Методические подходы к оценке рисков зарубежных логистических операций

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Данилов Р. В., Кириллова Л. К. Методические подходы к оценке рисков зарубежных логистических операций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1291–1295. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970585.htm.
Аннотация. В предложенном тексте дается определение слова «риск». В электронном ресурсе «риск – это совокупность явлений или действий, наступление которых может повлечь за собой прибыли или убытки в предпринимательской деятельности». Он лежит в основе всех управленческих решений.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кириллова Лариса Константиновна, кандидат экономических наук, профессор кафедры маркетинга и логистики, ФГБОУ ВПО "Самарский государственный экономический университет", г. Самара

Данилов Роман Валерьевич,студент, ФГБОУ ВПО "Самарский государственный экономический университет", г. Самара

Методические подходы к оценке рисков зарубежных логистических операций

Аннотация. В предложенном тексте дается определение слова «риск». В электронном ресурсе «риск это совокупность явлений или действий, наступление которых может повлечь за собой прибыли или убытки в предпринимательской деятельности». Он лежит в основе всех управленческих решений. В мировой хозяйственной практике встречаются производственные, коммерческие и финансовые риски. За последние годы особое внимание привлекают международные логистические риски. В работах многих экономистов отмечается, что «поступательное развитие экономики любого государства в значительной мере зависит от участия в интеграционных процессах, обусловленных экспортом, импортом товаров, услуг, капиталов и технологий». В ведении бизнеса задача предпринимателя состоит в том, чтобы вовремя выявлять причины возникновения рисков и находить рычаги воздействия на них. Логистический риск –это риск, связанный с исполнением логистических операций. Исследователь Л.К. Кириллова в пособии «Международная логистика» отмечает, что в настоящее время нет единой методологии по управлению рисками. Зарубежные исследователи лишь наметили приблизительную процедуру по решению данного вопроса. Для снижения наступления риска мим выработан следующий алгоритм: 1.Идентизация рисков. 2.Определение условий поставок. 3.Анализ и определение ущерба. К самым распространенным рискам исследователи относят деятельность, связанную с производством, транспортировкой, хранением и маркировкой. Выявлением этого риска занимаются эксперты. Они быстрее и точно идентифицируют риск, что позволит получить качественную и количественную его оценку. Самое трудное в международных логистических операциях –это форсмажорные обстоятельства, так как они непредсказуемы. В контракте должны четко прописываться действия, при которых он может быть расторгнут. Для оценки степени нанесенного ущерба используется несколько методов: расчет на основе статистики с предыдущим годом, экспертные оценки по выявлению рисков в зарубежных логистических операциях, расчетноаналитический метод для построения диаграммы, логическое мышление путем рассуждения с ответом на вопрос: «Почему так случилось?» В настоящее время самыми распространенными являются такие методы: диверсификация, когда компания, защищая себя, распределяет свои средства между несколькими не сложными предприятиями. Передача риска –компания передает свои риски на основе договора. Лимитирование –компания заранее составляет свой бюджет и устанавливает предельную сумму расходов. Страхование –распределение рисков между отдельными людьми. Таким образом, надо знать, что развитие теории и практики управления рискам логистических операций за рубежом будет невозможно без совершенствования логистических систем самих предприятий.Ключевые слова: диверсификация, логистические операции, международные логистические риски, идентифицировать, структуры цены контракта, расчетноаналитический метод, форсмажорные обстоятельства, статистика.

Любой хозяйствующийсубъект при осуществлении своей хозяйственной деятельности сталкивается с риском. Риск лежит в основе принятия всех управленческих решений. Никакие, даже самые тщательные прогнозы не могут полностью исключить неопределенность риска. Неопределенность, как правило, происходит случайно, где риска уже не миновать.

Русский лингвист Ожегов С.Ю. определял риск как, вопервых, возможная опасность, вовторых, действие наудачу в надежде на счастливый исход[12]. В толковом словаре Д.Н. Ушакова риск трактуется каквозможный убыток или неудача, который обусловлен изменением рыночной конъектуры[13].

Существуют разные подходы к определению риск, но данное определение наиболее точно и полно раскрывает содержание понятия риск: риск –это совокупность явлений или действий, наступление которых может повлечь за собой прибыли или убытки в предпринимательской деятельности[14].

Вселогистическиериски можно классифицировать:Таблица 1Классификация логистических рисков

КлассификационныйпризнакВид рискаДлительность воздействияВременныеПостоянныеФактор возникновенияВнешниеВнутренниеВозможный исходЧистыеСпекулятивныеРяд потерьРиски:Материальных потерьТрудовых потерьФинансовых потерьПотеря времениПродолжение таблицы 1Степень влиянияНулевойМинимальныйДопустимыйКритическийКатастрофическийВозможность страхованияСтрахуемыеНестрахуемыеХарактер прогнозированияПрогнозируемые (предсказуемые)Непрогнозируемые (непредсказуемые)Возможность диверсификацииСистематическиеСпецифическиеХарактер взаимодействия с остальными рискамиМассовыеСистемныеИндивидуальныеОбъект влиянияРиски отдельного звена ЛСРиск в ЛС в целом

В мировой хозяйственной практике встречаются следующие виды рисков:1) Производственный.Основан непосредственнымпроизводством готовой продукции и возникает в случае резкого увеличения или уменьшения размеров производства, непредвиденных затрат, привлечения новых инвестиций, освоения инноваций;2) Коммерческий. Возникает приреализации товаров и услуг, резкого изменения спроса, ростатоварных издержек или освоения новых видов торговли;3) Финансовый риск. Данныйриск присутствует постоянно, так как любое предприятие осуществляет свои финансовые отношения с банками и другими кредитными учреждениями, а его финансы воплощаются ценными бумагами. Деятельность банков в свою очередь зависит от колебаний курса ценных бумаг, процентных ставок на кредиты, займы, от инфляции, от колебаний валютных курсов и т.д.«Поступательное развитие экономики любого государства в значительной мере зависит от участия в интеграционных процессах, обусловленных экспортом, импортом товаров, услуг, капиталов и технологий.» [3. с. 200].За последние несколько лет в связи с нестабильной экономической ситуацией все больше привлекают к себе внимания международные логистические риски. Данный термин все чаще можно встретить в зарубежнойи отечественнойлитературе.В настоящее время, все зарубежные компании, пытаются в первую очередь минимизировать именно логистические риски. Умение вовремя выявлять причины возникновения данных рисков и находить рычаги воздействия на них –вот, что стоит на первом месте в ведении бизнеса. «В логистических системах выделают два вида рисков: логистический и нелогистические риски.» [9. с. 37].Логистический риск –риск, связанный с исполнением логистических операций, а именно, транспортировкой, грузопереработкой, складированием, управлениемзапасами и т.д.Действия, которые связаны с преобразованием и поглощением материального, информационного и финансового потока называют логистическими операциями. Выделяют элементарные и комплексные операции. К элементарным операциям относят действия связанные с погрузкой, разгрузкой, перевозкой, приемкой, отпуском,хранением, сортировкой, маркировкой и т.д. Комплексные операции состоят из:1)Базисные операции –снабжение, производство, сбыт;2)Ключевые операции –регулируют управление базисных операций;3)Вспомогательные операции –сервисное обслуживание базисных и ключевых операций, например, отслеживание заказа через информационную систему.«Задачамируководства являются формирование и направление процесса оптимального использования ресурсовдля достижения поставленных целей.» [4. с. 66]. В настоящее время нет единойметодологиипо управлению рисками, однако, зарубежные исследователи отметили приблизительную процедуру по решению данного вопроса.«Для снижения наступленияриска был выработанследующий алгоритм.»[10. с. 69]:1. Идентификация рисков;2. Определение условий поставки;3. Анализ возможных рисков и определение ущерба.Рассмотримданные этапы более подробно.Идентификация риска. Важность данного этапа очень высока, так как именно на нем выявляют источники риска и вид ущерба. К самым распространеннымрискамможно отнести деятельность,связанную с производством, транспортировкой, хранением, маркировкой и всеми остальными логистическими операциями. Выявлением рисков занимаются эксперты. Они могут гораздо быстрее и точнее идентифицировать риск до его проявления и впоследствии это позволитполучить качественную и количественнуюоценку риска. К этойоценке относят: вероятность наступления риска, прогнозирование уровня потерь или прибыли, так как не все риски могут нести за собой потери, иногда рискнув компания,может заработать больше. Экспертные оценки помогают компаниям составить грамотную политикудля дальнейшего развития.Определение условий поставки. Сюда, как правило, относят действия:1) Выбор и согласование условий контракта с партнером. Необходимо рассмотреть основные пунктысодержания контракта, например,формирование цены по базисным условиям поставки. Иногда компании сталкиваются с недополучением прибыли изза упущения данного пункта из виду. Главным решением и методом защиты для компании является ясное рассмотрение структуры цены контракта.2) Форсмажорные обстоятельства –не исключение в международных логистических операциях. Здесь самым трудным считается оценить, а затем предотвратить риск.3) В контракте четко прописываются действия, при которых данный контракт можетбыть расторгнут. Прописываются условия и порядок возмещения штрафов, неустоеки убытков.Анализ возможных рисков и определение ущерба. Дляоценки степени наступившего или прогнозируемого риска используют несколько основных методов.1.Расчет риска путем рассуждения, на основе логического мышления опираясь на предыдущие уже ранее случившиеся ситуации;2.Расчет на основе статистики. Данный метод считается самым актуальным в выявлениирисков логистических операций;3.Опираясь на экспертные оценки по выявлению рисков в зарубежных логистических операциях можно судить о наиболее точном иполном получении необходимой информации;4.Расчетноаналитический метод применяется для построения кривой распределения вероятностей потерь, что нагляднее всего отражает картину возникновения рисков в зарубежных логистических операциях.Выбор метода зависиттолько от того, что именно нужно проанализировать компании.«Функциональный цикл каждой действующей логистической системы имеет зависимость от широкого спектрапричин или факторов, характеризующих различные виды неопределенности.»[5. с. 29].В настоящее время разработано множество методов по идентификации рисков логистических операций от самых простейших до современных математических методов, которые способствуют получению достоверных количественных оценок с прогнозируемой динамикой.Статистический подход является простым и распространенным методом. К более современным методам относят:1)Проблемно –ориентированные таблицы;2)Дерево решений;3)Анализ чувствительности;4)Анализ безубыточности;5)Оценкаплатежеспособности и ликвидности;6)Метод математической статистики и теории вероятности.Однако, это не все методы идентификации риска в зарубежных логистических операциях. В настоящее время самыми распространенными являются такие методы как: диверсификация,передача риска, лимитирование истрахование.Диверсификация. Компания, защищая себя от рисков в одной отрасли, может распределить свои инвестируемые средства между несколькими не смежными отраслями, тем самым защищая себя от нежелательных последствий.Передача риска. Данный метод снижения риска чаще всего используется при составлении строительных контрактов, аренде, лизинге, биржевых сделках и т.д. Передающая сторона передает свои риски на основе заключения договора. Стороны, заключающие контракт называются трансферти трансфери, соответственно.Лимитирование. Компания заранее составляет свой бюджет и устанавливает предельную сумму расходов.Страхование. Пожалуй,самый распространенный способ минимизации рисков любой компании. Страхование осуществляется путем распределениярисков между рядом лиц.Резюмируя выше сказанное, можно отметить, что подходы к минимизации и оценке рисков зарубежных логистических операций схожис практическим опытом другихстран. Это связано с высокой актуальностью данной проблемы в настоящее время. За рубежомактивно ведутся исследования даннойсферы, которые направлены на разработку методов для избежания или уменьшения рисков логистических операций.В заключении важно сказать,что развитие теории и практики управления рисками логистических операций зарубежом будет невозможнобез совершенствованиялогистических систем современных предприятий в целом.

Ссылки на источники1.Бродецкий Г. Л., Гусев Д. А., Елин Е. А. Управление рисками в логистике. –М: Академия. 2015г. –34 с.2.Будрина Е.В. проблема выявления, идентификации и оценки логистических рисков // Материалы международной конференции «Логистика в современном бизнесе». М.: Издво ГУ –ВШЭ, Международный центр логистики, 2014. с.98104.3.Кириллова Л.К. Маркетинговая концепция прямых иностранных инвестиций. Сборник трудов международной научнопрактической конференции Проблемы развития предприятий: теория и практикаМатериалы 13й Международной научнопрактической конференции. Редакционная коллегия: Г.Р. Хасаев, С.И. Ашмарина (ответственный редактор), В.А. Пискунов, Е.П. Фомин, А.П. Жабин, А.В. Стрельцов, Б.Я. Татарских, Ю.В. Матвеев, Л.А. Сосунова, Е.В. Волкодавова, Е.В. Меденцева, А.Г. Абросимов, Р.Б. Некрасов, М.В. Симонова, О.В. Баканач, В.Б. Звоновский, Г.С. Розенберг, Н.А. Чечин, А.Е. Маршак, С.С. Комарова, З.Н. Семашкина. СГЭУ, 2014. С. 200204.4.Кириллова Л.К. Международная логистика: учеб.пособие/ Л.К. Кириллова.Самара:Издво Самар.гос.экон.унта,2016.104с.5.Кичаева Т.Ю., Кириллова Л.К. Количественная оценка логистического риска спомощьютеории нечетких множеств. //Вестник Самарского государственного экономического университета, 2013, №1(99),с.2941.6.Миротин Л. Б., Основы логистики: Учеб. Пособие. / Л. Б. Миротин, В.И. Сергеев. –М.: ИНФРАМ, 2014г. –200 с.7.Сергеев В.И. Корпоративная логистика 300 ответов профессионалов / Под общей и научной редакцией В.И. Сергеева. –М.: ИНФА, 2014. –978 с.8.Сушкевич Е. В. Страхование как инструмент управления рисками в транспортнологистических системах. / С. А. Уваров –МИУ, 2014г. –34 с.9.Чернова Г. В. Практика управления рисками на уровне предприятия. / Г. В. Чернова. –СПб: Питер, 2015. –76 с.10.Щербаков В. В. Коммерция и логистика: сборник научных трудов / В. В.Щербаков, А. В. Парфенов –2015г. –97 с.11.Яшина Н. М. Основы страхования предпринимательского риска.//Финансы, 2014г.12.Электронный ресурс: http://www.ozhegov.org/13.Электронный ресурс:http://slovardalja.net/14.Электронный ресурс: http://www.vedu.ru/expdic/