Система экспортного контроля Российской Федерации и ее правовое регулирование
Выпуск:
ART 970563
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Янкина
Я.
А.,
Филиппова
Е.
О. Система экспортного контроля Российской Федерации и ее правовое регулирование // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
1181–1185. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970563.htm.
Аннотация. В работе исследуется сущность такого правового явления, как экспортный контроль. раскрываются задачи системы экспортного контроля. Анализируется деятельность российской системы экспортного контроля. Также обращается внимание на список товаров, которые учитываются в системе контроля экспорта.
Ключевые слова:
внешнеэкономическая деятельность, экспортный контроль, система экспортного контроля, министерство экономического развития и торговли российской федерации
Текст статьи
Янкина Яна Александровна,студент 2 курса, юридический факультет Оренбургского Государственного Университета, г. Оренбургiuankina97@mail.ru
Научный руководитель: Филиппова Елена Олеговна,кандидат педагогическихнаук, доцент кафедры уголовного праваОренбургского Государственного Университета, г. Оренбург
Система экспортного контроляРоссийской Федерации
и ее правовое регулирование
Аннотация. Данная статья посвящена теме: «Система экспортного контроля Российской Федерации и ее правовое регулирование». В работе исследуетсясущность такого правового явления как экспортный контроль.В работе раскрываются задачи системы экспортного контроля. Анализируется деятельность российской системы экспортного контроля. Также обращается внимание на список товаров, которые учитываются в системе контроля экспорта.Ключевые слова: экспортный контроль, система экспортного контроля, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, внешнеэкономическая деятельность.
Государственная политика в области экспортного контроля является составной частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и осуществляется исключительно в целях обеспечения безопасности страны, ее политических, экономических и военных интересов. Одновременно экспортный контроль является механизмом обеспечения выполнения на национальном уровне международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения.Под экспортным контролем понимается комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного законодательством порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения (ядерного, химического, бактериологического (биологического) и токсинного оружия), средств его доставки (ракет и беспилотных летательных аппаратов, способных доставлять оружие массового поражения), а также иных видов вооружения и военной техники[1]. Экспортный контроль основывается на запретительноразрешительном (лицензионном) порядке экспорта определенных товаров и технологий, попавших в специальные контрольные списки. При этом экспорт понимается в данном случае расширительно, то естьречь идет не только о таможенном режиме экспорта, а о всех внешнеэкономических операциях, предусматривающих трансграничное перемещение контролируемых товаров и технологий.Целью экспортного контроля является наблюдение за исполнением соответствующих международных обязательств и договоренностей путем получения достоверной информации о том, где находится контролируемый товар, кто является его владельцем или пользователем и с какими целями он используется. Контроль организуется таким образом, что экспортер обязан запросить компетентный орган исполнительной власти своей страны о выдаче экспортной лицензии (разрешения на вывоз). Появление такого запроса является основанием для осуществления контроля за движением товара и целью его использования.Система экспортного контроляпредставляет собойсовокупность мер, применяемых государством для регулирования вывоза отдельных видов ресурсов, военной техники и вооружения. Экспортный контроль ограничивает распространение материалов и ресурсов, предназначенных для военной промышленности, так как увеличение количества государств, владеющих потенциально опасным вооружением, приводит к нарушению устойчивости международной стабильности.Современная системаэкспортногоконтроля,существующая вбольшинствепромышленноразвитых государств мира, базируется на основополагающем принципе, всоответствии скоторымвнешнеторговые поставки товаровитехнологий высокого технического уровня страны производители и экспортеры осуществляют при условии, что с ними будут обращаться соответствующим образом и не будут реэкспортировать в контролируемые государства.Основными задачами системы экспортного контроля в России являются, вопервых, осуществление на единой нормативной и организационнометодической основе контроля за экспортом сырья, материалов, оборудования, технологий и научнотехнической информации, которые имеют военное или двойное применение, то естьмогут использоваться для военных и невоенных целей, вовторых, разработка списков сырья, материалов, оборудования, технологий, научнотехнической информации и услуг, экспорт которых контролируется и осуществляется по лицензиям и, втретьих, осуществление контроля и учета за соблюдением порядка предоставления предприятиям и организациям права экспорта стратегически важных сырьевых товаров[2].Сложившаяся система экспортного контроля осуществляется следующими методами правового регулирования внешнеэкономической деятельности:1 определение списка товаров, касательно которых должен осуществляться экспортный контроль;2 осуществление таможенного контроля;3 лицензирование операций с участием товара, перечисленного в списке;4 валютный контроль;5 применение экономикоадминистративных мер в отношении нарушителей порядка системы контроля экспорта.В Российской Федерации существует несколько этапов развития системы экспортного контроля.Содержанием первого этапа развития национальной системы экспортного контроля в России в 19921997 годахявлялось организационное оформление на федеральном уровне, формирование, уточнение и проверкана практике задач и функций этой системы с учетом международной практики и принятых на себя Россией международных обязательств. За этот период были введены в действие национальные списки экспортного контроля и утвержден порядок их применения в Российской Федерации по ядерным материалам и технологиям; по химической и биологической продукции; по ракетным технологиям и товарам двойного назначения. Были созданы рабочие органы этой системы, произведено распределение полномочий федеральных органов исполнительнойвласти при реализации национальной системы экспортного контроля, отработаны организационные принципы их взаимодействия. С 19981999 годаначался второй этап в развитии национальной системы экспортного контроля, отличительной чертой которого стало принятие решений по перенесению центра тяжести в работе по контролю над экспортом на уровень промышленных предприятий, организаций, научноисследовательских и образовательных учреждений, торговопосреднических фирм, работающих с товарами и технологиями по тематике, подлежащей экспортному контролю. Законодательное завершение и оформление эти процессы получили с принятием Федерального закона «Об экспортном контроле» от 18 июля 1999 г. № 183 ФЗ. Таким образом, в России реализована трехуровневая система экспортного контроля.Верхний уровень –Президент Российской Федерации, определяющий основные направления государственной политики в области экспортного контроля и утверждающий контрольные списки товаров и технологий, Правительство Российской Федерации, организующее реализацию этой политики и межведомственная Комиссия по экспортному контролю Российской Федерации,обеспечивающая координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти.Средний уровень федеральные органы исполнительной власти, задействованные в работах по экспортному контролю. Как известно, в начале марта 2004 годав структуре федеральных органов исполнительной власти произошли существенные изменения. Такие ключевые промышленные министерства, как Министерство по атомной энергии, Министерство промышленности, науки и технологий, занимавшиеся вопросами экспортного контроля, были упразднены. В настоящее время в работах по экспортному контролю задействованы: Министерство иностранных дел, Министерство обороны, Министерство промышленности и энергетики,Федеральная служба по атомному надзору, Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральное агентство по промышленности; Министерство экономического развития и торговли, Министерство образования и науки, Федеральная таможенная служба, Федеральная службабезопасности, Российская Академия наук и другие ведомства. Специальным уполномоченным органом исполнительной власти в области экспортного контроля с 2004 года является Федеральная служба по техническому и экспортному контролю. Нижний уровень это организацииэкспортеры подлежащей контролю продукции и технологий, которые непосредственно на практике обязаны действовать в рамках созданной нормативной правовой базы по экспортному контролю.Экспортный контроль регулируется в Российской Федерациипосредством принятия Федеральных законодательных актов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства и приказов федеральных органов исполнительной власти. К ним относятся:1 Федеральный закон№157 «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»;2 Федеральный закон№188 «Об экспортном контроле»;3 Федеральный закон№158 «О лицензировании отдельных видов деятельности»;4 Федеральный закон№63 «Уголовный кодекс Российской Федерации».В настоящее время деятельность российской системы экспортного контроля направлена на реализацию следующих режимов контроля товаров и услуг.1Контроль за экспортом из Российской Федерации оборудования и материалов двойного применения и соответствующих технологий, используемых в ядерных целях. Нормативной основой для контроля являются распоряжения Президента РФ № 827 от 11 января 1993 года, порядок контроля определен постановлением Правительства РФ № 68 от 27 января 1993 года. Гарантии импортера должны обеспечить использование предмета контракта или любых воспроизведенных его копий в заявленных целях, не связанных с любой деятельностью по созданию ядерных взрывных устройств или ядернотопливного цикла, не находящихся под гарантиями Международногоагентства по атомной энергии, а также возможность реэкспорта только при получении письменного разрешения экспортера, согласованного в обязательном порядке с Межведомственной комиссией по экспортному контролю (КЭК РФ).2Контроль за экспортом из Российской Федерации оборудования, материалов, технологий, применяющихся при создании ракетного оружия. Нормативной основой для контроля является распоряжение Президента РФ № 193от 25 апреля 1995года.Порядок контроля определен постановлением Правительства РФ № 1178 от 19 ноября 1993 года. Гарантии импортера должны обеспечивать использование предмета контракта только в заявленных целях, не связанных с производством оружия массового уничтожения, и осуществление копирования, модернизации, реэкспорта только на основе разрешения экспортера, согласованного в обязательном порядке с КЭК РФ.3Контроль за экспортом из России возбудителей заболеваний человека, животных, растений и оборудования, которые могут быть изменены при создании бактериологического и токсичногооружия. Нормативной основой для контроля служит распоряжение Президента РФ № 298 от 14 июня 1994 года, порядок контроля определен постановлением Правительства РФ № 1098 от 26 сентября 1994 года.4Контроль за экспортом химикатов и технологий, которые имеют мирное назначение, но могут быть использованы при создании химического оружия. Нормативной основой является распоряжение Президента РФ № 621 от 7 декабря 1994 года, порядок контроля определен постановлением Правительства РФ № 50 от 16 января 1995 года.5Контроль за экспортом из России товаров и технологий «двойного» назначения. Нормативной основой для контроля служит указ Президента РФ № 1268 от 26 августа 1996 года, «Положение о порядке контроля за вывозом из Российской Федерации товаров и технологий двойного назначения, экспорт которых контролируется». В течение 45 лет экспорт товаров и технологий двойного назначения оставался одной из острейших международных проблем. После Второй мировой войны, чтобы воспрепятствовать вывозу стратегических товаров в коммунистические страны, был создан Координационный комитет по контролю за экспортом, в который входили все государства НАТО, а также Япония и Австралия[3].Уполномоченным органом исполнительной власти в области экспортного контроля определено Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.Для предприятий, деятельность которых основана на обеспечении государственных нужд в вопросах вооружения и поддержки обороноспособности и безопасности страны, законодательно установлено обязательное создание программы экспортного контроля внутри организации. Программа строится на информационных, административных и иных мерах, повышающих эффективность экспортной системы.Организация, заинтересованная в осуществлении внешнеэкономической деятельности, обязана предоставить в Министерство экономического развития и торговлипакет документов для прохождения аккредитации и получения соответствующей лицензии. Выданное разрешение может быть аннулировано в одностороннем порядке при нарушении законодательных требований и процессов ведения экономической международной деятельности.Указом Президента был установлен список товаров, которые учитываются в системе контроля экспорта, к ним относятся:
1 перечень химических компонентов, оборудования и технологий, которые используются в целях создания вооружения химического назначения; 2 перечень оборудования и материалов, которые используются в разработке и производстве ядерного вооружения; 3 перечень товаров двойного назначения; 4 перечень ядерных и не ядерных материалов, попадающих в область системы контроля экспорта.Перечисленные списки согласовываются с перечнями товаров и технологий международных организаций и при необходимости корректируются ежегодно.Международные экономические сделки с объектами экспортного контроля подлежат обязательной государственной экспертизе на правомочность и законность операции. Экспертиза проводится комиссией, состоящей из представителей учреждений, осуществляющих исполнительную власть в вопросах контроля экспорта.Важным элементом системы экспортного контроля является механизм применения санкций к лицам, осуществляющим внешнеэкономические операции с контролируемыми товарами и технологиями с нарушением установленного порядка.Такие санкции для должностных лиц и граждан, виновных в нарушении законодательства по экспортному контролю, установлены в статье 31 Федерального закона «Об экспортном контроле» (№183ФЗ). Статья 32 этого закона декларирует ответственность организаций и устанавливает конкретные виды наказаний.За правонарушения в области экспортного контроля, повлекшего за собой причинение существенного ущерба политическим и экономическим интересам Российской Федерации, обороне страны и безопасности государства либо совершенного повторно, организация может быть лишена права заниматься отдельными видами внешнеэкономической деятельности на строк до трех лет.
Для того чтобы быть эффективными, любые системы экспортного контроля должны включать в себя совокупность определенных мер, разработанных для предотвращения нарушения правил с одной стороны, и законного преследования нарушителей экспортного контроля с другой.
Ссылки на источники1.Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // Собрание законодательства РФ. 13.12.2010. № 50. ст. 6615.2.Сидоров, В. Таможенное право: учебник. 5е издание, переработанное и дополненное. / В. Сидоров. М.: Юрайт, 2013. 212 с.3.Маховикова Г.А., Павлова Е.Е. Таможенное дело. М.: Юрайт, 2016. 108 с.
Научный руководитель: Филиппова Елена Олеговна,кандидат педагогическихнаук, доцент кафедры уголовного праваОренбургского Государственного Университета, г. Оренбург
Система экспортного контроляРоссийской Федерации
и ее правовое регулирование
Аннотация. Данная статья посвящена теме: «Система экспортного контроля Российской Федерации и ее правовое регулирование». В работе исследуетсясущность такого правового явления как экспортный контроль.В работе раскрываются задачи системы экспортного контроля. Анализируется деятельность российской системы экспортного контроля. Также обращается внимание на список товаров, которые учитываются в системе контроля экспорта.Ключевые слова: экспортный контроль, система экспортного контроля, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, внешнеэкономическая деятельность.
Государственная политика в области экспортного контроля является составной частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и осуществляется исключительно в целях обеспечения безопасности страны, ее политических, экономических и военных интересов. Одновременно экспортный контроль является механизмом обеспечения выполнения на национальном уровне международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения.Под экспортным контролем понимается комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного законодательством порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения (ядерного, химического, бактериологического (биологического) и токсинного оружия), средств его доставки (ракет и беспилотных летательных аппаратов, способных доставлять оружие массового поражения), а также иных видов вооружения и военной техники[1]. Экспортный контроль основывается на запретительноразрешительном (лицензионном) порядке экспорта определенных товаров и технологий, попавших в специальные контрольные списки. При этом экспорт понимается в данном случае расширительно, то естьречь идет не только о таможенном режиме экспорта, а о всех внешнеэкономических операциях, предусматривающих трансграничное перемещение контролируемых товаров и технологий.Целью экспортного контроля является наблюдение за исполнением соответствующих международных обязательств и договоренностей путем получения достоверной информации о том, где находится контролируемый товар, кто является его владельцем или пользователем и с какими целями он используется. Контроль организуется таким образом, что экспортер обязан запросить компетентный орган исполнительной власти своей страны о выдаче экспортной лицензии (разрешения на вывоз). Появление такого запроса является основанием для осуществления контроля за движением товара и целью его использования.Система экспортного контроляпредставляет собойсовокупность мер, применяемых государством для регулирования вывоза отдельных видов ресурсов, военной техники и вооружения. Экспортный контроль ограничивает распространение материалов и ресурсов, предназначенных для военной промышленности, так как увеличение количества государств, владеющих потенциально опасным вооружением, приводит к нарушению устойчивости международной стабильности.Современная системаэкспортногоконтроля,существующая вбольшинствепромышленноразвитых государств мира, базируется на основополагающем принципе, всоответствии скоторымвнешнеторговые поставки товаровитехнологий высокого технического уровня страны производители и экспортеры осуществляют при условии, что с ними будут обращаться соответствующим образом и не будут реэкспортировать в контролируемые государства.Основными задачами системы экспортного контроля в России являются, вопервых, осуществление на единой нормативной и организационнометодической основе контроля за экспортом сырья, материалов, оборудования, технологий и научнотехнической информации, которые имеют военное или двойное применение, то естьмогут использоваться для военных и невоенных целей, вовторых, разработка списков сырья, материалов, оборудования, технологий, научнотехнической информации и услуг, экспорт которых контролируется и осуществляется по лицензиям и, втретьих, осуществление контроля и учета за соблюдением порядка предоставления предприятиям и организациям права экспорта стратегически важных сырьевых товаров[2].Сложившаяся система экспортного контроля осуществляется следующими методами правового регулирования внешнеэкономической деятельности:1 определение списка товаров, касательно которых должен осуществляться экспортный контроль;2 осуществление таможенного контроля;3 лицензирование операций с участием товара, перечисленного в списке;4 валютный контроль;5 применение экономикоадминистративных мер в отношении нарушителей порядка системы контроля экспорта.В Российской Федерации существует несколько этапов развития системы экспортного контроля.Содержанием первого этапа развития национальной системы экспортного контроля в России в 19921997 годахявлялось организационное оформление на федеральном уровне, формирование, уточнение и проверкана практике задач и функций этой системы с учетом международной практики и принятых на себя Россией международных обязательств. За этот период были введены в действие национальные списки экспортного контроля и утвержден порядок их применения в Российской Федерации по ядерным материалам и технологиям; по химической и биологической продукции; по ракетным технологиям и товарам двойного назначения. Были созданы рабочие органы этой системы, произведено распределение полномочий федеральных органов исполнительнойвласти при реализации национальной системы экспортного контроля, отработаны организационные принципы их взаимодействия. С 19981999 годаначался второй этап в развитии национальной системы экспортного контроля, отличительной чертой которого стало принятие решений по перенесению центра тяжести в работе по контролю над экспортом на уровень промышленных предприятий, организаций, научноисследовательских и образовательных учреждений, торговопосреднических фирм, работающих с товарами и технологиями по тематике, подлежащей экспортному контролю. Законодательное завершение и оформление эти процессы получили с принятием Федерального закона «Об экспортном контроле» от 18 июля 1999 г. № 183 ФЗ. Таким образом, в России реализована трехуровневая система экспортного контроля.Верхний уровень –Президент Российской Федерации, определяющий основные направления государственной политики в области экспортного контроля и утверждающий контрольные списки товаров и технологий, Правительство Российской Федерации, организующее реализацию этой политики и межведомственная Комиссия по экспортному контролю Российской Федерации,обеспечивающая координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти.Средний уровень федеральные органы исполнительной власти, задействованные в работах по экспортному контролю. Как известно, в начале марта 2004 годав структуре федеральных органов исполнительной власти произошли существенные изменения. Такие ключевые промышленные министерства, как Министерство по атомной энергии, Министерство промышленности, науки и технологий, занимавшиеся вопросами экспортного контроля, были упразднены. В настоящее время в работах по экспортному контролю задействованы: Министерство иностранных дел, Министерство обороны, Министерство промышленности и энергетики,Федеральная служба по атомному надзору, Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральное агентство по промышленности; Министерство экономического развития и торговли, Министерство образования и науки, Федеральная таможенная служба, Федеральная службабезопасности, Российская Академия наук и другие ведомства. Специальным уполномоченным органом исполнительной власти в области экспортного контроля с 2004 года является Федеральная служба по техническому и экспортному контролю. Нижний уровень это организацииэкспортеры подлежащей контролю продукции и технологий, которые непосредственно на практике обязаны действовать в рамках созданной нормативной правовой базы по экспортному контролю.Экспортный контроль регулируется в Российской Федерациипосредством принятия Федеральных законодательных актов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства и приказов федеральных органов исполнительной власти. К ним относятся:1 Федеральный закон№157 «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»;2 Федеральный закон№188 «Об экспортном контроле»;3 Федеральный закон№158 «О лицензировании отдельных видов деятельности»;4 Федеральный закон№63 «Уголовный кодекс Российской Федерации».В настоящее время деятельность российской системы экспортного контроля направлена на реализацию следующих режимов контроля товаров и услуг.1Контроль за экспортом из Российской Федерации оборудования и материалов двойного применения и соответствующих технологий, используемых в ядерных целях. Нормативной основой для контроля являются распоряжения Президента РФ № 827 от 11 января 1993 года, порядок контроля определен постановлением Правительства РФ № 68 от 27 января 1993 года. Гарантии импортера должны обеспечить использование предмета контракта или любых воспроизведенных его копий в заявленных целях, не связанных с любой деятельностью по созданию ядерных взрывных устройств или ядернотопливного цикла, не находящихся под гарантиями Международногоагентства по атомной энергии, а также возможность реэкспорта только при получении письменного разрешения экспортера, согласованного в обязательном порядке с Межведомственной комиссией по экспортному контролю (КЭК РФ).2Контроль за экспортом из Российской Федерации оборудования, материалов, технологий, применяющихся при создании ракетного оружия. Нормативной основой для контроля является распоряжение Президента РФ № 193от 25 апреля 1995года.Порядок контроля определен постановлением Правительства РФ № 1178 от 19 ноября 1993 года. Гарантии импортера должны обеспечивать использование предмета контракта только в заявленных целях, не связанных с производством оружия массового уничтожения, и осуществление копирования, модернизации, реэкспорта только на основе разрешения экспортера, согласованного в обязательном порядке с КЭК РФ.3Контроль за экспортом из России возбудителей заболеваний человека, животных, растений и оборудования, которые могут быть изменены при создании бактериологического и токсичногооружия. Нормативной основой для контроля служит распоряжение Президента РФ № 298 от 14 июня 1994 года, порядок контроля определен постановлением Правительства РФ № 1098 от 26 сентября 1994 года.4Контроль за экспортом химикатов и технологий, которые имеют мирное назначение, но могут быть использованы при создании химического оружия. Нормативной основой является распоряжение Президента РФ № 621 от 7 декабря 1994 года, порядок контроля определен постановлением Правительства РФ № 50 от 16 января 1995 года.5Контроль за экспортом из России товаров и технологий «двойного» назначения. Нормативной основой для контроля служит указ Президента РФ № 1268 от 26 августа 1996 года, «Положение о порядке контроля за вывозом из Российской Федерации товаров и технологий двойного назначения, экспорт которых контролируется». В течение 45 лет экспорт товаров и технологий двойного назначения оставался одной из острейших международных проблем. После Второй мировой войны, чтобы воспрепятствовать вывозу стратегических товаров в коммунистические страны, был создан Координационный комитет по контролю за экспортом, в который входили все государства НАТО, а также Япония и Австралия[3].Уполномоченным органом исполнительной власти в области экспортного контроля определено Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.Для предприятий, деятельность которых основана на обеспечении государственных нужд в вопросах вооружения и поддержки обороноспособности и безопасности страны, законодательно установлено обязательное создание программы экспортного контроля внутри организации. Программа строится на информационных, административных и иных мерах, повышающих эффективность экспортной системы.Организация, заинтересованная в осуществлении внешнеэкономической деятельности, обязана предоставить в Министерство экономического развития и торговлипакет документов для прохождения аккредитации и получения соответствующей лицензии. Выданное разрешение может быть аннулировано в одностороннем порядке при нарушении законодательных требований и процессов ведения экономической международной деятельности.Указом Президента был установлен список товаров, которые учитываются в системе контроля экспорта, к ним относятся:
1 перечень химических компонентов, оборудования и технологий, которые используются в целях создания вооружения химического назначения; 2 перечень оборудования и материалов, которые используются в разработке и производстве ядерного вооружения; 3 перечень товаров двойного назначения; 4 перечень ядерных и не ядерных материалов, попадающих в область системы контроля экспорта.Перечисленные списки согласовываются с перечнями товаров и технологий международных организаций и при необходимости корректируются ежегодно.Международные экономические сделки с объектами экспортного контроля подлежат обязательной государственной экспертизе на правомочность и законность операции. Экспертиза проводится комиссией, состоящей из представителей учреждений, осуществляющих исполнительную власть в вопросах контроля экспорта.Важным элементом системы экспортного контроля является механизм применения санкций к лицам, осуществляющим внешнеэкономические операции с контролируемыми товарами и технологиями с нарушением установленного порядка.Такие санкции для должностных лиц и граждан, виновных в нарушении законодательства по экспортному контролю, установлены в статье 31 Федерального закона «Об экспортном контроле» (№183ФЗ). Статья 32 этого закона декларирует ответственность организаций и устанавливает конкретные виды наказаний.За правонарушения в области экспортного контроля, повлекшего за собой причинение существенного ущерба политическим и экономическим интересам Российской Федерации, обороне страны и безопасности государства либо совершенного повторно, организация может быть лишена права заниматься отдельными видами внешнеэкономической деятельности на строк до трех лет.
Для того чтобы быть эффективными, любые системы экспортного контроля должны включать в себя совокупность определенных мер, разработанных для предотвращения нарушения правил с одной стороны, и законного преследования нарушителей экспортного контроля с другой.
Ссылки на источники1.Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // Собрание законодательства РФ. 13.12.2010. № 50. ст. 6615.2.Сидоров, В. Таможенное право: учебник. 5е издание, переработанное и дополненное. / В. Сидоров. М.: Юрайт, 2013. 212 с.3.Маховикова Г.А., Павлова Е.Е. Таможенное дело. М.: Юрайт, 2016. 108 с.