Перспективы внедрения молодежной политики в Донецкой Народной Республике: оптимизация, проблемы трудоустройства молодёжи

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Матюхина И. Б., Сурженко И. М., Шухман М. Э. Перспективы внедрения молодежной политики в Донецкой Народной Республике: оптимизация, проблемы трудоустройства молодёжи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1001–1005. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970527.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены и обобщены теоретические и практические аспекты необходимости внедрения государственной молодежной политики в Донецкой Народной Республике. Обоснована актуальность проблемы создания организационно-экономических и нормативно-правовых основ для реализации молодежной политики. Приведена сравнительная характеристика по регулированию и контролю над государственной системой управления молодежной политики разных государств.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шухман Мария Эриксоновна,кандидат экономических наук, ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила ТуганБарановского», г. Донецкmashashuhman77@rambler.ru

Сурженко Иван Михайлович,студент института учета и финансов, ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила ТуганБарановского», г.ДонецкCECE200@yandex.ua

Матюхина Ирина Борисовна,студенткаинститута учета и финансов,ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила ТуганБарановского», г.ДонецкIrina13121995@yandex.ua

Перспективы внедрения молодежной политики в Донецкой Народной Республике: оптимизация проблемы трудоустройства молодёжи

Аннотация. В статье рассмотрены и обобщены теоретические и практические аспекты необходимости внедрения государственной молодежной политикив Донецкой Народной Республике. Обоснована актуальность проблемы создания организационно –экономических и нормативно –правовых основ для реализации молодежной политики. Приведена сравнительная характеристика по регулированию и контролю над государственной системой управления молодежной политики разных государств.Ключевые слова: молодежь,молодежная политика,государственная молодежная политика, занятость, дуальное образование.

На сегодняшний день, можно смело сказать, что молодое поколение является основой развития любого государства, его социальным и экономическим будущим. Молодежь выступает наиболее мобильным представителем всех социальных групп и, как следствие это занимает важное место в общественнополитической жизни любой страны. От тогонасколько молодое поколение чувствует политическую, социальную и экономическую стабильность, настолько зависит общественный прогресслюбой страны. Актуальность данной темы обусловлена тем, что проблема трудоустройства молодежиявляется одной из важнейших и до сих пор нерешенных проблем во многих странах, и в Донецкой Народной Республике (ДНР)в том числе. Большая часть молодежи, окончившая Высшие учебные заведения (ВУЗ), вынуждена работать не по специальности либо же вовсе остается не трудоустроеной. Объясняется это тем, что большинство работодателей требуют от молодых специалистов инверсных несовместимых требований: работодателиищут работников созначительным опытом работы,но при этом молодых и энергичных. И, для решения подобного рода задач, по нашему мнению, в любой стране должна быть разработана и реализована государственная молодежная политика, что выступает непосредственной задачей государственной власти страны.Многие ученые посвящали свои труды вопросамреализации молодежной политики, а именно: В. К. Криворученко, Р. Леярд, К. Маккенн, И. М. Ильинский, Д. Мортенсен, Р. Филер, В. В. Барабаш, и многиедругие. В частности,касаемо формирования и развития трудоустройства молодежи свои работы посвятили такие учены как, Р. Джекман,В. Губин, Н. Шилкова, Д. Хаммер и ряд других отечественных и зарубежных ученных. Целью написания данной статьи является рассмотрение перспектив внедрения молодежной политики в Донецкой Народной Республике, а также решения проблем, связанных с трудоустройством молодёжи.Для реализации поставленной цели необходимо определиться спонятием «молодежная политика». Исследование данного понятия позволяет сделать вывод о том, что в отечественных и зарубежных ученых [1;2;3] не сложилось единого мнения относительно его определения. В экономической литературе представлены различные трактовки понятия «молодежная политика» (таблица 1.).Таблица 1Систематизация существующих трактовок понятия «молодежная политика»

АвторыПонятие «Молодежная политика»Ильинский И. М. [1]Это, вопервых, система идей, теоретических положений о роли и месте молодого поколения, вовторых, это практическая деятельность субъектов такой политики: государства, общественных организаций и других социальных институтов по реализации этих идей, положений и директив с целью формирования и развития молодежи.Барабаш В. В. [2]Целостное и специфическое направление в государственной политике вообще.Криворученко В. К. [3]Представляет собой совокупность всех государственных и общественных институтов, однако каждый ее субъект, социальный институт осуществляет ее дифференцированно, в соответствии со своими потребностями и возможностями с учетом местных условий.

Таким образом, исходя из вышеизложенных определений,приведённых в таблице 1.можно сделать вывод, что молодежная политика охватывает все сферы жизнедеятельности молодежи. Она включает в себя вопросы, связанные с формированием и воспитанием молодежи;охватывает процессы социализации и всю совокупность идей о месте и роли молодежи вобществе и реализациюданных идей. Субъектами молодежной политики являются государство и государственные органы, которые реализуют ее на практике. То есть молодежная политика представляет собой совокупность действий всех государственных и общественных институтов, однако каждый ее субъект (социальный институт)осуществляет ее дифференцированно в соответствии со своими потребностями и возможностями с учетом местных условий.Следовательно, каждая страна имеет свой подход к регулированию и контролю над государственной системой управления молодежной политики, что подтверждается спецификой закрепленных нормативноправовыхактов разных государств.Законодательная база имеетбольшое значение для формирования и реализации эффективной социальной и молодежной политики. Именно поэтому следует уделить внимание социально значимым законам, которые направлены на повышениеэффективности молодежнойполитики.В таблице 2 [4;5;6;7] представлено нормативноправовое обеспечение развития молодежной политики РФ, Белоруссии, ДНРи государств Европы.

Таблица 2Нормативноправовое обеспечение развитиямолодежной политики государств

Нормативноправовой обеспечениеВступило в силуКомментарииЕвропаБелая книга «Новые стимулы для молодежи Европы»Ноябрь 2001 годаНе является законодательным документом, однако активно используется среди институтов Европейского союза. Содержит приоритетные направления развития молодежной политики в Европе на ближайшую перспективу.Европейское соглашение в сфере молодежной политикиМарт 2005 годаСоглашение направлено на повышение качества обучения и профессиональной подготовки, улучшение возможностей для мобильности, профессиональной занятости и социальной включенности молодых европейцев.Коммюнике «Поддержка полноценного участия молодежи в сфере образования, занятости и в общественной жизни»Сентябрь 2007 годаСодержит основные принципы и перспективы развития молодежной политики ЕС, призывает к более качественной поддержке и финансированию молодежи, чтобы улучшить образование, повысить занятость, участие в социальной жизни, укрепить здоровье и активную гражданскую позицию.Стратегия «Молодёжь –инвестирование и предоставление возможностей»2009 годаСтратегия разработана на 2010 –2018года с целью расширениевозможностей для молодёжи в образовании и занятости; улучшение доступа и участия молодёжи в социальной жизни; содействие солидарности молодёжи с остальным обществом.Помимо вышеуказанныхактовсуществует еще множество документов, которые регулирует молодежную политику в Европе (Резолюцию о пересмотренных Основах европейского сотрудничества в молодёжной сфере на 2010 –2018года; программы «Новые навыки для новых рабочих мест»;«Европейская платформа по борьбе против бедности»; «Молодежь в действии»и др.). Всецело, именно разработки ООН сталивыделять в отдельной группе политику в отношении молодежи. Первым таким документ стала «Декларация о распространении среди молодёжи идеалов мира, взаимногоуважения и взаимопонимания между народами» (1965г.). В дальнейшем (в 1985 году) было сформировано «Руководящие принципы для долгосрочного планирования и осуществления соответствующих последовательных мер, касающихся молодёжи» которое способствовало представлению молодёжной политике в том виде, в которой она в данный момент.Российская Федерация«Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации»2006 года

Определяет приоритетные направления и задачи, связанные с участием молодёжи в реализации национальных проектов.

«Основы государственной молодёжной политики Российской Федерациина период до 2025 года»Ноябрь 2014 годаВ нем указаны приоритетные задачи, необходимые для решения, которые будут способствовать устойчивому росту числа политически, социально, оздоровительно, духовно, патриотически обогащенныхмолодых людей.Первым документом о молодёжи в России был Закон СССР «Об основных началах государственной молодёжной политики в СССР». В РФ право определения приоритетных задач национального масштаба принадлежит высшему должностному лицу страны. Реализация этого права базируется на правовых основаниях – Конституции РФ и федеральных законах. В дальнейшем были изданы законодательныедокументы, а также подготовлено рядпроектов законов о молодёжи (Доктрина государственной молодёжной политики, Концепция государственной молодёжной политики Российской Федерации и другое).БелоруссияЗакон «Об общих началах государственной молодежнойполитики в Республике Беларусь»24 апрель 1992 годаУказаны общие начал государственной молодежной политики, а так же процесссоздания органов контроля и защиты прав молодых граждан в Республике Беларусь.На территории республики действует множество различных общественных и государственных программ по работе с молодым поколением. Многие из них инициированы Президентом Республики Беларусь, например, программа «Дети Беларуси». Создан и функционирует специальный Фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.Закон «Об основах государственной молодежной политики»7 декабря2009 годаОпределяются основные направления государственной молодежной политики, а также социальные, организационные, правовые и иные меры ее реализации.Программа «Образование и молодежная политика»28 марта 2016 годаПрограмма разработана на период с 2016 по 2020 года. Целями заключается в повышение качества и доступности образования, развитие потенциала молодежи и ее вовлечение в общественно полезную деятельность.Донецкая Народная РеспубликаЗаконопроект «Об основах государственной молодежной политики»–Идет работа над внедрением законопроекта.

Достаточно очевидным является тот факт, что европейская молодежная политика является наиболее проработанной в современной системе политических и международных отношений, а практика вовлечения в процессы реализации европейской молодежной политики общественных структур и самой молодежи по праву считаются одними из наиболее успешных с точки зрения эффективности [4]. Основным преимуществом молодежной политики Российской Федерации является непосредственно повышение человеческого капитала молодежи, рост ее конкурентоспособности как внутри страны, так и на международной арене. Также, она направлена на расширение возможности участия молодежи в принятии политических, социальных и экономических решений, роста ее ответственности за будущее страны[7].Государственная поддержка деятельности молодежи в Белоруссии также отличается достаточной эффективностью. Одним из наиболее приоритетных направлений молодежной политики республики является развитие заинтересованности и информированности молодежи о демократических ценностях, суверенитете, гарантии прав человека, национальной культуре. Помимо этого, молодежная политика Республики Беларусь направлена на продуктивное трудоустройство молодежи, практически каждому выпускнику гарантировано первое рабочее место. Молодежная политика Белоруссии обеспечивает все необходимые условия для самореализации молодого поколения, позволяет достичь творческих высот и успехов в карьере. На современном этапе в ДНР также стремительно развивается процесс внедрения законопроекта «Об основах внедрения государственной молодежной политики». Сегодняшняя молодежь –это будущееДНРи воспитание подрастающего поколения –один из важнейших вопросов, который стоит перед государством и от того, на каком уровне будет проводиться воспитание молодежи, зависит будущее ДНР. Первые и достаточно перспективные задатки развития государственной молодежной политики ДНР уже имеются, однако необходимо усовершенствование и развитие существующей системы. Для облегчения данного процесса целесообразным будет ориентироваться нареализациюмолодежной политики в развитыхгосударствах.Как уже говорилось ранее, Европа выступает одним из ярких представителей, где практика внедрения молодежной политики является одной из самых эффективных. Исходя изсодержанияинформации, приведенной в таблице 2можно выделить всеохватывающие направления деятельности молодежной политики.В качестве сравнения рассмотримв таблице 3основные направленияразвития молодежной политики ЕС[7], действующие на основеевропейского сотрудничества в молодежной сфере,и направления деятельностиФедерациипрофсоюзов Донецкой Народной Республики.Таблица 3Направления развития молодежной политики ЕС и ДНР

Европейский союзДонецкая Народная РеспубликаОбразование и профессиональная подготовкаОбучение молодежиЗдоровье и благополучиеСпортивное направлениеВолонтерствоВолонтерское направлениеТворчество и культураОрганизации досуга работающей и студенческой молодежиСоциальная включенностьПатриотическое воспитание молодежиЗанятость и предпринимательство

Молодежь и мирИнформационное направлениеУчастие в жизни обществаСоциально –экономическая защита молодежи

Итак, исходя из вышеуказанных направлений развития молодежной политики ЕС и ДНР, представленных в таблице3., можно отметить, что в общих чертах большинствонаправленийсовпадают по своей сущности, имея отличия лишь в формулировках. Однако до сих пор не рассмотрено в ДНР такое важное направление, как «занятость и предпринимательство», которое присутствует в перечне направлений развития молодежи в ЕС и активно реализуется. Оно заключается в обеспечении трудоустройства молодежи, защите их прав в данном процессе, поддержке начинаний молодых специалистов и ученых. Данный неучтённыйаспектнаправления развития молодежной политики ДНР –молодежная занятость – является важным элементом в развитиии процветанииэкономики, которая определяет потенциал любой страныи молодой республики, в частности.Необходимость разработки мероприятий по обеспечению молодежной занятости заключается в том, что нестабильная экономическая ситуация вДонецкой Народной Республике породила изменение на рынке труда, привела к изменению уровняжизнии условий оплаты труда. Данные трансформации так же повлияли и на итак проблематичный аспекттакой, как трудоустройство молодых специалистов и выпускников высших учебных заведений, которые не имеют стажаработы.На рис.1 представлена диаграмма количества зарегистрированных безработных с января по июль 2016 года в центре занятости ДНР[11].

Рис. 1. Диаграмма количествазарегистрированных безработных

с января по июль 2016 годав центре занятости ДНР

Итак, только по официальнымданным «Центра занятости ДНР»с января поиюнь 2016 года на учете в службе занятости состояло около 34,9 тысячбезработных, в том числе15,3 тысячи –это молодежь в возрасте до 35 лет. Из которых,в теченииэтого же периода нашли работу лишь 25,1% [11].Среди основных причин, обусловливающих проблему занятости на молодежном рынке труда ДНР можно выделить такие:

низкаяоплата труда у молодых специалистов и отсутствиекарьерного роста;

качество подготовкивыпускников не соответствует требованиям на рынке труда;

ошибочный выбор профессии, специальности студентом при поступлении в ВУЗ;

отсутствие востребованности профессий, после получения диплома выпускниками учебных заведений,

нежелание работодателей сотрудничать с выпускниками,у которых отсутствует опыт работы.От части,решение вышеуказанных проблем можно найти в Законе ДНР «О занятости населения», где предусматриваетсясовмещение обучения и профессиональной деятельности.Так,студенты высших и учащиеся профессиональнотехнических учебных заведений, получивших уже по факту профессию (квалификацию) по определенному образовательномууровню и продолжают учиться на следующем образовательноквалификационном уровне, имеют право проходить стажировку по профессии (специальности), по которой приобретается образование, на предприятиях, в учреждениях и организациях, на условиях, определенных договором о стажировке. Целью стажировки является приобретение навыков по выполнению профессиональных задач и обязанностей, совершенствование профессиональных знаний и навыков, изучение и освоение новых технологий, техники. После прохождения стажировки, которая осуществляется в основном на краткосрочном промежутке времени (до 6 месяцев) запись о прохождении ее работодатель должен вносит в трудовую книжку [10]. 19,63,811,515,3Безработные в возрасте свыше 35 летБезработные в возрасте до 35 летТрудоустроилось в возрасте до 35 летНе трудоустроилось в возрасте до 35 летДанное мероприятие будет,по сути,способствовать накоплению практического опыта и стажа работы еще во время учебного процесса. Однако, как показывает практика по ряду причин, которые в основном совпадают с причинами, обуславливающимипроблему занятости, данное мероприятие реализуется со значительным трудом.Однако вышеприведенного мероприятия недостаточно для решения всех возникших проблем, следовательно, для их решения необходимо в первую очередь обратитьсяза опытом к развитым странам. Нормативноправовоеобеспечениев Европейском Союзе, которое предоставлено в таблице 2, широко раскрывает данное направление молодежной политики. Так, в частности в стратегию молодежной политики «Молодежь –инвестирование и предоставление возможностей» на 20102018 годасущественноуделяется внимание значимостиналичия работы для молодежи. Процесс обеспечения молодого поколенияработой реализуется посредством скоординированной деятельности государствапо множествунаправлений, обеспечивая как гарантиюзанятости, так и гибкость рынка труда для того, чтобы облегчить молодому поколениюпереход от учебы к работе и от экономической неактивности к труду [7].

В данной стратегии акцентируется внимание так же и на множестве специфических моментов, таких как обеспечение ростапо карьерной лестнице при трудоустройстве и создания условий для реализации этого, а такжефинансирование обучения тех профессий, которые востребованы рынком и множество других мероприятий. Одной из форм повышения занятости молодежи на рынке труда может стать внедрение дуального образования в ДНР, котороеактивно используется в зарубежных странах, таких как Германия, Франция. Особенность данного мероприятиясостоит в следующем: обучающиеся по такой программе одновременно получают теоретические знания в учебном заведении и практические –на предприятии. В отличие от обычной практики во время учебы, программа дуального образования подразумевает одновременное получение теоретических знаний и практических навыков[9]. При таком подходе каждый студент с первого семестра учебы, закрепляется за конкретным предприятием на весь период обучения. Благодаря этому, если студент окажется способным сотрудником, руководительуже может заранее заключить с ним контракт, который подразумевает принятие студента на работу сразу же после получения диплома.Еще одним перспективным направлением повышения уровня занятости молодого поколения, является привлечение к общественным работам, проведение которых организуют территориальные органы службы занятости республики в целях обеспечения временной занятости населения на платной основе.Подводя итоги, можно сказать, что для успешной государственной молодежной политики нужно соблюдать ряд условий, опираясь при этом, на опыт стран Европы. Необходимо внедрять в отечественную практикувышеуказанные мероприятияи совершенствовать имеющие, которыеориентированына прямое вовлечение молодых людей во все секторы экономики и государственную структуру.Для тогочтобы этого достичь необходимо учитывать определенный перечень рекомендаций, некоторые из которых, по нашему мнению, являются ключевыми:1.Усиление политики, направленной на создание возможностей открытого развития молодежи. Молодежная политика должна базироваться на модели открытого развития, что побуждает молодых людей проявлять инициативу, самостоятельно определять собственные цели и ценности, быть вовлеченными и иметь возможность определять приоритеты и методы осуществления молодежной политики. Вместе с популяризацией такой открытой модели развития и обучения молодежи, необходимо также прилагать усилия для поддержания уровня социальной безопасности, предупреждения и преодоления сложностей, с которыми может столкнуться молодежь;2.Обеспечение правильного определения целевой аудитории молодежной политики. Необходимо прилагать больше усилий для того, чтобы государственная политика была направлена на «средние группы» молодежи: молодых людей, ограниченных в доступе к ресурсам, которые не имеют надлежащих возможностей, сельскую молодежь, молодых людей, не имеющих достойной работы или любой работы вообще, и тех, кто нуждается в улучшении своего социального положения. Эти инвестиции также нужны для того, чтобы создать условия для развития инициативсамой молодежи в рамках их общественных объединений или социальных групп.Развитие государственной молодежной политики в ДНР не стоит на месте. На современном этапе разрабатывается правительством законопроект «Об основах внедрения государственной молодежной политики», при написании и реализации которого необходимо детально изучить опыт стран, которые успешно провели молодежную политику с учетом всех направлений ее деятельности. Осуществление последовательной молодежной политики в развивающейся республике будет способствовать формированию демократических ценностей в обществе и утверждению государственности в цивилизованном мире. Молодежная политика обязательно должна оставаться одним из важнейших и приоритетных направлений деятельности республики, постоянно совершенствоваться и осуществляться с учетом ее возможностей на политическом, социальном, экономическом, законодательном и организационном уровнях с привлечением молодежи с целей ее осуществлению с новыми идеями и способами. Молодежь должна рассматривается как поколение, имеющее потенциал для привнесения нового творческого духа в любом государстве. Потенциал молодежи ДНРявляется мощным и может быть еще мощнее в условиях применения более активных подходов к обучению и работе с ней. Развитие молодежной политики в ДНР позволит молодому поколению быть глубокомысленными, критическими и независимыми и не бояться брать на себя инициативу. В этом подходе существует основное направление: молодежьследует признавать партнерами в своем развитии.

Ссылки на источники1.Ильинский И. М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория // И. М. Ильинский. –М.: Голос, 2001. –694 с.2.Барабаш В. В. Приоритеты молодежной политики //В. В. Барабаш, А. В. Шаповал. –М.: Издво при ВКШ, 1989. –45 с.3.Криворученко В. К. К вопросу о законодательстве субъектов Федерации в сфере молодежной политики // В. К. Криворученко. –К.: НИЦ ПМ, 1990. –125 с.4.СоколовА. В. Современные институты молодежной политики в Европе: история становления и развития // Вестник международных организаций –2009. –№ 1 (23).–С. 84–99. –URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/05/06/1268031251/Youth_Policy.pdf5.Молодежь и молодежная политика в России в контексте глобальных тенденций // Доклад о положении молодежи и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации –Росмолодежь –2015. –С. 5 –17. 6.ПищикИ. А., НестровичД. В. Правовое регулирование молодежной политики в Республике Беларусь // Актуальные проблемы права и экономики: сборник материалов ХII Республиканской научнопрактической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. –2011. –С. 171–172 –URL: http://www.brsu.by/sites/default/files/economic/sbornik_2011.pdf7.Молодежь России 20002025: развитие человеческого капитала // Доклад о положении молодежи и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации –Росмолодежь –2013.–С. 49–59. –

URL:http://admmoskovsky.ru/molodezhnayapolitika/%D0%9C%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B6%D1%8C%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B820002025.pdf8.Леонов Ю.С. Стратегии европейской государственной молодежной политики: основные направления и тенденции//Аналитический Вестник «Молодежная политика: зарубежный и отечественный опыт»–2007.–С. 19–30 –URL:http://old.duma.tomsk.ru/files2/7826_Molodejnaja_politika_zarubejnyi_opyt__analitika.pdf9.Дуальное образование в Германии –что это такое? – Электронный ресурс. –URL: http://www.evrokatalog.eu/germany/law/dualnoeobrazovanievgermaniichtoetotakoe10.Закон Донецкой Народной Республики «О занятости населения», № 50ІНС от 29.05.2015. –Электронный ресурс. –URL: http://www.dnrsovet.su/zakondonetskojnarodnojrespublikiozanyatostinaseleniya/11.Отчет Республиканского Центра Занятости за 10 месяцев 2016 года // Республиканский Центр Занятости ДонецкойНародной Республики. –Электронный ресурс. –URL: http://rczdnr.ru/index.php?id=646