Тенденции и перспективы российских международных грузовых автомобильных перевозок

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Евсеева А. А., Типушова И. О. Тенденции и перспективы российских международных грузовых автомобильных перевозок // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1516–1520. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970630.htm.
Аннотация. Рассматриваются основные проблемы и тенденции для российских предпринимателей, выполняющих международные грузовые автомобильные перевозки. Определены возможные перспективные направления развития рынка интернациональных грузовых перевозок, а также определяются причины и сложности в успешном функционировании на рынке МАП.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Евсеева Анна Анатольевна,кандидат экономических наук, доцент кафедры «Организация перевозок и управления на транспорте», ФГБОУ ВПО «Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А.», г. СаратовAnnaevseeva@mail.ru

Типушова Ирина Олеговна,студент третьего курса направления «Технология транспортных процессов», ФГБОУ ВПО «Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А.», г. Саратовtipushovairina@mail.ru

Тенденции и перспективы российских международных грузовых автомобильных перевозок

Аннотация.Рассматриваются основные проблемы и тенденции для российских предпринимателей, выполняющих международныегрузовыеавтомобильныеперевозки. Определены возможные перспективные направленияразвития рынка интернациональных грузовыхперевозок, а такжеопределяются причины исложности в успешном функционировании на рынке МАП.Ключевые слова:интернациональные перевозки, автомобильный транспорт, транспортировка, Европейский союз, логистика.

Логистика включает в себя весьма большой спектр разнообразных составляющих, из которых можно выделить несколько больших групп: логистика складирования, транспортная логистика, закупочная и сбытовая логистика, информационная логистика и пр. Как мы видим, понятие «логистика» весьма разнообразно и можно сказать, что она охватывает все сферы нашей жизни. Также нужно отметить, что данные группы выполняют разнообразные функции, без которых не может существовать вся логистическая схема, будь тодоставка сборного груза из Европы, Азии или США или жемеждународные контейнерные перевозки. В зависимости от организации данных процессов в производственной или торговой отрасли будет формироваться конечная цена на товар. Объектом научного и масштабного исследования стала отрасль, которая оказывает значительное влияние на итоги внешней торговли Российской Федерации, а также ее экспорта транспортных услуг. Тщательное изучение российского автомобильного рынка международных перевозок грузов позволило оценить перспективы и направления его дальнейшего развития.Одним из наиболее важных элементов системы экономических отношений с внешним миром является транспорт в целом. В частности, автомобильный транспорт, претерпевший в течение более двух десятилетий, развития рыночной экономики в Российской Федерации существенные количественные и структурныеизменения. Роль международных автомобильных перевозок в экономике страны и ее экономики внешних связей значительно выросла. Расширялась география и номенклатура доставляемых экспортноимпортных и транзитных грузов. Результаты последних лет показали, что и сегмент международных транспортных перевозок в России активно интегрируется в международную транспортную систему Евразии.[6]













Схема 1. Удельный вес динамики развития грузового автомобильного транспортной отрасли РФ с 1991 по 2016 годы.

Международный автомобильный транспорт стал одним из важных и конкурентоспособных отраслей российской экономики. Формируется и созданы сотни тысяч рабочих мест, а также обеспечивает значительное количество экспорта транспортных услуг и налоговых поступлений в российский бюджет. Усиление конкуренции на рынке международных автомобильных перевозок помогает улучшить свойства транспорта, безопасности и эффективности, а также на одном дыхании, повысить привлекательность автомобильного транспорта для поставки внешней торговли по сравнению с другими видами транспорта РФ. Международные автомобильные перевозки грузов это один из самых динамичных ирыночно ориентированных секторов экономики России. Изза высокой степени интеграции в международные цепочки поставок материальнотехнического обеспечения, автомобильный транспорт является более привлекательным для малых и средних предприятий, так как они заинтересованы в мелкопартионных отправках зарубежных продуктов. Таким образом, международные автомобильные перевозки вносят значительный вклад в развитие внешнеэкономической деятельности в России.[6]Тенденцией последних лет стал малый рост удельного весаУкраины, Польши и стран Балтии, в структуре географической экспортноимпортных перевозок Российской Федерации при сравнительно малом падении удельного веса Германии, в поставке товаров для внешней торговли. Кроме того, продолжает укрепляться тенденция расширения логистических схем доставки продукции в Россию из Западной Европы с момента введения промежуточных терминальных комплексов и перецепкой полуприцепа/ перегрузкой товара.Перспективы развития рынка интернациональных грузовых перевозок в 2016 году, будут зависеть от состояния экономики во всем мире, и, втом числе во внешней торговли России. В главном случае, индикаторами станет положение внешней торговли с ЕС, СНГ и Китаем. Наша производственная продукция потенциальна в высокотехнологичных странах,какие и нужны на интернациональных рынках; расширение экономического сотрудничества с зарубежными странами и, в значимой степени, соперничество внешних товарных 19913%19963%20017%20048%200611%200811%201013%201214%201415%201615%рынков, и в том числе интернациональных рынков транспортных услуг. При определении перспектив развития Российского рынка интернациональных перевозок товаров, могут быть два главных сценарных варианта, какие основаны на прогнозах долговременного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Если, после 2016 года станет поддерживаться стабильность на глобальных товарных рынках, то это позволит предсказать повышение интернациональных грузоперевозок между Россией и зарубежными странами.

В результате, размер международных автомобильных перевозок грузов в 2020 году может увеличиться. Такие, в общем, не оченьвысокие темпы роста по оценкам международных аспектов, объёмов международных автоперевозок товаров связаны, к сожалению, с хранением в обозримом будущем, традиционной роли России как поставщика первичных источников энергии и сырья с низким уровнем переработки. Это не позволяет увеличивать российский рост экспорта более чем на 2, 4% в год в 20162030 гг. Однако, могут быть причины высокого роста российского рынка международных автомобильных перевозок. Одна, из которых может оказать значительное влияние как на географической структуре внешней торговли Российской Федерации, а также на рынке транспортных услуг. Европейский союз будет удерживать лидирующие позиции в географической структуре российского экспорта и импорта, и втом же самом качестве как источника бизнес инвестиций и бизнес компетенций в различных отраслях российской экономики. Но в ЕС удельный вес во внешнеторговом обороте России будет падать в равной степени, а в 2030 году будет близка к 45%. В то же время доля ЕС будет уменьшаться и часть российского импорта структуры. Ряд причин развития будет зависеть от наличия и свойств, международных услуг мер регулирования в автомобильном секторе. Речь идет о формах и методах такого рынка российского контроля [4].Таблица 1Объем перевозок грузов и грузооборот автомобильного транспорта [7]













На нынешний день отечественный рынок интернациональных автомобильных перевозок вполне раскрыт. Развитие интернациональных автомобильных перевозок в обозримой перспективе станет во многом зависеть от уровня конкуренции отечественных автотранспортных компаний с перевозчиками из других государств, модернизации авто парка современной техникой высоких экологических классов ЕВРОVи ЕВРОVI, и в том числе целого ряда остальных причин.Самая веская причина, которая больше повлияла на рынок в 2016 году, считается курс рубля. Слабый рубль привел к росту цен на конечный продукт не только продовольственных продуктов, но и машин, запасных частей и оборудования, некоторых видов сырья, одежды, бытовой техники и т.д. В то же время зарплаты и доходы людей остались прежними. Это привело к уменьшению возможности приобретения, в области транспорта, промышленности, сельского хозяйства и населения. Все это очень негативно сказывается на жизнеспособности бизнеса на рынке, например, транспорт обязательная связь между производителями и покупателями, и его активность зависит от их состояния.[3]Самыми важными для интернациональных автоперевозок в 2016 году являются решения, принятые в прошлые годы и повлиявшие на первоначальную стоимость перевозок. В числе более важных решений следует отметить вступление утилизационного сбора. Изза его предельно высокой величины, техника подорожала от 28% до 79%. Для почти всех компаний падение рубля и вступление утилизационного сбора сделала невозможным обновление техники, при этом, не только импортной, но и отечественной. Это формирует недобросовестную конкуренцию исправным плательщикам, в частности. Только в 2ух регионах России налажен действенный контроль над платежами. На СевероЗападе власти мало обращают на это внимание. На фоне непрерывно растущей стоимости горючего возникают еще обязательные издержки автоперевозчиков. Например, для внутрироссийских перевозок —обязательная установка тахографов на эксплуатируемые авто( у интернациональных они стоят изначально). Негативную роль сыграло изменение распорядка поверки транспортных средств и получения свидетельства допуска для рефрежераторов. Весьма неблагополучно отразились на рынке грузоперевозок некие законодательные новшества.[2]Экономическую ситуацию в России по итогам первого полугодия 2016 года разрешено обрисовать как неопределенную. С одной стороны, отмечается понижение темпов падения в большинстве отраслей, а по неким показателям даже наметился слабый рост. Так, индустриальное и сельхозпроизводство на протяжении нескольких месяцев показывают позитивную динамику (на уровне 12% и 23%). Также вырастает размер грузоперевозок нате же 13%. Здесь драйвером стало европейская направленность, где экспорт подрос на 20, 07% при понижении импорта на 6, 2%.[1]На фоне пускай умеренных, но успехов индустрии и сельского хозяйства не удовлетворяет состоянию дел в розничной торговле, сфере услуг, а в той же степени настоящих заработков народонаселения. Они остаются в отрицательной зоне с показателями от 2 до 6%. [2]Таким образом, под давлением кризиса, малый и средний бизнес в Росси остается на прежнем уровне.

Перевозчики так же сталкиваются с другими проблемами: увеличение расходов на транспортные услуги, топливо и арендные платежи, а также более высокие ставки побизнес кредитам. Не прибавляет оптимизма и повышенные тарифы на страхование (КАСКО и ОСАГО). При перевозке грузов, особенно при международных перевозках и перевозках сборных грузов, всегда существует риск повреждения или утери товара. Поэтому страхование очень важно как способ предотвращения возможного ущерба. Конечно, на страховке груза всегда можно сэкономить, но это не самое разумное решение. Ведь Вы вносите незначительную сумму, а покрытие расходов в случае повреждения груза сумма гораздо больше.[3]В области международной торговли уже давно существуют правила и традиции составления внешнеторговых контрактов, в свою очередь у разных стран свои требования, традиции и нюансы заключения договоров, которые накладывают ряд ограничений, вследствие которых возникают недоразумения, разногласия с судебными тяжбами, с вытекающими из этого тратой времени и денег. Для урегулирования проблем, связанных с данными ограничениями, которые в непосредственности касаются международных перевозок.[4]Еще в начале 2015 года, так и не решилась проблема книг МДП Таможенные органы ограничили ее использование в России, в результате этого факта, временный поток сосредоточен в узком коридоре в СевероЗападном федеральном округе. В результате, транзит через российскую местность стал менее привлекательным, чем раньше, а падение торговли со странами ЕС более сильный удар нанес по компаниям этого региона. Объём автомобильных грузоперевозок из Европы в Россию, по итогам января

октября 2015г снизился на 34%.Так же по мере развития технологий и, что немаловажно, кризиса, в связи с которым ужесточается конкуренция, многие фирмы, которые хотят избежать лишних финансовых и физических затрат, ищут варианты, позволяющие избавить себя от непрофильных направлений деятельности и сосредоточиться на своих ключевых целях. Один из самых популярных способов является передача на аутсорсинг всех этапов экспедиционного обслуживания компаниям, которые занимаются непосредственно вопросами складирования,международными перевозкамии таможенным оформлением. Обычно данная потребность возникает при реструктуризации компании, смены деятельности на более узкие направления. [5]Что самое интересное, так это то, что в законодательстве Российской Федерации нет понятия логистических услуг и, что немаловажно, самого понятия логистики. Зато в нашей стране существует аналог –это транспортноэкспедиционные услуги. Регулируются все возникающие вопросы главами 40 и 41 гражданского кодекса РФ, а также федеральным законом «о транспортноэкспедиционной деятельности» и рядом актов, кодексов и уставов, такими как: устав автомобильного транспорта, устав железных дорог, устав внутреннего водного транспорта или же кодекс торгового мореплавания и воздушный кодекс. Но законодательство не стоит на месте и постоянно происходит пересмотр уже существующих законов, вносятся поправки и дополнения.Несмотря на то, что автомобильныеперевозкиудобнее с точки зрения логистики и сроков доставки, экономические причины и административные барьеры привели к тому, что грузопоток стал к концу года все более смещаться на железную дорогу. После такого, как в ноябре была введена система Платон, размер ж/д перевозок в декабре подрос на 1%, в то время как на протяжении других месяцев он не превосходил прошлогодние характеристики.[1]

Ссылки на источники1.[Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://ati.su/Media/Article.aspx?ID=5629&HeadingID=13–[Дата обращения 10.01.2017].2.[Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://ati.su/Media/Article.aspx?ID=5777&HeadingID=1–[Дата обращения 10.01.2017].3.[Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://xn-b1ae2adf4f.xn-p1ai/analytics/research/32406obzoppynkagpuzopepevozok2015statistikaitendentsii.html–[Дата обращения 10.01.2017].4.[Электронный ресурс]. –Режим доступа http://absopac.rea.ru/OpacUnicode/index.php?url=/notices/index/IdNotice:291880/Source:default–[Дата обращения 10.01.2017].5.[Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://mirtransporta.ru/business/101rynokmezhdunarodnyhgruzoperevozok.html. –[Дата обращения 04.05.2015].6.[Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.rostransport.com/transportrf/pdf/36/4448.pdf–[Дата обращения 10.01.2017].7.[Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://teoriapractica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2014/11/ekonomika/khegay.pdf–[Дата обращения 10.01.2017].