К вопросу о нормативном регулировании и применении оперативно-разыскного мероприятия «получение компьютерной информации»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Меньшова П. Э. К вопросу о нормативном регулировании и применении оперативно-разыскного мероприятия «получение компьютерной информации» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 876–880. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970502.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме нормативного регулирования и применения оперативно-разыскного мероприятия «получение компьютерной информации». Раскрывается сущность нового оперативно-разыскного мероприятия, тактические особенности его применения в рамках осуществления оперативно-разыскной деятельности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Меньшова Полина Эдуардовна,курсант 4 курса факультета подготовки сотрудников полиции, ФГКОУ ВО «Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Екатеринбургmenshova.2012@inbox.ru

Научный руководитель:Ходасевич Олег Николаевич,доцент кафедры оперативноразыскной деятельности органов внутренних дел, ФГКОУ ВО «Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Екатеринбургvaha_694@mail.ru

К вопросу онормативномрегулированиии применении

оперативноразыскного мероприятия «получение компьютерной информации»

Аннотация.Статья посвящена проблеме нормативного регулирования и применения оперативноразыскного мероприятия «получение компьютерной информации». Раскрывается сущность нового оперативноразыскного мероприятия, тактические особенности его применения в рамках осуществления оперативноразыскной деятельности.Ключевые слова.Оперативноразыскная деятельность, оперативноразыскное мероприятие, компьютерная информация, «пакет Яровой», хранение компьютерной информации, противодействие терроризму.

С 6 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон № 374ФЗ, которым определено, что при осуществлении оперативноразыскной деятельности может проводиться такое оперативноразыскное мероприятие, как получение компьютерной информации[1]. Данная норма была введена законодателем в целях совершенствования правового регулирования в сфере противодействия терроризму.В связи с этим поправки были внесены в ст. 6 Федерального закона№ 144 «Об оперативноразыскной деятельности». Однакона практике складывается проблема разграничения «получения компьютерной информации» и «снятия информации с технических каналов связи»[2]. Профессор А.Л. Осипенко в своем исследовании указывает на то, что такое оперативноразыскное мероприятие как получение компьютерной информации «отражает не способ получения оперативноразыскной информации, а форму, в которой эта информация представлена»[3].Понятие компьютерной информации указано в ст. 272 Уголовного кодексаРФи представляет собой «сведения (сообщения, данные), представленные в форме электрических сигналов, независимо от средств их хранения, обработки и передачи». Под электрическими сигналами можно толковать частоты в световом спектре, радио спектре и звуковом диапазоне: все эти частоты в совокупности могут быть воспроизведены компьютерной техникой, к которой относятся персональные компьютеры, ноутбуки, планшеты, смартфоны.Если оперативноразыскное мероприятие«снятие информации с технических каналов связи» направлено на получение компьютерных файлов, то «получение компьютерной информации» позволяет получить обезличенные компьютерные данные, находящиеся в закодированной форме. Компьютерная информация представляется в оцифрованной форме, благодаря чему массивы сведений могут храниться в сжатом виде. Согласно Федеральному закону№ 144 «Об оперативнорозыскной деятельности» получение компьютерной информации организуется с помощью применения специальных технических сил и средств федеральной службы безопасности и органов внутренних дел.К силам относят специалистов, имеющих специальные технические познания в области получения компьютерной информации, а к средствам применительно к рассматриваемому оперативноразыскному мероприятию –специальные технические средства для негласного получения и регистрации акустической информации, специальные технические средства для негласного перехвата и регистрации информации с технических каналов связи, специальные технические средства для негласного получения (изменения, уничтожения) информации с технических средств ее хранения, обработки и передачи[4].Так называемый «пакет Яровой», направленный на борьбу с терроризмом и обеспечение общественной безопасности, устанавливает что с 1 июля 2018 года операторы связи будут обязаны хранить на территории Российской Федерациитекстовые сообщения пользователей услугами связи, голосовую информацию, изображения, звуки, видеоииные сообщения пользователей. Срок такого хранения может составлять до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки или обработки, а более конкретные порядок, сроки и объем хранения будет устанавливать Правительство Российской Федерации.Такие же обязанности с 1 июля 2018 года будут возложены на организаторов распространения информации в сети Интернет относительно электронных сообщений и данных пользователей (например, в социальных сетях). Сообщения при этом также должны храниться до шести месяцев. Кроме того,такие организаторы будут обязаны передавать в федеральный исполнительный органвластив области обеспечения безопасности информацию, необходимую для декодирования электронных сообщений, в случаях, если у пользователей есть возможность дополнительного кодирования сообщений.Операторы связи и организаторы распространения информации в сети Интернет также будут обязаны хранить информацию о сообщениях пользователей, причем в течение более длительного срока, чем сами сообщения. Для операторов связи такой срок составит три года с момента окончания приема, передачи, доставки или обработки информации, а для организаторов распространения информации в Интернете –год с того же момента.«Пакет Яровой»ранее уже получил немало критики. Так, например, депутатов смущало предложение законотворцев ввести обязательство для операторов сотовой связи хранить звонки и сообщения абонентов, а также изображения, звуки и иные сообщения пользователей в течение трех лет. Члены нижней палаты парламента отмечали, что только на создание такой базы потребуется порядка 70 млрд долларов, на ее обслуживание –еще порядка 200 млрд долларов, а в финансовом обосновании к проекту закона авторы указали, что его принятие не потребует дополнительных затрат из бюджета[5], т.е. создание и содержание таких баз данных будет возложено на самих операторов связи и интернетпровайдеров. Поддержала депутатов и Российская ассоциацияэлектронных коммуникаций, которая объединяет более 200 российских интернеткомпаний. По их замечаниям, расходы телекоми интернеткомпаний на реализацию мер для исполнения требований о хранении большого объема данных могут оказаться для них непосильными. А чтобы эти расходы сократить, следовательно, увеличатся тарифы связи более чем в 5 раз.Помимо изменений в Федеральном законе «Об оперативнорозыскной деятельности», нововведения появились и в уголовнопроцессуальном кодексе (далее –УПК РФ): так в ч. 7 ст. 185 УПК РФ указано, что при наличии достаточных оснований полагать, что сведения, имеющие значение для уголовного дела, могут содержаться в электронных сообщениях или иных передаваемых по сетям электросвязи сообщениях, следователем по решению суда могут быть проведены их осмотр и выемка.Как следует из содержанияэтой нормы, речь в ней идет не только об электронных сообщениях как носителях «информации, переданной или полученной пользователем информационнотелекоммуникационной сети»[6]. Под действие ч. 7 ст. 185 УПКРФподпадают все сообщения, которые абонент и (или) пользователь любого мобильного компьютерного устройства (смартфона, смартустройства, спутникового телефона) может отправить через сервис коротких сообщений сетей сотовой связи (SMSсообщенияи MMSсообщения), программыприложения для мобильных операционных систем, так называемые мессенджеры (Viber, Whatsapp), а также с помощью технологий IPтелефонии.Стоит отметить, что оперативноразыскное мероприятие «получение компьютерной информации» требует судебного санкционирования, так как данное мероприятие нарушает конституционные права человека. Однако, правоотношения, регулируемые федеральными законами, касаются только принципов сохранения в тайне данных, которые были доверены гражданином определенной организации либо должностному лицу. Если информация выбыла из сферы ответственности организации (должностного лица) путем фиксации ее в памяти мобильного компьютерного устройства, она как таковая уже не подлежит защите с помощью судебного контроля.Этот вывод также обосновывается позицией Конституционного судаРФ в определении от 08.04.2010 № 433ОО: «не может считаться ограничением прав на тайну телефонных переговоров, на неприкосновенность частной жизни и на судебную защиту осмотр мобильных телефонов, изъятых у подозреваемых в совершении преступлений при заключении их под стражу, а при исследовании в суде протоколов следственных действий –оглашение сведений, содержащихся в электронной памяти этих мобильных телефонов».Рассмотрим, каким образом происходит получение компьютерной информации оперуполномоченными, атакже какими способами они пользуются:1.Оперативный мониторинг сетевых ресурсов через автоматизированный поиск. В данном случае применяются интернетбраузеры закрытого типа: к таким относятся Torbrowserbundle, Onion, ProxFree. Данные браузеры и проксисерверы позволяют скрыть местоположение пользователя (применение анонимайзеров) и получить доступ к заблокированным Роскомнадзором сайтам и сетевым ресурсам. Благодаря оперативному мониторингу возможно предупредить готовящееся преступлениелибо осуществить поиск лиц, причастных к уже совершенным преступлениям.2.Негласное применение специального программного обеспечения для получения закодированной информации с компьютерных источников, т.е. при разработке лиц, причастных к преступлениям террористической направленности, оперуполномоченные бюро специальных технических мероприятий (далее –БСТМ)могут устанавливать специальные технические средства у операторов связи или провайдеров. С помощью программного обеспечения возможно изымать и хранить не все сообщения, а только те в которых содержатся определенные слова (их перечень может быть выбран и занесен в программу, например: террор, терроризм, ИГИЛ, ДАИШ, Исламское государство, ИГ и т.п.), что может свидетельствовать о причастности проверяемого или разрабатываемого лица к терроризму.3.Негласная установка сотрудниками БСТМ программного обеспечения, считывающего информацию, в компьютерное устройство разрабатываемого лица. Данный способ похож на первый, разница в том, что программное обеспечение должно быть загружено на компьютер, смартфон или телефон самого разрабатываемого лица. Этот способ сложен тем, что доступа к компьютерным устройствам заподозренных лиц может и не быть, в данном случае применяется оперативная комбинация, чтобы загрузить программное обеспечение негласным способом либо легендированным путем.Стоит отметить, что практика применения данного оперативноразыскного мероприятия еще не наработана органами, осуществляющими оперативноразыскную деятельность. Имеется неясность в толковании оперативноразыскного мероприятия «получение компьютерной информации» или происходит подмена понятий «получение компьютерной информации» и «снятие информации с технических каналов связи».Таким образом, данный законопроект установил для операторов связей и организаторов распространения информации в сети Интернет обязательное приобретение оборудования для хранения сообщений пользователей и информации об этих сообщениях в течение указанного срока[7].Указывается также, что при поступлении соответствующего запросаот органа, осуществляющего оперативноразыскную деятельность, операторы связи и организаторы распространения информации в сети Интернет обязаны прекратить оказание услуг связи в случае неподтверждения в течение пятнадцати суток соответствия персональных данных фактических пользователей сведениям, заявленным в абонентских договорах. Стоит отметить, что нормативноправовое регулирование оперативноразыскного мероприятия «получение компьютерной информации» не имеет конкретной ссылки на особенности примененияданного оперативноразыскного мероприятия.Разрозненность нормативных актов не позволяет систематизировать механизм получения компьютерной информации, что вызывает трудности применения его в практической деятельности оперативноразыскными органами. Однакоперспектива применения оперативноразыскного мероприятия «получение компьютерной информации» является высокой в связи с развитием компьютерных технологий и активного применения их в преступной сфере.

Ссылки на источники1.Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности»от 06.07.2016№ 374ФЗ/ Справочноправовая система «Консультант +» (дата обращения: 13.12.2016).2.Федеральный закон «Об оперативнорозыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144ФЗ / Справочноправовая система «Консультант +» (дата обращения: 13.12.2016).3.Осипенко А.Л. Новое оперативнорозыскное мероприятие «получение компьютерной информации»: содержание и основы осуществления // Вестник Воронежского института МВД России, № 3. –2016. С. 84.4.Перечень видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативнорозыскной деятельности, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.07.1996 № 770 / Справочноправовая система «Консультант +» (дата обращения: 15.12.2016).5.Право.ру URL://http://pravo.ru/news/view/130575/ (дата обращения: 26.01.2017).6.Васюков В.Ф. Изъятие электронных носителей информации: нерешенные проблемы практики // Уголовный процесс. –2016. –№ 2. 7.Федеральный закон «О связи» от 07.07.2003 № 126ФЗ / Справочноправовая система «Консультант +» (дата обращения: 15.12.2016).