Специфика положения и приоритеты молодежи на рынке труда

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сердюк И. И. Специфика положения и приоритеты молодежи на рынке труда // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 1516–1520. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970318.htm.
Аннотация. В данной статье рассматриваются актуальные проблемы молодежи на рынке труда. Определяется специфика положения и приоритеты молодежи на рынке труда, возможные благоприятные направления приобретения устойчивого профессионально-трудового статуса в общественной и социальной сферах.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Сердюк Ирина Ивановна,кандидат психологических наук,доцент,доцент кафедрыэкономики и менеджмента, филиал ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г.Тихорецке, г. Тихорецкserdyuk.irina@rambler.ru

Специфика положения и приоритеты молодежи на рынке труда

Аннотация.Вданной статье рассматриваются актуальные проблемымолодежи на рынке труда.Определяется специфика положения и приоритеты молодежи на рынке труда, возможные благоприятные направленияприобретения устойчивого профессиональнотрудового статуса в общественной и социальной сфере. Ключевые слова:молодежь, рынок труда, приоритеты, профессиональнотрудовой статус, трудоустройство, конкурентоспособность.

Молодёжь в возрасте от 16 до 29 летприобретает устойчивый профессиональнотрудовой статус в общественной и социальной сфере.Необходимость анализа положения молодежи на российском рынке труда обусловливается двумя важнейшими обстоятельствами. Вопервых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России.

Вовторых, что самое главное, они –будущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависит последующее развитие. Подростковая группа (молодежь до 18 лет) представляет в основном учащихся средних школ иучреждений среднего профессионального образования. В основном они не вовлечены в трудовую деятельность. Многие из них стремятся заработать деньги основным путём. Чаше всего –это самозанятость,вроде мойки автомашин и торговли газетами или работа в «теневом» сектореэкономики. Легальный рынок неквалифицированного детского труда крайне узок, поэтому если не решить проблему государственного контроля за занятостью этой молодежной группы, то возникнет опасность увеличения криминального потенциала общества.Молодежь в возрасте 1824 года –это студенты и молодые люди, завершающие или завершившие в основном профессиональную подготовку1.

Они являются самой уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не имеют достаточного профессионального и социального опыта, ив силу этого менее конкурентоспособны.В 2529 лет молодые люди, в основном, делают профессиональный выбор, имеют определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт. Они знают, чего хотят, чаще всего уже имеют собственную семью и предъявляют достаточно высокие требования к предлагаемой работе.Важнейшими показателями ситуации на рынке труда являются динамика уровня безработицы, емкость и конъюнктура рынка труда, соотношение спроса и предложения и его структура2.Статистика не отражает в полной мере ситуацию на рынке труда, и особенно в его молодежном сегменте.Молодежь реже регистрируется на бирже труда, чем люди в других возрастах. Статистика позволяет оценивать тенденции развития только официальной части открытого рынка труда и преимущественно в государственном секторе3.

Служба занятости охватывает лишь часть спроса на труд и предложений рабочей силы. В результате не учитывается все многообразие новых явлений в сфере занятости, связанных с особенностями российских рыночных отношений, и в частности скрытая безработица.

Если принять во внимание спад производства, то ее можно считать равной 40%, около четверти, которойсоставляет работающая молодёжь.Особенности российской безработицы определяются структурнорегрессивным спадом производства при разрушении прежних рынков (экономического пространства) и механизмов функционирования хозяйства и медленном формировании новых рынков и рыночных механизмов регулирования и саморегулирования экономики. Тенденции формирования безработицы закрепляются инвестиционным кризисом.В результате спада производства во многих отраслях увеличился удельный вес сырьевых отраслей с низкой степенью переработки сырья. Позитивным моментом можно считать устойчивый рост доли отраслей непроизводственной сферы. Возникли новые сектора экономики: банки, страховые, консалтинговые, аудиторские и инвестиционные компании. Здесь особенно быстро увеличивалась численность занятых, причем именно молодых людей.Положительная реакция молодежи на возможности активного участия в «свободной» экономике налицо: это быстро растущий слой предпринимателей и лиц, занимающихся индивидуальнотрудовой деятельностью, более 2/3 из них составляют люди в возрасте 2530 лет.Однако структурные сдвиги в спросе на рабочую силу являются скорее отражением кризиса в экономике, а не структурной перестройки. И, тем не менее, рынок трансформирует отраслевую структуру в соответствии со своими потребностями.

Стремительно растет спрос рабочей силы в отраслях непроизводственной сферы, особенно в тех, которые быстрее коммерциализировались.Происходящие в обществе экономические процессы и особенно развитие социальной сферы, мировые глобальные процессы информатизации и интеграции, рост конкурентоспособности кадров значительно увеличат спрос на специалистов с профессиональным образованием во всех областях экономики, особенно в социальнойсфере, в сфере сервиса и услуг4.Если существующие в настоящее время тенденции в воспроизводстве квалифицированных кадров не изменятся, то в ближайшей перспективе можно ожидать роста безработицы среди неквалифицированного населения, и прежде всего, среди молодежи –выпускников общеобразовательных школ, не продолжающих дальнейшего образования, не имеющих профессии или должной квалификации.

Все большее число молодых людей считает получение полноценного образования необходимым условием достижения желаемого социального статуса и более высокого материального положения, определенной гарантией от безработицы 5.Профессиональное обучение становится важнейшим элементом инфраструктуры рынка труда, который поддерживает качественно сбалансированный спрос и предложение труда, во многом определяет эффективность мер по реализации молодежной политики занятости. Вот почему при сокращении подготовки квалифицированных кадров в средних специальных учебных заведениях,прием студентов в вузы из года в год увеличивается.Большое значение имеет развивающаяся в службе занятости система профессионального обучения незанятого населения, она способствует профессиональной адаптации высвобождаемых работников и незанятого населения, повышению их конкурентоспособности на рынке труда 6.Профессиональное обучение безработных осуществляется по трем каналам: переподготовка кадров, первоначальное обучение, повышение квалификации.С целью выявления путей достижения эффективной занятости молодёжи, необходимо:–проведение комплексного мониторинга молодёжного рынка труда, которые способствуют или препятствуют упрочнения положения молодого человека в сфере социальнотрудовых отношений, восновном это социальнопсихологические характеристики, обусловленные особенностями молодёжи как группы трудовых ресурсов.–внедрение федеральных и региональных программ занятости (проведение специальных мероприятий, направленных на привлечение подростков к трудовой деятельности без ущерба в получении образования).Процесс получения профессиональных знаний, умений и навыков наиболее интенсивно протекает в группе 1820летних.

Конкретные сроки профессионального обучения могут, безусловно, варьироваться в зависимости от специфики жизненных условий молодого человека, выбора им вида и формы получения образования. Поэтому по ряду поведенческих характеристик эта группа примыкает к группе 2124летних. В этих рамках большинство молодёжи заканчивает профессиональное обучение и стремится уже не к эпизодической, а к постоянной занятости. Среди характеристик трудовой деятельности на первый план выдвигаются гарантии занятости, возможности профессионального развития и должностного роста. Поэтому молодые люди стремятсяи к получению дополнительных умений и навыков: изучение иностранных языков, навыков работы с компьютером, многие стремятся получить дополнительное образование, профессиональную переподготовку, повышение квалификации. При этом большинство считает возможнымоплатить получение дополнительного образования. Постепенно завершающийся процесс социализации приводит к тому, что в сознании молодого человека материальные стимулы к труду начинают соседствовать с моральнымистимулами.Именно в возрасте 2124 лет большинство молодых людей испытывают так называемый «шок от реальности», связанный с тем, что их идеальные представления о будущей трудовой деятельности вступают в противоречия с реальной обстановкой на рабочем месте.Специальные адаптационные молодёжные программы призваны помочь молодым сотрудникам адекватно воспринять существующее в социальнотрудовой сфере положение вещей. На этот же возраст приходится и период начального этапа карьеры, характеризующийся вхождением в организацию, нахождением своего места в ней.Стремление личности заявить о себе, достичь успеха, завоевать признание в организации характеризуют работника 2529 лет. В этот период первоначальное освоение профессии закончено, идёт формирование квалифицированного специалиста или руководителя; среди моральных ценностей на первый план выходят потребность в самоутверждении, человек пытается достичь независимости в своих действиях. Успех устремлений зависит от того, насколько удачным было прохождение первой стадии карьеры, проявил ли работник компетентностьК 29 годам процесс социализации молодёжи завершается, и общество вправе ожидать от полноценной сформировавшейся личности самостоятельного и ответственного поведения в сфере социальнотрудовых отношений.Таким образом, молодёжь имеет ряд особенностей, обусловливающих специфику её положения на рынке труда. При этом необходимо иметь в виду, что в различных условиях трудовой деятельности, либо в рамках отдельно взятых организаций, особенности молодого работника могут быть интерпретированы администрацией поразному, в зависимости от приоритетов кадровой стратегии фирмы.

Ссылки на источники1.Молчанова Е.В. Политическая позиция и жизненные планы молодежи // Теория и практика современной науки. 2015. № 3 (3). 2.Молчанова Е.В., Сердюк И.И. Проблемы востребованности и конкурентоспособности специалистов. // Гуманитарные, социальноэкономические и общественные науки. –2015.–Т.3.–№11.–С.209211.3.Кузнецова И.В. Стратегическое управление социальной сферой в муниципальном образовании. // Теория и практика общественного развития. –2014. № 4. –С. 214216.4.Сердюк И.И. Проблемы конкурентоспособности специалистов. // Концепт. –2015. –Т. 13. –С. 26362640.5.Мезенцева Е.В., Королюк Е.В., Астанкова Е.Н. О качестве образовательной деятельности вуза: социологический опрос. / В сборнике: Инновационная наука: прошлое, настоящее, будущее. Сборник статей Международной научнопрактической конференции: в 5 частях. Ч. 3. –2016. – С. 207209.6.Беломестнова И.В. Человеческий капитал как фактор развития организации в современных условиях хозяйствования. / Фундаментальные и прикладные направления модернизации современного общества: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные аспектыМатериалы междунар. науч.практ. конференции: в 4х частях. Ч. 1. Отв. Ред.: Н.Н. Понарина, С.С. Чернов. –Саратов: Академия управления, 2015. –С.4748.