Особенности проектирования коллекции одежды в художественной системе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Болдырева Л. М. Особенности проектирования коллекции одежды в художественной системе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 1526–1530. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970320.htm.
Аннотация. Автором проведен анализ особенностей проектирования коллекции одежды в художественной системе с целью определения творческой концепции, которая в дальнейшем воплощается прежде всего в художественном образе.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Болдырева Леся Михайловна,преподаватель кафедры Технологии и Дизайна ФГБОУ ВО "Армавирский государственный педагогический университет" Краснодарский край, г. Армавираспирант "Омского института технологии и дизайна", г. Омскlesenka27@mail.ru

Особенности проектированияколлекции одежды вхудожественной системе

Аннотация.Авторомпроведен анализ особенностейпроектирования коллекции одежды в художественной системес целью определения творческойконцепции, котораяв дальнейшемвоплощается, прежде всего, в художественном образе.Ключевые слова:проектирование, творческая концепция, виды коллекций.

При анализе, который проводится на начальном этапе проектирования, сопоставляются данные о желаемых функциях вещи, комплекс вещей или среды, об облике проектируемого изделия и среды, о способе изготовления, наличии аналогов предполагаемого объекта. Анализ выявляет недостатки существующих изделий, пожелания потребителей. Исследования включают социально экономический анализ, функциональный анализ, то есть исследование способов использования изделия, исследование структуры потребностей различных групп населения и наиболее эффективных с точки зрения затрат способов их удовлетворения, исследование материалов и возможных способов изготовления изделия, анализ формы, то есть исследование структуры изделия и ее аналогов, поиск вариантов композиционных, конструктивных и пластических решений [1, 2].На основе проведенных исследований и анализа аналогов рождается творческая концепция, которая воплощается, прежде всего, в художественном образе. Образ рождается либо на бумаге при создании эскиза и затем превращается в макет, затем в модель, либо при работе непосредственно с материалом в процесс макетирования и макет воплощается в модель.Авторские коллекции. Кавторским коллекциям относятся и коллекции, созданные дизайнерами для показа на выставках, ярмарках, для участия в творческих конкурсах. В таких коллекциях демонстрируется индивидуальное видение мира, пропущенное через призму авторского стиля; создаютсяавторские коллекции. Они демонстрируют авторскую индивидуальную творческую концепцию дизайнера. Авторскими коллекциями могут быть как коллекции высокой моды, так и коллекции класса «претапорте», представленные признанными мастерами мира моды. Авторские коллекции могут быть как пригодными для носки, так и не совсем(рисунок 1).







Рис.1.Авторская коллекция









Рис. 2.Сезонная коллекция

Коллекции, формирующиеся с учетом сезонности (весналето и осеньзима, иногда –весна, лето, осень, зима), называются сезонными коллекциями(рисунок 2).Промышленная коллекция –должна быть в первую очередь удобной в носке, и свободная в движении. Промышленная одежда применяется в промышленных и других местах,где необходима форма одежды, для защиты и для безопасности (рисунок 3).









Рис. 3.Промышленная коллекция

Адресная коллекция –это одежда выпускается в малых объемах и направленна на определенные коллекции: свадебные платья, для переменных, для полных, для подростков, для младенцев (рисунок 4).









Рисунок 4–Адресная коллекция

Рис. 4.Адресная коллекция

Pretaporter–в дословном переводе pretaporter «готово к употреблению». Входящие в эту группу модели одежды изготавливают большими партиями и реализуют в маленьких бутиках, принадлежащих домам моделей от кутюр и в больших универмагах. Разница в цене между моделью от кутюр и изделием претапорте одной и той же фирмы очень существенная [3]. Претапорте называют также модели одежды, создаваемые вне домов моделей от кутюр для массового производства и именовавшиеся раньше конфекционом —готовой одеждой. Под этим названием подразумевается обычно та часть массовой продукции, в которой наиболее остро проявляется мода данного момента и которая изготовлена не в столь больших тиражах, как обычные массовые изделия (рисунок 5).











Рис. 5.Претапорте

Первые попытки тиражирования высокой моды, означавшие фактическое рождение претапорте, были предприняты после Первой мировой войны модельерами Пакен, Г. Шанель, Вионне, Жанной Ланвен, Соней Дегоне, Эльзой Скьяпарелли, Полем Пуаре, но окончательно это направление утвердилось в конце 50х –начале 60х годов XX века; популярность демонстраций созданного в 1960 году салона претапорте практически сравнилась с вниманием, оказываемым коллекциям от кутюр. В отличие от показов от кутюр, их демонстрируют в апреле и октябре, на 6 месяцев раньше сезона, причем они не ограничиваются традиционным конфекционом: часть коллекций имеет выставочный характер и не предусмотрена для копирования. В демонстрациях принимают участие известные фирмы Сен Лоран, Карден, Диор и независимые модельеры (Рикел, Бис, Лагерфельд) [3, 4].От кутюр (франц. haute couture) –швейное искусство на высоком уровне, в более узком значении –уникальное творчество ведущих парижских Домов моделей, задающее тон в международной моде, большая, или высокая, мода (рисунок 6).









Рис. 6.Коллекция одежды от кутюр

Кутюром называют также отдельные модели, изготовляемые в знаменитых домах моделей для заказчиков по меркам. Понятие «от кутюр» появилось во второй половине XIX века. Зарождение его связано с именем английского модельера Чарльза Уорта (Charles Frederick Worth), открывшего в 1858 году свой бутик в Париже. «Детища» фантазии Уорта и его коллег высоко котировались не только изза дорогих материалов и великолепной обработки, самым главным было имя создателя, делавшее платье произведением искусства, которое могло быть выполнено только для заказчика, занимающего высокое положение в обществе.Авторитет Парижа стал непререкаемым для аристократов и буржуа многих стран. В 1868 году был создан Парижский комитет профсоюзов швейной промышленности, который до настоящего времени объединяет ведущие дома моделей Парижа и регулирует правовые вопросы, касающиеся моды. В начале XX века круг от кутюр объединял 20 модных фирм, во главе которых стояли сыновья Ч. Уорта, Дусе, Пакен, Лаферьер, Шерюн, сестры Калло, Редферн и др. В 1913 году была введена договоренность, запрещающая копирование моделей, а в 1943 году –закон, на основании которого модельеры получили равные права с работниками искусства и литературы. В высокой моде начала нынешнего века царил Пуаре. Более полувека угадывала желания женщин легендарная мадам Шанель.В 30е годы в моде от кутюр работали мадам Вионне и мадам Скиапарелли (рисунок 7). Первая из них пропагандировала драпировку из косой ткани, другая ввела квадратные плечи, считавшиеся на протяжении 15 лет самым стильным элементом одежды. Лишь в 1947 году Дом моделей К. Диора отказался от них и тем самым вызвал настоящую революцию в моде. В1955 году явилось сенсацией платьемешок Баленсиага [4].









Рис. 7.Работа кутюр 30е годы

В 60е годы вызвало шумиху мини, на протяжении почти десяти лет формировавшее моду на самых разных материках. С минимодой тесно связано имя А. Куррежа. Архитектор по образованию, он стремился привнести и в одежду конструктивные элементы, светлые краски и геометрические поверхности, свойственные модному в то время строительному делу. Модели Куррежа были адресованы в основном очень молодой, очень модной женщине «космической» эры: брючные костюмы, длинные сапоги, большие оправы очков. В 60е и 70е годы наибольшим успехом пользовались модели Ив СенЛорана. На его коллекции оказали влияние абстрактное искусство, ностальгические настроения, цыганская романтика, военная форма, пустыня Сахара и степи Киргизии, хотя СенЛоран наряду с самыми фантастическими моделями предлагает и классику –блейзер, тренчкот и кардиган [5].В настоящее время Ассоциация высокой моды объединяет 20 знаменитых домов, на взносы которых осуществляются мероприятия по охране авторских прав кутюрье. Два раза в год —в начале февраля и в конце мая –в Париже проходят демонстрации мод от кутюр; в коллекции должно быть не менее 75 моделей с обязательным присутствием вечерних туалетов. Каждая модель от кутюр имеет собственный номер, так как выполняется в единственном экземпляре вручную без применения лекал, форму будущего наряда придают ткани булавками, потом на сколотые места наносят метки и по ним кроят. На пошив одной модели уходит от ста до пятисот часов. Продолжительность работы, стоимость и количество ткани, использование вышивки, батика и других способов декорирования определяют стоимость платья от кутюр, которая для всех моделей является очень высокой: купить их могут не более двухтысяч клиентов во всем мире, основная часть которых проживает в Арабских Эмиратах.Тем не менее, высокая мода существует и, по мнению французского кутюрье, в пятом поколении Оливье Лапидуса, «это тот высочайший уровень ремесла, благодаря которому можно поддерживать создание недорогой, но модной и добротной одежды для широких масс». Безупречные технически, яркие, роскошные журналы мод доводят высокую моду до знатоков моды и швейного дела. Понятие от кутюр на мужскую моду не распространяется.Капсульные коллекции.Этот термин хорошо знаком тем, кто увлекается модой. Людям, далеким от этого мира, непросто догадаться, что значит «капсульная коллекция». Капсульная коллекция –самостоятельная, отдельная коллекция в рамках какоголибо бренда. Она создается либо известным дизайнером, приглашенным специально из другого бренда, либо какойто знаменитостью, пожелавшей поучаствовать в выпуске модной одежды.Впервые такая коллекция, состоявшая из тридцати двух уникальных вещей, была разработана в 1969 году для каталога La Redoute известным дизайнером Эмануэлем Каном. Капсульная коллекция одежды создается для того, чтобы сеть магазинов приобрела более широкую известность за счет сотрудничества с именитым дизайнером, а покупатели смогли приобрести эксклюзивный товар, который делается для них доступным. Марка одежды таким образом увеличивает число продаж, становится более популярной и доступной. Кроме того, совместные коллекции известных дизайнеров с марками одежды помогают и марке, и дизайнеру поновому раскрыться в творческом плане. Поэтому создание капсульных коллекций сегодня считается одной из самых удачных маркетинговых стратегий [5].

Ссылки на источники1Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды. –М.: Академия, 20002Р.В. Мищенко; «Основы художественной графики костюма»; 2008г3Этапы развития манекена [электронный ресурс]. Режим доступа:http://modagid.ru4Изготовление швейного манекена [электронный ресурс]. Режим доступа: http://alldayplus.ru5Мода в эскизах. Артальбом российских дизайнеров [электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ozon.ru/context/detail/id/22608360/