Дельфийский оракул накануне и во время Пелопонесской войны

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кожемякина О. О. Дельфийский оракул накануне и во время Пелопонесской войны // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970327.htm.
Аннотация. В данной статье рассматривается влияние пророчеств Дельфийского оракула на политику религиозного центра Эллады – Дельфы, которые играли ведущую роль в главных политических событиях V–IV вв. до н. э. Так же в статье рассматриваются пророчества Оракула в контексте межполисных отношений и при изучении внутриполитических конфликтов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кожемякина Ольга Олеговна,магистрант, ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г. И. Носова»,г.Магнитогорскcherry9308@yandex.ru

Дельфийский оракул накануне и во время пелопонесской войны

Аннотация. В данной статье рассматривается влияние пророчеств Дельфийского оракула наполитику религиозного центра Эллады –Дельфы, которые играли ведущую роль в главных политических событиях VIV вв. до н.э. Так же в статье рассматриваются пророчества Оракула в контексте межполисных отношений и при изучении внутриполитических конфликтов. Ключевые слова: Дельфийский оракул, пророчество, Пелопонесская война, Амфиктиония.

Дельфийский оракульныйцентр являлся местом поклонения древних греков в незапамятные времена и центром исследования современных ученых сейчас. Пелопонесская война являетсявторым крупным общеэллинским конфликтом в древней Греции в классический период (после Грекоперсидских войн). Отмечу что Пелопонесскую войну можно отнести к внутренним войнам на территории Греции, так как и афинян и спартанцев можно отнести к эллинам.К моменту, когда Грекоперсидские воины были закончены, Дельфы еще переживают свой золотой век, но могущество святилища гаснет. Именно в Vвеке до н.э., мы можем наблюдать появление большого количества статуй и строительство сокровищниц. В этот период были построены сокровищницы афинян и сикионцев, возведены храмы Афине и Алкмеонидов.Главное для нас выяснить какие взаимоотношения были у Дельф с главными противостоящими друг другу силами того периода –Афинами и Спартой. Нужно учесть, что в этот период немаловажную роль играет Амфиктиония.После череды побед эллинов над персами в 478 г. до н.э. на совете Амфиктионии спартанцы предлагают исключить из Дельфийского союза те народы, которые не принимали участия в борьбе против варваров. Афины высказывались против. Свидетельство этого инцидента мы видим у Плутарха, который рассказывает о том, как Фемистокл высказывается против того, что нужно исключить тех, кто не принимал участие в войне, делает акцент на том, что города принимавшие участия в войне в большинстве своем маленькие, и их общее количество 31. Фемистокл принимая решение о том, что нужно не допускать того, чтобы ктото был исключен из союза, боялся, что при исключении безучастных все решения будут приниматься исключительно лакедемонянами [4; Фемистокл, XX].Одними из тех, кого хотели исключить из союза были фессалийцы, против которых совершал поход Левтихид [1; VI, 72]. Фессалия имела в союзе привилегированное положение, а так же контролировала голоса немногочисленных племен. Возможно, поэтому спартанцы хотели исключить Фессалию, одного из сильных и влиятельных оппонентов Амфиктионии, для утверждения своей политики [8; S. 43].Взаимоотношения между Спартой и Дельфами абсолютно другого типа. Спарта и Дельфы близки между собой как в духовном, так и в политическом плане. Спарта по сравнению с Афинами всегда была более консервативна в своих традициях. Афины, являясь духовным центром Эллады, всегда отличались тем, что в умах афинян было много авантюрного, афиняне всегда испытывали и изобретали чтото новое. Взаимоотношения между Дельфами и царями Лакедемона очень хорошо видны у Плутарха [4; Ликург, 6]. Так же свидетельства обращения спартанцев в Дельфы мы видим у Геродота. После смерти Аристодема у него осталось два сына. Лакедемонян решили наречь царем старшего, ноникак не могли узнать кто из двух мальчиков старше, так они были похожи. Пифия, у которой спросили какого мальчика назвать царем, сказала что назвать нужно назвать обоих, но чтить старшего [1; VI, 52]. Именно с этого момента и берет свое начало двойная царская власть в Спарте. Еще одним доказательством тесных связей между спартанскими царями и Дельфам, можно считать одобрение, данное Аполлоном Пифийским на то, чтобы Клеомен завоевал Аргос [1; VI, 76]. Очень интересным является так называемое пророчество охромом царствовании. Это пророчество вспомнили во время борьбы за царский престол Агесилая и Леотихида. Лисандр, пользовавшийся в Спарте большим уважением и авторитетом, после побед над афинянами в море, предложил передать царскую власть Агесилаю, говоря о том, что Леотихид –незаконнорожденный. Спартанцы уже было поддержали Агесилая, как некий предсказатель Доиней, который был весьма осведомлен божественных делах, заявил о том, что передавать власть хромому –грех, аргументировав это пророчеством пифии. Лисандр же, высказался о том, что в пророчестве хромой значит не физический недостаток, а то, что человек незаконнорожденный, а значит хромое царствование будет тогда, когда власть будет у Леотихида, так как он не из рода Гераклидов. После этого Агесилая признали законным царем [4; Агесилай, 3]. Абсолютно другая трактовка хромого царствования у Диодора. Диодор рассматривает пророчество как предмет обсуждения военной политики. Так, на собрании герусии большинство молодых людей высказалось за то, что нужно вернуть морское первенство Спарты, которое было отобрано Афинами. В доказательство, чтобы начать военный поход, они вспоминают хромое предсказание в котором, по их мнению, говорится что гегемония Спарты в Греции, не была хромой, а была как на суше, так и на море. Прямому потомку Геракла –Гетоемариду удается отговорить спартанцев идти против Афин в море, и лакедемоняне отказываются от этой идее [2; IX, 50].Конечно же, независимое положение Дельф устраивало его жречество, ведь доходы Дельф принадлежали толькоДельфам, и не нужно было делиться. Как свидетельствует Плутарх освобождение Дельф для спартанцев было очень важной целью [4; Кимон, 17]. Фокидяне же при каждом удобном случае представляли свои претензии на контроль над Дельфами, что мы видим во Второй священной войне и даже в Третьей священной войне. По сути, борьба между Афинами и Спартой росла и мы можем говорить, что с одной стороны были Спарта и Дельфы, а с другой Афины и Амфиктиония. Решающим действием стала битва у Танагры, в которой одержали победулакедемоняне [6; I, 6108]. Но оправившись после сражения Афины, нарушили перемирие, заключенное со Спартой и под командованием Миронида вошли в Центральную Грецию. В битве при Энофитах под контролем Афин оказались Боетия, Восточная Локрида и Фокида. После победы Афин, был заключен договор с Амфиктионией по которому, Амфиктиония подчинялась исключительно афинской политике. Как отмечает Г. Цайльхофер такое положение сохранялось до 454 г. до н. э., пока Афины, сражавшись при Короне, не потеряли контроль за Средней Грецией.После заключения мира с Агросом и Афинами, Спарта решается вмешаться в дела Дельф. Об этом вскользь упоминает Фукидид [6; I, 112]. Так он говорит о том, как спартанцы пришли и передали святилище обратно дельфийцам, но позже пришли афиняне ивернули святилище под влияние Фокиды. Плутарх сообщает о том, что за освобождение Дельф от фокидян, спартанцы получили приоритетное право вопрошать Оракула вне очереди. Лакедемоняне, написали это на лбу медного волка [4; Перикл, 21]. Следует отметить чтопо сообщению того же Плутарха Перикл добился такого же права и для афинян, и написал такую же надпись на правом боку того же медного волка [4; Перикл, 21].Итак, Дельфы вернулись к фокидянам, но обретают независимость после поражения афинян при Короне [8; S. 50]. Независимая позиция Дельф была восстановлена и Дельфы потребовали у фокидян компенсацию за беззаконное обращение фокидян со святилищем. Как рассказывает Диодор, на деньги, которые выплатили фокидяне, была возведена бронзовая статуя Аполлона огромных размеров, которая являлась символом божественного триумфа над теми, кто непочтительно относится к божеству [2; XVI, 33]. Спартанцы добились своего –Дельфы обрели независимость.Дельфы были вовлечены в решение конфликта между колонией и монополией, которые привели к началу Пелопонесской войны. Как рассказывает Фукидид, жители Эпидамны воевали много лет с соседями варварами, потеряв свое могущество, главы знатных родов, которые незадолго до войны были изгнаны из города, объединились с варварами и вместе с ними грабили жителей Эпидамны. Горожане отправляют посольство в Керкиру, т.к. она являлась их метрополией, с просьбой о помощи, но не получив никакого ответа, послы уехали обратно в Эпидамну [6; I, 24]. Поняв что от Керкиры помощи не получат, эпидамняне отправляют посольство в Дельфы, для того чтобы спросить следует ли попросить покровительство у Коринфа, т.к. он являлся их второй метрополией, и просить у него помощи в военных делах, на что оракул ответил что город нужно отдать под покровительство Коринфа, т.к. основатель Эпидамны происходил из Коринфа. Жители эпидамны так и сделали [6; I, 25]. Как указывает сам Фукидид это и стало поводом к началу войны [6; I, 23]. Эпидамн был осажен керкирянами после того, как те узнали что в городе находится гарнизон корфинян. Примечательно то, что когда Коринф готовился отправлять военную помощь Эпидамну, то противники этого решения предлагали передать власть над Эпидамном какомулибо другому пелопонесскому городу, либо Дельфийскому оракулу. Но, ни одно предложение не было принято Коринфом [6; I, 28]. Этот случай является показательным, как Дельфы были авторитетны в колонизационных делах, хотя ранее и оказывали поддержку Коринфу, даже если он являлся метрополией. Однозначную позицию Дельф накануне Пелопонесской войны показывает Фукидид. Лакедемоняне, как хранители и люди глубоко верующие и соблюдающие традиции, перед тем, как открыто, вступить в противостояние с Афинами, отправляются в Дельфы за советом и ответом на вопрос нужно ли им начинать войну. Ответ пифии был весьма конкретен. Оракул говорит, что если спартанцы будут воевать во всю силу, то одержат победу, а Оракул –званый или нет –будет на их стороне [6; I, 118]. Это прорицание прямо говорит о проспартанской позиции Дельф. Скорее всего, такую позицию можно объяснить тем, что за последние несколько десятилетий Дельфы, не раз оказывались под покровительством фокидян, которые пользовались поддержкой Афин. Дельфийское жречество видело в Спарте противовес Афинам если те выиграют войну, то, как и планировал Перикл, над Дельфами будет господствовать фокейцы. Поэтому позиция оракула вполне понятна и оправдана [8; S. 57].Это же пророчество мы видим уже тогда, когда в Афинах начинается эпидемия чумы [6; II, 54]. Это доказывает то, что афиняне знают о существовании такого пророчества. Также у Фукидида можно увидеть, как афиняне своеобразно трактуют пророчество. По их мнению, чума, которая появляется после вторжения пелопонессцев и практически не распространяется на самом полуострове, является исполнением этого пророчества, которое приходится на руку лакедемонянам [6; II, 54]. Такая расшифровка пророчества является вполне реалистичной. По поверьям греков Аполлон является богом, способного как насылать, так и лечить от болезней. Об Аполлоне как о спасители от чумы говорит и Павсаний. Автор пишет об эпидемии в Афинах и рассказывает, что жители Илона, последовав совету Оракула и совершив священнодействия, избавились от болезни, какая была и у афинян. В благодарность Аполлону в Дельфах была отправлена статуя медного козла [6; X, 11, 5].У Фукидида мы можем встретить свидетельство того, как Дельфы становились местом сбора войск Пелопонесского союза. С целью наказать жителей Навпакта, которые призвали на помощь афинян [6; III, 100101]. Следует отметить тот факт, что некоторое количество гоплитов пришли из колонии Гераклеи, при основании которой принимал участие Дельфийский оракул. Спартанцы, основывая колонию Гераклею в Трахинии как обычно отправили послов спросить относительно своих действий, на что получили одобрение от Оракула на строительство колонии. По словам Фукидида, спартанцы основывались не только с целью помочь трахинянам и дорийцам в борьбе против своих соседей этейцев, но и стратегическое положение города [6; III, 92]. Не случайно при выборе Дельф, как место сбора союзных войск, учитывались их стратегическое положение [8; S. 6263]. Ведь как сообщает Фукидид к войску с Пелононесса, принадлежали так же гоплиты из Гераклеи и Амброктионии и Талии [6; III, 107]. Поэтому Дельфы являлись отправной точкой для выхода войск и начала похода на Навпакт.Долгое время безуспешных военных походов заставляли обе стороны задуматься о перемирие. Попытки заключения мира начались с возвращением в Спарту царя Плистоанакта. Его отправили в ссылку за то, что он был подкуплен Периклом. Находясь в изгнании, он жил на горе Ликей в Аркадии на границе с Лаконией [6; II, 21]. Как сообщает Фукидид, возвращение царя в Спарту сопровождалось торжествами и многочисленными жертвоприношениями, так, как делали при первых основателях Лакедемона. На его возвращении настаивала пифия, говоря о том, что если спартанцы не вернут своего царя, то им придется пахать землю серебряным лемехом [6; V, 16].Нет сомнения в том, что война внесла свои изменения в количестве вопрошавших паломников и гостей, приезжающих вовремя праздников [8; S. 6465]. Надежды Дельф на мир оправдались, т.к. весной 423 г. до н.э. был заключен договор о перемирии сроком на один год [6; IV, 117]. Примечательно то, что центральное место в договоре отводилось Дельфам: «О святилище и оракулеАполлона Пифийского мы постановляем, чтобы всякий желающий по отеческим обычаям вопрошал оракул без обмана и страха. Лакедемоняне и присутствующие союзники обещают также послать глашатаев к беотийцам и фокийцам, чтобы по возможности убедить и их. Об имуществе бога заботиться и вам, и нам, и всем желающим по обычаям предков, принимая меры для розыска провинившихся, поступая при этом всегда по праву и справедливости, согласно обычаем отцов. Так постановили об этом лакедемоняне и остальные союзники». [6; IV, 118]. Первое, что мы видим, это то, что теперь появился свободный доступ для всех, кто этого пожелает. После этого договора Афины и их союзники получили возможность беспрепятственного обращения к Оракулу. Так же в договоре есть пункт, в котором идет речь о расследовании преступления совершенного с божественным имуществом.Как мы знаем, весной 421 г. до н.э. договор о перемирии был заменен на договор о Никиевом мире. Как рассказывает Фукидид, стороны произнесли торжественные клятвы друг другу [6; V, 17]. В первой части договора, уже по традиции, решались вопросы религиозного характера: «Относительно общих святилищ: всякий желающий может по законам предков приходить и совершать там жертвоприношения, вопрошать оракулы и посылать праздничные посольства сушей и морем беспрепятственно. Священный участок и храм Аполлона в Дельфах, и народ дельфийский пусть будут независимы, по обычаям отцов, с правом самообложения и пользования налогами для себя со своим собственным судом над людьми и страной» [6; V, 18]. Мы видим, что по договору все эллины получают беспрепятственный доступ и действие религиозного и сакрального характера натерриториях общегреческих святилищ. Следует отметить, что если в договоре о перемирие о религиозном месте говорится только в контексте Дельф, то сейчас речь идет о всех греческих святилищах такие как прежде всего Дельфы, Олимпия, Истминское святилище, Афинский Акрополь, в Лакедемоне в храмах Акомеона в Аменклах. Именно в этих местах по договору греки должны были поставить столбы с текстом договора. Интересен тот факт, что Олимпия и святилище на Истме в период первого десятилетия Пелопонесской войны находились под спартанским влиянием, а после этого договора они, как и Дельфы были открыты для всех желающих. Так же в договоре делается акцент на автономности Дельф, со своими порядками, колониями, юриспруденцией в соответствии с древними обычаями.Если в первыйпериод Пелопонесской войны проспартанская позиция Дельф не вызывает сомнения, то в последующий период политика Оракула поразному оценивается историками. Я склоняюсь к точке зрения Г. Парка, в которой он предполагает, что позиция Дельф, после заключения мира являлась нейтральной, которая может изначально показаться верхом мудрости и справедливости, но на самом деле является свидетельством умения Дельф быть в роли судьи в военной политике [7; Р. 197199]. Но, есть ученые и с другой точкой зрения. Так Г. Цайльхофер утверждает, что после заключения Никиева мира 421 г. до н.э. происходит сближение Дельф и Афин [8; S. 7375]. По его мнению, начало сближения вовсе не обозначало разрыва отношений со Спартой, а скорее было осознанным восстановлением нарушенных войной связей общегреческого святилища.Самое значительное событие второго этапа Пелопонесской войны –провальная афинская экспедиция на Сицилию. Древние авторы говорят о том, что во время принятия решения о походе, афиняне обращаются к разным оракулам, и происходило много негативных знамений. Павсаний, говоря о неверном толковании пророчества, приводит пример, в котором рассказывает, как афиняне получили весть из Додоны с советом заселить Сицилию. Как поясняет сам Павсаний, Сицилией называли небольшой холм, недалеко от Афин. Афиняне же поняли пророчество как поход на чужую землю и начали войну с сиракузянами [3; VIII, 11]. В заключение попробуем проследить взаимоотношения Афины –Спарта –Дельфы во время Пелопонесской войны и посмотреть на итоги войны с точки зрения Дельф как общегреческого святилища. Сближение Спарты и Дельф после захвата святилища фокидянами однозначно способствовало поддержке со стороны Дельф Спарте, а Дельфы, пользуясь своим бесспорным влиянием на царский спартанский институт и лакедемонян в целом, добиваются своей автономности и независимости. Договор о перемирии 423 г. до н. э., пусть и не сразу, но еще до окончания военных действий сделали святилище открытым для паломников –союзников Афин. Договор о мире 421 г. до н. э. окончательно закрепил автономность и при этом обозначил каждый элемент: общину, храм и священный участок. После заключения мира мы можем предположить что Дельфы пытаются восстановить статус панэллинского религиозного центра, но, к сожалению историческая традиция не сохранила таких свидетельств. По нашему мнению святилище сохранила свою проспартанскую позицию. Активность в поддержке политике и обсуждения статуса святилища говорит о его авторитетности и значения для греков. Пророчества и, что немаловажно их толкование, имеливесьма большой политический вес в противостоянии Афин и Спарты. Каково было влияние Оракула в то время мы можем увидеть у Плутарха, который рассказывает, как Лисандр сочинил ложные пророчества пифии. Попытки подкупить пифию оказались безуспешными [4; Лисандр, 25]. Это свидетельство является ярким примером не только значения, но и влияния оракула на жизнь эллинов. Плутарх показывает, с какой бесцеремонностью и верой во влияние на политику религиозного центра Лисандр принимает решение о подкупе. Мы можем сказать, что именно с такого поступка Лисандра можно обозначить время роста скептицизма, перемены в изменении норм жизни и ценностей, роста духовных перемен. Далее начинается период упадка и заканчивается время особого вмешательства Дельф на политическую жизнь Эллады.

Ссылки на источники1.Геродот, История –М.: Академический проект, 2014. 2.Диодор Сицилийский, Историческая библиотека–СПб.: Алетейя, 2005. 3.Павсаний, Описание Эллады в 2х томах –М.: АСТ, 2002. 4.Плутарх, Сравнительные жизнеописания–М.: Олма Медиагрупп, 2015. 5.Строгецкий В. М. Полис и империя в классической Греции: Учебное пособие –Н. Новгород, 1991.6.Фукидид, История –М.: Академический проект, 2012. 7.Parke H.W., Wormell D.E.W. The Delphic Oracle. Vol 1. The history [Monograph] –Oxford: Blackwell, 1956. 8.Zeilhofer G. Sparta, Delphoi und die Amphiktyonen im 5 –Jahrhundert vor Christus, Diss, Erlangen, 1959.