Роль информационного менеджмента на международных предприятиях

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Агафонова М. С., Дядечкина Л. В. Роль информационного менеджмента на международных предприятиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 206–210. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970368.htm.
Аннотация. Статья посвящена способам и методам ведения информационного менеджмента на международных предприятиях. Рассмотрены различные аспекты информационной деятельности компаний. Проведен анализ некоторых международных компаний, активно использующих информационный менеджмент. Подняты вопросы о роли информационного менеджмента для деятельности фирмы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Агафонова Маргарита Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры управление строительством, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», г.Воронежagafecon@yandex.ru

ДядечкинаЛюдмила Валерьевна, студент института экономики, менеджмента и информационных технологий ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», г.Воронежd.l.v@mail.ru

Роль информационного менеджмента на международных предприятиях

Аннотация.Статья посвящена способам и методам ведения информационного менеджмента на международных предприятиях. Рассмотрены различные аспекты информационной деятельности компаний. Проведен анализ некоторых международных компаний, активно использующихинформационный менеджмент. Подняты вопросы о роли информационного менеджмента для деятельности фирмы.Ключевые слова:предприятие, информация, информационный менеджмент, международный, менеджер.

Актуальность темы исследования определяется тем, что в последнее время в условиях быстро развивающейся экономики и информационных технологий роль информации неоценима как в обществе, так и на предприятиях мирового масштаба. Рациональное и эффективное управление информационными ресурсамина международных предприятиях имеет свои особенности.Информация играет первостепенную роль не только в повседневной жизни, но и в управлении предприятием. Поэтому остро встает необходимость в информационном менеджменте. Информация является стратегическимресурсом предприятия, обладая и грамотно распоряжаясь которым, компания может вести успешный бизнес и занимать лидирующее положение в отрасли. Для принятия решений по управлению компанией менеджеру необходима информация на каждой стадии жизненного цикла.Процесс, связанный с обоснованием, принятием и реализацией управленческих решений на международных предприятиях отличается от аналогичного процесса на малых предприятиях количество стадий. Своевременное и точное получение информации особенного важную рольиграет для предприятий международного масштаба. Они используют информацию чтобы лучше изучить потребителей, поставщиков, конкурентов, потребности рынка, экономические условия страны и т.д. Обладая такой информацией, менеджер может рационально управлять фирмой.1Реализуя стратегию предприятия и составляя стратегические планы, менеджер организует конференции, проводит совещания, составляет отчеты, общается по телефону и отправляет сообщения. Информация играет важную роль при выполнении стратегии фирмы. Необходимо преодолевать «информационную изоляцию», идти на коммуникацииво всех сферах деятельности компании, чтобы понимать процессы, происходящие как в фирме, так и на целом рынке. Своевременная реакция на изменения рынка приведет к успешному принятию решений.Задача большинства топменеджеров состоит в своевременном информировании о своих целях руководителей зарубежных филиалов. Стоит организовать не одностороннюю, а многостороннюю связь, т.к. решения принимаются и изменяются постоянно. Информация включена в процесс контроля, поскольку на предприятии идет непрерывный процесс выполнения планов и достижения поставленных целей. Непредвиденные ситуации, которых можно было избежать при правильном контроле, могут негативно сказаться на экономике предприятия. Особенно важной составляющей эффективного функционирования менеджеров является оперативный доступ к необходимой информации. 1Вернемся к проблеме коммуникации. Она является актуальной при владении бизнесом за границей. Коммуникации делятся на внешние и внутренние. Во внешние входят процессы взаимодействия самой организации и внешней среды, к внутренним относится коммуникации внутри фирмы. Стоит отметить, что эффективностьфункционирования фирмы зависит от коммуникаций на 6080%.3Международный менеджментотличается от обычного глубокими знаниями культурных особенностей различных стран. Централизация и децентрализация в системах информационного обмена, обработки и принятия решений оказывает непосредственное влияние на коммуникации в фирме международного уровня.3

В качестве примера рассмотрим особенности информационного менеджмента на предприятиях разных стран. На американскихпредприятиях информационныйобмен между уровнями иерархии не ограничивается, но сохраняется централизация. На британских предприятиях менеджмент отличается исключительно интенсивная уровневая коммуникация при крайне ограниченной межуровневой. На арабских предприятиях в структурах управления практически отсутствует информационный обмен, вкитайских,строго иерархичных системахменеджмента информацияполностью контролируется и находится под жестким централизованным управлением. В Италии информация циркулирует в рамках замкнутых частей отдельных иерархических структур, а обмен информацией между структурными подразделениями почти не происходит. 1Грамотный и квалифицированный менеджер должен обладать знаниямио национальныхразличиях внутрифирменных коммуникаций иностранных фирм. Даже если менеджер будет обладать достаточными знаниями культурмира, не исключено возникновение такого явления как этноцентризм, т.е. величия своей нации. Этноцентризмподразумеваетпревосходство своей нации во всех сферах жизни. Этноцентризм нарушаетсправедливоевосприятие, возникает предвзятость оценки партнера, накапливаются обиды. Например, американский бизнесмен заявил о том, что всеми лучшими достижениями современной цивилизации мир обязан Америке, русский ответил, что именно Россия спасла мир от фашисткой Германии. Оба правы, но коммуникация не получилась. Восприятие −представления и убеждения, традиции национальнокультурного характера, интерпретация информации, получаемая в ходе делового разговора. Очевидно, что приобретенный ранее негативный опытв ходе коммуникации с партнером, будет оказывать влияние на восприятие и интерпретируемую информацию, получаемую от неговообще. Стоит отметить, что существуют различия не только в проведении деловых встреч предпринимателями, но и друг друга. Так, если в исламской культуре принято глубочайшее уважение к старшим по возрасту, то в западной культуре подобное воспринимаетсякак признак отсталости партнера, желание сохранить пожилой персонал на предприятии, что всвою очередьявляется тормозом прогресса для западного менеджера. И наоборот, образованный, но молодой западный партнер в восточных странах ассоциируется как человек с небольшим жизненным опытом. 3Таким образом, менеджеру необходимо учитывать нюансы восприятия через призму другой культуры.Разработка стратегий международного бизнеса компании и принятие решенийнаходятся подпрямым влиянием особенностейкоммуникаций.Вид применяемой фирмой стратегии и ее организационной структуры влияют на важность управления информацией. Если фирма использует связанную диверсификацию, необходимо, чтобы ее части могли взаимодействоватьдруг с другом так, чтобы компаниямаксимальноэффективно применяла потенциальную синергию,которая находитсяв основе данной стратегии. Если фирма в наивысшейстепени централизована, информационные системы играютжизненно важное значение для топменеджеров, поскольку они имеют возможность сохранять контроль над организацией с помощью этих систем, то ради чего функционируютэти системы. С другой стороны, если фирма применяет несвязанную диверсификацию, то ее информационные системы должны бытьсовершенно иными. Коммуникации между различными бизнесединицами, входящими в состав организации, не играют важной роли. Наконец, если используется децентрализованная форма организационной структуры, топменеджерыиспользуютменьший объем информации и отчетов от руководителей различных подразделений и структурных единиц. 2Существуют различия в принципах подготовки и аналитичности учетных данных. Принципы учета и отчетности имеют национальныеособенности. Не во всехстранах системы учета совершенны,как,например, в США, а требования, предъявляемые к отчетности,могут кардинально отличаться. Тем не менее, эффективныйконтроль деятельности международной фирмывозможен лишь при создании унифицированной системы внутреннейотчетности,которая подготавливаетсяпо единым, согласованным учетнымпринципам. Методики учетав дочерних компаниях должны быть сопоставимыми. Так, активы и обязательстваследуетоценивать и включать в отчетность по единымпринципам и в одинаковой номенклатуре статей, все расходы(например,методика проведения амортизационных отчислений)должны исчисляться в динамике по единым алгоритмам, которые используютсяв данной дочерней компании, должна однозначно пониматьсяпринятая в штабквартире методика расчета прибыли и т.п.Внутреннюю отчетность необходимовыполнитьв соответствии состандартами,которыеприняты в той стране,где расположена штабквартира компании. Очевидно, что только таким образом обеспечиваетсясравнимость данных по различным подразделенияммногонациональной компании.Стандартизация правил подготовки внутренней отчетностизатрудняется в связи с наличием национальных различийполитического,экономического, юридического и культурного характера стран,представляющих сферу интересов многонациональной компании.Обычным декларированием требования об унификации отчетности их трудно преодолеть. Например, в рядеразвивающихся странах надлежащееоформлениебухгалтерских записей и подготовкаформализованных отчетных данныхне совершается должным образом,поэтому получитьстандартизованную отчетность от австралийской компании болеевероятно, чем от индонезийской. Унификация правил подготовкиотчетности, тем не менее, не отменяет своеобразияинформационных запросов штабквартиры корпорации и еедочерних компаний. Таким образом, информационная системадолжна приспосабливатьсяк индивидуальным особенностям запросовбудущих и настоящихпользователей и параллельнообеспечиватьединообразие в подготовке внутренней отчетности.2Вопросы информации и ее значения в компании становятся сложнееиззасамой природой международного бизнеса. В национальной компаниився информация представлена на одном языке, сделанав одном и том же правовом контексте (т.е. сделана по единым национальнымстандартам бухгалтерского учета, требованиям финансовой отчетности и т. д.), а также хранится, запрашивается и изменяется при помощи одного и того же программного обеспечения и одинаковых конфигураций аппаратной части. В международных компанияхинформация чаще всего представлена на несколькихязыках и существует в рамках разных правовых контекстов. Например, иностранные партнеры и власти других стран в силахограничивать поступающую к ним и/или исходящую от них информацию. Бывает, чтопрограммное и аппаратное обеспечениеоказывается несовместимым. Поэтомууправление информацией для международной компаниистратегическиважно, реализуется труднее, чем для национальной компании. 1На характер международного бизнеса влияют возможности компьютеризации, информатизации и телекоммуникаций, которые позволяютвнастоящее времяэффективно вести бизнес«не выходя из офиса». Например, в компании «CiscoSystem» более 80 % производимой продукции составляютзаказы, полученные через Интернет. При этом 90% комплектующих изделий поступают на конечную сборочную линию компании в узлах. Иными словами, более 90 % производственного процесса для выпускаемой «Cisco» продукции не принадлежит компании.Данный факт подтверждает то, насколько глубокой необходимобыть информационнотехнологическойинтеграции«Cisco» со своими партнерами, чтобы со стороны это составлялоработуединого комплекса.2В настоящее время компании все активнее трудятсянад созданием интегрированных информационных систем, которые обеспечиваютнаиболееэффективное управление информацией. Информационная система —это методологический подход, созданный компаниейс целью сбора и предоставления данных в удобной для менеджеров форме.1Значительная частьинформационных систем является компьютеризированной, хотя это и не обязательно: например, маршрутные листы, архивные папки и системы хранения таких папок, позволяющиеэффективно управлять информацией в малых компаниях. Более крупные компаниив настоящее времячасто применяют компьютеризированные системы управления информацией. 1Например, менеджеры Laura Ashley, британской сети магазинов модной одежды и предметов интерьера, пользуются компьютерной системой, для эффективногораспоряженияинформацией.Каждая проведенная сделкафиксируется в электронном виде для дальнейшего использованияменеджерами при принятии решений о повторных заказах ходовых товаров.2Одно из главных конкурентныхпреимуществкомпании Benettonсостоит в ее мастерском обращении синформацией. Естественно, международным компаниямнеобходимомаксимально использовать свои информационные системы,которые открываютменеджерам, где бы они ни находились, доступ к информации и возможность коммуникацийс сотрудниками любого подразделения компании. Нообъемтакогоначинания велик,а ограничения возможностей программного и аппаратного обеспечения реальны, что достичь понастоящемуглобальной интеграции информационных систем бывает непросто. Поэтому многие компаниисоздаютинформационные подсистемы для отдельных функциональных направлений или подразделений. 2Ближе других компаний к созданию глобальной системы подошла корпорация Texas Instruments. Одно из ее дочерних предприятий, Tins (Texas Instruments Registration and Identification Systems), находится в Великобритании, отделы разработок продукции размещены в Германии и Нидерландах, а производственные мощности расположены в Японии и Малайзии. Интегрированная компьютерная информационная система обеспечивает взаимодействие менеджеров и инженеровкаждого подразделения друг с другом. С ее помощью создается ощущение работы в одном офисе, не в разных частях планеты.Менеджер из Англии имеет возможность реагировать на новый заказ от покупателя, отправив конструкторам в Германию электронный запросна выполнение небольшой модификации в детали, необходимойспецификации заказчика. После того как модификация будет сделана,компьютерная информационная система позволяет переслать технические требования (опять же в электронном виде) в Японию, где производитсяденноеизделие. Менеджер из Англии получает подтверждение готовности деталей к поставке исообщаетэту новость покупателю. Компьютерная информационная система позволяет узнать влюбой момент, что происходит с заказом, где он находится в данный момент и куда направляется дальше. Данный подход обеспечивает компанииTexas Instruments конкурентные преимуществана международном уровне, посколькусокращаетзатратыкомпании, позволяет удовлетворять потребности покупателей из разных стран.2Удобство коммуникацийявляется еще однойважнойособенностьюинформационного менеджмента в международных фирмах. Географическая удаленностьоказываетвлияние на информационные связи между подразделениями, расположенными в различных странах, поэтому онаучитываетсяпри рассмотрении потоков информации,которые циркулируют между штабквартирой многонациональной компании и ее подразделениями. Кроме того, телекоммуникационные возможности тех или иных стран и регионовдолжны так же учитываться. Например, оборудование, которое используемое в Гонконге, намного качественнее, чем в городах континентального Китая. Эти нюансы особенно важную роль играютдля многонациональных компаний, потому какотносительные эксплуатационные расходы систем управленческого контроля в них намноговыше, чемв компаниях, которые осуществляютоперации только на внутреннем рынке.1Таким образом, на основе данной статьи можно сделать следующий вывод. Для управления международным бизнесом необходимакачественноинаяинформационная база, преодолениеязыковых барьеров ипрофессионального странового обеспечения управленческихрешений. Нами выявлено, что успех компании в сфере международного бизнеса вомногих случаях зависит от того, в какой степени специалисты этойкомпании владеют информацией об иностранных рынках,которая необходима для принятия решений, касающихся экспорта и импортатоваров, а также вопросов связанных с инвестированиемкапитала.Исследования способов и методов ведения информационного менеджмента в международных компаниях показали, что необходимоучитывать политические риски в каждойстране, социальную динамику ее населения и другие особенностицелевой страныдля успешного роста компании.Следует отметить важность использования в компаниях международного уровня компьютерных информационных систем, которые упрощают коммуникации подразделений, расположенных далеко друг от друга. Подводя итог, необходимо сказать, чтосуществуют различные способы и методы ведения информационногоменеджмента, каждый из которых необходим для успешной деятельности компании.

Ссылки на источники1.Агафонова М.С. Современные международные отношения и инновационные технологии// Успехи современного естествознания. 2012.

№1. С. 101.2.Агафонова М.С., Мещерякова М.Ю. Инновации в современных международных отношениях // Научное обозрение: теория и практика. 2011.№1. С. 67.3.Агафонова М.С. Формированиевнешнихэкономических отношений фирмы// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008.№49. С. 1518.