Формирование конфликтологической компетентности у сотрудника полиции

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Возженикова О. С. Формирование конфликтологической компетентности у сотрудника полиции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 1536–1540. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970322.htm.
Аннотация. Статья посвящена актуальной сегодня проблеме формирования конфликтологической компетентности у сотрудника полиции. В статье рассматриваются причины конфликтного взаимодействия с гражданами, а также стратегии, методы, приемы и техники урегулирования конфликтов сотрудником ОВД в профессионально значимых ситуациях.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Возженикова Ольга Сергеевна,кандидат психологических наук,старший преподаватель кафедры кадрового и моральнопсихологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России, г.ТюменьVozzhenikova12@mail.ru

Формированиеконфликтологической компетентностиу сотрудника полиции

Аннотация.Статья посвящена актуальной сегодня проблеме формирования конфликтологической компетентности у сотрудника полиции. В статье рассматриваются причины конфликтного взаимодействия с гражданами, а также стратегии, методы, приемы и техники урегулирования конфликтов сотрудником ОВД в профессиональнозначимых ситуациях.Ключевые слова: конфликтологическая компетентность; стратегии поведения в конфликте; техники урегулирования конфликтов; основные способы и методы разрешения конфликтов; механизмы развитияконфликтов; действия сотрудника полиции по разрешению конфликтас гражданами.

В настоящее время в связи со сложной внешнеполитической, экономической и социальной обстановкойв Российском обществе профессиональная деятельностьсотрудников полиции протекают в непростых условиях, зачастую связанных с риском для их жизни и здоровья. К числу распространенных опасных ситуаций в деятельности сотрудников органов внутренних дел традиционно относят:преследование и задержание вооруженных преступников;освобождение заложников; побег правонарушителей изпод стражи с применением насилия в отношении охраны или конвоя;нападение на сотрудников органов внутренних дел с целью завладения огнестрельным оружием; активное физическое сопротивление сотрудникам полиции, а также неуправляемая конфликтная ситуация, зачатую, возникающая изза отсутствия компетентностиу сотрудника в области урегулирования конфликтов с гражданами.

Особое внимание в статье хотелось бы уделить именно рассмотрению проблемы конфликтного взаимодействия сотрудника полиции и граждан. Предполагается, что проявление конфликтологической компетентности в сложных ситуациях взаимодействия с гражданами должно быть нормойповседневного поведениясотрудника полиции.Сам конфликт,будучи формой взаимодействиялюдей, носящийхарактер столкновения, противоборства, с позиции каждой из сторон представляет собой деятельность:развертывающуюся в двух планах: внутреннем (мысли и чувства) и внешнем (действия и поступки);складывающуюся из определенных этапов, цепочки действий, которые и приводят к его эскалации.В деятельности сотрудников полиции можно определить два рода причин конфликтов:объективные независящие от участников конфликта обстоятельстваи субъективные намерения и действия сторон конфликта (сотрудника полиции и гражданина).Кроме того, конфликты могут возникать как стихийно, так и целенаправленно(например, 1) при несоблюдении сотрудником правил профессионального общения, либо 2) изза целенаправленной провокации со стороныгражданских лиц, преступных элементов и др.Рассматривая разновидности конфликтов, встречающиеся в профессиональной деятельности сотрудников полиции, необходимо объяснитьи механизмы их развития[1]. Так эмоциональныеконфликты возникают,когда основной движущей силой конфликта являются негативные эмоции, раздражение, обида, злость и т.п., а на более глубоком уровне

это чувства мести, зависти, преступных намерений и прочее. Интеллектуальнопознавательные конфликты возникают, когда общающимися сторонами движет то или иное понимание положения дел, представление о других людях, участниках конфликта, их действиях и причинах последних. Мотивационные конфликты возникают, когда сотрудниками либо гражданами движут побуждения, интересы, мотивы, цели разного рода. Например, стремление к власти, получение выгоды, продвижение по должности, интересы дела, стремление внедрить новшество, желание бороться с недостатками, самоутверждениеи пр.Ценностнонормативные конфликты возникают между сотрудником и гражданином тогда, когдаидейные взгляды и убеждения взаимодействующих сторон, ценности и нормы, связанные с принадлежностью человека к той или иной социальной, национальной, профессиональной, возрастной, религиозной группе не совпадают, либо выходят за рамки правового поля.Грамотный анализ сотрудником полиции ситуации конфликта с гражданином позволит прояснить все основныесоставляющиеконфликтной ситуации:

изза чего возник конфликт, в чем его предмет;каковы причины конфликта; личность гражданина: его намерения, видение ситуации, состояние, силы и ресурсы; сама ситуация, в которой происходит конфликт: отношение к конфликтуокружающих людей, реакция на него;собственные возможности сотрудника в ситуации конфликта и ресурсы. Сотрудникам полиции в ситуации конфликтного взаимодействия с гражданами, необходимо решать для себя: что делать, какую выбрать линию поведения, как справиться с возникшей конфликтной ситуацией.Следует всегда помнить, что в науке конфликтологии выделяется пять стратегий поведения в конфликте[2]:уход от взаимодействия с человеком, с которым мы оказались в конфликтной ситуации;уступки противной стороне, приспособление к ней, сдача тех или иных своих позиций;поиски компромисса, возможностей частичного удовлетворения интересов сторон;попытки наладить сотрудничество для совместного решения возникшей проблемы; вступление в противоборство, конфронтацию, стремление подчинить противника, заставить его отказаться от своих притязаний.Чем глубже, точнее и правильнее сотрудник полиции вникнет в ситуациюконфликтас гражданином, тем легче ему будет найти приемлемое, оптимальное решение возникшей ситуации.На выбор той или иной стратегии поведения в конфликте сотрудником полиции влияют разные факторы:наличие достоверной информации о сложившейся ситуации;степень возможность разрешить конфликтмирным путем;возможность компромиссного решения конфликта, привлечения иных подходовдля разрешения проблемы;наличные и потенциальные силы для урегулирования конфликта.При выборе линии поведения в ситуации конфликта сотруднику полиции особенно важно:не терять этических, нравственных ориентиров и ограничителей;считаться с реальной ситуацией, не забывать, что можно «перегнуть палку»;стремиться урегулировать конфликт мирным путем, используя разные стратегии.Основные навыки поведения в конфликтедля сотрудника полиции должны быть:управление эмоциями в конфликтеипрежде всего, надо уметь владеть собственными эмоциями. Деструктивную силу эмоций необходимо разрешать и переключать в иную плоскость. Не стоит забывать и о позитивной роли эмоций в конфликте.

Основой формирования навыка управленияэмоциями является овладение такими техниками, как: техника эмоциональной саморегуляции в конфликте; техника эмоциональной разгрузки ситуации; техника мобилизации позитивных эмоций; техника слушания оппонента в конфликте.Слабое развитие у сотрудника полиции навыков управления конфликтом часто приводит к эскалации конфликтас гражданскими лицами, вплоть до возникновения экстремальной ситуации, которая может закончиться трагически: причинением тяжкого вреда здоровью либо гибелью одной из конфликтующих сторон. Подводя итогисказанному, с уверенностью можно сказать, что без развитой конфликтологической компетентности сотруднику полиции трудно осуществлять свою профессиональную деятельность на высоком уровне.

Ссылки на источники1.Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб: Питер, 2002. 2.Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов 4е изд. исп. и доп. М.: Эксмо, 2013.