического и практическогоматериала развития Алтайского края, по нашему мнению, можно спрогнозировать развитие регионального рынка туристских услуг:–в перспективе будет отмечаться рост спроса на санаторнокурортное лечение на территории Алтайского края;–сохранится низкий спрос на услуги туристической отрасли со стороны иностранных туристов, так как экономическая нестабильность являетсяосновным сдерживающим факторомразвития этого направления;–сохранятся общероссийские тенденции в структуреи динамике выездных потоков с учетом региональных особенностей. Ситуация на данном рынке полностью будет зависеть от политики, проводимой крупнейшими туроператорами и авиакомпаниями Новосибирска, Москвы и СанктПетербурга.Признавая туризм одной из перспективных отраслейэкономики, необходимо пересмотретьэкономические ориентиры края в целом, и в туристской инфраструктуре в частности.Инфраструктура туристической отрасли включает в себя транспортное обеспечение, торговлю, питание, гостиницы, места размещения, связь и т.д. Дорожная сеть Алтайского края развита очень слабо. Основу составляют автодороги, общееколичество которых составляет 3277 км. Большая часть дорожной сети Алтайского края это грунтовые дороги. Таким образом, в крае есть проблема транспортного обеспечения, а именно расширения и усовершенствования дорог.Перспективы строительства «Бирюзовой Катуни» связаны с привлечением российских и зарубежных инвестиций. Этот проект, в числе приоритетных, потому как призван не только обеспечить прирост валовых показателей в экономике края, но и значительно повышать его привлекательность для внешних капиталовложений и, что самое главное, для жизни на его территории. Проект комплекса «Бирюзовая Катунь» предусматривает отдых для людей с разным достатком, но в то же время призван обеспечить комфортное проживание и полноценный отдых в естественных природных условиях. Реализация инвестиционного проекта «Туристскорекреационный комплекс «Бирюзовая Катунь», обеспечит более 1,5 тыс. новых рабочих мест, с учетом занятости в обслуживающих секторах (строительство, инфраструктура) эта цифра может быть оценена в 55,5 тысяч.Развитая туристическая инфраструктура является залогом вовлечения местного населения в турбизнес и обеспечение рабочими местамибольшого количества местного населения. Доля населения, занятого в экономике края, в общей численности трудовых ресурсов увеличится на 2 %. Более ощутимый социальный эффект от действия ОЭЗ произойдёт в Алтайском районе, где безработица снизится в 7 раз [1].Развитие туризма в регионе должно сопровождаться подготовкой туристических кадров,а также постоянным повышением их квалификации. Подготовка к выходу на туристский рынок должна сопровождаться широкой рекламной кампанией. Главнаяцель рекламной кампании –этосоздание имиджакрая, как региона с благоприятным инвестиционным климатом в сфере туризма. Одним из направлений при разработке рекламной кампании должно стать продвижение туристических услуг посредством Интернетресурсов, при этом необходимо разработать единый сайт с описанием разного рода туристических услуг и мест их оказания.Система программных мероприятий предусматривает координацию туристской деятельности в районах, страхование жизни, здоровья и имущества туристов, имущественное страхование туристских объектов, а также всех рисков, связанных с развитием туристской инфраструктуры и строительства объектов туризма, перевозкой грузов для этих целей.Развитие материальной базы туризма предполагает совершенствование механизма финансирования строительства и реконструкции объектов туристского комплекса за счет внебюджетных источников. Этому могут способствовать:подписание соглашений о сотрудничестве с разными регионами России, Монголии, Китая;участие в туристских выставках;конкурс проектов по микрокредитованию.Реализация этих мероприятий позволит создать систему государственного регулирования и стимулирования развития туризма с учетом мировых стандартов.
Ссылки на источники1Алтай. Республика Алтай. Природноресурсный потенциал / под ред. А. М. Маринин, Г. Я. Барышников, Б. Н. Лузгин, [и др.] –ГорноАлтайск, 2012. –336 с.
2Афонасова, (Литвак) А.И. Методические подходы к экономической оценке туристскихресурсов. / А.И. Афонасова //Сервисныетехнологии: теория и практика: сборник науч. тр. Новосибирск, 2010. –Вып. 2. –С.1422.3Жолдасбеков, А.А. Туристскорекреационные ресурсы как основа туристскорекреационного потенциала / А.А. Жолдасбеков // Международный журнал экспериментального образования. –2013. –№ 11 –С. 213214.