Основные тенденции и перспективы реформирования пенсионной системы РФ

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Семенова А. В. Основные тенденции и перспективы реформирования пенсионной системы РФ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 306–310. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970388.htm.
Аннотация. Уровень современного пенсионного обеспечения в РФ оставляет желать лучшего: несмотря на то что государство стремится постоянно повышать размер пенсии, оно не в силах обеспечить достойный уровень жизни пенсионеров. Объясняется это как экономическими, так и демографическими причинами.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Семенова Анастасия Васильевна,студент 2 курса ФЭФ БГУ им акад. И.Г. Петровского, г. Брянск

Научный руководитель: Беспалова О.В.,к.э.н., ст. преподаватель

Основные тенденции и перспективы реформирования пенсионной системы РФ

Аннотация.Уровень современного пенсионного обеспечения в РФ оставляет желать лучшего, несмотря на то, что государство стремится постоянно повышать размер пенсии, оно не в силах обеспечить достойный уровень жизни пенсионеров. Объясняется это как экономическими, так и демографическими причинами.Ключевые слова:пенсия, пенсионное обеспечение, пенсионная система, реформа.

Система пенсионного обеспечение в любом государстве предполагает начисление гражданам заменяющих заработную плату выплат. Собственно от качественнойфинансовоэкономическойработы государственной политики в сфере пенсионного обеспечения, от совершенствования данной области зависит благосостояние не менее 35% населения РФ.Уже довольнотакидолгое время пенсионная система России находится в состоянии реформирования. 2002 год ознаменовался переходом России к смешанной (распределительнонакопительной) модели пенсионного обеспечения. Реформа была направлена наповышение благосостояния пенсионеров, а также установление тесной взаимосвязи продолжительноститрудовой деятельности каждого работникас размером его будущей пенсии.Однако системный финансовый кризис и не всегда продуманная финансовоэкономическая политика в области пенсионного страхования и накопления привели к тому, что в докладе Министра труда и социального развития РФ Татьяны Голиковой от 25 октября 2010 года[1] по сути, был сделан официальный вывод о том, что пенсионная реформа, проводимая в нашей стране с 1 января 2002 года, не достигла своих целей и не соответствует тем целям и задачам, которые были изначально в ней заложены.В большей степени этот вывод относится к накопительным принципам пенсионного обеспечения, которые министр назвала абсолютно не адекватными специфике развития нашей системы пенсионного обеспечения изза макроэкономических и демографических особенностей. В то же время нельзя забывать и о том, что «провалу» накопительных принципов пенсионной модели способствовало недостаточное участие граждан РФ в процессе развития накопительной системы пенсионного обеспечения. Уровень активности граждан в этом вопросе был минимален –менее 1/3 работающих граждан нашей страны самостоятельно распорядились накопительной частью своей трудовой пенсии, остальные же, так называемые «молчуны», отдавали эти средства в управление государству. Это положило начало развитию новой концепции пенсионного обеспечения, которая поэтапно вводится в России с 1 января 2015 года.

К сожалению, уровень современного пенсионного обеспечения в РФ оставляет желать лучшего, несмотря на то, что государство стремится постоянноповышать размер пенсии, оно не в силахобеспечить достойный уровень жизни пенсионеров. Объясняется это как экономическими, таки демографическими причинами. Соотношениезанятых в экономике и пенсионеров в РФ весьма наглядно показывает рост нагрузки на занятое население (рис. 1)

Рис. 1.Соотношение численности занятого населения и пенсионеров в целом по РФ за20112015 гг.

Сложившуюсяситуацию можно объяснитькакпостоянным повышением численностипенсионеров на фонестабильного количества занятого в экономике населения, так и весьма большим количествомпенсионеров, продолжающих работать. Общее количество работающих пенсионеров в нашей стране и их удельный вес в общем количестве пенсионеров также весьма значительны. Около3/4пенсионеров продолжают работать на тех местах, в связи с работой на которых они получили льготные трудовые пенсии(льготныепенсионеры). Льготными считаются пенсионеры, получающие трудовые пенсии до достиженияимиобщеустановленного пенсионного возраста.Начиная с 1998 года, законодательная база, устанавливающаяограничения в получении пенсионного обеспечения для техпенсионеров, продолжающихтрудиться,еще не существовала. Но правительство сочло, что подобные«послабления» приводят к довольно неэффективному расходованию бюджетных средств.Как известно,закон«О страховых пенсиях»[2] был принят в 2013 году, однакопроцесс его вступления в силу будет постепенным, а точнее основная часть начнет действовать с начала 2015 года, а все остальные законодательные распоряжения –с 1 января 2016 года. С 2015 года Правительство приняло решение ввести определенные ограничения для работающих граждан, получающих пенсию.Когда у пенсионера, который работает, не происходит формирование накопительной части будущей пенсии, то при перерасчете он сможет получить максимальное количество балов не более 3.В случае формирования накопительной части пенсии, при перерасчете количество баллов будет составлять не более 1, 875. (если брать перерасчет на рубли, то сумма составит 120, 19 руб.).Существенной особенностью грядущей реформы является то, чтотеперь приоритетной задачей пенсионной реформы 2015 года является стимулированиеболее позднего выходаграждан РФ на пенсию.Например, еслимужчина захочет выйти на пенсию на 57 лет позже общеустановленного пенсионного возраста, то сумма егопенсионное начислениебудет на 85%вышеот размера пенсии, которую бы ему выплатили в 60 лет.Само понятие «трудовая пенсия» постепенно «стирается» и остается в прошлом, и сегодня словосочетание «страховая пенсия» более актуально, причем 64410,569933,770856,671545,47139139215,139711,140167,440578,141024,90100002000030000400005000060000700008000020112012201320142015Тыс. чел.годчисленность занятых в экономикечисленность пенсионеровначисление будет происходить в баллах, а не в привычных рублях. Каждый год с учетом инфляции будет устанавливаться пенсионный балл.Кроме накопительных баллов, от государства будут производиться различные надбавки, но их сумма является одинаковой, и она не будет зависеть от стажа или баллов.Так же тем пенсионерам, которые работают, в беззаявительном порядке будет проводиться ежегодный перерасчет пенсии с учетом страховых взносов –эта процедура остается без изменений. Итак, пенсионная реформа 2015 года не окажет влияния на получение пенсии работающими гражданамипенсионерами, но их затронут некоторые ограничения, касательно начисления баллов.Примечательно, что для получения пенсии по возрасту, индивидуальный пенсионный коэффициент должен быть равен 30 баллам, но следует уточнить, как этот показатель будет «зарабатываться» гражданами.В случае если доходравняется 1 МРОТ, то ваш трудовой стаж должен быть не менее 20 лет. В этом случае пострадают те, кто любым способом скрывает свои доходы или получает заработную плату «в конверте». Баллы, или пенсионный коэффициент, который каждый работающий гражданин должен «наработать», является показателем годовой трудовой деятельности. Иными словами –это соотношение выплачиваемых работодателем отчислений в Пенсионный фонд, которые удерживаются из зарплаты сотрудника и максимальной зарплаты, с которой по законодательству работодатель может перечислять взносы.С 1 января 2015г. величина индивидуального пенсионного коэффициента установлена в размере 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения 30.К страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата, рассчитываемая по аналогии с фиксированным базовым размером страховой части трудовой пенсии в соответствии с действующим законодательством.Фиксированная выплата обеспечение лиц, имеющих право на страховую пенсию, устанавливаемое к страховой пенсии в фиксированном размере. При установлении фиксированной выплаты для работающих пенсионеров, выбравших назначениепенсии позднее возникновения права на нее, применяются повышающие коэффициенты размера фиксированной выплаты, исходя из количества месяцев, которые проработал пенсионер.Пакетом законов накопительная часть пенсии выводится из состава страховой и будет самостоятельной.Согласно закону "О накопительной пенсии" исчисление размера накопительной пенсии будет производиться так же, как в настоящее время производится расчет накопительной части трудовой пенсии сумма пенсионных накоплений делится на количество месяцев ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии.Сегодня пенсионная система Российской Федерации находится под влиянием ряда экономических и демографических факторов, таких как, изменения в структуре занятости, инфляция и невысокие размеры заработной платы; неустойчивые показатели производительности труда, большой объем теневой занятости и скрытой заработной платы; рост демографической нагрузки в части изменения соотношения застрахованных лиц, за которых осуществляется уплата страховых взносов, и получателей пенсий, а также высокий уровень смертности в трудоспособном возрасте. Такая сложная ситуация является причиной изменений происходящих в современной пенсионной системе России. Основной задачей Правительства РФ является реформирование пенсионной системы, отвечающей всем социальноэкономическим вызовам, с которыми она столкнулась.Проводимая пенсионнаяреформане останется незамеченной, в любом случае она затронетвсе население, именно поэтому на нее следует обратить особоевнимание.На сегодняшний деньсуть пенсионной реформы состоит в том, что длятого чтобы получать достойную пенсию в будущем, придется работатьдолго и с высокими пенсионными отчислениями. И не менее важным являетсявыбор предприятия, где работодатель выдает «белую» зарплату и добросовестновыплачивает налоги и выдает «белую» зарплату.Пенсионная реформа будет проводиться еще долгое время, но уже сейчас можно сделать важные и не столь утешительные для многих выводы —к трудовому стажу работытребования стали в разы жестче.

Ссылки на источники1.Доклад «Итоги пенсионной реформы и долгосрочные перспективы развития пенсионной системы РФ с учётом влияния мирового финансового кризиса» от 25 октября 2010 г. [// Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ

Электронный ресурс. Режим доступа: www.minzdravsoc.ru[Дата обращения 29.10.2016 г.]2.О страховых пенсиях: федеральный закон от 28.12.2013 г. N 400ФЗ // Собрание законодательства РФ. –2013. № 52 (ч. I). Ст. 6965.3.Беспалов Р.А., Коваленко О.В. Проблемы пенсионного страхования в России на современном этапе // Вестник Брянского государственного университета. 2009. № 3. С. 9397.4.Официальный сайт Пенсионного Фонда Российской Федерации —Электронный ресурс. Режим доступа: www.pfrf.ru[Дата обращения 29.10.2016г.]