Общие подходы к проектированию безопасной детской одежды

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Крысова В. А., Морилова Л. В. Общие подходы к проектированию безопасной детской одежды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 1471–1475. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970309.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены общие подходы к проектированию детской одежды на основе безопасности. Предложена авторская структура показателей безопасности детской одежды с учетом элементов конструкции изделий, включающих текстильные материалы и конструктивно-технологические решения. Раскрыт комплексный показатель безопасности одежды через токсикологический, физиологический и психологический уровни.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Морилова Лена Валерьевна,кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой технологии и методики преподавания технологии ФГБОУ ВО ВятГУ, г. Кировlenamorilova@mail.ru

Крысова Виктория Анатольевна,кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой дизайна и изобразительного искусства ФГБОУ ВО ВятГУ, г. Кировvika_vggu@mail.ru

Общие подходы к проектированиюбезопасной детской одежды

Аннотация.В статье рассмотрены общие подходы к проектированию детской одежды на основебезопасности.Предложена авторская структура показателей безопасности детской одеждыс учетом элементов конструкции изделий, включающих текстильные материалы и конструктивнотехнологические решения.Раскрыт комплексный показатель безопасности одежды через токсикологический, физиологический и психологический уровни.Ключевые слова:безопасность детской одежды, требования к безопасности детской одежды, проектирование одежды с учетом возрастных изменений ребенка.

Развитие рынка детской одежды в России привело к резкомупритоку иностранных производителей,доля ввозимых товаров достигает порядка 80%. На июль 2014 г. основными странамиимпортерами являлись: Китай, Турция, страны ЮгоВосточной Азии, Финляндия, Германия.В связи тем, что на российском рынке детской одеждыпоявиласьвысокая доля неконтролируемой продукции импортного производства, встал вопрос о качестве реализуемой продукции [1].На сегодняшний день обеспечение безопасности современной детской одежды является одной из актуальных задач государственного значения. Правительство Российской Федерации объявило курс на возрождение легкой промышленностии инвестиции от государства до 2020 года должны составить более 3 млрд.руб. [2].Одежда является предметом быта, использование которого оказывает влияние не только на здоровье и самочувствие, но и на развитиеподрастающего поколения. Это связано с повышенной чувствительностью детей к действию внешних факторов, которыепривели к увеличению числа детских аллергических заболеваний и снижению иммунитета [2].Одежда выступает одним из основных защитных барьеров в системе«окружающаясреда–одежда–тело ребенка».

Анализ специализированной литературы в областиматериаловедения, гигиены, конструированияитехнологии изготовления детской одежды позволил определитькомплекспоказателейбезопасности одежды, разделив их с учетом уровня влиянияна организм ребенка –токсикологический,физиологический и психологический.Необходимо отметить, что ряд негативных показателей детскойодеждыприносят вред уже после однократного действия, другие же влияют на состояние и развитие ребенка при продолжительном воздействии.

Токсикологическийуровень безопасности предполагает влияние одежды на организм ребенка через дыхание, слизистые оболочкии кожные покровы. Вредные веществав составе текстильных материалов, превышающие предельные значения,могут оказыватьаллергенное,канцерогенное, токсическое воздействие.

Физиологическийуровень обеспечиваетстепень соответствия одежды эргономическим, гигиеническим, функциональным требованиям. Одежда с нормативными антропометрическими значениямине затрудняетдыхание, кровообращение, движение, не сдавливаетвнутренние органы, не нарушаетфункцию опорнодвигательного аппарата. Гигиенические показатели одежды связаны снормальнойтерморегуляциейв организме, нарушение которой приводит кразличнымзаболеваниям. В тоже время нарушение гигиенических показателей может привести к мелким травмам и раздражению кожи.Функциональные показатели определяют степень соответствия одежды назначению, условиям эксплуатации, механической безопасности узлов изделия. Психологическийуровень раскрывает влияние одежды на ощущения ребенка(цвет, вкус, запах, звук), напрямую влияющих на психофизиологическое состояние и в целом на развитие.

Влияние каждого уровня рассматривается через соответствие показателям безопасности используемых текстильныхматериаловиконструктивнотехнологических решений одежды(рис.1).

Рис.1.Структура показателей безопасности детской одежды

На сегодняшний день токсикологическая безопасность является предметом пристального внимания. По оценке экологической ассоциации «Greenpeace» были обнаружены опасные химические вещества в детской одежде и обуви ряда крупных марок одежды, в том числе модной,спортивной, премиум класса и люксовых брендов. «Greenpeace» призывает компании оценить ситуацию и отказаться как от использования в своей продукции, так и от сброса опасных химических веществ к 1 января 2020 года [3]. Показатель токсикологической безопасности текстильных материалов складывается из показателейсостававолокна, красителей, аппретирующих веществ и определяются предельнодопустимыми концентрациями веществ, которые негативно влияют на здоровье. Уровень токсичности позволяет определить степень безопасностииспользуемых материалови далее –их назначение. К опасным химическим веществам относятся такие органические соединения, как пентахлорфенол, формальдегид, некоторые пестициды, ряд токсичных элементов: свинец, кадмий, мышьяк, ртуть, кобальт, хром, цинк, медь.Превышение формальдегида приводит к поражению нервной системы, печени и почек. Так, по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, около 25% одежды для детей превышает допустимоесодержание формальдегида вней [4]. Отмечено, что текстильных материалов, не выделяющих вредных веществ, не бывает. Текстильный материал –композиция, основным компонентом которой являются волокна, около 95%, а остальные очень важные составляющие вещества: красители, разнообразные текстильновспомогательные вещества (ТВВ), аппреты, они чаще всего, как и большая часть волокон, синтетические, не имеющие аналогов в природе.

Природные волокна, считаются не токсичными и отвечают гигиеническим требованиям:создают благоприятный микроклимат в пододежном пространстве, дышат, впитывают потовыделения, легко поглощают и теряют влагу. Но на стадии выращивания и сбора растительных волокон применяют различные химикаты (гербициды, пестициды), для стерилизации суровой шерсти применяют антимикробные вещества, представляющие опасность для человека.Синтетические волокна не являются вредными для человека, но и не обеспечивают комфорт при носке изделий из них, поэтому не рекомендуются для изготовления детской одежды, особенно контактирующей с кожей(одежда 1го и 2го слоев).Текстильновспомогательные вещества (ТВВ), представляют собой комплекс химических соединений, относящихся по токсичности к разным классам опасности и могут быть источником вредного воздействия на организм ребенка, обусловленного миграцией токсических соединений. Основным компонентом большинства ТВВ является формальдегид, который относится к классу высокоопасных веществ и обладает общетоксическим, аллергенным, канцерогенным, раздражающим действиями, вызывая при накоплении поражения центральной нервной системы, печени и легких. Содержание свободного формальдегида в детской одежде необходимо жестко контролировать [5].К началу XX века синтетические красители практически полностью вытеснили природные, что стало представлять реальную опасность для здоровья человека. Ситуация существенно изменилась в начале XXIвеков, когда общественность и ученые, а за ними и политики передовых стран сфокусировались на защите окружающей среды, здоровье человека. На первое место выходят новые «зеленые» технологиии более разумное использование «не вместо, а вместе» синтетических и природных материалов. Для продвижения на рынок окрашенных веществ природных красителей и, прежде всего, в колорировании текстиля, принимаются национальные (Китай, Индия, Пакистан, Турция, Индонезия, США, Япония) и межгосударственные программы (ЕС)[6]. Это важный шаг в сторону обеспечения токсикологической безопасности одежды в условияхвысокойдолипродукции импортного производства.Аппретирующие веществаявляются частью текстильновспомогательных веществ и, как правило, достаточно прочно удерживаются на материале в процессе эксплуатации. К ним, как и к красителям, предъявляются жесткие требования по безопасности, поскольку многие аппретированные материалы контактируют с кожей ребенка и могут проникать в организм через кожу. В аппретировании текстиля формальдегид в чистом виде не используется, но очень широко используется для придания перманентного эффекта: окраски, формостойкости, гидрофобности, жесткости, пониженной горючести. Если содержание свободного формальдегида выше предельно допустимой концентрации(ПДК) в ткани, то это достаточно опасно. ПДК по формальдегиду строго регламентируется национальными и международнымисистемамисертификации. В России безопасность продукции любого вида строго регламентируется и контролируется государственными органами. В соответствии с изменениями на 28 ноября 2015 г. № 184ФЗ «О техническом регулировании», разрабатываются и применяются соответствующие технические регламенты, которые создаются в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды.С 1 января 2012 г. вступил в силу технический регламент «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2009 г. № 307 (с изменениями от 4 февраля, 28 декабря 2011 г.). Настоящий технический регламент устанавливает обязательные требования безопасности продукции по показателям биологической, химической, механической, пожарной, электрической и термической безопасности[7].

Таким образом, токсикологический уровень безопасности детской одежды является одним из основных, так как раскрываетсамое опасное,скрытое воздействие на здоровье ребенка, а, следовательно, и на его развитие.Физиологический уровень безопасности обеспечиваетстепень соответствия одежды эргономическим, гигиеническим, функциональным требованиям. Вопрос о показателях физиологической безопасности невозможно рассматривать без учета особенностей детского организма в разные возрастные периоды. Ясельная группа от 9 месяцев до 3 лет. Скорость роста замедляется, отмечается большой поток тепла через единицу поверхности тела. Высокий уровень теплопродукции служит фактором, который компенсирует слабые возможности физической терморегуляции. Уменьшаются темпы физиологического развития, но увеличивается мышечная масса; развиваются двигательные возможности, совершенствуется моторная деятельность [8].

Дошкольная группа от 3 до 7 лет.Увеличивается возможность физической терморегуляции.Происходитутолщение кожных покровов. Окостенение костной системы не завершилось, но скелет ребенка по форме уже похож на скелет взрослого человека. Появляются такие болезни, как сколиоз, именно поэтому для данного возраста очень важен постоянный контроль над осанкой и распределением нагрузки на организм. Грудная клетка становится цилиндрической формы. В возрасте 6–7 лет темпы роста ускоряются, в это же время появляются различия в поведении мальчиков и девочек. Для работы нервной системы характерно закладывание основинтеллекта [9].Младшая школьная группа.Мальчики от 7 до 12,5 лет; девочки от 7 до 11,5 лет.Стабилизируется скорость роста ребенка. Отмечаются скопления жировых клеток под кожей в области живота и груди, заканчивается формирование потовых желез. Увеличивается в объеме и укрепляется мышечная система организма ребенка. Окончательное окостенение не произошло, остается опасность искривления позвоночника вследствие неправильной осанки при чтении и письме. Грудная клетка все более активно участвует в дыхании, увеличивается ее объем. К 11 годам начинают проявляться отличия в строении скелета мальчиков и девочек: имеется тенденция к расширению бедер, таз у девочек более широкий. Появляются признаки полового созревания: у девочек в 9 –10 лет округляются ягодицы, незначительно приподнимаются соски молочных желез, в 10 –11 лет набухает грудная железа; у мальчиков в 10 –11 лет начинается рост половых органов. Развитие нервной системы характеризуется расширением аналитических возможностей [10].Старшая школьная группа.Мальчики от 12,5 до 15,5 лет; девочки от 11,5 до 14,5 лет;Строение грудной клетки, костной системы, таза в целом схоже с их строением у взрослых. Окостенение скелета заканчивается.Рост ускоряется, происходит перестройка эндокринной системы. Часто отмечаются функциональные расстройства, обусловленные быстрым ростом всего тела, отдельных органов, а также неустойчивостью нервной, вегетативной и эндокринной системы. Для нервной системыхарактерно формирование и улучшение нервнопсихической деятельности, ребенок отвлекается от нагляднообразного мышления и отдает предпочтение абстрактному мышлению [8, 11].Подростковая группа.Мальчики от 15,5 до 18 лет; девочки от 14,5 до 18 лет Физиологические особенности подросткового возраста во многом связаны с половым развитием и интенсивным ростом. Изза неравномерности роста в фигуре заметна непропорциональность, так как вначале вырастает голова, руки, ноги, и, только потом, туловище. Отмечаются трудности в работе кровоснабжении головного мозга, внутренних органов, что влечет нестабильность тонуса, быструю утомляемость и перепады настроения [12].Для детей повышенное внимание уделяется гигиеническим показателям одежды, в приоритете ткани из натуральных волокон. Хорошие гигиенические показатели данных материалов обеспечивают правильную работу механизмов терморегуляции организма ребенка, обеспечиваюткомфортный микроклимат в пододежном пространстве. В силу возрастных особенностей возрастает физическая активность, при этомдвижение способствует физическому и интеллектуальному развитию, стимулирует деятельность всех жизненно важных систем организма.Уровень физической активности во многом зависит от антропометрическогосоответствияодежды размерам, форме тела ребенка, видам и характеру движений.Перетягивание верхней части живота тугими ремнями, резинками, корсажами вызывает изменения во внутренних органах, нарушает координацию движения мышц, поддерживающих позвоночник, и может способствовать появлению сколиоза. Тесная одежда препятствует нормальному течению жизненных функций организма: затрудняет дыхание, лимфои кровообращение, пищеварение, может способствовать нарушению правильных форм тела в младшем возрасте, когда скелет наиболее податлив механическим воздействиям. Сужение сосудов значительной части тела может привести к дополнительной нагрузке на сердце, что сказывается на всех органах тела, работающих при излишнем напряжении кровяного давления. Поэтому стесняющие тугие пояса, лифы, сдавливающие грудную клетку, высокие тесные воротнички должны быть исключены для проектирования детской одежды. Слишком длинная одежда, как и тесная, затрудняет движениеи делает детей неуклюжими. Необходимо учитывать возрастные пропорции и размеры детей,правильно распределять массу изделия на фигуре ребенка, основная масса одежды при правильном покрое ложится на плечи и обеспечивает правильное распределение тяжести. Тяжелая одежда утомляет ребенка, мешает быть активным.Кроме того, в период до 3 лет закладываются основы культуры одевания и раздевания. В этом возрасте одежда должна быть в первую очередь удобной и комфортной для ребенка: иметь простой крой, минимальное количество молний, кнопок, шнуров, которыми ребенку зачастую просто неудобно пользоваться.

Детали и узлы одежды должны быть механически безопасными, не травмировать ребенка. Несоблюдение требований безопасности может привести не только к нарушению психофизиологического состояния, но и угрожать его жизни.Таким образом, свозрастом физиологические процессы в организме совершенствуются, меняются антропометрические характеристики фигуры ребенка, меняется среда развития ребенка, что необходимо учитывать в процессе проектирования безопасной одежды. Психологическийуровень безопасности детской одежды реализуются через свойства материалов и конструктивнотехнологические решения моделей.

Ведущимпоказателемпсихологического уровня безопасности является органолептическая характеристика изделия, которая складывается из зрительных, вкусовых,осязательных, слуховых, обонятельных ощущений.

Зрительно оценивается не только эстетический вид изделия, но и его посадка на фигуре. При этом ребенок опирается на субъективные представления о привлекательности цвета, фактуры, формы одежды. Самым сильным в зрительном воздействии следует признать цвет, который моментально доставляет информацию, формирующую впечатление, ощущение и, наконец, отношение кувиденному. И все это остается на уровне подсознания. Психологи утверждают, что цвет влияет на состояние, эмоциональное ощущение, настроение детей. Надо отметить, что воздействие цвета и формы участвует в психологическом развитии, в формировании социализации ребенка и его самоидентификации. Так, в последнее время педагогами и родителями малышей поднимается вопрос о цветовых стереотипах, которые навязывают некоторые производители одежды: розовая одежда для девочек и голубая для мальчиков. Одним из методов, позволяющих сохранить психическое здоровье дошкольников, является цветотерапия, один из самых перспективных и надежных методов лечения и оздоровления. Поэтому очень важно учитывать цветовое оформление одежды. Вкусовая чувствительность играет роль в восприятии одежды для детей примерно до 5 лет. Дети пробуют одежду на вкус, поэтому употребляемые для данного ассортимента изделий красители не должны быть вкусными и привлекать детей, кроме того должны быть безопасными.При соприкосновении одежды с кожной поверхностью ребенка возникают различные осязательные ощущения. Отрицательное воздействие на организм и тело ребенка могут оказывать колючесть ткани, грубая обработка швов, тугие резинки, острые края ярлыков и бирок.Звуки могут возникать не только при контактах одного или разных материалов, но и при соприкосновении с поверхностью тела человека. При возникновении дискомфорта, например, шуршание материала, у детей возникают неприятные звуковые ощущения. Все типы волокон имеют запахи, которые дают ощущения комфортности или дискомфорта. В современных условиях проникновения на российский рынок массы низкокачественной продукции, где используются малостойкие красители или красители с резким неприятным запахом, вопросы запаха в психологической комфортности швейных изделий приобретают новое значение [5].Сегодня все более возрастают требования к процессу проектирования детской одежды. Одежда должна создавать не только эстетический образ, быть качественной по исполнению и функциональной с учетом возрастным особенностей ребенка, но самое главное быть безопасной и оказывать положительное влияние на психофизиологическое состояние и развитие детей.

Ссылки на источники1.Мерзлякова, Т. Обзор Российского рынка детской одежды [Текст] / Т.Мерзлякова // Новости маркетинга. –2014. –№7 –С. 6466.2.В чьих руках здоровье нации [Текст] // «Вестник ТЕКСТИЛЬЛЕГПРОМА». –официальное печатное издание Федеральных оптовых ярмарок "ТЕКСТИЛЬЛЕГПРОМ". –2013. –С. 2426.3.Чистая мода [Электронный ресурс] –Режим доступа http://www.greenpeace.org/russia/ru/campaigns/waterpollution/detox/–[Дата обращения 23.05.2016 г.].4.Стандарты качества детской одежды [Электронный ресурс]–Режим доступа:http://www.yamolodayamama.ru

–[Дата обращения 28.01.2016г.].5.Крысова, В.А. Гигиена и безопасность одежды [Текст]: Учебное пособие / В.А. Крысова, Л.В. Морилова. –Киров: Издво ВятГГУ, 2012. –137с.6.Кричевский, Г. Е. Возрождение природных красителей [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://www.rusnor.org/pubs/library/14714.htm–[Дата обращения 25.03.2017 г.].7.Технический регламент «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» [Электронный ресурс] –Режим доступа http://rostexnadzor.msk.ru/files/o_bezopasnosti_produkcii_prednaznachennoj_dlya_detej_i_podrostkov.pdf:–[Дата обращения 18.05.2016 г.].8.Часть 1 Анатомофизиологические особенности детей [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://www.k2x2.info/medicina/detskie_bolezni_ polnyi_spravochnik/p1.php–[Дата обращения 29.05.2016 г.].9.Анатомофизиологические особенности детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://www.ereading.by/chapter.php/98062/5/Kozlova,_Kapitonova__Osnovy_medicinskih_znaniii__posobie_dlya_sdachi_ekzamena.html–[Дата обращения 29.05.2016 г.].10.Анатомофизиологические особенности детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс–Режим доступа: http://www.ereading.club/chapter.php/98062/6/Kozlova,_Kapitonova__Osnovy_medicinskih_znaniii__posobie_dlya_sdachi_ekzamena.html–[Дата обращения 29.05.2016 г.].11.Анатомофизиологические особенности детей старшего школьного возраста [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://www.ereading.club/chapter.php/98062/7/Kozlova%2C_Kapitonova__Osnovy_medicinskih_znaniii__posobie_dlya_sdachi_ekzamena.html–[Дата обращения 29.05.2016 г.].12.Особенности подросткового возраста [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://mysunshine.ru/osobennostipodrostkovogovozrasta–[Дата обращения 29.05.2016 г.].