Иудейские олимпиады и формирование национального самосознания

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сиволап Т. Е. Иудейские олимпиады и формирование национального самосознания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 1511–1515. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970317.htm.
Аннотация. В статье рассказывается о маккабиадах – международных спортивных соревнованиях по образцу Олимпийских игр, проводящихся в Израиле Всемирным спортивным обществом «Маккаби». Участвовать в Маккабиаде исторически могли только евреи, но в последние годы участие в ней могут принимать и граждане Израиля, принадлежащие к другим вероисповеданиям и этническим группам. Повышение спортивного уровня еврейской молодежи и усиление чувства принадлежности к единому народу – заявленная цель проведения Маккабиады.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Сиволап Татьяна Евгеньевна,кандидат исторических наук, доцент, ФГБОУ ВО «СанктПетербургский государственный институт кино и телевидения», г. СанктПетербург

Иудейские олимпиады и формирование национального самосознания

Аннотация.В статье рассказывается о маккабиадахмеждународных спортивных соревнованиях по образцу Олимпийских игр, проводящихся в ИзраилеВсемирным спортивным обществом «Маккаби». Участвовать в Маккабиаде исторически могли только евреи, но в последние годы участие в ней могут принимать и граждане Израиля, принадлежащие к другим вероисповеданиям и этническим группам. Поднятие спортивного уровня еврейской молодежи и усиление чувства принадлежности к единому народу заявленная цель проведения Маккабиады.Ключевые слова:маккабиады, национальная идентификация,иудейские гимнастические общества, Маккавейский спортивный музей.

Во второй половине XIXвека в Европе возникают спортивные движения, имеющие ярко выраженный национальноосвободительный контекст. Их инициаторами и организаторами были спортивные общества, создававшиеся на национальной основе и проводившие спортивные олимпиады. Победители соревнований чествовались как национальные герои. Нередко олимпиады завершались выставками, а представленные на них коллекции составили основу для возникновения залов славы. Их «героями» были не только победители соревнований, но в ряде случаев основатели либо идейные вдохновители национальных спортивных обществ. В ХХ веке на базе таких залов в некоторых странах (Чехия, Финляндия, Израиль) возникли национальные музеи спорта[1,c.36]. Наиболее яркое воплощение национальное спортивное движение получило во второй половине XIXвека в славянских олимпиадах, известных как общесокольские слёты, а в конце XIX–начале ХХ вв.в иудейских олимпиадах, или маккавейских играх (маккабиадах).Свое название Маккабиада получила в честь отважных воинов Маккавеев. В те далекие времена Иудея была римской провинцией, где внедрялись моральные ценности и нравы, чуждые еврейству. Каплей, переполнившей чашу терпения, стало распоряжение Антиоха IVЭпифана ввести в Иерусалимском Храме обряд жертвоприношения –свиней, что для верующего еврея было равносильно преступлению против Бога. Искра была брошена: началось восстание во главе с Иехудой Маккавеем, в результате которого Иудея обрела независимость.Если заглянутьвглубину веков, то следует отметить, что у древних евреев Олимпийских игр как таковых не было. Они, по существу, изобретение древних греков как средство объединения всех племен, в связи с чем был в своё время введён запрет на военные действия во время Олимпиад[2, c.47]. Евреи не проводили большие спортивные соревнования. Это было не потому, что они не нуждались в таком «объединяющем факторе», а просто был Иерусалимский Храм, всегда служивший одним из краеугольных объединяющих факторов, на которых держалосьеврейское самосознание. Во время религиозных собраний и торжеств у Храма зачастую проводились различные единоборства.Занятия физическими упражнениями, различные соревновательные мероприятия не были чужды еврейскому народу хотя бы потому, что в ТАНАХе довольно часто упоминается о любви к бегу. В библейские времена было известно и такое силовое упражнение, как поднятие тяжестей. Ставший в фольклоре и устной

традиции многих народов олицетворением силы Шимшон (Самсон) неоднократно называется в ТАНАХе борцом и «поднимателем тяжестей».Всплеск еврейского самосознания после прошедшего в швейцарском городе Базель в 1897 году ПервогоСионистского Конгресса поставил во главу угла физическое воспитание народа. Эта задача стала одной из заметных тем дискуссий на состоявшемся год спустя в том же городе Втором Сионистском Конгрессе.На этом форуме один из лидеров и виднейших идеологов сионизма Макс Нордау сформулировал свою мысль о воспитании «МУСКУЛИСТОГО ЕВРЕЯ» и призвал к созданию международного еврейского спортивного движения.Маккабиада, Маккабианские игры

международные спортивные соревнования по образцу Олимпийских игр, проводящиеся раз в четыре года в ИзраилеВсемирным спортивным обществом «Маккаби». Участвовать в Маккабиаде исторически могли только евреи, но в последние годы участие в ней могут принимать и граждане Израиля, принадлежащие к другим вероисповеданиям и этническим группам. Поднятие спортивного уровня еврейской молодежи и усиление чувства принадлежности к единому народу заявленная цель проведения Маккабиады[3, с. 25].Иудейские олимпиады (маккабиады) проводились нацией, не имевшей в то время собственной государственности, подвергавшейся на протяжении длительного временигонениям и преследованию. Такая социальнополитическая ситуация привела к потере территории компактного проживания и необычайно широкому территориальному диапазону еврейской диаспоры. Возникшие в конце XIXвека в Европе иудейские гимнастические организации в этих условиях были средством национальной идентификации, а проводимые ими олимпиады имели как культурный,так и национальнопатриотический контекст.Вначале иудейские гимнастические общества и клубы возникли в Чехии в 1894 г. и Германии –в 1903 г. С усилением политических преследований евреев в Австрии и Германии эмигрировавшие из этих стран спортсмены организовали спортивные клубыв Константинополе и других городах. В 1921 г. разрозненные спортивные клубы и общества объединились во Всемирный маккавейский союз, проводивший регулярные Маккавейскиеигры, или иудейские олимпиады.В 1921 годуидея еврейской олимпиады была впервые выдвинута одним из основателей и руководителей спортивного общества «Маккаби» Йосефом Иекутиэли. Иекутиэли выдвинул свой план на конгрессе Всемирного спортивного общества «Маккаби» в Остраве(Чехословакия) в 1929 году. План был принят, и 28 марта1932 годав ТельАвивеоткрылась первая Маккабиада, в которой приняли участие 500 спортсменов из 23 стран(по другим данным, 390 спортсменов из 14 стран).Маккабиаде предшествовали несколько рекламных велосипедных турне, целями которых были агитация потенциальных участников и сбор пожертвований. Маршрут первого турне, в 1930 году, пролёг между ТельАвивом и Антверпеном. За время второго турне, 1931 года, были посещены Египет, Греция, Болгария, Сербия и Хорватия, Австрия, Германия, Франция, Великобританияи Ливан. К открытию Маккабиады было приурочено открытие первого в Палестине стадиона в ТельАвиве. Игры открыл парад участников, возглавляемый лично мэром ТельАвива Дизенгофомверхом на белом коне. Первые места в общем медальном зачёте завоевали делегации Польши, Австрии и США.

В 1932 году в ТельАвиве была Маккабиада, в которой, кроме местной команды, приняли участие представители 21 страны. В1935 годупрошла вторая олимпиада, и с тех пор череда еврейских олимпиад была прервана.Вторая Маккабиадабыла проведена в Палестинев 1935 годув качестве «еврейской альтернативы» Олимпийским играм 1936 годав нацистской Германии. В мероприятиях II Маккабиады приняли участие 1700 спортсменовевреев из 27 стран

(по другим данным, 1250 спортсменов из 28 стран, включая Германию).Первые два места в общем медальном зачёте завоевали Австрия и Германия; команда ишувазаняла общее третье место. Многие из участников (в том числе делегации Болгариии Литвы

в полном составе)после игр нелегально остались в Палестине, что дало основание называть в дальнейшем II Маккабианские игры «Маккабиадой алии». Следствием этого также стало то, что III Маккабиада, запланированная на 1938 год, не состоялась изза противодействия британскихмандатных властей, опасавшихся продолжения нелегальной иммиграции зарубежных участников. Следующие Маккабианские игры прошли только в 1950 годув возрождённом Израиле при участии 800 еврейских спортсменов из 19 стран (страны Восточной Европы представлены не были). Перерыв в играх был связансо Второй мировой войной. Позже их стали организовывать раз в четыре года. Игры собирали лучших спортсменовиудеев со всех стран мира. Самим фактом своего существования они свидетельствовали о том, что даже в условиях преследований и притеснений, отсутствия собственного государства народ сохраняет свою культуру и добивается значительных результатов[4, с. 34].Знаковый для национального самосознания характер этих олимпиад подчёркивает и выбор названия, восходящего к героическому персонажу древнейшего периода национальной истории.С 1960 годаМаккабиады признаны Международным Олимпийским Комитетом (МОК)в качестве регионального спортивного мероприятия под эгидой МОК и международных спортивных федераций.Начиная с VI Маккабиады, участников игр размещают в специально для этого построенной «Маккабийской деревне» («Кфар хаМаккабия»).Также начиная с этой Маккабиады, игры, до этого проводившиеся в дни праздника Суккот, были перенесены на время летних каникул, чтобы облегчить возможность участия гостям изза рубежа, в особенности студентам.На VII Маккабиаде1965 годапятнадцатилетний Марк Спитц, будущий девятикратный олимпийский чемпион Мехикои Мюнхена, завоёвывает 4 золотых медали в плавании, часть баскетбольных и боксёрских матчей проходит в недавно построенном спорткомплексе «ЯдЭлияху». За баскетбольнуюсборную США выступает Таль Броди, будущая звезда тельавивского «Маккаби». Западногерманскоетелевидениесняло об этих играх документальный фильм «Еврейская Олимпиада», транслировавшийся в Австрии, Бельгии, Нидерландах, Франции и Швейцарии, но не в Израиле, где еще не было телевидения.IX Маккабиада, проходившая под знаком памяти об израильских спортсменах, убитых в теракте на Мюнхенской Олимпиаде, впервые в истории освещалась единственным на тот момент каналом израильского телевидения.В играх Десятой Маккабиадывпервые приняли участие свыше 2000 спортсменов, представлявших 33 страны. Эти игры стали рекордным по числу участников спортивным событием на Ближнем Востоке,и в дальнейшем число спортсменов на Маккабиадах продолжало расти.XIII Маккабианские игрыв 1989 годубыли ознаменованы расширением списка странучастниц благодаря присутствию представителей стран социалистического лагеря.Среди почётных гостей на открытии XIV Маккабиадыбыли президент МОК Хуан Антонио Самаранчи актёр Роберт де Ниро. Число спортсменовучастников впервые превысило пять тысяч. Сборная Израиля, после многолетнего доминирования команд США, победила в общем медальном зачёте.XV Макабиадавошла в историю как одна из трагических страниц в истории спорта в Израиле и Австралии. На церемонии открытия игр во время прохождения участников по пешеходному мосту через реку Ярконмост рухнул, и в результате

погибли четыре члена австралийской делегации и десятки получили травмы различной степени тяжести.16я Маккабиада, была проведена в июле 2001 года по 26 видам спорта. Согласно официальным данным, в этой Маккабиаде приняли участие 2060 зарубежных спортсменов из 45 стран и около тысячи израильтян. Проведение Маккабиады находилось под большим вопросом изза серьёзных опасений за безопасность спортсменов. В конце концов Всемирные игры было решено провести. К открытию Игр в Израиле были приняты экстраординарные меры безопасности. И, тем не менее, накануне открытия в Иерусалиме спортивного праздника в километре от стадиона «Тедди» прогремел сильный взрыв. Взрыв произошел преждевременно, двое террористов погибли.С 13 по 23 июля 2009 годав Израилепроходила XVIII Маккабиада, в которой участвовали более 7300 спортсменовевреев из 65 стран мира, а также 2000 атлетов из Израиля. Данное спортивное мероприятие стало самым большим за всю историю проведения. На церемонии открытия игр на стадионе РаматГанаприсутствовало более 40000 зрителей.XIX Маккабиадапроходила в Израилес 18 по 30 июля 2013 года.Маккабиады проходяттолько в Израиле и в настоящее время проводятся в трёх категориях: открытая категория, юниоры (с 1985 года) и мастера. В открытых Маккабианских играх может участвовать любой еврей и любой гражданин Израиля вне зависимости от этнической принадлежности и вероисповедания. В юниорских соревнованиях могут принимать участие юноши и девушки в возрасте 1518 лет. Соревнования мастеров в свою очередь делятся на несколько возрастных категорий и предназначены для участников в более зрелом возрасте.Соревнования проводятся в тех видах спорта, в которых представлены четыре и более (три и более для женских и юниорских соревнований) странучастниц. Если в соревновании принимают участие только три спортсмена, бронзовая медаль не присуждается. В последние десятилетия, по мере того, как крупные еврейские клубы за рубежом переносят акцент со спорта достижений на массовое участие членов еврейских общин в спортивном досуге, на Маккабиадах возрастает число участников в неолимпийских видах спорта, таких, как боулинг, крикет, сквоши бридж.Регалии победителей олимпиад легли в основу созданного вначале 80хг.ХХ в.в Израиле Маккавейского спортивного музея имени Пьера Гильдесгейма (19031981), председателя Всемирного Маккавейского клуба в Лондоне, инициатора и участника возрождения Маккавейского движения в послевоенной Европе и организации игр.Музей был создан на средства Пьера Гильдесгейма. Значительную часть его фонда составили личные коллекции[6, с. 24]. Экспозиции музея рассказывают о зарождении и развитии Маккавейского движения, его различных ветвях, а также отдельных клубах, вразные годы и по разным причинам прекративших своё существование; о людях, стоявших у истоков движения, чемпионах, великих учёных (З. Фрейде, А. Эйнштейне) и др.Музей «Маккаби» имени Пьера Гильдсгейма, который был президентом Всемирного общества и«Маккаб» с 1973 по 1981 гг., располагается вспортивном комплексе КфарМаккабия.Музей был открыт в 1982 г. Экспозиция посвящена истории и развитию спорта в Израиле и еврейских общинах разных стран мира, роли спорта в международном сионистском движении. На трех этажах музея разместились коллекции спортивной символики клубов, входящих в общество Маккаби«», –фотографии, значки, флаги, медали, кубки. Демонстрируются документальные фильмы, посвященные истории еврейского спорта с конца XIX века до наших дней. Музейный архив носит имя Йосефа Иекутиели (18971982), который первым выдвинул и осуществил идею проведения Маккабиад«». В

компьютеризованном архивном собрании хранятся подлинные документы конца XIX века, а также относящиеся к более позднему времени материалы, связанные с историей еврейского спорта. Архив открыт для школьников, студентов, научных работников.Объекты осмотраочень многообразны:экспонаты, рассказывающие о первойМаккабиад«»е, портреты основателей и почетных членов спортивного общества «Маккаби» и его клубов; экспозиция, посвященная крупнейшему в диаспоре еврейскому спортивному клубу –Венскому «хаКоах» (Сила«а также »), Маккаби«спортобществам » в странах Европы и Латинской Америки; и » Маккаби«ва мультимедийная экспозиция о деятельности общест«Маккабиадах». Мемориальный раздел музея посвящен памяти погибших еврейских спортсменов.

Ссылки на источники1.Столяров Б.А. Музейная педагогика –профессия // Музей и образование: Сборник научных трудов. СПб, 1999.2.Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина // Культурнообразовательная деятельность музеев: Сборник статей. М.: Издательский сервис, 2007.3.Дюкло Ж.К., Вейяр Ж.И. Музей этнографии и политика // Museum. № 175.4.Юхневич М.Я. Я поведу тебя в музей. М.: ДРОФА, 2001.5.КраусРамирес А. Музеи родного края: Извращение идеи // Museum. № 148.6.Сергеева Н.И. Музейное образование: Дискуссионность вопроса // Музей и образование. СПб.:, 1999.