Совершенствование информационного обеспечения управления организацией

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Агафонова М. С., Козярская Л. К. Совершенствование информационного обеспечения управления организацией // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 216–220. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970370.htm.
Аннотация. В статье рассмотрено значение организации информационного обеспечения системы управления предприятием как необходимое условие оптимизации организационно-управленческих решений. Раскрыта сущность понятий информационного обеспечения и организаций информационного обеспечения системы управления предприятием. Рассмотрены задачи, которые решаются путем совершенствования информационного обеспечения управления организацией.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Агафонова Маргарита Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры управление строительством, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», г.Воронежagafecon@yandex.ru

Козярская Лилия Константиновна, студент института экономики, менеджмента и информационных технологий ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», г.Воронежklk94@rambler.ru

Совершенствование информационного обеспечения управления организацией

Аннотация.В статье рассмотрено значение организации информационного обеспечения системы управления предприятием, как необходимое условие оптимизации организационноуправленческих решений. Раскрыта сущность понятий информационного обеспечения и организаций информационного обеспечения системы управления предприятием. Рассмотрены задачи, которые решаютсяпутем совершенствования информационного обеспечения управления организацией.Ключевые слова:информационное обеспечение, организация, система управления, предприятие

Проблема совершенствования информационного обеспечения деятельности в настоящее время имеет важнейшее значение для любого хозяйствующего субъекта, функционирующего в условиях рыночной среды.Последнее десять лет характеризуются не только радикальными изменением социальноэкономической среды, в которой функционируют российские предприятия и организации абсолютно всех форм собственности, но и стабильной направленностью формирования информатизации процессов управления.Информация принимаетобоснованные и эффективные решения. Она позволяет управлять. Но и информацией нужно управлять. Усовершенствование организацииинформационного обеспечения концепции управления предприятием связано с использованием вычислительной техники и информационных систем, созданных на концепции баз данных. Максимальный результат этих ресурсов дают при применении их в автоматизированных системах управления[2].Различные информационнотехнические новшества следует воспринимать как средство сокращения и удешевления аппарата управления. Так, например, появление телефона, радио, телевидения, персональных компьютеров, локальных компьютерных сетей и глобальной сети Интернет приводило в свою очередь к совершенствованию системы информационного обеспечения управления предприятием. В конечном итоге роль информации в организационном управлении фирмой постоянно возрастает, что связано с изменениями социальноэкономического характера, появлением новейших достижений в области техники и технологий, результатами научных исследований[1].

Информационное обеспечение, подразумевает собой целое направление, которое состоит в разработке методов и форм работы с информацией, отражающей в системе объекты, над которыми осуществляется контроль или управление, и организации этой информации в целях эффективного ее хранения, использования, а также обмена между системой и источниками или потребителями информации.

С помощью совершенствования информационного обеспечения достигаются следующие задачи:1.Экономичность затрат за счет снижения фонда ЗП; коммунальных услуг; расходов на оформление договоров и т.д.;2.Предотвращение затрат в будущем, а именно: избежание будущего увеличения количества персонала, снижение условий к обрабатыванию данных, снижение стоимости обслуживания и т.д.;3.Получение нематериальной выгоды: улучшение качества информации, увеличение производительности, новейшие производственные мощности, снижение просроченных платежей, полное применение программного обеспечения.Требования к информационному обеспечению управленческой деятельности и к управлению информацией формулируются так:

Саму информацию можно трактовать как совокупность сведений, сообщений, материалов, данных, определяющих меру потенциальных знаний менеджера о процессах или явлениях в их взаимосвязи.Качество информации, ее состав, содержание, привлекающиеся к руководителю, имеют определяющую роль в обеспечении действенности управления. Не ограничивается экономическими данными анализ информации. Он широко пользуется технической, технологической и другой информацией. Информатизация менеджмента в современных условиях базируется в основном на использовании вычислительной техники. Это многоаспектный процесс, включающий в себя:

составление соответствующей техникотехнологической базы;

организацию производства и сферы распределения информационновычислительных услуг;

отработку механизма информационного обслуживания и создание эффективной системы управления данными процессами;

внедрение и использование современных форм, способов и средств проведения информационной работы в процессах управления, а также создание для 1•удовлетворение информационных потребностей органов управления2•правильный отбор первичных сведений и источников информации3•правильная систематизация и классификация информации4•непрерывность процесса сбора и переработки информации5•проверка корректности (непротиворечивость данных6•приведение к общему формату информации7•фильтрация, агрегирование и актуализация информации8•многократное использование информации9•уменьшение числа показателей и объемов информационных потоков 10•отсутствие дублирования информацииэтого необходимых материальнотехнических, организационноэкономических и социальных условий[2].Система информации объединила в себе технические средства обработки цифровой и текстовой информации. Наиболее эффективной считается система информации, основанная на одновременном использовании вычислительной техники и средств автоматизированной обработки текстовой информации.Информационные технологии при всей своей революционности не отменили производственного процесса, не ликвидировали конкурентов и не отняли у человека право принимать решения. Внедрение системы автоматизации управления, как и любое серьезное преобразование на предприятии, считается трудным и зачастую болезненным процессом. Тем не менее, некоторые проблемы, возникающие при внедрении системы, достаточно хорошо изучены, формализованы и имеют эффективные методологии решения. Заблаговременное изучение этих проблем и подготовка к ним значительно облегчают процесс внедрения и повышают эффективность дальнейшего использования системы[1].Автоматизация дает больший эффект при комплексном подходе. Частичная автоматизация способно решить лишь грядущие проблема. Т.е. мы приходим к необходимости, создать полную модель бизнеспроцессов организации. Т.к. это позволит еще больше повысить управляемость компанией, а соответственно и увеличить ее конкурентоспособность. Эффективность бизнеса определяется между стратегическими целями и организационными инструментами, которыми предприятие располагает для их решения. Такое соответствие может рассматриваться как показатель жизнеспособности и стратегической перспективности предприятия.

Но использование даже самых современных и самых дорогих информационных систем не является панацеей от всех бед. Как всегда все зависит от человека, а информационная система –это просто высокотехнологичный инструмент, который требует навыков обращения с ним. А также, высокой организационной культуры персонала, который будет им пользоваться.При наличии информационной системы, руководитель способен получать актуальную и достоверную информацию обо всех срезах деятельности компании, Увеличить эффективность управления компанией за счет обеспечения руководителей и специалистов максимально полной, оперативной и достоверной информацией на базе единственного банка данныхУвеличить эффективность обмена данными между отдельными подразделениями, филиалами и центральным аппаратомОбеспечиватьсовершеннуюзащищенностьицелостностьданных на всехэтапахобработкиинформацииГарантироватьбеспроигрышныйучет и контроль поступлений расходованиявалютныхсредств на всех уровнях управленияАвтоматизация процессов позволяетбез временных задержек и излишних передаточных звеньев. Кроме того, информация подаётся руководителю в удобном виде "с листа" при отсутствии человеческих факторов, которые могут предвзято или субъективно трактовать информацию при передаче. Однако справедливо было бы заметить, что некоторые руководители не привыкли принимать управленческие решения по информации в чистом виде, если к ней не приложено мнение человека, который ее доставил.Наиболее конкретно и систематизировано определяют содержание организации информационного обеспечениясистемы следующим образом. Организация информационного обеспечения включает в организацию:

массивов информации;

потоков информации; процессов и средств сбора, хранения, обновления, переработки, передачиинформации, в том числе ведения нормативного хозяйства.

Представленная классификация задачи информационного обеспечения также построена исходя из отождествления понятий "информационное обеспечение" и "организация информационного обеспечения", что следует из определения: информационное обеспечениесостоит в организации массивов информации, информационных потоков. Кроме того, данная классификация не снимает вопроса о составе элементов информационного обеспечения и не отражает активной роли человека в организацииэтого процесса[2].

Неоднозначность трактовки определений "информационное обеспечение" и "организация информационного обеспечения" делаютнеобходимымуточнение сущности данных понятий с последующим определением содержания и задачорганизации информационного обеспечения системы управленияпредприятием[1].

Обобщение важнейших моментов управления с выделением особенностей автоматизированного управления позволяет сделать следующие, важные, на наш взгляд, выводы по поводу информационного обеспечения систем управления.

1. Сутьинформационного обеспечения любой системы управления, состоит в получении, накоплении, ведении, обработке и представлении органам управления знаний о прошлом, текущем и будущем состоянии объекта управления и системы управления в целом и отдельных ее частей, а также внешней среды, в которой функционируют объект и система управления.

2. Информационное обеспечение системы управления в том числе автоматизированной, можно охарактеризовать как систему и как процесс.

Систему составляют элементы, их свойства и связи.Характеризуя информационное обеспечение системы управления как процесс, называемый в дельнейшем информационным процессом, в целях исследования можно условно выделить его различные стороны.3. Информационное обеспечение, как процесс труда, есть сущность целостности трех факторов: собственно труда, средств труда, которыми являются средства лингвистического, математического, программного и других видов обеспечения ипредметов труда, в качестве которых выступает сама информация.

Для того чтобы получить и предложить органам управления необходимую по составу и качеству информацию их надо соединить между собой, что и обеспечивает человек. Человек и информационное обеспечение, как в производстве и в управлении является активным элементом, осуществляющим связи между собой, средствами работы с информацией и самой информацией. Этисвязи реализуются посредством определенных методови приемов, таких, как классификация, кодирование, унификация информации, программирования и многими другими[3].Информационные системы обеспечивают определенные качества перед конкурентами автоматизируя операции внутри системы и улучшая качество или поставку конечного продукта организации. Выдающиеся качества внутри самой компании проявляются в поддержке операционного контроля, организации управленческого контроля и в стратегическом планировании. Также информационные системы улучшают качество продукта, расширяя его документальную базу и сервис. Применяя массовую компьютерную сеть Руководители могут получатьинтернети обмениваться информациейи способныпроводить исследования.Органиовать свою деятельность, люди могут по разным причинам

чтобы закончить работу или задание, чтобы сократить или удалить дублирование действийи т.д.. Информационные системы должны поддерживать эти цели. Информационные системы могут обеспечиватьопределенные преимущества перед конкурентами автоматизируя операции внутри системы и улучшая качество или поставку конечного продукта организации. Преимущества внутри самой фирмы проявляются в поддержке операционного контроля, организации управленческого контроля и в стратегическом планировании. Также информационные системы улучшают качество продукта, расширяя его документальную базу и сервис. Используя глобальную компьютерную сеть Интернет, руководители способны получать и обмениваться оперативной информацией, а также проводить различного рода исследования[2].Таким образом, использование технологий, которые входят в понятие информационная система залог успешной деятельности. Если соответствовать таким рекомендациям, как определение оптимальной структуры финансовоэкономической службы и полная интеграция ее информационных потоков в автоматизированную системы информационного обеспечения управления и т.д., то при условии их выполнения будут способствовать совершенствованию информационного обеспечения управления, а так же повышению конкурентоспособности фирмы.

Ссылки на источники1.

Агафонова М.С., Лысенко А. А. Инновационное развитие экономики в России. Современные наукоемкие технологии, 2013.№101. С. 131a.2.Кибанов А. Я. Управление персоналом организации // Учебное пособие –2011695670с.;3.

Юсупов Р.М., Заболоцкий В.П. Научные и методологические основы .информатизации // Учебное пособие для вузов 2010. 212с.