Специфичность ревизий в бюджетных учреждениях

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Агафонова М. С., Панина Ю. В., Худякова А. В. Специфичность ревизий в бюджетных учреждениях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 531–535. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970433.htm.
Аннотация. В статье авторами был рассмотрен процесс проведения ревизии в бюджетных учреждениях и подготовке к ней руководства, так как в последнее время была изменена конъюнктура рынка. Были выделены этапы и мероприятия ревизии. Описаны действия ревизора, данные, которые он использует в ходе проверки, и программы, которыми рекомендовано ему пользоваться. Выявлено, что целенаправленный финансовый контроль дает возможность непрерывно наблюдать за движением финансовых ресурсов в деятельности бюджетных учреждений. Вследствие этого удается правильно оценивать результаты финансово-хозяйственных операций, выявлять отклонения от действующего законодательства, устранять негативные последствия. Также рассмотрены понятия внутренней и внешней информационной базы, выявлено их содержание и различия. Разобрано несколько вопросов, касающихся процесса ревизии финансово-хозяйственной деятельности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Агафонова Маргарита Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры управление строительством, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», г.Воронежagafecon@yandex.ru

Панина Юлия Владимировна,студент института экономики, менеджмента и информационных технологий ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», г.Воронежukauka.panina@mail.ru

Худякова Анна Владимировна,студент института экономики, менеджмента и информационных технологий ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», г.Воронежanka0121@mail.ru

Специфичность ревизий в бюджетных учреждениях

Аннотация.В статье авторами был рассмотрен процесс проведения ревизии в бюджетных учреждениях и подготовке к ней руководства, так как в последнее время была изменена конъюнктура рынка. Были выделены этапы и мероприятия ревизии. Описаны действия ревизора, данные, которые он использует в ходе проверки и программы, которыми рекомендовано ему пользоваться. Выявили, что целенаправленный финансовый контроль дает возможность непрерывно наблюдать за движением финансовых ресурсов в деятельности бюджетных учреждений. Вследствие этогоудается правильно оценивать результаты финансовохозяйственных операции, выявлять отклонения от действующего законодательства, устранять негативные последствия.Так же рассмотрели понятия внутренней и внешней информационной базы, выявили их содержание и различия. Разобрали несколько вопросов, касающихся процесса ревизии финансовохозяйственной деятельности.Ключевые слова: ревизия, бюджетная организация, нормативный документ, финансовый контроль, информационная база.

Актуальность:За минувшие полтора десятка лет изменилась конъюнктура управления как в коммерческих структурах, так и в бюджетных учреждениях. Поэтому руководство учреждений должно вести непрерывный контроль хозяйственных процессов, рентабельно управлять имуществом, предотвращать отрицательные факторы и уметь управлять рисками. Для проверки бухгалтерской отчетности привлекаются специалисты, надлежащие соответствующей квалификацией, то есть, ревизоры. Ревизию бюджетных учреждений проплачивает вышестоящая организация или государственный орган.Целью работыявляетсяпроверка впроцессе проведения контрольный мероприятий законность всех осуществляемых финансовохозяйственных операций, целевой характер и продуктивность использования финансовых ресурсов с выявлением нарушений финансовой дисциплины.Первоначально, ревизор вынужден ясно представлять какие данные и из каких источников он должен собрать. Характер и объем информации о финансовохозяйственной деятельности ревизуемого учреждения формируются задачами ревизии, которые определяются в программах ревизии. Источники такой информации порядочно разнородны и имеют разную значимость для написания акта ревизии. В большинстве случаев это внутренние документы ревизуемого учреждения. Так же подвергаются анализу внешние документы и данных, полученных от третьих лиц. Третьи лица процесса ревизии финансовохозяйственной деятельности учреждений –это физические и юридические лица, связанные с проверяем учреждением определенными отношениями. Обращение к таким лицам возникает при подозрении на неполное оприходование материальных ценностей или наличных денежных средств, при перечислении денежных средств организациям за товары и услуги по подложным документам, имеются серьезные нарушения в оформлении документов, во время проверки реальной дебиторской и кредиторской задолженности и т.п. В таких случаях проводят встречные проверки, оформляющиеся отдельными документами с указанием всех реквизитов учреждения или данных физического лица.[3]Целенаправленный финансовый контроль дает возможность непрерывно наблюдать за движением финансовых ресурсов в деятельности бюджетных учреждений. Вследствие этого удается правильно оценивать результаты финансовохозяйственных операции, выявлять отклонения от действующего законодательства, устранять негативные последствия. Важным условием и обязательной предпосылкой осуществления финансового регулирования является финансовый контроль. Благодаря ему, бюджетные учреждения меняют объемы и пропорциираспределения и использования финансовых ресурсов согласно реально складывающемуся финансовому положению.Комплексность количественных показателей и данных аналитического и бухгалтерского учета и финансовой отчетности, отражающих совершённые финансовохозяйственные операции и степень исполнения сметы доходов и расходов бюджетного учреждения, является информационная база.«Консультант +», «Гарант» и другие программы в значительной мере облегчают ревизору поиск необходимых документов, повышают качество ревизии и сокращают время их проведения. В таких программах содержатся полные базы нормативных актов.[1]Данные, которые ревизор использует в процессе ревизии финансовохозяйственной деятельности, определяет ее информационную базу. Виды информационной базы представлены на рис.1.

Рис.1. «Виды информационной базы»

Ведущими нормативными актами, регламентирующими бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях Российской Федерации, являются Гражданский кодекс РФ; Бюджетный кодекс РФ; Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129ФЗ «О бухгалтерском учете»; Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденная приказом МФ РФ от 30.12.99 г. № 107н.[6]В состав учредительных документов входит устав, свидетельство о регистрации в различных органах и фондах, договоры с УФК, банками на расчетнокассовое обслуживание, разрешение УФК на открытие внебюджетного счета, приказы руководителя др. В ходе ревизии ревизор устанавливает соответствие видов деятельности ревизуемого учреждения с теми, которые зафиксированы в уставе и полученных лицензиях. В случае не подтверждения информации о таком виде деятельности, означает незаконность осуществления соответствующих хозяйственных операций. В процессе ревизии следует установить соответствие совершенных операций данных первичных документов по факту.Разберем несколько вопросов, касающихся процесса ревизии финансовохозяйственной деятельности. В настоящее время одной из проблем является несоответвие законодательства, регламентирующего бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях с новыми условиями их хозяйственной деятельности. Вследствие, учреждения приобрели право заниматься предпринимательской деятельностью.[2]Пример: производство продукции в рамках предпринимательской деятельности располагает образование себестоимости продукции для целей налогообложения в принятом распорядке, но начисление амортизации основных средств, употребляемых в предпринимательской деятельности, не отвечают принципам учета для целей налогообложения. Который из двух механизмов отнесения стоимости основных средств на себестоимость продукции (амортизационные отчисления или отнесение на себестоимость всей стоимости основных средств в момент постановки на учет) использовать, до введения Инструкции № 107н не указывалось. Но и данная Инструкция не привела систему бюджетного бухгалтерского учета в согласие с новыми критериями хозяйствования. Процедура отнесения стоимости основных средств на себестоимость продукции (работ, услуг) не трансформировалась. Информационная базаВнешняя информационная база различные нормативные документы (законы, положения, методические указания, инструкции, письма, рекомендации и др.) по бухгалтерскому учету, отчетности, налогообложению, данные, полученные от третьих лиц, и др.Внутренняя информационная база учредительные документы, лицензии на осуществление деятельности, протоколы заседаний, положение об учетной политике, штатное расписание, положения об оплате труда и стимулирования работников, тарификационные списки, внутренняя отчетность, договоры с другими организациями, учетные регистры, первичные документы. Получается, при постановке на учет основных средств, применяемых для предпринимательской деятельности, ощутимо повышается себестоимость продукции в данном отчетном периоде. В имеющемся законодательстве внебюджетные доходы бюджетных учреждений подразделяются крайне разноречиво. Проблема учета внебюджетной деятельности состоит не только в том, на каком балансе учитывать эту деятельность, но и в том, в чью собственность поступают эти доходы. В соответствии с Гражданским кодексом РФ доходы юридического лица должны облагаться налогами, а в соответствии с Бюджетным кодексом, если плата поступает от заказчика в бюджет (через ОФК), ни о каком налогообложении этих сумм речи идти не может. Следовательно, каким бы способом бюджетные учреждения не учитывали внебюджетные средства, они переступают какойлибо нормативный акт. ВНалоговом кодексе мало учитывается особенность деятельности бюджетных учреждений, из этого следует что, требования налоговых органов на налогообложение этих средств будут основательны в обоих случаях. Существуют и иные интересные моменты.Одним из немаловажных моментов проведения ревизии является проверка корректности осуществления расчетов по оплате труда. Проводя проверку таких данных, ревизор устанавливает виды начислений заработной платы и других выплат. Также определяет не возражают ли внутренние документы действующим законодательным и нормативным правовым актам, приказам; проверяет равенство численности работников утвержденному количеству. Во время проверки исходных документов по заработной плате ревизор определяет сколько средств фактически потраченона заработную плату работникам, а также по трудовым договорам и сколько совершено кассовых расходов; определяет верность выплаты заработной платы в соответствии с установленными окладами, надбавками к зарплате, выплаты премий; точность исчисления среднегозаработка для оплаты отпусков. Кроме этого, Трудовым кодексом РФ установлено, что денежной компенсацией может заменяться только та часть отпуска, которая превышает 28 календарных дней и только по письменному заявлению работника. Известен то факт, что зачастую эти нормы не соблюдаются и при выходе работника из отпуска бухгалтерией учреждения не производится перерасчет и не засчитывается сумма отпускных в счет начислений по заработной плате; правильность выплат за совместительство, за замещение отсутствующихработников и вакантных ставок, выплат сторонним лицам за работы, подлежащие исполнению штатными работниками; соблюдение норм рабочего времени, установленных законодательством работникам учреждений образования и здравоохранения; своевременность выплаты заработной платы, причины ее задержки и другие вопросы, появившиеся в ходе ревизии. Контроль за выплатой заработной платы никак не ограничивается, только выявлением нарушений. В процессе ревизии параллельно проводится полный анализ рабочей ситуации, выявляются неблагоприятные установки в оплате труда, вырабатываются рекомендации по их возможному устранению. [4]В ходе проверки расчетов с дебиторами и кредиторами проводят анализ дебиторской и кредиторской задолженности по срокам ее возникновения, выявляются факты просроченной задолженности, проверяется реальность задолженности посредством выполнения встречных проверок и указывается сумма реальной задолженности на момент проведения проверки. Ревизор выявляет факты бездоказательных расходов, которые были произведены без соответствующих документов. Когда проводят изучение договоров и контрактов, заключенных с иными организациями, ревизор описывает корректность их заключения в соответствии с действующим законодательством. Затем обнаруживаются факты закупок бюджетным учреждением товаров, работ, услуг на общую сумму более 2 000 МРОТ без заключения контракта, выявляются факты заключения договоров с организациями, не имеющими права осуществлять деятельность, предусмотренную в договоре и определяется порядок расчетов, основные условия поставки материалов и др. Сведения, которые содержатся в учетных регистрах и первичных документах, анализирует ревизор с целью подтверждения верности оформления и отображения хозяйственных операций в учете. Цель ревизии выявление несовершенств для их ликвидации и наказания виновных. Производится на основе инструкций, приказов вышестоящих или государственных органов и специализирована для обеспечения сохранности активов, пресечения и профилактики злоупотреблений. Актом ревизии является внутриведомственный документ, где фиксируются все выявленные, даже малозначительные, недостатки и который заверяется ревизором и уполномоченными лицами. В акт не входят выводы, предположения и факты, не подтвержденные документами или результатами ревизии. В акте не дается правовая или моральноэтическая оценка действий должностных и материально ответственных лиц ревизуемого бюджетного учреждения, а также не характеризуются поступки проверяемых должностных лиц, их намерения и цели. Только факты с подкрепленными доказательствами и обоснованными аргументами могут служить основой для отражения в акте обусловленных действий. Акт и прочая информация направляется вышестоящей организации и контролирующим органам для принятия заключений и взысканий. Всю информацию, которую получили в ходе ревизии, можно использовать в интересах проводимого финансового контроля и разглашению не подлежит. [5]Подводя итоги, стоит отметить, что финансовый контроль в деятельности бюджетных учреждений имеет огромную важность для обеспечения нормального их функционирования. С использованием финансового контроля бюджетные учреждения имеют возможность достичь всесторонней сохранности материальных и финансовых ресурсов, оперативного формирования целевых денежных фондов, их эффективного и рационального использования. Окружение обладает возможностью следить за соотношениями в распределении финансовых ресурсов между секторами и отраслями экономики, исследовать полноту и актуальность поступлений требуемых денежных средств субъектам хозяйствования, оценкустепени экономности и эффективности их использования. В полной мере финансовый контроль повлияет постановке финансовой дисциплины во всех диапазонах социального производства, благоприятно воздействуя на финансовую стабилизацию в государстве.

Ссылки на источники1.Агафонова М.С. Устойчивость функционирования сферы здравоохранения// Научнометодический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 2. С.311315.2.Вишневецкая В.О., Агафонова М.С. Нормативноправовые акты регулирующие деятельность предприятия// Международный студенческий научный вестник. 2014. № 1. С. 6.3.Агафонова М.С. Устойчивость функционирования сферы здравоохранения// Научнометодический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 2. С.311315.4.Агафонова М.С. Современное состояние и перспективы мирового хозяйства// Успехи современного естествознания. 2012. № 1. С. 100.5.Яковлева Е.А., Агафонова М.С. История мировой экономики// Учебное пособие / Воронеж, 2010.6.Лихачева Т.Г., Агафонова М.С., Родионова Н.С.Специфика российского менеджмента// Международный студенческий научный вестник. 2015.№ 42. С. 214215.7.Федеральный Закон“О бухгалтерском учете”–Москва, 2012.