Формирование и развитие нормативно-правовой базы образовательной организации как условие преемственности в реализации общеобразовательных программ

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ротин М. Г. Формирование и развитие нормативно-правовой базы образовательной организации как условие преемственности в реализации общеобразовательных программ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 1466–1470. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970308.htm.
Аннотация. В статье рассматривается вопрос преемственности образовательных программ в общем образовании. Особое внимание уделено нормативно-правовому обеспечению данного вопроса посредством принятия локальных нормативных актов на уровне образовательных организаций и создаваемых центров образования. Рассмотрен комплекс вопросов, непосредственно затрагивающих порядок разработки, принятия и правового оформления локальных нормативных актов в соответствии с действующим законодательством об образовании Российской Федерации.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ротин МихаилГригорьевич,кандидат экономических наук, доцент кафедры профессионального образования и менеджмента ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области», г. Тулаrotinmg@gmail.com

Формирование и развитие нормативноправовой базы образовательной организации как условие преемственности в реализацииобщеобразовательных программ

Аннотация.В статье рассматриваетсявопрос преемственности образовательных программ в общем образовании. Особое внимание уделено нормативноправовому обеспечению данного вопроса посредством принятия локальных нормативных актов на уровне образовательных организаций и создаваемых центров образования. Рассмотрен комплекс вопросов, непосредственно затрагивающихпорядок разработки,принятия иправового оформления локальных нормативных актов, в соответствии с действующим законодательством об образованииРоссийской Федерации.

Ключевые слова:законодательство об образовании, непрерывность образования, преемственность реализацииобразовательных программ, образовательная организация, локальный нормативныйакт,участники образовательного процесса.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации(на периоддо 2025 года)предусматривает, что одной из приоритетных задач развития системы образования является его непрерывность, котораяв течение всей жизни человека,обеспечивается преемственностью различных уровней образования и образовательных программ [1]. Для реализации данной задачи государстводолжно обеспечить решение целого ряда проблем, посредством постепенного созданиясоответствующего образовательного законодательства.

Преемственность в общемобразовании–важнейшая составляющая вдеятельностиобразовательных организаций, смысл которой состоит в создании системы отношений между уровнями дошкольного, начального,основногои среднегообщего образования в реализации ФГОС, направленной на выявление, согласование и реализацию интересов всех участников образовательныхотношений, в части формированияспособностей учащихся к саморазвитию, личностному самоопределению[2].

Преемственность между уровнямиобщегообразования следует рассматривать как построение единой содержательной траектории, обеспечивающей эффективное развитие, согласованность всех составляющихметодической работы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации обучения и воспитания) на каждом уровне.Возникающая в этой связисистема отношений предусматривает реализацию основныхфункцийпреемственности: целевой–согласованность целей и задач воспитания и обучения на отдельных уровнях образования; содержательной–обеспечение «сквозных» линий в содержании, повторении, разработкеединых курсов изучения отдельныхобразовательныхпрограмм, дисциплин, модулей; психологической–совершенствование форм организации образовательной деятельности и методов обучения с учетом общих возрастных особенностей;технологической–преемственность форм, средств, приемов и методов воспитания и обучения. Создание новыхметодик, технологий, разработкиобщих подходов к организации образовательной деятельности на всех уровнях образования;

административной –хорошо отработанной нормативноправовой базы(устав, локальные нормативныеакты, четкое распределение обязанностей между администрацией образовательной организациии педагогическими работниками, достаточноефинансовое обеспечение образовательной деятельности, полная база данныхучащихся и педагогов).

Актуальностьадминистративнойсоставляющей в обеспечениипреемственности образовательных программне вызывает сомнений, поскольку нормативная правовая база, образовательных организаций, сформированных иформирующихся в настоящее времяцентров образования (далее ЦО), её соответствие федеральному, региональному и муниципальному законодательству стали объектомособого внимания,в практике управления общим образованием,со стороны учредителя, органов контроля и надзора, общественности и участниковобразовательной деятельности.

Деятельность образовательной организации регулируется федеральными нормативноправовымиактами, нормативными актами органов власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления, которые находятся в иерархическом соподчинении, причем, как между уровнями (законы субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам), так и внутри каждого уровня (нормативные акты регионального органа управления образованием не могут противоречить закону субъекта РФ, регулирующему сферу образования).

Статья 30Федерального законаот 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее –Федеральный закон) предоставляет образовательным организациям право издания, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом, локальных нормативных актов, регулирующих образовательные отношения [3].

Локальный нормативный актпредставляет собойвнутреннийправовой документ, содержащий общеобязательные правила поведения для всех или некоторых работников организации и (или) обучающихся, их родителей (законных представителей), рассчитанный на неоднократное применение. Функцией локального нормативного акта являетсядетализация, конкретизация, дополнениеобщей, правовой нормы применительно к условиям данной образовательной организации, с учетом имеющихся особенностей, специфики образовательного процесса и иных условий.

Локальныйнормативныйакт образовательной организации этоофициальный правовой документ,основанный на законодательстве,совокупности нормативных правовых актов, регулирующих установленную сферу деятельности образовательной организации,принятый в установленном порядке компетентным органом управленияи регулирующий отношения в рамках данной образовательной организации.

Локальныйнормативныйактобразовательной организации, издаётся в письменной форме и содержитнеобходимые реквизиты:наименование, отражающее форму акта и его краткое содержание;дату принятия;порядковый (регистрационный) номер;подпись уполномоченного должностного лица;в необходимых случаях визы согласования и печать образовательной организации.

Следует отметить, что в настоящее время нет обязательных требований к оформлению локальныхнормативныхактов. Требования ГОСТ Р.6.302003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационнораспорядительной документации. Требования к оформлению документов» являются рекомендуемыми[4].

Локальныенормативныеакты образовательной организации представляютнизший уровень правового регулирования деятельности в образовании. При этом изменения,вносимые в тот или иной документ нормативноправового регулирования в сфереобразования, например, на федеральном уровне,влечет за собой цепную реакцию изменений на всех других уровнях, в том числе и на уровне образовательной организации.

Локальные акты образовательной организации действуют только в пределах самой образовательной организации и не могут регулировать отношения, складывающиеся вне ее.Администрация образовательной организации не вправе регулировать любые аспекты поведения обучающихся, складывающиеся вне образовательной организации.

Таким образом, документы образовательной организации, у которых отсутствуют какиелибо признаки из числа перечисленных выше (документы без официальных реквизитов, принятые некомпетентным должностным лицом,либо с нарушением предусмотренного порядка, противоречащие законодательству, регулирующие отношения, складывающиеся вне образовательной организации),не могут считаться локальныминормативнымиактами и тем самымне могут регулировать отношенияучастников образовательного процесса.

В силу статей 3 и28Федерального закона образовательная организация самостоятельна в установлении необходимого количества, формы локальных нормативных актов, порядка их разработки и принятия. В то же время, Федеральный закон содержит перечень локальных нормативных актов, разработка и утверждение которых образовательной организацией обязательна[5].

Разработка и утверждение локальных нормативных актов относится к компетенции образовательной организации, поэтому руководитель и его управленческая команда формируют нормативную правовую базу, знакомят с ней участников образовательной деятельности, которая должна осуществлятьсяв соответствии с разработанными и принятыми документами.

Локальные правовые акты ЦО в зависимости от характера своего действия делятся на нормативные (общеобязательные) и индивидуальные. Так,устав, правила внутреннего трудового распорядка, правила поведения в ЦО, должностные инструкции —это документы, содержащие общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неоднократное применениедля всех или некоторых участников образовательного процесса.

Индивидуальные локальные нормативные акты используются для юридического оформления управленческих решений, рассчитанных на однократное применение, например, о зачислениив определённый класс, о приёме или увольнении работника. Вэтих актах формулируются не общеобязательные правила, а результаты индивидуальных действий по конкретным,вопросам.

Этапы формированиянормативно

правовой базыЦО:формулирование основных задач, которые необходимо решить при формировании нормативноправовой базы,основание(я) для подготовки и разработки документов, их назначение;созданиерабочей группы (команды) с необходимыми для подготовки документов компетенциями, навыками и информацией;подготовка нормативных правовых документов (разработка плана мероприятий или планаграфика) для обеспечения максимально эффективного использования имеющихся ресурсов ЦО;разработка и согласование проекта (макета)документа (ов), отражающегоинтересы участников образовательного процесса и требования соответствующих документов;оформление текста проекта или макета документа (ов), (стиль, язык) в соответствии с принятыми требованиями;согласование текста проекта или макета документа (ов) с участниками образовательного процесса и их утверждение.

К формированию нормативно правовой базы должно быть привлечено максимальное число участников образовательного процессас необходимыми компетенциями.Врабочую группу необходимо включить людей, способных к аналитической деятельности, работе в информационноправовых системах, владеющих элементарными навыками редактирования.В целях эффективной организации деятельности необходиморационально распределить функции и направления между каждым членом группы, такиекак:изучениедействующихнормативных документов и других материаловпо направлениям;анализ документов ЦОс точкизрения их соответствия требованиям, нормам, предъявляемых в новых документах;определение характера и объёма работы, связанного с подготовкой проектовдокументов;подготовка примерного перечня документов, которые необходимо разработать или в которые нужновнести соответствующие изменения и(или)дополнения;подготовка проектов документовдля обсуждения на заседаниях педагогического совета и совета ЦО.

Администрация ЦО обобщает поступившие предложения, проводит экспертную оценку инаправляет на общественную экспертизу проекты документов, а затем представляет их педагогическому совету, совету ЦО, органу государственнообщественного управления с последующим рассмотрением и утверждением.

Посколькуформирование нормативной правовой базы процессответственный инепрерывный, его необходимо планировать и вноситьвгодовой план работы ЦО, аесли говорить о перспективе, то в программу егоразвития. Среди основных мероприятий необходимо отметить:определение перечня локальных нормативных документов;рассмотрение вопроса о разработке, совершенствовании и (или)обновлении документов на заседаниях педагогического совета, совета ЦО, структурных подразделений (методических объединений, творческих групп и т.п.);обучение рабочей группы, распределение функций, направлений и заданий (ответственности) среди участников группы;согласование проекта (ов), макета (ов) документа (ов) с учредителем при необходимости;коррекция и окончательное рассмотрение проекта(ов), макета (ов) документов на заседании педагогического совета, совета ЦО, структурных подразделений;изданиесоответствующихприказа (приказов).

Естественно, планирование мероприятий по разработкенормативно

правовой базы ЦОпредполагает чёткое определение сроков, этапов, их содержанияи результатов, а также ответственных за конкретные мероприятия или виды работ.

При подготовке проектадокумента рабочая группа знакомится с требованиями к тому или иному локальному нормативному акту егоструктуре, содержанию, порядку и процедуре утверждения.После разработки проектдокумента направляется на обсуждение.

В обсуждении документа принимают участие все сотрудники, чью деятельность он регламентирует. Обсуждение может проходить наадминистративном совещании, собрании трудового коллектива, собрании родителей, классных ученических собраниях, структурных подразделений, атакже проект документа можно раздать всем заинтересованным лицам иразместить на сайте илив локальной образовательной организации, чтобы к определённому сроку всеучастники обсуждения имели возможностьпредставитьсвои замечания.

После обсуждения (а может быть, и параллельно) проект (ы) документа (ов) необходимо отправить на правовую экспертизу, хотя, как по субъективным, так и объективным причинам это делают далеко не во всех образовательных организациях.

Проектылокальных нормативных актов должныв обязательном порядкепройти правовую экспертизу, если это не типовые акты. Экспертами могут стать консультант комиссии по труду, юрист юридического отдела учредителя. Если локальный акт затрагивает финансовые вопросы (например, доплаты и надбавки),то экономисты должны дать оценку необходимых для этого средств. После обсуждения и экспертизы каждый документ дорабатывают с учётом результатов обсуждения, устраняют несоответствия и недочёты и только после этого с обоснованиями экономистов и юристов представляют на согласование.

После того,как документы прошли общественное обсуждение и правовую экспертизу, они рассматриваются и согласовываются педагогическим советом и органом государственнообщественного управления образовательной организации. Некоторые документы, прежде чем быть подписанными, должны пройти процедуру согласования с учредителем и другими структурами, если это предусмотрено законодательством. В процессе согласования проектлокального нормативногоакта может быть снова переработан. Прошедший обсуждение и согласования локальный нормативный акт переходит в стадию утверждения.

Большинство локальных нормативныхактов ЦОпринимает самостоятельно, эта процедура определяется в уставе. ЦО самостоятельно формирует комплект нормативных правовых документов, обеспечивающих действия, не предусмотренные организационнораспорядительным документом вышестоящей организации. Принятый локальный нормативный акт вводится вдействие приказом руководителя.

Если документы формировались параллельно или были определены единые сроки их подготовки, целесообразно их утвердить одним приказом. В том случае,когдадокументы разрабатываются поэтапно (последовательно), то и приказы тоже будут издаваться поэтапно. Обычно утверждаются приказы опринятии,внесении изменений и дополнений, в определённые положения,должностныеинструкциипедагогических и руководящих работников.

Приказ руководителя образовательной организацииоб утверждении и введении в действие принятого локального нормативного акта доводится до всех участников образовательного процесса. Информация о них должна быть открытой и доступной,форма публикации определяется органом управления, принявшимлокальныйнормативный правовой документ.

Приведём примеры некоторыхлокальных нормативных актов, регламентирующихдеятельность образовательных организаций:

устав, правила внутреннего распорядка, положения о режиме работы, о порядке приёма, перевода и отчисленияобучающихся, о формах получения образования (разрабатываются для конкретной формы),преемственности образовательных программ,положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг, об опытноэкспериментальной, инновационной, проектной, исследовательской, общественно

полезной деятельности, о дополнительном образовании,о тьюторе итьюторском сопровождении индивидуальной образовательной траектории обучающего, о деятельностивобщественных (в том числе детских и молодёжных) организациях (объединениях), об организации питания, медицинского обслуживания обучающихся, о публичном отчёте;положения о структурных подразделениях, педагогических и общественных объединениях, органах самоуправления,о совете образовательной организации, о педагогическом совете, о методических объединениях учителей начальных классов, учителейпредметников, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, об ученическом самоуправлении, общешкольном и классном родительском комитете, о попечительском совете;положения, регламентирующие внеурочную деятельность обучающихся, о рабочей программе учебного курса (дисциплины, модуля) внеурочной деятельности, о тьюторском сопровождении внеурочной деятельности, о социальном партнёрстве с учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры и спорта;положения, регламентирующие оценку и учётобразовательных достижений обучающихся, о системе оценок, формах и сроках промежуточной аттестации и переводе, о комплексной оценке индивидуальных образовательных достижений учащихся, об итоговых комплексных работах, о внутреннем мониторинге качества образования, о портфолиообучающегося;положенияо помещениях для учебной и внеурочной деятельности,об учебном кабинете, о кабинете начальных классов, о библиотеке, о библиотечноинформационном центре, о кабинете информатики и ИКТ (кабинете информационных технологий), о культурнодосуговом центре, о физкультурнооздоровительном комплексе (центре), о группе продлённого дня;положения,регламентирующие обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, об индивидуальном обучении детей с ограниченными возможностями здоровьяна дому, о службе медикопсихологопедагогического сопровождения, о тьюторском сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья;положения,регламентирующие профессиональную педагогическую деятельность,о классном руководстве, рабочей программе педагога, о портфолио педагогических работников, оповышении квалификациииобучении педагогических работников, о порядке нормирования и учёте рабочего времени педагогов, о стимулирующих выплатах (премировании), о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников;штатное расписание, трудовой договор с работником, дополнительное соглашениек трудовому договору с работником, должностные инструкции работников, договор о социальном партнёрстве с учреждениямидополнительного образования детей, учреждениями культуры и спорта.

Локальные нормативные акты,обеспечивающие основную деятельность и реализациюуставных целейобразовательной организацией:договор об оперативном управлении, регистрация прав собственности, регистрация прав на землю,лицевой счёт и право финансовой подписи, штатное расписание на учебный год, тарификационная ведомость работников на учебный год, государственное (муниципальное) задание; положения о фонде оплаты труда, об оплате труда, о стимулировании труда, о специальной части фонда оплаты труда педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс, о специальной части фонда оплаты труда для административного иуправленческого персонала, о порядке нормирования и учёта дополнительной работы, о повышении квалификации, о порядке установления доплат и надбавок, опорядке премирования, о попечительскомсовете и совете образовательной организации, о формировании экспертной службы для распределения стимулирующей части фонда оплаты труда, о мониторинге;разрешение надеятельность, приносящую доход,протоколы заседаний структурных подразделений, по финансовохозяйственным вопросам,приказы по основной деятельности;документация по трудовым правоотношениям,трудовой договор руководителя с учредителем, трудовые договора с работниками,договора на поставку ресурсов и предоставление услуг на основе гражданскоправовых договоров, подряда, возмездного выполнения услуг, куплипродажи, аренды,должностные инструкции,приказы по личному составу.

Локальные нормативные акты,регулирующие поступление средств из внебюджетных источников:

аренда, договор аренды имущества, договор аренды нежилого помещения;безвозмездные поступления,договор благотворительного пожертвования денежных средств, договор гранта,договор благотворительного пожертвования имущества, договор осовместной деятельности;дополнительные платные образовательные услуги,бизнесплан по предоставлению данныхуслуг,договор и положение об оказании платныхобразовательныхуслуг, план работы организатора данныхуслуг.

Локальные нормативные акты,регулирующиеинтеллектуальную и консультационнуюдеятельность:

договор авторского заказа, договор об отчуждении исключительного права на произведение, лицензионный договор, протоколысобранийродителей учащихся, посещающих кружки;консультационные услуги,договор об оказании консультационных услуг, перечень консультационных услуг.

Очень важно, чтобы руководитель образовательной организации,проводя работу по формированию единой системы локального нормативного регулирования стремился к созданиюэффективнойструктуры организации,путёмдецентрализации иделегирования некоторых полномочийсвоим заместителям, руководителям структурных подразделений, а также отдельным педагогам (сотрудникам).

Еслитакая работа будет организована системно и планово, это обеспечит подготовку качественных документов, позволит уйти от стихийности, режима аврала. В свою очередь, грамотно сформированная нормативная правовая база обеспечит образовательной организациистабильность,преемственностьи как следствие достойное функционирование и развитиев соответствии с инновационными требованиями, которые предъявляются ксфере образования.

Ссылки на источники1.Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Одобрена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751// Учительская газета. 2000. №43. URL: http://www.ug.ru/old/oo.43/t27.htm2.Общее образование: школа, гимназия, лицей. Юридический справочник директора, учителя, учащегося. / Сост. М. Ю. Рогожин. –М.: Издательство «АльфаПресс», 2014. –592 с.

3.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: по состоянию на 2015 год: с комментариями к последним изменениям. –Москва: Эксмо, 2015. –336с. 4.Общее образование: школа, гимназия, лицей. Юридический справочник директора, учителя, учащегося. / Сост. М. Ю. Рогожин. –М.: Издательство «АльфаПресс», 2014. –592 с. 5.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: по состоянию на 2015 год: с комментариями к последним изменениям. –Москва: Эксмо, 2015. –336с.