Телесно-ориентированная терапия как метод профилактики и коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Тельминова Е. И., Санникова Л. Н. Телесно-ориентированная терапия как метод профилактики и коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1151–1155. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970557.htm.
Аннотация. Данная статья посвящена проблеме, связанной с проявлением агрессии у детей дошкольного возраста. Авторы обобщают некоторые исследования по проблеме детской агрессии и предлагают одно из решений, которое в дальнейшем может быть использовано в дошкольной организации.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Тельминова Евгения Игоревна.

студент 4 курса, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет» им. Г.И. Носова, г. Магнитогорскeva.telminova@mail.ru

Научный руководитель: Санникова Лилия Наилевна,кандидат педагогических наук, доцент,ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет» им. Г.И. Носова, г. Магнитогорскsannikov_kb@mail.ru

Телесноориентированная терапиякак метод профилактики

и коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Аннотация. Даннаястатья посвящена проблеме, связанной с проявлением агрессии у детей дошкольного возраста. Авторы обобщают некоторые исследования по проблеме детской агрессии и предлагают одно из решений, которое в дальнейшем может быть использовано в дошкольной организации.Ключевые слова: агрессия, агрессивное поведение детей, профилактика, коррекция, дети дошкольного возраста, телесноориентированная терапия.

Агрессия и агрессивное поведение у детей дошкольного возраста, остается одной из актуальных тем на сегодняшнийдень. Агрессивныеформыповедения способствуют увеличению роста детской преступности. Именно поэтому на современном этапевозникает острая необходимость визучениипсихологических механизмов,вызывающих эти опасные явления, а также в поиске способов профилактики и коррекции агрессивных проявлений у детей дошкольного возраста.

В трудах таких зарубежных исследователей, как К. Бютнер, Г. Парренс, М. Ратнер, Р. Кэмпбэл и др., агрессия выступала, предметом научных изысканий. Также вопрос изучения агрессии и агрессивного поведения привлек внимание многих отечественных авторов и нашел отражение в ряде работ Г.М. Андреевой, В.В. Знакова, С.В. Еникополова, Н.Д. Левитова, С.Е. Рощина, Т.Г.Румянцевой.

В трудах Р.С. Немова, понятие агрессия определяется, как поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред [2, с. 68].

По мнению Б.М. БимБада, агрессивное поведение проявляется как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический или моральный ущерб людям, вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности и т.п.) [1. с.11].

Большинство родителей, сталкивающихся с детской агрессией впервые,сразу же впадают в панику. Но мало кто задумывается, что в некоторых своих выражениях, агрессия является нормой. Злость, обида, страх и т.д., все это необходимо выплеснуть каждому ребенку. Но не каждый дошкольник умеет социально правильно и безопасно для окружающих выражать свои негативные эмоции. Поэтому очень важно на раннем этапе проявления агрессии выявить ее вид и помочь ребенку правильно от неё избавляться.Исследователями в области педагогики и психологии выделяются следующие виды детской агрессии:1. Прямая агрессия направлена точно на объект, вызывающий раздражение, она проявляется в виде угроз, хамства и применения силы;2. Косвенная агрессия обычно направлена на доступные объекты, на которые безопасно выплескивать эмоции;3. Вербальная агрессия –это угрозы, крики и оскорбления;4. Экспрессивная агрессия сводится к несловесным средствам выражения: мимике, жестам и т.п.;5. Физическая агрессия проявляется в виде грубого применения силы, например, драки и порчи вещей;6. Аутоагрессия –это самообвинение, самоунижение, нанесение себе телесных увечий, такое поведение особенно часто встречается в подростковом возрасте;7. Инструментальная агрессия используется для получения желаемого, порой неосознанно.На сегодняшний день накоплен большой опыт в примененииметодов для профилактики и устранения агрессивного поведения детей. В рамках данной статьи намбы хотелось уделить особое внимание телесноориентированной терапии.

Основоположником телесноориентированной психотерапии является ученый, доктор Вильгельм Райх, помощник Фрейда. Это направление в психиатрии предназначено для лечения больных с неврозами, психозами, разного рода зависимостями и предполагает воздействие на психику через проведение процедур телесного контакта. В.Райх, в отличие от своего учителя, отошел от стандартного психоанализа и более внимания уделял влиянию на тело. Именно это и является главным отличием от всех остальных методик. Детям дошкольного возраста привычно выражать все эмоции языком тела. Важным компонентом данного вида метода коррекции агрессивного поведения является знакомство ребенка с телом, которое направлено на расширение сферы осознания им своих глубоких внутренних потребностей и переживаний. Общеизвестно, что потребности, ощущения, желания и чувства кодируются в определенных телесных состояниях.

Нами был разработанкомплекс упражнениителесноориентированной терапии «Приключение обезьянки Микки» (Таблица 1)Время проведения: первая половина дня/ 1520 минут.Возраст: от 4 до 7 лет.Количество участников в группе: 1015.Инвентарь: пенкиковрики для каждого участника.Музыкальное сопровождение: звуки джунглей.Цель: мышечное расслабление, устранение и выплескивание агрессии, стимулирование позитивного решения поставленных задач и зарождение положительных эмоций.В начале педагог здоровается и предлагает детям каждому занять своё место на понравившейся пенки –коврике.Педагог начинает рассказ, дети внимательно слушают и повторяют движения за педагогом.

Таблица 1

Рассказ педагогаВыполнение движения1Жила была Микки, маленькая обезьянка, которая любила играть. Каждое утро ей нравилось сидеть неподвижно несколько минут вдыхая ароматы джунглей.Давайте подышим вместе как обезьянка.Микки медленно вдыхала и выдыхала через нос. Ей особенно нравилось, как воздух щекотал её ноздри.Положите руки на живот, и вы почувствуете, как на вдохе живот округляется, а на выдохе становится плоским. Вдохокругляется, выдох –сдувается. Вдыхаем и выдыхаем через нос.2Микки встала и потянулась вверх, стараясь достать до самой высокой ветки на дереве. Она мечтала, чтобы её руки превратились в Потянемся вверх стараясь достать самую высокую ветку. Выше, выше и выше. (дети постепенно из положения сидя встают, крылья, как у птицы.поднимая руки вверх). Теперь представим, что руки —это крылья, помашем ими вместе с Микки. Продолжаем махать крыльями. На вдохе руки вверх, на выдохе вниз. Вдохвверх, выдохвниз.3Микки нравилось, как птицы легко могут поворачиваться то в лево, то в право. И как они парят в небе, как перышко.Поворачиваемся в лево и тянемся правым крылом, как можно выше, теперь на право и тянемся левой рукой вверх. Возвращаемся к махам крыльев. Вдох вверх, вниз выдох и приседаем. Вверх встаем на вдохе, крылья поднимаем через стороны вверх и тянемся. Вниз на выдохе. (34 раза). Я думаю мы скоро понастоящему сможем взлететь. Опустим руки вниз и спокойно постоим.4Иногда, для развлечения, Микки любила смотреть на мир верхногами, она просто накланялсявперед.

Чтобы повторить за Микки, мы просто накланяемся вперед и опускаем руки вниз. Они расслаблены, спина тянется, теперь вы все видите вверх –ногами.5Микки развела руки в стороны для равновесия и вообразила себя звездой.Интересная идея, давайте станем звездами, мы будто хотим обнять когото (широкая стойка, руки в стороны). Разводим руки по шире, теперь представим, что звезда наклонилась. Для этого тянемся правой рукой к носку левой ноги и стараемся коснутся пола. Левая рука тянется вверх, посмотрите на нее. Делаем вдох и встаем, выдох. Теперь левой рукой касаемся носка правой ногой, движения все плавные и пытаемся коснутся пола. Правая рука вверху, держим её ровно. Давайте посмотрим на неё. Делаем вдох, встаем выдох. Теперь мы снова в позе звезды. А теперь давайте повторим наклоны еще раз.

6Микки посмотрела вверх, в стороны, вниз, но негде не могла найти своего друга Фламинго.Поэтому давайте мы попробуем превратится во Фламинго. Для этого правую ногу согните и обколотитесь ей об левую ногу, помогайте себе рукой, это поможет сохранить равновесие. Кроме того, нужно поддерживать осанку, для этого просто смотрите перед собой вперед, выбрав одну точку. Ваши руки —это крылья, отведем их в стороны и немножко постоим, расслабимся. Теперь опустите крылья и ногу вниз. Примем туже позу только с другой ногой. Да это сложно, нужно представить, что вы грациозные фламинго, держать равновесия и смотреть в одну точку. Прекрасно, вы все очень красивые. Опускаем ногу и руки вниз.7Микки наслаждалась джунглями, как тут над ней пролетела хищная птица и она сделал выпад вперед, чтобы избежать её острых когтей.

Чтобы и нас не схватила птица, мы должны отставить леву ногу назад, согнуть её в колене чуть продвигаясь вперед, правую согнуть перед собой, руки ставим на правую ногу перед собой (стойка выпад вперед). Теперь птица пролетит над нами и не заденет нас. 8Несколько раз грозная птица пыталась набросится на Микки, но она все время уворачивалась от неё делая выпад.Главное вовремя заметить птицу, теперь медленновстаем. Но птица возвращается, сделаем снова выпад, только теперь правую ногу назад. Держим спинку ровно.9И тут птица улетела так же неожиданно, как и Вы видели, как подтягиваются кошки и прилетела. И тут Микки заметила кошку, которая только проснулась от лучей утреннего солнца.

изгибают спину? Встанем на колене и руки вперед. Сделаем глубокий вдох, выгибаемся и посмотри вверх, чтобы посмотреть, не возвращается ли птица. Выдыхаем и тянем подбородок к груди, выгибая спину. Делаем все плавно. Спину круглая как мячик. Теперь снова выгибаемся и смотрим вверх, и потом выгибаемся вниз, чтобы помститесь на все свои четыре кошачьих лапки (34 раза повтор).10Кошка двинулась сквозь мокрую траву вперед, стараясь не намочить свои лапки.Кошки очень не любят, когда вокруг мокро. Поэтому они высоко поднимают лапки. Поднимаем правую руку вверх и тянемся, держим спину ровно, теперь противоположную ногу вытянем назад. Хорошо, поставим лапы на пол, теперь тоже самое с другими лапами. Левая рука тянется вперед,правая нога назад, спинка ровная. Как настоящие кошки.11Затем Микки встала на носочки и приподнялась хвостом вверх. Тем самым она почувствовала себя высокой горой.

Мы тоже так сможем. Кто хочет быть высокой горой? Для этого поставим руки перед собой, встанем на носочки и поднимем таз к потолку. Голову опустим вниз, она свисает и отдыхает между рук. Дыхание ровное, мы отдыхаем.Наши руки становятся крепкими.12Микки некоторое время постояла в такой позе делая медленные вдохи и выдохи. А когда она подняла голову, кошки уже не было рядом. Все животные спрятались, будто вотвот должно было чтото случится. И поэтому Микки сложилась как черепаха и начала ждать.

Давайте и мы подождем. Садимся на пятки, руки свободно висят вдоль тела и ложимся вперед, лбомкасаемся пола и расслабляемся.13Неожиданно громкий рык потряс джунгли и в траве показался лев.

Давайте мы превратимся все во львов. Для этого сидя на пятках, мы ставим руки перед собой и на вдохе наклоняемся чуть вперед. Почувствуйте, как ваш живот упирается в ноги. Вспомните, все плохое и неприятное что происходило за последние дни, все обидные слова, которые вы слышали, вспомните все, что вам не нравится и вы бы не хотели это помнить. Давайте избавимся от этого, соберем это в большой комок. Теперь толкаемся вперед, издаем страшный львиный рык и выбрасываем наш негативный комок. Отлично! Повторим еще разок и кричим еще громче, избавляемся от всего плохого. (34 раза повтор). Какие вы все грозные львы! Молодцы.14Лев был король джунглей и микки знала, что, когда он говорит, все должны слушать. Лев сидел выровним спину и оглядывался по сторонам. Смотрел, все ли животные собрались, чтобы послушать его.

Давайте будем оглядываться как лев. Сидя на ногах, опор правой рукой сзади, левая рука на правой коленке и тянемся назад, спина ровная, вытягиваемся, смотрим через плечо, теперь в другую сторону. Теперь поворачиваемся и смотрим вперед.15«Пеликан пропал», сказал лев. И как король джунглей, я приказываю отправится всем на его поиски.Микки знала, что пеликан не уходит далеко от воды. Поэтому забралась на цветок лотоса, плывущего по озеру.Предлагаю представить себя красивыми цветками лотоса. Согнем ноги, поставим стопы одна к другой, ноги разведены, спина ровная. Стопы соприкасаются, глаза закрыты, спины выровняли, сидим и думаем, где же селезень? Может он под водой? Давайте наклонимся вперед. посмотрим под водой, аккуратно наклоняемся вперед. Головой стараемся коснуться пола.16Микки так была увлечена поисками пеликана, что не заметила, как лотос начал тонуть, к счастью рядом с берегом была привязана лодка и Микки запрыгнула в неё и продолжила свои поиски.Волны стали раскачивать лодку, словно в океане, но пеликана не было видно.Я хочу, чтобы мы тоже все с вами стали большими волнами. Опускаем ноги вниз. Закрываем свои глаза и через стороны со вдохом поднимаем руки вверх, затем с выдохом резко наклоняемся вперед и ручками пытаемся коснуться стоп. Молодцы! Повторим еще раз, волна накатывает все сильнее вверх, верх и на выдохе вниз на береге. (3 раза)17Удивляясь столь большим волнам Микки посмотрела за борт лодки и увидела там проплывающего большого кита.

Побудем немного китами. Может он знает, где селезень. Для этого ложимся на спину, ноги согнуты в коленях, подтягиваем пятки к ягодицам. Живот вверх над поверхностью воды, как киты, руки опорой вдоль тела и теперь плавно поднимаем таз и тянем живот вверх. Отличные из вас киты. Опираемся на плече и тянемся в верх к потолку.18Кит Микки рассказал, что видел, как пеликан играл с дельфином. И поплылдальше. Микка тут же направила лодку, где дельфин во всю резвился с пеликаном, выпрыгивая из воды.

Дельфины умеют высоко выпрыгивать из воды, мы тоже можем стать дельфинами. Ляжем на спину, согнем ноги в коленях, это будет спина дельфина, она над водой. Мы вдохнули и нырнули, потом выдохнули, затем снова нырнули и выдохнули (делаем наклоны ног в право, затем в лево 4 раза).19Пеликан решил отправится домой вместе с Микки. Он помахал дельфину на прощание. С помощью Микки забрался в лодку, и они направились к берегу. где их все ждали. Животные были так рады, что устроили настоящий праздник. Кушали фрукты, а потом легли отдыхать, под лучами солнца. Я думаю нам тоже стоит отдохнуть после такого тяжело приключения. Ляжем все на коврики, закроем глаза, руки ввдоль тела, все расслабились и послушаем, чем закончилась эта история.20Микки отдыхала с друзьями и думала о прошедшем дне, она легла на травку, закрыла глаза, вспомнила утро, как она проснулась, как она слушала звуки леса вдыхая ароматы утренней росы.Микки вспомнила кошку, которая смешно подтягивалась. Вспомнила они льва, который нарушил тишину джунглей и отправил всех на поиски пеликана. Микки даже вспомнила кита, который поднимал высокие волны и помог найти ему пеликана. Микки подумала о дельфине, который красиво выпрыгивал из воды и о том, как грустно было пеликану прощаться со своим другом. Микки решила, что завтра она будет снова играть и устроит себе новое приключение. Когда все животные уже собрались домой, Микки попрощалась с ними и полезла на своё дерево, чтобы рассказать о своем дне, своей семье. Не забудьте и вы рассказать своим родителем, как прошел ваш сегодняшний день.

Прощание педагога с детьми.

Данный комплекс предполагает 1 занятие в неделю в различных его интерпретациях. Изменения сюжета, героев и упражнений. В результате ожидается переживание ребенком стрессовых и страшных ситуаций, положительных и негативных моментов в жизни. Ребенок выплескивает накопившееся ведущие к агрессии эмоции.На первом этапе телесноориентированная терапия помогает ребенку познакомиться со своим телом, понять, что является причиной мышечной зажатости. В дальнейшем упражнениятелесноориентированной терапии могут быть направлены на ликвидацию телесных привычек, исправление осанки, обретение уверенности в себе и умение избавляться от негативных эмоций с помощью упражнений.Очень важно на начальном этапе заинтересовать детей к данной терапии, ведь положительный настрой даст больше эффективности, чем негативное отношение. Со временен ребенок возьмёт в привычку выражать эмоции с помощью упражнений.

Разработанный нами комплекс является лишь одним из множества возможных примеров профилактики и коррекции агрессии у детей дошкольного возраста, помогающий снизить уровень агрессивности.

Ссылки на источники1.Педагогический энциклопедический словарь. —М., 2002. С. 112.Немов Р.С. Кн. 2. Психология. Психология образования. 1995, 2е изд., 496с.3.Санникова Л. Н., Терякова А. В. К проблеме профилактики и преодоления конфликтов у детей старшего дошкольного возраста//Современный взгляд на будущее науки: сборник статей Международной научнопрактической конференции. Уфа, 2015. С. 194197.

4.Сергеева Л. С. Телесноориентированная психотерапия. Хрестоматия. СПб., 2000. –290 С.