К проблеме «понятности» академической музыки ХХ века

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бояринцева А. А. К проблеме «понятности» академической музыки ХХ века // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 1491–1495. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970313.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме восприятия современной музыки. Изучение репертуарной политики российских филармоний, исследование предпочтений филармонической аудитории показывает, что даже сегодня музыка прошлого века в большинстве случаев остается за пределами слушательского тезауруса любителей музыкального искусства. Автором предпринята попытка найти объяснение актуального статуса музыки ХХ века.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
БояринцеваАлевтина Анатольевна,кандидатискусствоведения, педагогМКУ ДО «Дом детского творчества Омутнинского района»Кировской области, г. Омутнинскalbora1980@gmail.com

К проблеме «понятности» академической музыки ХХ века

Аннотация.Статья посвящена проблеме восприятия современной музыки. Изучение репертуарной политики российских филармоний, исследование предпочтенийфилармонической аудиториипоказывает, что даже сегодня музыка прошлого века в большинстве случаев остается за пределами слушательскоготезаурусалюбителей музыкального искусства. Автором предпринята попытка найти объяснениеактуального статуса музыки ХХвекаКлючевые слова: современная музыка, восприятие музыки, слушательский тезаурус, Прокофьев, слушательэксперт.

Заявленная тема достаточно рискованна для исследования, выдержанного в строгих научных рамках. Один термин «понятность» потребует многостраничного пояснения –безукоризненного с позиции логики. Любой здравомыслящий человек согласиться с тем, что данная темаактуальна, более того –злободневна, однако осмысление ее в жанре диссертации будет сопровождаться бурной дискуссией, высказыванием диаметрально противоположных точек зрения.И все же обсуждать предложенную тему необходимо –хотя бы для того, чтобы совершенствовать практику вовлечения в круг ценителей современной музыки новых слушателей разного возраста.В целом литература, посвященная восприятию современной музыки, не столь велика. Данной теме уделяется внимание вставших классическими трудах АрнольдаСохора[1], ВячеславаМедушевского[2], ЕвгенияНазайкинского [3]. Отдельно нужноотметить работы Марины Карасевой, имеющее психологопедагогическую направленность, и, прежде всего, ее диссертационное исследование [4]. Изредка статьи на данную тему появляются в вузовских изданиях.До сих пор музыка академической традиции, которую принято называть современной, не расстается с эпитетами «сложная», «непонятная».Восприятие слушателя, не являющегося экспертом[5], именно так классифицирует огромный пласт музыкальных сочинений. Для эксперта, или для просвещенного слушателя, в нем открывается широкое разнообразие индивидуальностилевых отличий. Для такого слушателя абсолютная непохожесть стилей Хиндемита и Мессиана столь же очевидна, как, к примеру, непохожесть поэзии Блока и Цветаевой, Ахмадулиной и Бродского. Более того, эксперт может почувствовать языковые, стилевые градации между сочинениями, принадлежащими одному автору, но относящимися к различным периодам творчества. Самое главное качество слушателяэксперта, по теории музыкального социолога Теодора Адорно, структурное слышание: «Спонтанно следуя за течением самой сложной музыки, он все следующие друг за другом моменты …�соединяет в своем слухе так, что в итоге выкристаллизовывается смысловая связь» [5, 14].Очевидно, что в общем составе посетителей концертных залов доля просвещенных слушателей, слушателейзнатоков очень мала. Этот факт прекрасно известен импресарио, музыкальным продюсерам, деятельность которых определяет репертуарнуюполитикуконцертных организаций. Об этом часто говорят в своих интервью выдающиеся российские музыканты, постоянно сталкивающиеся с практикой «заказа» репертуара. Нетрудно угадать,какой выбор сделает «обычный» слушатель, увидев рядом две афиши –с программой из сочинений Петра Ильича Чайковского и программой из сочинений КшиштофаПендерецкого. Без сомнения, количество слушателей, пришедших «на Чайковского», будет значительно большим,нежели тех, кто заинтересуется Пендерецким. Сама по себе консервативность публики именно в таком проявлении (любовь к творчеству великого русского композитора) вряд ли может оцениваться как негативная черта современной культуры. Напротив: это великолепная защита от разрушительных проявлений урбанистической звуковой какофонии. Подобный консерватизм не стоит расценивать только как инертность слушателя. Консерватизм следует рассматривать и как комфортную для личности формудуховного саморазвития.В оправдание консервативного слушателя нужно сказать, что в ХХ веке возникает особенная ситуация. Объективные социальноисторические обстоятельства –Первая мировая война –определили характерные черты мировоззрениячеловека конца 19101920х годов: это трагизм, психологическая надрывность, растерянность, вызванная несостоятельностью прежних нравственных идеалов. Провозглашение эмансипации диссонанса, создание додекафонной системы –попытка Художника избавиться от внутренней болии, вместе с тем,желание построить «новое здание» музыки взамен рухнувшего(как тогда могло показаться)здания музыки классикоромантической традиции. Сочинения композиторов конца 19101920х –это действительно абсолютно новая музыка. Новые музыкальные концепции были безжалостны к рецептивным возможностямсвоих слушателейсовременников. В музыкальнотеоретических дисциплинах существует понятие скачка с заполнением: получается, что сделанный тогда скачок и на сегодняшний день не заполнен. Но малая популярность дает современной музыке и некоторое преимущество: качествовосприятия слушателяэксперта(его мотивация, высокая познавательная активность и т.п.) является основой для возникновения художественного резонанса, которым и определяется то, что называют счастливой судьбой сочинения. Кроме того, суждения, высказанные слушателямиэкспертами, играют самую непосредственную роль в развитии эстетических представлений общества. То, что музыкальнослуховая концепция, создаваемая выдающимся композитором, зачастую опережает рецептивные возможности современника, факт, доказанный огромным количеством примеров из истории музыки. Это повторяющаяся историкокультурная ситуация, изменить ее кардинально невозможно. Попытки «приблизить музыку к народу» в 19301940е годы в СССР привели к последствиям, драматичность которых, возможно, еще не оценена в полной мере. Разве можно представить, какие художественные глубины, музыкальные открытия подарили бы миру Прокофьев, Шостакович, Хачатурян, Мясковский и другие композиторы, если бы не жесткое идеологическое вмешательство… Директивность, императивность в сфере художественной коммуникации абсолютно неприемлемы –идет ли речь о приближении сочинения к слушателю или слушателя к сочинению. Наиболее корректный способ гармонизации отношений между современной музыкой (современным композитором) и современным слушателем –формирование активной, заинтересованной слушательской позиции. Нельзя научить любитьмузыку, но научить слушать ее возможно. Из каких этапов складывается это обучение(в широком, не «школьном», смысле слова)?Как представляется, для начала необходимо призвать «непросвещенного» слушателя к толерантному отношению к современному музыкальному языку. Привычка классифицировать неблагозвучное, непривычное, не понятное с первого прослушивания как «плохое» закрывает дорогу к новым впечатлениям. Вовторых, слушателяконсерватора важно убедить в том, что сочинение следует оцениватьс позиций, соответствующих его стилевому облику. Так, характер звучания музыки Брамса не может быть ориентиром для оценки музыки Хиндемита. В–третьих, слушатель должен быть готов к тому,что восприятие новой музыки напоминает решение интеллектуальной задачи. Для того чтобы с ней справиться, можно попробовать «зацепиться» зачтото знакомое (мелодический оборот, знакомая танцевальная ритмоформула и т.п.), найти аналогию в другой сфере («эта изломанная мелодия похожа на линии Пикассо»и т.п.). Скорее всего, решив пять таких «задач», самый консервативный слушатель заметит, что камерные опусы нововенцев посвоему выразительны, содержательны.

Предложенные выше этапы обученияприобщения могут быть реализованы на практике в виде комментариев к концертным программам, театральным событиям, в виде тематических занятий, бесед, творческих встреч и т.п. Нужный эффект будет достигнут и в масштабах цикла лекций, и в рамках лаконичного вступительного слова. Важно донести до слушателей мысль о том, что слушатель дорог композитору. Даже если, рассуждая о слушателесовременнике, композитор кажется эгоистом, снобом,каждая его партитурарождается в воображаемом диалогесослушателем–умным, внимательным, понимающим.Подтверждением этому является своеобразное напутствие, данное публикеСергеемПрокофьевым: «Я не могу требовать немедленного восприятия от слушателя, особенно если он не очень острый. Пожалуй, я могу пожелать, чтобы он немного больше верил «фирме» и, вместо того чтобы кричать, что раньше фирма выпускала приличную продукцию, а теперь свихнулась, вспомнил бы, что не обязательно хороша та вещь, которая сразу лезет в ухо(этому учит история), и оказал бы больше внимания моему «непонятному» сочинению.Тогда, я уверен, мы быстро договорились бы» [6, 180].

Ссылка на источники1.Сохор, А.Н. Социология и музыкальная культура М.: Советский композитор, 1975. —202 с.2.Медушевский, В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки Москва: Музыка, 1976. —254 с.3.Назайкинский, Е.В. Звуковой мир музыки –М.: Музыка, 1988. –254 с.4.Карасева, М.В. Сольфеджио психотехника развития музыкального слухаМ.:Редакционноиздательский отдел Московской консерватории, 1999. –371 с.5.Адорно Т. Избранное: Социология музыки / Пер. с нем. –3е изд. –М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, Университетская книга, 2015. –448 с.6.Прокофьев, С.С. Автобиография // С.С. Прокофьев. Материалы. Документы. Воспоминания. –М.: Государственное музыкальное издательство, 1961. –Изд.2е, доп. –708 с.