Жемчужины русской духовной культуры: от принцессы Гессенской до святой

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Устинова И. О. Жемчужины русской духовной культуры: от принцессы Гессенской до святой // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 1531–1535. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970321.htm.
Аннотация. Статья о великой княжне Елизавете Федоровне.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Устинова Ирина Олеговна,старший преподаватель, СПб ГИКиТ, г. СанктПетербургustinovaio@mail.ru

Жемчужины русской духовной культуры.Отпринцессы гессенской до Святой

Аннотация.Статья о Великой княжне Елизавете Федоровне.Ключевые слова: русская духовная культура, Великая княжна Елизавета Федоровна.

Духовнонравственные ценностискладывались веками и тысячелетиями, аккумулируя главное, принципиально необходимое для каждого человека, особенно ребёнка, который с всю жизнь помнит песни матери у колыбели,сказки бабушки перед сном, рассказы деда о войне, походы с отцом в храм, посещение родных могил идругих дорогих с детства мест.

Академик Д.С. Лихачев ввелпонятие «экология культуры», прежде всего означающее сбережение культурной среды, сохранение активной, действенной памяти о прошлом русского этноса, понимание невосполнимости разрушения памятников и явлений культуры и сознание страшной опасности забвения [1, c.91].Забвение в духовнонравственной среде, как известно, наиболее опасно, так как это утрата, которая приводит к пропасти непонимания между поколениями, невосполнимым потерям духовных пластов нашей культуры. Особый след в духовной культуре

ХХ века оставила немецкая принцесса и русская Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова. Судьба этой, иначе не сказать, Великой женщины, ставшей мученицей за веру, сложилась непросто, но узнаво ней, уже невозможно забыть никогда.Великая княгиня Елизавета Фёдоровна родилась 1 ноября 1864 года. Она была дочерью Великого герцога ГессенДармштадского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. В семье девочку всезвали Эллой [2, с.15] Ещё одна дочь этой четы –Алиса станет впоследствии Императрицей Российской –Александрой Фёдоровной. Дети воспитывались в традициях старой Англии,по строго установленному матерью порядку, «в доме меня научили всему» говорила впоследствии Елизавета Фёдоровна.

Мать Елизаветы, принцесса Алиса, была умной и нежной супругой, старалась уделять время не развлечениям, а детям, своей семье, заботам о своём народе. Она хорошо играла на рояле, часто принимала у себя интересных, талантливых людей. Но не только в музыке и искусстве унаследовали дети её таланты, она вложила в них твёрдые основы христианства и любовь к людям. Навещая своих родственников в России, принцесса Алиса брала своих старших детей, и таким образом Елизавета ещё с детства познакомилась и со своим будущим супругом, Великим князем Сергеем Александровичем, сыном Александра II.Таким образом, уже в детстве сформироваласьценностная система,которая сталаточкой отсчета для человека и будет опорой в течение всей его жизни[3, с.317]

Каждую субботу с большими букетами цветов дети ходили в больницу на Мауерштрассе, ставили эти цветы в вазы и разносили их по палатам больных. [4, c.16] Дети общались с больными, и,так считала мать,таким образомим прививались любовь и сострадание к людям. Принцесса Алиса была англичанкой по происхождению, но, приехав в Германию,старалась завоевать любовь народа своей новой родины (ГессенДармштадт). Она основала множество благотворительных учреждений, и большую часть своего состояния отдавала на благотворительность. Кроме того, она много работала, часто посещала госпитали, приюты, дома инвалидов, чем подорвала своё здоровье. В семье было семеро детей, регламент жизни которых был установлен матерью и строго контролировался ею. Одежда и еда оставались очень простыми, мебель в детских находилась только самая необходимая. Дети выполняли посильные работы по дому: убирали комнаты, застилали постели, топили каминыи так далее. Конечно, пример матери, уклад семейной жизни стали основой будущей жизни Елизаветы Фёдоровны. В 1878 году в Дармштадте разгорелась страшная эпидемия дифтерита, в результате которой заболели все дети, кроме Эллы, и сам герцог. Эта эпидемия унесла жизнь матери и сестры Марии, и вся забота о семье легла на плечи четырнадцатилетней принцессы Елизаветы и ее старшей сестры Виктории. А в 1884 году Елизавета приезжает в Россию, она выходит замуж за Великого князя Сергея Александровича, пятого сына Императора Александра II. Вопреки советам провести медовый месяц за границей, молодая чета предпочла поехать в имение Великого князя Сергея АлександровичаИльинское. Оно не было похоже на богатые поместья, это была самая настоящая русская усадьба, какие встречались тогда по всей России. Здесь Великая княгиня каждый день брала уроки русского языка, занималась вышивкой и рисованием, а Сергей Александрович часто читал вслух. Именнорусская речь всегда была источником информации для Великой княгини об истории новой для нее страны, ее людях, традициях, культуре. Молодая чета посетила крестьянскую деревню, в которой были школа и медпункт, но акушерки не было, а доктор приезжал раз в две недели. По просьбе Елизаветы Фёдоровны Великий князь немедленно выписал опытную акушерку для обслуживания крестьянок. Позднее Сергей Александрович построил небольшую родильную больницу для женщин из соседних деревень. [5, с.36]

Вернувшись в Петербург, Елизавета бывала на приемах и покоряла сердца простотой в обращении и сердечностью. В апреле 1891 года Великая княгиня Елизавета Фёдоровна перейдёт в православие. Не смотря на нежелание её близких родственников на родине, она мягко, но решительно сделает этот шаг. Твёрдость характера она проявляла уже в молодом возрасте. Елизавета Фёдоровна во время проживания в Петербурге много времени уделяла помощи нуждающимся, больным и обездоленным, но делала это тайно, без огласки.

В этом же году Император Александр IIIназначил своего брата, Великого князя Сергея Александровича, генералгубернатором Москвы. Времена стояли непростые и в столичных городах были часты террористические выступления, несколько затихшие в правлениеАлександре III. В богатой Москве находилось много бедноты, и вот здесь развернулась благотворительная деятельность Елизаветы Фёдоровны. Великосветских приёмов и балов она не любила, они быстро утомляли её. Частым гостем Елизавета Фёдоровна стала в домах престарелых, больницах, приютах для беспризорных детей, посещала она и заключённых в тюрьмах, стараясь облегчить участь и уменьшить страдания. Она раздавала продукты, одежду, старалась улучшить жилищные условия нуждающихся в этом людей.9 января 1905 году в России началась революция, усугубившая положение в обществе, обострившая противоречия в стране. В феврале 1905 года губернатор Москвы Великий князь Сергей Александрович был убит бомбой, террористический акт готовил революционер Иван Каляев. Елизавета Фёдоровна приехала на место убийства и своими руками собирала разбросанные взрывом куски тела мужа. На третий день она поехала в тюрьму и сказала, что принесла прощение и просила убийцу покаяться. Но Каляев отказался, иВеликая княгиня оставила в камере Евангелие и иконку, надеясь на лучшее. На месте убийства мужа Елизавета Фёдоровна установила памятник –большой каменный крест по проекту художника и архитектора В.М. Васнецова со словами Спасителя "Отче, отпусти им, не ведают бо что творят". С этого момента Елизавета Фёдоровна не снимала траура, держала строгий пост, не появлялась на приёмах.Она оставила светскую жизнь, раздала все свои драгоценности часть родственникам, в казну, а часть решила употребить на строительство дома милосердия. На Большой Ордынке, в Москве, Великая княжна приобрела усадьбу в четыре дома с садом и основала МарфоМариинскую обитель. И вот 9 апреля 1910 года епископ Трифон (Туркестанов) в церкви святых Марфы и Марии посвятил в звание сестер милосердия и любви 17 сестёр обители во главе с Великой княгиней Елизаветой Фёдоровной. Великая княгиня вела жизнь подвижницы,в обители не существовало слова "не могу".Там находилась воскресная школа для работниц фабрики, любой желающий мог взять книги в библиотеке, работала бесплатная столовая для бедных, но главным оставалась помощь бедным и нуждающимся. Елизавета Фёдоровна сама посещала бедные кварталы и помогала всем, кому это было необходимо.

Вскоре после февральской революции 1917 года к МарфоМариинской обители подошла толпа с винтовками, заявив, что есть приказарестовать настоятельницу как немецкую шпионку и забрать хранящееся в монастыре оружие. Елизавета Фёдоровна сказала, что должна сделать распоряжения, собрала сестёр и попросила отца Митрофана служить молебен. Когда солдаты, оставив оружие у входа в монастырь, осмотрели обитель, то конечно, никакого оружия они не нашли, после чего уехали.По поручению германского кайзера Вильгельма весной 1917 года шведский министр предложил Елизавете Фёдоровне помощь в выезде за границу, ноона ответила, что разделит судьбу страны, которую считает своей новой родиной и не может оставить сестёр обители в это трудное время. В обитель попрежнему шли за помощью и советом к "Великой матушке". В апреле 1918 года (шёл третий день Пасхи, и обитель посетил святейший патриарх Тихон) Елизавету Фёдоровну арестовали. На сборы дали полчаса, и когда настоятельница давала последнее благословение,все присутствующие плакали, понимая, что это последняя встреча.Великую княгиню вывезли из Москвына окраину города Алапаевска, аночью 18 июля 1918 года её вместе с другими членами Императорского дома бросили в шахту старого рудника.

Великаякнягиня Елизавета Фёдоровнапричислена к лику святых Святая великомученица Российская.Думаю, что воспитание детей, подростков, молодёжи на примере лучших высокодуховных людей прошлого и современности, соединяеттрадиции и настоящее в единое целое. Учитывая сложную, часто «запущенную»ситуацию в молодёжной среде, а в некоторых семьях подчас общению с детьми уделяется около часа в день, необходимо уделять больше внимания духовнонравственному воспитанию в государственных учреждениях, детских садах, школах, ВУЗах. А кто, как не высоко духовныйчеловек может стать примером, ориентиром в жизни молодого человекатолько вступающего в жизнь.Культуролог В.В.Касьяновпишет, что именно «традиции и обычаи сохраняют в обществе состояние равновесия и устойчивости» [6, с.26]. Через исполнение обычаев и традиций, в том числе в духовнонравственной среде,человек ощущает себя составной частью общества. Разговаривая со студентами, судивлением узнаю, что многие плохо знают историю своей страны –России,но ещё хуже они знают православные традиции, духовнонравственный опыт поколений русских людей. Хочу отметить, что курс отечественной истории на некоторых специальностях сокращен до восьми лекций, а это катастрофически мало.Понимая возможности русской традиционной культуры в формировании ценностной системы не только ребенка, но и студента, стараюсь уделить немного времени на семинарских занятиях культуре. Философ начала XXвека И.А.Ильин особое внимание уделял русской национальной культуре, как основе развития этноса. По мнению И.А.Ильина, первой задачей возрождения русской национальной культуры является восстановление культурноисторической преемственности[7, c.22]. Осуществление духовнонравственного развитиявозможно только при условии передачи детям, молодежи элементов, составных частей духовной культуры дома, в семье, и в учебных заведениях, на которых, учитывая современную ситуацию, лежит особая ответственность. Духовнонравственное воспитание подрастающего поколения, преемственность основ народной жизни, знание традиций, истории и культуры русского народа является необходимым условием успешного развития и модернизации России.

Ссылки на источники1.Лихачев Д.С. Русская культура. М., 2000.2.Миллер Л. Святая мученица Российская Великая княгиня Елизавета Фёдоровна. М., 2011.3.Устинова И.О. Сборник статей XXМеждународной конференции«Ребёнок в современном мире»РГПУ им. А.И.Герцена4.Миллер Л. Святая мученица Российская Великая княгиня Елизавета Фёдоровна. М., 2011.5.Миллер Л. Святая мученица Российская Великая княгиня Елизавета Фёдоровна. М., 2011.6.Касьянов В.В. Культурология: Учебное пособие для высшей школы/ В.В. Касьянов. –Изд. 3е, испр. и доп. –РостовнаДону: Феникс, 2010.7.Лавров А.Г.Философия культуры И.А.Ильина. М., 1997.